Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Доктор вершинной психологии виктор франкл о смысле жизни. Виктор эмиль франкл - биография, информация, личная жизнь

, Вена ,Австрия) — австрийский психиатр , психолог и невролог , бывший узник нацистского концентрационного лагеря. Франкл является создателем логотерапии — метода экзистенциального психоанализа, ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии.


Жизнь до 1941 года

Франкл родился в Вене, в еврейской семье гражданских служащих (Beamtenfamilie). В юном возрасте проявил интерес к психологии. Свою дипломную работу в гимназии посвятил психологии философского мышления. После окончания гимназии в 1923 г. изучал медицину в Венском университете, где позднее выбрал специализацию в области неврологии и психиатрии. Особо глубоко изучал психологию депрессий и самоубийств. Ранний опыт Франкла формировался под влиянием Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера , однако впоследствии Франкл отойдет от их воззрений.


В 1924 г. Франкл становится президентом школы Sozialistische Mittelschüler Österreich. Работая на этой должности, Франкл создал специализированную программу поддержки для студентов в период получения аттестатов. За время работы Франкла в этой роли не было отмечено ни одного случая самоубийств среди венских студентов. Успех программы привлек внимание Вильгельма Райха, который пригласил Франкла в Берлин.


В 1933—1937 гг. Франкл возглавлял так называемый Selbstmörderpavillon, отделение по предотвращению самоубийств одной из Венских клиник. Пациентами Франкла стало свыше 30 тыс. женщин, подверженных риску самоубийства. Однако с приходом к власти нацистов в 1938 г. Франклу запретили лечить арийских пациентов по причине его еврейского происхождения. Франкл занялся частной практикой, а в 1940 г. возглавил неврологическое отделение Ротшильдской больницы, где также работал нейрохирургом. В тот период это была единственная больница, куда допускали евреев. Благодаря усилиям Франкла нескольких пациентов удалось спасти от уничтожения в рамках нацистской программы эвтаназии.


В 1941 г. Франкл женился на Тилли Гроссер.

Заключённый, психотерапевт

25 сентября 1942 г. Франкл, его жена и родители были депортированы в концентрационный лагерь Терезиенштадт . В лагере Франкл встретил доктора Карла Флейшмана, который на тот момент вынашивал план по созданию организации психологической помощи вновь прибывающим заключённым. Организовать выполнение этой задачи он поручил Виктору Франклу, как бывшему психиатру.


Всё своё время пребывания в концлагере Франкл посвятил врачебной деятельности, которую он, конечно же, держал втайне от СС. Вместе с другими психиатрами и социальными работниками со всей Центральной Европы он оказывал заключённым специализированную помощь. Задача службы состояла в преодолении первоначального шока и оказании поддержки на начальном этапе пребывания.


Особое внимание было уделено людям, которым угрожала особая опасность: эпилептикам, психопатам, «асоциальным», а кроме того, всем пожилым и немощным. В этих условиях необходимо было принимать особые меры и проводить специальную подготовку. Врачи пытались устранить у этих людей психический вакуум, который можно описать словами одной пожилой женщины: «Вечером я спала, а днём страдала». Особую активную роль сыграл берлинский психиатр д-р Вольф, который использовал метод «аутогенной тренировки» Шульца в лечении своих пациентов. Вольф умер от лёгочного туберкулёза. Смысл его методики можно описать как метод самовнушения в состоянии релаксации или гипнотического транса. Сама методика аутогенной тренировки была достаточно сложной для выполнения в условиях лагеря, но всё же с основной задачей справлялась: ей удавалось мысленно удалять людей от их места прибытия. Сам Франкл часто пользовался этой методикой, чтобы дистанцироваться от окружающих страданий, объективируя их.


Так, я помню, как однажды утром шёл из лагеря, не способный больше терпеть голод, холод и боль в ступне, опухшей от водянки, обмороженной и гноящейся. Моё положение казалось мне безнадёжным. Затем я представил себя стоящим за кафедрой в большом, красивом, тёплом и светлом лекционном зале перед заинтересованной аудиторией, я читал лекцию на тему «Групповые психотерапевтические опыты в концентрационном лагере» и говорил обо всём, через что прошёл. Поверьте мне, в тот момент я не мог надеяться, что настанет тот день, когда мне действительно представится возможность прочесть такую лекцию.


И наконец, что самое важное, их группа психологической помощи предотвращала самоубийства. Франкл организовал службу информации, и, когда кто-нибудь выражал суицидальные мысли или проявлял действительное намерение покончить с собой, ему тут же сообщали об этом.


Что было делать? Мы должны были пробуждать волю к жизни, к продолжению существования, к тому, чтобы пережить заключение. Но в каждом случае мужество жить или усталость от жизни зависела исключительно от того, обладал ли человек верой в смысл жизни, в своей жизни. Девизом всей проводившейся в концлагере психотерапевтической работы могут служить слова Ницше: «Тот, кто знает, „зачем“ жить, преодолеет почти любое „как“».


Этой же основой Франкл пользовался для создания своей методики психотерапевтической помощи — логотерапии. По мнению Франкла, в человеке можно увидеть не только стремление к удовольствию или волю к власти, но и стремление к смыслу. Именно от обращения к смыслу существования зависел результат психотерапии в лагере. Этот смысл для человека, находящегося в лагере в экстремальном, пограничном состоянии, должен был быть безусловным смыслом, включающим в себя не только смысл жизни, но также смысл страдания и смерти. Беспокойство большинства людей можно было выразить вопросом «Переживём ли мы лагерь?». Другой вопрос, который задавали Виктору Франклу, был таков: «Имеют ли смысл эти страдания, эта смерть?». Если отрицательный ответ на первый вопрос для большинства людей делал бессмысленными страдания и попытки пережить заключение, то отрицательный ответ на второй вопрос делал бессмысленным само выживание.


Франкл верил, что объективный взгляд на испытываемые страдания помогает выжить. Он и его соратники, среди которых были Лео Бек и Регина Йонас , прилагали все усилия, чтобы помочь заключённым преодолеть отчаяние и предотвратить самоубийство. Франкл трудился в психиатрическом отделении, возглавлял неврологическую клинику и создал службу психогигиены для больных и тех, кто утратил волю к жизни. Он читал лекции о нарушениях сна, душе и теле, о медицинской поддержке для души, о психологии альпинизма и горных массивах северных Альп, о здоровье нервной системы, экзистенциальных проблемах в психотерапии и о социальной психотерапии. 29 июля 1943 г. Франкл организовал закрытое заседание научного общества.


19 октября 1944 г. Франкл был переведён в концентрационный лагерь Аушвиц , где провёл несколько дней и был далее направлен в Тюркхайм , один из лагерей системы Дахау , куда прибыл 25 октября 1944 г. Здесь он провёл следующие 6 месяцев в качестве чернорабочего. Его жена была переведена в концентрационный лагерь Берген-Бельзен , где была убита. Отец Франкла скончался в Терезинштадте от отёка легких , мать была убита в Аушвице.


27 апреля 1945 г. Франкл был освобождён американскими войсками. Из членов семьи Франкла выжила только сестра, эмигрировавшая в Австралию.

Жизнь после 1945 года

После трех лет, проведенных в концлагерях, Франкл вернулся в Вену. В 1945 г. он закончил свою всемирно известную книгу «Сказать жизни „ДА“. Психолог в концлагере». В книге описан опыт заключенного с точки зрения психиатра.


Вскоре после окончания войны Франкл высказал идею о примирении. В 1946 г. он возглавил Венскую неврологическую клинику и находился на этом посту до 1971 г. В 1947 г. он женился на Элеоноре Катарине Швиндт. Вторая жена Франкла была католичкой. Супруги с уважением относились к религиозным традициям друг друга, посещали церковь и синагогу, праздновали Рождество и Хануку . У них родилась дочь Габриэль, которая впоследствии стала детским психологом. В 1955 году Франкл стал профессором неврологии и психиатрии Венского Университета, а также посещал с лекциями Гарвардский Университет.




В настоящее время живы члены семьи Франкла: жена Элеонора, дочь Габриэль Франкл-Весели, внуки Катарина и Александр, правнучка Анна Виктория.

Описание методики терапии Франкла

В своем основополагающем труде «Человек в поисках смысла» (опубликован в 1959 г. под названием «Из лагеря смерти к экзистенциализму», первое издание вышло в 1946 г. под названием «Trotzdem Ja zum Leben sagen: Ein Psychologe erlebt das Konzentrationslager») Франкл описывает личный опыт выживания в концентрационном лагере и излагает свой психотерапевтический метод нахождения смысла во всех проявлениях жизни, даже самых страшных, тем самым создавая стимул к продолжению жизни. Франкл являлся одним из главных основателей экзистенциальной терапии, его труды послужили источником вдохновения для представителей гуманистической психологии.


Терапевтический метод Франкла относят к категории экзистенциальной терапии. Франкл, посвятивший свою карьеру изучению экзистенциального подхода, пришел к выводу, что отсутствие смысла является главнейшим стрессом для человека. Франкл отождествлял экзистенциальный невроз с кризисом бессмысленности жизни.


Есть мнение, что именно Франкл изобрел определение «воскресный невроз», характеризующее подавленное состояние и ощущение пустоты, которое люди часто испытывают по окончании трудовой недели . Франкл отмечал, что такое состояние происходит из-за так называемого экзистенциального вакуума, которое характеризуется ощущением скуки, апатии и пустоты. Человек ощущает сомнение, потерю цели и смысла деятельности.

(1905-03-26 ) […] Известные ученики Raymond Ackerman [d]

Ви́ктор Эми́ль Франкл (нем. Viktor Emil Frankl ; 26 марта , Вена , Австро-Венгрия - 2 сентября , Вена , Австрия) - австрийский психиатр , психолог и невролог , бывший узник нацистского концентрационного лагеря . Известен как создатель логотерапии - метода экзистенциального психоанализа , ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Франкл родился в Вене, в еврейской семье гражданских служащих (нем. Beamtenfamilie ). Со стороны матери - внучатый племянник пражского прозаика и поэта Оскара Винера (1873-1944). В юном возрасте проявил интерес к психологии. Дипломную работу в гимназии посвятил психологии философского мышления. После окончания гимназии в 1923 г. изучал медицину в Венском университете, где позднее выбрал специализацию в области неврологии и психиатрии. Особо глубоко изучал психологию депрессий и самоубийств. Ранний опыт Франкла формировался под влиянием Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера , однако впоследствии Франкл отойдёт от их воззрений.

    В 1924 году стал президентом школы Sozialistische Mittelschüler Österreich. Работая на этой должности, Франкл создал специализированную программу поддержки для студентов в период получения аттестатов. За время работы Франкла в этой роли не было отмечено ни одного случая самоубийств среди венских студентов. Успех программы привлек внимание Вильгельма Райха, который пригласил Франкла в Берлин.

    В 1933-1937 гг. Франкл возглавлял так называемый Selbstmörderpavillon, отделение по предотвращению самоубийств одной из Венских клиник. Пациентами Франкла стало свыше 30 тыс. женщин, подверженных риску самоубийства . Однако с приходом к власти нацистов в 1938 г. Франклу запретили лечить арийских пациентов по причине его еврейского происхождения. Франкл занялся частной практикой, а в 1940 г. возглавил неврологическое отделение Ротшильдской больницы, где также работал нейрохирургом . В тот период это была единственная больница, куда допускали евреев. Благодаря усилиям Франкла нескольких пациентов удалось спасти от уничтожения в рамках нацистской программы эвтаназии.

    В 1941 г. Франкл женился на Тилли Гроссер.

    Заключённый, психотерапевт

    25 сентября 1942 г. Франкл, его жена и родители были депортированы в концентрационный лагерь Терезиенштадт . В лагере Франкл встретил доктора Карла Флейшмана, который на тот момент вынашивал план по созданию организации психологической помощи вновь прибывающим заключённым. Организовать выполнение этой задачи он поручил Виктору Франклу, как бывшему психиатру.

    Всё своё время пребывания в концлагере Франкл посвятил врачебной деятельности, которую он, конечно же, держал втайне от СС. Вместе с другими психиатрами и социальными работниками со всей Центральной Европы он оказывал заключённым специализированную помощь. Задача службы состояла в преодолении первоначального шока и оказании поддержки на начальном этапе пребывания.

    Особое внимание было уделено людям, которым угрожала особая опасность: эпилептикам, психопатам [прояснить ] , «асоциальным», а кроме того, всем пожилым и немощным. В этих условиях необходимо было принимать особые меры и проводить специальную подготовку. Врачи пытались устранить у этих людей психический вакуум, который можно описать словами одной пожилой женщины: «Вечером я спала, а днём страдала». Особую активную роль сыграл берлинский психиатр д-р Вольф, который использовал метод «аутогенной тренировки» Шульца в лечении своих пациентов. Вольф умер от лёгочного туберкулёза. Смысл его методики можно описать как метод самовнушения в состоянии релаксации или гипнотического транса. Сама методика аутогенной тренировки была достаточно сложной для выполнения в условиях лагеря, но всё же с основной задачей справлялась: ей удавалось мысленно удалять людей от их места прибытия. Сам Франкл часто пользовался этой методикой, чтобы дистанцироваться от окружающих страданий, объективируя их.

    Так, я помню, как однажды утром шёл из лагеря, не способный больше терпеть голод, холод и боль в ступне, опухшей от водянки, обмороженной и гноящейся. Моё положение казалось мне безнадёжным. Затем я представил себя стоящим за кафедрой в большом, красивом, тёплом и светлом лекционном зале перед заинтересованной аудиторией, я читал лекцию на тему «Групповые психотерапевтические опыты в концентрационном лагере» и говорил обо всём, через что прошёл. Поверьте мне, в тот момент я не мог надеяться, что настанет тот день, когда мне действительно представится возможность прочесть такую лекцию.

    И наконец, что самое важное, их группа психологической помощи предотвращала самоубийства. Франкл организовал службу информации, и, когда кто-нибудь выражал суицидальные мысли или проявлял действительное намерение покончить с собой, ему тут же сообщали об этом.

    Что было делать? Мы должны были пробуждать волю к жизни, к продолжению существования, к тому, чтобы пережить заключение. Но в каждом случае мужество жить или усталость от жизни зависела исключительно от того, обладал ли человек верой в смысл жизни, в своей жизни. Девизом всей проводившейся в концлагере психотерапевтической работы могут служить слова Ницше: «Тот, кто знает, „зачем“ жить, преодолеет почти любое „как“».

    Этой же основой Франкл пользовался для создания своей методики психотерапевтической помощи - логотерапии . По мнению Франкла, в человеке можно увидеть не только стремление к удовольствию или волю к власти, но и стремление к смыслу. Именно от обращения к смыслу существования зависел результат психотерапии в лагере. Этот смысл для человека, находящегося в лагере в экстремальном, пограничном состоянии, должен был быть безусловным смыслом, включающим в себя не только смысл жизни, но также смысл страдания и смерти. Беспокойство большинства людей можно было выразить вопросом «Переживём ли мы лагерь?». Другой вопрос, который задавали Виктору Франклу, был таков: «Имеют ли смысл эти страдания, эта смерть?». Если отрицательный ответ на первый вопрос для большинства людей делал бессмысленными страдания и попытки пережить заключение, то отрицательный ответ на второй вопрос делал бессмысленным само выживание.

    Франкл верил, что объективный взгляд на испытываемые страдания помогает выжить. Он и его соратники, среди которых были Лео Бек и Регина Йонас , прилагали все усилия, чтобы помочь заключённым преодолеть отчаяние и предотвратить самоубийство. Франкл трудился в психиатрическом отделении, возглавлял неврологическую клинику и создал службу психогигиены для больных и тех, кто утратил волю к жизни. Он читал лекции о нарушениях сна, душе и теле, о медицинской поддержке для души, о психологии альпинизма и горных массивах северных Альп, о здоровье нервной системы, экзистенциальных проблемах в психотерапии и о социальной психотерапии. 29 июля 1943 г. Франкл организовал закрытое заседание научного общества.

    19 октября 1944 г. Франкл был переведён в концентрационный лагерь Аушвиц , где провёл несколько дней и был далее направлен в Тюркхайм , один из лагерей системы Дахау , куда прибыл 25 октября 1944 г. Здесь он провёл следующие 6 месяцев в качестве чернорабочего. Его жена была переведена в концентрационный лагерь Берген-Бельзен , где была убита. Отец Франкла скончался в Терезинштадте от отёка легких , мать была убита в Аушвице.

    27 апреля 1945 г. Франкл был освобождён американскими войсками. Из членов семьи Франкла выжила только сестра, эмигрировавшая в Австралию.

    Послевоенный период

    После трёх лет, проведенных в концлагерях, Франкл вернулся в Вену. В 1945 г. он закончил свою всемирно известную книгу «Сказать жизни „ДА“. Психолог в концлагере». В книге описан опыт заключенного с точки зрения психиатра.

    Вскоре после окончания войны Франкл высказал идею о примирении. В 1946 г. он возглавил Венскую неврологическую клинику и находился на этом посту до 1971 г. В 1947 г. он женился на Элеоноре Катарине Швиндт. Вторая жена Франкла была католичкой. Супруги с уважением относились к религиозным традициям друг друга, посещали церковь и синагогу, праздновали Рождество и Хануку . У них родилась дочь Габриэль, которая впоследствии стала детским психологом. В 1955 году Франкл стал профессором неврологии и психиатрии Венского Университета, а также посещал с лекциями Гарвардский Университет.

    В настоящее время живы члены семьи Франкла: жена Элеонора, дочь Габриэль Франкл-Весели, внуки Катарина и Александр, правнучка Анна Виктория.

    Описание методики терапии Франкла

    В своем основополагающем труде «Человек в поисках смысла» (опубликован в 1959 г. под названием «Из лагеря смерти к экзистенциализму», первое издание вышло в 1946 г. под названием «Trotzdem Ja zum Leben sagen: Ein Psychologe erlebt das Konzentrationslager») Франкл описывает личный опыт выживания в концентрационном лагере и излагает свой психотерапевтический метод нахождения смысла во всех проявлениях жизни, даже самых страшных, тем самым создавая стимул к продолжению жизни. Франкл являлся одним из главных основателей экзистенциальной терапии, его труды послужили источником вдохновения для представителей гуманистической психологии.

    Виктор Эмиль Франкл родился 26 марта 1905 г. в Вене, в еврейской семье. Во время учебы в школе он заинтересовался психоанализом, благо почва для этого увлечения была самая благодатная: в то время в Вене жил Зигмунд Фрейд и функционировало Венское психоаналитическое общество.

    Виктор Франкл написал 3игмунду Фрейду восторженное письмо и скоро получил ответ, между ними завязалась переписка. Основателю психоанализа понравился активный и любознательный юноша, высказывающий интересные мысли. Он помог Франклу опубликовать его статью в Международном журнале психоанализа. Однако тот, изучив различные направления психоаналитической науки, заинтересовался идеями Адлера, основавшего Вторую венскую школу психотерапии, тем самым отделившись от фрейдистского направления в психологии.

    В 1924 г. Виктор Франкл поступил в Венский университет, где стал изучать психотерапию. Через несколько лет он окончательно определился в своем выборе и присоединился к адлерианской школе индивидуальной психологии. Ознаменованием выбора стала его статья в Международном журнале индивидуальной психологии, полностью отвечающая всем идеям этой школы.

    Суть этой особой психолого-терапевтической системы состоит в том, что все человеческое поведение может быть понято из стремления к власти и влиянию. В детстве человек чаще всего не может реализовать свою индивидуальность, результатом этого становятся комплексы, появление которых также может быть спровоцировано несовершенством социального положения человека или его положения внутри различных общностей. Эти комплексы становятся причиной появления либо чувства превосходства над миром (которое выражается путем тирании близких людей, мании величия, заносчивости), либо наоборот - злоупотребления беспомощностью, что часто приводит к нервному заболеванию и социальной неполноценности. Основная задача индивидуальной психологии заключается в том, чтобы найти жизненную линию, ставшую причиной нервозности, и исцелить пациента методом ободрения.

    Но и это направление не отвечало полностью зарождающимся идеям самого Виктора Франкла. Он часто расходился с коллегами во взглядах и в 1927 г. покинул «Общество индивидуальной психологии». Тем не менее, общение с Альфредом Адлером оказало на него большое влияние, и все творчество Франкла так или иначе связано именно с индивидуальной психологией.

    В это время им был сформулирован термин «логотерапия», который впоследствии стал одним из основных понятий его психоаналитической концепции. В это слово Франкл вкладывал нечто большее, чем другие психологи. Для него греческое «логос» это не просто «слово как вербальный акт», а «слово как основной смысл, суть».

    В 1928 г. В. Франкл основал и возглавил в Вене Центр консультирования молодежи, а в 1930 г. получил степень доктора медицины и стал работать в Нейропсихологической университетской клинике. В это время он активно занимался клинической практикой и публиковался в различных медицинских журналах. Он создал и разрабатывал особую технику лечения, получившую название «техника парадоксальной интенции». Этот метод имел инверсионный характер и основывался на принципе «от противного». Врач «поощрял» невропатические проявления пациента, подкреплял его опасения, тем самым достигая положительного результата. На основе этого опыта клинической психиатрии постепенно формировались идеи логотерапии, или, по выражению В. Франкла, экзистенциального анализа. В логотерапии ученый отрицал как психоаналитические методы, так и методы индивидуальной психологии. Он стремился, создавая этот метод психиатрии, познавать не инстинктивное, а духовное содержание личности.

    Помимо этого направления, В. Франкл разрабатывал еще и ряд проблем практической психологии, так, например, в 1933 г. он выполнил исследование так называемого невроза безработицы.

    В 1938 г. Австрия оказалась под властью нацистского рейха, что для Франкла было смертельно опасно. Незадолго до этого ему предложили уехать в Америку, однако ученый отверг приглашение, поскольку на его семью оно не распространялось. Его спасла случайность – человек, оформлявший списки отправляемых в лагеря смерти, вычеркнул Франкла из списка, поскольку сам был его бывшим пациентом. Оставшись таким образом в живых, В. Франкл не оставил своей практики, наоборот, достаточно быстро он стал заведовать отделением Венской Ротшильдовской еврейской больницы. Возможно, это стало одной из причин того, что в 1942 г. его отправили в концлагерь. Ученый провел там три года и вышел только в 1945 г., уже после окончания войны.

    После освобождения В. Франкл выпустил книгу, которая называлась «Психолог в концлагере» Эта книга создавалась им в течение трех страшных лет, сохранялась в памяти, пока, наконец, не появилась возможность опубликовать ее. Она сразу стала популярной, была переведена на множество языков, и ее общий тираж превысил 2,5 миллиона экземпляров.

    После такого тяжелого периода жизни для Франкла наступил этап творческого подъема. В конце сороковых годов он выпустил огромное количество книг по психологии и психотерапии, по медицине и философии «Доктор и душа», «Психотерапия и экзистенциализм», «Время и ответственность», «Психотерапия на практике».

    В своей монографии «Воля к смыслу» он продолжал развивать различные аспекты теории логотерапии. Анализируя основные принципы существующих психоаналитических учений, он определил фрейдистский принцип удовольствия как волю к удовольствию, а адлеровское стремление к статусу - как волю к власти. Но он отмечал, что оба этих принципа не учитывают духовное начало человека, его стремление придать своей жизни максимальный смысл, которое Виктор Франкл считал основополагающим. Это желание «актуализировать так много ценностей, сколь это возможно» ученый назвал волей к смыслу и считал отличительным признаком человеческого, ведь животным несвойственно искать смысл своего существования.

    Классическая психотерапия, по мнению Франкла, интерпретирует эту волю к смыслу как слабость, воспринимает ее как один из невротических комплексов. Тем самым такая психотерапия, игнорирующая духовную сторону человека, ошибочно отрицает одно из основных человеческих достоинств. Применяя метод логотерапии, можно избежать этих недостатков лечения, так как здесь учитываются духовные особенности человека, его воля к смыслу.

    В 1946 г. Виктор Франкл был избран директором Венской неврологической больницы. Он стал преподавать в Венском университете, где в 1949 г. получил степень доктора философии. С 1950 г. Франкл возглавил австрийское общество психотерапевтов. В середине 1960-х гг. многие работы Франкла были переведены на английский язык, что принесло ему мировую известность. Он совершил две очень длительные поездки по различным странам, где читал свои лекции по логотерапии, в том числе был и в СССР.

    Виктор Франкл умер в 1995 г. в Вене. Современники назвали его основателем Третьей венской школы психотерапии, поскольку созданная им концепция функционально отличается от теорий Фрейда и Адлера. Виктор Франкл утверждал, что основополагающим принципом существования человека является «воля к смыслу», то есть желание максимально наполнить свою жизнь смыслом. Основываясь на этом, он создал свою оригинальную концепцию логотерапии, в которой устранил недостатки, найденные им в классических концепциях психоанализа.

    Судьба ученого была действительно тяжелой. Он пережил годы нацистской оккупации, три года концлагерей, где мало кто оставался в живых. Стремление к науке, желание опубликовать мысли, зреющие в голове, поддерживало Франкла в течение этого времени. После войны он продолжил развивать свою теорию. В отличие от многих других, его концепция не содержит готовых директив и правил. На вопрос о точных приемах и действиях Виктор Франкл обычно отвечал: «Это все равно что спрашивать гроссмейстера, какой шахматный ход самый лучший». Действительно, ведь у каждого человека свой смысл жизни.

    Произведения:

    Награды и премии


    Ви́ктор Эми́ль Франкл (нем. Viktor Emil Frankl ; 26 марта , Вена , Австро-Венгрия - 2 сентября , Вена , Австрия) - австрийский психиатр , психолог и невролог , узник нацистского концентрационного лагеря. Франкл является создателем логотерапии - метода экзистенциального психоанализа, ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии.

    Жизнь до 1941 года

    Франкл родился в Вене, в еврейской семье гражданских служащих (Beamtenfamilie). В юном возрасте проявил интерес к психологии. Свою дипломную работу в гимназии посвятил психологии философского мышления. После окончания гимназии в 1923 г. изучал медицину в Венском университете, где позднее выбрал специализацию в области неврологии и психиатрии. Особо глубоко изучал психологию депрессий и самоубийств. Ранний опыт Франкла формировался под влиянием Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера , однако впоследствии Франкл отойдет от их воззрений.

    В 1924 г. Франкл становится президентом школы Sozialistische Mittelschüler Österreich. Работая на этой должности, Франкл создал специализированную программу поддержки для студентов в период получения аттестатов. За время работы Франкла в этой роли не было отмечено ни одного случая самоубийств среди Венских студентов. Успех программы привлек внимание Вильгельма Райха, который пригласил Франкла в Берлин.

    В 1933-1937 гг. Франкл возглавлял так называемый Selbstmörderpavillon, отделение по предотвращению самоубийств одной из Венских клиник. Пациентами Франкла стало свыше 30 тыс. женщин, подверженных риску самоубийства. Однако с приходом к власти нацистов в 1938 г. Франклу запретили лечить арийских пациентов по причине его еврейского происхождения. Франкл занялся частной практикой, а в 1940 г. возглавил неврологическое отделение Ротшильдской больницы, где также работал нейрохирургом. В тот период это была единственная больница, куда допускали евреев. Благодаря усилиям Франкла нескольких пациентов удалось спасти от уничтожения в рамках нацистской программы эвтаназии.

    В 1941 г. Франкл женился на Тилли Гроссер.

    Заключенный, психотерапевт

    25 сентября 1942 г. Франкл, его жена и родители были депортированы в концентрационный лагерь Терезинштадт . В лагере Франкл встретил доктора Карла Флейшмана, который на тот момент вынашивал план по созданию организации психологической помощи вновь прибывающим заключенным. Организовать выполнение этой задачи он поручил Виктору Франклу, как бывшему психиатру.

    Все свое время пребывания в концлагере Франкл посвятил врачебной деятельности, которую он, конечно же, держал втайне от СС. Вместе с другими психиатрами и социальным работниками со всей центральной Европы он оказывал заключенным специализированную помощь. Задача службы состояла в преодолении первоначального шока и оказании поддержки на начальном этапе пребывания. В этом деле у Виктора Франкла был большой выбор психиатров и социальных работников со всей Центральной Европы.

    Особое внимание было уделено людям, которым угрожала особая опасность: эпилептикам, психопатам, «асоциальным», а кроме того, всем пожилым и немощным». В этих условиях необходимо было принимать особые меры и проводить специальную подготовку. Врачи пытались устранить у этих людей психический вакуум, который можно описать словами одной пожилой женщины: «вечером я спала, а днем страдала». Особую активную роль сыграл берлинский психиатр д-р Вольф, который использовал метод «аутогенной тренировки» Шульца в лечении своих пациентов. Вольф умер от легочного туберкулеза. Смысл его методики можно описать как метод самовнушения в состоянии релаксации или гипнотического транса. Сама методика аутогенной тренировки была достаточно сложной для выполнения в условиях лагеря, но все же с основной задачей справлялась: ей удавалось мысленно удалять людей от их места прибытия. Сам Франкл часто пользовался этой методикой, чтобы дистанцироваться от окружающих страданий, объективируя их.

    Так, я помню, как однажды утром шел из лагеря, не способный больше терпеть голод, холод и боль в ступне, опухшей от водянки, обмороженной и гноящейся. Мое положение казалось мне безнадежным. Затем я представил себя стоящим за кафедрой в большом, красивом, теплом и светлом лекционном зале перед заинтересованной аудиторией, я читал лекцию на тему: «Групповые психотерапевтические опыты в концентрационном лагере» и говорил обо всем, через что прошел. Поверьте мне, в тот момент я не мог надеяться, что настанет тот день, когда мне действительно представится возможность прочесть такую лекцию.

    И наконец, что самое важное, их группа психологической помощи предотвращала самоубийства. Франкл организовал службу информации, и, когда кто-нибудь выражал суицидальные мысли или проявлял действительное намерение покончить с собой, ему тут же сообщали об этом.

    Что было делать? Мы должны были пробуждать волю к жизни, к продолжению существования, к тому, чтобы пережить заключение. Но в каждом случае мужество жить или усталость от жизни зависела исключительно от того, обладал ли человек верой в смысл жизни, в своей жизни. Девизом всей проводившейся в концлагере психотерапевтической работы могут служить слова Ницше: «Тот, кто знает, «зачем» жить, преодолеет почти любое «как»».

    Этой же основой Франкл пользовался для создания своей методики психотерапевтической помощи - логотерапии. По мнению Франкла, в человеке можно увидеть не только стремление к удовольствию или волю к власти, но и стремление к смыслу. Именно от обращения к смыслу существования зависел результат психотерапии в лагере. Этот смысл для человека, находящегося в лагере в экстремальном, пограничном состоянии, должен был быть безусловным смыслом, включающим в себе не только смысл жизни, но также смысл страдания и смерти. Беспокойство большинства людей можно было выразить вопросом «Переживем ли мы лагерь?». Другой вопрос, который задавали Виктору Франклу, был таков: «Имеют ли смысл эти страдания, эта смерть?». Если отрицательный ответ на первый вопрос для большинства людей делал бессмысленными страдания и попытки пережить заключение, то отрицательный ответ на второй вопрос делал бессмысленным само выживание.

    Франкл верил, что объективный взгляд на испытываемые страдания помогает выжить. Он и его соратники, среди которых были Лео Бек и Регина Ионас, прилагали все усилия, чтобы помочь заключенным преодолеть отчаяние и предотвратить самоубийство. Франкл трудился в психиатрическом отделении, возглавлял неврологическую клинику и создал службу психогигиены для больных и тех, кто утратил волю к жизни. Он читал лекции о нарушениях сна, душе и теле, о медицинской поддержке для души, о психологии альпинизма и горных массивах северных Альп, о здоровье нервной системы, экзистенциальных проблемах в психотерапии и о социальной психотерапии. 29 июля 1943 г. Франкл организовал закрытое заседание научного общества.

    19 октября 1944 г. Франкл был переведен в концентрационный лагерь Аушвиц , где провел несколько дней и был далее направлен в Тюркгейм, один из лагерей системы Дахау , куда прибыл 25 октября 1944 г. Здесь он провел следующие 6 месяцев в качестве чернорабочего. Его жена была переведена в концентрационный лагерь Берген-Бельзен , где была убита. Отец Франкла скончался в Терезинштадте от отека легких, мать была убита в Аушвице.

    27 апреля 1945 г. Франкл был освобожден американскими войсками. Из членов семьи Франкла выжила только сестра, эмигрировавшая в Австралию.

    Жизнь после 1945 года

    После трех лет, проведенных в концлагерях, Франкл вернулся в Вену. В 1945 г. он закончил свою всемирно известную книгу «Сказать жизни „ДА“. Психолог в концлагере». В книге описан опыт заключенного с точки зрения психиатра.

    Вскоре после окончания войны Франкл высказал идею о примирении. В 1946 г. он возглавил Венскую неврологическую клинику и находился на этом посту до 1971 г. В 1947 г. он женился на Элеоноре Катарине Швиндт. Вторая жена Франкла была католичкой. Супруги с уважением относились к религиозным традициям друг друга, посещали церковь и синагогу, праздновали Рождество и Хануку. У них родилась дочь Габриэль, которая впоследствии стала детским психологом. В 1955 году Франкл стал профессором неврологии и психиатрии Венского Университета, а также посещал с лекциями Гарвардский Университет.

    В настоящее время живы члены семьи Франкла: жена Элеонора, дочь Габриэль Франкл-Весели, внуки Катарина и Александр, правнучка Анна Виктория.

    Описание методики терапии Франкла

    В своем основополагающем труде «Человек в поисках смысла» (опубликован в 1959 г. под названием «Из лагеря смерти к экзистенциализму», первое издание вышло в 1946 г. под названием «Trotzdem Ja zum Leben sagen: Ein Psychologe erlebt das Konzentrationslager») Франкл описывает личный опыт выживания в концентрационном лагере и излагает свой психотерапевтический метод нахождения смысла во всех проявлениях жизни, даже самых страшных, тем самым создавая стимул к продолжению жизни. Франкл являлся одним из главных основателей экзистенциальной терапии, его труды послужили источником вдохновения для представителей гуманистической психологии.

    Терапевтический метод Франкла относят к категории экзистенциальной терапии. Франкл, посвятивший свою карьеру изучению экзистенциального подхода, пришел к выводу, что отсутствие смысла является главнейшим стрессом для человека. Франкл отождествлял экзистенциальный невроз с кризисом бессмысленности жизни.

    Есть мнение, что именно Франкл изобрел определение «воскресный невроз», характеризующее подавленное состояние и ощущение пустоты, которое люди часто испытывают по окончании трудовой недели . Франкл отмечал, что такое состояние происходит из так называемого экзистенциального вакуума, которое характеризуется ощущением скуки, апатии и пустоты. Человек ощущает сомнение, потерю цели и смысла деятельности.

    Переводы книг автора, на русском языке

    • Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.: ил. - ISBN 5-01-001606-0 .

    См. также

    Литература

    • Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере. - М .: Альпина Нон-фикшн , 2009. - С. 239. - ISBN 978-5-9167-1031-1
    • Франкл В. Воля к смыслу = The will to meaning. - М .: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000. - С. 97. - ISBN 5-04-005753-9
    • Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского.
    • Лэнгле А. Виктор Франкл. Портрет / под науч. ред. В. К. Загвоздкина; пер. с нем. Я. А. Дюковой, А. К. Судакова, В. К. Загвоздкина. - М: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН): Институт экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии, 2011. - 247 с.

    Примечания

    Ссылки

    • Видеозапись лекции В. Франкла "Социальные кризисы и воспитание ответственности", прочитанной во дворце Культуры МГУ им. М.В.Ломоносова в сентябре 1992 года.
    • Овчаренко В. И. Психоанализ. Иностранные психоаналитики. Франкл Виктор . Архивировано из первоисточника 19 февраля 2012. Проверено 7 сентября 2009.
    • Птица Франкл: крыша, она же небо . О Викторе Франкле и встрече с ним в Москве рассказывает Владимир Леви

    Категории:

    • Персоналии по алфавиту
    • Учёные по алфавиту
    • Родившиеся 26 марта
    • Родившиеся в 1905 году
    • Родившиеся в Вене
    • Умершие 2 сентября
    • Умершие в 1997 году
    • Умершие в Вене
    • Награждённые Большим офицерским крестом ордена За заслуги перед ФРГ
    • Экзистенциалисты
    • Психиатры Австрии
    • Психологи Австрии
    • Почётные граждане Вены
    • Узники концлагеря Терезин
    • Почётные доктора Хайфского университета
    • Выжившие в Холокосте
    • Выжившие в концлагере Освенцим
    • Похороненные на Центральном кладбище Вены
    • Узники концлагеря Дахау

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Франкл, Виктор" в других словарях:

      - (р. 1905) австрийский психолог и психиатр. Получил психоаналитическое образование, но в дальнейшем отошел от классического психоанализа. Во время второй мировой войны находился в качестве заключенного в немецком концлагере. Разработал… … Психологический словарь

    (49)

    Виктор Эмиль Франкл - всемирно известный австрийский психолог, психиатр, психотерапевт, философ, создатель нового метода экзистенциальной психотерапии - логотерапии.

    Франкл родился 26 марта 1905 года в Вене в еврейской семье. После окончания гимназии в 1923 году поступил в Венский медицинский университет и выбрал специализацию по неврологии. Особо его интересовало изучение депрессий и самоубийств.

    В 1933-1937 годах Франкл работал в одной из Венских клиник в отделении по предотвращению самоубийств. Более 30 тысяч женщин, имевших склонность к самоубийству, стали пациентами Франкла. С приходом нацистов к власти в 1938 году, Франклу, как еврею, запретили лечить арийских пациентов, и он занялся частной практикой. В 1940 году возглавил неврологическое отделение Ротшильдской больницы, где успешно трудился нейрохирургом. В 1941 году Виктор Франкл женился.

    В начале Второй мировой войны американский посол пригласил ученого в США, но он отклонил это предложение, так как намеривался спасти родителей от концлагеря. Но в сентябре 1942 года его самого, а так же жену и родителей отправили в концентрационный лагерь.

    Все свое время пребывания в концлагере втайне от немцев он занимался врачебной деятельностью, оказывая заключенным психологическую помощь и поддержку, необходимую особенно в первое время пребывания в лагере. Нужно было устранить психологический вакуум, отдельное внимание уделить эпилептикам, психопатам, и в этом Франклу помогали другие специалисты, в частности берлинский психиатр доктор Вольф.

    Нужно сказать, что оказываемая психологическая помощь предотвращала самоубийства, более того, когда организованные информаторы узнавали о намерении суицида, тут же сообщали Франклу. В тех условиях важно было вселить человеку волю к жизни и веру в ее смысл, чтобы пережить заключение.

    Девизом всей терапевтической работы были слова Ницше: «Тот, кто знает «зачем» жить, преодолеет почти любое «как»». Этим же девизом Франкл руководствовался при создании своей методики психотерапевтической помощи - логотерапии.

    По словам Франкла, человек может стремиться не только к удовольствию или власти, но и к смыслу существования. Этот смысл для человека, находящегося в лагере, должен быть как смыслом жизни, так и смыслом страдания и смерти.

    Большинство заключенных задавали вопрос: «переживем ли мы лагерь?». Другой вопрос, обращенный к Франклу: «имеют ли смысл эти страдания и смерть?». Отрицательный ответ на первый вопрос делал бессмысленными попытки пережить заключение, а отрицательный ответ на второй вопрос делает бессмысленным само существование.

    Лишь объективный взгляд на страдания помогает выжить, и поэтому Франкл внушал заключенным как преодолеть отчаяние.

    25 октября 1944 года Франкл был переведен в один из лагерей Дахау. Работал в этом лагере на протяжении 6 месяцев чернорабочим. Его жену перевели в лагерь Берген- Бельзен и впоследствии там убили. Отец Франкла скончался от отека легких, а мать фашисты убили. 27 апреля 1945 года Франкла освободили наступавшие американские войска. Из членов семьи на тот момент в живых осталась только сестра.

    Этот опыт стал основой для создания нового метода экзистенциальной психотерапии - логотерапии.

    В соответствии с логотерапией, движущей силой поведения человека является желание найти и реализовать смысл жизни. Ключевым свойством человека является сама воля к смыслу. Угнетение этой потребности является одной из причин психических и невротических расстройств. Логотерапия помогает человеку жить более осмысленно, избавляя от невроза.

    После трех лет пребывания в концентрационных лагерях, Франкл вернулся в Вену, где с 1946 по 1971 годы возглавлял неврологическую клинику. В 1947 году Франкл во второй раз женился на католичке Элеоноре Швиндт. Они вместе посещали церковь и синагогу и с уважением относились к религиозным обычаям друг друга. Впоследствии у них родилась дочь Габриэль, ставшая в дальнейшем детским психологом.

    В 1955 году Франкл стал профессором психиатрии и неврологии университета в городе Вене. В послевоенные годы Франкл опубликовал более 30 книг, переведенных на 10-20 языков и принесших ему всемирную славу, а с лекциями и семинарами посетил десятки стран мира, в том числе Россию и Московский университет. В 1970 году был профессором логотерапии международного университета в Сан-Диего в США.

    Существует мнение, что именно Виктор Франкл дал определение «воскресный невроз», который характерен подавленным состоянием и ощущением пустоты после окончания трудовой недели. Франкл считал, что такое состояние происходит из экзистенциального вакуума, характеризующегося ощущением апатии и пустоты. В этом случае возникает сомнение, потеря смысла деятельности.

    Франкл фактически был основателем экзистенциальной терапии, а его труды - источник знаний и вдохновения для всех представителей гуманистической психологии и по сей день.

    Виктор Франкл прожил долгую и многогранную жизнь и умер от сердечной недостаточности в 1997 году в возрасте 92 лет в родной для него Вене.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!