Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Фактическая сторона помощи по ленд-лизу. Лендлиз

Словосочетание ленд-лиз (lend-lease) происходит от английских слов: lend - давать взаймы и lease - сдавать в аренду. В предлагаемой читателям статье кандидата исторических наук П. С. Петрова изложены взгляды американских политических и военных деятелей, а также даны оценки западных исследователей, почерпнутые из различных источников США, по вопросам советско-американского сотрудничества в рамках ленд-лиза, во многом определявшего политику по отношению к советскому союзнику в период минувшей войны.

Согласно устоявшемуся мнению, осуществляя поставки воюющим против Германии сторонам, Соединенные Штаты Америки руководствовались в первую очередь собственными интересами - защитить себя руками других и максимально сохранить собственные силы. Вместе с тем монополистическая буржуазия США преследовала определенные экономические цели, имея в виду, что поставки по ленд-лизу будут способствовать значительному расширению производства и ее обогащению за счет правительственных заказов.

Закон о ленд-лизе (официально он назывался «Акт содействия обороне США») был принят американским конгрессом 8 марта 1941 года. Первоначально он распространялся на Великобританию и ряд других стран, против которых воевала Германия.

Согласно этому акту глава государства получал полномочия передавать, обменивать, сдавать в аренду, отдавать взаймы или поставлять иным способом военную технику, оружие, боеприпасы, снаряжение, стратегическое сырье, продовольствие, предоставлять различные товары и услуги, а также информацию правительству любой страны, «оборону которой президент посчитает жизненно важной для обороны Соединенных Штатов».

Государства, получавшие помощь по ленд-лизу, подписывали с правительством США соглашения. По ним поставленные машины, различная военная техника, оружие, другие предметы, уничтоженные, утраченные или потребленные во время войны, не подлежали оплате после ее окончания. Оставшиеся же после войны товары и материалы, которые можно было использовать для гражданского потребления, полагалось оплатить полностью или частично на основе предоставленных Америкой долгосрочных кредитов. А военные материалы Соединенные Штаты могли потребовать возвратить обратно, хотя, как писал А.А. Громыко, бывший послом СССР в США в 1943-1946 гг., американское правительство неоднократно заявляло, что оно не будет пользоваться этим правом.

Важно отметить, что страны, заключавшие соглашения с США, в свою очередь принимали на себя обязательства «содействовать защите Соединенных Штатов» и оказывать им помощь материалами, которые имелись у них, предоставлять различные услуги и информацию . США, таким образом, получали встречный, или обратный, ленд-лиз: станки, зенитные пушки и амуницию, оборудование для военных заводов, а также различные услуги, военную информацию, стратегическое сырье, драгоценные металлы и пр.

Поставляя военную технику и материалы воюющим против Германии странам, США преследовали в первую очередь свои корыстные интересы. Об этом свидетельствуют многие американские авторы, ибо правительство предоставляло ленд-лиз как альтернативу войне. К примеру, Р. Доусон писал, что в конгрессе США и стране в конце октября 1941 года сложилось твердое убеждение, несмотря на нейтралистские, изоляционистские и даже антисоветские настроения, что «доллары, даже переданные Советской России, являлись гораздо более благоприятным вкладом, чем посылка американской армии» . С другой стороны, поставки товаров способствовали расширению производства и получению больших прибылей. Таким образом, расчетливость, положенная в основу ленд-лиза, являлась характерным признаком всех видов помощи и политики США в войне, что особенно отчетливо проявилось в отношениях с СССР.

Правительство США, заявившее после нападения на СССР 22 июня 1941 года фашистской Германии и ее сателлитов, что оно намерено оказать ему помощь, тем не менее, прежде чем сделать это, ряд месяцев уясняло для себя, какова «способность России к сопротивлению», а затем уже определило свою позицию.

США исходили из того, какую опасность Германия представляет, прежде всего, для них и будут ли Великобритания и США в состоянии продолжать управлять миром или же Германия и Япония займут их место. Они понимали, что победа Германии в войне против СССР обернется «катастрофой первейшего значения для Англии и Америки», потому что в случае установления контроля над всей Европой и Азией третий рейх «будет угрожать Соединенным Штатам с обоих берегов» . Вместе с тем их волновал и такой вопрос: «Предположим, что мы окажем помощь России и она победит Гитлера, кто будет доминировать в Европе..?» .

Только просчитав все за и против, американское руководство приняло решение об оказании помощи СССР. Через неделю после начала боевых действий на восточном фронте при госдепартаменте США был создан специальный комитет из представителей различных служб, подготовивший небольшой список товаров, в том числе и военных, для экспорта в СССР. Советская сторона получила возможность закупать материалы за наличный расчет. Однако на пути этого начинания сразу встали волокита и бюрократические препоны, ибо различные ведомства, пересылая заявки СССР друг другу, долго спорили о том, как заполучить русское золото.

Госсекретарь США Гарри Гопкинс на встрече со Сталиным, лето 1941 г.

Вместе с тем США, признавая, что русские защищают и Америку, считали нужным заверить нашу страну в желании помочь, так как учитывали и необходимость иметь дружественную Россию в японском тылу. С этой целью руководящие деятели США начали наезжать в Москву. Первым приехал помощник президента Гарри Гопкинс, уяснивший обстановку в СССР и его возможность выстоять против Гитлера. На основе анализа полученной им информации президент убедился, «что помощь русским - это удачно потраченные деньги» .

В переговорах Гопкинса со Сталиным в конце июля 1941 года было определено, что Красная Армия особенно нуждается в зенитных орудиях, крупнокалиберных пулеметах, винтовках, высокооктановом авиационном бензине и алюминии для производства самолетов. Эти запросы США оценили как незначительные, тем не менее удовлетворить не спешили. «После начала войны с Россией прошло почти шесть недель, но мы практически ничего не сделали, чтобы доставить им необходимые материалы»,- записал Рузвельт в одном документе. Кроме того, он считал, что самолеты, предназначенные для продажи Советскому Союзу, не обязательно должны быть последних моделей, а поставки могли носить «символический характер».

Бывший министр внутренних дел США Г. Икес писал, что по заявке на 3000 бомбардировщиков отправлены были только пять .

С июня по август 1941 года в СССР было поставлено лишь 128 т купленных за наличный расчет материалов. Шел третий месяц войны, а США поставляли нам только инструменты и промышленное оборудование, закупленные ранее. Положение не изменилось и спустя несколько месяцев. Как свидетельствует Г. Икес, американское руководство стремилось к тому, «чтобы русские передали нам все свое золото, которое пойдет на погашение за поставки товаров, пока (оно) не будет исчерпано. С этого момента мы применим к России закон о ленд-лизе» . В уплату за поставки СССР передавал Соединенным Штатам также стратегическое сырье - марганец, хром, асбест, платину и др.

Надо считать, что Англия раньше США начала реальные поставки военных материалов Советскому Союзу, ибо 6 сентября 1941 года У. Черчилль сообщил о первых ограниченных поставках СССР на условиях, аналогичных американскому ленд-лизу.

1 октября 1941 года в Москве был подписан представителем президента США А. Гарриманом первый протокол о поставках сроком на 9 месяцев - до 30 июня 1942 года. Стоимость импортируемых товаров составляла 1 млрд. долларов. Для оплаты предоставлялся беспроцентный кредит, который должен был начать погашаться через 5 лет после окончания войны - в течение 10 лет. 7 ноября 1941 года, то есть через четыре с половиной месяца после нападения Германии на СССР, Рузвельт подписал, наконец, документ на основании принятого конгрессом разрешения о распространении закона о ленд-лизе на Советский Союз.

Первые поставки из США датируются октябрем 1941 года. В этот год СССР получил различного вооружения и военных материалов на 545 тыс. долларов, что составляло менее одной десятой процента общей стоимости американских поставок в другие страны. Кроме того, СССР закупил товаров за наличный расчет на сумму 41 млн. долларов. До конца 1941 года США поставили СССР 204 самолета вместо 600, предусмотренных по протоколу, 182 танка вместо 750. По признанию Гарримана, США выполнили лишь четвертую часть взятых ими обязательств по первому протоколу. Все это делалось с целью не столько помочь СССР, сколько удержать Россию в состоянии войны, сохранить фронт на значительном удалении от американской территории при наименьших людских потерях и свести до минимума непосредственные военные материальные затраты. В период боевых действий под Москвой в конце 1941 года американское оружие только начало поступать. Фронт обеспечивался вооружением советского производства, выпуск которого после эвакуации предприятий страны с запада на восток с лета 1942 года стал неуклонно возрастать.

В феврале 1942 года Рузвельт авансировал второй миллиард долларов и пожелал пересмотреть условия предоставления кредита, а затем написал Сталину и о планируемом использовании американских вооруженных сил. Эти вопросы обсуждались в Вашингтоне во время визита Молотова в США в мае 1942 года. Был подготовлен второй протокол на один год, согласно которому первоначально намечалось поставить 8 млн. т материалов. Однако президент, ссылаясь на необходимость обеспечения обещанного, но не открытого в 1942 году второго фронта, сократил объем поставок до 2,5 млн. т. Подписанное «Соглашение между СССР и США о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии» предусматривало распространение на Советский Союз режима наибольшего благоприятствования и регулировало вопросы, связанные с поставками. США отказывались от формального требования оплаты кредитования и переводили ленд-лиз для СССР на ту же основу ленд-лиза, что и для Англии.

Надо сказать и о качестве американской техники, ее пригодности для ведения боев. Сталин в переписке с Рузвельтом отмечал, что американские танки очень легко горят от противотанковых ружей, попадающих сзади и сбоку, потому что они работают на высокосортном бензине. Он писал также, что советская сторона готова временно полностью отказаться от поставок танков, артиллерии, боеприпасов, пистолетов и прочего, но крайне нуждается в увеличении поставок самолетов-истребителей современного типа, но не самолетов «Китихаук», которые не выдерживают борьбы с немецкими истребителями. Отдавалось предпочтение истребителям «Аэрокобра», однако выяснилось, что они часто срываются в штопор, а это не вызывало у самих американцев желания летать на них и рисковать жизнью. Маршал Г. К. Жуков тоже писал, что танки и самолеты из США не отличались высокими боевыми качествами.

В 1942 году в СССР было поставлено: 2505 самолетов, 3023 танка, 78 964 единицы автотранспорта. 12 % общего количества отправленной техники составили ее потери в пути к нашей стране (именно столько было потоплено ее в море, из-за чего прекращались поставки весной и летом). В том же 1942 году Советским Союзом было произведено 25 436 самолетов и 24 446 танков.

После разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом в феврале 1943 года, вклад в который союзников был незначительным, наступил коренной перелом в войне и США немного увеличили поставки военной техники.

Весной 1943 года США и Англия решили приостановить отправку конвоев с грузами в советские северные порты Мурманск и Архангельск, мотивируя это подготовкой к операции против Италии, высадке на ее территории. В результате к концу действия второго протокола было недопоставлено 1,5 млн. т грузов. Только к концу ноября, после восьмимесячного перерыва, прибыл северным маршрутом очередной конвой. Таким образом, и в битве под Курском летом 1943 года участвовала боевая техника почти целиком отечественного производства.

1 июля 1943 года вступил в силу третий протокол. К поставкам в Советский Союз подключилась Канада, более активное участие стала принимать в них Великобритания. К этому времени потребности СССР несколько изменились. Больше требовалось транспортных средств, средств связи, одежды, медицинского оборудования, взрывчатки и продовольствия, чем танков, орудий, боеприпасов.

Помощь Советскому Союзу, несмотря на задержку в середине 1943 года, увеличилась в целом за год до 63 % по сравнению с 1942 годом.

Что касается подвоза продуктов питания, а некоторые американские авторы, доказывая решающую роль США в снабжении Советской Армии, делают упор именно на это, то и здесь не все обстояло благополучно. По обещанию Рузвельта, в 1943 году поставки продовольствия должны были составить 10 % от общего числа произведенных в США продуктов. В первые шесть месяцев года в поставках Советскому Союзу продовольствие составляло лишь одну треть. Отсюда следует, что СССР получил чуть более 3 % того продовольствия, что было произведено в США. Могло ли это сыграть важную роль для такой крупной страны, как СССР?

За 1941 -1944 гг. наша страна получила из США, Канады и Великобритании по ленд-лизу 2 млн. 545 тыс. т продовольствия. При этом Советскому Союзу пришлось с 1944 года кормить ограбленные и разоренные фашистами как западные области СССР, так и страны Восточной Европы, освобожденные Советской Армией.

Однако в Советском Союзе ценили помощь союзников, тем более что с лета 1943 года американскую военную технику и различное оборудование все чаще можно было видеть на фронтах Советской Армии. Американские военные поставки базировались на возросшем к тому времени производстве в США (на 35 % по сравнению со средними показателями 1935- 1939 гг.). По третьему протоколу в 1944 году поставлялись известные и очень нужные СССР грузовики и другие автомотосредства, различные металлы, машины и оборудование, горюче-смазочные материалы, паровозы, рельсы, вагоны.

Ленд-лиз. Dodge WF32.

В начале 1944 года начались переговоры о содержании четвертого протокола поставок. Хотя Рузвельт считал СССР главным фактором, обеспечивающим разгром фашизма, в США все большее влияние приобретали силы, тормозившие поставки, выступавшие за пересмотр отношений с Советским Союзом, поскольку кризис в войне с Германией был преодолен. В конгрессе опасались, что некоторые поставленные материалы, техника, оборудование могут быть использованы нашей страной для восстановления хозяйства после войны.

2 мая 1945 года, т. е. после смерти Рузвельта (в апреле), группа лиц в администрации США, в которую входили, в частности, заместитель госсекретаря Дж. Грю и руководитель иностранной экономической администрации Л. Кроули, настаивавшая на ограничении и даже прекращении поставок Советскому Союзу, воспользовавшись тем, что президентом страны стал антисоветски настроенный Г. Трумэн, доложила ему это свое мнение. А 10 мая было принято решение о пересмотре политики в отношении СССР, выраженное в меморандуме. Согласно этому документу поставки по ленд-лизу разрешались лишь для военных операций против Японии. Закупки других материалов возможны были только за наличный расчет. Поставки Советскому Союзу после капитуляции Японии в августе 1945 года окончательно были прекращены.

«Такая политика перемен явилась одним из многих предвестников нового периода в советско-американских отношениях» . Поэтому, очевидно, не случайно в США ряд исследований, связанных с прекращением ленд-лиза, включают понятие «холодная война».

Прервав поставки по ленд-лизу, США подписали с СССР в октябре 1945 года соглашение о продаже ему в кредит заказанных ранее товаров. Но в январе 1947 года американское правительство прекратило поставки и по этому соглашению.

Подводя итоги помощи, оказанной нашей стране Соединенными Штатами, Великобританией и Канадой, необходимо отметить, что удельный вес их поставок составил по отношению к отечественному производству только около 4 %. Всего за время войны в советские порты прибыло 42 конвоя, а из СССР было отправлено 36. По американским источникам, отличающимся показателями, за период с 1 октября 1941 по 31 мая 1945 года в СССР было направлено 2660 судов с общим объемом грузов 16,5-17.5 млн.т, из которых к месту назначения доставлено 15,2-16.6 млн.т (77 судов с 1,3 млн. т груза погибли в море). В стоимостном выражении поставки Советскому Союзу, транспортные издержки и услуги составили 10,8-11,0 млрд. долларов, то есть не более 24 % общего числа долларов, израсходованных США на помощь по ленд-лизу всем странам (более чем 46 млрд.). Эта сумма равна примерно 13 % всех военных затрат США, из которых на долю помощи восточному фронту приходилось всего 3,3 %. За время войны СССР получено: 401,4 тыс. автомашин и 2 млн. 599 тыс. т нефтепродуктов, 9,6 тыс. орудий (то есть около 2 % объема производства этого вида оружия в нашей стране в количестве 489,9 тыс. артиллерийских орудий), 14-14,5 тыс. самолетов (с учетом потерь при перевозках- около 10 % общего числа, равного 136,8 тыс. самолетов, выпущенных советской промышленностью), танков и САУ-12,2 тыс., или 12 % (по другим данным 7 тыс., или 6,8 %), против 102,5 тыс. танков и самоходных установок советского производства, 422 тыс. полевых телефонов, свыше 15 млн. пар обуви, около 69 млн. м2 шерстяных тканей, 1860 паровозов (6,3 % общей численности паровозного парка СССР), 4,3 млн. т продовольствия, что составляло примерно 25 % общего тоннажа поставок.

«Наши поставки, - признает руководитель военной миссии генерал Дин, - может, и не выиграли войну, но они должны были поддержать русских» .

После окончания второй мировой войны между СССР и США начались переговоры об урегулировании расчетов по ленд-лизу, поскольку американское правительство продолжало стремиться к получению максимальной выгоды в виде платежей или возмещению товаров натурой. Первоначально администрация оценила свои претензии в 2,6 млрд. долларов, но в следующем году снизила сумму до 1,3 млрд. долларов. В этих претензиях проявилась дискриминация Советского Союза, ибо, например, Великобритания, получившая в два раза большую помощь, должна была выплатить лишь 472 млн. долларов, т. е. около 2 % стоимости военных поставок.

Наконец 18 октября 1972 года было достигнуто соглашение об урегулировании вопроса о ленд-лизе. Советский Союз должен был выплатить 722 млн. долларов при условии предоставления ему американской стороной режима наибольшего благоприятствования в торговле с США, а также экспортных кредитов и гарантий. Однако в связи с неприемлемой для СССР позицией, которую после этого заняли США по достигнутым договоренностям, реализация соглашения остается незавершенной.

Надо сказать, что США сильно обогатились на войне. Их национальный доход к концу войны в полтора раза превысил довоенный. Общая мощность промышленного производства по сравнению с 1939 годом увеличилась на 40 %. Потери же Советского Союза в той войне достигли 485 млрд. долларов (военные расходы США составили примерно 330 млрд. долларов).

Lесkie R. The Wars of America. - New York, Evanston and London. 1968. - p. 719.
Leightоn R. M. and Соакleу R. W. Global Logistics and Strategy. 1940-1943. — Washington, 1955. - p. 259.
Dawsоn R. H. The Decision to Aid Russia 1941. — Chapel Hill, 1959. - p. 287.
The New York Times. - 1941. - June, 26. - p. 18.
Wall Street Journal. - 1941. June, 25. - p. 4.
Кimball W. F. Churchill and Roosevelt. The Complete Correspondence I. Alliance Emerging. October 1933. - November 1942. - Princeton, New Jersey, 1984. - p. 226.
Ickes H.L. The Secret Diary - Vol. 3 - New York, 1954. — p. 595
Ibid. — p. 320.
Leighton R. M. and Соакlеу R. W. Global Logistics and Strategy. 1943-1945. - Washington, 1968. - P. 699.
Dеаnе J.R. The Strange Alliance, - New York, 1947. - P. 95.

Лендлиз (англ. «lend» - давать взаймы, «lease» - сдавать в аренду) - программа помощи Советскому Союзу от Соединенных Штатов Америки, Канады и Англии в годы Великой Отечественной войны. Лендлиз действовал не только в рамках США, Англия, Канада - СССР, но и в направлении США - Англия, США - Франция, США - Греция, правда, помощь последних трёх случаях - мелочь по сравнению с объемами поставок военной техники, продовольствия, горючего и многого другого, осуществленного союзническими державами Советскому Союзу.

История лендлиза для СССР

Уже 30 августа 1941 года премьер-министр Великобритании У. Черчилль писал министру своего кабинета лорду Бивербруку:
«Я хочу, чтобы вы отправились в Москву вместе с Гарриманом, чтобы договориться о долгосрочных поставках русским армиям. Это можно осуществить почти исключительно за счет американских ресурсов, хотя у нас имеется каучук, сапоги и т. д. Необходимо сделать большой новый заказ в Соединенных Штатах. Темпы поставок, разумеется, лимитируются портами и недостатком судов. Когда весной будут проложены вторые пути узкоколейной дороги от Басры к Каспийскому морю, эта дорога станет важным путем подвоза. Наш долг и наши интересы требуют оказания всей возможной помощи русским, даже ценой серьезных жертв с нашей стороны» .

В тот же день Черчиль написал Сталину
«Я стремился найти какой-либо путь для оказания помощи Вашей стране в ее великолепном сопротивлении впредь до осуществления рассчитанных на более длительный период мероприятий, по поводу которых мы ведем переговоры с Соединенными Штатами Америки и которые послужат предметом Московского совещания»

Московский договор о снабжении СССР был подписан 1 октября 1941 года. Потом были заключены ещё три договора: Вашингтонский, Лондонский и Оттавский

Письмо Сталина Черчиллю 3 сентября 1941 года :
«Приношу благодарность за обещание, кроме обещанных раньше 200 самолетов-истребителей, продать Советскому Союзу еще 200 истребителей… Должен, однако, сказать, что эти самолеты, которые, как видно, могут быть пущены в дело не скоро и не сразу, а в разное время и отдельными группами, не смогут внести серьезных изменений на восточном фронте…Я думаю, что существует лишь один путь выхода из такого положения: создать уже в этом году второй фронт где-либо на Балканах или во Франции, могущий оттянуть с восточного фронта 30 — 40 немецких дивизий, и одновременно обеспечить Советскому Союзу 30 тысяч тонн алюминия к началу октября с. г. и ежемесячную минимальную помощь в количестве 400 самолетов и 500 танков (малых или средних) »

Черчилль Сталину 6 сентября 1941 года .
«…3. По вопросу о снабжении. Мы…приложим все усилия к тому, чтобы Вам помочь. Я телеграфирую Президенту Рузвельту…и мы попытаемся еще до Московской конференции сообщить Вам о количестве самолетов и танков, которые мы совместно обещаем Вам посылать ежемесячно вместе с поставками резины, алюминия, сукна и прочего. Со своей стороны мы готовы посылать Вам из британской продукции половину того ежемесячного количества самолетов и танков, которые Вы просите…Мы приложим все усилия к тому, чтобы начать Вам отправку снабжения немедленно.
4. Мы уже отдали приказы о снабжении персидской железной дороги подвижным составом, с тем чтобы поднять ее нынешнюю пропускную способность с двух поездов в каждую сторону в сутки… до 12 поездов в каждую сторону в сутки. Это будет достигнуто к весне 1942 года. Паровозы и вагоны из Англии будут посылаться вокруг мыса Доброй Надежды после переоборудования их на нефтяное топливо. Вдоль железной дороги будет развита система водоснабжения. Первые 48 паровозов и 400 вагонов вот-вот должны быть отправлены…»

Пути поставок по лендлизу

  • Советская Арктика
  • Арктические конвои
  • Дальний Восток
  • Черное море

Больше всего грузов по программе лендлиза (46%) было перевезено из Аляски через Советский Дальний Восток

Сталин - Черчиллю 13 сентября 1941 года
«…Приношу благодарность за обещание ежемесячной помощи со стороны Англии алюминием, самолетами и танками.
Я могу лишь приветствовать, что Английское Правительство думает оказать эту помощь не в порядке купли-продажи самолетов, алюминия и танков, а в порядке товарищеского сотрудничества…»

Закон о лендлизе был подписан президентом США Рузвельтом 11 марта 1941 года. На Советский Союз он был распространен 28 октября 1941 года. Согласно этому закону страны, получавшие помощь по программе ленд-лиза, ни во время войны, ни после за эту помощь не платили и не должны были платить. Платить нужно было лишь за то, что оставалось после войны в целости и могло бытьиспользовано

Поставки по лендлизу в СССР

  • 22150 самолетов
  • 12700 танков
  • 13000 орудий
  • 35000 мотоциклов
  • 427000 грузовиков
  • 2000 паровозов
  • 281 корабль военный
  • 128 судов транспортных
  • 11000 вагонов
  • 2,1 млн. тонн нефтепродуктов
  • 4,5 млн. тонн продовольствия
  • 15 млн. пар обуви
  • 44600 металлорежущих станков
  • 263000 тонн алюминия
  • 387000 тонн меди
  • 1,2 млн. тонн химических веществ и взрывчатки
  • 35 800 радиостанций
  • 5899 приемников
  • 348 локаторов
    О пользе СССР поставок по лендлизу историки спорят до сих пор. Значение помощи оценивается от непринципиальной до важнейшей

Долг Великобритании перед США в конце войны составлял 4.33 млрд долларов. Полностью был погашен в 2006 году. Франция расплатилась с Америкой в 1946 году. СССР отдавать долг в размере 2,6 млрд. долларов отказался. Переговоры по этому поводу с переменным успехом велись вплоть до настоящего времени, как сказано в Википедии, частично Россия всё-таки долг выплатила. А окончательно она должна рассчитаться с США в 2030 году

Россия до сих пор платит по ленд-лизу

Несмотря на то, что война закончилась 67 лет назад, а с ней прекратились и поставки по ленд-лизу, мы всё ещё не рассчитались с США за военную технику и вооружения, продовольствие и снаряжение, запчасти и ГСМ... Окончательный срок погашения нашего долга – 2030 год .

Как это может быть?

Справедливости ради, отметим, что благополучная рассчиталась со своим долгом по ленд-лизу перед и Канадой только 29 декабря 2006 года. Так, может быть, правы те, кто считает ленд-лиз кабалой , долю поставок в общем объёме – незначительной, а получаемые образцы техники и вооружения – устаревшими?

Оплачено кровью

Закон о ленд-лизе был принят конгрессом США 11 марта 1941 года. По нему Америка передавала своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты. Предполагалось, что «поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырьё, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате». Платить нужно было лишь за то , что оставалось после войны в целости и могло быть использовано странами – получательницами помощи. Таким образом, никаких оплат ленд-лиза во время войны не было. Правда, существовала какая-то хитрая схема «обратного ленд-лиза», по которой СССР отправлял в золото , платину , древесину, марганцевые и хромированные руды и т.п. Больше похоже на бартер, но это казуистика международных договоров.

После окончания войны был определён объём поставок США по ленд-лизу в СССР: он составил 11,3 млрд. долларов США. (По данным из других источников – около 10 млрд. долларов.) Американцы попросили частично оплатить гражданские поставки, находившиеся на складах на 2 сентября 1945 года. Поскольку СССР не сообщил своих данных инвентаризации, американцы оценили эти поставки в 2,6 млрд. долларов, а через год сократили эту сумму вдвое. Но, как сказал Сталин, «СССР сполна расплатился по долгам ленд-лиза кровью» .

Китай платить не будет

К лету 1941-го в Иране сложилась весьма напряжённая обстановка. Учитывая, что Гитлер планировал поход на Индию с последовательным захватом ближневосточных стран, Иран был наводнён немецкой агентурой. 25 июля в Иран вступили с юга британские войска, с севера – советские и одновременно устранили всю известную агентурную сеть Германии.

В ходе подготовки к приёму ленд-лизовских грузов, порты в Хорремшехре, Бандар-Шахпуре и Басре были реконструированы, на берегах Персидского залива возвели крупные сборочные авиационные и автомобильные заводы, полевые склады для комплектования и обработки грузов. Союзники также модернизировали необходимые им шоссейные и железные дороги, построили аэродромы. Прежде всего, была реконструирована железная дорога от Персидского залива до Тегерана и на базе просёлочных дорог построены современная автомагистраль с твёрдым покрытием, станции технического обслуживания. Из и были доставлены сотни дизельных локомотивов, тысячи грузовых вагонов и платформ, а также грузовых автомобилей.

Самолёты первое время собирали в Маргиле и Шуайбе, а после создания авиабазы в Абадане для перегона сформировали 2 советских авиаполка, укомплектованных опытными лётчиками-фронтовиками. Часть машин направлялась разобранными и собиралась уже в СССР.

Группой американских военных специалистов, отправленных в , руководили русские. Контролировал перевозки южным путём ни кто иной, как Анастас Иванович Микоян – зампред Совнаркома СССР. На сборочных заводах работали местные жители – арабы и персы, администрация состояла из американцев и англичан, а принимали продукцию советские военные специалисты.

В марте 1943 года надзор за Трансиранской железной дорогой и портами Персидского залива взяли на себя американцы. С середины года заработали сборочные предприятия в местечках Эш-Шуайба (на юго-западе от Басры, Ирак) и Андимешк, что на Трансиранской железнодорожной магистрали. Сразу поток увеличился – с юга стало поступать до 10 000 автомобилей в месяц. Только автосборочный завод в Андимешке отправил в СССР около 78 000 машин – вот что значит американская технология масс-продакшн! Всего же южным путём мы получили две трети ленд-лизовских автомобилей.

Однако у трансиранского маршрута, как и у арктических конвоев, были свои недостатки: во-первых, он был слишком продолжительным (путь конвоя от до берегов Ирана вокруг южноафриканского мыса Доброй Надежды занимал примерно 75 дней, а затем время уходило еще и на проход груза по Ирану и Кавказу или Каспию). Во-вторых, судоходству в Каспии мешала немецкая авиация. С удалением фронта от границ СССР этот путь потерял своё значение, и в 1945-м ленд-лизовские грузы пошли через Чёрное море.

Закончить хочется выдержкой из статьи Уилсона , профессора Канзасского университета: «То, что Америка пережила во время войны, в корне отличается от испытаний, выпавших на долю её главных союзников. Только американцы могли назвать «хорошей войной» , поскольку она помогла значительно повысить жизненный уровень и потребовала от подавляющего большинства населения слишком мало жертв…»

Тема ленд-лизовских поставок во времена Второй мировой войны наиболее обсуждаема и спорна. Оценки помощи западных партнёров крайне полярны. Одни считают, что это была экономическая диверсия, другие же утверждают, что без помощи запада победа Советского Союза в войне была бы невозможна.

Война – экономическое соперничество

Полярности оценок способствует искажение одних фактов и умолчание других. Объективная оценка событий показывает, что победа Германии была проблематична. Ещё в тридцатые годы германским руководством были приняты решения, ставшие толчком к войне. Они затрагивали как политику, так и экономику. Полная мобилизация всех ресурсов приводит к войне экономик, в которой слабый всегда в проигрыше.

Англичанки готовят «Матильда» в СССР по ленд-лизу:

СССР с этой точки зрения тоже был не в самом лучшем положении. Первая мировая и Гражданская войны ослабили страну, оставив после себя множество экономических проблем, голод, нищету. В пограничных районах тлели конфликты, наполняя атмосферу мира предчувствием грядущей большой войны. Почти все большие европейские державы, а также Япония и Китай либо участвовали в военных операциях против Советской России, либо рассматривались ею в качестве возможных агрессоров.

Страна жила в условиях «осаждённого лагеря», но для того времени это было естественно. Такое положение нужно было изменять. Назрела жёсткая необходимость строительства новых заводов с высокотехнологичным производством. Но любое строительство требовало экономических издержек в других областях.


Основные пути поставки ленд-лиза

СССР существовал в таком сложном состоянии весь межвоенный период, и в войну Отечественную ему пришлось вступать в нём же. Но вдобавок ко всем трудностям пришлось спешно эвакуировать промышленность вглубь страны. Экономику пришлось перестраивать на ходу, а заводы монтировались с колёс и начинали функционировать под открытым небом.

Фронт требовал постоянного пополнения техникой и снаряжением. Оружия, боеприпасов катастрофически не хватало, и необходимость в помощи внешней была чрезвычайно актуальна. Именно таким подспорьем и стал ленд-лиз.

Трудности поставок ленд-лиз

Основная проблема доставок грузов состояла в географическом положении нашей страны. Ни одна страна-поставщик не имела с нею сухопутных границ. Но и этого мало. Все маршруты поставок легкодоступными назвать было нельзя, поэтому переправлять по ним грузы, которые исчислялись миллионами тонн, стало задачей сверхсложной.


Колонна американских грузовиков, осуществляющих перевозки по ленд-лизу на дороге в Иране

Всего было разработано три главных маршрута поставок – арктический, тихоокеанский и персидский. У каждого имелись конкретные преимущества и недостатки.

Достоинством арктического пути стала доставка грузов непосредственно в крупные порты севера СССР. Однако немцы постоянно и довольно удачно атаковали конвои, отчего потери грузов составили до 15%. Вместе с грузами гибли люди, а также повреждались и тонули транспортные средства.

Доставка грузов персидским маршрутом потребовала постройки автодороги, которую необходимо было соорудить практически с нуля и провести через всю страну. Помимо дороги с необходимой инфраструктурой были отстроены четыре больших автозавода. На них местными рабочими собирались грузовые автомобили и потом своим ходом перегонялись до пункта назначения.

Самым эффективным стал путь через Тихий океан. Это можно увидеть, изучив статистику поставок. Между СССР и Японией до 1945 года не было военных действий, поэтому корабли под американскими флагами без проблем выходили из портов США. Во Владивосток они прибывали уже под флагом советским, имея экипаж также советский.


Танки М3с «Генерал Ли» на переднем крае обороны советской 6-й гвардейской армии. Июль 1943 г.

Возможность гибели таких судов была крайне мала. Но случайные торпеды с японских или американских подводных лодок иногда наносили ущерб. За всё время погибли 23 судна, и лишь 9 из них унесли суровые погодные условия. Транспортные корабли обычно передавались вместе с грузами, являясь частью ленд-лиза. За время использования тихоокеанского маршрута их было получено 128 единиц.

Также имелись два маршрута, не являющихся основными: арктический тихоокеанский и черноморский. Последний проходил через Босфор и Дарданеллы. Он функционировал с мая до 20 сентября 1945 года, когда боевые действия в Европе уже закончились.

Помимо сухопутных и водных маршрутов существовал и путь воздушный. По трассе Уэлькаль-Красноярск перегонялись тысячи самолётов. Истребители, транспортники, бомбардировщики в сложнейших погодных и климатических условиях своим ходом добирались до места назначения.

Трудности выбора

Зачастую в дискуссиях о ленд-лизовских поставках сравнивают эффективность поставленного оборудования с советскими аналогами. Сравнению в основном подвергаются более доступные для понимания товары, к которым относятся боевая техника и оружие. Но иногда в спорах упускаются некоторые существенные аспекты. Главным можно считать то, что отбирались нужные товары и оборудование представителями Советского Союза, которые были крайне заинтересованы в их качестве. Также немаловажно, что вся документация о проведении испытаний поставляемой техники открыта для доступа в сети. Можно легко найти первичные документы, отчёты комиссий и лиц, ответственных за испытания.


Истребители «Спитфайр». Подготовка по ленд-лизу, для передачи в СССР.

Примером может служить отчёт об испытаниях 37-мм пушки производства США. Она, на фоне советских и британских аналогов, выглядит более привлекательно. Снаряды её, имея похожий калибр, за счёт повышенной прочности поражали немецкие танки с большей эффективностью. Фактические характеристики, полученные из отчёта, не позволяют назвать это орудие ненужным и устаревшим.

Но существовали такие виды техники, которые в нашей стране не производились. Об этом почему-то умалчивают. Но невозможно удачно проводить масштабные боевые операции без тяжёлых грузовиков, пехотной бронетехники или эвакуаторов для перевозки танков. Не одними танками и самолётами выигрываются сражения. Хотя, не имея грузовиков, воевать всё-таки можно, а вот нехватка танков победы не принесёт.

Поэтому ценность поставок по ленд-лизу определяется не их стоимостью и долей в совокупном производстве СССР, а своей абсолютной значимостью. Рассматривая какой-либо вид поставленной техники, нужно решить, смогли бы в воюющей стране за столь короткое время произвести его в нужном количестве? И чем бы пришлось пожертвовать ради этого?


1943 год. «Шерман» Украинского фронта на марше.

С продукцией чисто гражданской дело обстоит так же. Во время тотальной войны практически не остаётся гражданских заводов. Предприятия, выпускающие паровозы или вагоны, непременно перейдут на изготовление танков и орудий. Но и паровозы, и вагоны не перестанут ломаться и выходить из строя от вражеских бомбёжек. За все военные годы в СССР было выпущено несколько сотен единиц подвижного состава. По ленд-лизу же поставлено было около двух тысяч локомотивов и несколько тысяч платформ. Если сравнить это со всем парком техники, получится не очень много, но в сравнении с выпуском в стране именно техники железнодорожной – объём очень большой.

Есть мнения, что некоторая поставляемая техника в странах, её изготовлявших, популярностью не пользовалась. Так, истребители «Аэрокобра» направлялись в основном в СССР, потому что в США они себя не проявили с хорошей стороны.

Но при этом забывается, что одна и та же техника может решать абсолютно разные задачи на различных фронтах. Истребители в Европе занимаются прикрытием или перехватом тяжёлых бомбардировщиков. Вылеты в районе Тихого океана подразумевают дальние, многочасовые перелёты. А фронт восточный – это перехваты штурмовиков на малых высотах или прикрытие своих самолётов в районах линии фронта.


БТР М-17 с пулеметами 4х12.7

В боях на малых высотах лётчику не требуется кислородного оборудования. Сами машины в обслуживании становятся проще, а лучшие качества их сохраняются. Но для этого необходимо проводить все регламентные работы, предписанные по техническим нормативам. А это уже забота тех, кто технику обслуживает.

Доля иностранных истребителей и бомбардировщиков от числа всех самолётов военного времени в СССР составила 20%. По поставкам ленд-лиза была получена четвёртая часть от всех зенитных орудий (включая большие калибры) и все бронетранспортёры, которых в советской стране не производилось.

Грузовых автомобилей было поставлено порядка полумиллиона, что с лихвой перекрывает нехватку транспорта, необходимого для всей РККА на период мирного 1941 года. Такие объёмы поставок позволили советским автозаводам перейти на производство военной техники без особых потерь.

Вспомогательное оборудование

Для любого государства содержание наукоёмких и высокотехнологичных производств в военное время относится к непозволительной роскоши. Поэтому в страну завозились в гигантских количествах радиостанции, телетайпы, а также тысячи и тысячи километров телефонного кабеля.

Конечно, такие товары не имеют наглядности, которой обладают танки и самолёты, но вряд ли возможно осуществить без надёжной радиосвязи качественное руководство войсками. Ни одна военная операция без связи не может быть успешной. А для оснащения советских танков были предназначены радиостанции, изготовленные в Канаде. Для этого имелся «Беспроводной набор №19, Мк. III».


Торпедные катера Северного флота A-2 «Хиггинс» (Higgins). Катера из США, построенные в 1943 году на судоверфи «Higgins Indastri, Inc. Wood».

Спорящие постоянно забывают и о другом оборудовании. А оно также важно для ведения боевых действий, как и вооружение. Спасало жизни бойцов и предотвращало их увечья и инвалидность всевозможное медицинское оборудование и лекарства.

Подобного оборудования было поставлено так много, что им были укомплектованы производства собственные. Так, радиолокатор СОН-2 стал почти точной копией аналога, произведённого в Англии, а изготовлен был при помощи оборудования, завезённого по ленд-лизу.

Если сравнивать общие цифры выпуска продукции, то можно «не понять», что нельзя заменить уникальный станок для нарезки погона танковой башни даже миллионами напильников советского производства. Именно из-за отсутствия таких станков на заводе № 183 задерживался выпуск танков Т-34-85 до середины марта 1944 года. И только поставки станков по ленд-лизу исправили это положение.

Изучая протоколы 1944 и 1945 годов, видно, что число мирных заказов значительно выросло. Потоком пошли экскаваторы, подъёмные краны, оборудование для электростанций, всевозможные станки… Невозможно, даже желая этого, принизить роль поставленной продукции в сравнении с продукцией собственной.


«Студебеккеры» в транспортном резерве командования. Май 1944. Можайск.

К этим же поставкам следует отнести заводы, предназначенные для переработки нефти. В Советском Союзе не производился бензин с высоким октановым числом. Его потребности в стране на 1941 год были удовлетворены на 4%. Но для времени мирного эта цифра нормальна, а вот для военных лет это катастрофа. За 1941-1945 годы по ленд-лизу было доставлено больше 2 миллионов тонн бензина, имевшем октановое число больше 99. А это составляет 50-60% от всего производства таких бензинов в стране за все военные годы. Большая часть привезённого топлива использовалась ленд-лизовской техникой, а остатки применялись для разведения бензина отечественного, чтобы улучшить его качество.

Почти треть всех боеприпасов, которые были израсходованы в боевых действиях, была начинена порохом из поставок по ленд-лизу. Многие отрасли промышленности СССР не смогли бы развиваться без союзнических поставок цветных металлов, легирующих добавок и металлопроката.

Бытовые товары

Количество обуви, завезённой в нашу страну за военные годы, измеряется в миллионах пар. После окончания войны многие склады могли похвастаться наличием американских ботинок, которых насчитывалось порядка 4 миллионов.

Калорийная пища важна не только для солдат, но и для гражданского населения. Она означает спасение людей от голода и обеспечение масштабных воинских операций. По ленд-лизу было поставлено столько консервированного высокоэнергетического продовольствия, что его вполне хватило бы для обеспечения десяти миллионов бойцов в течение полутора тысяч дней. А это несколько больше, чем продолжалась Великая Отечественная война!


Американское продовольствие, направлявшееся в Россию по ленд-лизу

Зерно для посевов воюющей стране взять было негде, но в 1942 году поставки союзников позволили провести посевные работы в полной мере.

В ленд-лизовских поставках находились не только продукты первой необходимости. Была и экзотика, такая, как мясо в шоколаде. Несмотря на кажущуюся абсурдность, такое сочетание является лучшим вариантом объединения высокой калорийности продуктов и малого веса и объёма. Так ленд-лиз претворил анекдот в жизнь, а люди, работающие в суровых климатических условиях, получили высококалорийные продукты.

Цена поставок

Ленд-лиз и оплата поставок является главным мифом. Во времена холодной войны проблема выяснения долга по поставкам стала политическим инструментом. Им пользовались обе конфликтующие стороны.


Объём поставок и основные маршруты ленд-лиза

Западные державы не списали долги по ленд-лизу СССР, как они это сделали для других задолжавших государств. Теперь в спорах о конкретной стоимости поставленных товаров звучат цифры самые разные. Одни считают, что выплаты закончены в 2006 году, другие называют сумму в 10 миллиардов на момент окончания поставок. К этому ещё добавляется некий коэффициент на инфляцию, величина которого самая неопределённая.

Поставки по ленд-лизу стоят на особом месте в ряду операций союзников против стран Оси. Они помогли повысить эффективность Советских войск, позволив значительно уменьшить военные и экономические потери. Да и для мирного населения в тылу и на освобождённых территориях эти поставки стали серьёзной подмогой.

Литература:

Lend-Lease shipments World War II, документы военного департамента США, 1946.
The Roads to Russia: United States Lend-Lease to the Soviet Union, by Robert H. Jones, University of Oklahoma Press. 1969.
Soviet Supply Protocols, United States printing office.
А. Паперно, «Неизвестная WW2 в северном Тихоокеанском р-не».
Вернидуб И. И. «Боеприпасы Победы».
ЦАМО РФ, ф. 38, оп. 11355, д. 832 «Отчёт НИБТ с полигона по испытанию немецких танков».

Начнем с того, что золотом СССР расплачивался за пре-ленд-лиз, а также за товары и материалы закупленные у союзников кроме ленд-лиза. Со стороны современных русских форумных “специалистов” утверждается, что СССР расплачивался золотом за ленд-лиз и после 1941 года, не делая разницы между собственно ленд-лизом и пре-ленд-лизом, а также совершенно сознательно опуская тот факт, что Советским Союзом во время войны осуществлялись покупки вне рамок ленд-лиза. Как пример своей правоты такие “специалисты” широкого профиля приводят затонувший британский крейсер “Эдинбург” перевозивший примерно 5,5 тонн золота в 1942 году. И, как они утверждают, это была плата СССР союзникам за полученную военную технику по ленд-лизу.

Но дело в том, что после этого, со стороны таких “специалистов”, наступает гробовое молчание. Почему? Да потому, что СССР не мог расплачиваться золотом за поставки по ленд-лизу в 1942 году – соглашение о ленд-лизе предполагало, что материально-техническая помощь будет поставляться советской стороне с отсрочкой платежа. 465 слитков золота общим весом 5536 килограмм, погруженные на крейсер “Эдинбург” в Мурманске в апреле 1942 года были оплатой Советского Союза Англии за вооружение, поставляемое сверх оговорённого соглашением о ленд-лизе перечня.

Но, получилось так, что это золото до Англии не доплыло. Крейсер “Эдинбург” получил повреждение и был затоплен. А, Советский Союз, еще в годы войны получил страховку в размере 32,32% от стоимости золота, выплаченную Британским бюро страхования от военных рисков. Кстати все перевозимое золото, пресловутые 5, 5 тонн, по ценам того времени стоили чуть более 100 миллионов долларов.

Сравним с общей суммой оказанной помощи по ленд-лизу в 10 млрд. долларов, о чем ни в СССР ни в России, конечно же говорить не любят, но при этом, делая большие глаза, туманно намекают, что это была просто астрономическая сумма.

Однако на этом история золота “Эдинбурга” не закончилась.

В 1981 году английская кладоискательская фирма “Джессон Марин Рикавериз” заключила договор с властями СССР и Великобритании о поиске и подъеме золота. “Эдинбург” лежал на глубине 250 метров. В тяжелейших условиях водолазы успели поднять 5129 кг. Согласно договору 2/3 золота получил СССР, 1/3 – Великобритания. Минус оплата фирме за осуществленную операцию по подъему золота.

Таким образом, мало того, что перевозимое “Эдинбургом” золото не было платой за ленд-лиз, мало того, что это золото, так и не доплыло до союзников, а треть его стоимости была возмещена СССР еще в годы войны, так, еще спустя сорок лет, когда это золото подняли, то большую его часть вернули СССР.

Что самое интересное и заслуживающее самого пристального внимания, так это то, а чье это было золото, которым расплачивался СССР с союзниками?

Следуя простой логике, мы вправе думать, что СССР мог расплачиваться своим и только своим золотом. И никак иначе. Но, как говорится, так да не так. И дело тут в следующем – во время Гражданской войны в Испании, 15 октября 1936 г. Кабальеро и Негрин официально обратились к Советскому Союзу с просьбой принять на хранение примерно 500 тонн золота.

А уже 15 февраля 1937 года был подписан акт о приемке 510,07 тонн испанского золота, которое и было переплавлено в золотые слитки с советским клеймом. Получила ли Испания назад свое золото? Нет. Поэтому даже то золото, которым Советским Союз расплачивался во время Второй мировой войны со своими союзниками, скорее всего…было испанским. Что очень хорошо характеризует рабоче-крестьянскую власть страны Советов.

Кто-то может сказать, что это простые домыслы и советское руководство самое честное, самое интернациональное, только и думающее о том, как бы это помочь всем нуждающимся в мире. Примерно так и подается помощь республиканцам в Испании во время Гражданской войны. Помогал СССР то помогал, да не бескорыстно. Когда дело касалось денег, то все капиталисты мира просто плакали от зависти, видя, как СССР оказывает “безвозмездную и бескорыстную” помощь революционным рабочим и крестьянам в Испании.

Так Москва выставила Испании счет за размещение и хранение золотого запаса, услуги советских советников, летчиков, танкистов, переводчиков и механиков. Были учтены расходы на проезд туда и обратно советских военнослужащих и их семей, выплата суточных, жалование, затраты на размещение, содержание, лечение в госпиталях и пребывание в отпусках советских военных и членов их семей, расходы на погребение и пособия вдовам военных, обучение испанских летчиков в Советском Союзе, строительство и переоборудование аэродромов на контролировавшейся республиканцами территории, где проходили тренировочные полеты. За все это было заплачено испанским золотом.

К примеру, общая сумма поставленной из СССР с сентября 1936 по июль 1938 г. только материальной части составила 166 835 023 доллара. А за все отправки в Испанию с октября 1936 по август 1938 г. республиканские власти полностью оплатили всю сумму задолженности Советскому Союзу в 171 236 088 долл.

Прибавив стоимость военного имущества, отправленного в конце 1938 – начале 1939 г. в Испанию из Мурманска через Францию (55 359 660 долл.), получим итоговую сумму стоимости военно-технических поставок. Она варьируется от 222 194 683 до 226 595 748 долл. В связи с тем, что груз последней поставки полностью не был доставлен по назначению и часть его возвратили на советские военные склады, то итоговая цифра стоимости военных грузов, доставленных в республиканскую Испанию, составляет 202,4 млн. долл.

Так неужели, после того, как СССР “прикарманил” испанское золото и оказал “бескорыстную” помощь республиканцам, он будет вести себя с американцами и англичанами, в вопросах оплаты ленд-лиза и иной полученной помощи, как то иначе? Нет. Далее, на конкретном примере это будет продемонстрировано.

Как СССР союзникам технику и оборудование возвращал.

Достаточно просто процитировать ряд советских документов, которыми обменивались между собой советская и американская сторона, в ходе переговоров об урегулировании вопросов, связанных с оплатой ленд-лиза после войны. Но для начала лучше привести выдержку из докладной записки министра иностранных дел СССР Громыко А.А., из которой становится понятно, почему именно советская сторона всеми возможными способами скрывала от своих бывших союзников, количество сохранившейся техники и оборудования:

Докладная записка заместителя министра иностранных дел СССР А.А. Громыко председателю Совета министров СССР И.В. Сталину о переговорах с американцами по урегулированию расчетов по Ленд-Лизу

“Если в переговорах исходить из приведенных расчетов глобальной суммы возмещения, основанных на размерах остатков ленд-лизовских поставок в CССР, нам пришлось бы сообщить американцам сведения о наличии у нас таких остатков, что является нежелательным по следующим соображениям: американцы могут потребовать от нас затем расшифровки остатков по отдельным группам, в частности по оборудованию. Получив от нас такого рода сведения об остатках предметов гражданского характера, американцы могут, ссылаясь на статью V Соглашения от 11 июня 1942 года, предъявить к нам требование о возврате наиболее ценных для нас предметов”.

Таким образом, Сталин и советское партийное руководство, уже после войны, старались любыми способами избежать возврата полученной в долг техники и оборудования. Именно поэтому до сих пор все исследователи сталкиваются со следующей проблемой – известно сколько техники, вооружения и оборудования в СССР поставили союзники по антигитлеровской коалиции и на какую примерно сумму, но при этом нет никаких точных данных о количестве всей оставшейся техники и оборудования после окончания Второй мировой войны у Советского Союза, которую он должен был вернуть.

Поэтому с одной стороны ни самой техники и оборудования Советский Союз не вернул, ни тем более, не выплатил за нее ни одной копейки союзникам. А пропагандисты, что тогда в СССР, что сегодня в России получили удобный аргумент, доказывая, что помощь союзников в войне по ленд-лизу была несущественной.

Хотя, зная, что СССР скрывал данные о количестве полученной помощи, мы, вправе, верить американским и английским данным о количестве всего поставленного оборудования, вооружения и материалов в СССР и на основе этих данных делать выводы, касательно того, насколько сильно эта полученная по ленд-лизу помощь помогла СССР в войне против Германии.

Как пример такого сокрытия данных и сознательных махинаций со стороны советского руководства можно привести выдержки из дневника советско-американских переговоров по урегулированию нерешенных вопросов Ленд-Лизу (г. Вашингтон) проводимых 13.01.1950.

“Что касается фабрик, поставленных по ленд-лизу, то Панюшкин спросил Уайли, не имеет ли он в виду заводское оборудование, поставленное в счет кредитного соглашения от 15 октября 1945 года.

На это Уайли ответил, что это те заводы, которые были поставлены Советскому Союзу по ленд-лизу, но не использовались для военных целей.

В ответ на это Панюшкин сказал, что во время войны нет заводов, которые не имели бы никакого отношения к войне”.

Насколько “изящно” советское руководство вычеркнуло из списка оплаты или возврата целые заводы!!! Оно попросту заявило, что все используемое в СССР оборудование имело отношение к войне, а значит не является оборудованием гражданского назначения, которое пришлось бы возвращать по условиям ленд-лиза, а если оно признается таковым и СССР сообщает о его непригодности, то в придачу за это оборудование по условиям ленд-лиза советскому руководству не надо платить!

И так по всему списку военной техники, оборудования или материалов. И, если СССР смог целые заводы оставить себе, то не стоит и говорить о каких-то: машинах, самолетах, кораблях или станках. Все это стало резко советским.

А, если американцы все же проявляли настойчивость в вопросе с каким-нибудь наименованием техники или оборудования, то советская сторона всячески затягивала переговорные процессы, занижала стоимость данного наименования или попросту объявляла его непригодным, а следовательно не обязательным к возврату.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!