Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Договор о космосе 1967. Международный договор о космосе

Фото: myfest.ru

27 января 1967 года в Москве, Вашингтоне и Лондоне государствами-депозитариями - СССР, США и Великобританией был подписан Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Среди принципов, оговоренных в этом документе, особое значение имеет запрет для государств-участников размещения ядерного оружия или любого оружия массового уничтожения на орбите Земли, установки его на Луне или другом небесном теле, или на станции в космическом пространстве. Тем самым был поставлен заслон переносу ядерных технологий и связанной с их развитием гонки вооружений за пределы планеты Земля, а космос был объявлен пространством мира, свободным от военных баз и маневров. Договор вступил в силу в октябре 1967 года. По данным на январь 2017 года, государствами-участниками Договора являются 105 стран, а еще 24 подписали договор, но не завершили ратификацию.

Однако в современных условиях, когда на наших глазах происходит пересмотр архитектуры безопасности, выстраивавшейся благодаря, в том числе, усилиям советской дипломатии, начиная с первых лет после окончания Второй мировой войны, заставляет нас обратиться к предыстории подписания этого важнейшего документа, положившего начало современному космическому праву.

Предыстория заключения Договора

Можно с уверенностью сказать, что гонка вооружений в космосе между двумя крупнейшими сверхдержавами ХХ века началась еще в 1957 года, сразу же после того, как Советский Союз запустил на орбиту первый искусственный спутник Земли. Отправной точкой использования космического пространства в качестве ядерного полигона стала операция «Аргус», которая в условиях повышенной секретности готовилась в США с лета 1958 года. Оригинальной целью разработчиков стал запуск в течение месяца двух ракет, которые должны были взорваться на высотах от 300 до 5000 км вблизи геомагнитного экватора. Основной целью проведения эксперимента являлось изучение поражающих эффектов ядерного взрыва в условиях космического пространства, на земные радиолокаторы, системы связи и электронную аппаратуру спутников и баллистических ракет. Испытания проводились в южной части Атлантического океана между 33 и 55 градусами южной широты. Все взрывы - 27 августа, 30 августа и 6 сентября - сопровождались запусками геофизических ракет с измерительной аппаратурой из различных районов земного шара как непосредственно перед взрывами, так и после них. Интересно, что советским специалистам удалось по горячим следам получить информацию о первом из проведенных испытаний. 27 августа с полигона Капустин Яр были проведены запуски трех геофизических ракет, измерительная аппаратура которых зафиксировала изменения в магнитном поле Земли. Причины этого стали ясны несколько позже, когда 19 марта 1959 года в газете «Нью-Йорк таймс» появилась статья, в которой было рассказано о проведенных испытаниях.

Несмотря на все эти события, поначалу соперничество двух сверхдержав в космосе носило скорее мирный характер. Ситуация в корне изменилась в 1962-1963 годах, когда США в рамках санкционированного президентом Джоном Кеннеди так называемого проекта «Доминик» провели серию из 103 атмосферных ядерных испытаний. Международная обстановка в этот период была накаленной: в 1961 году на территории Турции, в районе города Измир, были размещены американские ракеты средней дальности «Юпитер», представлявшие собой угрозу не только территории СССР, но и странам социалистического лагеря. В апреле того же года Белый дом предпринял попытку свержения на Кубе режима Фиделя Кастро и предпринял высадку десанта кубинских эмигрантов в заливе Кочинос, которая закончилась их разгромом у Плайя-Хирон. Не мог остаться в стороне и Советский Союз. 30 августа 1961 года первый секретарь ЦК КПСС Н.Хрущев заявил о выходе СССР из моратория на ядерные испытания, которого страна придерживалась с 3 ноября 1958 года, и вскоре были развернуты подготовительные работы на Семипалатинском полигоне и Новой Земле.

27 января 1967 года СССР, Великобритания и США подписали Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства. В настоящее время участниками договора являются 105 стран. Еще 24 подписали договор, но не завершили ратификацию.

Поражение, которое США потерпели на Кубе, а также тот факт, что одно из проведенных в Тихом океане испытаний вывело из строя ряд искусственных спутников Земли, заставило Вашингтон пойти в 1963 году на подписание Договора о запрете ядерных испытаний в трех средах (в атмосфере, космическом пространстве и под водой). В 1967 году новый этап переговоров был ознаменован подписанием Договора о космосе, ставшего одним из предшественников политической разрядки и международного сотрудничества в космическом пространстве.

Проблема противоспутникового оружия в космосе

Гонка вооружений в космосе продолжилась, но теперь Вашингтон и Москва делали акцент на разработке противоспутникового оружия. Согласно данным известного военного эксперта Владимира Щербакова, которые он озвучил в своем интервью интернет-изданию «Свободная пресса», наиболее перспективными советскими разработками в этой области была работа в конструкторском бюро В.Н.Челомея над созданием пилотируемой космической станции «Алмаз». В её состав входили орбитальная станция, корабль снабжения и два многоразовых спускаемых аппарата. На вооружении станции находилась пушка «Щит-1», предназначенная для стрельбы в вакууме. Ей на смену со временем пришла система «Щит-2», оснащенная двумя ракетами типа «космос-космос». Комплекс мог сбивать спутники на орбите, вести разведку и наносить бомбовые удары по объектам на поверхности планеты. Наконец, в рамках работ по укреплению системы ПРО уже в 80-х годах СССР вел разработку орбитальных комплексов «Скиф» и «Каскад».

В то же время с конца 1970-х годов Москва и Вашингтон вели консультации по ограничению стратегических вооружений в рамках противоспутниковых вооружений. Серьезных подвижек долго не происходило: сначала не могли договориться об общих терминах, а затем в Вашингтоне по инициативе президента США Рональда Рейгана была запущена Стратегическая оборонная инициатива (СОИ), задачей которой стала разработка масштабной системы противоракетной обороны с элементами космического базирования. Разработка этой программы, представлявшей собой прямое нарушение Договора по ПРО 1972 года, была вскоре свернута из-за чрезвычайной технологической сложности и дороговизны. Однако уже в декабре 1987 года в Вашингтоне состоялась советско-американская встреча, на которой советский лидер М.Горбачев и президент США Р.Рейган подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Вскоре распался СССР, и противостояние в космосе на время затихло.

Современные проблемы соблюдения Договора о космосе

К сожалению, целый ряд международных договоров и соглашений не имеет прозрачного механизма контроля за их соблюдением и санкционных мер в отношении их нарушителей. Это стало особенно очевидным, когда в 2002 году США вышли из договора по ПРО под лукавым предлогом, что технологии, оговоренные в этом документе, стали повсеместно доступными. Этот шаг, а также активное втягивание стран Центральной и Восточной Европы в размещение элементов новой ПРО в Европе, заставили ряд аналитиков задуматься, не предстоит ли новый виток милитаризации космоса. Собственную программу разработок противоспутникового оружия стал разрабатывать и Китай. Примечательным событием стало сообщение пресс-службы Белого дома от 26 мая 2016 года, в котором сообщалось, что правительство США разработало и передало на рассмотрение Конгресса доклад о сдерживании противников в космическом пространстве. Такой шаг администрация президента США Барака Обамы объясняла обеспокоенностью разработкой Россией и Китаем противоспутникового оружия.

Серьезным вызовом для незыблемости Договора становится активное втягивание в экономическое освоение космоса ряда стран Европы. 3 февраля 2016 премьер-министр Люксембурга Этьен Шнайдер на пресс-конференции заявил о начале программы промышленного освоения астероидов и прочих небесных тел, из которых собираются добывать ценные минералы. По мнению ряда экспертов, подобное решение будет иметь большой макроэкономический эффект. Ответственность за осуществление проекта собирается взять на себя люксембургская компания SES - один из крупнейших глобальных сетевых операторов. Ее партнерами выступают американские компании Deep Space Industries и Planetary Resourses, причем разведка богатых полезными ископаемыми астероидов уже ведется. Впрочем, г-н Шнайдер во время своего визита в Москву, состоявшегося 18 февраля 2016 года, сделал аналогичное предложение и своему российскому коллеге заместителю Председателя правительства России Дмитрию Рогозину (очевидно, из расчета на технологическую помощь Москвы).

Согласно Договору о космосе от 1967 года, полезные ископаемые космоса являются достоянием человечества. Если проект, предложенный Люксембургом, будет осуществлен, несмотря на свою дороговизну и техническую сложность (по предварительным данным, цена вопроса составляет несколько десятков миллиардов долларов), то собственники пока еще не существующего рынка получат благодаря этому особые преимущества.

В условиях многочисленных проблем и вызовов, которыми сопровождается соблюдение Договора о космосе, российское политическое руководство последовательно выступает за соблюдение Договора о космосе 1967 года и согласование юридически обязывающего договора о неразмещении оружия в космосе. В настоящее время российско-китайский проект такого соглашения в настоящее время находится на рассмотрении Конференции по разоружению в ООН.

Согласно Договору по космосу 1967 г. государства обязаны проводить изучение и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества.

Договор о космосе 1967, договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, международный договор, 19 декабря 1966 одобрен 21-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН. Подписан 27 января 1967 в Москве, Вашингтоне и Лондоне государствами-депозитариями -- СССР, США и Великобританией. В тот же день началось подписание договора др. государствами. Для стран, подписавших его, договор вступает в силу с момента сдачи ратификационных грамот на хранение государствам-депозитариям (на 1 мая 1971 договор подписали 90 стран, в том числе СССР, УССР, БССР). Договор бессрочный, открыт для подписания всеми государствами. Предусматривает право каждого государства в любое время отказаться от участия в нём.

Договор состоит из преамбулы и 17 статей; устанавливает, что исследование и использование космического пространства, включая Луну и др. небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического и научного развития, а космос и небесные тела открыты для всех государств без какой-либо дискриминации на основе равенства (ст. 1). Согласно договору, деятельность в космосе должна осуществляться в соответствии с международным правом, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопомощи (ст. III). Предусматриваются гарантии защиты законных интересов каждого государства в отдельности и всего международного сообщества в целом против злоупотреблений предоставленными правами. Государства, подписавшие договор, обязываются не выводить в космическое пространство объектов с ядерным оружием или др. видами оружия массового уничтожения, использовать Луну и др. небесные тела исключительно в мирных целях, не допускать создания на них военных баз, сооружений и укреплений, проведения испытаний любого типа оружия и проведения военных манёвров.

Договором определён общий принцип международной ответственности государств -- его участников за национальную деятельность в космическом пространстве, независимо от того, осуществляется она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами, а также ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами или их составными частями государству -- участнику договора, его физическим или юридическим лицам, независимо от места причинения ущерба: на земле, в воздушном или космическом пространстве. Государства обязаны проявлять особую осторожность при проведении в космосе экспериментов, которые могли бы помешать деятельности других государств или оказать неблагоприятные воздействия на земную среду. Признаётся недопустимым использование космоса для пропаганды войны.

В области сотрудничества в космосе договор зафиксировал, что космонавты одного государства должны оказывать возможную помощь космонавтам другого государства при осуществлении деятельности в космосе или на небесных телах; все станции, установки, оборудование и космические корабли на Луне и др. небесных телах открыты для представителей др. государств -- участников договора на основе взаимности. Космонавты рассматриваются как посланцы человечества в космос, им должна быть оказана всемерная помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки.

0:29 02/02/2017

👁 465

Освоение космоса регулируется серией сложных международных договоров и соглашений, которым уже много лет. Первый и, вероятно, наиболее важный из них отметил свое 50-летие 27 января - Договор о космосе (или, если длиннее, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства). Этот договор, подписанный в 1967 году, был составлен Организацией Объединенных Наций и сегодня остается «конституцией» космического пространства. Его подписали и сделали официальным (ратифицировали) 105 стран по всему миру.

Пока этот договор функционировал довольно хорошо. Но все чаще стали возникать проблемы с ним. Переживет ли он еще 50 лет?

Договор о космосе, как и все международные законы, технически привязан к странам, которые его подписали. Но очевидное отсутствие «космической полиции» означает, что практически исполнить его нельзя. Поэтому страна, отдельное лицо или компания могут просто его игнорировать, если пожелают. Последствия невыполнения могут включать санкции, но по большей части просто негодование и неуважение со стороны международной арены.

Однако интересно, что за 50 лет своего существования этот договор ни разу не был нарушен. Хотя практические проблемы появлялись, их всегда удавалось разрешить по условиям Договора о космосе, никоим образом его не нарушая.

Проблемы Договора

Хотя в договоре нужно пересматривать множество пунктов, один из важнейших заключается в том, что космическое пространство должно использоваться для «мирных целей» - оружие массового уничтожения в космосе использовать нельзя. Другой пункт - небесная территория ( или , например) не подлежит «национальном присвоению». Другими словами, ни одна страна не может претендовать на нее.

Эти пункты были проблемными с тех пор, как договор вступил в силу - первым примером такой проблемы стала декларация в Боготе в 1976 году. Группа из восьми стран пыталась претендовать на владение сегментом над их землями - так, что если бы их границы проецировались бы в небо, любой «стационарный» спутник всегда оставался бы в пределах своих границ.

Они утверждали, что это пространство не подпадает под определение «космического пространства» Договора о космосе, а значит является «природным ресурсом». Это заявление не было воспринято как попытка нарушить договор, а скорее уточнить, что орбиты, которые идут вокруг экватора или в направлении вращения , должны принадлежать странами под ними. Однако это в конечном итоге не нашло поддержки международного сообщества.

В 2007 году Китай, как считали, нарушил договор, когда сбил один из собственных метеорологических при помощи наземной баллистической ракеты средней дальности. Это событие было воспринято как «агрессивное» Японией, но поскольку ракеты не подпадают под определение «оружия массового уничтожения», было заключено, что они не нарушают договор. Однако международный протест вызвало облако мусора, повисшее на орбите.

Нужны обновления

Несмотря на важность Договора о космосе, мы должны признать, что в современную эпоху он несколько устарел - поскольку обращен, по большей части, к странам. Многие частные компании (вроде lunarland) используют это и предлагают участки на небесных телах типа Луны. Агенты, занимающиеся продажей этих участков, оправдывают свои действия тем, что по Договору эти территории не подлежат национальном присвоению - технически частные компании или отдельные лица могут эти территории присваивать. Они ведь не страны.

Пытаясь разрешить некоторые из современных недостатков договора, правительство США приняло закон о космосе в 2015 году, в котором говорится, что граждане США могут участвовать в коммерческом исследовании и эксплуатации космических ресурсов. Хотя это может подрывать запрет Договора о космосе на владение небесной территорией, в законе о космосе есть положение о том, что США ни на что не претендуют и ничего не присваивают. Выходит, США «могут» пользоваться небесной территорией, не присваивая ее.

Несмотря на очевидные юридические лазейки и проблемы, этот договор давно лег в основу международного права в отношении космического пространства, и он остается важной основой регулирования космических процессов. То стремление, которое было воплощено в нем на момент написания, создать законы космоса, остается важным - и будут ли в нем приняты какие-нибудь изменения с учетом меняющихся политических и коммерческих обстоятельств, еще предстоит выяснить.

А как считаете вы?

Результаты опроса можно будет до окончания голосования проверить .

В 2016 американский астронавт Рональд Гаран написал книгу «Из космоса границ не видно». Её посыл очень прост - глядя на планету из иллюминатора Международной космической станции, политические границы кажутся архаичными рудиментами, которые не имеют никакого смысла.

Но мы вернемся на Землю и взглянем обратно, в звездные дали. Как и любая окружающая нас территория, это пространство не обошла законодательная регуляция. Рассказываем, какие правила действуют за пределами нашей планеты и зачем они нужны.

Космос и его конституция

Главный свод «внеземных» законов - «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела». Монструозное название, из-чего соглашение называют просто договором о космосе.

Оно было подписано в разгар Холодной войны, в 1967 году, тремя державами: США, СССР и Великобританией. Сейчас условия договора приняли около 100 стран.

Впрочем, первые попытки разобраться, кто и чем будет владеть в космосе, предпринимались даже ранее - Управление ООН по вопросам космического пространства сформировали еще в 1958 году.

«Нет!» войне и частной собственности

Все затевалось ради исполнения простых принципов: космос должен остаться мировым достоянием , а не полигоном для испытаний вооружения или национальными владениями.

В договоре о космосе всего 17 статей - создатели попытались избежать бюрократической избыточности. Большинство положений регулируют мирный статус космоса: например, Луну и прочие небесные тела нельзя оккупировать или использовать в качестве военной базы.

Запрещено и размещения ядерного оружия на орбите.

Кроме того, закрепляется особый статус космонавтов - государства-участники обязуются помогать им в случае аварийных ситуаций. При этом сами пилотируемые спутники и их экипаж остается под юрисдикцией страны, совершившей запуск.

Единственное исключения - это МКС : судьбу её команды, в случае нарушений, подразумевающих криминальную ответственность, будет решать специальный консультативный совет.

Один из главных пунктов договора - обязательство страны-участника контролировать исполнение правил не только государственными структурами, но и частными компаниями. В последние годы, с расцветом коммерческой космической индустрии, этот вопрос встал особенно остро.

Добыча из космоса

Космических юристов совсем немного, но перед ними большие задачи. К примеру, компании вроде Planetary Resources и Deep Space Industries, намерены вести горнодобывающие работы на астероидах.

В свою очередь Moon Express хочет добывать ископаемые на Луне. В 2015 году в США приняли закон, согласно которому за компаниями закрепляется владение материалами, добытыми в космосе - якобы это не противоречит Договору.

Однако ситуация запутанная, поскольку решение не согласовано с остальными державами.

Ведь ставки высоки. К примеру, лунная кора содержит запасы железа, титана, алюминия, магния, серы, калия, натрия. Главным же достоянием спутника считаются залежи изотопа гелий-3.

Сфера его применения - энергетика, он отлично подходит в качестве топлива для термоядерных реакций. И не забывайте про снующие туда-сюда астероиды. Часто в их составе находится большое количество ценных металов, вроде золота, кобальта, осмия, палладия, платины.

К примеру, за весь 2014 год в мире добыли всего 161 тонну платины (лидирует, к слову, российский «Норникель» ). Из огромной металлической глыбы диаметром полтора километра можно извлечь и больше. Неудивительно, что оценочная стоимость некоторых астероидов достигает $20 трлн .

Опять же для сравнения - мировой долг по состоянию на 2017 год составляет около $217 трлн.

Внеземная угроза

Так то звезды, как гласит название дилогии Сергея Лукьяненка, не просто холодные, но и дорогие игрушки . Однако, и это не единственный повод для беспокойства.

Если отправитесь в путешествие на Луну или Марс, то вашему кораблю придется пройти строжайшую процедуру дезинфекции - положения договора о космосе обязывают следить за тем, чтобы не заселить что-нибудь в округе земными бактериями.

Работает это и в обратную сторону: привозить с собой гостей инопланетного происхождения нежелательно .

Пока что космический договор 1967 года неплохо справляется со своими задачами, но впереди его ждут большие вызовы. Раньше страны и компании вели себя достаточно предсказуемо: запускали на орбиту исследовательские или телекоммуникационные спутники, общими усилиями строили МКС.

Но времена меняются.

Илон Маск открыто говорит о перспективах колонизации Марса, компания Bigelow Aerospace намерена строить свои космические станции, а Роскосмос прицеливается к добыче ископаемых на Луне.

Пора задуматься о будущем

Люди, кажется, отряхнулись от длительного сна и вспомнили слова Рэя Бредбери. Классик научной фантастики на склоне лет сказал: «Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением - пить пиво и смотреть сериалы».

Возможно, у нас все-таки получится совместить эти занятия: если разберемся, как все регулировать.

Поставьте оценку.

Договор о космосе 1967 года, договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Одобрен 21-й сессией Ген. Ассамблеи ООН 19 декабря 1966 года. Подписан странами-депозитариями (хранителями текста) - СССР, США и Великобританией 27 января 1967 в Москве, Вашингтоне и Лондоне. В тот же день началось подписание договора др. гос-вами. Его подписали 90 стран (1975). Вступил в силу 10 окт. 1967. Договор бессрочный. Открыт для присоединения любого гос-ва. Участники имеют право выхода из него. Договор состоит из преамбулы и 17 статей. Устанавливает режим космич. пространства и закрепляет принцип свободного исследования космич. пространства и небесных тел всеми странами «на основе равенства и в соответствии с международным правом, включая Устав ООН». По договору деятельность в космосе должна осуществляться в интере- сах всех стран, независимо от степени их экономич. и науч. развития, в интересах поддержания междунар. мира и безопасности, на принципах сотрудничества и взаимопомощи. Запрещается присвоение тем или иным гос-вом космич. пространства и небесных тел каким бы то ни было путём, установлен общий принцип междунар. ответственности государств-участников за нац. деятельность в космич. пространстве. Гос-ва - участники договора обязались не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с оружием массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на Луне и др. небесных телах и не размещать его в космич. пространстве к.-л. иным образом; использовать Луну и др. небесные тела исключительно в мирных целях, не допускать создания на них воен. баз, сооружений и укреплений, проведения испытаний любого типа оружия и воен. манёвров. В соответствии с договором космонавты разных гос-в должны оказывать возможную помощь друг другу в своей деятельности в космосе или на небесных телах; все станции, установки, оборудование и космич. корабли на Луне и др. небесных телах открыты для представителей др. гос-в на основе взаимности. Космонавты рассматриваются как посланцы челове чества в космос. Участники договора обяза- лись оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужд. посадки, а также обмениваться информацией о явлениях в космосе, к-рые могли бы поставить под угрозу безопасность космонавтов. Договор возлагает на гос-ва междунар. ответственность за деятельность их правительств, органов и неправительств, юридич. лиц в космич. пространстве и на небесных телах, в т. ч. н за ущерб, причинённый космич. объектами. Обязательным является применение мер, исключающих вредное загрязнение космич. пространства и небесных тел, предотвращающих неблагоприятные изменения земной сферы. Признаётся недопустимым использование космоса для пропаганды войны. Сохраняется юрисдикция и контроль гос-в над запускаемыми ими космич. объектами и их экипажами. Определяя правовые принципы исследования и использования космич. пространства и небесных тел, договор способствует предотвращению гонки вооружений в космосе и открывает возможности для развития в этой сфере широкого междунар. сотрудничества.

А. И. Аганянц.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 3.

Публикация:

Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 25. М., 1972, с. 41-45.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!