Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Функции управления результатами. Общие функции управления

Слово «функция» в переводе с латинского языка означает «совершение», «исполнение».

Деятельность менеджеров можно представить как непрерывный процесс выполнения управленческих функций.

Функции управления - специализированные виды управленческой деятельности; обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управляющее воздействие.

Любая функция управления включает в себя сбор информации, ее преобразование, выработку решения, придание ему формы и доведение до исполнителей.

Функции управления характеризуются следующими свойствами:

· осуществляются в каждой производственной системе и на каждом уровне управления;

· присущи управлению любой организацией;

· разделяют содержание управленческой деятельности на виды работ по признаку последовательности

· их выполнения во времени;

· относительно самостоятельны и в то же время тесно взаимодействуют.

В научной литературе, как иностранной, так и отечественной существуют различные точки зрения на классификацию функций управления, хотя, в сущности, они отличаются лишь по отдельным параметрам. Например, Е.П. Голубков выделяет такие функции, как:

· определение целей и задач деятельности организации;

· планирование;

· организация;

· мотивация;

· координация и регулирование;

· учет, анализ и контроль. Голубков Е.П. Менеджмент. М., 1993. С. 11.

В свою очередь М. Мескон относит к функциям управления следующие виды деятельности:

· стратегическое планирование;

· планирование реализации стратегии;

· организация взаимодействия и полномочий;

· построение организаций;

· мотивация. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1995. С. 20.

Охарактеризовать функции управления можно следующим образом:

Функции управления

Операции

Планирование

Выполнить прогнозирование. Определить цели. Разработать стратегию. Наметить программу действий. Рассчитать сроки и стандарты. Определить источники финансирования. Разработать политику и процедуры

Организация

Разработать организационную структуру. Передать полномочия. Определить отношения к работе. Разработать процесс принятия решения. Определить коммуникации.

Мотивация

Выяснить потребности персонала. Определить способы стимулирования, позволяющие удовлетворить потребности каждого сотрудника

Контроль

Определить стандарты результатов. Обеспечить их измерение. Провести оценку результатов. Осуществить их корректировку. Учесть поведенческую сторону контроля

Маркетинговая деятельность

Определить миссию и социальную ответственность организации. Изучать и формировать потребности в товарах и услугах

Инновационная деятельность

Обеспечить гибкую организационную структуру.

Создать аналитический отдел, способный улавливать слабые сигналы из внешней среды. Формировать предпринимательский тип организационного поведения. Создать систему поддержки новаторов.

Развитие человеческих

ресурсов

Обеспечить набор и отбор персонала. Разработать «философию фирмы», в том числе кодекс делового поведения персонала. Осуществить планирование карьеры. Ежегодно проводить аттестацию персонала. Разработать программу обучения и развития.

Управленческое

консультирование

Обеспечить диагноз организационных патологий и дисфункций управления. Разработать план по их преодолению.

В практике управления различают два вида функций управления: основные и конкретные.

К основным функциям управления можно с полным основанием отнести весь комплекс обязательных работ, который подлежит неукоснительному выполнению в процессе реализации конкретной функции управления в определенной последовательности: прогнозирование, организация, планирование, мотивация, контроль, учет анализ, подготовка и принятие управленческих решений.

Функция планирования состоит в определении целей организации и выработке мер по их достижению. Это действия, с помощью которых руководство придает единое направление усилиям всех членов организации.

Функция организации деятельности состоит в создании структуры управления предприятием, определении заданий подразделениям, установлении порядка их взаимодействия, подборе людей для конкретной работы, наделении их полномочиями и ответственностью. Это единственная функция, обеспечивающая взаимосвязь и повышающая эффективность всех других функций управления.

Функция координирования направлена на достижение согласованности и гармоничности в совместной деятельности всех элементов (направлений деятельности, подразделений, служб, отделов, подсистем) предприятия. Функцию координирования совместной деятельности можно назвать «настройкой системы».

Функция регулирования обеспечивает выполнение текущих мероприятий, связанных с устранением отклонений от заданного режима работы организационной системы. Применяется в процессе оперативного управления совместной деятельностью людей путем диспетчеризации на основе контроля и анализа этой деятельности.

Функция мотивации состоит в побуждении персонала к эффективной добросовестной деятельности для достижения целей организации. Направлена на определение потребностей персонала, разработку систем вознаграждения за выполненную работу, использование различных систем оплаты труда.

Функция контроля состоит в наблюдении за происходящими процессами в управляемом объекте, сопоставлении реально достигаемых результатов с запланированными, выявлении отклонений. Наиболее тесно связана с функцией планирования, поскольку контролирует движение организации к поставленным целям.

Функция учета деятельности реализуется для получения всесторонней информации о состоянии деятельности (производственной, коммерческой, финансовой и др.). Состоит в измерении, регистрации и группировке данных, характеризующих объект управления. Различают учет бухгалтерский, оперативный и статистический.

Функция анализа деятельности состоит в комплексном изучении деятельности предприятия с помощью аналитических и экономико-математических методов в целях объективной ее оценки, определения узких мест в развитии организации и возможных путей улучшения сложившегося положения. Важная задача анализа - установить степень выживаемости фирмы, ее способности противостоять внешним и внутренним дестабилизирующим факторам.

Функция принятия решений заключается в выборе, который должен сделать руководитель для выполнения должностных обязанностей. С помощью управленческих решений реализуются все перечисленные выше функции управления.

Конкретные функции управления как более обособленные, самостоятельные области профессиональной деятельности применительно к новым условиям хозяйствования занимают ключевые позиции. Именно на основе анализа конкретных функций формируют структуру управления, осуществляют подбор и расстановку кадров, разрабатывают системы информации, организации делопроизводства.

Конкретные функции управления позволят четко определить, что, кому и когда делать. Выполнение конкретных функций в комплексе составляет процесс управления организацией (предприятием). Отсюда можно сделать основной вывод, что выполнение конкретных функций зависит от компетентности, гибкости, оперативности, предприимчивости менеджеров и, как следствие, успешное выполнение производственных заданий, качество работы и продукции, конкурентоспособность выпускаемого продукта. Функции управления способствуют налаживанию и успешному функционированию всех подразделений действующей структуры управления по вертикальным и горизонтальным связям. Исходя из такой посылки А.Я. Кибанов подразделяет все функции управления на внешние, внутренние, главные, основные, вспомогательные, полезные, вредные, неестественные, дублирующие. Кибанов А.Я. Менеджмент - наука управления. М.: 1997.

Можно выделить следующие конкретные функции:

· Управление основным производством;

· Управление вспомогательным и обслуживающим производством;

· Управление трудом и заработной платой;

· Управление качеством продукции;

· Управление персоналом;

· Управления финансами;

· Управление маркетингом;

· Управление социальным развитием коллектива;

Каждая конкретная функция управления в организации является комплексной по содержанию и включает в себя общие функции: планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль, анализ и т. д.

Итак, существуют общие и специализированные функции управления. Общие функции управления - это планирование, организация, регулиров ание, мотивация, контроль и анализ. Специализированные функции классифицируются в зависимости от сферы управления.

Общие функции управления – это работа в области управления или виды управленческой деятельности, с помощью которых управляющая подсистема воздействует на управляемую подсистему для достижения определенного результата. Функции управления отражают содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления. Функции управления обеспечивают управление организацией, определяют структуру, закрепляют вертикальное и горизонтальное распределение прав и ответственности. Функции управления помогают совершенствовать управленческий процесс (рис. 3.1).

Рассмотрим общие функции менеджмента, к которым относятся:

  • планирование;
  • организация;
  • координация;
  • мотивация;
  • контроль.

Эти функции реализуются на всех уровнях управления (высший, средний и нижний уровни) и во всех видах деятельности организации. Содержание этих функций и сложность управленческой деятельности на каждом уровне управления определяется конкретным перечнем задач, их спецификой и объемом.

Рис. 3.1.

Общие функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая общая функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.

Общие функции отражают основные стадии процесса управления деятельностью организации.

Можно выделить следующие особенности общих функций управления.

  • 1. Общие функции управления всегда применяются комплексно и по всему спектру управленческого действия. В связи с этим нельзя говорить о большей или меньшей важности тех или иных общих функций управления, так как в разных ситуациях различные общие функции могут приобретать доминирующий характер.
  • 2. Общие функции управления не зависят от его объекта, так как:
    • во-первых, они применимы к любым социально-экономическим процессам или системам;
    • во-вторых, функции управления применимы и к самим функциям управления как специализированным видам деятельности. Имеет место, например, понятие организации контроля производственной деятельности, планирования учета товарных запасов и т.д. В этом случае первое понятие характеризует целеполагание, системообразование, второе – содержательный характер деятельности. Организация контроля предполагает прежде всего, что контроль должен иметь определенные организационные формы, характеризоваться конкретными структурными формами;
    • в-третьих , функции управления применимы и к самому процессу управления (процесс управления может рассматриваться как процесс реализации функций управления и как процесс реализации управленческого решения), и к системе управления.
  • 3. Между общими функциями управления нет жестких, однозначных границ. Один и тот же вид управленческой деятельности может обнаруживать признаки двух или даже нескольких общих функций управления, их тесное взаимопереплетение. Вместе с тем во многих практических случаях понимание общих функций управления как некоторых "технологических переделов" управленческой деятельности чрезвычайно важно, поскольку владение каждой из общих функций требует формирования определенных профессиональных качеств руководителя. Так, профессиональное владение общей функцией контроля требует несколько иных качеств от руководителя, чем организаторская деятельность.
  • 4. В структуре деятельности руководителей различных уровней общие функции управления имеют различный удельный вес (определяется экспертным путем).

Планирование – это целенаправленный процесс, состоящий из трех этапов: формирования миссии, комплектизации целей; на этой основе составление планов (стратегических, среднесрочных и текущих). Планирование представляет собой набор действий, предпринимаемых для оптимального достижения предприятием своих целей. Реализация стратегического плана охватывает тактику и политику фирмы.

По сути, любой план должен ответить на три вопроса: что делать? как делать? кто будет делать?

Для увязки стратегических, среднесрочных и текущих планов необходима выработка политики фирмы, которая представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, облегчающее достижение целей.

Политика предполагает разработку и соблюдение правил. Правило точно определяет порядок действий в конкретной ситуации.

Организация – это работа или вид деятельности для реализации намеченных планов. Организация предусматривает наличие полномочий и ответственности, а также возможность делегирования полномочий.

Полномочия – право менеджера использовать определенные ресурсы организации, а также направлять усилия отдельных ее сотрудников на выполнение тех или иных задач.

Ответственность – обязательство выполнить поставленные задачи и нести наказание за их неправильное решение.

Делегирование означает передачу полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, а не конкретному человеку. Однако на практике некоторые руководители неохотно делегируют свои полномочия, считая, что они сделают работу лучше, либо, не доверяя подчиненным, либо боясь рисковать.

Построение организации – важный аспект организационной деятельности, который предполагает создание аппарата управления, в максимальной степени соответствующего стратегическим планам организации и обеспечивающего ее эффективное взаимодействие с окружающей средой, а также достижение намеченных целей.

Построение организации предусматривает разделение труда в управлении на общее, частное и единичное.

Общее разделение управленческого труда предполагает его распределение между сферами, подразделениями и крупными отраслями общественного производства.

В организации работу выполняют люди, поэтому важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая таким образом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю. Делегирование – это средство, позволяющее руководству осуществлять выполнение работы с помощью других лиц.

Координация – процесс согласования воздействия внутренней и внешней среды с порядком выполнения стоящих задач. Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов. Поэтому для выполнения этой функции могут использоваться как всевозможные документальные источники (отчеты, докладные, аналитические материалы), так и результаты обсуждения возникающих проблем на совещаниях, собраниях, при интервьюировании и т.д. Большую роль при этом играют технические средства связи, помогающие быстро реагировать на отклонения в нормальном ходе работ в организации.

С помощью этих и других форм связи устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирования, организации, мотивации и контроля).

Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации. Осуществление мотивации требует четкого представления потребностей и вознаграждений.

Потребность – ощущение человеком физиологически и психологически недостатка чего-либо.

Вознаграждение – все, что человек считает ценным для себя.

Мотивация работников должна осуществляться менеджером с учетом знаний потребностей своих подчиненных.

Контроль – процесс обеспечения сбора информации, измерение полученных результатов, определение качества выполняемой работы. Контроль выполнения заданий начинается с момента постановки цели и доведения задачи до исполнителя. Контроль предполагает сопоставление намеченных целей и достигнутых результатов, а также проведение необходимых корректировок, если намеченные результаты не достигнуты.

Сами по себе планы и программы отражают желаемую ситуацию, но в ходе ее достижения в самой системе управления и в окружающей среде происходят изменения, которых могло не быть в момент формирования планов или программ. Меняются законы, трансформируются системы ценностей, создаются новые технологии и т.д. Для того чтобы адекватно отреагировать на эти изменения, организации необходим механизм оценки воздействия этих перемен на объект управления. Такой механизм и является контролем.

Согласно теории Файоля в менеджменте выделяют пять функций:
  1. Планирование – это прогнозирование и подготовка к будущему. Неспособность планировать означает некомпетентность менеджера.
  2. Организация – это обеспечение бизнеса всем необходимым для функционирования (оборудование, материалы, финансирование, люди), важнейшим элементом здесь является учебная подготовка менеджера.
  3. Мотивация – вид управленческой деятельности по побуждению человека к деятельности, имеющая определенную целевую направленность.
  4. Координаци я – распределение. Командная деятельность как средство выполнения организационной работы; По сути это – управление подчиненными.
  5. Контроль – проверка и надзор за тем, чтобы всё шло так, как запланировано.

Изначально, согласно теории Адама Смита , единственной управленческой функцией было инвестирование – вложение капитала и приобретение рабочей силы и оборудования. Потом Тейлор ввёл функцию планирования , контроля и координирования в качестве самостоятельных видов деятельности менеджера.
А Файоль скомпилировал и перечислил основные функции, а также заложил основы особого направления в менеджменте – структурно-функционального подхода.

Функция планирования

Предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать её участники, чтобы достичь этих целей.
Планирование состоит в том, что:

  • проводится всесторонний анализ текущего положения, в котором находится компания;
  • обеспечивается детализация установленных целей деятельности организации и доведение их до отдельных структурных звеньев и исполнителей,
  • согласовываются очерёдность и сроки реализации отдельных работ,
  • определяется состав необходимых ресурсов,
  • устанавливается состав реализуемых проектов,
  • распределяются задания по участникам,
  • разрабатывается стратегия действий, составляются необходимые планы и программы.
  • обеспечивается выполнение заданий, установленных на каждый период времени.

Функция организации

Предназначена для создания реальных условий, чтобы достичь запланированных целей.
С помощью этой функции менеджмента обеспечивается выполнение установленных плановых заданий с целью реализации принятой стратегии развития предприятия.
Для этого следует:

  • установить состав необходимых ресурсов и исполнителей,
  • распределить задания,
  • обеспечить необходимым для работы персоналом, финансами, оборудованием, расходными материалами, помещениями;
  • скоординировать работу исполнителей во времени,
  • наладить кооперацию участников, обеспечить контроль и взаимную информацию.

Выполнение перечисленных задач осуществляется путём создания организационной структуры предприятия .

Таким образом, функция организации обеспечивает рациональное сочетание во времени и пространстве всех элементов производственного процесса с целью наиболее эффективного выполнения принятых плановых решений.

Функция мотивации

Деятельность, имеющая целью побудить сотрудников эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

Функция контроля

Завершает управленческий цикл и, таким образом, гарантирует эффективность осуществления всех остальных функций.
Контроль необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем, до того как они превратятся в серьезные неполадки. Также функция контроля используется для стимулирования успешной деятельности.
Процесс контроля состоит из проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Один из главных законов эффективности деятельности человека — необходимость разделения и специализации труда, поскольку они определяют причину появления в менеджменте категории «функция».

Появление функций управления связывают с горизонтальным разделением управленческого труда, а также с профессиональной специализацией работников управления.

Функция является содержанием управленческой деятельности, для которого характерны 2 основные признака:

  1. Временная логическая последовательность исполнения управленческих работ, объективно вытекающая из сущности соответствующей деятельности.
  2. Специфика объекта управления, определяющая его характер и отраслевую принадлежность.

Функции управления представляют собой специализированное во временной логической последовательности выполнение управленческих работ. Последовательность во времени закрепляется в первом типе функций, которые называются общими.

Общие и конкретные функции управления

Разделение на общие (универсальные, базовые) и конкретные функции управления обусловлено появлением процессного подхода в сфере построения технологии управления.

Процессный подход первоначально предложили приверженцы школы административного управления, попытавшиеся определить функции менеджмента. Последователи данного направления рассматривали управленческие функции независимо друг от друга. Процессный подход рассматривал функции управления в качестве взаимосвязанных функций.

Состав функций управления

Пять функций управления были выделены Анри Файолем, который определял управление в качестве предсказания, планирования, организации, распоряжения, координации и контролирования.

При обзоре современной литературы можно выделить несколько похожих функций:

  1. планирование,
  2. организация и распорядительство,
  3. мотивация,
  4. руководство и контроль,
  5. координация и регулирование,
  6. коммуникация,
  7. исследование, оценка и принятие решений.

Чаще всего процесс управления представляется состоящим из основных функций: планирование, организация, мотивация и контроль. Данные функции управления объединяются посредством связующих процессов коммуникации и принятия решения. При этом руководство рассматривают в качестве самостоятельной деятельности, предполагающей возможность влияния на отдельных сотрудников и коллектив таким образом, чтобы они осуществляли работу в направлении достижения целей.

Планирование и организация как функции управления

Планирование в качестве функции управления характеризует выработку и принятие определенного постановления (в письменной или устной форме), в котором перед объектом управления ставится определенная задача или цель. Планирование считается обеспечением единого направления усилий всех членов организации для достижения ее общих целей. Данная функция начинает процесс управления, поэтому от ее качества зависит успех операций.

Организация в качестве функции подразумевает определенную совокупность специализированных управленческих работ, которые нацелены на объединение людей для осуществления совместной деятельности. Функция организации реализации принятых решений включает обеспечение выполнения решений с организационной стороны, то есть создание управленческие отношения, которые способны обеспечивать наиболее эффективные связи всех элементов управляемой системы.

Мотивация и контроль

Мотивирующая функция состоит в выполнении работы персоналом предприятия в зависимости от делегированных ему прав и обязанностей, при этом они должны соответствовать принятым управленческим решениям. Мотивация представляет собой процесс побуждения себя и других к деятельности.

С помощью функции контроля можно предупреждать возникновение кризисных ситуаций. Контроль представляет собой характеристику управления, позволяющую определить проблемы и скорректировать деятельность компании до момента преобразования этих проблем в кризис.

Любое предприятие должно обладать способностью своевременной фиксации своих ошибок, исправляя их до того, как они смогут повредить достижению целей. При этом контроль способствует борьбе с неопределенными ситуациями внутреннего и внешнего характера (изменения в законодательстве, социальных ценностях, появление новых конкурентов и др.).

Функции органа управления, как и функции его подразделений или их исполнителей, - это уже конкретные виды деятельности, осуще­ствляемые определенным субъектом управления.

в зависимости от специфики объекта управления выделя­ют, например, функции управления экономикой, функции управления административно-политическим строительством, функции управле­ния в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступнос­тью и др.

Для уяснения содержания самого процесса управления важное зна­чение имеет классификация функций с точки зрения субъекта (или органа) управления. Функции, осуществляемые субъектами управ­ления, классифицируются на основные (отраслевые) и обеспечиваю­щие (функциональные).

Например, основными функциями органов внутренних дел являются: охрана общественного порядка; борьба с преступностью; раскрытие и расследование преступлений; исполне­ние наказаний; исправление и перевоспитание осужденных; обеспече­ние пожарной безопасности и др.

К обеспечивающим функциям от­носятся: кадровая, финансово-плановая, материально-техническая и др. К общим функциям науки управления относятся: прогнозирова­ние, планирование, подготовка и принятие решений, организация ис­полнения решений, контроль и учет, коррегирование решений и регу­лирование системы управления. Эти функции управления реализуются субъектами управления.

Прогнозирование призвано обеспечивать научность, обоснован­ность, рациональность любого вида человеческой деятельности. Ха­рактерно, что необходимость в прогнозировании по-настоящему по­нята в связи с осознанием роли и содержания управления, формированием соответствующих теоретических положений. Совер­шенствование прогнозирования является следствием и условием по­вышения научности управления и возрастания его значения в разви­тии общества. Прогнозирование в XX веке превратилось в реальную человеческую деятельность, осуществляемую с помощью количест­венных методов и моделей на базе ЭВМ.

Эта деятельность заключается в получении информации о буду­щем состоянии какого-то объекта (в данном случае - социальной системы ) путем анализа его состояний в прошлом и в настоящем.

прогнозирова­ние является исходной функцией управления, без реа­лизации которой невозможно научное управление вообще.

Прогнозирование позволяет активно воздействовать на будущее в желаемом для общества направлении. Такая возможность предо­ставляется при практическом использовании прогностических выво­дов, в частности при планировании деятельности органов внутренних дел . Например, неблагоприятный прогноз преступности может слу­жить основанием для принятия новых нормативных актов, совершен­ствования правовой пропаганды среди населения, внедрения про­грессивных форм, методов профилактики правонарушений и т. п. Подобные действия направлены на снижение преступности по срав­нению с ее прогнозируемым уровнем.


Прогнозирование требует необходимого информационного обеспе­чения, использования различных количественных методов и моделей, применения ЭВМ2. Указанные виды деятельности, составляющие со­держание прогнозирования, осуществляются последовательно.

Планирование есть общая функция управления , предполагаю­щая определение целей, задач социальных систем на предстоящий период деятельности, средств их достижения и выполнения. Оно слу­жит организационным средством обеспечения планомерного функци­онирования социальных систем.

Результатом реализации данной функции являются установочные управленческие решения типа программ, директив, планов и т. д. Особенности плана состоят:

в сложном характере его содержания, представляющего собой сово­купность взаимосвязанных отдельных решений; в его специфической форме и четком определении календарных сроков выполнения наме­ченных мероприятий; в установленной процедуре его выработки и принятия, в использовании для составления плана разнообразных методов.

В плане обязательно отражаются : общие цели и задачи системы;

средства решения задач; ресурсы; конкретные мероприятия с указа­нием очередности их осуществления; мероприятия на случай не­предвиденных обстоятельств; исполнители намеченных мер; сроки реализации последних; способы контроля за выполнением меропри­ятий и плана в целом. Совокупность указанных элементов, составля­ющих содержание плана, позволяет рассматривать его как сложное управленческое решение, принятое на основе выбора главного на­правления развития системы и конкретных практических действий, путей, способов и средств выполнения поставленных задач, достиже­ния намеченных целей.

Для повышения эффективности охраны правопорядка в органах внутренних дел практикуется разработка перспективных, текущих и специальных планов.

Перспективное планирование осуществляется с перспективой на 5 и более лет с учетом основных направлений социального и эко­номического развития страны и соответствующих республик.

К стра­тегическому уровню планирования относится разработка долгосроч­ных комплексных целевых программ, предусматривающих решение наиболее сложных проблем борьбы с преступностью, охраны обще­ственного порядка, совершенствования функционирования органов внутренних дел.

Текущее планирование предполагает разработку текущих (годо­вых, полугодовых и квартальных) планов. Оно состоит в определении основных задач и направлений деятельности органов внутренних дел на соответствующий период, а также конкретных мероприятий орга­низационного характера.

Организация - это организационно-регулирующая функция уп­равления. организация может быть представлена как одна из важнейших функций управления, т. е. со­знательная деятельность, направленная на упорядочение тех или иных социальных образований.

Организация , выступающая как упорядоченное состояние системы (т. е. оргструктура), есть одновременно результат целенаправленного осуществления организаторской функции управ­ления.

Содержание организационной деятельности во многом зависит от ее конкретной цели - создания новой системы либо совершенствова­ния существующей. В органах внутренних дел формирование систем чаще всего осуществляется на основе уже сложившихся, но нуждаю­щихся в улучшении. Главным является оп­ределение состава структурных подразделений органа внутренних дел в зависимости от выполняемых ими конкретных функций. Форми­рование организационной структуры требует соблюдения следующе­го правила: каждый элемент системы должен специализироваться на осуществлении одной функции либо группы однородных или тесно взаимосвязанных функций (подфункций). Наряду со строгой специа­лизацией подразделений органов внутренних дел здесь следует так­же обеспечить согласованность их деятельности для решения общих задач. Таким образом, организация системы предполагает определе­ние и формирование ее звеньев, разделение труда между ними и со­здание условий для их согласованных действий.

Формирование организационной структуры требует выяснения по­требностей системы в штатной численности работников и установле­ния номенклатуры должностей (руководителей, специалистов, техни­ческого персонала) . Важное значение имеет также установление между сотрудниками организационных связей, закрепляющие координационные отношения и взаимодействия в системе управления. При этом определяются состав и полномочия руководителей органа и его отдельных звеньев с обязательным учетом нормы управляемо­сти, т. е. числа работников, которыми их непосредственный началь­ник может руководить достаточно эффективно. Следовательно, фор­мирование организационных связей приводит к наличию различных уровней управления в органе внутренних дел и созданию в нем соот­ветствующей системы информации.

Для разработки организационной системы необходим и перечень функциональных обязанностей руководителей, их заместителей, всех сотрудников органа внутренних дел . Здесь фиксируются кон­кретные виды их работы, права, обязанности и ответственность (ком­петенция), организационные отношения руководства и подчинения, служебные взаимосвязи сотрудников и др.

Процесс создания системы предполагает обязательное норматив­ное закрепление организационных отношений.

Например, разрабатываются положения об органах и подразделениях внутрен­них дел определенного уровня, где фиксируются их цели, задачи, функции, компетенция, организационно-штатная структура, номенк­латура должностей, права и ответственность должностных лиц.

Как отмечалось, наряду с определением функциональной и орга­низационной структур создание системы предусматривает работу по подбору и расстановке кадров , формирование коллектива, матери­ально-техническому обеспечение сотрудников помещением, обору­дованием, средствами транспорта, связи, организационной и специ­альной техникой и т. п.

Сложность функции организации , многообразие составляющих ее видов деятельности обусловливает создание в относительно высоко­го уровня социальных системах специализированных служб и аппа­ратов (оргштатных, кадровых, материально-технических, финансо­вых, информационных), а также учебных заведений. Однако это не освобождает руководителей от обязанности реализации данной функции.

Регулирование представляет собой управленческую деятель­ность , в процессе которой производится своего рода корректировка уже организованной системы применительно к изменяющимся внеш­ним и внутренним условиям ее функционирования. Изменения усло­вий вызывают отклонения системы от заданных параметров. Устране­ние таких отклонений, обеспечение нормального функционирования системы является главной задачей регулирования . Необходимость регулирования определяется постоянством изменений, происходя­щих даже в самой организованной системе, которые приводят к нару­шениям, сбоям в ее функционировании. При этом следует заметить, что отсутствие изменений (а если рассматривать их природу более глубоко - противоречий) в развитии системы есть явление совершен­но нереальное и даже регрессивное. Именно существование противо­речий, их устранение выступает важнейшей объективной предпосыл­кой развития общества, всех социальных образований, в том числе и органов внутренних дел.

Как функция управления регулирование является по существу ор­ганизаторской деятельностью (распорядительством) его субъекта. Она заключается в организации оперативного управления , т. е. нала­живании повседневной работы подразделений и сотрудников, взаи­модействия структурных звеньев в конкретных ситуациях, обучения и воспитания кадров. Регулирование конкретизирует управление, способствуя успешному решению оперативно-служебных задач. По­этому объем работы по выполнению данной функции возрастает по мере приближения к исполнительскому уровню системы.

Контроль как функция управления вызывается необходимостью постоянной проверки результатов любой деятельности с тем, чтобы, своевременно устраняя недостатки, повышать ее эффективность.

Выступая в качестве одного из эффективных инструментов повы­шения уровня всей организаторской работы, контроль является и ме­тодом воспитания кадров, средством обеспечения реального выпол­нения управленческих решений. Как функция управления, он представляет собой наблюдение и проверку соответствия процесса функционирования системы принятым законам, планам, стандартам, правилам, приказам и т. п. В процессе контроля выявляются резуль­таты управленческих воздействий, допущенные отклонения от прин­ципов организации и регулирования. Контроль - своеобразная фор­ма обратной связи, позволяющая устанавливать, насколько точно соблюдаются заданные системе параметры.

Следовательно, контроль служит двум основным целям. Во-пер­вых, он позволяет направлять всякую деятельность на выполнение предварительно установленных заданий посредством проверки фак­тического состояния дел, степени реальности осуществления приня­тых решений. Во-вторых , он дает возможность совершенствования деятельности путем своевременного обнаружения и устранения воз­никших отклонений и их причин.

Контроль обладает особой целенаправленностью, которая нахо­дит отражение в решаемых с его помощью управленческих задачах. Ими являются: неуклонное соблюдение положений законов и норма­тивных актов, регламентирующих деятельность государственных ор­ганов и иных объектов управления; своевременное и качественное выполнение управленческих решений; повышение исполнительской дисциплины, ответственности за порученное дело; быстрое устране­ние вскрытых в процессе контроля недостатков; оказание соответст­вующей помощи подчиненным аппаратам и сотрудникам, повышение деловитости и оперативности, сокращение бумажного потока, преодоление кабинетного стиля работы, тяги к многочисленным заседа­ниям и совещаниям. К числу задач контроля относятся и выявление передового опыта с внедрением его в практику, содержание правиль­ному подбору и расстановке кадров, своевременное предупреждение их от ошибок в работе.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!