Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Флаг ккк. Ку-клукс-клан: история и причины возникновения

Ку-клукс-клан – тёмная лошадка в истории Соединённых Штатов Америки, тайная организация, возникшая ещё в XIX веке и отстаивавшая ультраправые позиции.
Исходя из принципов сообщества, его можно назвать расистским и террористическим. Первоначальной целью братства было возрождение превосходства белых, спасение государства от нашествия африканцев.

Рождение организации следует отнести к 24 декабря 1865 года. Основоположниками общества стали судья Т.Л.Джонс и несколько ветеранов Гражданской войны (1861 – 1865): Рид, Кеннеди, Лестер, Маккорд и Кроу.

Есть несколько версий объяснения названия тайного братства: 1-я – от греческого слова «куклос» — колесо или круг, «клан» — понятие родовой общины у жителей Ирландии и Шотландии; 2-я – от латинского «кукулло», что значит капюшон; 3-я объясняет, что данное понятие напоминает по своему звучанию характерный лязг винтовки.

Герб организации.

История насчитывает несколько подобных организаций, существовавших в разное время в США. Первая из них процветала не долго: с 1865 – до начала 1870-х гг., она насчитывала около 550 000 человек. Появление знаменитых белых костюмов, состоявших из устрашающего конусного головного убора, мантии и маски, относится именно к этому периоду. Сначала представители тайного движения практически не использовали экстремистских методов, а их действия носили отпугивающий характер. Очень часто они развлекались, бегая по городу в белых простынях, тем самым наводя страх на местное население.

Рыцари «Невидимой империи» на фоне своего символа — креста, охваченного огнём.

Позже члены общества начали убивать, но сперва они присылали странные метки (зёрна апельсинов и дыни, либо же веточки листьев дуба), предупреждающие о неизбежной смерти, в случае, если жертва не откажется от своих убеждений и не прекратит деятельность неугодную клану. Убийствам подвергались не только чёрнокожее население Америки, но и те, кто их поддерживал. С каждым годом организация укрепляла свои позиции, а её методы борьбы становились всё жестче и жестче: калечили, сжигали, топили, вешали, при этом действовали очень чётко и без лишних глаз.

Новый Ку-клукс-клан появился в 1915 году и просуществовал до 1944, количество членов которого, по разным данным, составляло от 3-х до 6-ти млн. Именно представители возрождённого общества придумали главный символ организации – горящий крест. Они боролись за предоставление особого статуса и прав гражданам Соединённых Штатов, предки которых победили в Войне за независимость (1775 — 1783 г.г.). Рыцари «Невидимой империи» выступали против движения за права меньшинств. В «Чёрном списке» братства уже были не только африканцы, но и коммунисты, евреи, новоприбывшие иммигранты, а также представители государственной власти.

Когда-то Ку-клукс-клан был сильнейшей ультраправой организацией в США, и его ряды насчитывали до 6 миллионов человек. Расцвет организации пришелся на первую половину 20-х годов прошлого столетия. Но те времена давно прошли, и сейчас Ку-клукс-клан представляет собой лишь небольшую горстку фанатиков, которые все еще верят в свое превосходство над чернокожим населением страны. О том, как живет современный Ку-клукс-клан, вам расскажет этот пост.

В 20-е годы XX века Ку-клукс-клан насчитывал более 6 миллионов последователей, сейчас это число упало, по разным оценкам, до 3-6 тысяч по всей Америке. В организации по-прежнему много женщин. Две из них на фотографии, сделанной 4 июля 2015 года на собрании клана в округе Картер, Теннесси.

То же место и день, мужчина и женщина позируют в оригинальном одеянии клана перед церемонией сожжения креста.

Неотъемлемая атрибутика клана - флаг Конфедерации или Конфедеративных Штатов Америки, которые потерпели поражение в войне с "северянами" в середине XIX века. Экономика Юга базировалась на рабовладении, отсюда и "растут ноги" у Ку-клукс-клана. Однако рабовладение - удел прошлого. И Ку-клукс-клан, похоже, тоже.

За вторую половину XX века Ку-клус-клан успел сростись в США с другими ультраправыми организациями, членов которых тоже становится все меньше.

Радикальных байкеров Ку-клукс-клан тоже взял к себе.

Но объединение это вынужденное - радикализм в США не особо в моде, а смешная и странная атрибутика отталкивает "серьезных парней".

Их митинги и протестные акции все больше похожи на собрания любителей тяжелых наркотиков, чем на что-то серьезное. Куклусклановцы перед церемонией сожжения креста.

Член ККК вскидывает руку в нацистском приветствии.

На этом фото почему-то горит и свастика.

В последнее время ряды радикальных группировок в США быстро редеют, поэтому, им все чаще приходится объединяться между собой, закрывая глаза на разногласия прошлых лет. Динамика сокращения показывает, что вскоре, организации вроде ККК либо исчезнут вовсе, либо окончательно маргинализируются и из некогда мощной силы превратятся в сборища странных фриков.

/ Что такое Ку-клукс-клан?

Что такое Ку-клукс-клан?

Сегодня этими парнями в белых балахонах можно напугать, пожалуй, только детей, внушив им, что это приведения. Но ещё каких-то 30 лет назад у этих «приведений» было совсем другое название и оно наводило страх не столько на детей, сколько на взрослых. Редакция Hotshowlife разузнала, кто же стоял у истоков возникновения Ку-Клукс-Клана и с какой целью эта организация была основана.

Известно три теории происхождения названия этого тайного общества. По одной из них (наименее правдивой, но соответствующей духу того времени) Ку-клукс-клан был назван именно так из-за схожести звучания со щелчком при передергивании затвора винтовки. По другой — от латинского слова «cucullo», которое переводится как «капюшон». Большинство людей связывают происхождение названия с участником, который предложил называться κύκλος – с греческого «круг», а другой участник инициировал приставку слова «клан». Таким образом, название организации зазвучало как «Kyklos Clan», что в переводе означает “клан круга” — определённого круга “посвящённых”. Немного позже в письме начали употреблять «Ku Klux Klan», чтобы при сокращении название образовывало символичные три “K”.

Общество было основано 150 лет назад, сразу по окончании гражданской войны в 1866 году, судьёй Томасом Джонсоном и шестью солдатами армии Конфедерации. В маленьком городке Пьюласки штата Теннеси на здании городского суда и сейчас висит памятная табличка с фамилиями: Кеннеди, Лестер, Рид, Маккорд, Джоунс и Кроу — основоположники Ку-Клукс-Клана. После первых собраний эти молодые люди определили идеологию и основные элементы придания своему сообществу атмосферы таинственности. Была изобретена униформа, которая представляла из себя белую накидку с коническим высоким капюшоном и вырезами для глаз, а также клятва, которая обязывала всех членов Ку-Клукс-Клана хранить молчание относительно личной информации членов общества и его устройства. Свои тайные собрания члены общества проводили исключительно в заброшенных зданиях и под покровом ночи. На этих собраниях они определили первостепенные цели, а именно — привлечение новых членов и придания мистики в глазах жителей ближайших городов. В основе их идеологии стояло сопротивление новым властям, дающим чернокожим людям конституционные свободы. Буквально за год куклусклановцы добились колоссального успеха, их горящие факелы всё чаще встречали новых примкнувших участников из штатов Алабама и Миссисипи. Ночью всадники в белых одеждах с капюшонами всё сильнее будоражили ненавистных чернокожих. Представительства организации были организованы во многих южных штатах.

В 1867 году основатели общества из Пьюласки отправили во все региональные филиалы информацию об организации всеобщего съезда в городе Нешвилл. Именно на этом собрании было решено создать “Невидимую империю”, в состав которой входили все южные штаты. В тот же день был избран известный ветеран армии Юга — Натан Бедфорд Форрест, “Великий визирь” со статусом лидера Ку-клукс-клан. Этот съезд дал ощутимый толчок в развитии организации, в 1868 году она насчитывала 600 тысяч человек, в основном это были солдаты армии Конфедерации. Все эти люди, в окружении братьев в белых одеяниях и при свете зажженных факелов, зачитывали проникновенную клятву. В ней они клялись оберегать белую расу и чётко ограничиваться от иных рас.

Натан Бедфорд Форрест

Ку-клукс-клан отличался довольно самобытной и устойчивой иерархией. На её вершине находился “Великий мудрец”, в его подчинении находилось 10 советников “Гениев”. Штат у них назывался “Королевство”, за которым следил “Великий дракон”. Каждое “Королевство” насчитывало восемь штабов, именуемых “Гидра”. Также в “Королевстве” находились “Великие тираны”, управлявшие “Доменами” с помощью “Фурий”. В структуре клана существовали прочие звания: “Великие казначеи”, “Могучие волхвы”, “Циклопы”, “Великие стражи”. Как и во всех военных подразделениях, у KKK был человек, отвечающий за сохранность регалии клана — “Великий знаменосец”, а обычных, рядовых членов называли “Вампиры”. Несмотря на тщательно составленную иерархию, организация клана имела большие пробелы. Это заставило пересмотреть устав, но вместе с тем территория “Невидимого государства Юга” расширялась и насчитывала уже 11 штатов. Вопреки успешному развитию, Ку-клукс-клан так и не стал главенствующей организацией, проиграв в конкуренции с аналогичными многочисленными обществами: “Бледные лица”, “Орден белой розы”, “Люди правосудия”, “Оберегатели Конституционного союза”. Так и не стало известно почему, но Натаниэль Бедфорд Форрест распустил “Невидимую империю” в 1869 году.

Второй этап развития KKK пришёлся на начало 20 века, главным инициатором возрождения организации выступил полковник Симмонс. Он определил три основных принципа обновлённого KKK: американизм, патриотизм, превосходство белой расы. Учитывая все идеи первого этапа развития клана, Симмонс отказался от показательных ночных рейдов, превратив организацию в ещё более скрытую. Собрав своих трёх старых друзей (являвшихся членами ещё первого клана) в 1915 году в Алабаме, полковник поведал им о своих идеях. Те, в свою очередь, рьяно поддержали Симмонса, и вместе с 34 новыми членами клана подписали петицию о реорганизации KKK в “Рыцарей Ку-клукс-клан”. Обновлённая версия стала открыто выражать расистский подтекст своей деятельности. Неугодный им человек другой расы становился жертвой тщательно спланированной операции. Сначала жертва получала таинственный знак в виде зёрнышка апельсина, семечек дыни или веточки дуба, это означало, что потенциальной жертве необходимо или отречься от своих принципов, или покинуть территорию страны, если это условие не выполнялось — его убивали. К “нежелательным особам” в те времена стали причислять евреев, гомосексуалистов, коммунистов, католиков и профсоюзных рабочих. Их казнь отличалась особым разнообразием: их топили, калечили, сжигали и обливали кислотой. Именно с Ку-клукс-клан этого этапа связывают распространение понятия «суд Линча». Интересен тот факт, что во время самых жестоких расправ не была убита ни одна женщина, даже другой расы и других взглядов. Пик расцвета организации приходится на середину двадцатых годов, её представительства действовали в 45 штатах. Также существовала штаб-квартира в Вашингтоне, где был организован самый многочисленный марш клана, насчитывавший 40 тысяч человек. Клан был настолько могущественный, что мог повлиять даже на результат президентских выборов.

К двадцатым годам 20 столетия относят не только подъём, но и спад общины. Многие бывшие лидеры из-за политических разногласий стали дискредитировать и разоблачать систему KKK. На многочисленных судебных процессах и в интервью раскрывалось всё больше тайн и истинный характер организации. Численность общества значительно сократилась во времена Великой депрессии, в 30-х годах единственным штатом, где Ку-клукс-клан имел весомую поддержку оказалась Флорида. На протяжении нескольких десятилетий некоторые деятели пытались реанимировать организацию, но попытки были тщетны. В 50-х годах её численность сократилась до минимума и перестала играть определяющую роль, как и третий этап возрождения, образованный в 70-х годах из-за возмущений, связанных с ущемлением общественных прав чернокожих. На общественном фронте возникла волна недовольства, определяющая те же ранние клановские принципы о превосходстве белой расы. Но на этот раз довольно быстро были задержаны лидеры клана и волна начала спадать, полностью растворившись в 1993 году.

Члены Ку-Клукс Клана в Южной Каролине. Конец 1990-х.

Сегодня подобные организации попадают под определение «террористические» и «нацистские». Немногочисленные потомки конфедератов и сейчас действуют на территории США, но пытаются работать исключительно в правовом поле, ведь как иначе, если президент темнокожий?

В истории Америки много интересного. Есть события, вызывающие чувство гордости, а есть эпизоды, о которых не хотят вспоминать. К таким относится организация, именуемая Ку-Клукс-Клан.

История Ку-Клукс-Клан

Ее рождение можно отнести к 1865 году, когда офицеры, принимавшие участие в войне с северянами, решили создать против насаждаемых янки порядков тайную организацию. Хотели они также защищать интересы белых людей. Это событие произошло в штате Теннесси . Опираясь на греческую мифологию, они создали целую иерархию, задействовав титанов, гидр, фурий и других мифических персонажей. Именно тогда появилась устрашающая и неповторимая униформа, отличающая эту организацию от всех других: белоснежные балахоны и высокие капюшоны в форме конуса, которые полностью закрывали лицо, с прорезями для глаз. Когда такая группа появлялась в каком-нибудь месте, зрелище это было настолько устрашающим, что о Ку-Клукс-Клане стали говорить все чаще.

Здесь все было законспирировано. Собрания никогда не проводили в одном и том же месте, и даже время и место сбора сообщались чуть ли не в последнюю минуту. Все имена держались в тайне. Сложная система паролей не давала возможности проследить за членами ордена. Если кто-нибудь выдавал секреты Ку-Клукс-Клана, это каралось смертью.

Особый ужас наводили они на чернокожих. Африканцы были очень суеверны, и, встречая, особенно ночью, всадников в белых одеждах, принимали их за призраков солдат-конфедератов, которые вернулись за их душами. Но до бестелесных призраков им было далеко. Здесь разрабатывалась целая схема убийств неугодных американских граждан, которые вначале получали какой-нибудь знак, что угодно – зернышко от какого-либо фрукта, ветку дерева. Получивший обязан был отказаться от своих идей или покинуть США, в случае неисполнения его ждала смерть. В каждом преступлении были задействованы от 10 до 50 человек.

Все новые и новые желающие хотели вступить в Ку-Клукс-Клан, во многих южных штатах не было отбоя от новичков. Что их прельщало? Может быть, экстремальные ночные гонки на лошадях с факелами в руках или агрессивные нападения на активистов Республиканской партии? К несчастью для жертв, Авраам Линкольн , отменивший рабство, был республиканцем. Безвинные люди умирали в страшных мучениях, так жестоко проходила казнь. Жертв забивали до смерти, вешали, обливали кислотой. Не щадили и республиканцев с белым цветом кожи и представителей Федеральной армии.

Происхождение названия организации Ку-Клукс-Клан

По одной из версий название организации произошло от греческого «куклос», что означает круг или колесо. Также существует версия что название Ку-Клукс созвучно со звуком перезаряжаемого ружья: затвор к себе – «ку», от себя – «клукс». И наконец cucullo с латинского переводится как капюшон.

Ку-Клукс-Клан – первая террористическая организация современного типа

У каждого были свои причины вступить в Ку-Клукс-Клан и, судя по всему, весьма веские, если уже в 1868 году «белые рыцари», как поэтично они себя именовали, насчитывали в своих рядах около 600 тысяч человек. В 1870 году, когда преступления их превзошли все границы, организацию признали террористической, хотя к некоторым убийствам они не имели никакого отношения. Президент Улисс Грант после принятия акта, дающего добро на борьбу с куклуксклановцами, объявил чрезвычайное положение в 9 округах штата Южная Каролина , разрешив арестовывать всех принадлежащих к организации Ку-Кулукс-Клан. Чтобы сохранить жизнь куклуксклановцев, Натаниэль Форрест – Великий мудрец, лидер ордена – провозгласил о ликвидации организации.

Многие вздохнули с облегчением, и на какое-то время Ку-Клукс-Клан не подавал признаков жизни. Но прошло время, наступил 1915 год, и опять организация напомнила о себе. В нее стремилось попасть все больше людей, и к середине 1920 года ее состав насчитывал более 6 миллионов! Изменилась идеология: теперь американцем, по представлениям «невидимой империи», считался белый протестант англосаксонского происхождения. Начали активно бороться с социалистами, католиками, евреями, гомосексуалистами, новыми иммигрантами и профсоюзами. К этому времени относится традиция сжигать кресты, что является отличительной чертой Ку-Клукс-Клана.

Организация считалась такой сильной, что члены ее не побоялись в 1925 году в своих белых балахонах пройти по центру Вашингтона 50-тысячной толпой. Именно они настояли, чтобы приняли законы, которые ограничивали иммиграцию в США.

Когда началась Великая депрессия , ажиотаж вокруг Ку-Клукс-Клана поутих, всем было не до общих проблем, да и вносить плату за пребывание в организации стало проблематично. Влияние начало резко падать, да еще и Эдгар Гувер, возглавлявший организацию, в будущем названную ФБР, решил ее уничтожить. Борьба принесла свои плоды, в итоге состав уменьшился в 10 раз, и в 1944 году членам было объявлено о роспуске.

И опять же это был не конец. Прошло 2 года, и на горизонте стали появляться отдельные группки, которые пока робко, но уже заговорили о новом возрождении Ку-Клукс-Клан. Пройдет полтора десятилетия, и они снова начнут уничтожать, избивать, унижать не только людей с черной кожей, но и тех, кто их защищает. Будут гореть церкви, которые посещают афроамериканцы, взрываться их дома. Данные статистики приводят ужасающие данные: с 1882 по 1968 годы от рук организации Ку-Клукс-Клан погибли около 3446 чернокожих и 1297 белых американцев.

Постепенно активность членов начала затухать. В 60-е годы ХХ века, когда успешно активизировалась борьба за гражданские права афроамериканцев, организация Ку-Клукс-Клан вновь восполнила свои ряды. Но потерпела удар после ареста своих лидеров в 1970-е.

1993 год считается завершающим в истории основной террористической организации в истории США. Но ее идеи будоражат умы множества людей, и кто знает, не начнется ли завтра новое возрождение?

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Это тайное общество было учреждено бывшими солдатами-южанами после Гражданской войны (1861–1865). Преступлениям членов ку-клукс-клана обычно предшествовало предупреждение, посланное в причудливой, но широко известной форме. В некоторых частях страны это была ветка дубовых листьев, в других - семена дыни или зёрнышки апельсина. Получив такое предупреждение, жертва могла либо отречься от своих прежних взглядов, либо покинуть страну. Если человек игнорировал предупреждение, его ждала смерть. Первый ку-клукс-клан процветал в 1860-х годах на Юге США , но уже в начале 1870-х движение перестало существовать. Тогда же появились знаменитые белые костюмы, состоявшие из мантии, маски и конического головного убора, созданные специально для устрашения . Второй ку-клукс-клан был распространён на всей территории страны в начале и середине 1920-х. Он использовал те же костюмы и пароли, но ввёл новый символ - горящий крест. Третий ку-клукс-клан возник после Второй Мировой войны, как реакция на движение за гражданские права меньшинств. Второй и третий ку-клукс-кланы выступали за придание особых прав потомкам первых граждан США, победивших в Войне за независимость . Все три организации имеют богатый послужной список террористических актов , хотя историки сомневаются в том, насколько широко руководство второго ку-клукс-клана поддерживало эту практику.

Происхождение названия

Вероятно, название образовано от др.-греч. κύκλος - круг, колесо, и англ. clan - родовая община, клан (у шотландцев и ирландцев) . Также есть версия, что название связано с характерным звуком (лязгом) затвора винтовки. Ещё одна версия предполагает, что название произошло от лат. cucullo - капюшон.

Предпосылки для появления организации

Численность организации

По данным «Великого Магистра» Форреста (1868 год), в Клане состояло свыше 550 тыс. чел, по другим данным - 2 млн. К концу 1868 года число его членов достигло 600 тыс. человек. В большинстве своём это были солдаты и офицеры армии южан.

Маскировка

Члены организации придумали давать ячейкам множество других названий, чтобы когда клановца приводили к присяге, он мог сказать, что состоит не в ККК, а в каком-нибудь «Белом братстве» или в обществе «Рыцари белой камелии» или «Стражи Конституции», «Рыцари чёрного креста» и др. Мистическое поведение, таинственные шествия - обязательный атрибут клана. Характерные черты - секретность и таинственность, необходимы для конспирации рядовых членов, чтобы пугать негров. Часто достаточно было дать понять «нежелательному лицу» о его ненужности, как он сразу переезжал в другое место.

Организация имела сложную систему конспирации. Никогда не собираться в одном месте. За огласку секретов - смерть. Сложнейшая система явок и паролей. Обязательно каждый имел свисток и знал определённые сигналы. Ни один из членов никогда не знал заранее ни места следующей встречи, ни настоящих имён других членов организации.

Терроризм

Хотя исследователи сходятся на том, что организация возникла не как террористическая, а как тайное общество с неопределёнными целями, схожими с масонскими , развиваться оно стало именно с расистским подтекстом. С каждым годом, с увеличением власти и численности организации, росло число жертв и степень жестокости.

Была создана сложная информационная сеть для убийств и поджогов. Группы численностью, в зависимости от операции, от 10 до 500 человек, действовали чрезвычайно оперативно и не оставляли свидетелей. Убийства стали жестокими, жертв вешали, топили, калечили.

Меры американских властей

Во многих штатах, в том числе в штате Теннесси , родном штате основателей общества, губернатор принимал различные меры, чтобы справиться с самоуправством и жестокостью, но всё безуспешно. Полиция была не в состоянии подавить ККК.

В результате клановцы добились огромной власти почти во всех штатах Юга. Жёсткие законы губернаторов не помогали, но общество существовало ещё недолго, пока федеральное правительство не начало вмешиваться в их деятельность.

В обеих Каролинах, где Ку-клукс-клан был особенно силён, его жестокость перешла все границы, и губернатор обратился к президенту с просьбой военного решения вопроса. В остальных штатах потребовалось вмешательство федерального правительства, где были ярые противники подобных организаций. Самым известным и активным из них был Бенджамин Батлер , приложивший все усилия, чтобы добиться проведения официального расследования. Оно состоялось в 1870 году, а уже на следующий год на столе Верховного судьи лежал подробный отчёт о проделанной работе, где говорилось следующее:

…Ку-клукс-клан, или Невидимая Империя Юга, включающая в себя большое число людей самых различных классов, обладающая собственной конституцией и законами, совершает насильственные действия, направленные против членов Республиканской партии . Члены Клана врываются в дома чернокожего населения с целью грабежа, насилия и убийства законопослушных граждан…

Напишите отзыв о статье "Ку-клукс-клан"

Примечания

  1. McVeigh, Rory. «Structural Incentives for Conservative Mobilization: Power Devaluation and the Rise of the Ku Klux Klan, 1915-1925». Social Forces , Vol. 77, No. 4 (Jun., 1999), p. 1463
  2. ку-клукс-клан , -а. Лопатин В. В. , Нечаева И. В. , Чельцова Л. К. Прописная или строчная? Орфографический словарь. - М .: Эксмо , 2009. - С. 238. - 512 с. . В литературе встречается вариант написания «куклуксклан». А. Крюковских. , 1998 г.
  3. , McFarland, 1999.
  4. Elaine Frantz Parsons, «Midnight Rangers: Costume and Performance in the Reconstruction-Era Ku Klux Klan.» Journal of American History 92.3 (2005): 811-36, in History Cooperative.
  5. Michael Newton, The Invisible Empire: The Ku Klux Klan in Florida.
  6. (недоступная ссылка с 26-05-2013 (2098 дней) - история , копия )
  7. W. Wilson. A History of the American People, vol. 5. New York, 1931, p. 63.
  8. «Report of the Joint Committee on Reconstruction», Part 2, p. 218; Part 3, p.38.
  9. Ку Клукс Клан. Белое движение в США. - М.: ФЭРИ-В, 2001. - ISBN 5-94138-003-8
  10. - текст закона. (англ.)

Литература

  • Кеннеди, Стетсон. Я был в Ку-Клукс-Клане. - Издательство иностранной литературы , 1955. - 317 с.
  • Axelrod Alan. The International Encyclopedia of Secret Societies & Fraternal Orders. - New York: Facts On File, 1997.
  • Barr Andrew. Drink: A Social History of America. - New York: Carroll & Graf, 1999.
  • Chalmers David M. Hooded Americanism: The History of the Ku Klux Klan. - Durahm, N.C.: Duke University Press , 1987. - P. 512. - ISBN 9780822307303 .
  • Chalmers, David M. (2003) Backfire: How the Ku Klux Klan Helped the Civil Rights Movement . ISBN 0-7425-2310-1
  • Dray Philip. At the Hands of Persons Unknown: The Lynching of Black America. - New York: Random House , 2002.
  • Egerton John. Speak Now Against the Day: The Generation Before the Civil Rights Movement in the South. - Alfred and Knopf Inc., 1994.
  • Feldman Glenn. Politics, Society, and the Klan in Alabama, 1915-1949. - Tuscaloosa, Alabama: University of Alabama Press , 1999.
  • Foner Eric. Reconstruction: America"s Unfinished Revolution, 1863-1877. - Perennial (HarperCollins), 1989.
  • Franklin John Hope. Race and History: Selected Essays 1938-1988. - Louisiana State University Press , 1992.
  • Horn Stanley F. Invisible Empire: The Story of the Ku Klux Klan, 1866-1871. - Montclair, New Jersey: Patterson Smith Publishing Corporation, 1939.
  • Ingalls Robert P. Hoods: The Story of the Ku Klux Klan. - New York: G.P. Putnam"s Sons, 1979.
  • Jackson Kenneth T. The Ku Klux Klan in the City, 1915-1930. - Oxford University Press , 1967; 1992 edition.
  • Kennedy Stetson. The Klan Unmasked. - University Press of Florida , 1990.
  • McVeigh, Rory. The Rise of the Ku Klux Klan: Right-Wing Movements and National Politics, (2009), on 1920s
  • Lender Mark E. Drinking in America. - New York: Free Press, 1982.
  • Levitt Stephen D. Freakonomics: A Rogue Economist Explores the Hidden Side of Everything. - New York: William Morrow, 2005.
  • McWhorter Diane. Carry Me Home: Birmingham, Alabama, The Climactic Battle of the Civil Rights Revolution. - New York: Simon & Schuster , 2001.
  • Moore Leonard J. Citizen Klansmen: The Ku Klux Klan in Indiana, 1921-1928. - Chapel Hill: University of North Carolina Press , 1991.
  • Newton Michael. The Ku Klux Klan: An Encyclopedia. - New York & London: Garland Publishing, 1991.
  • Parsons, Elaine Frantz (2005). «Midnight Rangers: Costume and Performance in the Reconstruction-Era Ku Klux Klan». The Journal of American History 92 (3): 811–836. DOI :10.2307/3659969 .
  • Prendergast Michael L. A History of Alcohol Problem Prevention Efforts in the United States // Control Issues in Alcohol Abuse Prevention: Strategies for States and Communities. - JAI Press, 1987.
  • Rhodes James Ford. History of the United States from the Compromise of 1850 to the McKinley-Bryan Campaign of 1896. - 1920. - Vol. 7. Winner of the 1918 Pulitzer Prize for .
  • Rogers William. Alabama: The History of a Deep South State. - Tuscaloosa, Alabama: University of Alabama Press , 1994.
  • Steinberg Alfred. The man from Missouri; the life and times of Harry S. Truman. - New York: Putnam, 1962.
  • Taylor Joe G. Louisiana Reconstructed, 1863-1877. - Baton Rouge, 1974.
  • Thompson Jerry. My Life in the Klan. - New York: Putnam, 1982. - ISBN 0399126953 .
  • Trelease Allen W. White Terror: The Ku Klux Klan Conspiracy and Southern Reconstruction. - Louisiana State University Press , 1995.
  • Wade Wyn Craig. The Fiery Cross: The Ku Klux Klan in America. - New York: Simon and Schuster , 1987.

Дополнительная литература

  • Blee Kathleen M. Women of the Klan. - University of California Press , 1992. - ISBN 0-520-07876-4 .
  • .
  • Nelson Jack. Terror in the Night: The Klan"s Campaign Against the Jews. - New York: Simon & Schuster , 1993. - ISBN 0-671-69223-2 .
  • Chalmers David M. . - Rowman & Littlefield, 2003. - ISBN 0742523101 .

Ссылки

  • - слайдшоу журнала Life .
  • со Станли Хорном, автором книги «Невидимая империя: История ККК, 1866-1871»
  • Павел Борисов . «Meduza », 25.11.2014

Отрывок, характеризующий Ку-клукс-клан

– А, пришла? – сказал Пьер. – А, Пла… – начал он и не договорил. В его воображении вдруг, одновременно, связываясь между собой, возникло воспоминание о взгляде, которым смотрел на него Платон, сидя под деревом, о выстреле, слышанном на том месте, о вое собаки, о преступных лицах двух французов, пробежавших мимо его, о снятом дымящемся ружье, об отсутствии Каратаева на этом привале, и он готов уже был понять, что Каратаев убит, но в то же самое мгновенье в его душе, взявшись бог знает откуда, возникло воспоминание о вечере, проведенном им с красавицей полькой, летом, на балконе своего киевского дома. И все таки не связав воспоминаний нынешнего дня и не сделав о них вывода, Пьер закрыл глаза, и картина летней природы смешалась с воспоминанием о купанье, о жидком колеблющемся шаре, и он опустился куда то в воду, так что вода сошлась над его головой.
Перед восходом солнца его разбудили громкие частые выстрелы и крики. Мимо Пьера пробежали французы.
– Les cosaques! [Казаки!] – прокричал один из них, и через минуту толпа русских лиц окружила Пьера.
Долго не мог понять Пьер того, что с ним было. Со всех сторон он слышал вопли радости товарищей.
– Братцы! Родимые мои, голубчики! – плача, кричали старые солдаты, обнимая казаков и гусар. Гусары и казаки окружали пленных и торопливо предлагали кто платья, кто сапоги, кто хлеба. Пьер рыдал, сидя посреди их, и не мог выговорить ни слова; он обнял первого подошедшего к нему солдата и, плача, целовал его.
Долохов стоял у ворот разваленного дома, пропуская мимо себя толпу обезоруженных французов. Французы, взволнованные всем происшедшим, громко говорили между собой; но когда они проходили мимо Долохова, который слегка хлестал себя по сапогам нагайкой и глядел на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом, говор их замолкал. С другой стороны стоял казак Долохова и считал пленных, отмечая сотни чертой мела на воротах.
– Сколько? – спросил Долохов у казака, считавшего пленных.
– На вторую сотню, – отвечал казак.
– Filez, filez, [Проходи, проходи.] – приговаривал Долохов, выучившись этому выражению у французов, и, встречаясь глазами с проходившими пленными, взгляд его вспыхивал жестоким блеском.
Денисов, с мрачным лицом, сняв папаху, шел позади казаков, несших к вырытой в саду яме тело Пети Ростова.

С 28 го октября, когда начались морозы, бегство французов получило только более трагический характер замерзающих и изжаривающихся насмерть у костров людей и продолжающих в шубах и колясках ехать с награбленным добром императора, королей и герцогов; но в сущности своей процесс бегства и разложения французской армии со времени выступления из Москвы нисколько не изменился.
От Москвы до Вязьмы из семидесятитрехтысячной французской армии, не считая гвардии (которая во всю войну ничего не делала, кроме грабежа), из семидесяти трех тысяч осталось тридцать шесть тысяч (из этого числа не более пяти тысяч выбыло в сражениях). Вот первый член прогрессии, которым математически верно определяются последующие.
Французская армия в той же пропорции таяла и уничтожалась от Москвы до Вязьмы, от Вязьмы до Смоленска, от Смоленска до Березины, от Березины до Вильны, независимо от большей или меньшей степени холода, преследования, заграждения пути и всех других условий, взятых отдельно. После Вязьмы войска французские вместо трех колонн сбились в одну кучу и так шли до конца. Бертье писал своему государю (известно, как отдаленно от истины позволяют себе начальники описывать положение армии). Он писал:
«Je crois devoir faire connaitre a Votre Majeste l"etat de ses troupes dans les differents corps d"annee que j"ai ete a meme d"observer depuis deux ou trois jours dans differents passages. Elles sont presque debandees. Le nombre des soldats qui suivent les drapeaux est en proportion du quart au plus dans presque tous les regiments, les autres marchent isolement dans differentes directions et pour leur compte, dans l"esperance de trouver des subsistances et pour se debarrasser de la discipline. En general ils regardent Smolensk comme le point ou ils doivent se refaire. Ces derniers jours on a remarque que beaucoup de soldats jettent leurs cartouches et leurs armes. Dans cet etat de choses, l"interet du service de Votre Majeste exige, quelles que soient ses vues ulterieures qu"on rallie l"armee a Smolensk en commencant a la debarrasser des non combattans, tels que hommes demontes et des bagages inutiles et du materiel de l"artillerie qui n"est plus en proportion avec les forces actuelles. En outre les jours de repos, des subsistances sont necessaires aux soldats qui sont extenues par la faim et la fatigue; beaucoup sont morts ces derniers jours sur la route et dans les bivacs. Cet etat de choses va toujours en augmentant et donne lieu de craindre que si l"on n"y prete un prompt remede, on ne soit plus maitre des troupes dans un combat. Le 9 November, a 30 verstes de Smolensk».
[Долгом поставляю донести вашему величеству о состоянии корпусов, осмотренных мною на марше в последние три дня. Они почти в совершенном разброде. Только четвертая часть солдат остается при знаменах, прочие идут сами по себе разными направлениями, стараясь сыскать пропитание и избавиться от службы. Все думают только о Смоленске, где надеются отдохнуть. В последние дни много солдат побросали патроны и ружья. Какие бы ни были ваши дальнейшие намерения, но польза службы вашего величества требует собрать корпуса в Смоленске и отделить от них спешенных кавалеристов, безоружных, лишние обозы и часть артиллерии, ибо она теперь не в соразмерности с числом войск. Необходимо продовольствие и несколько дней покоя; солдаты изнурены голодом и усталостью; в последние дни многие умерли на дороге и на биваках. Такое бедственное положение беспрестанно усиливается и заставляет опасаться, что, если не будут приняты быстрые меры для предотвращения зла, мы скоро не будем иметь войска в своей власти в случае сражения. 9 ноября, в 30 верстах от Смоленка.]
Ввалившись в Смоленск, представлявшийся им обетованной землей, французы убивали друг друга за провиант, ограбили свои же магазины и, когда все было разграблено, побежали дальше.
Все шли, сами не зная, куда и зачем они идут. Еще менее других знал это гений Наполеона, так как никто ему не приказывал. Но все таки он и его окружающие соблюдали свои давнишние привычки: писались приказы, письма, рапорты, ordre du jour [распорядок дня]; называли друг друга:
«Sire, Mon Cousin, Prince d"Ekmuhl, roi de Naples» [Ваше величество, брат мой, принц Экмюльский, король Неаполитанский.] и т.д. Но приказы и рапорты были только на бумаге, ничто по ним не исполнялось, потому что не могло исполняться, и, несмотря на именование друг друга величествами, высочествами и двоюродными братьями, все они чувствовали, что они жалкие и гадкие люди, наделавшие много зла, за которое теперь приходилось расплачиваться. И, несмотря на то, что они притворялись, будто заботятся об армии, они думали только каждый о себе и о том, как бы поскорее уйти и спастись.

Действия русского и французского войск во время обратной кампании от Москвы и до Немана подобны игре в жмурки, когда двум играющим завязывают глаза и один изредка звонит колокольчиком, чтобы уведомить о себе ловящего. Сначала тот, кого ловят, звонит, не боясь неприятеля, но когда ему приходится плохо, он, стараясь неслышно идти, убегает от своего врага и часто, думая убежать, идет прямо к нему в руки.
Сначала наполеоновские войска еще давали о себе знать – это было в первый период движения по Калужской дороге, но потом, выбравшись на Смоленскую дорогу, они побежали, прижимая рукой язычок колокольчика, и часто, думая, что они уходят, набегали прямо на русских.
При быстроте бега французов и за ними русских и вследствие того изнурения лошадей, главное средство приблизительного узнавания положения, в котором находится неприятель, – разъезды кавалерии, – не существовало. Кроме того, вследствие частых и быстрых перемен положений обеих армий, сведения, какие и были, не могли поспевать вовремя. Если второго числа приходило известие о том, что армия неприятеля была там то первого числа, то третьего числа, когда можно было предпринять что нибудь, уже армия эта сделала два перехода и находилась совсем в другом положении.
Одна армия бежала, другая догоняла. От Смоленска французам предстояло много различных дорог; и, казалось бы, тут, простояв четыре дня, французы могли бы узнать, где неприятель, сообразить что нибудь выгодное и предпринять что нибудь новое. Но после четырехдневной остановки толпы их опять побежали не вправо, не влево, но, без всяких маневров и соображений, по старой, худшей дороге, на Красное и Оршу – по пробитому следу.
Ожидая врага сзади, а не спереди, французы бежали, растянувшись и разделившись друг от друга на двадцать четыре часа расстояния. Впереди всех бежал император, потом короли, потом герцоги. Русская армия, думая, что Наполеон возьмет вправо за Днепр, что было одно разумно, подалась тоже вправо и вышла на большую дорогу к Красному. И тут, как в игре в жмурки, французы наткнулись на наш авангард. Неожиданно увидав врага, французы смешались, приостановились от неожиданности испуга, но потом опять побежали, бросая своих сзади следовавших товарищей. Тут, как сквозь строй русских войск, проходили три дня, одна за одной, отдельные части французов, сначала вице короля, потом Даву, потом Нея. Все они побросали друг друга, побросали все свои тяжести, артиллерию, половину народа и убегали, только по ночам справа полукругами обходя русских.
Ней, шедший последним (потому что, несмотря на несчастное их положение или именно вследствие его, им хотелось побить тот пол, который ушиб их, он занялся нзрыванием никому не мешавших стен Смоленска), – шедший последним, Ней, с своим десятитысячным корпусом, прибежал в Оршу к Наполеону только с тысячью человеками, побросав и всех людей, и все пушки и ночью, украдучись, пробравшись лесом через Днепр.
От Орши побежали дальше по дороге к Вильно, точно так же играя в жмурки с преследующей армией. На Березине опять замешались, многие потонули, многие сдались, но те, которые перебрались через реку, побежали дальше. Главный начальник их надел шубу и, сев в сани, поскакал один, оставив своих товарищей. Кто мог – уехал тоже, кто не мог – сдался или умер.

Казалось бы, в этой то кампании бегства французов, когда они делали все то, что только можно было, чтобы погубить себя; когда ни в одном движении этой толпы, начиная от поворота на Калужскую дорогу и до бегства начальника от армии, не было ни малейшего смысла, – казалось бы, в этот период кампании невозможно уже историкам, приписывающим действия масс воле одного человека, описывать это отступление в их смысле. Но нет. Горы книг написаны историками об этой кампании, и везде описаны распоряжения Наполеона и глубокомысленные его планы – маневры, руководившие войском, и гениальные распоряжения его маршалов.
Отступление от Малоярославца тогда, когда ему дают дорогу в обильный край и когда ему открыта та параллельная дорога, по которой потом преследовал его Кутузов, ненужное отступление по разоренной дороге объясняется нам по разным глубокомысленным соображениям. По таким же глубокомысленным соображениям описывается его отступление от Смоленска на Оршу. Потом описывается его геройство при Красном, где он будто бы готовится принять сражение и сам командовать, и ходит с березовой палкой и говорит:
– J"ai assez fait l"Empereur, il est temps de faire le general, [Довольно уже я представлял императора, теперь время быть генералом.] – и, несмотря на то, тотчас же после этого бежит дальше, оставляя на произвол судьбы разрозненные части армии, находящиеся сзади.
Потом описывают нам величие души маршалов, в особенности Нея, величие души, состоящее в том, что он ночью пробрался лесом в обход через Днепр и без знамен и артиллерии и без девяти десятых войска прибежал в Оршу.
И, наконец, последний отъезд великого императора от геройской армии представляется нам историками как что то великое и гениальное. Даже этот последний поступок бегства, на языке человеческом называемый последней степенью подлости, которой учится стыдиться каждый ребенок, и этот поступок на языке историков получает оправдание.
Тогда, когда уже невозможно дальше растянуть столь эластичные нити исторических рассуждений, когда действие уже явно противно тому, что все человечество называет добром и даже справедливостью, является у историков спасительное понятие о величии. Величие как будто исключает возможность меры хорошего и дурного. Для великого – нет дурного. Нет ужаса, который бы мог быть поставлен в вину тому, кто велик.
– «C"est grand!» [Это величественно!] – говорят историки, и тогда уже нет ни хорошего, ни дурного, а есть «grand» и «не grand». Grand – хорошо, не grand – дурно. Grand есть свойство, по их понятиям, каких то особенных животных, называемых ими героями. И Наполеон, убираясь в теплой шубе домой от гибнущих не только товарищей, но (по его мнению) людей, им приведенных сюда, чувствует que c"est grand, и душа его покойна.
«Du sublime (он что то sublime видит в себе) au ridicule il n"y a qu"un pas», – говорит он. И весь мир пятьдесят лет повторяет: «Sublime! Grand! Napoleon le grand! Du sublime au ridicule il n"y a qu"un pas». [величественное… От величественного до смешного только один шаг… Величественное! Великое! Наполеон великий! От величественного до смешного только шаг.]
И никому в голову не придет, что признание величия, неизмеримого мерой хорошего и дурного, есть только признание своей ничтожности и неизмеримой малости.
Для нас, с данной нам Христом мерой хорошего и дурного, нет неизмеримого. И нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Кто из русских людей, читая описания последнего периода кампании 1812 года, не испытывал тяжелого чувства досады, неудовлетворенности и неясности. Кто не задавал себе вопросов: как не забрали, не уничтожили всех французов, когда все три армии окружали их в превосходящем числе, когда расстроенные французы, голодая и замерзая, сдавались толпами и когда (как нам рассказывает история) цель русских состояла именно в том, чтобы остановить, отрезать и забрать в плен всех французов.
Каким образом то русское войско, которое, слабее числом французов, дало Бородинское сражение, каким образом это войско, с трех сторон окружавшее французов и имевшее целью их забрать, не достигло своей цели? Неужели такое громадное преимущество перед нами имеют французы, что мы, с превосходными силами окружив, не могли побить их? Каким образом это могло случиться?
История (та, которая называется этим словом), отвечая на эти вопросы, говорит, что это случилось оттого, что Кутузов, и Тормасов, и Чичагов, и тот то, и тот то не сделали таких то и таких то маневров.
Но отчего они не сделали всех этих маневров? Отчего, ежели они были виноваты в том, что не достигнута была предназначавшаяся цель, – отчего их не судили и не казнили? Но, даже ежели и допустить, что виною неудачи русских были Кутузов и Чичагов и т. п., нельзя понять все таки, почему и в тех условиях, в которых находились русские войска под Красным и под Березиной (в обоих случаях русские были в превосходных силах), почему не взято в плен французское войско с маршалами, королями и императорами, когда в этом состояла цель русских?
Объяснение этого странного явления тем (как то делают русские военные историки), что Кутузов помешал нападению, неосновательно потому, что мы знаем, что воля Кутузова не могла удержать войска от нападения под Вязьмой и под Тарутиным.
Почему то русское войско, которое с слабейшими силами одержало победу под Бородиным над неприятелем во всей его силе, под Красным и под Березиной в превосходных силах было побеждено расстроенными толпами французов?
Если цель русских состояла в том, чтобы отрезать и взять в плен Наполеона и маршалов, и цель эта не только не была достигнута, и все попытки к достижению этой цели всякий раз были разрушены самым постыдным образом, то последний период кампании совершенно справедливо представляется французами рядом побед и совершенно несправедливо представляется русскими историками победоносным.
Русские военные историки, настолько, насколько для них обязательна логика, невольно приходят к этому заключению и, несмотря на лирические воззвания о мужестве и преданности и т. д., должны невольно признаться, что отступление французов из Москвы есть ряд побед Наполеона и поражений Кутузова.
Но, оставив совершенно в стороне народное самолюбие, чувствуется, что заключение это само в себе заключает противуречие, так как ряд побед французов привел их к совершенному уничтожению, а ряд поражений русских привел их к полному уничтожению врага и очищению своего отечества.
Источник этого противуречия лежит в том, что историками, изучающими события по письмам государей и генералов, по реляциям, рапортам, планам и т. п., предположена ложная, никогда не существовавшая цель последнего периода войны 1812 года, – цель, будто бы состоявшая в том, чтобы отрезать и поймать Наполеона с маршалами и армией.
Цели этой никогда не было и не могло быть, потому что она не имела смысла, и достижение ее было совершенно невозможно.
Цель эта не имела никакого смысла, во первых, потому, что расстроенная армия Наполеона со всей возможной быстротой бежала из России, то есть исполняла то самое, что мог желать всякий русский. Для чего же было делать различные операции над французами, которые бежали так быстро, как только они могли?
Во вторых, бессмысленно было становиться на дороге людей, всю свою энергию направивших на бегство.
В третьих, бессмысленно было терять свои войска для уничтожения французских армий, уничтожавшихся без внешних причин в такой прогрессии, что без всякого загораживания пути они не могли перевести через границу больше того, что они перевели в декабре месяце, то есть одну сотую всего войска.
В четвертых, бессмысленно было желание взять в плен императора, королей, герцогов – людей, плен которых в высшей степени затруднил бы действия русских, как то признавали самые искусные дипломаты того времени (J. Maistre и другие). Еще бессмысленнее было желание взять корпуса французов, когда свои войска растаяли наполовину до Красного, а к корпусам пленных надо было отделять дивизии конвоя, и когда свои солдаты не всегда получали полный провиант и забранные уже пленные мерли с голода.
Весь глубокомысленный план о том, чтобы отрезать и поймать Наполеона с армией, был подобен тому плану огородника, который, выгоняя из огорода потоптавшую его гряды скотину, забежал бы к воротам и стал бы по голове бить эту скотину. Одно, что можно бы было сказать в оправдание огородника, было бы то, что он очень рассердился. Но это нельзя было даже сказать про составителей проекта, потому что не они пострадали от потоптанных гряд.
Но, кроме того, что отрезывание Наполеона с армией было бессмысленно, оно было невозможно.
Невозможно это было, во первых, потому что, так как из опыта видно, что движение колонн на пяти верстах в одном сражении никогда не совпадает с планами, то вероятность того, чтобы Чичагов, Кутузов и Витгенштейн сошлись вовремя в назначенное место, была столь ничтожна, что она равнялась невозможности, как то и думал Кутузов, еще при получении плана сказавший, что диверсии на большие расстояния не приносят желаемых результатов.
Во вторых, невозможно было потому, что, для того чтобы парализировать ту силу инерции, с которой двигалось назад войско Наполеона, надо было без сравнения большие войска, чем те, которые имели русские.
В третьих, невозможно это было потому, что военное слово отрезать не имеет никакого смысла. Отрезать можно кусок хлеба, но не армию. Отрезать армию – перегородить ей дорогу – никак нельзя, ибо места кругом всегда много, где можно обойти, и есть ночь, во время которой ничего не видно, в чем могли бы убедиться военные ученые хоть из примеров Красного и Березины. Взять же в плен никак нельзя без того, чтобы тот, кого берут в плен, на это не согласился, как нельзя поймать ласточку, хотя и можно взять ее, когда она сядет на руку. Взять в плен можно того, кто сдается, как немцы, по правилам стратегии и тактики. Но французские войска совершенно справедливо не находили этого удобным, так как одинаковая голодная и холодная смерть ожидала их на бегстве и в плену.
В четвертых же, и главное, это было невозможно потому, что никогда, с тех пор как существует мир, не было войны при тех страшных условиях, при которых она происходила в 1812 году, и русские войска в преследовании французов напрягли все свои силы и не могли сделать большего, не уничтожившись сами.
В движении русской армии от Тарутина до Красного выбыло пятьдесят тысяч больными и отсталыми, то есть число, равное населению большого губернского города. Половина людей выбыла из армии без сражений.
И об этом то периоде кампании, когда войска без сапог и шуб, с неполным провиантом, без водки, по месяцам ночуют в снегу и при пятнадцати градусах мороза; когда дня только семь и восемь часов, а остальное ночь, во время которой не может быть влияния дисциплины; когда, не так как в сраженье, на несколько часов только люди вводятся в область смерти, где уже нет дисциплины, а когда люди по месяцам живут, всякую минуту борясь с смертью от голода и холода; когда в месяц погибает половина армии, – об этом то периоде кампании нам рассказывают историки, как Милорадович должен был сделать фланговый марш туда то, а Тормасов туда то и как Чичагов должен был передвинуться туда то (передвинуться выше колена в снегу), и как тот опрокинул и отрезал, и т. д., и т. д.
Русские, умиравшие наполовину, сделали все, что можно сделать и должно было сделать для достижения достойной народа цели, и не виноваты в том, что другие русские люди, сидевшие в теплых комнатах, предполагали сделать то, что было невозможно.
Все это странное, непонятное теперь противоречие факта с описанием истории происходит только оттого, что историки, писавшие об этом событии, писали историю прекрасных чувств и слов разных генералов, а не историю событий.
Для них кажутся очень занимательны слова Милорадовича, награды, которые получил тот и этот генерал, и их предположения; а вопрос о тех пятидесяти тысячах, которые остались по госпиталям и могилам, даже не интересует их, потому что не подлежит их изучению.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!