Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Henschel hs 129 денис бернард нр 8110. Живучесть и бронирование

Может быть, прямо из ствола пушки вырывается огнеметная струя, способная в бою поражать различные цели? Нет, это самое настоящее артиллерийское орудие калибра 100 мм, которое предназначено для выполнения своих прямых функций: поражения танков, самоходно-артиллерийских установок и других бронированных целей противника, подавления его артиллерии, различных огневых средств, уничтожения живой силы.
Конструктивно огнемет размещен в башне танка в том месте, где обычно устанавливается пулемет, спаренный с пушкой. А огнеметное оборудование смонтировано в корпусе танка - в боевом отделении и отделения управления. Если придерживаться точной терминологии, то следует говорить о том, что на ТО-55 установлен автоматическим танковый пороховой поршневой огнемет многократного действия с пиротехническим зажиганием струи. Этот огнемет состоит из жидкостной части, газовой части с автоматикой, системы пиротехнического зажигания и системы предохранения.
В свою очередь в жидкостную часть огнемета входят: задвижка с подвижной иглой, цилиндр с передней крышкой и подводящей трубой, обратный и поршень.
Основу газовой части составляет газовая полость цилиндра, то есть пространство, находящееся между задней крышкой и поршнем. Все детали и узлы, которые здесь смонтированы, являются элементами автоматики. Система пиротехнического зажигания предназначена для поджигания струи огнесмеси в момент ее вылета из насадки огнемета горящим факелом зажигательного патрона.
Для приведения огнемета в действие предусмотрены две спусковые кнопки, одна находится на пульте управления, а другая-на маховике поворотного механизма, что значительно облегчает действия экипажа при ведении огня. Автоматическую стрельбу из огнемета обеспечивают несколько систем и механизмов. Главные из них - это каморный барабан, снаряжаемый пороховыми патронами, и барабан системы пиротехнического зажигания, в котором размещаются зажигательные патроны. В каморах и гнездах этих барабанов устанавливаются соответственно по двенадцать патронов, так как огнемета составляет двенадцать огнеметных выстрелов. Вместимость бака для огнесмеси 460 л, а расход се на один выстрел составляет 35 л.
Пороховой состоит из стальной гильзы, в которую ввернута электрокапсюльная втулка. Внутри гильзы уложен заряд нитроглицеринового пороха массой 460 г н комбинированный воспламенитель. Масса окончательно снаряженного патрона достигает 1,34 кг. Зажигательный патрон представляет собой гильзу, в которую помещен пиропатрон с электрозапалом и пиротехнический элемент.
Как же происходит огнеметный выстрел? При нажатии на спусковую кнопку напряжение одновременно подается на времени и на очередной зажигательный пиропатрон. Последний воспламеняется и выбрасывает факел пламени впереди насадки. Таким образом, система пиротехнического зажигания приведена в состояние готовности и теперь лишь "ждет" подачи огнесмеси.
Спустя 0,1...0,2 с реле времени подает напряжение на электрокапсюльную втулку порохового патрона, который моментально срабатывает. Давление пороховых газов в цилиндре быстро нарастает, и, когда оно достигнет 15 кгс/см2, игла задвижки начинает перемещаться назад и открывает отверстие, соединяющее жидкостную полость цилиндра с насадкой задвижки.
Поршень под воздействием пороховых газов резко подается вперед и выталкивает огнесмесь из цилиндра через насадку. Давление, при котором происходит выбрасывание основной массы огнесмеси со скоростью 100 м/с, достигает 50...75 кгс/см2. Пролетая через факел зажигательного патрона, струя воспламеняется и в таком виде летит на цель.
В конце хода поршня срабатывает система клапанов: насадка продувается - из нее удаляются остатки огнесмеси, поршень под давлением огнесмеси в баке возвращается в исходное положение, оба барабана проворачиваются, подавая очередные патроны. Огнемет готов к новому выстрелу.
Такая удачная конструкция огнемета определяет, естественно, и его тактико-технические характеристики. Начнем с важнейшей-дальности огнеметания. Командиру танка и наводчику зачастую приходится решать задачу: "достанет" ли огнемет или иную цель? Соображать, конечно, надо быстро, и глазомер должен быть отменный. Во всяком случае при столь мощных параметрах струи максимальная дальность огнеметания достаточно велика и достигает 200 м.
Огнемет полностью оправдывает свое определение - "автоматический". Практическая составляет семь выстрелов в минуту. Иначе говоря, весь огнеметный "боезапас", все 460 л, можно "расстрелять" менее чем за две минуты.
Автоматика огнемета работает быстро и точно. более того, если возникает необходимость быстро создать на данном участке зону сплошного огня, то наводчику не обязательно каждый раз нажимать на спусковую кнопку. Автоматика позволяет при постоянно нажатой кнопке вести непрерывную стрельбу в виде очереди огнеметных выстрелов до полного израсходования огнесмеси. Не трудно себе представить, какое мощное воздействие оказывает на противника столь своеобразный огневой налет.
Как видим, огнемет, установленный на борту танка, существенно дополнил его боевые качества. Однако не будем забывать, что танк во всех случаях остается танком, это грозная боевая , имеющая мощное вооружение, надежную броневую защиту и обладающая высокими маневренными качествами. Наибольшая прицельная дальность 100-мм пушки при использовании штатного прицела составляет 6900 м. Но, если нужно, танк можно использовать и для стрельбы с закрытых огневых позиций. Тогда он уподобляется классическому артиллерийскому орудию, стрельба ведется с использованием бокового уровня на дальность до 14 600м. В подавляющем же большинстве случаев стрельба ведется прямой наводкой. Конечно же, она самая эффективная, точная и результативная: ведь наводчик прямо перед собой видит цель. Дальность прямого выстрела бронебойным снарядом составляет 1000 м, а осколочно-фугасной гранатой-1100 м. Примечательно, что стрельбу прямой наводкой можно вести и ночью: с помощью инфракрасного прицела наводчик берет любую цель "на мушку" на дистанции до 800 м.
Скорострельность пушки до семи выстрелов в минуту достигается тем, что заряжание осуществляется унитарными патронами, в которых снаряд и гильза соединены в одно целое. Заряжающий одним движением посылает артиллерийский выстрел в казенную часть пушки. Это просто и удобно, несмотря на то, что масса снаряда 15 кг, а масса унитарного патрона в целом составляет 30 кг.
Высокая точность стрельбы обеспечивается не только совершенными прицельными приспособлениями, но и системой стабилизации вооружения. Наводчик поражает цель с ходу практически с той же точностью, что и с места. Рассмотренное вооружение танка дополняют курсовой пулемет ПКТ калибра 7,62 мм с боекомплектом патронов в количестве 750 штук, Калашникова, 12 ручных гранат Ф-1.
Танковая пушка и спаренный с нею огнемет поворачиваются вместе с башней вкруговую. Это очень важно в современном бою, так как любую цель, появившуюся впереди танка, сбоку или даже сзади, экипаж может поразить, применив различные образцы вооружения: пушку, огнемет или пулемет. Для быстрого поворота башни используются моторные приводы, которые, кроме того, могут плавно наводить пушку и огнемет в цель.
Малая уязвимость танка в бою обеспечивается многими факторами: скоростью и маневренными характеристиками, его габаритами, формой корпуса и башни, вооружением, наконец, степенью подготовленности экипажа. И все же самое главное-надежность брони, которая, кроме того, защищает экипаж от воздействия поражающих факторов ядерного взрыва, отравляющих и радиоактивных веществ.
Масса огнеметного танка 36 т и, несмотря на это, он обладает хорошей маневренностью. Он способен двигаться по грунтовой дороге со средней скоростью до 27 км/ч, а по шоссе - 32...35 км/ч. Максимум скорости, который можно "выжать" по шоссе, 50 км/ч. Запас хода - до нескольких сотен километров. Неплохие показатели у танка и по проходимости. Он может, например, с ходу преодолеть ров шириной до 2,7 м, "взять" вертикальную стенку высотой 0,8 м, форсировать водную преграду вброд, если ее глубина не будет превышать 1,4 м.
Для преодоления более серьезной водной преграды огнеметный танк снабжен оборудованием для подводного вождения ОПВТ, которое обеспечивает надежную герметичность боевой машины, нормальную подачу воздуха экипажу и двигателю. Ширина преодолеваемой водной преграды при этом составляет 700 м, а глубина достигает 5 м. Значительно повышают танка автоматическая система противоатомной защиты и противопожарное оборудование, которое также действует автоматически. В качестве средства маскировки танк может применять дымовую завесу, для чего предусмотрена система дымопуска, работающая на том же дизельное топливе, что и . Непросматриваемая длина дымовой завесы может быть в пределах 250...400 м, а стойкость ее от двух до четырех минут.
Таким образом, удачное сочетание многих тактико-технических характеристик делает огнеметный танк ТО-55 поистине грозной боевой машиной, способной наносить огневые удары по различным целям и принимать участие в различных видах боя.
антенна радиостанции; 6 - пушки; 7-дульный ; 8-гусеница; 9- корпус; 10- опорный каток; 11 - насадка: 12- корпус задвижки; 13- цилиндр; 14-каморный барабан; 15 - задняя крышка. 16-выключатель; 17 - ползун; 18 - вилка; 19 - обратный клапан; 20 - подводящая труба; 21 - газовый клапан ">
Огнеметный танк ТО-55: а-общий вид; б-огнемет; 1-башня; 2- огнемет; 3, 5 - прожекторы инфракрасного света; 4- антенна радиостанции; 6 - ствол пушки; 7-дульный тормоз; 8-гусеница; 9- корпус; 10- опорный каток; 11 - насадка: 12- корпус задвижки; 13- цилиндр; 14-каморный барабан; 15 - задняя крышка. 16-выключатель; 17 - ползун; 18 - вилка; 19 - обратный клапан; 20 - подводящая труба; 21 - газовый клапан
Библиография:
Материал предоставил Сергей Зыков

Энциклопедия танков . 2010 .


Мертвая выжженная полоса длиной 200 и шириной 30 м. Не осталось ничего — ни травинки, ни деревца, только обугленные холмики, которые еще недавно были людьми… Перед нами — страшные последствия выстрела огнеметного танка. Это бесчеловечное оружие было частично запрещено конвенцией ООН, вступившей в силу зимой 1983 года, но до тех пор успело обрасти целой гроздью легенд и заблуждений.

Самое распространенное заблуждение, связанное с огнеметными танками, связано с тем, что максимальный урон наносится врагу непосредственно во время выстрела. Это не так. Более всего опасно в этом плане последействие — горючая смесь, накрыв весьма значительную площадь, продолжает гореть в течение длительного времени после выстрела и как раз тогда выжигает все, до чего «дотягивается». Таким образом, огнеметный танк весьма эффективен и против бронетехники. Жидкие, легко текучие смеси проникают в самые малые щели и способны «выжечь» танк противника изнутри. Видимо, нет для экипажа более страшной смерти.

Другое популярное заблуждение заключается в том, что огнеметный танк чаще всего не имеет другого вооружения (если не считать пулемета). Безусловно, существует целый ряд танков, в которых установка для огнеметания является основным орудием. Но в серийное производство чаще поступали модели, где огнемет был лишь дополнительным вооружением наряду с традиционной пушкой.


При нажатии на спуск срабатывает пиропатрон, подающий небольшой огненный факел перед самым жерлом насадки. Примерно через 0,2 с напряжение подаётся на электрозажигание порохового патрона. Давление пороховых газов возрастает. По достижении 15 кгс/см 2 начинает перемещаться игольчатый клапан, разделяющий жидкостную полость и насадку, а при давлении от 50 д 75 кгс/см 2 струя выбрасывается, воспламеняясь от заведомо зажжённого факела пиропатрона. После выстрела барабан проворачивается, а поршень встаёт на своё место — по сути, это револьверный принцип. 1 — огнемет; 2, 4 — прожекторы инфракрасного света; 3 — антенна радиостанции; 5 — ствол пушки; 6 — дульный тормоз.

С пушкой или без нее?

Характерный пример — советский «Объект 483», созданный под руководством Александра Морозова на базе Т-54Б. Разработанный в 1959 году, этот танк был оснащен пороховым огнеметом ОМ-250 и имел сумасшедшую дальность выстрела (до 270 м) при ширине разлета струи 30 м. Но такая дальность влекла за собой огромный расход горючей смеси — около 100 л на выстрел. Пришлось поступиться пушкой, частью топливных баков, внутренним пространством для экипажа, чтобы «вместить» в нутро танка набор емкостей суммарным объемом 1600 л. Таким образом, при самом идеальном раскладе боезапаса хватало на 15−16 выстрелов, после чего «Объект 483» превращался в почти невооруженную боевую машину и вынужден был «бежать» с поля боя.


Огнемет: 7 — насадка; 8 — корпус задвижки; 9 — цилиндр; 10 — каморный барабан; 11 — задняя крышка; 12 — обратный клапан; 13 — подводящая труба; 14 — газовый клапан.

Поэтому из машин, разработанных в 1950-х годах, в серию пошли те, которые были оборудованы огнеметом в дополнение к основному, пушечному вооружению: сперва ОТ-54, чуть позже — ТО-55. Последний вообще оказался удивительно совершенным танком — настолько удобным и незаменимым, что, поступив на вооружение в 1961 году (к этому моменту уже была изготовлена пробная партия), исчез из армейских рядов только лишь в 1993-м!

Если сравнивать ТО-55 с «Объектом 483», то преимущества первого налицо. Во‑первых, вооружение: несмотря на установку огнемета АТО-200, танк не лишился классического орудия, 100-мм пушки Д-10Т2С. Во‑вторых, объем баков под горючую смесь составил всего 460 л, но при этом расход на один выстрел снизился до 35 л, то есть выплеснуть свой «горючий характер» танк мог 12−14 раз, ненамного меньше, чем «Объект 483». Наконец, ТО-55 имел возможность автоматического ведения огня, то есть, по сути, мог подавать горючую смесь непрерывно, а не порциями. Да и дальность выстрела была весьма приличной — 200 м.


Визуально ТО-55 отличается от Т-55 только выступающей справа от пушки насадкой огнемёта и небольшим лючком для заправки огнесмесью прямо под ней.

Таким образом, создав «Объект 483» уже после вполне успешной «пятьдесятпятки», конструкторы на практике убедились, что троекратное наращивание расхода смеси на выстрел попросту не стоит свеч: дальность увеличивается не слишком значительно, а в убойной силе танк теряет серьезно — за счет отказа от пушки как основного оружия. Так или иначе, именно ТО-55 оказался идеальным огнеметным танком Советской армии и одной из лучших подобных машин в мире. А таких существовало довольно много.

Пневматика или порох?

Несмотря на то что разговоры об установке огнемета на бронемашину шли еще во время Первой мировой войны, до практики дело дошло лишь в начале 1930-х. Именно советские конструкторы первыми создали и запустили в серийное производство подобную машину (ХТ-26, 1932 год), а к началу Великой Отечественной было разработано полтора десятка различных моделей, в большинстве своем — на одной и той же базе. К 1941 году в СССР было изготовлено порядка 1500 химических танков — правда, не все «добрались» до войны. Например, из 75 танков ХТ-37 до начала боевых действий сохранились лишь 10 — остальные были переделаны обратно в базовый танк.


ОТ-130 (1935) — один из поздних огнемётных танков на базе Т-26 образца 1933 года. Фото из музея в Кубинке. Первый серийный огнемётный танк появился в 1932 году — ХТ-26 на базе двухбашенного лёгкого танка. Основным вооружением служил пневматический огнемёт КС-24, бьющий смесью из мазута и керосина на 35 м, вспомогательным — пулемёт ДТ. Двухбашенный Т-26 за базу был принят не просто так: левая башня оставалась на своём месте, а место правой занимали резервуары с огнесмесью. Впоследствии было разработано множество модификаций 26-го, последний образец на его базе появился в 1940-м. Интересно, что знаменитые телетанки ТТ-26 тоже были модификацией ХТ-26.

Первые советские танковые огнеметы серии КС (например, КС-24 или КС-25), устанавливаемые на ХТ-26 и его модификации, имели весьма низкую дальность стрельбы — от силы 30−40 м. В первую очередь этот параметр определялся типом огнемета. КС-ы были пневматическими, то есть зажигательная смесь из них выстреливалась под давлением, создаваемым газом из пневмобаллона. Поэтому весь огнеметный состав СССР, пусть и огромный, к началу войны откровенно устарел.

Новое поколение огнеметов АТО-41 (и последующее АТО-42), устанавливаемое на танк ОТ-34 (да-да, на базе знаменитой «тридцать-четверки»), относилось к классу пороховых поршневых. Подобный огнемет напоминает обычную пушку, только вместо снаряда в нем — порция горючей смеси. Выстрел производится за счет давления пороховых газов, образующихся в результате взрыва метательного заряда — дальность при этом относительно пневматических огнеметов значительно возрастает.


Этот огнеметный танк получил прозвище «Крокодил» за неспособность передвигаться задним ходом из-за прицепа с огнемесью.

ОТ-34, поступивший на вооружение в 1942 году, стал самым массовым огнеметным танком Второй мировой — их было изготовлено 1170 штук. Удивительно, но до наших дней дошло всего два образца: один хранится в Симферополе, другой — в Нижнем Тагиле. Судьба последнего занимательна: его подняли со дна Черного озера в 1999 году, после чего начались политические дрязги по поводу того, кому принадлежит машина: поднимавшей организации или Министерству обороны. Итоговое решение оказалось соломоновым: танк передали в нижнетагильский музей при заводе, блестяще отреставрировали, и теперь он одна из гордостей экспозиции. При этом ОТ-34 стал первым танком подобного типа, сохранившим основное вооружение — 76-миллиметровое орудие Л-11. Впоследствии именно такая компоновка стала основной для огнеметных машин.


Прицеп-цистерна Churchill Crocodile вмещала около 1800 литров огнесмеси, чего гарантированно хватало более чем на 80 односекундных выстрелов-«плевков».

Не только в СССР

Советский Союз разработал в два раза больше огнеметных танков (если, конечно, учитывать модификации), чем все остальные страны вместе взятые. Пожалуй, самой интересной из западных конструкций был британский «кит-кар» Churchill Crocodile 1943 года. В отличие от советских танков, которые изначально разрабатывались как огнеметные на базе серийных, «Крокодил» представлял собой набор оборудования, которое можно было установить на любой Churchill Mk VII, «сконвертировав» его в огнеметную машину. Сам огнемет устанавливался на место пулемета, расположенного в передней части корпуса; трубопровод прокладывался под днищем на кронштейнах и вел… к прицепу! Действительно, принцип «конвертации» не позволял разместить массивный бак для зажигательной смеси внутри корпуса, и поэтому 1800-литровая емкость ехала за танком на жесткой сцепке. Бил «Крокодил» примерно на 110 м непрерывной струей и расходовал порядка 15 л/с. С одной стороны, Churchill Crocodile бы дешев и не требовал значительных трудозатрат (потому был изготовлен в количестве 800 экземпляров), но, с другой, он оказался крайне неповоротливым, прицеп не позволял идти задним ходом и серьезно замедлял танк. Помимо «Черчилля», британцы разработали огнеметные танки на базе Matilda II и малого бронетранспортера Universal Carrier.


Огнёмет Churchill Crocodile располагался на месте пулемёта, 7,62-мм BESA. Бил огнемёт чуть больше чем на 100 метров (в разных источниках от 110 до 130 м), на один выстрел расходовал примерно 15−20 л огнесмеси.

Самый известный американский химический танк М67, нашедший применение во Вьетнаме, был создан в середине 1950-х на базе третьего «Паттона». Пушку он не сохранил, на ее месте располагался пневматический огнемет M7−6. При всей архаичности этой системы высокое давление воздуха позволяло М67 бить на 200 м, а значительный запас горючей смеси (более 1500 л) — вести непрерывный огонь в течение 55 с. В принципе, во Вьетнамской войне танк пригодился, поскольку огнемет — идеальное оружие в условиях джунглей. М67 применялись в целом ряде операций и показали себя хорошо. Но уже в 1970-х оказалось, что подобное оружие просто не нужно — нового Вьетнама явно не предвиделось. Помимо «Паттона», американцы переделывали в огнеметы танки «Шерман» и «Стюарт».


Цистерна крепилась к танку на жесткой сцепке, что было единственно возможным вариантом, но при этом серьезно ограничивало маневренность «Крокодила».

Конечно, огнеметные танки были и у Германии — на базе PzKpfw II, PzKpfw III, StuG III и даже трофейных французских Char B1. Все немецкие Flammpanzer были результатами конвертации танков, изначально не рассчитанных на использование в качестве огнеметных. Конверсия порой выглядела странно — например, Flammpanzer III внешне почти не отличался от своего прообраза. Огнемет был установлен внутри пушки, и соперник мог до последнего момента не догадываться, что перед ним вовсе не обычный PzKpfw III. Огнеметные танки в разное время строили в Канаде, Австралии, Италии и Японии (во время Второй мировой) и в Чехословакии — уже после войны.


Огнемётные танки американские военные остроумно прозвали Zippo в честь производителя зажигалок. На снимках — огнемётные модификации танка Sherman — M4A3R3 Zippo (использовался при Иводзиме в 45-м) и более ранний M4 Crocodile (1942 год).

Эффективно? Отчасти!

В первую очередь огнеметный танк эффективен против пехоты. Особенно — в условиях леса, потому что выжигает значительную площадь и абсолютно все, что на этой площади оказывается в момент выстрела. Казалось бы, основная проблема, по которой огнеметные танки не покорили мировые поля сражений, — это небольшой боезапас и невысокая дальность. Но более веская причина — экономическая. Зажигательные бомбы и напалм значительно эффективнее, проще, дешевле и удобнее для зачистки территории, особенно при использовании авиационных средств их распространения.

Немного химии

Один из важнейших компонентов огнемета — его боеприпас, огнесмесь. В первых советских танковых огнеметах использовалась смесь мазута с керосином. Впоследствии создавались разнообразные огнесмеси, в состав которых входили практически все возможные горючие вещества. Например, в Корее американцы смешивали картерное масло с бензином.
Одной из самых распространенных советских танковых огнесмесей была ББЦ — аналог напалма, смесь бензина (70%) с загустителем. Именно она использовалась в огнемете АТО-200 наряду с другой смесью — СКС-0 (где СКС — это загуститель, синтетический бутадиен-стирольный каучук). Интересно, что огнемет в принципе можно заполнить не только горючей смесью. Те же ХТ-26 применялись для распыления дегазирующей жидкости, а также создавали маскировочные завесы с помощью дымообразующей смеси.

Именно поэтому современный «огнеметный танк» — это в первую очередь система залпового огня, способная стрелять объемно-детонирующими (или, как говорят американцы, «топливными») боеприпасами. Такая ракета или бомба после взрыва распыляет вокруг горючую жидкость, которую сама же и поджигает, — система в целом называется реактивным огнеметом. Советский реактивный танковый огнемет — это знаменитый ТОС-1 «Буратино» (или его модификация ТОС-1А «Солнцепек»), созданный в середине 1980-х и применявшийся в Афганистане, — о нем мы писали в «ПМ» № 4"2006. Хотя это уже совсем другая история.


Но еще 2 декабря 1983 года вступила в действие «Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие». Ее протокол № 3 запретил использование зажигательного оружия против, в частности, мирного населения, а также в лесной местности (то есть с выжиганием лесного массива).

Запрет окончательно поставил крест на «карьере» огнеметных танков. На вооружении России и Казахстана есть суммарно около двух десятков ТОС-1 и ТОС-1А, но применение их ограничено локальными конфликтами. А классические огнеметные танки ушли в прошлое — как устрашающее, но явно уступающее менее экстравагантным вариантам оружие. И к тому же признанное мировой общественностью чрезмерно жестоким. Хотя есть ли такое оружие, которое можно назвать гуманным?..

Основные характеристики

Кратко

Подробно

2.7 / 3.3 / 3.7 БР

1 человек Экипаж

4,5 тонн Вес пустого

5,2 тонн Взлётный вес

Лётные характеристики

7 500 м Максимальная высота

сек 31,0 / 31,0 / 27,9 Время виража

Км/ч Скорость сваливания

2 х Gnome et Rhône Baumuster 14M Двигатель

Радиальный тип

воздушная система охлаждения

Скорость разрушения

630 км/ч конструкции

295 км/ч шасси

500 снарядов боезапас

750 выстрелов/мин скорострельность

2 000 снарядов боезапас

1 151 выстрелов/мин скорострельность

Подвесное вооружение

1 x 30-мм пушка MK 103 (подвесная) Набор 1

1 x 37-мм пушка BK 3,7 (подвесная) Набор 2

4 x 50-кг бомба SC50JA Набор 3

Экономика

Описание

Напишите введение к статье в 2-3 небольших абзаца. Кратко расскажите об истории создания и боевого применения самолёта, а также о его ярких особенностях и применении в игре. Вставьте скриншоты машины в разных камуфляжах. Если начинающий игрок плохо помнит технику по названиям, он сразу поймёт, о чём речь.

Основные характеристики

Летно-технические характеристики

Расскажите о том, как самолёт ведёт себя в воздухе. Максимальная скорость, манёвренность, скороподъёмность и максимально допустимая скорость пикирования - важнейшие характеристики самолёта. Особенное внимание обратите на РБ и СБ, поскольку в аркадных боях физика упрощена и отсутствует флаттер.

Живучесть и бронирование

Напишите о живучести самолёта. Отметьте, насколько уязвим пилот и протектированы ли баки. Опишите бронирование, если оно есть, а также уязвимость системы охлаждения двигателя.

Вооружение

Курсовое вооружение

Опишите курсовое вооружение самолёта, если оно есть. Расскажите, насколько пушки и пулемёты эффективны в бою, а также какие ленты лучше использовать. Если курсовое вооружение отсутствует, удалите этот подраздел.

Подвесное вооружение

Опишите подвесное вооружение самолёта: дополнительные пушки под крыльями, бомбы, ракеты и торпеды. Особенно этот подраздел важен для бомбардировщиков и штурмовиков. Если подвесного вооружения нет, удалите подзаголовок.

Оборонительное вооружение

Оборонительное вооружение состоит из турельных пулемётов или пушек, обслуживаемых стрелками. Если оборонительное вооружение отсутствует, удалите этот подраздел.

Применение в бою

Опишите приемы игры на самолёте, особенности использования в команде и советы по тактике. Воздержитесь от создания "гайда" - не навязывайте единственную точку зрения, но дайте читателю пищу для размышлений. Расскажите о самых опасных противниках и дайте рекомендации по борьбе с ними.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

Недостатки:

Историческая справка

Расскажите об истории создания и боевого применения самолёта. Если историческая справка получится большой, вынесите её в отдельную статью и добавьте сюда ссылку на неё при помощи шаблона main . В конце обязательно укажите ссылки на источники.

Медиа

Прекрасным дополнением к статье станут видеогайды, а также скриншоты из игры и фотографии.

Hs 129 – немецкий двухмоторный одноместный штурмовик времен Второй мировой войны, созданный компанией Хеншель (Henschel). Данный самолет использовался в основном в боевых операциях на Восточном фронте с 1942 по 1945 годы. Всего Люфтваффе получило около 865 самолетов данного типа, еще какая-то часть машин была поставлена Румынии. Можно сказать, что Хеншель Hs-129 был единственным самолетом Второй мировой войны, основной задачей которого была борьба с бронетехникой противника.

В 1937 году командование Люфтваффе предложило компаниям «Фокке-Вульф», «Блом и Фосс» и «Хеншель» принять участие в конкурсе на создание нового самолета непосредственной поддержки сухопутных войск. Новый штурмовик должен был заменить своего предшественника полутороплан Hs 123. Согласно подготовленному техзаданию, которое составлялось с учетом опыта боев в Испании, предполагалось разработать маневренный, небольшой, хорошо бронированный самолет с мощным вооружением, который для обеспечения большей живучести должен был оснащаться 2-мя двигателями. Из представленных для постройки опытных образцов выбор был остановлен на проектах компаний «Хеншель» и «Фокке-Вульф». Испытания, которые проводились в 1939 году, выявили преимущества самолета разработки компании «Хеншель». В результате штурмовик Hs 129 созданный главным конструктора Ф. Николаусом в 1940 году был запущен в серийное производство под индексом Hs 129A.

Однако уже с поступлением первых серийных штурмовиков в боевые части пилоты быстро выявили его недостатки, в частности слабое бронирование, недостаточную мощность авиационных двигателей, очень плохой обзор из кабины пилота, что делало невозможным использование группового полета из-за опасности столкновения машин в воздухе. Компания «Хеншель» была вынуждена срочно вносить в конструкцию своего самолета необходимые изменения, и уже в сентябре 1941 года было начато производство новой модификации штурмовика Hs 129B, который и стал наиболее массовой моделью и основой штурмовой авиации Люфтваффе.


Оружейники заряжают 30-мм пушку MK 103 штурмовика Хеншель Hs-129

Штурмовик Hs 129В представлял собой двухмоторный одноместный свободнонесущий моноплан, обладающий низкорасположенным крылом. Фюзеляж самолета – полумонокок цельнометаллической конструкции, имеет трапециевидное сечение с гладкой работающей обшивкой. Фюзеляж штурмовика состоял из 3-х основных частей, которые были состыкованы между собой: носовой, центральной и хвостовой.

Наибольший интерес представляла носовая часть фюзеляжа, в которой находилась кабина летчика. Кабина пилота представляет собой цельный бронированный короб, который был сварен из листов стали толщиной в 6 мм. Все используемые листы были плоскими, за исключением верхнего листа, которому была придана обтекаемая форма. На боковых поверхностях бронекороба имелось 2 желоба, предназначенных для проведения стволов авиационных пушек.

Для того чтобы придать носовой части фюзеляжа машины обтекаемую форму, с боков и снизу она была прикрыта дюралюминиевыми обтекателями (съемные). По сравнению с другим известным самолетом-штурмовиком Второй мировой войны – Ил-2, у которого самой конструкции бронекапсулы была придана обтекаемая форма, обтекатели Hs 129 можно было рассматривать как лишний и достаточно обременительный для самолета балласт.

Носовая часть крепилась к центральной при помощи болтов, к центральной части фюзеляжа был пристыкован также центроплан крыла. Соединение фюзеляжа с центропланом было выполнена при помощи 2-х силовых нервюр, которые переходили в боковины фюзеляжа. В центральной части фюзеляжа находилось стрелково-пушечное вооружение и топливный бак емкостью в 200 литров. Хвостовая часть фюзеляжа штурмовика, которая несла вертикальное и горизонтальное оперение, был выполнена отъемной. Ее крепление к центральной части производилось по всему контуру при помощи болтов.

Конструкция, использованной на самолете бронекапсулы, отражала многолетний опыт компании «Хеншель» по изготовлению разнообразной бронетехники для нужд сухопутных войск, именно это производство для компании являлось основным. Главный конструктор самолета Николаус и его команда хотели обеспечить пилоту хороший обзор из кабины вниз-вперед при помощи небольших смотровых приборов по типу танковых. При этом при их применении накладывалось достаточно жесткое ограничение – расстояние между остеклением и глазами пилота не должно было быть больше 30 см.

Требования о размещении головы летчика близко к лобовому остеклению фонаря кабины привели к тому, что ноги летчика необходимо было «протянуть» в носовую часть, а желание максимально облегчить вес бронекапсулы – к низкому расположению кресла пилота. Ширина верхней части капсулы определялась лишь шириной плеч пилота – «абы пролез». Приборная доска была исключительно мала и на ней не нашлось места для установки приборов контроля двигателей, которые были вынесены на внутренние стороны мотогондол. При этом маленькие размеры сдвижного сегмента фонаря кабины очень сильно затрудняли обзор в стороны, из-за чего у пилотов возникали проблемы при полете строем и рулежке по ВПП. Об обзоре задней полусферы речи вообще не велось.

Плохой обзор с места пилота так и остался платой за сравнительно хорошую его защищенность. Прозрачная часть фонаря кабины была изготовлена из бронестекла толщиной в 75 мм. Позади летчика была установлена бронеперегородка толщиной в 6 мм. При этом низкое расположение кресла пилота в кабине являлось причиной применения очень короткой ручки управления, которая не нравилась пилотам.

Силовая установка штурмовика состояла из 2-х моторов, расположенных на специальных рамах под крылом самолета. Первоначально на штурмовике устанавливали два 12-цилиндровых двигателя Ag-410A жидкостного охлаждения производства компании «Аргус». Однако их мощности в 465 л.с. было явно недостаточно. По этой причине, когда вермахт захватил в побежденной Франции достаточное количество двигателей GR-14 французской фирмы «Гном-Рон», которые обладали большей мощностью, они сразу же были использованы для оснащения штурмовиков Hs-129 в модификации B. Двигатели GR-14 были звездообразными двухрядными 14-цилиндровыми и развивали мощность в 700 л.с. Двигатели оснащались трехлопастными винтами «Ратье», которые имели металлические лопасти диаметром в 2,6 метра. Нижние «полуцилиндры» капотов двигателей производились из штампованных листов стали толщиной в 5 мм. Броня такой же толщины прикрывала маслорадиаторы, которые были смонтированы под корневыми частями консолей.


Запас горючего самолета равнялся 610 литрам и находился в 3-х протектированных баках, из которых один емкостью в 200 литров был расположен в центральной части фюзеляжа самолета, а еще 2 бака емкостью по 205 литров в крыле с левой и правой стороны фюзеляжа. Центральный бензобак оснащался центробежной мотопомпой, которая служила для перекачивания топлива.

Стандартное вооружение штурмовика Hs-129B включало в себя 2х7,92-мм пулемета MG-17 и 2х15-20 мм пушки MG-151. Пулеметы находились в центральной части крыла вблизи бортов фюзеляжа, а пушки располагались по бортам фюзеляжа в специальных гнездах над крылом и были прикрыты обтекателями. Боезапас каждой пушки – 250 снарядов, пулеметов – 1000 патронов. Помимо этого самолет мог нести различное подвесное вооружение, в том числе 30-мм, 37-мм и даже 75-мм пушки. Управление стрельбой и перезарядка пушек были полностью электрическими. Управление стрельбой пулеметов было электрическим, перезарядка электропневматическая. Управление оружием было сосредоточено на рукоятке управления штурмовиком, имеющийся на ручке переключатель позволял вести стрельбу из всего оружия одновременно или отдельно из пулеметов или пушек.

О том насколько пилотам Hs-129 «нравился» штурмовик можно судит по следующему высказыванию одного из летчиков. «Летные характеристики штурмовика были настолько плохими, что я обеспечил себя кошмарами по ночам на долгие годы вперед! Управление рулями требовало от пилота очень больших физических усилий, по этой причине даже немного скорректировать прицел в процессе атаки получалось далеко не всегда. Коротка ручка управления самолетом почти никак не учитывала анатомическое строение летчика. Сложной была и посадка. Помимо тяжелого управления, штурмовик отличался неустойчивостью относительно всех 3-х осей во время полета в турбулентной атмосфере. Фактически у Hs-129 имеется лишь 1 плюс – это высокая вероятность, что пилот останется жив в результате жесткой посадки машины на брюхо – конструкция бронекапсулы достаточно прочна».


Проверка двигателей немецкого самолета-штурмовика Хеншель Hs 129. Достаточно редкая машина (выпущено 865 самолетов), использовалась в основном на Восточном фронте с 1942 по 1945 год

Изготовление штурмовиков Hs-129 было остановлено в сентябре 1944 года. До этого времени Люфтваффе успели получить около 870 самолетов. В условиях господства в воздухе немецкой авиации этот хорошо вооруженный и бронированный штурмовик мог оказывать существенное влияние на ход боевых действий. Но его производство велось очень медленно, так что достаточная партия из 411 штурмовиков была произведена только в 1943 году, когда советская авиация уже полностью оправилась от нанесенных ей потерь.

Основными недостатками штурмовика Hs-129В были низкая скорость и отсутствие защиты от истребительных атак с задней полусферы, из-за чего самолет становился легкой добычей советских летчиков-истребителей. Несмотря на это самолет применялся немцами до начала 1945 года, некоторое количество штурмовиков находилось также на вооружении ВВС Румынии и успело повоевать как против советских, так и против немецких войск.

Советский офицер поздравляет командира зенитной батареи, сбившей румынский штурмовик немецкого производства Hs-129B-2 лейтенанта Мунтяну (Munteanu), Номер 327 (W. Номер 141263). Перед «Крестом Михая» на фюзеляже нанесена фраза «HAI FETITO» («Давай, девчонка»). А под номером на хвосте, вероятно, личная эмблема Мунтяну - череп и наклоненая кость

Летно-технические характеристики Hs.129b-2

Размеры: размах крыла – 14,2 м., длина – 9,75 м., высота – 3,25 м.
Площадь крыла – 28,9 кв. м.
Масса самолета нормальная взлетная – 4310 кг., максимальная взлетная – 5250 кг.
Запас топлива – 610 л.
Тип двигателя – 2 ПД Gnome-Rhоne 14М 4/5, мощностью 700 л.с. каждый
Максимальная скорость – 320 км/ч.
Крейсерская скорость – 265 км/ч.
Практическая дальность – 560 км.
Практический потолок – 7500 м.
Экипаж – 1 человек.
Вооружение: стандартное: 2х20-мм пушки MG-151/20, 2х7,92-мм пулемета MG-17. Подвесное до 4-х 50-кг бомб или до 96х2-кг осколочных бомб, 1х30-мм пушка МК-101 или 4х7,92-мм пулемета MG-17.


ВВС Румынии Годы производства июнь - сентябрь Единиц произведено 878

Общая масса центральной секции фюзеляжа с центропланом без двигателей и шасси была 1063 кг, с двигателями и шассии - 2666 кг.

Хвостовая часть

Хвостовая часть съёмная, также крепилась к центральной части болтами. Силовой набор секции состоял из 10 шпангоутов и 24 стрингеров. Хостовая часть обшита дюралюминием. Между шпангоутами № 3 и № 4 была расположена УКВ радиостанция, к шпангоуту № 6 был прикреплён дистанционный компас, к № 9 крепился амортизатор хвостового колеса, также в хвостовой части находились аптечка и аварийный комплект.

Вся клёпка фюзеляжа и крыла выполнена впотай, кроме дюралюминиевых обтекателей в носовой части.

Для запуска двигателя использовался электроинерционный стартёр. С внешней стороны мотогондол были смонтированы ручка стартёра, кран управления подачей бензина, горловина для заливки пускового топлива и шприц.

Оборудование

Электросистема самолёта напряжением 24 В состояла из двух электрогенераторов мощностью 1500 Вт каждый, установленных в мотогодолах, и аккумулятора ёмкостью 7,5 А·ч , размещённого в верхней центральной секции фюзеляжа за топливным баком. Электросеть самолёта двухпроводная, экранированная. Провода были протянуты в желобах.

На самолётах устанавливались приёмопередающие радиостанции FuG-16 или FuG-25 в зависимости от года выпуска. Изменение рабочей частоты радиостанции было возможно только на земле. На самолёты позднего выпуска устанавливали радиополукомпасы, имеющие рамочную круглую антену.

Кислородное оборудование в самолёте отсутствовало.

Вооружение

Стандартное вооружение штурмовика Hs 129 серий В-1 и В-2 состояло из двух 7,92 мм пулемётов Рейнметалл Борзиг MG 17 с боекомплектом 1000 патронов на ствол, двух 20 мм пушек Маузер MG 151/20 с ленточным питанием и боекомплектом 500 патронов на ствол , и подвесной пушечной установки Rustsatz МК 103 с боекомплектом 80 патронов. Управление стрельбой и перезарядкой пушек электрическое, управление стрельбой пулемётов элекрическое, перезарядка электропневматическая. Управление стрельбой допускало ведение огня в различных комбинациях. Расход патронов контролировался пилотом с помощью четырёх счётчиков.

На самолёте был установлен электрический бомбосбрасыватель и механический бомбовой прицел перед стеклом лётчика.

Боевое применение

На Восточном фронте штурмовик Hs 129 впервые принял участие в боевых действиях 1942 г. на полуострове Крым. Ограничено использовался в операциях в Северной Африке в 1943 г. Далее в боевых действиях на Курской дуге, и в составе румынской армии на Восточном фронте. К середине 1944 года с усилением советской ПВО и истребительной авиации стало очевидным, что характеристики Hs 129 не отвечают сложившейся на Восточном фронте тактической обстановке. Потери летного состава достигали 20 процентов . Именно в это время господство в воздухе завоевали ВВС Красной армии, в силу чего пары германских истребителей сопровождения штурмовиков не могли более оказывать эффективного сопротивления численно превосходящими истребителями советских ВВС, а сами штурмовики становились легкой добычей последних.

Состояли на вооружении

Германия люфтваффе Венгрия В 1943 году ВВС Венгрии получили 4 штурмовика для ознакомления. После катастрофы одного самолёта, остальные были приписаны эскадрильи ночной истребительной авиации и боевых вылетов не совершали. Румыния ВВС Румынии получили первые 40 самолётов в мае 1943 года. Румынские штурмовики не были оборудованы подвесными пушками, поэтому действовали в качестве лёгких бомбардировщиков . С августа 1944 года оставшиеся самолёты совершали боевые вылеты против бывших союзников. Всего Румыния получила 62 штурмовика Hs 129.

Тактико-технические характеристики

ТТХ Hs.129 различных модификаций
Характеристика Hs.129A-0 Hs.129B-0 Hs.129B-1 Hs.129B-2 Hs.129B-3
Технические характеристики
Экипаж 1 пилот
Длина , м 9,85 9,75
Размах крыла , м 14,2
Высота , м 3,25
Площадь крыла , м² 28,4 28,9
Масса пустого , кг 3 260 3 675 3 661 3 810 4 063
Масса снаряжённого , кг 4 310 3 839 4 057 4 197 н/д
Максимальная взлётная масса ,
кг
н/д 5 000 5 250 5 230
Объём топливных баков , л 610
Двигатель Аргус
As 410A-1
Гном-Рон
14M 04/05
Мощность , л.с. 2× 465 л.с. 2× 700 л.с. (522 кВт)
Воздушный винт двухлопастной
2,62 м
трёхлопастной диаметром 2,6 м
Лётные характеристики
Максимальная скорость , км/ч 385 355 н/д 320-350 400
Крейсерская скорость , км/ч н/д 265 265
Практическая дальность , км 650 750 560 680 780
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!