Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Елена Блаватская - биография: Заглянувшая в вечность. Краткая биография елены блаватской

верховые прогулки на полуобъезженных лошадях. Она необыкновенно тонко чувствовала природу. Еще в детстве она начала сознавать, что ее жизнь станет каким-то высоким служением, что ею руководят, ее оберегают.

Елене было всего восемнадцать лет, когда она вышла замуж за немолодого уже Никифора Васильевича Блаватского, назначенного незадолго до свадьбы вице-губернатором Эривани; поступок этот в действительности был продиктован желанием обрести полную независимость. Она никогда не воспринимала свое замужество всерьез, этот брак так и остался фиктивным. Через несколько месяцев она бежит из дома и путешествует по Турции, Египту и Греции, живя на деньги, которые ей присылает отец. В 1851 году, когда ей исполняется двадцать лет, в Лондоне она встречает того, кого знает по своим детским видениям — Посвященного с Востока, из раджпутов, Учителя Мориа, или М., — под этим именем он стал впоследствии известен среди теософов. Мориа поведал Елене о том, что ей предстоит совершить, и с этого момента она полностью принимает его руководство — и на пути внутреннего оккультного совершенствования, и в своей деятельности.

Вскоре после этой встречи она садится на пароход, который отплывает в Канаду, чтобы совершить полное приключений путешествие по США, Мексике, Южной Америке и островам Вест-Индии, а в следующем, 1852, году уже спешит в Индию, — мимо мыса Доброй Надежды и через Цейлон. Ее первая попытка проникнуть в Тибет кончается неудачей. В 1853 году она возвращается в Англию, успев побывать еще и на Яве. Следующим летом она снова едет в Америку и с караваном переселенцев совершает переход через Скалистые горы. В конце 1855 года она вновь отправляется в Индию, посетив по дороге Японию и британскую колонию Стрейтс-Сетлментс. И вот теперь ей, наконец, удается проникнуть в Тибет через Кашмир и Ладакх, где под руководством Учителя она проходит определенные этапы своей оккультной подготовки. В 1858 году она возвращается в Европу, посещает Францию и Германию, далее едет на родину, в Россию, неожиданно объявившись в своем семействе на Рождество, а потом некоторое время гостит у сестры в Пскове. С 1860 по 1863 год она странствует по Кавказу, переживая очень мучительный духовный и физический кризис, и обретает в итоге полный контроль над своими оккультными способностями. Осенью 1863 года она снова покидает Россию и много путешествует по Балканам, Египту, Сирии и Италии. Не исключено, что тогда же она еще раз проникает в Тибет, но для прочего мира все ее передвижения этого периода сокрыты завесой тайны. В1870 году она возвращается в Грецию, оттуда плывет в Египет и терпит кораблекрушение близ острова Спеце, но ее спасают; затем она добирается до Каира, где основывает Спиритическое общество (Societe Spirite), которое, однако, вскоре распадается. Далее она странствует по Ближнему Востоку и в 1872 году на короткое время возвращается к своим родным в Одессу. Весной 1873 года по указанию Учителя она едет в Париж, а затем в Нью-Йорк; 7 июля 1873 года она сходит на американский берег. Примерно к этому же времени относится начало ее общественной деятельности.

В ту пору Блаватской исполняется сорок два года, она наделена многими, самыми невероятными психическими и оккультными способностями, которые целиком подчиняются ее контролю. Как позднее отметили Махатмы, обучавшие ее, она была лучшим из доступных инструментов для осуществления задуманной ими работы — представить миру в новой форме, хотя и в общих чертах, древнюю теософию, «Знание, которое накапливалось веками, которое уточнялось и выверялось многими поколениями мудрецов...», это родительское древо истины, имевшее многочисленные ветви и побеги в виде религий, больших и малых. В задачу Блаватской входило, с одной стороны, бросить вызов укоренившимся представлениям и догмам скомпрометировавшей себя теологии и, с другой, оспорить не менее догматические воззрения науки своего времени. Правда, к тому моменту в этом двойном ряду фортификаций уже была пробита брешь. И произошло это благодаря спиритизму, который захлестнул тогда всю Америку. Как говорила сама Е. П. Блаватская: «Я была послана доказать реальность существования феноменов и выявить ошибочность спиритической теории относительно духов».

Вскоре после прибытия в Нью-Йорк Е. П. Блаватская обретает истинного друга и помощника в лице полковника Генри Стила Олкотта, юриста, человека высоких нравственных достоинств, который приобрел известность в годы Гражданской войны благодаря своей безупречной службе. К ним примыкает Уильям Куон Джадж, молодой ирландский адвокат, сыгравший впоследствии выдающуюся роль в теософском движении. 7 сентября 1875 года преимущественно стараниями Блаватской, Олкотта и Джаджа, а также еще нескольких человек была создана организация, которую нарекли Теософским (или Теософическим) обществом, так как перед ним ставилась цель содействовать распространению древних учений теософии, или той Мудрости в делах Божественных, которая послужила духовной основой для многих великих философских систем прошлого, таких как неоплатонизм, гностицизм и античные школы «мистерий». 17 ноября 1875 года президент-основатель полковник Олкотт официально известил о создании Теософского общества, и с тех пор эту дату принято считать днем его основания. Провозгласив целью Теософского общества «собирание и распространение знаний о законах, управляющих Вселенной», основатели вскоре изложили задачи более детально; и, претерпев лишь несколько незначительных редакционных поправок, они остаются все теми же:

1. Создание ядра Вселенского Братства Человечества без различия рас, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи.

2. Содействие изучению сравнительной религии, философии и науки.

3. Исследование необъясненных законов природы и сил,сокрытых в человеке.

В сентябре 1877 года в одном из нью-йоркских издательств вышел в свет первый монументальный труд Е. П. Блаватской «Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теологии», и его пробный тираж в тысячу экземпляров был распродан в течение двух дней, оказав мощное воздействие на умы читающей и мыслящей публики. По мнению нью-йоркской «Геральд трибюн», книга явилась одним из «выдающихся и интереснейших творений века», другие газеты и журналы высказались в таком же духе. Очертив предмет оккультных наук и историю их развития, «Разоблаченная Изида» раскрывает природу и происхождение магии, корни христианства, ошибки богословия и заблуждения признанных научных авторитетов, трактуя их в свете тех тайных учений, которые золотой витью проходят через века, проявляясь, время от времени в виде различных мистических движений. Сегодня этот труд столь же актуален, как и в те дни, когда он впервые увидел свет, и все так же велика потребность в его новых изданиях.

8 июля 1878 года Е. П. Блаватская становится первой русской женщиной, принявшей американское гражданство, и это событие широко освещается в печати.

В декабре того же года Е. П. Блаватская и полковник Олькотт отбывают через Англию в Бомбей, в Индию, где в феврале 1979 года устраивают штаб-квартиру Теософского общества и завязывают знакомство с Алфредом Перси Синнеттом — в то время редактором правительственной аллахабадской газеты «Пайэнир». Это знакомство оказалось чрезвычайно важным. В сентябре-октябре 1880 года Е. П. Блаватская и Олкотт посетили дом А. П. Синнетта и его супруги Пейшенс в Симле, в Северной Индии. Синнетт всерьез заинтересовался Теософским учением, вследствие чего Е. П. Блаватская дала согласие на попытку установить контакт посредством переписки между ним и двумя адептами, оказывавшими содействие движению — Учителем Мориа и Учителем Кут-Хуми. Переписка продолжалась с 1880 по 1884 год, и многочисленные ответы этих мудрецов на вопросы Синнетта и другого англичанина, А. О. Хьюма, были впоследствии опубликованы в виде книги под названием «Письма Махатм к А. П. Синнетту» (London, 1923). Оригиналы писем Учителей хранятся в Британском музее как большая ценность, но к ним можно получить доступ с особого разрешения Отдела редких рукописей.

Посетив многие города и селения Индии, основатели возвращаются в Бомбей и в октябре 1879 года приступают к изданию первого теософского журнала «Теософ» (выходящего по сей день), редактором которого становится Е. П. Блаватская. В это время Теософское общество быстро расширяется, к нему примыкает ряд выдающихся людей из Индии и других стран. В мае 1880 года основатели едут на Цейлон, где полковник Олкотт содействует возрождению буддизма в этой стране. Они оба принимают «pancha sila» [Пять добродетелей совершенства], то есть официально становятся буддистами, — факт, который Олкотт впоследствии объяснил, как «формальное подтверждение наших давних убеждений ». В мае 1882 года в Адьяре, близ Мадраса, было куплено поместье, куда в конце года переезжает штаб-квартира Теософского общества. Адьяр вскоре становится центром всемирной деятельности теософов, которой основатели вместе с небольшой группой соратников отдаются целиком. Предпринимаются поездки в самые отдаленные районы Индии, основываются филиалы общества, принимаются посетители, ведется обширнейшая переписка, готовятся к публикации ценнейшие научные материалы. Эти труды преследовали цель пробудить в индийцах интерес к тем духовным ценностям, которые заключали в себе древние Священные Писания их родины.

В это время полковник Олкотт занимался очень популярным месмерическим лечением больных. В феврале 1884 года он отбывает в Лондон с петицией к британскому правительству, направленной буддистами Цейлона. Е. П. Блаватская, состояние здоровья которой в это время резко ухудшилось, едет в Европу вместе с ним. После почти пятимесячного пребывания в Париже и Лондоне она поселяется в Германии, в Эльберфельде, на квартире у семьи Гебхардов, и с головой уходит в работу над « Тайной доктриной ».

Между тем в Адьяре готовится заговор, в котором участвуют двое слуг Е. П. Блаватской — Алексис и Эмма Куломбы. В конце декабря Е. П. Блаватская возвращается в Адьяр, чтобы на месте ознакомиться с ситуацией. Она намерена предъявить судебный иск супругам Куломбам, обвинив их в грубой клевете на нее и характер производимых ею феноменов. Однако другие члены, стоящие во главе Теософского общества, по разным причинам решают не предавать это недоразумение огласке, и Е. П. Блаватская, добившись оправдания, в марте 1885 года уезжает в Европу, чтобы уже никогда не вернуться в Индию.

Как выяснилось впоследствии, все это «дело» было целиком состряпано иезуитами, ненавидевшими и Теософское общество, и Е. П. Блаватскую. Обвинения были построены на поддельных, как частично, так и полностью, письмах, написанных якобы Е. П. Блаватской и содержавших указания относительно подготовки всевозможных фальшивых феноменов, — документах, с которыми непредвзятым исследователям не дозволили ознакомиться. Журнал христианских миссионеров в Мадрасе публиковал наиболее компрометирующие отрывки из этих писем.

Тем временем Лондонское общество психических исследований (ОПИ) созвало специальный комитет для расследования заявлений Е. П. Блаватской. Затем, в декабре 1884 года, в Индию прибыл Ричард Ходжсон, член комитета ОПИ, чтобы провести опрос и сделать доклад относительно выдвинутых Ку-ломбами обвинений. Основываясь на результатах расследования Ходжсона, комитет ОПИ в своем окончательном докладе в декабре 1885 года заклеймил Е. П. Блаватскую как «одного из совершеннейших, гениальнейших и интереснейших мошенников в истории». Ходжсон также обвинил Ё. П. Блаватскую в шпионаже в пользу России. Этот доклад ОПИ—Ходжсона впоследствии стал основой для дальнейших нападок на Е. П. Блаватскую в связи с ее якобы лживостью, несуществованием ее Учителей и отсутствием всякой ценности теософии. (Обвинения Ходжсона были проанализированы и опровергнуты в 1963 году Эдли Уотерманом в работе «Некролог: доклад Ходжсона о г-же Блаватской».)

Все эти злобные нападки весьма неблагоприятно отразились на здоровье Е. П. Блаватской. В августе 1885 года она поселяется в Вюрцбурге, Германия, в июле 1886 года перебирается в Остенде, Бельгия, а в мае 1887 года по приглашению английских теософов переезжает в Лондон, в маленький дом в Верхнем Норвуде. После приезда Е. П. Блаватской в Англию теософская деятельность в этой стране ускорилась. Была основана Ложа Блаватской, началось распространение теософских идей.

Так как Е. П. Блаватская к тому времени фактически утратила всякий контроль над журналом «Теософ», в сентябре 1887 года она основывает в Лондоне ежемесячный журнал «Люцифер», который, как гласит надпись на его титульном листе, был задуман, чтобы «пролить свет на сокрытое во тьме». В том же месяце Е. П. Блаватская поменяла лондонский адрес на Холланд-парк, Лэнсдаун-Роуд, 17.

Не обращая внимания на свое вконец пошатнувшееся здоровье и всяческие злоключения, она все так же упорно работает над своим великим трудом; он был завершен и опубликован в двух больших томах в октябре 1888 года. Помогали Е. П. Блаватской Бертрам Китли и д-р Арчибалд Китли, они переписывали и редактировали рукописи, они же и финансировали издание. «Тайная доктрина» венчает литературную деятельность Е. П. Блаватской, это эпохальное творение только теперь обретает признание выдающихся умов современности, и не приходится сомневаться в том, что в XXI веке оно встретит еще более благожелательный отклик и получит самую высокую оценку. «Тайная доктрина» была сияющей вершиной литературной деятельности Б. П. Блаватской» Основу «Тайной доктрины» составляют станцы, переведенные из сокровенной «Книги Дзиан» с комментариями и пояснениями самой Блаватской. Также в книге подробно рассматривается фундаментальная символика, используемая великими религиями и мифологиями мира. В первом томе речь идет об образовании Вселенной. Второй том посвящен происхождению и эволюции человечества. В октябре 1888 года Б. П. Блаватская основывает так называемую Эзотерическую секцию для более глубокого изучения эзотерической философии и пишет «Наставления» для тех, кто занимался в ней.

В октябре, 1890 года европейская штаб-квартира Теософского общества обосновывается в Лондоне, Сент-Джонс-Вуд, на Авеню-Роуд, 19, и здесь Б. П. Блаватская пишет «Ключ к теософии» — «ясное изложение (в виде вопросов и ответов) Этики, Науки и Философии, для изучения которых и было основано Теософское общество»; «Голос Безмолвия» — жемчужину мистической теософской литературы, произведение, в которое вошли переводы избранных отрывков из священной восточной «Книги золотых правил», которую она выучила наизусть за время своего оккультного обучения в Тибете.

Е. П. Блаватская скончалась 8 мая 1891 года, пав жертвой эпидемии гриппа, которая в те дни свирепствовала в Англии; ее останки были преданы сожжению в Уокингском крематории в Серрее.

Непредвзятое знакомство с жизнью Е. П. Блаватской, ее трудами, беззаветным служением Истине, ее духовными способностями и достижениями раскрывает перед нами величественный облик женщины, которая по праву считается одним из величайших адептов в истории западной цивилизации, прямым посланником Шамбалы.


Национальная гордость (того же сорта, которая создала миф о том, что наш шоколад самый лучший, а часы самые точные) ставит её в один ряд с такими серьезными учеными, как Н. К. Рерих или сэр Джон Вудрофф. В опьянении кажущейся величиной её фигуры (внушительной лишь в буквальном смысле) Елену Петровну называют не только медиумом, ясновидящей, путешественницей и талантливой писательницей, но и пророчицей, духовным лидером своего времени, философом, знатоком Востока.

Писательница? Исписав тысячи страниц, Блаватская, по сути, так и не сказала миру ничего нового. Путешественница? Да, тройное кругосветное путешествие даёт ей полное право считаться выдающейся русской путешественницей своего времени (хотя справедливости ради нужно признать, что странствия Блаватской почти не принесли научной или культурной пользы, т. к. были по сути не экспедициями, как у Рериха, а метаниями, словно у колеблющейся стрелки худого компаса - то на Восток покажет, то на Запад). Философ? Но для того, чтобы быть философом, ведь нужна «любовь к мудрости» - либо две составляющие по отдельности: большая Любовь и глубокая Мудрость. Елена Петровна обладала несколько иными качествами - впрочем, тоже весьма занятными. К остальным громким эпитетам, которыми снабжают колоритную, но трагическую личность Елены Петровны, лучше также отнестись со здоровым скептицизмом.

Джуна - человек-легенда. Легенда, созданная во многом стараниями самой Евгении, которая родилась в глухой краснодарской деревне и чудесным способом пробилась в Москву. Приёмная дочь в большой семье, девочка, в 13 лет начавшая трудовую деятельность в кубанском колхозе, в какой-то момент открыла в себе паранормальные способности к целительству.

Хваленый дар ясновидения у Блаватской если и был, то, видимо, в зачаточном состоянии: по крайней мере, у нас нет никаких достоверных свидетельств, подтверждающих её претензии на роль ясновидящей. Вот детская одержимость снами и тёмными видениями у неё действительно была: они проявились вскоре после смерти мамы (это был для Елены сильный шок). Постепенно это переросло в неконтролируемую способность к смутным прозрениям и склонность к сумеречным состояниям, но не более того. Что же касается «чудес», то Блаватская действительно в течение жизни неоднократно демонстрировала специфические фокусы вроде столоверчения, появления «с потолка» запечатанных в конверты писем от «Гималайских Учителей» (на хорошем английском), «чтения мыслей». Серьёзные, неангажированные биографы ЕПБ сходятся на мнении, что это были откровенные мистификации, которые она устраивала с целью привлечь внимание к себе и своей доктрине. Впрочем, и сама Блаватская иной раз проговаривалась, что она не медиум, что у неё «иные способности».

Созданию мистического ореола, образа этакой «фурии», немало поспособствовала сама Елена Петровна - собственно, по сути это и было делом всей её жизни: создать мистический культ самой себя, воцариться этакой Изидой в собственном виртуальном оккультном царстве. В центре религии-гомункула, созданной Блаватской, стоял даже не Бог (Бога, особенно «православного», ЕПБ люто ненавидела после смерти своего «крошки Цахеса» - сына-уродца Юры), там, в центре её теософской идеи, навеки - как муха в янтаре - зависла она сама со своей сверхчеловеческой миссией. Вот эта нескромная и нездоровая мысль - навеянная, возможно, бредовыми состояниями, а возможно, просто гордыней - и двигала эту страстную, энергичную и даже порой бесстрашную, но непоследовательную, неадекватную, вечно экзальтированную, а под конец совсем больную и потерявшую человеческий облик женщину.

Александр Сенкевич, предпринявший впечатляющее исследование биографии Блаватской и весьма остроумно описавший его в книге серии ЖЗЛ, даёт такой портрет знаменитой «теософки»: «...эта необыкновенная женщина с внешностью капризной русской барыни, которая любила объедаться, как ведётся издавна на Руси, тяжёлой пищей: пирогами, студнями и квашеной капустой. Она курила без перерыва, как распалённая разговором суфражистка, папиросу за папиросой, постоянно облизывала языком тонкие пересмякшие губы и пыталась ничтоже сумняшеся заглянуть в потайные мысли всех пророков мира...» Нестандартный образ для претендентки в пророчицы человечества, не правда ли?

Блаватская устроила из своей жизни сплошной, даже лучше сказать беспросветный, сеанс месмеризма: пыталась загипнотизировать неразборчивую толпу, эпатировать, поразить, привлечь внимание - лишь бы только её слушали. А когда доходило дело до того, чтобы говорить, выдавала бесконечную невнятицу, напустив на себя таинственность и пафос для прикрытия швов неладно скроенных идей. То есть, выражаясь на современном сленге, шаманила. На самом деле Блаватская обладала лишь двумя несомненными талантами: заговаривать всем зубы и выманивать из людей деньги под благовидным предлогом. Тем и жила.

Личная жизнь Елены Петровны была бурной, но неприглядной: по минутному капризу в 17 лет вышла за ничем не выдающегося лысого мужчину намного старше себя, через полгода сбежала от него, завела (будучи формально замужем) бурный роман с политически значимым князем Э. Витгенштейном, за что была выслана из России, потом неудачные связи, ещё замужество («поверх» первого), рождение (и вскоре смерть) ребенка-уродца и снова мужчины, которые приходили и уходили, приходили и уходили... Блаватскую носило от ненависти к сексу до разнузданной чувственности. В молодости она была привлекательной - и ветреной, а с годами напустила на себя чопорность и заявляла, что долгие-долгие годы была девой (впрочем, даже и в поздние годы не отказывала себе в отношениях).

Столь же неудовлетворяющими, столь же беспорядочными, как личная жизнь Блаватской, были её попытки постичь восточную мудрость. Её знание различных эзотерических учений было сугубо книжным, совершенно лишённым какой-либо жизненной основы. Существуют данные, что Блаватская получила несколько высоких посвящений в тибетский буддизм. Но ведь без ежедневных практик никакое самое тайное посвящение не работает; даже сейчас множество неофитов разъезжает по Индии, Тибету, Непалу, собирая высокие посвящения, словно диковинные вещицы, сувениры: очевидно, напрасный труд. Всю жизнь Блаватская кивала на Восток как на источник своей «мудрости», но сама в своей вечной оккультной суете так ни разу, очевидно, и не пила из этого чистого источника.

Как небезосновательно пишет всё тот же А. Сенкевич, было «трудно найти больший контраст, чем тот, который существовал между её высокими идеями и намерениями и низкой, преимущественно вульгарной практикой». Блаватская собиралась перевернуть мир, но точки опоры не имела - потому и фокус не удался.

Будучи исключительно начитанной, эрудированной женщиной с живым, творческим разумом, Блаватская в принципе замахнулась на благое дело: собрать эзотерические знания и попытаться их распространить (попутно прославившись). Но ни основательности и креативности Рериха, ни головокружительной глубины знания Вудроффа у неё, к сожалению, не было. Да и полученные - через книги, не всегда достоверные - знания Елена Петровна распространяла преимущественно среди лиц недостойных, эгоистических, грубых. Поэтому даже редкие зерна истины падали в сухую землю.

На Востоке понятие «знание» отличается от нашего: там знанием называется практическая способность что-то делать. Таким образом, знанием является сама жизнь, прожитая со смыслом, нравственно, безупречно, а также многолетний опыт духовных практик. На нравственную чистоту и безупречность Блаватская даже не претендовала, практиками она не занималась. Её принципом было хоть бы и испачкаться, но достичь цели; цель оправдывает средства. Цель, таким образом, для неё всегда была недостижима.

Блаватская уверовала в собственную избранность ещё с детства и потом уж не сомневалась. Как ребёнка её то несусветно баловали, то незаслуженно третировали, отсюда, возможно, и тяжёлый характер. У Елены в детстве было несколько, как бы мы сейчас сказали, «мистических экспириенсов», которые и привели её к выводам о собственном избранничестве. Как-то она упала со стула и потеряла сознание. В другой раз на конной прогулке лошадь понесла. Елена утверждала, что оба раза её спасал... восточный принц в шикарном белоснежном одеянии! Позднее этот полудетский, полуэротический образ восточного принца прочно засел в голове Блаватской, оброс подробностями, постепенно получив и имя (Махатма Мориа), и родину (Индию), и таким образом как бы обрел материальность. Впоследствии Елена Петровна, да и некоторые её избранные соратники, «получали» «от него» таинственные письма с указаниями.

Махатма («великая душа») Мориа - центральная фигура в мифологической системе Блаватской: собственно, это основное «доказательство» истинности всех её утверждений, краеугольный камень её доктрины. Елена Петровна на протяжении второй половины жизни неустанно повторяла, утверждала, требовала признать, что всеми её действиями руководит этот «Гималайский Учитель». Более того, она даже заявляла, что многие страницы её книг написаны под его диктовку. Блаватская уверяла, что Учитель Мориа - один из полубожественных наставников всего человечества, который выбрал именно её для выполнения международной миссии распространения тайного знания. При малейшем намеке на сомнение в реальности Учителя Блаватская приходила в священную ярость.

Доказать или опровергнуть реальность Махатмы Мориа, понятно, нельзя. Но возникает закономерный вопрос: если учитель диктовал Блаватской книги, почему он надиктовал такую бессистемную белиберду? Труды Елены Петровны, насчитывающие тысячи страниц, - лоскутное одеяло, набранное из кусочков восточных мистических и западных оккультных учений. Этакое генетически изменённое дерево, даже не имеющее корня, а потому если и способное принести какие-то плоды, то лишь весьма сомнительные.

Да и само избранничество Елены Петровны, скорее всего, фикция. Известно, что эзотерическое знание может быть передано по цепочке преемственности только духовно чистым, нравственно совершенным адептом, который способен сам как бы «вместить», воплотить это знание (вспомним, «знание» на Востоке - это практика). К тому же знания принято передавать в нетронутом виде, а не делать из них компиляции, выжимки, «ключи». «Знания» же, которые предлагает благодарному человечеству Блаватская, и тем более их надуманный «синтез» претендуют как раз на роль такого универсального ключа, а вернее, отмычки к тайне Востока. На Востоке такие «знания» считаются не имеющей ценности шелухой, а то и зловредным вздором, затемняющим путь ищущих.

Блаватская прожила на удивление насыщенную событиями жизнь. Она совершила многочисленные путешествия по Востоку и Западу. Работала наездницей в цирке, делала бумажные цветы, проводила сеансы «столоверчения», основывала различные Общества, писала статьи для журналов... Всегда и везде Блаватская умела заговорить окружающих до полусмерти, загипнотизировать остановившимся взглядом своих огромных васильковых глаз, создать вокруг себя зачарованный круг возбуждённых её необычностью мужчин и подпавших под её магнетическое влияние женщин.

Несомненно, Блаватская в золотую пору своей жизни чувствовала себя этакой русской Матой Хари - шпионкой, авантюристкой, соблазнительницей, способной буквально на всё. Как писала молодая Цветаева, «Всего хочу: с душой цыгана / Идти под песни на разбой, / За всех страдать под звук органа / И амазонкой мчаться в бой». Не вызывает поэтому большого удивления письмо Блаватской из-за границы в николаевское Третье отделение, в котором Елена Петровна яркими красками описывает свои выдающиеся достоинства и нижайше предлагает услуги тайной полиции - на благо Царя и Отечества. В Отделении, видимо, учли беспорядочный нрав просительницы и оставили ее «про запас», отказав в материальной поддержке и не возложив на неё никакой миссии.

Ну и ладно, миссию Блаватская на себя возложила сама - хотя миссия эта была, как мы уже поняли, невыполнима. Самая большая проблема, которую Блаватская создала себе, организовав культ самой себя, называемый теперь Теософским обществом, - это как раз её последователи и последовательницы. В интимном письме другу Блаватская с завидной трезвостью характеризует себя и своих последователей фразой «Стране слепых положен одноглазый король». Жаль только, что, уверившись в своей исторической миссии, Елена Петровна даже не способна была признать собственную слепоту, поставить себя в положение ученика, ищущего - на самом деле не такая уж ничтожная роль, если разобраться.

Блаватская никогда не хотела учиться, всегда хотела учить, поучать, наставлять. Она обладала яростной, необузданной сексуальной энергией, которую сублимировала в мифотворчество и со страстью выплёскивала в мир, ожидая от него ответной любви. Что и говорить, если когда-то эта ответная любовь и проявлялась, она была недолговечной и небескорыстной. Елена Петровна сознательно всегда ставила себя с другими в положение этакой матушки-гусыни, наставляющей несмышлёных детишек. Не терпела критики и сомнений в собственной правоте, отстаивала собственную, не дай Бог, оскорблённую гордость до последнего и во что бы то ни стало. (Особенно это проявилось позднее, когда Блаватская страдала базедовой болезнью.) Провозгласила себя «архатом» («достойным», т. е. человеком, достигшим нирваны, в буддистской традиции). Такие качества, понятно, привлекли к Елене Петровне людей особого сорта, специфических личных достоинств - ну а в обществе низких людей и мудрец стремительно деградирует.

Индия (как и любое другое место паломничества) - таинственная и безжалостная страна. В путешественниках там проявляются все скрытые достоинства и недостатки. Не оставишь «при входе» свои амбиции, эго, гордыню - выйдет не паломничество, а фарс. Это хорошо описано в книге Германа Гессе «Паломничество в страну Востока». Или, как сухо, но мудро сформулировал проблему Карлос Кастанеда, «человек идёт к знанию так же, как он идёт на войну, полностью проснувшись, со страхом, с уважением и с абсолютной уверенностью. Идти к знанию или идти на войну как-то иначе - ошибка, и тот, кто совершает её, доживёт до того, чтобы пожалеть о сделанных шагах...» Блаватской был неведом страх, ей явно не хватало трезвости, она пребывала словно в полусне.

В «Стране Востока» Блаватской были даны как минимум два шанса опомниться, признать за собой положение ищущего, а не «архата». Обе возможности она не смогла, не способна была использовать.

Одним из ключевых событий в очередной поездке Блаватской в Индию была встреча с известным и влиятельным в то время духовным лидером, Свами Даянандой Сарасвати . Она собиралась заручиться его поддержкой и добиться признания своей исключительности, важности возложенной на нее миссии. Для выполнения этого плана Свами-джи даже выдали диплом члена Теософского общества. Какое-то время Теософское общество и Арья-Самадж Даянанды сотрудничали. Но аскет выказывал заметную настороженность в отношении Блаватской, смотрел на неё с явной опаской. Наконец состоялся решающий разговор. Генри Олкотт , спутник мадам Блаватской, поинтересовался у Даянанды, имея, конечно, в виду Блаватскую, «возможен ли такой случай, когда появляется некто, обладающий немыслимой оккультной энергией, и творит чудеса, и мы вдруг узнаем, что этот человек нигде и ни у кого не учился и никаких йоговских упражнений не делал?» Свами сначала осторожно ответил, что это в принципе возможно, при условии, что эта великая душа совершала интенсивные йогические практики на протяжении многих предыдущих жизней. А затем уточнил, уже без обиняков: «Представления, которые западные ученые составили о восточной религии, - абсолютно искажённые, это какие-то невразумительные, не соединённые друг с другом отрывки из священных книг». Вскоре после этого разговора Даянанда нарушил душевный покой Блаватской и Олкотта суровым письмом, к которому был приложен тот самый диплом Теософского общества - аскет решил его вернуть от греха подальше. Свами требовал впредь нигде и никогда не упоминать своего имени в связи с Теософским обществом...

В другой раз - и это, на мой взгляд, в высшей степени символичный случай, словно взятый из к/ф «Матрица» - Блаватская, отчаянно искавшая просветлённых Учителей, настоящих на этот раз, а не вымышленных, нашла где-то на железнодорожной станции слепого сикха, который, по его словам, уже 54 года как занимается медитацией, оставляя «родную» ж/д платформу лишь по нужде или чтобы совершить омовение в (священной для индусов) реке Ямуне. По-нашему, типичный бомж, но в Индии за такой личиной нередко скрываются святые. Каково же было удивление русской путешественницы, когда на её слёзную просьбу показать «феномен» (то, чем Елена Петровна частенько занималась для завоевания доверия последователей) отшельник ответил, что это пустое дело, игрушки для невежд. И добавил, что Истину постигнет лишь тот, у кого спокойный ум и безмятежная душа...

Вот как раз этих качеств мадам Блаватской всегда отчаянно не хватало, и самое прискорбное - она и не пыталась их развивать! Елена Петровна так и не поняла, что ни мнение общества, ни количество членов твоей секты, ни путешествия по всему свету, ни объем написанных книг не идут в зачёт перед Невыразимым. Духовный «поезд» Блаватской, как и её шпионская карьера, так и остался на запасном пути.




Елена Петровна Блаватская родилась 12 августа 1831 года в Екатеринославе на Украине в семье военного. Мать Елена Андреевна Фадеева (вышедшая замуж за офицера Гана, командующего батареей конной артиллерии) писала повести и романы под псевдонимом « Зинаиды Р-вой «и была очень популярной в начале сороковых годов; её ранняя смерть вызвала всеобщее сожаление, и Белинский посвятил ей несколько хвалебных страниц, назвав её русской «Жорж-Санд». В семье своего дедушки рано осиротевшая Елена Петровна провела большую часть своего детства, сперва в Саратове, где он был губернатором, а позднее в Тифлисе.

По свидетельству очевидцев детство и юность её протекли при очень счастливых условиях в просвещенной и очень дружной семье с гуманными традициями и чрезвычайно мягким отношением к людям.

Из всех воспоминаний сестры Елены Петровны (Веры Петровны) о её детстве становится ясным, что Елена Петровна обладала ясновидением; невидимый для обыкновенных людей мир был для неё открыт, и она жила наяву двойной жизнью: общей для всех физической и видимой только для неё одной. Часто Елена рассказывала о различных посещениях неведомых всем лиц. Чаще всего перед ней появлялся величественный образ индуса в белой чалме, всегда один и тот же, и она знала его также хорошо, как и своих близких, и называла своим Покровителем; она утверждала, что именно он спасал её в минуты опасности. Один из таких случаев произошел, когда ей было около 13-ти лет: лошадь, на которой она каталась верхом, испугалась и понесла; девочка не смогла удержаться и, запутавшись ногой в стремя, повисла на нем; но, вместо того, чтобы разбиться, она ясно почувствовала чьи-то руки вокруг себя, которые поддерживали её до тех пор, пока лошадь не была остановлена.

С детства у Елены была страсть к путешествиям, к смелым предприятиям, к сильным ощущениям. Она никогда не признавала авторитетов, всегда шла самостоятельно, сама себе прокладывая пути, задаваясь независимыми целями, презирая условия света, решительно устраняя стеснительные для её свободы преграды, встречавшиеся на её пути… В семнадцать лет она вышла самовольно замуж за человека, годившегося ей в отцы, и через несколько месяцев, не задумываясь, его бросила, уехала неведомо куда и почти десять лет исчезала так, что её родные годами не знали о её местопребывании…

Близким своим она сознавалась, что затем только и обвенчалась в 1849 году с немолодым уже Никифором Васильевичем Блаватским, назначенным незадолго до свадьбы вице-губернатором Эривани (Ереван), чтобы быть свободной от контроля родных.

Большую часть своей молодости Блаватская провела вне Европы:

С 1848г. по 1851 г. - путешествие по Египту, Афинам, Смирне и Малой Азии - первая неудавшаяся попытка проникнуть в Тибет;

С 1851г. по 1853 г. - путешествие по Южной Америке и переезд в Индию - вторая неудавшаяся попытка проникнуть в Тибет и возвращение через Китай и Японию в Америку;

С 1853 г. по 1858 г. - странствование по Северной и Центральной Америке и переезд в Англию; возвращение из Англии через Египет и Индию и третья неудавшаяся попытка проникнуть в Тибет;

В декабре 1858г. Елена Петровна неожиданно появляется в России у своих родных, сначала она приехала к сестре Вере Петровне и своему отцу в Псковскую губернию, а потом к родным своей матери, в Тифлис, где она пробыла до 1863 года.

В 1864 году она проникает наконец в Тибет, оттуда уезжает на короткое время (в 1866 г.) в Италию, затем снова в Индию и снова в Тибет. В 1872 году она едет через Египет и Грецию к своим родным в Одессу, а оттуда в следующем 1873 году уезжает в Америку.

В 1851 году в Лондоне происходит самое важное событие в жизни Елены Петровны Блаватской - её первая встреча с Учителем, который появлялся ей в детстве и которого она звала своим Покровителем. Истинная цель этих 20-летних скитаний (если вычесть 4 года, проведенные с родными) по земному шару - снова и снова возобновляющиеся попытки проникнуть в Тибет, где она надеялась приблизиться к своему Учителю.

Чтобы верно понять эту сторону её жизни, необходимо знать, что такое «ученичество», в чем оно состоит, какого рода обязательства оно налагает на ученика и каково на Востоке отношение ученика оккультной школы к своему Учителю.

Для европейцев представляется какой-то сказкой самое существование восточных Учителей, живущих совершенно особой жизнью, где-то среди неприступных Гималаев, никому неведомых, кроме теософов-мечтателей. Но это представление совершенно меняется, когда начинаешь знакомиться с внутренним смыслом религиозных учений Индии. Разница умственной и духовной жизни материалистического Запада и мистического Востока очень глубока, и непонимание со стороны Запада самых существенных особенностей Востока вполне естественно. На Востоке никто не сомневается в существовании высоких адептов Божественной Мудрости. Но и западные ученые, по крайней мере наиболее передовые, не отрицают возможности сверх нормальных психических способностей, которые у большинства людей находятся в скрытом состоянии и только со временем развиваются до полного своего проявления; а если это так, совершенно нелогично отрицать возможность все более и более высоких ступеней психической и духовной эволюции, следовательно и появления таких «Высоких Существ», душевные силы и свойства которых еще неведомы на нашей низшей ступени развития.

Люди, достигавшие святости, которая неизбежно сопровождается утончением всей нервной системы, всегда стремились к уединению, скрывались в пустынях и джунглях. Когда же человеку с исключительно тонким психическим развитием все же приходится оставаться среди многолюдья, он должен сильно страдать, а на очень высокой ступени развития без предосторожностей, известных оккультизму, он даже может не выдержать грубых шумов современной городской жизни. Блаватская возвратилась из своих странствий в Россию человеком одаренным исключительными свойствами и силами, проявившимися немедленно и поражавшими всех её окружавших. Она оказалась сильнейшим медиумом, - состояние которое она впоследствии сама сильно презирала, считая его не только унизительным для человеческого достоинства, но и очень вредным для здоровья. Позже её психические силы, развернувшись, дали ей возможность подчинить своей воле и контролировать внешние проявления медиумизма. Но в 27 лет они проявлялись помимо её воли, редко ей повинуясь. Её окружали постоянные стуки и постоянное движение, происхождение и значения которых она тогда ещё не умела объяснить…»

Весь второй период жизни Блаватской Е. П. был сначала - подготовлением к ученичеству, а затем и самим ученичеством. Психические силы Елены Петровны достигли той ступени развития, при котором общения между Учителем и учеником, или Гуру и челой, как выражаются на Востоке, были постоянны и достигали такой же отчетливости, как физические (чаще эти общения были ясновидяще- психические: ясно виден образ и слышен голос физически отсутствующего). Между ними устанавливается нечто вроде беспроволочного телеграфа; лишь до её раскрытого внутреннего слуха ясно доносились внутренне произносимые слова Учителя, которые и передавались посредством соединявших их магнетических токов.

Все такие явления, как ясновидение и ясно слышание, психометрия, телепатия, внушение и т. д., казавшиеся еще недавно явлениями сверхъестественными, начинают регистрироваться в летописи научных наблюдений. Правильная культура высших психических сил имеет свою науку, свои строго обоснованные дисциплины, свой многовековой опыт, своих учителей и свои школы. Уже в 1884 году проявления сил невидимых агентов… были вполне покорны Е. П. Блаватской и никогда не проявлялись без её воли и прекращались мгновенно по её желанию, она переносилась духовным взором туда, куда хотела, и видела только то, что хотела видеть.

Именно эти психические силы, развитие до полной сознательности и вполне подчинявшиеся её воле, и служат самым неоспоримым доказательством, что психическое развитие Блаватской прошло через правильную культуру оккультной школы. Силы эти можно разделить на несколько групп:

а) Внушение, вызывающее различные иллюзии - световые, звуковые, осязательные, вкусовые и иллюзии обоняния у того, кто подвергаются внушению.

б) Ясновидение всех видов, чтение чужих мыслей и настроений.

в) Общения на расстоянии с лицами, одаренными таким же или большим психическим развитием.

г) Сильно развитое высшее ясновидение, дававшее ей возможность черпать знания недоступным для большинства способом.

д) Запечатление объективных представлений актом воли на бумаге или ином материале.

е) Явления, требующие знания первичных свойств природы, силы сцепления, образующей различные агломераты из атомов, и знания эфира, его состава и потенциальности.

Ещё одним доказательством её высокого оккультного развития служит её упорное молчание относительно всех обстоятельств этого таинственного периода её жизни. Ни один истинный чела никогда, ни при каких условиях, не говорит о своей принадлежности к школе и ни о чем, относящемся к его оккультному обучению.

Следующим доказательством служат постоянные и неизменные заявления Блаватской, что не она автор своих книг, что она только орудие, только пишущая под диктант и т. д.

Третий период жизни Е. П. Блаватской, который она, начиная с 1873 года, провела последовательно в Америке (1873-1878 гг.), в Индии (1878 - 1884 гг.) и в Европе (1884 -1891 гг.), был настолько известен, имел такое множество свидетелей, постоянно окружавших её, что можно проследить день за днем во всех подробностях.

В 1875 году, 7 сентября, произошло открытие Теософического Общества. В скромной квартире Елены Петровны собралось 17 человек. Полковник Олькотт предложил учредить Общество оккультистов и при нём библиотеку для изучения скрытых законов природы. Предложение его было принято, и его выбрали президентом Теософического Общества.

В 1876 году Елена Петровна начала писать Изиду, а в 77-м году Изида была уже издана в Нью-Йорке и вызвала к себе большое внимание в американской прессе.

В 1878 году основатели Теософического Общества решили переселиться в Индию и уже 17 февраля 1879 г. Блаватская и Олькотт достигли берегов Индии. В октябре 1879 г. был основан свой журнал «Theosophist». Следующие пять лет до 1884 года прошли в энергичной пропаганде Теософии внутри Индии. Оба разъезжали по всей Индии, стараясь везде возбудить интерес к высокой красоте древне индусских верований и вызвать воспоминание о былой славе великого народа. Из-за болезни Елена Петровна была вынуждена возвратиться в Европу. За пять последующих лет (с 1887 года) многое было сделано: написаны три тома Тайной Доктрины, из которых два были напечатаны при ней, а третий после её смерти; написаны: «Ключ к Теософии» и «Голос безмолвия» и множество статей в журнале «Lucifer», который она начала издавать немедленно после приезда в Лондон (в 1887 г.). Кроме этого литературного труда, которым она занималась по 12 часов в день, Блаватская по вечерам была окружена посетителями, в числе которых было много литераторов и ученых, а по четвергам на вечерних заседаниях Теософического общества давала ответы на многочисленные вопросы, с которыми члены Общества обращались к ней.

8 мая 1891 года Елена Петровна Блаватская скончалась от гриппа в своем рабочем кресле, как истинный воин духа, каким она была всю жизнь.

Елену Блаватскую можно назвать одной из самых влиятельных женщин в мировой истории. Ее называли "русским сфинком"; она открыла миру Тибет и «соблазнила» западную интеллигенцию оккультными науками и восточной философией.

Дворянка из Рюриковичей

Девичья фамилия Блаватской - фон Ган. Её отец принадлежал к роду наследных макленбургских принцев Ган фон Ротенштерн-Ган. По линии бабушки родословная Блаватской восходит к княжескому роду Рюриковичей.

Мать Блаватской, романистку Елену Андреевну Ган, Виссарион Белинский называл «русской Жорж Санд»

Родилась будущая «современная Изида» в ночь с 30 на 31 июля 1831 года (по старому стилю) в Екатеринославе (Днепропетровск). В своих воспоминаниях о детстве она писала скупо: «Моё детство? В нём баловство и проказы с одной стороны, наказания и ожесточения с другой. Бесконечные болезни до семи-восьми лет… Две гувернантки - француженка мадам Пенье и мисс Августа София Джефрис, старая дева из Йоркшира. Несколько нянек… Солдаты отца заботились обо мне. Мать умерла, когда я была ребёнком».

Блаватская получила великолепное домашнее образование, ещё в детстве выучила несколько языков, училась музыке в Лондоне и Париже, была хорошей наездницей, хорошо рисовала.

Все эти умения позже пригодились ей во время странствий: она давала фортепианные концерты, работала в цирке, изготовляла краски и делала искусственные цветы.

Блаватская и призраки

Блаватская ещё в детстве отличалась от своих сверстников. Она часто говорила домочадцам о том, что видит разных странных существ, слышит звуки загадочных колокольчиков. Особое впечатление на неё производил величественный индус, которого не замечали другие. Он же, по её словам, являлся ей во снах. Она называла его Хранителем и говорила, что он спасает её от всех бед.

Как позже напишет Елена Петровна, это был Махатма Мориа, один из ее духовных учителей. Она встретила его «вживую» в 1852 году в лондонском Гайд-парке. Графиня Констанс Вахтмейстер, вдова шведского посла в Лондоне, со слов Блаватской передала подробности того разговора, в котором Учитель сказал, что ему «требуется её участие в работе, которую он собирается предпринять», а также, что «ей придётся провести три года в Тибете, чтобы подготовиться к выполнению этой важной задачи».

Путешественница

Привычка к переездам у Елены Блаватской была сформирована ещё в годы её детства. Из-за служебного положения отца семье приходилось часто менять место жительства. После смерти матери в 1842 году от чахотки воспитание Елены и её сестер взяли на себя бабушка и дедушка.

В возрасте 18 лет Елена Петровна была помолвлена с 40-летним вице-губернатором Эриванской губернии Никифором Васильевичем Блаватским, однако через 3 месяца после свадьбы Блаватская от мужа сбежала.

Дед отправил её к отцу с двумя сопровождающими, но Елене удалсь бежать и от них. Из Одессы на английском паруснике «Коммодор» Блаватская уплыла в Керчь, а затем в Константинополь.

О своем браке Блаватская позже написала: «Я обручилась, чтобы отомстить моей гувернантке, не думая о том, что не смогу расторгнуть обручение, ну а карма последовала за моей ошибкой».

После бегства от мужа началась история странствий Елены Блаватской. Хронология их трудно восстановима, поскольку сама она дневников не вела и никого из близких с ней рядом не было.

Всего за годы своей жизни Блаватская дважды совершила кругосветное путешествие, была и в Египте, и в Европе, и в Тибете, и в Индии, и в Южной Америке. В 1873 году она, первой из русских женщин, получила американское гражданство.

Теософское общество

17 ноября 1875 года в Нью-Йорке Еленой Петровной Блаватской и полковником Генри Олкоттом было основано «Теософское общество». Блаватская уже вернулась из Тибета, где, как она утверждала, получила от махатм и лам благословение на передачу духовных знаний миру.

Задачи при его создании были заявлены следующие: 1.Создание ядра Вселенского Братства Человечества без различия рас, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи. 2. Содействие изучению сравнительной религии, философии и науки. 3. Исследование необъяснённых законов Природы и сил, сокрытых в человеке.

Блаватская в тот день в своем дневнике записала: «Дитя родилось. Осанна!».

Елена Петровна писала, что «члены Общества сохраняют полную свободу религиозных убеждений и, вступая в общество, обещают такую же терпимость по отношению ко всякому иному убеждению и верованию. Связь их состоит не в общих верованиях, а в общем стремлении к Истине».

В сентябре 1877 г. в нью-йоркском издательстве J.W. Bouton"a вышел в свет первый монументальный труд Елены Блаватской «Разоблаченная Исида», и первый тираж в тысячу экземпляров был распродан в течение двух дней.

Мнения о книге Блаватской были полярны. В The Republican работа Блаватской была названа «большим блюдом объедков», в The Sun - «выброшенным мусором», а рецензент New York Tribune писал: «Знания Блаватской грубы и не переварены, её невразумительный пересказ брахманизма и буддизма скорее основан на предположениях, чем на информированности автора».

Однако Теософское общество продолжало расширяться, в 1882 году его штаб-квартира была перенесена в Индию.

В 1879 году в Индии вышел первый номер журнала The Theosophist. В 1887 году в Лондоне начал издаваться журнал Lucifer, через 10 лет переименованный в The Theosophical Review.

На момент смерти Блаватской в Теософском обществе состояло больше 60 тысяч членов. Эта организация оказывала большое влияние на общественную мысль, в нем состояли выдающиеся люди своего времени, от изобретателя Томаса Эдисона до поэта Уильяма Йейтса.

Несмотря на неоднозначность идей Блаватской, в 1975 году правительством Индии была выпущена памятная марка, посвященная 100-летию основания Теософского Общества. На марке изображена печать Общества и его девиз: «Нет религии выше истины».

Блаватская и теория рас

Одной из спорных и противоречивых идей в творчестве Блаватской является концепция об эволюционном цикле рас, часть которой изложена во втором томе «Тайной доктрины».

Некоторые исследователи считают, что теория рас «от Блаватской» была взята за основу идеологами Третьего рейха.

Об этом писали американские историки Джексон Спейлвогел и Дэвид Редлс в работе «Расовая идеология Гитлера: содержание и оккультные корни».

Во втором томе «Тайной доктрины» Блаватская писала: «Человечество ясно делится на Богом-вдохновлённых людей и на низшие существа. Разница в умственных способностях между арийскими и другими цивилизованными народами и такими дикарями, как например, островитяне Южного Моря, необъяснима никакими другими причинами. <…> «Священная Искра» отсутствует в них, и лишь они являются сейчас единственными низшими расами на этой Планете, и по счастью, - благодаря мудрому уравновесию Природы, которая постоянно работает в этом направлении - они быстро вымирают".

Сами теософы, впрочем, утверждают, что Блаватская в своих работах имела в виду не антропологические типы, а ступени развития, через которые проходят все человеческие души.

Блаватская, шарлатанство и плагиат

Чтобы привлечь к своей работе внимание, Елена Блаватская демонстрировала свои сверхспособности: с потолка ее комнаты падали письма от друзей и учителя Кута Хуми; предметы, которые она держала в руке, исчезали, а потом оказывались в тех местах, где она не была вовсе.

Для проверки её способностей к ней была направлена комиссия. В опубликованном в 1885 году отчете Лондонского общества психических исследования было сказано, что Блаватская - «самая образованная, остроумная и интересная обманщица, которую только знает история». После разоблачения популярность Блаватской стала идти на убыль, многие из теософических обществ распались.

Двоюродный брат Елены Блаватской, Сергей Витте, писал о ней в своих воспоминаниях:

«Рассказывая небывалые вещи и неправду, она, по-видимому, сама была уверена в том, что то, что она говорила, действительно было, что это правда, - поэтому я не могу не сказать, что в ней было что-то демоническое, что было в ней, сказав попросту, что то чертовское, хотя, в сущности, она была очень незлобивый, добрый человек».

Романист Всеволод Соловьев в 1892-1893 годах в журнале «Русский вестник» опубликовал серию очерков о встречах с Блаватской под общим названием «Современная жрица Изиды». «Чтобы владеть людьми, необходимо их обманывать, - советовала ему Елена Петровна. - Я уже давным-давно поняла этих душек людей, и глупость их доставляет мне громадное иногда удовольствие… Чем проще, глупее и грубее феномен, тем он вернее удается».
Соловьев назвал эту женщину «ловцом душ» и безжалостно разоблачил ее в своей книге. В результате его усилий перестал существовать парижский филиал Теософского общества.

Елена Петровна Блаватская умерла 8 мая 1891 года. На её здоровье негативное влияние оказало постоянное курение - она выкуривала до 200 сигарет в день. После смерти ее было сожжено, а пепел разделили на три части: одна его часть осталась в Лондоне, другая - в Нью-Йорке, а третья в Адьяре. День поминовения Блаватской называется Днем Белого Лотоса.

Блаватская Елена Петровна – знаменитая путешественница, философ, поклонница оккультных наук, одиозная, неординарная личность. Пожалуй, на карте нет такой страны, где не побывала бы эта женщина.

Современники называли ее магистром или шарлатанкой, а книги, написанные Еленой Петровной, вызывали неоднозначную реакцию публики. Стремление Блаватской к познанию вселенской истины, объединению людей ради мира, всепрощению было похвальным, а знакомство с самыми таинственными наставниками храмов Тибета и Индии восхищало любого.

Биография

Елена Блаватская была представительницей древнего рода Ган. Среди ее предков были дворяне, князья, занимавшие важные государственные посты. Родилась Елена 12 августа 1831 г. в семье офицера и известной романистки в городе Екатеринославе.

Семейство Ган было вынуждено часто переезжать, но это нисколько не смущало маленькую Леночку, а наоборот, пробудило в ней тягу к путешествиям. Мать Елены Блаватской умерла рано, немного не дожив до 28 лет, а маленькую девочку передали на воспитание дедушке с бабушкой.

Елена Блаватская получила великолепное домашнее образование, а библиотека, где было собрано множество редких и уникальных книг, стала ее любимым местом. Друзья, знавшие Елену Блаватскую довольно близко, говорили о независимом характере девушки, ее тяге к самостоятельности, независимости. Особую роль в судьбе будущего эзотерика сыграла встреча с масоном, магом Голицыным, представителем древнего русского рода. Именно он открыл для Блаватской таинственное учение древнеиндийских мудрецов – махатмов.

1844 год примечателен для Блаватской путешествием в Париж, где Елена Петровна стала учиться музыке, но вскоре бросила это занятие, окончательно увлекшись оккультными науками и философскими трактатами Востока.

Родственникам не очень нравилось экстравагантное увлечение девушки, поэтому через пять лет они организуют без ее согласия помолвку с Блаватским, имевшим весьма солидное состояние, а также занимавшим хорошую должность. Биография Блаватской делится на два периода: до замужества и после. Престарелый супруг не вдохновлял молодую красавицу. Выдержав с трудом несколько месяцев супружеской жизни, Елена Петровна возвращается к семье.

Домашние не оценили тягу девушки к свободе, истолковав превратно ее уход от Блаватского. С этого момента начинается новая жизнь Елены, полная приключений, опасностей, таинственных открытий. Сначала Блаватская отправляется в Константинополь, где какое-то время выступает как цирковая наездница, но, упав, ломает руку. Затем она отправляется в Лондон и там играет разнообразные роли в спектаклях на эзотерические темы, среди них была и постановка «Изиды».

Соприкосновение с египетской мистикой вдохновляет ее на путешествие в Каир, где Елена Петровна долгое время изучает клинопись, а позднее пишет книгу «Разоблачение Изиды». Из Египта Блаватская отправляется в длительное путешествие по Греции, Индии, Азии и, изучая культуру и верования древних народов, ищет для себя истину.

Несколько раз она посещает Тибет, в общей сложности проводит там семь лет, монахи разрешают ей посетить святая святых закрытого монастыря, затерянного высоко в горах. Умирает Блаватская в Лондоне после продолжительной болезни, немного не дожив до 60 лет.

Творчество и проповедническая деятельность

Блаватская была талантливым и незлобивым человеком, схватывала все на лету и обладала проницательностью. Современники отмечали ее дар пророчества, многие предсказания сбывались самым непостижимым образом. Живя в Париже, Блаватская познакомилась со спиритистами, среди которых был полковник Олкотт, ее будущий соратник по Теософскому обществу. Целей создания общества было несколько:

  • Организовать сообщество людей без деления по положению в обществе или религиозному принципу и объединить их ради общей цели постижения истины.
  • Пропагандировать изучение древних восточных манускриптов, писаний и прочих источников, содержащих сведения о духовных практиках.
  • Исследовать скрытые возможности человеческого организма и использовать полученные знания на благо человечества.

В 1888 году Блаватская издает труд всей своей жизни под названием «Тайная доктрина», в котором пытается объединить все религии, их символы, науку, философию и оккультизм. Хорошая литературная подготовка позволила Блаватской довольно доходчиво изложить свою теорию, однако рецензии современников были весьма нелестными.

Позднее Блаватская основывает журнал, в котором пытается возражать своим оппонентам, особенно представителям церкви. Чуть было не разгоревшийся скандал удалось чудом замять, разместив на страницах журнала письмо с разъяснениями.

Однако идеи Блаватской о равенстве, всепрощении и гуманизме нашли своих сторонников, ее лучшие книги были переведены на несколько языков и до сих пор с успехом продаются во многих странах. Примечательно, что на русский язык «Тайную доктрину» Блаватской перевела Елена Рерих, страстно увлеченная учением махатм. Рерих настолько полно разделяла взгляды Блаватской, что активно распространяла ее идеи и даже написала книгу о просветлении и тайном видении.

Нельзя оставить без внимания особый дар Елены Блаватской – тягу к оккультизму и способность предвидеть. Юношеские жуткие видения будущих концлагерей, описанные в мемуарах Блаватской, были предвестием страшной войны, однако тогда она еще не понимала этого. Ее предсказания о России были неоднозначными: страну ждали войны, революции, экономические потрясения, а потом она должна была стать духовным центром мира, его совестью и сердцем.

После возвращения в Россию она поселилась в домике своей родственницы, и та в воспоминаниях отмечает, что все комнаты сразу наполнились необычными звуками, шорохом, шепотом, а вещи странным образом пропадали и находились.

Затем Блаватская некоторое время проводит в поместье своего мужа, но размеренная будничная жизнь ей быстро надоедает. Она решает стать тайным агентом, защищающим интересы Российского государства в Индии и Египте, где влияние давних врагов, англичан, было невероятно сильно. Письмо с соответствующим предложением она отправляет в тайную жандармерию, однако ее даже не удостаивают отказом. Автор: Наталья Яковлева

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!