Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Династия цин в 1644 году была установлена. «Ортодоксы» и «эксцентрики»

Строго говоря, однозначным термином «закат» характеризовать всю историю китайской империи после Сун не вполне справедливо: на протяжении шести с лишним веков после гибели южносунской империи под ударами монголов Китай знал и периоды упадка, и времена стабилизации, и порой даже некоторый расцвет, по крайней мере в сфере политики. Достаточно напомнить, что многие ныне окраинные районы этой страны были присоединены к ней именно в эти столетия его истории. И все же в целом на фоне расцвета Тан‑Сун последующие века были уже периодом если и не всегда упадка, то во всяком случае стагнации. Иными словами, движение вперед, пусть даже зигзагообразное, было сокращено в это время до минимума, кроме, разве что, развития демографического и связанной с этим существенной интенсификации сельского хозяйства.

Как только что было упомянуто, сунская империя пала под ударами монголов – тех самых, что вихрем промчались по всей Евразии в XIII в., оставив после себя разрушенные города, опустошенные поля, многие миллионы трупов. Что же представляли собой эти монголы в XIII в.?

Монголы и династия Юань (1280–1368)

Сам термин «монголы» восходит лишь ко временам Чингис‑хана. До того собственно монголы были лишь частью большей этнической общности сибирских татар и именовались, в отличие от остальных, «черными татарами». Едва ли вообще можно говорить о монголах как о сложившейся этнической общности (пусть даже просто «черных татар») ранее, нежели применительно к XII в. До того существовали лишь протомонгольские этноплеменные группы и народы, одним из которых были кидани (речь о монгольском языке и этносе, но не о монголоидности как расовом типе!). Протомонгольские и раннемонгольские группы являли собой степной народ кочевников, разводивший лошадей и рогатый скот, кочевавший по степи от пастбища к пастбищу, живший в войлочных юртах и организованный преимущественно в небольшие родоплеменные коллективы, связанные друг с другом общностью происхождения, языка, культуры и т. п. Соседство на юге с развитой китайской цивилизацией оказывало на кочевников степной северной зоны немалое влияние, содействовавшее, в частности, убыстрению процесса создания племен, а затем мощных племенных союзов во главе с влиятельными вождями, которые при благоприятном стечении обстоятельств объявляли себя императорами, как то было с тангутами, киданями, чжурчжэнями. Монголы были очередным такого рода этносом, обладавшим, по терминологии Л.Н. Гумилева, неслыханным до того запасом пассионарной энергии. Ускорение процесса социального развития и имущественного неравенства способствовало созданию протогосударств у монголов, а тенденция к интеграции привела в ходе жестких междоусобных схваток влиятельных вождей к победе Темучина, сына Есугея. На всемонгольском курултае 1206 г. он был провозглашен вождем всех монголов под именем и с титулом Чингис‑хан.

Чингис‑хан начал с того, что создал строго организованную армию, состоявшую из десятков, сотен, тысяч и 10‑тысячных отрядов во главе с десятскими, сотскими, тысячниками и темниками, причем начальники назначались не по принципу родства или знатности (хотя и то, и другое всегда учитывалось), а на основе свойственного ранним политическим структурам принципа меритократии, т. е. из лучших воинов, что сыграло огромную роль в укреплении боеспособности армии. Армия Чингис‑хана была новым важным политическим фактором в степной зоне, до того еще не знавшей боевых организованных формирований подобного типа и в таком количестве. Собственно, именно созданная Чингисом армия и явилась решающим фактором в последующих успехах сравнительно немногочисленного этноса монголов (во времена Чингиса их было едва ли более 100 тыс., если считать только воинов, а воин у кочевников каждый четвертый, а то и третий). Только хорошо организованная армия, послужившая костяком всей военно‑политической структуры монголов, помогла им завоевать и подчинить себе почти полмира, да еще и всерьез угрожать многим из остальных стран и народов.

Покорив народы Южной Сибири, соседние с монгольской степью, армия Чингиса в 1210 г. начала войну с чжурчжэнями и в 1215 г. уже заняла Пекин. За 1219–1221 гг. была превращена в руины цветущая Средняя Азия и разбито государство Хорезм‑шахов. В 1223 г. был нанесен решающий разгром ополчению русских князей, в 1226–1227 гг. было уничтожено государство тангутов на северо‑западных рубежах Китая, причем тангуты были вырезаны с особой жестокостью, а немногие уцелевшие были превращены в рабов. И наконец, в 1231 г. основные силы монголов вернулись назад в Северный Китай и довершили здесь разгром чжурчжэньского государства Цзинь (1234). И хотя одновременно с этим значительная часть монгольской армии продолжала свои завоевания в других районах Азии и в Европе, основным делом их в этом направлении с 1235 г. стало завоевание южносунского Китая, на что ушло свыше сорока лет.

Цифра эта, если сопоставить ее с молниеносными темпами военных захватов в других районах мира, вызывает невольное уважение к сунскому Китаю – тому самому, что десятилетиями откупался от воинственных кочевников и предпочитал за эту немалую цену сохранять мир на границах, пусть урезанных, и пользоваться процветанием в экономике и культуре. Когда пришел срок и понадобилось воевать, южносунский Китай все же сумел мобилизовать все силы для сопротивления. Только в 1276 г. пала столица Ханчжоу, но и после этого последние южносунские императоры оказывали сопротивление около четырех лет, в конечном счете чуть ли не на кораблях, которые вынуждены были отчалить от захваченной монгольскими войсками береговой полосы Южного Китая. Только в 1280 г. Китай целиком оказался под властью монголов, а великий хан Хубилай стал китайским императором монгольской династии Юань (1280–1368).

Династия Юань просуществовала – если считать не формальные годы ее в китайских летописях, а фактическое господство в основной части Китая – свыше века, может быть, даже, для Северного Китая, около полутора веков. Это было едва ли не самое тяжелое время для Китая, по крайней мере после Нань‑бэй чао. Для примера можно напомнить, что на первых порах монголы вообще склонны были истребить всех отказывавшихся добровольно им сдаться, – то, что они подчас практиковали и на западе (а в сунском Китае сорок лет сопротивлялись почти все) Потом возник проект истребить китайцев пяти самых распространенных фамилий (а таковых в стране, где количество фамилий исчисляется немногими десятками, от силы сотней‑другой, была едва ли не половина, во всяком случае это была весомая часть населения страны). И если эти кровожадные проекты не были осуществлены – во многом благодаря киданину Елюй Чу‑цаю, который был советником хана и настойчиво рекомендовал ему не уничтожать тех, кто может приносить регулярный доход, – то уж в рабство к монголам попало великое множество китайцев, особенно на севере. Пожалуй, никогда в истории Китая не было так много рабов, как по количеству, так и в процентах к остальному населению, как в период Юань. Не приходится и говорить, что экономика Китая к началу правления монголов (после полувека войн) пришла в упадок, земледелие и торговля были расстроены. Что же касается администрации, то конфуцианские чиновники были вынуждены уступить свое место монгольским ханам и военачальникам, а также малознакомым с Китаем выходцам из иных районов Азии, прежде всего из исламских стран. Китайцы севера и тем более юга страны считались соответственно людьми третьего и четвертого сорта (после самих монголов и сэму‑жэнь, т. е. выходцев из других стран).

Потребовалось несколько десятилетий, чтобы Китай постепенно обрел привычную для него норму существования. На протяжении этих десятилетий с нарастающей активностью действовали свойственные ему ассимиляционные и адаптирующие факторы: восстанавливалось разрушенное кочевниками земледелие, затем и ремесло, торговля; рос объем налоговых поступлений (во второй половине Юань, по некоторым данным, в 20 раз против времен Хубилая); в администрацию снова шли конфуцианские чиновники (с 1317 г. начала функционировать система экзаменов); потомки первых монгольских правителей, нередко бравших китаянок в жены, все больше превращались в обычных китайцев. Быть может, в иных условиях все эти и иные аналогичные процессы постепенно и мирно сумели бы выправить ситуацию таким образом, что монгольская династия в конечном счете осталась бы монгольской в основном только по названию, как то случилось несколькими веками позже с маньчжурами в Китае. Но условия оказались неблагоприятными – как для китайцев, живших под монгольским игом и тяжело ощущавших это, так и для самих монголов, которые мало делали для блага управляемой ими страны.

Наиболее наглядно проявилось это в связи с потребностями ирригационного строительства. Хотя ирригационное земледелие не было главным либо жизненно важным для китайского сельского хозяйства, оно все‑таки имело большое значение для страны, особенно после создания рисового пояса на юге. Немалую роль играла ирригация и в деле защиты населения от разливов рек, особенно наполненной лёссом своенравной Хуанхэ, время от времени выходившей из берегов и затоплявшей страну, как то было, в частности, во времена Ван Мана. В функции любого китайского правительства входило заботиться о водном строительстве и вовремя ремонтировать каналы, дамбы, чистить русла и т. п. Монголы этим почти демонстративно пренебрегали. А конфуцианских чиновников, которые могли бы своими силами на местах что‑либо организовать, действуя в соответствии с традицией, в стране долго не было. Неудивителен и результат.

Система дамб на Хуанхэ давно пришла в негодность. Великая река то и дело прорывала дамбы и широко разливалась по долине, затопляя поля и жилища. В 1334 г. прорыв оказался настолько мощным, что река вновь, в очередной раз изменила русло, уничтожая на своем пути сотни тысяч жизней. В стране резко возросло недовольство монголами. Усилилось патриотическое движение, набиравшее силу и проявлявшееся как в литературе (юаньская драма, патриотические романы типа «Троецарствия»), так и в политике. Вскоре страну охватило мощное народное движение, тут и там вспыхивали с трудом подавлявшиеся восстания. Власти попытались было в 1351 г. восстановить систему дамб и заставить реку вернуться в старое русло. Но было уже поздно. Объединение в районе строительства сотен тысяч людей лишь подлило масла в огонь: восстания вспыхнули с новой силой, причем во главе их оказались вожди тайного общества «Бай‑ляньцзяо». Буддийская по своей религиозной основе, эта секта «Белого лотоса» существовала в Китае издавна, по меньшей мере с V в. Однако в XIV в. она превратилась в тайное общество, выдвинувшее на передний план эгалитарные крестьянские идеалы и предрекавшее скорое наступление века будды грядущего Майтрейи и соответственно новой династии Мин (свет), которая покончит с мрачным господством монголов.

Покрыв свои головы красными повязками (символ грядущего царства Света), восставшие сорганизовались в отряды «красных войск», которые начали решительную борьбу с монгольскими угнетателями. Восстание приняло не столько сектантско‑крестьянский, сколько национально‑патриотический характер. И хотя первая его фаза закончилась в 1363 г. поражением красных войск, антимонгольское движение разгоралось в стране со все большей силой. Особенно когда во главе его стал Чжу Юань‑чжан.

Родом из крестьян, хлебнув в молодости горя, Чжу Юань‑чжан (1328–1398) был послушником в буддийском монастыре. Когда сторонники секты подняли восстание, он примкнул к нему и, проявив недюжинные способности, быстро выдвинулся в первые ряды вожаков. После разгрома первой фазы движения именно Чжу оказался во главе восставших. Опираясь на примкнувших к нему конфуцианцев, ученых знатоков китайской истории и культуры, он успешно действовал и в конечном счете, разгромив монгольские войска, провозгласил себя императором новой династии – Мин. Кроме названия, от эгалитарно‑буддийских основ первоначального движения осталось к этому времени не так уж много. И это в общем понятно. Оставаясь вождем восставших крестьян, Чжу Юань‑чжан, как и его далекий предшественник Лю Бан, с готовностью воспринял давным‑давно апробированную конфуцианскую систему управления государством и обществом, конфуцианские принципы и порядки. Хотя как личность новый император был далек от конфуцианского идеала мудрого и справедливого правителя и скорее был деспотом типа Цинь Ши‑хуанди и суйского Ян‑ди, он тем не менее последовательно проводил конфуцианскую политику, в том числе в организации администрации, столь подорванной за время правления монголов. И это, безусловно, сыграло немаловажную роль в деле упрочения Мин.

К концу XVI века северные соседи империи Мин - потомки чжурчжэньских племён, разбитых в своё время Чингисханом, - объединяются вокруг владения Маньчжоу под предводительством вождя Нурхаци. В 1609 Нурхаци прекращает платить дань Китаю, а затем провозглашает собственную династию Цзинь. С 1618 маньчжуры усиливают вооружённое давление на Китай. За восемь лет они выходят практически к Великой китайской стене (на крайнем востоке).

Преемник Нурхаци — Абахай — провозглашает себя императором и меняет название династии на Цин. Маньчжурская конница начинает совершать регулярные набеги на Китай, грабя и обращая в рабство сотни тысяч китайцев. Императору Мин приходится направить на северные рубежи свою лучшую армию под командованием У Саньгуя.

Тем временем в Китае разгорается очередное крестьянское восстание. В 1644 крестьянские отряды под предводительством Ли Цзычэна, разгромив все остальные армии, занимают Пекин, а сам Ли Цзычэн провозглашает себя императором. Командующий У Саньгуй пропускает маньчжурскую конницу на Пекин и те разбивают Ли Цзычэна в Шанхайгуаньской битве. 6 июня 1644 маньчжуры захватывают столицу. Ли Цзычэн вскоре гибнет, а маньчжуры объявляют своего малолетнего императора Айсиньгёро Фулиня правителем всего Китая. У Саньгуй вместе со всей армией переходит на службу к завоевателям.

Китай таким образом утратил государственный суверенитет и стал неотъемлемой частью другого государства - маньчжурской империи Цин, хотя борьба против маньчжурских захватчиков продолжалась ещё долго: последний оплот сопротивления - Тайвань захвачен маньчжурами в 1683.

Маньчжуры были вторым чужим народом, захватившим Китай. В руках маньчжурской знати находились высшие органы власти и руководство армией. Смешанные браки были запрещены, и тем не менее маньчжуры быстро приспособились к китайской культуре, тем более что, в отличие от монголов, они не противопоставляли себя китайской культуре.

Начиная с Канси (годы правления 1663-1723), маньчжурские императоры были буддистами, а в этике - конфуцианцами, управляя страной по древним законам. Китай под властью династии Цин в XVII-XVIII вв. развивался достаточно интенсивно. К началу XIX века в империи Цин насчитывалось уже около 300 млн человек - примерно в пять раз больше, чем на той же территории в среднем на протяжении предыдущих двух тысяч лет, что привело к интенсивному развитию сельского хозяйства при активном участии государства. Маньчжуры обеспечили покорность китайского населения, но при этом заботились о процветании экономики страны и благосостоянии народа.

Правители государства Цин проводили политику изоляции Китая от внешнего мира. Католические миссионеры, игравшие заметную роль при императорском дворе до конца XVII века, были постепенно высланы, а христианские церкви закрыты. К середине XVIII века была ликвидирована торговля с европейцами за исключением одного порта в Кантоне (Гуанчжоу). Опорным пунктом иностранной торговли оставался остров Макао, находившийся под контролем португальцев.

В течение первых двух веков империя Цин осуществляла экспансию во всех направлениях и увеличила свою территорию более чем в два раза. В 1757 было уничтожено Джунгарское ханство, и территория его вместе с покорённым к 1760 Восточным Туркестаном была включена в состав Цинской империи под названием Синьцзян (Новая граница). Вассалом империи Цин стала Корея. В конце XVII века сюзеренитет маньчжурских императоров признали князья Внешней Монголии. В конце XVIII века было завоевано государство Тибет. Экспансия простиралась и на северо-запад, что привело к конфликту с Россией в Приамурье. Однако при этом следует отметить, что Цинская империя - не Китай: последний был лишь одной из её частей.

Опиум и Японско-китайская война. В конце 18 века торговля Китая с внешним миром вновь начала расширяться. Китайский шелк, фарфор, чай и другие товары пользовались большим спросом в Европе, но китайцы отказывались что-либо покупать у европейцев, так что тем приходилось платить серебром за китайские товары. Тогда англичане начали ввозить в Китай опиум — преимущественно контрабандным путем из Индии. Вскоре местное население, особенно в приморских районах, было приобщено к курению опиума.

Ввоз опиума в Китай постоянно возрастал и стал подлинным бедствием для страны, что привело к серии Опиумных войн в середине 19 века. Поражение в этих войнах привело к постепенному превращению Китая в фактическую полуколонию европейских держав.

Результатом первой опиумной войны стала победа Великобритании, закреплённая Нанкинским договором от 29 августа 1842, выплата империей Цин контрибуции в размере 15 млн серебряных лян (21 млн долларов), передача Великобритании острова Гонконг и открытие китайских портов для британской торговли, в том числе опиумом.

В результате поражения во второй «опиумной» войне (1856-1860), Китай был вынужден полностью принять требования западных держав:

— открытие в Китае иностранных дипломатических представительств;

— открытие иностранцам для проживания и торговли специально оговоренных портов, включая Кантон, Амой, Фучжоу, Нинбо и Шанхай, а также полное отделение Гонконга;

— учреждение специальных сеттльментов в этих портах, находящихся под управлением иностранной администрации;

— экстерриториальность граждан западных держав в Китае;

— свобода плавания иностранных судов в китайских территориальных водах;

— участие иностранных держав в регулировании китайских таможенных тарифов, деятельность таможен под руководством таможенных управлений с иностранным персоналом, находящимся на китайской службе;

— доступ христианских миссионеров в глубинные районы Китая.

Кроме того, угрозу для маньчжурского двора представляло восстание тайпинов (1848-1864) под предводительством христианина Хун Сюцюань. Целью восстания было изгнание чужеземцев, низвержение манчжурской династии и создание Тайпинского небесного царства, где все равны между собой. Тайпинское восстание охватило южные регионы Китая. Тайпины были подавлены цинской армией при поддержке англичан и французов лишь в 1864 году. Война привела к огромному количеству жертв - по оценкам, от 20 до 30 миллионов человек.

Восстания происходили и в других регионах Китая. В 1852-1868 годах на севере Китая вспыхнуло восстание няньцзюней. в 1856-1873 — восстание в провинции Юнань, а в 1862-69 годах происходило Дунганское восстание.

В этот же период происходили и другие события: смерть императора Айсиньгёро Ичжу (август, 1861) привела на трон его пятилетнего сына Цзайчунь, рожденного от Драгоценной наложницы И. А уже в ноябре произошел государственный переворот, в результате которого регентский совет, который должен был править до совершеннолетия императора был отстранен от власти: старший — князь Айсиньгёро Сушунь был казнен, двум князьям пришлось совершить самоубийство, а оставшиеся были просто отстранены. Новыми со-регентами стали конечно же, инициаторы переворота: Драгоценная наложница И, сменившая титул на «Вдовствующая императрица Цыси» и «Вдовствующая императрица Цыань», и князь Гун, назначенный Князем-регентом.

Великий князь Гун был инициатором и проводником курса реформ, известного как «Движение самоусиления» или «Движение по усвоению заморских дел». Князь Гун в 1861 году учредил и возглавил Цзунли ямэнь — институт правительства империи Цин, выполнявший функции министерства иностранных дел вместо традиционного Министерства ритуала. на следующий год основал Тунвэньгуань — училище, где студенты изучали западные науки. Переводилась на китайский язык западная литература.

Надо отметить, что эти реформы были задуманы еще при жизни покойного императора: В январе 1861 года на имя императора был направлен меморандум за подписью Гуна, в котором предлагалось создать специальный орган для разработки политики, призванной найти пути выхода из кризиса в отношениях Цинской империи с внешним миром.

Причиной появления меморандума послужили наработки ученых, изучавших причины поражения Цинской империи в Опиумных войнах. Очень показательным было мнение Фэн Гуйфэнь, хорошо изучившего достижения Западного мира. С его точки зрения, превосходство морально-этических принципов конфуцианства было несомненным. Поэтому, допуская заимствование паровых судов и современного огнестрельного оружия, следовало сохранять верность конфуцианскому учению: «восточное учение - основное; западное учение - прикладное».

Однако привилегии, которыми пользовались иностранцы в Китае, вызывали недовольство местного населения. Нередко вспыхивали бунты, направленные против иностранцев. Наиболее серьезным из них стала Тяньцзиньская резня в 1870 г.

В январе 1875 в возрасте 19 лет умер император Цзайчунь, так и оставшийся всю жизнь в тени матери, Вдовствующей императрицы Цыси, которая настояла чтобы власть была передана 4-летнему Цзайтянь, сыну князя Чуня и Ваньчжэнь - родной сестры Цыси. Таким образом она скрепляла свой род с императорским и продолжала осуществлять фактическую власть в стране. Император был объявлен под именем Гуансюй. А страна тем временем продолжала совершенствоваться: появилась первая железная дорога, современные школы, телеграфная связь; развивалось машиностроение и горное дело, совершенствовался военный флот.

К 1884 году Северный Вьетнам по-прежнему номинально находился в вассальной зависимости от Цинской династии, а Центральный и Южный захватила Франция. В 1884-1885 годах разгорелась Франко-Китайская война, развязанная Францией за право обладания северным Вьетнамом. Французские армия и флот действовали независимо друг от друга. Французский флот смог уничтожить китайский фуцзянский флот и разрушить арсенал в Фучжоу, а затем обстрелял укрепления на Тайване и в Чжэньхае. Менее успешно действовала французская армия. Китайцы нанесли им несколько поражений. Французкое правительство было вынуждено подать в отставку, а новое решило не затягивать войну, и заключило с Китаем Тяньцзиньский договор, по которому Китай выводил войска из северного Вьетнама и передавал его французам.

В 1894 году в Корее произошёл военный переворот. Новое правительство вышло из-под покровительства Китая, и под японским давлением попросило Японию изгнать китайцев со своей территории. 1 августа 1894 года Япония объявила Китаю войну. Цинскими войсками командовал престарелый Ли Хунчжан. Китайцы сперва проиграли сражение у Сонхвана, а затем в битве у Пхеньяна была разгромлена Хуайская армия. Затем Бэйянский флот потерпел поражение в битве при Ялу. Японские войска вторглись на территорию Китая и захватили крепость Люйшунь. Ли Хунчжан был объявлен виновным в поражениях и отстранён от командования. Японцы, тем временем, высадились у Вэйхайвэя — базы Бэйянского флота, и захватили его. Сухопутные войска подступали к столичной провинции Чжили. Цинское правительство запросило перемирие, но в Токио умышленно затягивали переговоры, потому как японцы ещё не захватили земли, которые хотели получить. 17 апреля 1895 года был заключён Симоносекский договор, по которому к Японии отходили Тайвань и острова Пэнху.

Ослаблением Китая после войны воспользовались Россия и Германия. В 1896 году Россия арендовала полосу земли в Маньчжурии для строительства Китайской Восточной железной дороги, а в 1898 — Ляодунский полуостров с портами Далянь (Дальний) и Люйшунь (Порт-Артур). В 1897 году немцы, в ответ на убийство немецких миссионеров, захватили Циндао и вынудили Китай подписать договор о его аренде на 99 лет, Англия также на 99 лет арендовала часть полуострова Цзюлун рядом с Гонконгом.

Уступки иностранным державам вынудили императора Гуансюя согласиться на проведение предложенных Кан Ювэем реформ. Эти реформы вошли в историю как «сто дней реформ», они длились всего 104 дня и были прекращены императрицей Цыси. Кан Ювэй вынужден был бежать из страны, его брат был казнён, а император Гуаньсюй отстранён от власти императрицей Цыси. Отказ от реформ усилил революционные настроения.

В 1898 году на Севере Китая началось восстание Ихэтуаней(1898-1901), или Боксёрское восстание, направленное в первую очередь против засилья иностранцев. Императрица Цыси, первоначально пытавшаяся подавить восстание, затем решила использовать его для вытеснения иностранных держав. Однако, видя неменуемую неудачу, перешла на сторону Альянса восьми держав, подавившего восстание. В результате Китаю пришлось пришлось подписать Заключительный протокол, по которому он обязался уплатить огромную контрибуцию и предоставить ряд новых льгот иностранцам.

В 1901 году была принята новая программа реформ, названная «Новая политика». Впервые китайское правительство решило поощрять предпринимательство, а не ограничивать его. Была создана «Новая армия», обученная и укомплектованная по западному образцу. В 1906 году была начата работа по созданию конституции, а когда в ноябре 1908 года умерли Цыси и Гуаньсюй, реформы ускорились, власть перешла к 3-летнему императору Пу И, от имени которого были изданы указы о создании комитетов по подготовке конституции и созыве парламета.

Одновременно с этим развивалось революционное движение. В 1895 году на Гаваях Сунь Ятсеном был основан «Союз возрождения Китая» (Синчжунхуэй), который вербовал сторонников среди тайных обществ Южного Китая и китайских эммигрантов. Летом 1905 года в Японии несколько революционных организаций объединились в «Китайский объединённый революционный союз» (Чжунго Гэмин Тунмэнхуэй). В основу деятельности были положены «три народных принципа» Сунь Ятсена: национализм, демократизм и народное благоденствие.

14 ноября 1908 года умер Император Гуансюй, которого Императрица Цыси ранее отстранила от власти. Гуансюй был отравлен, так как Цыси не хотела, чтобы он её пережил. На следующий день скончалась и сама Императрица. На престол взошёл Император Пу И, которому было два года. Регентом был назначен его отец князь Чунь.

В 1911 году в Китае началось Учанское восстание. Оно стало началом Синьхайской революции (1911-1913), в результате которой была свергнута маньчжурская династия. Империя Цин развалилась и было провозглашено создание Китайской республики.

Китайская династия Цин - последняя династия, находившаяся у власти в период с 1644 по 1912 годы. Из-за основавшего ее народа империю также называют маньчжурской.

Крах династии Мин

В начале 17 века Китай находился в упадке. Правившая в то время монархия Мин опорочила себя в связи с разрастанием аппарата чиновников, многочисленными поборами и колоссальными расходами на содержание императорского двора. Крестьяне жили за чертой бедности. Ситуацию усугубляло обострение отношений с группой маньчжурских плëмен, в то время активно захватывавших пограничные территории. Вождь маньчжуров Нурхаци, основатель нового государства Цзинь, в 1618 году начал военную кампанию против Китая. Его сын Абахай, правивший с 1626 года, изменил имя династии на Цин, что означало «чистый». В это время маньчжурская армия совершала регулярные нападения на территории Китая, разоряя их и уводя в плен тысячи людей. Бедственное положение усиливалось обрушившимся на страну голодом и активизировавшимися крестьянскими движениями. В 1644 году последний император династии Мин покончил с собой, и к власти пришëл Фулинь, первый император из династии Цин.

Расцвет

Управлявшие страной маньчжуры не стремились противопоставить свою культуру китайской и очень быстро ассимилировались. Уже с конца 17 века все императоры новой династии были конфуцианцами. Следуя этому древнему учению, они проводили ряд реформ, улучшивших впоследствии экономическую ситуацию в стране:

1. Упорядочили систему налогообложения.

2. Сделали земледелие приоритетным направлением.

3. Способствовали интенсификации сельского хозяйства и росту производительности труда.

Таким образом, новым императорам удалось подчинить себе китайский народ и упрочить свою власть в Китае.

Торговля и войны

В результате проведенных реформ к началу 18 века экономика Китая процветала. В связи с этим усилились торговые отношения с разными европейскими странами. Жители Поднебесной ввозили в Европу чай, фарфор и шелк, обменивая их на золото и серебро. Англичане в то же время пытались торговать на территории Китая новым товаром - опиумом. Из-за невозможности получить право на коммерческую деятельность, европейцы развязали одну за другой (1840-1842, 1856-1860) две военных кампании, названных Опиумными войнами.

Их последствия были крайне тяжелыми для китайского государства. Оно было обязано выплатить выигравшим странам миллионные контрибуции, а также расширить их право на торговлю в Китае.

В 1894 году началась разрушительная война с Японией. Ее результатом стало возвращение Ляодунского полуострова и увеличение выплат выигравшей в войне Японии.

Закат

В сентябре 1898 в результате дворцового переворота к власти пришла вдовствующая императрица Цыси.

Она пресекала все попытки окружения реформировать страну, что усиливало напряжëнность в обществе. Последний император Пу И , взошедший на престол в возрасте неполных 3х лет, правил 3 года. Империя Цин пала в 1911 году в результате Синхайской революции, а страну объявили Китайской республикой.

Раньше китайские покупатели произведений китайского искусства придерживались образцов керамики и художественных произведений династии Цин (1644–1912 гг. н. э.) и династии Мин (1368–1644 гг. н. э.), в то время как западные покупатели стремились к более старым работам.

Когда Майкл Басс, вице-президент фирмы Christies («Кристиз» - Лондонская аукционная фирма) организовал в 2000 году отдел китайской керамики и произведений искусства, приблизительно 80% коллекционеров в комнатах продаж были американцами.

«Затем в 2005 и 2006 годах начался приток покупателей не с запада, а из большого Китая», - сказал Басс. - За прошедшие три года 40-60% покупателей - китайцы... Они диктуют характер продаж».

Эти китайские покупатели, зацикленные на императорской керамике династий Цин и Мин, превосходят по количеству западных покупателей. Они избегают более старых работ, по-видимому, считая позорным владеть предметами, которые были захоронены вместе с мёртвыми.

Но за последние шесть–семь лет даже китайцы занялись коллекционированием более ранних художественных работ, согласно Бассу. Теперь они также интересуются глиняной посудой династии Тан, архаичными изделиями из бронзы и древними нефритами - те же самые категории, которые традиционно привлекли западных покупателей.

«Теперь рынок действительно широк, - сказал Басс. - И интерес проявляется ко всем этим категориям».

Всё же не следует говорить, что рынок полностью повернулся к более ранним династиям. Коллекционеры и дилеры продают на аукционе то, что, как они думают, принесёт им доход.

На большинстве главных аукционов китайского искусства в последние годы объекты династии Цин часто составляют приблизительно половину лотов. Хотя интерес к керамике Мин и Цин, как ожидают, не остынет в ближайшее время, «нефриты и изделия из бронзы уже поднялись в цене», сказал Басс.

Это может означать, что другие сегменты из более ранних китайских работ скоро также повысятся в цене, и в центре внимания могут оказаться американские коллекционеры, которые продолжают собирать более ранние работы.

«Множество американцев все ещё ищет раннюю керамику - это "скачущая Танская лошадь", "симпатичная дама" времён династии Тан или произведения искусства династии Хань», - сказал Басс.

И для них текущие цены привлекательны. Подавляющее большинство ранних нефритов и керамики оценено менее чем 20000$, со многими качественными поправками - всего в несколько тысяч долларов.

Очевиден побочный инвестиционный стимул: огромная история искусства Китая может многое предложить. Каждая династия принесла с собой различный образ жизни, новые стили костюмов и отличающуюся культуру, которая проявляется как индивидуальный аромат в искусстве этой эпохи.

Китайская культура насчитывает история в 5000 лет, и династии Мин и Цин вместе занимали отрезок времени только в 544 года из тех лет. Находки более раннего периода, предшествующего двум последним династиям, представляют большой интерес для культурных и любознательных людей.

Китайское искусство по периодам

Неолитический период (3000–1500 годы до н. э.)

Художественные работы этого периода, которые мы сейчас имеем, главным образом состоят из нефритов и керамики. Они действительно имеют отличительную особенность от работ того времени, когда китайская цивилизация была горсткой племён.

Глиняная керамика была часто окрашена красно-чёрными большими круглыми абстрактными и геометрическими фигурами. Предполагается применение кистей, которые будут использоваться повсюду в течение долгой истории Китая, согласно записям из работ Mets Heilbrunn Timeline of Art History («Хронология истории искусств» Музея «Метрополитен»).

Из всех аспектов неолитической культуры Met Museum (Музей «Метрополитен») называет изделия из нефрита «самым длительным вкладом в китайскую цивилизацию».

Нефрит является таким твёрдым веществом, что он не поддаётся резке, но шлифуется при помощи песка кварца или граната. Замечательно, что неолитические ремесленники работали по нему в больших объёмах, несмотря на такой трудоёмкий процесс.

Основываясь на открытии нефритовых погребальных изделий, учёные поясняют, что эти культуры ценили нефрит из-за его способности, как они верили, сохранять мёртвых.

Династии Шан и Чжоу (1523–256 годы до н. э.)

Бронзовые сосуды - основные произведения искусства эпохи этих династий, которые мы имеем сегодня. Совершенное качество поверхностных деталей на изделиях из бронзы поразительно. Анималистские формы и мотивы, включая культовый образ taotie (голодное животное), широко использовались на сосудах этого периода.

Эти сосуды имели динамические формы, которые сначала делались по образцу керамических форм и постепенно развились, став более сложными с развитием технологии. Они использовались для ритуальной пищи и винных жертвоприношений.

Династия Цинь (221–206 годы до н. э.)

Династия Цинь считается первой династией Китая, объединившей страну. Знаменитые «Терракотовые воины», найденные в огромной могиле первого императора, являются свидетельством передового художественного производства. Тела воинов были изготовлены конвейерным способом, но ни одно лицо не походит на другое.

Поскольку эпоха существования этой династии была короткой и беспокойной, большинство художественных работ этого периода идентифицированы как принадлежащие предыдущей или последующей династиям.

Династия Хань (206 год до н. э. – 220 год нашей эры)

Большинство китайцев сегодня считают себя «ханьцами», потому что во время династии Хань действительно сформировалась китайская культурная идентичность. Империя раскинулась от Великой стены до Южно-Китайского моря.

В течение периода Хань были изобретены бумага и глазурованная керамика, процветала литература и дипломатия с Западом.

Керамические фигурки, сосуды и другие предметы в форме животных и башен - главные художественные работы, уцелевшие от этой династии.

Шесть династий (220–586 годы н. э.)

Несмотря на политическую нестабильность и постоянные войны (почему и было шесть династий во время этого периода), процветали Буддизм и Даосизм, а также поэзия, благодаря изобретению деревянного печатного станка.

Выделяется керамика этого периода, особенно изделия из зеленоватого и зеленовато-серого фарфора династии Цзинь.

Династия Суй (581–618 годы н. э.) Династия Суй славится своей прекрасной белой глиняной керамикой, выполненной в простых формах и обожжённой с прозрачной глазурью. Процветала буддийская скульптура, которая испытывала большое влияние индийского стиля.

Династия Тан (618–906 годы н. э.)

Династия Тан расценена как вершина китайской цивилизации. Великий шёлковый путь принёс различные влияния от иностранных государств, и все формы художественного выражения - живопись, литература, ваяние и керамика достигли беспрецедентного уровня утончённости.

Один из наиболее культовых типов танских художественных работ - раскрашенная керамическая лошадь или верблюд. Часто встречаются работы, где реалистично выглядящее животное находится в сопровождении западного конюха или всадника.Пять династий (907–960 годы н. э.)

Хорошие времена династии Тан закончились вместе с ослаблением императорского контроля. Но художники периода Пяти династий далее развили технику использования ценившегося белого фарфора. Пейзажная живопись получила мифическое направление благодаря новому стилю, отражающему даосское восприятие природы, который станет признаком живописи династии Сун.

Династия Сун (960–1279 годы н. э.)

Первая половина эпохи этой династии была мирной, вторая же половина полна переворотами. Художественные работы этого периода наполнены покоем. Пейзажи вызывают у зрителя сдержанные эмоции. Сюжетная сторона керамики Сун приближалась к житейской. Работы имели простые линии, особенно те, которые обжигались в печи Цычжоу в Северном Китае.

Династия Юань (1271–1368 годы н. э.)

Это была монгольская династия - первый раз, когда Китаем управляла иностранная держава.

Коренные китайские и кочевые монгольские особенности в искусстве смешались, и появились работы, имеющие мотивы животных, смелую живописную манеру и динамические формы. При дворе использовались сюжеты тантрического Буддизма, также проявляющегося в производстве мандал и скульптур языческих божеств в классических монгольских формах.

Династия Мин (1368–1644 годы н. э.)

Стремясь восстановить первенство китайской культурной специфики, некоторые художники обратились к древним формам в своих керамических художественных изделиях и скульптуре. Всё же в ранний период династии Мин декоративное искусство проявляло черты «богатого эклектического наследства монгольской династии Юань», как сказано в эссе Heilbrunn Timeline of Art History (Хронология истории искусств) Музея «Метрополитен».

Особенно замечательны сине-белые и раскрашенные изделия и эмаль.

Династия Цин (1644–1912 годы н. э.)

Последняя китайская династия Цин управлялась маньчжурами, а не этническими ханьцами.

Искусство и культура процветали при императорах Канси и Цзиньлуне.

Тщательно продуманные, многоцветные композиции появились на разрисованном иллюстрированном фарфоре и картинах. Мастерство изготовления нефритовых изделий достигло новой высоты в некоторых умных и изящно выполненных работах.

В конечном счёте западный спрос на эти культурные и коммерческие изделия привёл к крушению династии.

И просуществовала около 260 лет.

Династия была основана в 1616 году на территории Маньчжурии (северо-восток современного Китая) и вскоре, воспользовавшись нестабильной ситуацией в Китае, где центральная власть была ослаблена многочисленными крестьянскими восстаниями, подчинила себе весь Китай, а затем часть Монголии и Средней Азии. Таким образом, нация численностью менее 1 млн человек покорила 150-милионный народ. На первом этапе династия Цин, чтобы укрепить свою власть и позиции в Пекине, издала указ, согласно которому под страхом смертной казни каждый мужчина в империи был обязан одеваться в маньчжурском стиле и брить макушку, как это было принято у маньчжуров.

Тем не менее, маньчжурское правительство довольно быстро окитаезировалось, и, начиная со второго цинского императора в Китае (Канси), правители стали говорить на китайском языке, а правительственные должности отдавались китайским ученым. Все это помогло преодолеть напряжение между китайской и маньчжурской аристократией, и в стране более чем на 1,5 столетия наступили мир и процветание, словно затишье перед последовавшей за этим бурей.

Первая половина цинского периода отмечена ростом населения и развитием экономики. Вплоть до конца XVIII века после отмены в 1684 году запрета на торговлю с другими странами Китай, торгуя шелком и чаем, получал огромное количество серебра, пока этот поток не был перекрыт поставками опиума. Однако в целом цинское правительство продолжало политику самоизоляции, которая, в конце концов, привела к насильному открытию страны европейскими державами.

Наука Китая, когда-то занимавшая лидирующее положение во всех областях, все больше отставала от европейской, углубляясь в философию. Знания, полученные от европейских миссионеров, китайцы воспринимали с недоверием и не использовали для развития собственной науки. В конечном итоге это постоянно растущее отставание стало самым большим недостатком китайском цивилизации.
Больших успехов Китай достиг в искусстве, которое переживало очередной подъем. Создавались фундаментальные энциклопедии, содержащие накопленные знания, развивалась живопись, драматургия и литература (появился первый роман, написанный разговорным языком - «История камня, или Сон в Красном тереме», рассказывающий о судьбе аристократической семьи).

Мирное правление династии Цин было нарушено в последние годы жизни императора Гао-цзуна (1736 - 1795 гг.). В это время среди низших слоев населения, а затем и среди недовольных образованных людей, не попавших на государственную службу, распространился культ «Общество Белого Лотоса». Неконтролируемый рост секты вызвал подозрение у правительства, приказавшего провести расследование, но последовавший за этим беспредел чиновников на местах привел к вооруженному восстанию. Члены «Общества Белого Лотоса», чьи ряды пополнили разбойники, стали нападать на правительственные конторы в деревнях. В это же время на юге взбунтовались племена мяо. На подавление восстаний у императорской армии ушло несколько лет, что показало Западу несостоятельность китайских вооруженных сил и сильно подорвало авторитет правящего дома. В дополнение к этому в конце XVIII века на Тайване стали формироваться тайные преступные группировки - «триады», которые в тот период выступали против маньчжурского императора и изнутри подтачивали фундамент династии Цин. Интересно, что эти криминальные сообщества существуют по сей день.
Отмена запрета на торговлю с другими странами совершила настоящий торговый бум: в конце XVIII - начале XIX вв. португальцы, голландцы, англичане и американцы закупали в Кантоне и Макао чай и шелк, оплачивая товар импортом текстиля и американским серебром. Экспорт Китая значительно превышал импорт, пока англичане, а вслед за ними и американцы, не стали ввозить в Китай опиум. Наркотик оказался насколько хорошо продаваемым товаром, что уже с 1828 по 1836 гг. импорт превысил экспорт на 36 млн. долларов.

К тому времени Англия стала самой мощной капиталистической страной, а торговля опиумом в Кантоне заняла важное место в британской экономике. Объемы наркотика, поставляемого в Поднебесную, росли в геометрической прогрессии. Многие аристократы и чиновники превратились в настоящих наркоманов, деградация охватила все слои населения. Китайское правительство наложило запрет на торговлю зельем, но это привело только к нелегальной торговле, контрабанде и коррупции. В попытке пресечь неиссякаемые потоки опиума в Китай в марте 1939 года специальный уполномоченный Линь Цзе-сюй потребовал у британских и английских торговцев прекращение ввоза наркотика и конфисковал у них наличных запасы опиума, уничтоженные в морской воде. Вслед за этим английское правительство объявило действия китайцев незаконными и потребовало компенсации убытков, а также дополнительных льгот для своих предпринимателей и предоставление в их распоряжение некоторых территорий. Не получив ответа от Китая, в апреле 1840 года Великобритания объявила войну. Вскоре к англичанам присоединились американцы. Китай потерпел в первой опиумной войне поражение и в 1842 году был вынужден подписать Нанкинский мирный договор, согласно которому помимо значительных сумм контрибуции Великобритания получала в бессрочное владение Гонконг, доступ для торговли в пяти портах: Гуанчжоу, Сямынь, Фучжоу, Шанхай и Нинбо - низкие пошлины на ввоз своего товара и другие привилегии.

Этот договор стал переломным моментом в китайской истории, после которого начался период новой истории Китая. Нанкинский договор и дополнительное к нему соглашение поставили Китай в неравноправное положение в его отношениях с Великобританией. За ними последовала серия подобных же неравноправных соглашений.

В 1844 году были подписаны договоры с США и Францией, распространявшие на эти страны права и привилегии, которые были предоставлены Великобритании. На 60 лет страна превратилась в полуколониальное и полуфеодальное государство.

Аппетит Запада, нашедшего в лице Китая гигантский рынок сбыта и постоянный источник дохода, постоянно возрастал. Спустя несколько лет после подписания мирного договора, англичане потребовали пересмотра условий и открытия городов, т.к. до этого все иностранцы жили в специальных концессиях. Одновременно с этим Китай стали разрывать бесконечные мятежи, пиратство, процветающая контрабанда, в том числе нелегальная торговля китайскими рабочими. Ненависть местного населения к «варварам» достигла своего апогея: на европейцев нападали на улицах, забрасывали камнями, но это не остановило англичан. В октябре 1856 году Англия и Франция развязала новую войну против Китая. В мае 1858 года объединенная армия захватила Тяньцзинь, расположенный всего в 150 км от Пекина: цинское правительство было вынуждено в спешном порядке заключить новый договор. Условия Тяньцзиньского договора стали еще более тяжелыми для Поднебесной: к огромной контрибуции прибавлялось создание в Пекине постоянных иностранных посольств, открытие дополнительных портов, разрешение иностранным миссионерам свободно проповедовать свою религию, открытие реки Янцзы вплоть до Ханькоу, низкие торговые пошлины и, наконец, легализация торговли опиумом (Источник: Р.Крюгер, «Китай: полная история Поднебесной»).

Война, однако, на этом не закончилась. В 1859 году Англия и Франция потребовали снять оборону на реке Байхэ, но получила отказ. Вскоре за этим произошла случайная военная стычка в окрестностях Тяньцзиня, в котором китайцы одержали победу, убив около 400 солдат противника. В ответ на это в 1860 году объединенная армия захватила Тяньцзинь и подошла к Пекину. Император Сяньфэн бежал, укрывшись за Великой Китайской стеной. В октябре того же года англо-французская армия разграбила Летний дворец Юаньминъюань в окрестностях Пекина. Вскоре цинское правительство вновь было вынуждено подписать позорный и неравноправный мирный договор. Пекинский договор подтверждал все пункты Тяньцзиньского, кроме того, Англия получала полуостров Коулун, а Китай обязан был выплатить дополнительную контрибуцию.

Практически одновременно со второй опиумной войной в Китае разгорелось самое жестокое в истории Поднебесной крестьянское восстание, впоследствии получившее известность как Восстание тайпинов (1850 - 1864). Предводителем восстания стал китаец-христианин Хун Сюцюань, родом из крестьянской семьи, провозгласивший себя младшим братом Иисуса Христа. «Тайпин» (taiping, 太平) в переводе с китайского означает «Великое спокойствие».

Идеи Хуна вместе с ненавистью к маньчжурам и варварам с Запада очень быстро нашли отклик в широких народных массах: за несколько лет общество превратилось во влиятельную и агрессивную силу. Основную массу тайпинов составляли разорившиеся крестьяне, городские рабочие, частично - члены триад, желающие свергнуть правительство. Одним из признаков тайпинов были длинные волосы - протест против маньчжурской стрижки, которую обязаны были носить все мужчины в Империи Цин. В 1851 году около 20 тысяч тайпинов объявило о создании Небесного государства Великого равновесия. В марте 1953 года разросшаяся до двух миллионов человек армия тайпинов заняла Нанкин, который Хун Сюцюань переименовал в Тяньцзин и сделал своей столицей. Так, тайпины фактически строили свое государство внутри циньской империи. Они издавали новые законы, проводили земельную реформу и даже создали новый календарь. В Небесном государстве было запрещено вино, табак, опиум, азартные игры, внебрачные связи, а также наложницы и бинтование женских ног. Земля, принадлежавшая Богу, справедливо распределялась между всеми мужчинами и женщинами.

В 1856 году в руководстве государства между небесными князьями начались споры за власть, как обычно сопровождаемые убийствами. Воспользовавшись ослаблением власти в Тайпине, цинская армия начала наступление. Европейцы в этой войне предпочли поддержать маньчжуров, отказав на призыв китайских «братьев-христиан», считая, что общество тайпинов не только является аморальным, но и представляет собой угрозу для торговли. В 1864 году Тяньцзинь был захвачен, а «небесный князь» покончил жизнь самоубийством, приняв смертельную дозу яда. Так при поддержке Англии, Франции и США цинскому правительству удалось подавить крестьянское движение тайпинов, продержавшееся 14 лет.

Последующие 40 лет Китай продолжали делить мировые державы, находя для военной агрессии все новые поводы, а также устанавливая протекторат над странами-данниками Поднебесной, среди которых оказались Бирма, Корея и Вьетнам. К концу XIX века Тайвань и остров Рюкю стал принадлежать Японии, России на двадцать пять лет достался Порт-Артур, Англия господствовала в Гонконге, Кантоне, Шанхае и на северной оконечности полуострова Шаньдун, Германия взяла в аренду на 90 лет область Цзяочжоу на севере провинции Шаньдун, Франция арендовала на 99 лет залив Гуанчжоу.

В то же время, начиная с 60-х годов XIX века, цинское правительство, поняв свое кризисное положение, предприняло попытки к заимствованию у Запада передовой науки. Однако процесс индустриализации шел очень медленно, что было во многом связано с традиционным китайским менталитетом, рассматривающим любые другие народы как варваров, а подражание им - как унижение нации. К тому же правящая тогда в качестве регента при малолетнем сыне, а затем при малолетнем племяннике, вдовствующая императрица Цыси плохо представляла себе положение дел в стране, тратя миллионы на строительство роскошных дворцов, в то время как стана была вынуждена брать кредиты у России, Британии и других держав.

Реформаторы с новой силой дали о себе знать после коронации восемнадцатилетнего императора Гуансюя, племянника Цыси, в 1889 году, после которой императрица официально уступала трон новому правителю, но фактически ее влияние при дворе осталось прежним. Гуансюй был увлечен западными знаниями и с интересом отнесся к идеям Кан Ю-вэя, молодого ученого из Кантона, активно выступающего за реформирование страны. В результате личной встречи императора с ученым было объявлено о начале «100 дней реформ»: изменения должны были затронуть промышленность, образование и государственное устройство. Чиновничество забило тревогу, а вдовствующая императрица при поддержке своей партии в сентябре 1898 года осуществила государственный переворот, отстранив императора от власти и снова заняв трон. Все указы, принятые во время «100 дней» были отменены, но машина реформирования была уже запущена, и ничто не могло заглушить общественное мнение, все громче требующее перемен.

Народное недовольство выливалось в восстания, среди которых самым масштабным стало «боксерское» или ихэтуаньское движение (1899 - 1902 гг.). «Боксеры» выступали против вмешательства «варваров» в экономику, религию и политику Китая и жестоко расправлялись с христианами и «заморскими дьяволами», а также со всеми символами присутствия иностранцев - железными дорогами, телеграфными линиями и т.д. «Боксеры» смогли завоевать расположение Цыси, и императрица стала оказывать им поддержку, что взволновало иностранную общественность. В 1900 году мятежники ворвались в Пекин, сжигая христианские церкви, посольства и дома иностранцев. Западные державы отреагировали немедленно: через месяц была сформирована 20-тысячная объединенная армия из британцев, американцев, японцев, австрийцев, французов и итальянцев, которая довольно быстро смогла захватить столицу. Цыси бежала в Сиань, «боксеры» были жестоко убиты. Китай был вынужден подписать еще более унизительный «Заключительный протокол», после которого цинское правительство полностью стало орудием в руках держав, контролирующих Китай.

14 ноября 1908 года император Гуансюй умер после непродолжительной болезни, а на следующий день скончалась сама вдовствующая императрица Цыси. С ее смертью эпоха Цин фактически закончилась, хотя номинально династия продолжала существовать, новым наследником был назначен 3-летний племянник Цыси Пу-И. Окончательно Цинская империя перестала существовать после Синьхайской революции (1911 - 1913 гг.), в 1912 году был подписан акт об отречении императора от трона, а в 1924 году император был низложен окончательно, лишен титулов, объявлен обычным гражданином республики и изгнан из Пекина.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!