Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Дифференцированное понимание феномена толерантности. Фундаментальные исследования

16 ноября 1995 года резолюцией Генеральной Конференции ЮНЕСКО утверждена Декларация принципов толерантности. Принятию Декларации предшествовали участившиеся в последнее время акты нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения.

Декларация состоит из Преамбулы и шести статей, в которых определяется содержание понятия толерантности от всемирного и государственного уровня до понимания на уровне отдельной личности, определяются социальные аспекты толерантности и воспитания, направленного на обеспечение установок толерантности в сознании и поведении каждого человека.

Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов реализуется ряд принципов .

1. Принцип субъектности требует опоры на активность самого ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми.

2. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные отношения, складывающиеся между различными группами людей в данном социуме.

3. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспита­ния толерантного сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребенка; определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

4. Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений школьника к какой-либо значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.

5. Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, в основе которых лежит реализация права каждого на своеобразное отношение к окружающей среде, самореализация в различных формах.

Создание толерантной среды предлагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности.

Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры.

В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека.

В современных условиях жизнь людей, их будущее во многом зависят от общего положения в мире. Благодаря средствам массовой информации, туризму мир воспринимается детьми как среда, оказывающая на их жизнь реальное влияние. Воспитание ставит целью приобщать учащихся к общечеловеческим достижениям и ценностям. В этой связи содержание образования должно включать следующие направления: этнодемографические ситуации в различных странах, на материках и в мире в целом; социально-этнические изменения, происшедшие в мире; единство и неделимость противоречивого, многоэтнического мира; тенденции народов к интеграции в Европе и других регионах мира; планетарные процессы и глобальные проблемы народов.

Учащимся важно знать:

Место и роль ООН в регулировании отношений народов как на мировой арене, так и внутри многонациональных обществ;

Суть деятельности Совета Европы, Европейского Союза, Лиги Арабских Государств, Организации Американских Государств, Организации Африканского Единства, Содружества Независимых Государств и др.;

Культуру народов и государств мира, их вза­имоотношения, взаимовлияние культур и традиций;

Экономические основы взаимодействия стран и народов, разделение труда между народами, кооперирование предприятий различных стран, передвижение капиталов, рабочей силы и товаров, создание производственных филиалов за пределами национальных территорий;

Требования ООН о недопустимости эксплуатации и неравенства между народами, истинные причины отсталости народов бывшего колониального и полуколониального мира, обоснование необходимости оказания им помощи, что должно обеспечить преодоление пережитков идеологии расизма, апартеида, национальной и религиозной исключительности;

Методы воспитания толерантности - это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам. В решении задач воспитания толерантности оптимальный вариант представляют методы, которые классифицируются следую­щим образом: диагностические, целеориентационные, планирования, организаторские, мобилизационно-побудительные, коммуникативные, формирующего воздействия, контрольно-аналитические и оценочные, координации и коррекции, совершенствования.

Выделены следующие доминирующие бинарные методы воспитания толерантности:

    убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера),

    стимулирование и мотивация (мотивационная сфера),

    внушение и самовнушение (эмоциональная сфера),

    требование и упражнение (волевая сфера),

    коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции),

    воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера),

    метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера).

Обучение толерантности – первый, самый низкий, но чрезвычайно необходимый уровень в многокультурном становлении личности. Он предполагает развитие у индивида терпимости к культурным отличиям. Следующая ступень – развитие у школьников умений понимать культурные различия. Понимание и принятие другой культуры предполагает изучение и оказание поддержки культурным различиям, с которыми дети приходят в школу. Третий уровень мультикультурного становления личности – уважение культурных различий. Утверждение культурных различий – 4 уровень. Человек утверждает себя и свою идентичность лучше всего в ходе деятельности.

Методика воспитания толерантности базируется на знании педагогами особенностей детей, коллектива, отношений между учащимися и их проявлений в поведении. При организации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать:

1) индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;

2) национальный состав коллектива учащихся;

3) проблемы в отношениях между детьми и их причины;

4) культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях.

Изучив и проанализировав ситуацию, педагоги осуществляют поиск эффективных форм воспитания у школьников толерантности, определяют конкретное содержание этой работы. Следует исходить из того, что основа толерантности – формирование гуманных отношений между людьми независимо от их национальности. Это возможно осуществлять в учебное и внеурочное время через всю систему отношений в коллективе класса, школы, любого образовательного учреждения.

Для проведения целенаправленной работы по воспитанию толерантности классному руководителю целесообразно составить программу работы с коллективом на основе изучения отношений в коллективе, особенностей учащихся и их семей, учитывая возраст детей. Не забывайте главное: проблемы и трудности, неизбежно возникающие во взаимоотношениях людей, всегда надо стараться решать путем переговоров, не доводя отношения до ссоры и агрессии.

Вопросы для самостоятельного осмысления

    Как вы понимаете выражение: «Толерантность – это гармония в многообразии»? Дайте пояснения.

    Какими, на ваш взгляд, методами можно обучать толерантности различные возрастные и социальные группы?

    Какие документы являлись основополагающими для разработки и принятия Декларации принципов толерантности?

По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям.

Политическая толерантность - терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои политические направления.

Научная толерантность - терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.

Педагогическая толерантность - терпимость к собственным детям, учащихся, умение понять и простить их несовершенства.

Административная толерантность - умение руководить без нажима и агрессии.

Так как же трактуют вопрос о толерантности в современной отечественной педагогике, психологии, социологии? В психологии считают, что толерантность - это свойство биологической или социальной системы, принятия другой системы или ее элементов. В социологии, что толерантность - культурная направленность, где в основе лежит понимание уникальности своей группы и предпочтение собственных этнокультурных ценностей.

Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденных ЮНЕСКО толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это утверждение и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. В педагогической литературе - это решение проблемы развития культуры межнациональных отношений. Например, Б.С. Гершунский вводит понятие, как менталитет толерантности, мировоззрение толерантности, толерантное поведение (23).

Наиболее точное в современной отечественной педагогике трактовка толерантности, у Б.З. Вульфова в книге Воспитание толерантности: сущность и средства Это способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни. Под процессом воспитания он подразумевает создание пространства взаимодействия с другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами.

Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений у школьников, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам. Этническая толерантность считается доминантой культуры межнациональных отношений. Развивать ее как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов.

Профессор Т.Д. Дмитриев в своей работе Многокультурное образование выделил следующие уровни развития толерантности в образовании.. Обучение толерантности. Развитие у ученика, учителя терпимости в отношении культурных особенностей других этносов. Формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов.. Изучение и поддержка другой культуры. Путем понимания и принятия культурного плюрализма, больше узнать о культуре другой этнической группы, лучше понять ее, то есть учитель и ученик переходят к следующему уровню многокультурности.. Уважение культурных различий. Становление личности, предполагающей высокую оценку другой культуры.. Утверждение культурных различий. Уровень поликультурного образования и культурного становления. Это утверждение учителя и ученика в процессе деятельности. На этой стадии к ним приходит понимание необходимости активной позиции.

Отсюда можно сделать вывод, что наиболее эффективным способом формирования толерантности является воспитание, которое (если назвать его толерантным воспитанием) способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Учащиеся учатся проявлять терпимость - значит, признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность. При этом следует поговорить о личности толерантной и интолерантной.

А.С. Макаренко отмечал, что даже при самой высокой обученности и умелости личность может быть неполноценной, если у нее не сформированы здоровые социальные и духовные отношения. Поэтому развитие этих отношений А.С. Макаренко считал главнейшей задачей воспитания.


    "ТОЛЕРАНТНОСТЬ В РОССИИ: СВОИ И ЧУЖИЕ"

    ГОСУДАРСТВО И ТОЛЕРАНТНОСТЬ

    К ИСТОКАМ ТОЛЕРАНТНОСТИ

    НОВЫЕ ПОДХОДЫ

    ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ОБЩИЕ ДЕЙСТВИЯ

    ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ ТОЛЕРАНТНОСТИ В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ

ВВЕДЕНИЕ

Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполняется своим особым смыслом, призванным быть единым для любого языка Земли. В Декларации принципов толерантности, утвержденной Резолюцией Генеральной Конференции ЮНЕСКО в 1995 году, проделана тщательная работа по анализу категории «толерантность». Мы полностью публикуем этот важный для нас документ (см. Часть 5). В нем суть толерантности формулируется на основе признания единства и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержания от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя.

Общее содержание понятия толерантности не исключает того, что в разных языках в зависимости от исторического опыта народов оно имеет различные смысловые оттенки. В английском языке толерантность - «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность - «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим», в персидском - «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению».

В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках, означая «отсутствие или ослабление реагирования на какой либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А слово «терпимость», более знакомое и привычное, употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». Слово «терпимость» часто ассоциируется с пассивным принятием окружающей реальности, непротивлением, способностью «подставить вторую щеку». Толерантные установки, напротив, проявляют себя активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав любого человека и отношение к проявлениям нетерпимости как к недопустимым.

В политическом плане толерантность интерпретируется как готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках конституции деятельность оппозиции, способность достойно признать свое поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм как проявление разнообразия в государстве.

1. "ТОЛЕРАНТНОСТЬ В РОССИИ: СВОИ И ЧУЖИЕ"

Понятие "толерантность" по смысловой насыщенности значительно шире, нежели просто "терпимое отношение". Это своеобразная этическая доктрина современности, претендующая на центральное место в "оси координат" XXI века. Людям, живущим в эпоху космополитизма, стирания экономических и иных границ, нужна новая философия, открытое и понимающее сообщество…

Однако сегодня для россиян, и не только россиян, толерантность – понятие далекое. Превалируют иные умонастроения: озлобление против "неумелого руководства страной", ненависть к приезжим, презрение к инвалидам, желание "очистить Россию от иностранной скверны", искоренить "нетрадиционные религии" и фундаменталистов...

"Самая опасная из нетерпимостей – это именно та, которая рождается в отсутствие какой бы то ни было идеологии как результат элементарных импульсов, – пишет Умберто Эко в своем эссе на тему этики. – Поэтому она не может ни критиковаться, ни сдерживаться рациональными аргументами". И такой нетерпимости в России много – как на уровне государственном, так и на персональном… К сожалению, мы склонны забывать, что "терпимость", в отличие от перемирия, нельзя объявить.

2. ГОСУДАРСТВО И ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Носители разных взглядов на природу толерантности выводят различные формулы материализации ее принципов. Государственная позиция выразилась в разработке Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе" на 2001–2005 годы. Государственным заказчиком, по поручению тогда еще председателя Правительства В.В. Путина, стало Министерство образования. В федеральной программе понятие "толерантность" применяется в трактовке Декларации принципов толерантности, принятой странами–членами ЮНЕСКО в 1995 году. Задачи документа – разработка и реализация эффективной государственной политики формирования установок толерантного поведения, внедрение методов и организационных механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социальнополитической ситуации, разработка и внедрение системы учебных программ и тренингов для всех ступеней и форм образования. На первом этапе – в течение 2001 года – совершается разработка научнометодических основ. Полномасштабное внедрение созданных механизмов планируется на третьем этапе (2004–2005 годы) на четырех уровнях: личность, семья, общество и государство.

С точки зрения правозащитников, необходимые шаги для преодоления нетерпимости в обществе – соответствующая политика государства, законодательная база и правильное применение законов. В стране имеется достаточная правовая основа в виде международных договоров и федерального законодательства для эффективной борьбы с проявлениями расизма и расовой дискриминации. И нужно использовать эти возможности, ратифицировать международные документы, внести изменения в некоторые законы (статьи 136 и 282 УК, ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" и "Об основах государственной службы РФ", в котором не предусмотрена дисциплинарная ответственность за проявление расизма, и др.).

Государство обязано обеспечить равный доступ к охране здоровья, образованию, социальному обеспечению, реализации права на жилище для всех без какой–либо дискриминации, в том числе по признаку наличия регистрации по месту жительства; регулировать проблемы миграции, приводящие к различным формам этнической дискриминации представителей меньшинств и мигрантов. СМИ должны освещать события так, чтобы репортажи отражали, помимо прочего, точку зрения и мнение групп, которые являются или могут стать объектом национальной дискриминации и расизма. Эти и другие требования содержались в резолюции Всероссийской конференции НПО. Ключевую роль в борьбе с расизмом и расовой дискриминацией правозащитники отводят межправительственным организациям: ООН, ОБСЕ, Совету Европы.

3. К ИСТОКАМ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин "толерантность" стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления. Так что "копилка" толерантности постоянно пополняется.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами–членами ЮНЕСКО, включая и Россию), толерантность означает "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности". Это определение, наиболее масштабное, подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр.

На русский язык с английского Декларация была переведена как "Декларация принципов терпимости". Но понятие "терпимость" не только не отражает полноты "толерантности", но и может быть прямо противоположно ему. Русский глагол "терпеть" имеет негативную окраску: терпение всегда пассивно и означает лишь внешнее сдерживание своего отношения ("я его еле терплю"), никак не меняющее самой позиции нетерпимости. Напротив, "толерантность" толкуется в Декларации как "активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека".

В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния. В повседневной жизни она выражалась и выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе – в расовой дискриминации, преследовании по национальному, религиозному признаку, в нарушении важнейших демократических свобод.

Сама идея толерантности восходит к истории философской мысли. О толерантности в условиях сильной церковной цензуры писал Дж. Локк в "Очерках о терпимости" и "Письмах о терпимости", П. Бейль в нескольких своих философских сочинениях. Как философская категория толерантность была сформулирована в связи с проблемой нетерпимости и первоначально воспринята как осмысление итогов Тридцатилетней войны, в ходе которой представители враждующих религиозных конфессий почти поголовно истребили друг друга.

Представитель философского крыла рассмотрения понятия толерантности Владислав Лекторский предлагает четыре возможных способа понимания толерантности. Первый, "толерантность как безразличие", предполагает существование мнений, истинность которых никогда не может быть доказана (религиозные взгляды, специфические ценности разных культур, особенные этнические верования и убеждения и т.д.). Второй, "толерантность как невозможность взаимопонимания", ограничивает проявление терпимости уважением к другому, которого вместе с тем понять невозможно и с которым невозможно взаимодействовать. "Толерантность как снисхождение" подразумевает привилегированное в сознании человека положение своей собственной культуры, поэтому все иные оцениваются как более слабые: их можно терпеть, но при этом одновременно и презирать. И наконец, "терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог" позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в результате критического диалога. На этот подход к толерантности и указывает автор в качестве желаемого для современной ситуации.

4. НОВЫЕ ПОДХОДЫ

В 90–х годах нетерпимость имеет прямое отношение к политике и рассматривается как угроза миру и безопасности. Поэтому правозащитники выступают с позиции трактовки толерантности, прежде всего, как преодоления всех форм расизма и расовой дискриминации. Юрий Джибладзе, президент Центра развития демократии и прав человека, считает, что такой подход к толерантности вовсе не означает игнорирования других форм нетерпимости. Просто в дискриминации, основанной на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, нетерпимость в современном обществе выражается наиболее ярко.

Одновременно признание толерантности в более широком смысле является условием эффективной борьбы с расизмом, так как гражданские, политические и экономические права человека тесно связаны с социальными и культурными правами. Например, толерантное отношение к видимым различиям (в мировой практике употребляется термин "визуальное меньшинство") означает невозможность нарушения прав по внешнему признаку, как это происходит в России применительно к выходцам с Кавказа ("фейс контроль" в метро и т.д.).

В более широком смысле – как терпимость и уважение ко всему "инакому" – понимают толерантность приверженцы социокультурного подхода. Они связывают толерантность с необходимостью просвещать общество, воспитывать терпимость и уважение, уничтожать психологические барьеры, способствующие возникновению фобий. Педагог Всеволод Луховицкий, председатель правления Молодежного центра прав человека и правовой культуры (МЦПЧиПК), выводит обоснование толерантности из естественных прав человека, понятия человеческого достоинства. Елена Русакова, психолог, руководитель проектов центра, в статье "Методические аспекты работы по теме "Образ врага", обусловливает возникновение нетерпимости психическими особенностями человека.

Введение

1. Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности

1.1 Толерантность как социально педагогическое понятие

1.3 Формы методы и приемы принципа толерантности, применяемые в социально-педагогической деятельности

2. Применение принципа толерантности с детьми младшего школьного возраста

2.1 Возрастные особенности младшего школьника

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема толерантности - одна из наиболее актуальных и сложных в современной науке. Значительное увеличение количества исследований в данной области в конце XX - начале XXI века связано с участившимися актами насилия, терроризма, обострившимися межрелигиозными и межнациональными конфликтами, проникновением проявлений нетерпимости в школу.

Пристальное внимание исследователей к проблематике толерантности объясняется и четко выраженной тенденцией гуманизации науки, повышением интереса к проблемам личностного развития растущего человека, выделением важнейшей задачи воспитания, заключающейся в формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.

Система образования наряду с воспитанием в личности чувств национального достоинства, единства, патриотизма, любви к Родине обязана предотвращать в человеке какие бы то ни было националистические чувства, идеи превосходства своей нации, религии, личности над другими, которые ведут в конечном итоге к национальной, межрелигиозной, межличностной вражде и войнам.

Таким образом, одной из важнейших задач современной школы является воспитание у школьников толерантности как качества личности. Именно в младшем школьном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования социально-значимых качеств личности (Т.П.Гаврилова, С.И.Галяутдинов, В.Д.Ермоленко, Л.В.Занков), в том числе и толерантности.

Проблему терпимости, воспитания толерантности у детей в той или иной степени затрагивали в своих диссертационных работах и научных публикациях многие отечественные и зарубежные философы: P.P.Валитова, В.Жанкелевич, В.М.Золотухин, Ж.Лессэ, Дж.Локк, А.П.Мчедлов, Э.Нарагхи, Н.К.Рерих, Ж.-Ж.Руссо, В.А.Тишков, Л.Н.Толстой, Б.Уильяме и др.; психологи: А.Г.Асмолов, В.Е.Кемеров, Е.Ю.Клепцова, И.В.Крутова, Ф.М.Малхозова, В.Г.Маралов, А.П.Оконешникова, Г.У.Солдатова и др.

В процессе изучения проблемы воспитания толерантности у детей было выявлено противоречие, которое заключается в том, что к настоящему времени известно достаточное количество сведений по решению проблемы формирования толерантности у детей, причем в основном подросткового и старшего школьного возраста, но не сформулирована концепция, не выделена технология воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста, отсутствует научно обоснованная система педагогических средств воспитания толерантности у детей данной возрастной группы.

Такое положение можно объяснить рядом причин: в программах учебных предметов для начальной школы практически не ставится задача воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста; социальные педагоги не могут выделить систему педагогических средств воспитания у младших школьников толерантности.

Таким образом, тема нашего исследования - Толерантность как принцип социально-педагогической деятельности.

Объектом исследования выступают принципы социально-педагогической деятельности.

Предмет исследования - принцип толерантности как принцип социально педагогической деятельности.

Выдвинута гипотеза: толерантность как принцип социально педагогической деятельности будет продуктивна если:

Применение принципа толерантности будет целенаправленно;

Будут учитываться возрастные особенности;

Будет показана связь принципа толерантности с жизнью;

Будет уважительное отношение к личности ребенка;

Будет опора на положительный опыт ребенка;

Будет учитываться социальная обусловленность процесса воспитания толерантности;

Будет завуалированы педагогические воздействия на активность ребенка;

Будет создана толерантная среда в образовательном учреждении;

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

1. Описать теоретические аспекты понятия толерантности как принципа социально педагогической деятельности.

2. Определить содержание социально-педагогической деятельности в СОШ.

3. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников.

4. Выявить сущность принципа толерантности в начальной школе.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Во введении обоснована актуальность исследования, обозначены объект, предмет, выдвинутая гипотеза, цель и задачи исследования. В первой главе - теоретические аспекты социально педагогической деятельности в СОШ, рассмотрено понятие толерантность, содержание социально-педагогической деятельности в СОШ, методы и приемы применения принципа толерантности в социально-педагогической деятельности. Во второй главе рассмотрены возрастные особенности младших школьников, содержание социально-педагогической деятельности по применению принципа толерантности в начальной школе и выявлены условия социально-педагогической деятельности, которые способствую эффективному применению принципа толерантности, а так же разработаны рекомендации по применению принципа толерантности в условиях начальной школы. В заключении подведен итог по всей работе, в списке литературы представлены библиографические данные по проработанной литературе.

1. Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности

1.1 Толерантность как социально педагогическое понятие

Понятие толерантность является предметом изучения многих наук: философии, этики, политологии, медицины, педагогики, психологии. Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть. В русском языке термин толерантность использовался, в основном, в медицине как «отсутствие или ослабление реагирования на какой-то неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А термин «терпимость» (способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей) не включал до последних пяти – семи лет в себя все значения, присуще толерантности.

В своем широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

Толерантность неотъемлемо связана с самой концепцией прав человека. Она формируется на основе утверждения прав и основных свобод человека, плюрализма (в том числе культурного), демократии. Для нее характерно также активное неприятие расизма, ксенофобии, религиозной нетерпимости, терроризма, различного рода экстремизма. При этом терпимость должны проявлять как отдельные граждане и социальные группы, так и народы, государства.

Волна терроризма, прокатившаяся по всему миру, теракты в российских городах; рост организованной преступности, решение личных, коммерческих, политических и иных споров с использованием оружия, коррупция и чиновничий произвол, несомненно, препятствуют утверждению принципов толерантности. Отголоски событий в США, Афганистане, бывшей Югославии, взрывов жилых домов в Москве и некоторых других городах России, захват нескольких сотен заложников в Театральном центре «Норд Ост», массовые волнения в Москве, теракт в аэропорту Шереметьево… наглядно показали, что социумом во многих случаях правят не гуманные начала, а, напротив, террористы, желающие деморализовать общество и повлиять на власть.

Тем не менее, формирование толерантного пространства в обществе на данном этапе времени набирает свои обороты. Всем уже становиться понятным актуальность проблем толерантности, поэтому для их решений уделяется пристальное внимание.

Особо пристальное внимание развитию толерантности стали уделять в школах. Так как необходимо еще в детстве объяснить детям, насколько важна терпимость в нашем мире. В школах ведется целенаправленная работа по формированию у детей толерантности: проводятся мероприятия, праздники, которые направлены на сплочение всех детей и подростков, классные часы, посвященные проблемам толерантности.

Главным шагом в развитие толерантного общества было принятие и подписание «Декларации принципов толерантности». Которая утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. Было проведено множество конференций, круглых столов и мероприятий, на которых поднимались именно проблемы толерантности общества. Так же были приняты Федеральные Целевые программы. Одна из них: Федеральная Целевая программа «ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ».

Впервые поднял вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений академик, директор Института этнографии и антропологии РАН В.А. Тишков, говоря о необходимости “межнациональной толерантности”. По его определению “толерантность – это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда – многомерны и следовательно взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу”. Он определил, что толерантность выражается на психологическом уровне (как внутренняя установка и отношение личности и коллектива) и политическом уровне (как действие или осуществленная норма).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!