Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Экономико-математические методы и модели: понятие, виды и сущность. Сущность моделирования и его значение Основные этапы моделирования

В учебной и научной педагогической литературе понятия «технология» и «метод» находятся в такой тесной взаимосвязи, что нередко их рассматривают то как синонимы, то как соподчиненные явления, то как составные части целого (технология в методе, методы в технологии). Чтобы четко разграничить эти категории, необходимо рассмотреть, что собой представляет метод как педагогическое понятие.

Метод (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) - это способ достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Уже само значение этого слова свидетельствует о том, что оно может использоваться в социальной педагогике достаточно широко.

В зависимости от сферы применения выделяются отдельные группы методов: методы воспитания; методы обучения; методы педагогической реабилитации; методы педагогической коррекции и др. Внутри каждой группы разработаны свои методы, в зависимости от того, на что они нацелены и каким способом решают проблему.

По отношению к социально-педагогической технологии методы могут выступать ее составной частью, обеспечивая в совокупности решение проблемы. Чтобы определить, какой метод необходим в определенной социально-педагогической ситуации для решения функциональной задачи, необходимо пользоваться классификацией методов.

Существует множество подходов к классификации методов. Каждая классификация строится на определенном основании. Представим один из подходов, который может использоваться при рассмотрении социально-педагогических технологий, при их разработке и корректировке.

Однако, прежде чем представить классификацию методов, следует разобраться в том, какое они занимают место и какую выполняют роль в решении функциональных задач вообще, а также в той или иной технологии в частности.

Итак, метод в социальной педагогике - это путь (способ) решения определенной проблемы человека, группы. Причем известно, что решение проблемы (проблем) человека достижимо только посредством реализации потенциала возможностей самого человека. Другими словами, источником решения проблем человека является он сам. Методы и направлены на то, чтобы включить человека в определенные действия для решения своих проблем: направленного развития; овладения (усвоения); коррекции (исправления) усвоенного; совершенствования каких-либо возможностей; восстановления знания, умения, навыка и их совершенствования и пр.

Для того, чтобы применить метод, нужный именно в данном конкретном случае, необходимо прежде всего определить, на кого следует направить социально-педагогическое воздействие, чего следует добиваться и каким образом этого достичь. Можно выделить три уровня классификации, обусловливающие место и роль методов.



Субъектный уровень обусловливает субъектность применения метода. В качестве субъекта действия выступают:

специалист (специалисты). Методы, которые они применяют, относятся к внешним методам действия, воздействия, взаимодействия;

сам человек (группа посредством самоуправления). Это - внутренние методы (самостоятельные действия, самостоятельная работа человека над собой). Названия таких методов начинаются с «само-»;

специалист (специалисты) и лицо (группа), на которое (на которую) осуществляется педагогическое воздействие. Речь в данном случае идет о методах, обусловливающих совместные действия специалиста и самого человека (самой группы). Это методы совместной деятельности, совместного участия в процессе решения каких-либо задач, методы действия одной стороны и адекватные действия - другой и пр.

Варианты соотношения внешнего, внутреннего и совместного действия могут быть самые различные в зависимости от ситуации, возраста клиента и других факторов.

Функциональный уровень обусловливает назначение метода. Функциональные методы подразделяются на основные (главные, ведущие) и обеспечивающие. Основной функциональный метод - это метод, который включает объект (человека, группу) в определенные действия, деятельность, обеспечивающие реализацию прогнозируемой цели - методы реализационных действий, деятельности (практические методы). Обеспечивающие функциональные методы - это те, которые способствуют повышению эффективности и качества реализации метода действий. К ним относятся: методы воздействия на сознание, чувства человека; методы организации деятельности; методы стимулирования (сдерживания) действий, а также методы самоубеждения, самоорганизации, самопоощрения, самопринуждения и пр.

Предметный уровень обусловливает способ реализации метода. Каждый метод предусматривает определенный способ его реализации - свою предметность, которая показывает собственно способ реализации функциональных возможностей метода. К ним относятся: группы методов действий (практические методы) - методы упражнений, методы тренировок, методы игр (игровые методы), методы научения и др.; группы методов воздействия - методы убеждения, информационные методы; группы методов организации деятельности - методы управления, методы контроля деятельности, методы создания ситуационных сред, определяющих определенный характер деятельности, и др.; группы методов стимулирования (сдерживания) - методы поощрения, методы соревнования, методы принуждения, методы контроля, методы создания ситуаций, стимулирующих (сдерживающих) активность в действиях, поступках, и др. Некоторые методы могут иметь место в различных функциональных группах, например игровые методы, методы создания ситуационных сред и др. Методы выступают составной частью любой социально-педагогической технологии. Название некоторых технологий иногда определяется по ведущему методу (группе методов), применяемых в ней. В частных технологиях может находить отражение один из ведущих методов, который при этом нередко определяет название данной технологии.

Методика . С понятием метода тесно связано понятие «методика». Под методикой обычно понимают учение о методах решения определенной задачи, а также совокупность методов, обеспечивающих решение определенной задачи. И в педагогической литературе и практике понятия метод и методика так переплетены, что разделить их очень сложно.

В качестве наиболее характерных особенностей, отличающих содержание методики, следует выделить:

а) технические приемы реализации определенного метода, конкретное воплощение метода. В данном понимании иногда методика рассматривается как синоним техники реализации метода. Такой подход к выделению методики находит отражение и в дидактике, и в теории и практике воспитания;

б) выработанный способ деятельности, на основе которого реализуется достижение конкретной педагогической цели - методика реализации определенной педагогической технологии. В этом случае под методикой понимается методическая разработка, раскрывающая последовательность и особенности реализации совокупности методов, средств, направленных на достижение определенной цели. Например, методика формирования привычки, методика обучения письму, методика развития речи, методика организации практики студентов и т.д.;

в) особенности педагогической деятельности в процессе преподавания учебной дисциплины, включающие рекомендации по изучению отдельных разделов, тем, проведения различных видов учебных занятий - частная методика преподавания.

Средство . Это то, использование чего (что) ведет к достижению выбранной цели. Средства - это инструментарий метода. Нередко в педагогической литературе встречается смешение эти понятий, когда трудно отделить метод от средств и наоборот. Средство может быть определяющим фактором метода. Предлагаемые вариант понятий метода и средства позволяет и более четко раз граничить их и показать их взаимосвязь.

Средство может выступать также фактором технологии - когда определяет основной источник ее функционирования, например игра, учеба, туризм и пр.

Предлагаемый подход позволяет выделять: средства педагогического (социально-педагогического) процесса и средства педагогической (социально-педагогической) деятельности.

Средства педагогического процесса - это те средства, которые выступают составной частью деятельности специалиста в процессе внедрения педагогической технологии. К ним относятся: учебе труд, правила поведения, установленные в образовательном учреждении, культурно-досуговая деятельность, физкультурно-оздоровительная, физкультурно-спортивная деятельность, туризму общественная работа, режим (для исправительных колоний) и т.д.

Средства педагогической деятельности - это то, что использует специалист, в частности социальный педагог, в своей профессиональной деятельности для влияния на человека, группу в процессе социально-педагогической работы с ними. Чаще всего это инструментарий метода. Посредством инструментальных средств обеспечивается достижение педагогической (социально-педагогической) цели. К таким средствам относятся: слово, действие, пример, книга, технические средства и пр.

Таким образом, средства являются составной частью любого метода, технологии, они определяют их, и через них обеспечивается возможность практической реализации, достижение прогнозируемой цели в социально-педагогической работе с клиентом.

Прием . В педагогической теории и практике широко применяется также понятие «прием». Диапазон его использования настолько велик, что оно часто трактуется произвольно, чему во много способствует и отсутствие однозначного определения этого понятия в педагогике.

Под термином «прием» следует понимать отдельное своеобразное действие, движение, способ осуществления чего-нибудь. В педагогике (в том числе и в социальной педагогике) - это способ использования какого-либо средства в процессе педагогической деятельности.

Сущность его можно рассматривать как совокупность и (или) своеобразие использования и проявления личностных, словесные: интонационных, мимических возможностей, поведения, действии поступков и других проявлений специалиста в процессе целенаправленной педагогической деятельности, в частности реализации социально-педагогической технологии, метода, средства.

№ 3. Классификация социально-педагогических технологий

Классификация (от лат. classis - разряд, класс + facio - делаю) - это система соподчиненных понятий (классов, объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Роль классификации в познании чрезвычайно велика. Она позволяет систематизировать исследуемые объекты по определенным основаниям с учетом качественных характеристик каждого из них.

Известно множество социально-педагогических технологий, однако их классификация пока не разработана. В то же время она необходима по многим причинам, поскольку классификация:

позволяет упорядочить социально-педагогические технологии по определенным критериям, что упрощает их выбор и практическое использование;

показывает, какие, для какой категории объекта и для каких условий практического применения имеются социально-педагогические технологии, а каких нет либо выбор их ограничен;

способствует созданию банка социально-педагогических технологий с учетом их специфических особенностей.

Формирование такого банка данных исключительно актуально. Он объединяет и систематизирует сложившиеся и проверенные на практике социально-педагогические технологии, что дает возможность специалисту оперативно выбрать наиболее оптимальный вариант технологии для практического применения и, при необходимости, внести в нее определенные коррективы , а также предложить какую-либо новую технологию решения той или иной социально-педагогической проблемы. Исследователю такой банк технологий поможет выявить те аспекты разработки и совершенствования социально-педагогических технологий, которые требуют изучения и научного обоснования . Полезен банк технологий и для начинающего специалиста, так как позволит ему использовать в типовых ситуациях уже проверенный опытом способ деятельности.

Для разработки классификации социально-педагогических технологий необходимо определить ее основания и критерии.

Основания классификации - это те качественные характеристики, которые позволяют систематизировать технологии применительно к решению основных проблем объекта с учетом целей технологий и особенностей их практического применения.

Наиболее существенными основаниями для классификации социально-педагогических технологий являются :

тип социально-педагогической технологии;

назначение социально-педагогической технологии;

субъект применения;

объект применения;

место применения;

способ реализации.

В соответствии с выделенными основаниями необходимо определить критерии, по которым можно осуществить систематизацию и классификацию социально-педагогических технологий.

Критерий (от греч. kriterion - средство для суждения) - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки. По одному основанию может быть выделено несколько критериев. Они позволяют в большей степени индивидуализировать технологии.

Рассмотрим наиболее общие для каждого выделенного основания критерии, которые позволят разработать общую классификацию социально-педагогических технологий.

Тип технологии . Критерий по данному основанию направлен на выявление типа социально-педагогической технологии, который определяется ее характером. Поэтому характер технологии является основным критерием по данному основанию, позволяющим выделить общие и частные технологии.

Общие технологии ориентированы на общий цикл социально-педагогической работы с клиентом по выявлению его социально-педагогической проблемы и ее разрешению.

Частные технологии направлены на решение определенной частной цели, задачи.

Назначение технологии . Критерий по данному основанию позволяет выделить социально-педагогические технологии в зависимости от основной цели деятельности социального педагога (главное назначение технологии) в данной ситуации по отношению к конкретному объекту. В качестве такого критерия и выступает целевое назначение социально-педагогической технологии. В соответствии с данным критерием технологии могут иметь:

направленное целевое назначение - технологии развития, воспитания; педагогической коррекции; педагогической реабилитации; исправления (перевоспитания); информационно-пропагандистской деятельности; профориентационной работы; досуговой деятельности и др.;

комплексное назначение - технологии, предполагающие достижение одновременно нескольких целей.

Субъект применения . Критериев по данному основанию существует несколько. Они позволяют выделить социально-педагогическую технологию в зависимости от индивидуальных возможностей специалиста. Другими словами, по данным критериям социальный педагог может выбрать наиболее подходящую для него в данной ситуации технологию, в процессе реализации которой он сумеет добиться наибольшей результативности. К критериям по данному основанию относятся:

уровень профессионализма - начинающий, имеющий опыт работы, высококвалифицированный специалист;

специализация социального педагога - по направлению деятельности, по работе с определенной возрастной группой и др.

Объект применения . Критериев по данному основанию также существует несколько. Они позволяют выделить социально-педагогическую технологию в зависимости от характеристики объекта деятельности. Такими критериями могут выступать следующие характеристики объекта:

социальная - ученик, студент, военнослужащий, семья, родитель и др.;

возрастная - ребенок, подросток, юноша и др.; личностная (то характерное в объекте, что обусловливает необходимость социально-педагогической работы с ним) - характер социального отклонения, психологическое или эмоциональное состояние, динамичность личности, компенсационные возможности и др.;

количественная - отдельная личность, группа, коллектив; другие критерии.

Каждое социально-педагогическое учреждение, по мере накопления опыта работы с различными категориями объектов и вариантов технологий, формирует свой банк с учетом наиболее важных критериев, выдвигаемых потребностями практики.

Место применения . Критерий по данному основанию позволяет классифицировать социально-педагогические технологии в зависимости от того, в каких условиях наиболее целесообразно, оптимально их применение. Условия применения как критерий классификации технологий позволяют выделить в качестве места применения: образовательное учреждение; специализированный центр; место жительства и др.

Способ реализации . Критерий по данному основанию направлен на выделение социально-педагогических технологий в зависимости от способа достижения цели (используемые основные методы, средства практического применения). Как правило, это один (ведущий, базовый) или несколько (определенная совокупность) методов, используемых в технологии. То есть критерием по данному основанию выступает основной способ достижения цели - ведущий метод (игра, деятельность, психодрама, консультация и др.); совокупность основных методов; авторские методики (воспитание в коллективе А.С.Макаренко; коррекция бродяжничества П. Г. Вельского; технология саморазвития М.Монтессори; технология свободного труда С.Френе и др.).

Изложенные основания и критерии классификации позволяют выделить основные социально-педагогические технологии, которые делятся на два типа - технологии общие и технологии частные.

Социально-педагогические технологии общего типа (общие социально-педагогические технологии) . Это технологии, включающие полный цикл социально-педагогической работы с клиентом, группой. На практике часто вместо выражения «социально-педагогическая технология» используются термины «методика», «программа», «сценарий» и пр.

Социально-педагогические технологии частного типа (частные социально-педагогические технологии)

выявление и диагностирование индивидуальных особенностей

Клиента, но и прогнозирование перспектив его индивидуального, индивидуально-коррекционного, коррекционно-компенсаторного развития, воспитания. В основе прогностической деятельности лежит выявление индивидуальных возможностей клиента в саморазвитии, потенциала этого развития.

По назначению диагностико-прогностические технологии также могут быть различными. Они определяются как объектом, так и целями диагностико-прогностического анализа. Например: социального педагога школы интересуют, в чем причины затруднений ученика в обучении и каковы возможности их преодоления; мама приводит своего ребенка в центр социального обслуживания семьи (или медико-психолого-социальный центр) на диагностико-прогностическую консультацию, для того чтобы выяснить, как преодолеть трудности взаимоотношений с ним, наметить пути коррекции его воспитания и т. п. В каждом случае возможна своя технология работы, от которой зависят получаемые результаты.

Социально-педагогические технологии частного типа (частные социально-педагогические технологии). Эти технологии выделяются из структурных компонентов общей технологии либо из частных видов функциональной деятельности социальных педагогов. Поэтому их можно называть также функциональными социально-педагогическими технологиями. К таким технологиям относятся: диагностические, диагностико-прогностические, прогностические технологии, а также выбор оптимальной технологии, непосредственная подготовка к практической реализации целевой технологии, целевые реализационные, экспертно-оценочные технологии.

Каждая из функциональных социально-педагогических технологий подлежит классификации по тем же основаниям и критериям, которые использованы для общих технологий. Рассмотрим отдельные виды частных технологий.

Диагностические социально-педагогические технологии . Такие технологии предназначены для выполнения конкретной функции - постановки диагноза. Они применяются для оценки явления, уровня социально-педагогической запущенности объекта, степени отклонения, социально-педагогических особенностей его развития и пр.

Назначение . Такие технологии подразделяются в зависимости от задач диагностики (на что она ориентирована). Даже общая диагностика предусматривает определенный минимум деятельности, позволяющий достаточно полно оценить исследуемое явление. От того, что диагностируется, очень часто зависит, как это следует делать (наиболее целесообразный способ) и где (в каких условиях) лучше ее проводить. В зависимости от целевой направленности различают и диагностические технологии.

Субъект применения . Для реализации любой диагностической технологии необходима специальная подготовка специалиста.

Объект применения . Методика диагностики обычно ориентирована на определенную область практического применения.

Место реализации . Диагностические технологии используются, как правило, в специальных центрах, консультационных пунктах.

Всякая диагностическая технология предусматривает определенные способы реализации. Они могут быть более или менее эффективными и зависеть от ряда факторов (технической оснащенности подготовленности специалиста, подготовленности лаборатории для диагностики и пр.). В зависимости от объекта диагностики формируется банк технологий, дифференцированных по способам и средствам реализации. Это могут быть социологические или психологические методики с использованием специальных бланков, аппаратуры, методов наблюдения, включения в определенные виды деятельности и т.д.

Диагностико-прогностические социально-педагогические технологии . Такие технологии используются чаще всего в специализированных социально-педагогических учреждениях на начальном этапе работы с клиентом. Их основное назначение - не только выявление и диагностирование индивидуальных особенностей клиента, но и прогнозирование перспектив его индивидуального, индивидуально-коррекционного, коррекционно-компенсаторного развития, воспитания. В основе прогностической деятельности лежит выявление индивидуальных возможностей клиента в саморазвитии, потенциала этого развития.

По назначению диагностико-прогностические технологии также могут быть различными. Они определяются как объектом, так и целями диагностико-прогностического анализа. Например: социального педагога школы интересуют, в чем причины затруднений ученика в обучении и каковы возможности их преодоления; мама приводит своего ребенка в центр социального обслуживания семьи (или медико-психолого-социальный центр) на Диагностико-прогностическую консультацию, для того чтобы выяснить, как преодолеть трудности взаимоотношений с ним, Наметить пути коррекции его воспитания и т. п. В каждом случае возможна своя технология работы, от которой зависят получаемые результаты.

Способы реализации диагностико-прогностической технологии определяются основными методиками, обеспечивающими проведение диагностики и прогнозирования и их взаимосвязь. Нередко прогностическая деятельность социального педагога определяется его личным опытом и педагогической интуицией.

Конкретный способ реализации диагностико-прогностической технологии ориентируется на специализацию и профессиональную компетентность субъекта и индивидуальные особенности ее объекта , а также место применения .

Прогностическую часть социально-педагогической технологии можно выделить и рассмотреть как самостоятельную технологию.

Выбор оптимальной технологии (целевой технологии социально-педагогической деятельности). Это определенная практическая деятельность (методика), которая направлена на выбор наиболее оптимальной для конкретного случая технологии социально-педагогической деятельности по реализации проблемы (проблем) клиента, выполнению социально-педагогического заказа действий. Такой выбор требует учета сущности социального заказа, потребностей (социально-педагогических проблем, индивидуальной предрасположенности объекта), подготовленности специалиста (специалистов), технологических и материальных возможностей, условий среды реализации. Как правило, в каждом социально-педагогическом учреждении складывается своя технология деятельности; каждый специалист (социальный педагог) вырабатывает свою методику работы с клиентом (объектом).

Методика выбора оптимальной технологии определяется своеобразием целевой технологии, профессиональной компетентностью субъекта и индивидуальными особенностями объекта , а также местом ее реализации . Характерной особенностью методики выбора является также и то, для кого готовится целевая технология - для специалистов учреждения или для себя самого.

Непосредственная подготовка к практической реализации целевой технологии (технология и методика непосредственной подготовки к социально-педагогической работе с клиентом). Такая технология включает комплекс мер, направленных на то, чтобы обеспечить необходимое качество реализации выбранного способа деятельности с конкретным объектом. По своей сути непосредственная подготовка, помимо решения комплекса материальных, технических, организационных и методических мер, предусматривает уточнение ее с учетом исполнителей (субъектов), объекта социально-педагогической работы и места реализации целевой технологии.

Технология непосредственной подготовки для специалистов социально-педагогического учреждения в значительной степени носит типовой характер. В учреждении накапливаются варианты подготовки к той или иной целевой технологии по содержанию, объему, последовательности и методике ее осуществления. Такие технологии работы труднее индивидуализируются и по субъекту и по объекту реализационной деятельности. Например, социальный педагог школы часто готовит ее для себя. Он определяет, что и как ему реализовывать. Социальный педагог центра по работе с семьей (медико-психолого-социального центра) обычно готовит эту технологию для специалистов-практиков, а также для родителей. Что касается родителей, то такая подготовка нередко становится частью реализационной технологии по подготовке их к практической работе с ребенком. В нее, в частности, входит изменение понимания родителем своей роли в социально-педагогической работе с ребенком, обучение новой методике работы, формирование уверенности в способности по-другому строить воспитательную работу и целый ряд других аспектов.

Технология подготовки целевой деятельности для себя в значительной степени определяется стилем педагогической деятельности самого специалиста, которая, в свою очередь, во многом определяется его личностью, мотивацией, опытом, отношением к деятельности и многими другими факторами.

В каждом конкретном случае вся непосредственная подготовка определяется сложившимся опытом работы социально-педагогического учреждения либо стилем деятельности социального педагога.

Практическая реализация целевой технологии (технология практической деятельности). К этой разновидности относятся технологии, которые имеют практический (преобразующий, коррекционно-преобразующий, реабилитационный) характер. Специалист - социальный педагог (группа специалистов), используя целевые технологии, способствует (способствуют) достижению прогнозируемых целей социально-педагогической работы с человеком, группой.

По своему назначению технологии практической деятельности, как указывалось выше, чрезвычайно разнообразны. Каждая из них ориентирована на определенную подготовку и опыт субъектов реализации, на конкретного объекта работы и место реализации (условия оптимальной реализации) технологии.

По способу реализации целевые технологии также разнообразны, в зависимости от используемых методов, средств и приемов, задействованных в них.

По своей сущности целевые технологии являются базовыми, основными. Именно они предназначены для обеспечения достижения социально-педагогических целей. От эффективности их практического применения во многом зависит действенность всей социально-педагогической деятельности специалиста (специалистов). Все остальные функциональные социально-педагогические технологии носят преимущественно обслуживающий характер.

Экспертно-оценочные социально-педагогические технологии . Эти технологии направлены на обеспечение оценки и экспертизу результатов реализации функциональных технологий либо общей технологии специалистом (специалистами) в социально-педагогической работе с клиентом, группой. Они позволяют оценить действенность этапов и всей реализуемой технологии деятельности. На ее основе делается вывод и принимается решение о необходимости коррекции технологии и ее направленности, а также оценка всей выполненной социально-педагогической работы.

Экспертно-оценочные технологии позволяют определить уровень и качество социально-педагогической деятельности специалиста. Они могут осуществляться и для определения перспектив социально-педагогической работы с клиентом. Каждая такая технология (методика) имеет свое назначение, ориентирована на определенный объект с учетом его возрастных, половых и других особенностей, а также на среду, в которой она осуществляется. Методика требует и специальной подготовки специалиста - социального педагога.

Рассмотренная классификация социально-педагогических технологий может уточняться и дополняться с учетом новых критериев и потребностей реальной практики.

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Что такое классификация? Охарактеризуйте наиболее существенные основания и критерии для классификации социально-педагогических технологий.

Дайте общую характеристику классификации социально-педагогических технологий.

Дайте характеристику социально-педагогических технологий общего типа.

Дайте характеристику функциональных (частных) социально-педагогических технологий.

Раскройте особенности диагностико-прогностической социально-педагогической технологии.

Дайте характеристику целевых технологий и особенностей их выбора.

Раскройте особенности непосредственной подготовки к реализации целевой социально-педагогической технологии.

Раскройте особенности экспертно-оценочной социально-педагогической технологии.

Литература

Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников) / Сост. Н.Е. Щуркова. - М., 1992.

Пенькова Р. И. Технология управления процессом воспитания молодежи: Учеб. пособие. - Самара, 1994.

Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учеб.-практ. пособие. - М., 1997.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации. - М., 1998.

Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие. - М., 1998.

Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагу-зовой. - М., 2000.

Моделирование (лат. modulus – мера, образец) – исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей, использование моделей для определения и уточнения характеристик и рационализации построения вновь конструируемых объектов. В научных исследованиях моделирование стало применяться ещё в глубокой древности и постепенно захватывало все новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, физику химию, биологию, экологию, общественные науки. Методология моделирования долгое время развивалась независимо отдельными науками. Отсутствовала единая система понятий и терминология. Лишь в последнее время постепенно стала осознаваться роль моделирования как универсального метода научного познания.

Метод моделирования – универсальный метод. Он применяется в научных исследованиях практически во всех науках. Метод моделирования в геоэкологии – метод исследования строения, функционирования, динамики и развития геокомпонентов и геоэкосистем, процессов и взаимосвязей внутри них и между ними с помощью модели. Под моделью понимается образ (копия) реально существующих объектов, процессов и явлений. Она всегда создается на основе сходства с объектом-аналогом. Модель – это некий новый объект, который отражает главные черты и существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса. Можно сказать модель – это упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении. Никакая модель не может заменить сам объект исследования.

Модель выступает в качестве своеобразного инструмента познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект. Необходимость использования метода моделирования определяется тем, что многие объекты (или проблемы, относящиеся к этим объектам) непосредственно исследовать или вовсе невозможно или же это исследование требует много времени и средств.

Таким образом, модель необходима для того чтобы :

1. Понять, как устроен конкретный объект – каковы его структура, основные свойства, законы развития и взаимодействия с окружающим миром;

2. Научиться управлять объектом или процессом и определять наилучшие способы управления при заданных целях и критериях (оптимизация);

3. Прогнозировать прямые и косвенные последствия реализации заданных способов и форм воздействий на объект;

4. Никакая модель не может заменить само явление, но при решении задачи, когда нас интересуют определенное свойство исследуемого процесса или явления, модель оказывается полезной, а подчас и единственным инструментом исследования, познания.


Процесс построения модели называется моделированием. Основные задачи моделирования: а) облегчить процесс познания; б) сделать познание менее трудоемким; в) сделать объект познания более наглядным и доступным.

Технология моделирования требует от исследователя умения ставить проблемы и задачи, прогнозировать результаты исследования, проводить разумные оценки, выделять главные и второстепенные факторы для построения моделей, выбирать аналогии и математические формулировки, решать задачи с использованием компьютерных систем, проводить анализ компьютерных экспериментов.

Навыки моделирования очень важны человеку в жизни. Они помогут разумно планировать свой распорядок дня, учебу, труб, выбирать оптимальные варианты при наличии выбора, разрешать удачно жизненные ситуации.

Выделяют несколько видов моделирования:

материальное (физическое) моделирование – моделирование, при котором реальному объекту противопоставляется его увеличенная или уменьшенная копия, допускающая исследование (как правило, в лабораторных условиях) с помощью перенесения свойств изучаемых процессов и явлений с модели на объект на основе теории подобия;

идеальное моделирование – основано не на материальной аналогии объекта и модели, а на аналогии идеальной, мысленной;

знаковое моделирование – моделирование, использующее в качестве моделей знаковые преобразования какого-либо вида: схемы, графики, чертежи, формулы, наборы символов;

математическое моделирование – моделирование при котором исследование объекта осуществляется посредством модели, сформулированной на языке математики.

Процесс моделирования включает три элемента :

1. Субъект (исследователь);

2. Объект исследования;

3. Модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.

Этапы моделирования

Процесс моделирования состоит из нескольких этапов:

объект исследования – модель – изучение модели – знания об объекте .

Этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обуславливаются тем, что модель отражает какие-либо существенные черты объекта-оригинала. Вопрос о необходимости и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда она перестает быть моделью), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от оригинала. Таким образом, изучение одних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от отражения других сторон. Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько «специализированных» моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.

На втором этапе процесса моделирования модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные об ее «поведении». Конечным результатом этого этапа является множество знаний о модели.

На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал. Этот процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели. Мы можем с достаточным основанием переносить какой-либо результат с модели на оригинал, если этот результат необходимо связан с признаками сходства оригинала и модели. Если же определенный результат модельного исследования связан с отличием модели от оригинала, то этот результат переносить неправомерно.

Четвертый этап – проверка полученных с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.

Моделирование цикличный процесс. Это означает, что за первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т. д. При этом знания о следуемом объекте расширяются или уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, обусловленные малым знанием объекта и ошибками в построении модели, можно исправить в последующих циклах.

Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией. Впрочем, понятие "методология" в литературе употребляется в двух значениях:

  • 1) совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности (науке, политике и т.д.);
  • 2) учение о научном методе познания.

Рассмотрим современные общие определения методологии (табл. 1).

Источник

Определение

"Методология (от "метод" и "логия") - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности"

"Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе"

"Учение о методах деятельности (метод и "логос" - учение)"

"Методология - 1) совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке; 2) учение о методе познания и преобразования мира"

"Понятие "методология" имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии"

"Главная цель методологии науки - изучение тех методов, средств и приемов, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в науке. Но, кроме этой основной задачи, методология изучает также структуру научного знания вообще, место и роль в нем различных форм познания и методы анализа и построения различных систем научного знания"

"Методология является дисциплиной об общих принципах и формах организации мышления и деятельности"

Общий подход к решению задач того или иного класса

В.В. Краевский )

Методология как способ, средство связи науки и практики

Н.А. Масюкова , стали формироваться группы специалистов, называющих себя "методологами", а свое научное направление "системомыслительной деятельности" методологией. Эти группы методологов (О.С. Анисимов, Ю.В. Громыко, П.Г. Щедровицкий и др.) стали в проводить "организационно-деятельностные игры" с коллективами работников сначала в сфере образования, затем сельского хозяйства, с политологами и т.д., направленные на осмысление инновационной деятельности, что принесло им довольно широкую известность. Параллельно с этим в печати стали появляться публикации ученых, посвященные анализу и научному обоснованию инновационной деятельности - в образовании, в инженерном деле, в экономике и т.д. . В последние годы среди программистов распространился термин "методология" совсем в новом "звучании". Под методологией программисты стали понимать тот или иной тип стратегии, то есть тот или иной общий метод создания компьютерных программ . Так, наряду с методологией научно-исследовательской деятельности стало формироваться новое направление - методология практической деятельности.

Методология - это учение об организации деятельности. Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии - организация деятельности. Необходимо рассмотреть содержание понятия "организация". В соответствии с определением, данным в , организация - 1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.

Отметим что не всякая деятельность нуждается в организации, в применении методологии. Как известно, человеческая деятельность может разделяться на деятельность репродуктивную и продуктивную (см., например, ). Репродуктивная деятельность является слепком, копией с деятельности другого человека, либо копией своей собственной деятельности, освоенной в предшествующем опыте. Продуктивная деятельность, направленна на получение объективно нового или субъективно нового результата. В случае продуктивной деятельности и возникает необходимость ее организации, то есть возникает необходимость применения методологии. Если исходить из классификации деятельности по целевой направленности: игра-учение-труд , то можно говорить о следующей направленности методологии:

  • - методологии игровой деятельности;
  • - методологии учебной деятельности;
  • - методологии трудовой, профессиональной деятельности.

Таким образом, методология рассматривает организацию деятельности (деятельность - целенаправленная активность человека). Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления - временной структурой (авторы исходят из пары категорий диалектики "историческое (временное) и логическое"). Логическая структура включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат. Внешними по отношению к этой структуре являются следующие характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы.

Такое понимание и построение методологии позволяет с единых позиций и в единой логике обобщить различные имеющиеся в литературе подходы и трактования понятия "методология" и его использование в самых разнообразных видах деятельности.

Каждая наука имеет свою методологию.

В конечном счете и юристы, и философы под методологией научного исследования понимают учение о методах (методе) познания, т.е. о системе принципов, правил, способов и приемов, предназначенных для успешного решения познавательных задач. Соответственно методология юридической науки может быть определена как учение о методах исследования государственно-правовых явлений.

Существуют следующие уровни методологи (табл.2.).

Таблица 2 - Основные урони методологи

Способов и правил называют методологией. Впрочем, понятие «методология» в литературе употребляется в двух значениях:

1) совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности (науке, политике и т.д.);

2) учение о научном методе познания.

Методология долгое время рассматривалась дословно как учение о методах деятельности (метод и «логос» - учение). Подобное понимание методологии ограничивало ее предмет анализом методов. И такое понимание методологии имело свои исторические основания: в условиях классового общества, разделения труда на труд умственный и физический (по К. Марксу), относительно небольшая группа людей «умственного труда» задавала цели деятельности, а остальные трудящиеся «физического труда» должны были эти цели исполнять, реализовывать. Так сложилась классическая для того времени психологическая схема деятельности: цель - мотив - способ - результат. Цель задавалась человеку как бы «извне» - ученику в школе учителем, рабочему на заводе начальником и т.д.; мотив либо «навязывался» человеку также извне, либо он его должен был сам себе сформировать (например, мотив - заработать деньги, чтобы прокормить себя и свою семью). И, таким образом, для большей части людей для свободного проявления своих сил, для творчества оставался только один способ: синоним - метод. Отсюда и бытовавшее узкое понимание методологии.

Традиционно сложилось представление, что методология практически целиком относится к науке, к научной деятельности. Но научная деятельность является лишь одним из специфических видов человеческой деятельности, наряду с искусством, религией и философией. Все остальные профессиональные виды деятельности человека относятся к практической деятельности. На все эти виды деятельности также должно распространяться понятие методологии, в том числе понятие методологии практической деятельности, методологии художественной деятельности и т.д.

В гуманитарных, в общественных науках в силу ранее недостаточного уровня развития их теоретического аппарата, сложилась тенденция относить к методологии все теоретические построения, находящиеся на более высокой ступени абстракции, чем наиболее распространенные, устоявшиеся обобщения. Например, В.И. Загвязинский так определяет методологию педагогики: «Методология педагогики - это учение о педагогическом знании и о процессе его добывания, то есть педагогическом познании. Она включает:

1) учение о структуре и функции педагогического знания, в том числе о педагогической проблематике;

2) исходные, ключевые, фундаментальные, философские, общенаучные и педагогические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие методологический смысл;

3) учение о методах педагогического познания (методология в узком смысле слова).

В приведенном определении наличествует, с одной стороны, раздвоенность, неоднозначность предмета методологии. С другой стороны - его зауженность. Подобные подходы к определению методологии довольно типичны. Современные авторы разделили методологию (методологию науки) на два типа.

Для появления такой неопределенности и многозначности предмета методологии были причины . Методология как таковая, в первую очередь методология науки, в советские времена стала оформляться лишь в 60-е - 70-е годы прошлого века. Методология науки, благодаря трудам П.В. Копнина, В.А. Лекторского, В.И. Садовского, В.С. Швырева, Г.П. Щедровицкого, Э.Г. Юдина и других авторов стала развиваться. Преодолевая идеологическое давление эти ученые поделили методологию (рассматривая только лишь методологию науки) на четыре базовых уровня.

Подобное разделение привело к тому, что ученые должны были заниматься методологией или использовать ее в своих исследованиях лишь на каком-то определенном «этаже» - порознь. Верхние первый и второй уровни вышеуказанной конструкции строения методологии отведены для философов. Но философы сами конкретных научных исследований не ведут (за исключением собственно философских исследований). Они анализируют лишь наиболее общие результаты, полученные в различных отраслях научного знания в прошлых исследованиях, как правило - в прошлых десятилетиях, а то и столетиях. Их труды, поэтому, следует отнести, в основном, к гносеологии как науке о познании, логике науки и т.д., то есть к тем аспектам, которые связаны с наукой как со сложившейся системой научных знаний (прошлая деятельность умерла, остались лишь ее результаты). А ученым - представителям конкретных наук: физикам, химикам, педагогам и т.д. - нужна методология (как наука об организации деятельности - см. ниже) как оружие их собственной деятельности для проведения их собственных исследований, проводимых в настоящее время. Третий сверху уровень отведен как бы методологам конкретных наук - методологам физики, биологии, психологии и т.д. Но позиция, положение этих методологов «зависает» - они уже не философы, но и не собственно ученые, которые добывают новое научное знание. Эти методологи, как правило, в конкретные методики и техники научных исследований не вникают. Поэтому их результаты редко представляют интерес для исследователей в конкретных предметных областях. А конкретными методиками и техниками исследований вроде как должны заниматься «простые» ученые (четвертый этаж), зачастую в значительном или в полном отрыве от верхних этажей такого строения методологии.

В последние десятилетия благодаря работам и просветительской деятельности Г.П. Щедровицкого, стали формироваться группы специалистов, называющих себя «методологами», а свое научное направление «системомыслительной деятельности» методологией. Эти группы методологов (О.С. Анисимов, Ю.В. Громыко, П.Г. Щедровицкий и др.) стали в проводить «организационно-деятельностные игры» с коллективами работников сначала в сфере образования, затем сельского хозяйства, с политологами и т.д., направленные на осмысление инновационной деятельности, что принесло им довольно широкую известность. Параллельно с этим в печати стали появляться публикации ученых, посвященные анализу и научному обоснованию инновационной деятельности - в образовании, в инженерном деле, в экономике и т.д. В последние годы среди программистов распространился термин «методология» совсем в новом «звучании». Под методологией программисты стали понимать тот или иной тип стратегии, то есть тот или иной общий метод создания компьютерных программ . Так, наряду с методологией научно-исследовательской деятельности стало формироваться новое направление - методология практической деятельности.

Методология - это учение об организации деятельности. Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии - организация деятельности. Необходимо рассмотреть содержание понятия «организация». В соответствии с определением, данным в, организация - 1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.

Отметим что не всякая деятельность нуждается в организации, в применении методологии. Как известно, человеческая деятельность может разделяться на деятельность репродуктивную и продуктивную. Репродуктивная деятельность является слепком, копией с деятельности другого человека, либо копией своей собственной деятельности, освоенной в предшествующем опыте. Продуктивная деятельность, направленна на получение объективно нового или субъективно нового результата. В случае продуктивной деятельности и возникает необходимость ее организации, то есть возникает необходимость применения методологии. Если исходить из классификации деятельности по целевой направленности: игра-учение-труд, то можно говорить о следующей направленности методологии:

Методологии игровой деятельности;

Методологии учебной деятельности;

Методологии трудовой, профессиональной деятельности.

Таким образом, методология рассматривает организацию деятельности (деятельность - целенаправленная активность человека). Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления - временной структурой (авторы исходят из пары категорий диалектики «историческое (временные) и логическое»). Логическая структура включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат. Внешними по отношению к этой структуре являются следующие характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы.

Схема структуры методологи содержит следующие важнейшие компоненты.

Такое понимание и построение методологии позволяет с единых позиций и в единой логике обобщить различные имеющиеся в литературе подходы и трактования понятия «методология» и его использование в самых разнообразных видах деятельности.

Каждая наука имеет свою методологию.

В конечном счете, и юристы, и философы под методологией научного исследования понимают учение о методах (методе) познания, т.е. о системе принципов, правил, способов и приемов, предназначенных для успешного решения познавательных задач. Соответственно методология юридической науки может быть определена как учение о методах исследования государственно-правовых явлений.

Существуют следующие уровни методологи (табл.2.).

Таблица 2 - Основные урони методологи



Виды методологии

Специфические особенности данного вида методологии

Всеобщая методология

Является универсальной по отношению ко всем наукам и в содержание которой входят философские и общенаучные методы познания

Частная методология

Применяется для группы родственных юридических наук, которую образуют философские, общенаучные и частные методы познания, например, государственно-правовых явлений

Методология научных исследований конкретной науки

В содержание данной методологи включаются философские, общенаучные, частные и специальные методы познания, например, методология криминалистики, криминологии и других наук

Рассмотрим далее подробнее суть философских и общенаучных методов научного исследования.

3. Философские и общенаучные методы научного исследования

Среди всеобщих (философских) методов наиболее известными являются диалектический и метафизический.

Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия. Приведем развернутую характеристику общелогических методов исследования в табл.3.

Таблица 3 - Характеристика общелогических методов исследования



№ п/п

Название метода

Содержание метода

1

Анализ

Расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация.

2

Синтез

Соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое.

3

Индукция

Движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению. Индуктивные умозаключения «наводят» на мысль, на общее. Например, метод индукции используется в юриспруденции для установления причинных связей между явлениями, деянием и на-ступившими последствиями

4

Дедукция

Выведение единичного, частного из какого-либо общего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» определенную мысль из других мыслей

5

Аналогия

Способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими; рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках.

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа.

Приведем характеристику сущностного содержания данных методов в табл.4.

Таблица 4 - Характеристика методов теоретического уровня


№ п/п

Название метода

Содержание метода

1

Аксиоматический метод

Способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания

2

Гипотетический метод

Способ исследования с помощью научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета.

Разновидностью этого метода является гипотетико-дедуктивный способ исследования, сущность которого состоит в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.



3

Формализация

Отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками. Использование искусственного формализованного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки естественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность. При формализации вместо рассуждений об объектах исследования оперируют со знаками (формулами).

Формализация является основой для алгоритмизации и программирования



4

Абстрагирование

Мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей.

5

Обобщение

Установление общих свойств и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опирается на философские категории общего, особенного и единичного.

6

Исторический метод

Заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности

7

Системный метод

Заключается в исследовании системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её объектов

К методам эмпирического уровня относятся: наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование. Охарактеризуем сущность данных методов с помощью табл.5.

Таблица 5 - Характеристика методов эмпирического уровня



№ п/п

Название метода

Содержание метода

1

Наблюдение

Способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений. Применяется, например, для сбора социологической информации в области права. Если наблюдение проводилось в естественной обстановке, то его называют полевым, а если условия окружающей среды, ситуация были специально созданы исследователем, то оно будет считаться лабораторным

2

Описание

Фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает: 1) непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта; 2) опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами

3

Счет

Определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства

Например, юридическая статистика изучает количественную сторону массовых и других юридически значимых явлений и процессов, т.е. их величину, степень распространенности, соотношение отдельных составных частей, изменение во времени и пространстве.



4

Измерение

Определение численного значения некоторой величины путем сравнения её с эталоном.

5

Сравнение

Сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего. Этот метод основывается на изучении, сопоставлении сходных объектов, выявлении общего и различного в них, достоинств и недостатков. Таким путем можно решить практические задачи совершенствования государственных институтов

6

Эксперимент

Искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.

Эксперименты могут быть классифицированы по различным основаниям: по отраслям научных исследований - физические, биологические, химические, социальные и т.д.; по характеру взаимодействия средства исследования с объектом -обычные (экспериментальные средства непосредственно взаимодействуют с исследуемым объектом) и модельные (модель замещает объект исследования).



7

Моделирование

Получение знаний об объекте исследования с помощью его заменителей - аналога, модели. Под моделью понимается мысленно представляемый или материально существующий аналог объекта. На основании сходства модели и моделируемого объекта выводы о ней по аналогии переносятся на этот объект.

Научное исследование представляет собой наиболее развитую форму рациональной деятельности, которая не может осуществляться по каким-то фиксированным правилам. Поиск предполагает творчество, связанное с абстрагированием и идеализацией, опирающееся на воображение и интуицию. Именно поэтому такие логические формы, как индукция, аналогия, статистические и другие способы рассуждений приближают нас к истине, но автоматически не гарантируют ее достижения. Объективное познание действительности достигается с помощью системы принципов и приемов, которые объединяются таким понятием, как «научный метод».

Научный метод является инструментом для решения главной задачи науки – открытия объективных законов действительности. Конкретно каждый метод представляет собой совокупность логических рассуждений, определенных преобразований и тому подобных приемов или операций, при помощи которых осуществляется познание окружающей нас действительности.

Попытки дать определение научного метода были поистине многочисленны: начиная с Ф. Бэкона и Р. Декарта, Д. Локка, И. Канта и заканчивая работами Д. Дьюи, Ж. Пуанкаре, Э. Маха. В настоящее время методы науки строго установлены и вполне объективны и понимаются как система предписаний, рекомендаций, предостережений, образцов и т.п., указывающих, как сделать что-то.

Метод охватывает прежде всего средства, необходимые для достижений определенной цели, он регламентирует некоторую сферу деятельности и является совокупностью предписаний. Вместе с тем метод обобщает и систематизирует опыт действий в этой сфере. Являясь итогом и выводом из предшествующей практики, он своеобразным образом описывает эту практику. При этом систему методов научных исследований можно представить в виде совокупности а) общефилософских методов; б) общенаучных специальных методов и в) специальных методов частных наук.

В параграфе 1.8 мы уже заявили общефилософские методы познания действительности (диалектический, научная теория как метод познания, метод анализа систем знаний). В этой части работы мы некоторым образом их конкретизируем и пойдем дальше.

Итак, всеобщий философский метод есть совокупность наиболее фундаментальных принципов и приемов, регулирующих всякую познавательную и практическую деятельность. Всеобщим для всех без исключения наук пииется диалектический метод (диалектико-материалистический). В отличие от специальных методов он не является приемом или операцией процедурного характера и включает законы, категории и принципы материалистической диалектики. Всеобщий метод материалистической диалектики образует методологическую основу системы методов наглядного исследования в целом и каждого общенаучного и специального метода в отдельности. В силу своей всеобщности философский метод нуждается в конкретизации и дополнении другими, специальными методами. Методы предназначены для решения отдельных общепознавательных или специфических для каждой науки задач.

Методы, применяемые почти во всех науках, справедливо характеризуются как общенаучные. Широта сферы применения сближает их со всеобщими философскими методами, но каждый из этих методов выполняет свою функцию, обеспечивает решение определенной познавательной задачи. Это придает им специальный характер, сближает со специальными методами частных наук.

К общенаучным методам исследования относятся:

а) наблюдение; е) анализ и синтез;

б) сравнение; ж) индукция и дедукция;

в) измерение; з) аналогия и моделирование;

г) эксперимент; и) идеализация;

д) абстрагирование; к) формализация и др.

Специальные методы любой частной науки обусловлены особенностями ее объекта и предметов изучения. Каждый из этих методов представляет совокупность принципов и вытекающих из них приемов, операций, посредством которых решаются специфические задачи в частной области исследований.

К специальным методам частных наук могут быть отнесены методы:

а) математической статистики;

б) оптимизации;

в) технико-экономического анализа;

г) математические и др.

Отметим, что развитие науки на современном этапе характеризуется их всепроникновением, выходом за пределы области знаний, породивший тот или иной конкретный метод.

Основанием для другой классификации методов могут быть также выполняемые ими функции в зависимости от особенности целей, объектов и условий исследования.

По функциям различают методы, применяемые как при эмпирических, так и теоретических исследованиях. Для эмпирического уровня характерен процесс установления и накопления новых фактов, их анализ, синтез, обобщение в целях получения закономерностей, пригодных для практических целей. На теоретическом уровне проводится синтез знаний, выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.

В научных исследованиях успешно используются оба эти подхода, которые дополняют и обогащают друг друга. Результаты эмпирического исследования служат исходным материалом для создания теории, проверки ее истинности и последующего развития и совершенствования. Теория позволяет выделить существенные связи, объяснить и обобщить результаты, предсказать наиболее перспективные области дальнейших исследований.

Для эмпирического исследования характерны следующие методы:

а) наблюдение;

б) сравнение;

в) измерение;

г) эксперимент.

К методам, используемым на эмпирическом и теоретическом уровнях, относятся:

а) анализ и синтез;

б) индукция и дедукция;

в) абстрагирование и конкретизация;

г) аналогия;

д) моделирование.

Основу теоретического исследования составляют:

а) метод идеализации;

б) методы конструктивизации и формализации;

в) аксиоматический и гипотетический методы;

г) метод восхождения от абстрактного к конкретному.

В дальнейшем мы обязательно наполним содержанием, если не все, то большинство заявленных методов, а пока конкретизируем заявленные ранее исследовательские подходы.

Итак, наряду с отдельными методами научного исследования существуют фундаментальные исследовательские подходы, в рамках которых любой общенаучный или специальный метод частной науки приобретает дополнительную специфику, по особому выполняет свою основную функцию. Эти подходы являются тоже своего рода методами, определяющими направление и общий характер исследований. К числу наиболее устоявшихся и признанных в науке подходов можно отнести:

а) исторические и логические;

б) качественные и количественные;

в) натурные и модельные;

г) комплексный подход;

д) системный (разновидностями которого являются структурный и функциональный подходы).

Применяемые на основе этих подходов отдельные методы научных исследований приобретают характерную направленность и взаимно дополняют друг друга. Характер применяемых методов, состав и связи между ними обусловлены спецификой научного исследования, особенностями его объектов, условий и задач, а также логической последовательностью научного исследования, его основными этапами и формами. Общенаучные и специальные методы исследования имеют свои преимущества и ограничения в применении. Каждый из них выражает какую-то сторону, черту познавательного процесса, поэтому в чистом виде может быть представлен абстрактно. В реальном процессе научного исследования все методы взаимосвязаны, взаимодействуют и взаимно дополняют друг друга.

Вот теперь настало время наполнить содержанием конкретные методы научных исследований.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!