Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Усталость и ее классификация. Переутомление. Симптомы переутомления. Физическое и эмоциональное переутомление. Как бороться с переутомлением

Существует не только физическая усталость, но и усталость мозга. Так случается, когда мозг перенапрягается, человек долго занимается умственным трудом. В результате мозг начинает тормозить, думать не получается. Помочь в таком случае могут различные препараты, например, BrainRush.

Причины умственной усталости

Снижение мозговой деятельности - следствие решений задач высокой сложности, которые обычно связаны с информацией. Также такое явление случается из-за монотонной работы. Чтобы восстановить прежнюю активность, мало просто сменить свою деятельность, требуются более резкие меры.

Если умственная усталость чувствуется постоянно, она может перерасти в хроническую, из-за чего возникнет депрессия. Такое состояние самостоятельно вылечить очень сложно. Поэтому лучше не запускать перегрузку на начальных уровнях и заботиться о своем здоровье. Если же необходимо довести работу до конца без перерыва, а способность конструктивно мыслить не работает, можно воспользоваться BrainRush для работы мозга или другими средствами. Они улучшат внимание и помогут справиться с работой. Но это экстренная мера, нельзя пользоваться такими средствами постоянно, лучше пожалеть свой мозг.
Признаки умственной усталости:

  • Ухудшается восприятие: активность глаз сильно понижается, невозможно заметить мелкие детали, сигналы воспринимаются плохо, появляется невнимательность;
  • Снижается уровень обработки информации: решения принимаются долгое время, действия непоследовательны и содержат много лишних движений, координация движений нарушена, они резкие и не всегда обоснованы;
  • Функция запоминания падает: информация задерживается только на совсем короткое время, не всегда получается повторить произнесенные слова с первого раза, сложно запомнить информацию на долгое время, время поиска в памяти увеличивается

Как «лечить» умственную усталость?

Для того, чтобы улучшить деятельность мозга, используют препараты типа БрэйнРаш . Но так нельзя делать постоянно, нужно влиять на организм в целом:

  1. Нужно гулять и наслаждаться воздухом, природой. В день минимум по полчаса, лучше незадолго до сна.
  2. Нужно рассчитывать силы и не брать на себя лишнюю работу, также не засорять ум ненужной информацией.
  3. В рационе должны быть свежие фрукты и овощи, рыба, кисломолочные продукты.
  4. Сон должен длиться не менее 8 часов, с утра желательно принимать контрастный душ.
01.01.1970

Переутомление является патологическим состоянием человеческого организма, вызванное постоянной (хронической) усталостью. Нет в мире, наверное, человека, который хоть раз в жизни не страдал от переутомления. В нашем быстро меняющемся мире люди все больше и больше страдают от этого недуга.

Переутомление - состояние души и тела, знакомое более 90% взрослых.

Ниже на Дом Знаний Вы узнаете, какие симптомы переутомления и как с ним бороться.

Симптомы переутомления.

Прежде всего, человек чувствует себя подавленно, вяло, у него ухудшаются координация движений, самочувствие, аппетит и сон. Нередко болит голова. Но бывает и наоборот - чрезмерное нездоровое нервное возбуждение. Такой человек, как правило, плохо засыпает, в его сознании всплывают тревожные воспоминания, а утром он чувствует себя разбитым. Заметно снижается работоспособность и ему трудно сосредоточиться, а для того, чтобы запомнить что-то, переутомленному человеку приходится несколько раз перечитывать одно и то же.

У некоторых от переутомления нарушаются функции внутренних органов и систем: учащается сердцебиение, повышается артериальное давление, появляются потливость, неприятные ощущения в сердце, порой боль в животе, тошнота, ощущение жжения в пищеводе.

Физическое переутомление. Восстановление после физического переутомления.

Скажу откровенно: при физическом переутомлении таблетки или микстура здесь не помогут .

Парадокс 1.
Следует, прежде всего, пересмотреть собственный режим дня, а иногда дополнительно поработать.

Вместо отдыха - поработать?

Да! И это не единственный парадокс, с которым Вам придется встретиться при переутомлении. Оказывается, усталость сама по себе защищает организм. Она сигнализирует о неблагоприятных изменениях, о необходимости немедленно устранить раздражители.

Оздоровление в ответ на сигналы усталости называют восстановлением . Наступает оно не сразу: дыхание, к примеру, возвращается к норме быстрее, чем частота пульса или артериальное давление, еще медленнее - процессы в мозгу. Чем сильнее натренирован организм, тем быстрее восстанавливается его нормальное состояние.

Парадокс 2.
Еще один парадокс: путь к повышению работоспособности лежит обязательно через... усталость. К примеру, если Вы на тренировке не будете уставать, считайте, усилия потрачены зря - сильнее не станете.

В функциональном состоянии человека после тренировки выделяют три фазы:

  1. Первая фаза - усталость;
  2. Вторая фаза - восстановление исходного уровня;
  3. Третья фаза - улучшение самочувствия.

Итак, следует бояться не усталости (переутомления), а неумения ее преодолевать (хочу предостеречь: нагружать организм можно только под руководством тренера или врача).

Умственное переутомление. Восстановление после умственного переутомления.

Несколько иные особенности умственной деятельности и переутомления мозга. Известно, что интеллектуальная нагрузка, какой бы она сильной не была, действует на сравнительно незначительную часть нервных клеток коры головного мозга. Если Вы, например, устали, длительное время решая задачу по физике, это не значит, что так чувствует себя весь организм. Переключите внимание на другое занятие, скажем, почитайте художественную книгу, и уставший участок коры головного мозга вернется к состоянию покоя, в это время заработает другая часть мозга. Через некоторое время усталость проходит и можно снова вернуться к физике.

Чтобы не переутомлять мозг, полезно ежедневно составлять своеобразное расписание умственного труда, в котором бы чередовалась напряженная умственная деятельность с занятиями другого характера: рисованием, музыкой, чтением художественных книг и др. Все эти занятия хорошо снимают нервно-психическое напряжение.

И все же, эффективность умственного труда лучше всего повышают активные движения, физические упражнения и труд.

Гете говорил: "Самые ценные мысли приходят мне в голову, когда я хожу ".

О подобном писал и Руссо: "Хождение в определенной степени оживляет и воодушевляет мои мысли ".

У древних греков необходимость сочетания умственного и физического труда вошла даже в пословицу. О "ничтожествах" (ничего не умеющих людях) они говорили: "Он не умеет ни плавать, ни писать ".

Современные научные исследования подтвердили глубокую рациональность такого чередования занятий. Ведь наш организм - целостная система. Напрягая мышцы, Вы повышаете и готовность к работе нервной системы, а она в свою очередь активизирует деятельность мозга. Итак, выполняя физическую работу, гимнастические упражнения, занимаясь ходьбой, бегая, играя в спортивные игры, то есть, рационально сочетая напряжение мышц с последующим их расслаблением, можно длительное время успешно поддерживать высокую работоспособность интеллекта.

Надеюсь теперь понятно, почему нет никакого парадокса в том, что врач рекомендует пациенту от переутомления поработать, вернее, заняться другими видами деятельности?

Как снимать чрезмерное нервное напряжение?

Ведь оно также наносит немало вреда нашему здоровью, приводит к снижению работоспособности.

Опять же - само по себе нервное напряжение ничем не угрожает. Современная динамичная жизнь заставляет нас ежедневно решать немало задач, выбирать оптимальные из многих вариантов действий и решений, вследствие чего в мозгу одновременно "конкурируют" несколько функциональных структур. А уже даже два таких "конкурента" вызывают нервное напряжение.

Плохо лишь в случае, если это чрезмерное напряжение, непродуктивное. Как правило, оно напоминает о себе нарастанием встревоженности и возбуждения. Когда такое напряжение вызвано преимущественно позитивными эмоциями, его нетрудно преодолеть. При негативных эмоциях, например, при страхе, тягостных сомнениях и тому подобному, нервное напряжение усиливается, и чем дальше, тем более неэкономно расходуются энергетические и функциональные ресурсы мозга. В этом случае и возникает хроническая усталость или переутомление.

Часто причиной чрезмерного нервного напряжения становится привычка, а то и необходимость одновременно решать несколько проблем, "дробить" на них внимание и силы. Повторение таких ситуаций, особенно ежедневное, очень вредно для здоровья.

В юном возрасте опасна и другая крайность - постоянно заботиться о покое, избегать сложностей и проблем, количество которых с каждым годом будет только увеличиваться. Тем, кто вырос "неженкой", нелегко будет справиться с ними.

Мне вспоминается случай, когда молодой человек, оканчивая школу, никак не мог выбрать профессию по душе. Это раздражало и его, и родителей. Нервное напряжение нарастало с каждым днем. Парень ходил подавленный, все чаще чувствовал себя уставшим и переутомленным. Чтобы хоть как-то избавиться от неприятных ощущений, он решил отложить окончательный выбор профессии на позже. Окончив школу, устроился на временную работу с неплохим заработком. Некоторое время все было как будто в порядке. Но через несколько месяцев невеселые мысли снова начали досаждать ему, тревожить, и помочь здесь он уже не мог ничем. Наконец, отбросив сомнения, он поступил в техникум, который ему больше всего нравился. Но пережитое ранее нервное напряжение не ушло просто так и в студенческие годы молодому человеку пришлось долго лечить невроз.

Утомление – это физиологическое состояние организма, проявляющееся во временном снижении работоспособности в результате проведенной работы. Это своего рода диспропорция между расходованием и восстановлением энергетических веществ.
Состояние утомления проявляется в замедлении процесса утомления связано с ощущением усталости. Утомление служит естественным сигналом возможного истощения организма и одновременно предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Вместе с тем утомление является также и стимулятором, мобилизующим резервы организма и обеспечивающим рост функциональных возможностей организма.
Утомление бывает острым и хроническим, т.е. может проявляться в короткий промежуток времени и носить длительный характер; общим и локальным, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом или какой-то в отдельности (определенной группы мышц, какого-либо анализатора и т.п.). Различают две фазы развития утомления: компенсированную (за счет подключения энергетических резервов организма) и некомпенсированную (когда резервные возможности организма исчерпываются и работа продолжается за счет силы воли).
К причинам, вызывающим умственное утомление студентов, можно отнести следующее:
- загруженность интеллектуальной сферы, высокая мобилизация высших процессов психической деятельности человека: внимания, памяти, мышления;
- нахождение длительное время в закрытых помещениях, в соблюдении определенной рабочей позы, в ограничении подвижности;
- высокие требования к самоорганизации и самоподготовке;
- ощущение недостатка времени;
- торопливая еда;
- условия проживания и межличностные отношения;
- анатомо-физиологические особенности организма, рост и развитие которого завершается в студенческие годы.
Степень развития утомления в процессе умственного труда можно определить по некоторым внешним признакам (таблица 8.1).
К ним относятся бледность кожных покровов и слизистой оболочки, особенно заметная на лице, расслабленность и вялость движений, сгорбленность позы или «развалка» в позе сидя, неуверенность и нерешительность в действиях, повышенный тремор (дрожание) конечностей и др.
В учебной работе утомление проявляется в замедленном темпе выполнения учебных заданий, в увеличении количества ошибок, в росте числа отвлечений от дела.
Внешние психофизические симптомы поведения при утомлении проявляются в виде общей заторможенности и угнетенности.
Умственное утомление в подавляющем случаев дает картину угрюмости, отчужденности и флегматичности.
Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, чрезмерное нервно-психическое напряжение могут привести к состоянию переутомления, которое характеризуется резким развитием тормозных процессов, что приводит к неодолимому чувству усталости. Оно сопровождается чувством усталости до начала работы, отсутствием интереса к ней, апатией, повышенной раздражительностью, снижением аппетита, головокружением и головными болями (таблица 8.2).
Наблюдаются также и объективные признаки, как снижение веса, расстройства пищеварения, повышения сухожильных рефлексов, потливости, пульса, артериального давления. При выраженной и тяжелой степени переутомления снижается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям.
Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, так как оно связано со способностью центральной нервной системы к длительной работе с перегрузками, что в конечном итоге может привести к запредельному торможению в ее корковых и подкорковых структурах.
Устранение и профилактика утомления возможны за счет оптимизации физической, умственной и эмоциональной активности организма. Необходимы активный отдых, переключение на другие виды деятельности, использование средств восстановления.
Физиологические процессы, обеспечивающие восстановление измененных при выполнении определенной работы функций организма, называются восстановительными. Во время выполнения работы преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов может происходить даже с превышением исходного уровня (суперкомпенсация). Это явление имеет огромное значение для повышения тренированности организма, обеспечивая в конечном итоге повышение работоспособности.
Схематично процесс восстановления можно представить в виде трех взаимодополняющих процессов:
- устранение нарушений в системах нейрогуморального регулирования;
- выведение продуктов распада, образовавшихся в результате проведенной работы в тканях и клетках организма;
- выведение продуктов распада из внутренней среды организма.
Рациональное сочетание нагрузок и отдыха – необходимое условие сохранения и активизации восстановительных процессов.
Дополнительными средствами восстановления могут быть: личная гигиена, сбалансированное питание, массаж и самомассаж, баня или сауна, применение биологически активных веществ (витаминов).


  • Механизмы возникновения и признаки умственного утомления . Утомление


  • Организм человека – единая, сложная, саморегулируемая и саморазвивающаяся биологическая система, нах. Механизмы возникновения и признаки умственного утомления . Утомление – это физиологическое состояние организма...


  • Организм человека – единая, сложная, саморегулируемая и саморазвивающаяся биологическая система, нах. Механизмы возникновения и признаки умственного утомления . Утомление – это физиологическое состояние организма...


  • Механизмы возникновения и признаки умственного утомления .
    Умственный труд, умственная умственного


  • Механизмы возникновения и признаки умственного утомления .
    Умственный труд, умственная работоспособность и факторы, ее определяющие. Учеба студента – это характерный пример современного умственного труда, к которому принято относить работы...


  • Механизмы возникновения и признаки умственного утомления .
    Умственный труд, умственная работоспособность и факторы, ее определяющие. Учеба студента – это характерный пример современного умственного труда, к которому принято относить работы...


  • Механизмы возникновения и признаки умственного утомления . Утомление – это физиологическое состояние организма, проявляющееся во временном снижении работоспосо... подробнее ».


  • Физическая работоспособность и признаки переутомления .
    Физ утомление проявляется нарушением ф-й мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений.


  • Понятие и признаки .
    Если же и дальше результат остаётся негативным, то включаются механизмы
    Прочерк (-) означает, что данное состояние не содержит ни одного из перечисленных признаков (например, утомление не относится ни к рассудку, ни к эмоциям).


  • Механизмы возникновения симпатии и любви. В своем исследовании Л. Я. Гозман выделяет этапы развития эмоциональных отношений.
    Итак, некоторые авторы (Кеслер, Фрейд, Мартинсон, Рейк) пытались обрисовать потребность в любви как признак неадекватности.

Найдено похожих страниц:10


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!