Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Деятельность уложенной комиссии закончилась. Созыв уложенной комиссии екатерины второй, его роль в становлении законодательства россии

В 1767 году.

М. Зайцев. Екатерининская комиссия 1767 г.

Манифестом Екатерины II от 14 декабря 1766 г. представители разных сословий призывались «не только для того, чтобы от них выслушать нужды и недостатки каждого места, но допущены они быть имеют в комиссию, которой мы дадим Наказ , для заготовления проекта нового уложения к поднесению нам для конфирмации».

Мысль о созыве подобной комиссии принадлежала всецело самой императрице и навеяна была на неё чтением западноевропейских писателей, в особенности «О духе законов» Монтескье (мнение В. И. Сергеевича). В руководство комиссии был написан императрицей Большой Наказ, в самых общих, подчас даже туманных чертах намечавший те вопросы, которые, по мнению императрицы, должны быть разрешены созываемой комиссией. Многие из намечаемых вопросов прямо были заимствованы из Монтескье и Беккарии.

Императрицу много занимал вопрос о составе комиссии, и план, составленный князем Вяземским, обер-прокурором Всеволожским, генерал-рекетмейстером Козловым и Кузьминым, был значительно видоизменен Екатериной II. По процедуре выборов, депутатов должны были прислать отдельные сословия: дворяне, горожане, казаки и свободные сельские обыватели. Духовенство не имело в комиссии депутатов, и митрополит Дмитрий Сеченов был представителем синода, а не духовенства, как были представители и других государственных учреждений: сената, коллегий и пр.

Это резко отличает состав комиссии от состава земских соборов, где духовенство занимало первенствующее значение. Практика, впрочем, представляет и обходы процедуры выборов: в Угличе, например, духовенство принимало участие в выборах и составлении наказов. В СПб. и Москве выборы были всесословными, и последние - не без ведома императрицы. Представителями столиц явились, таким образом, высокопоставленные лица вместо горожан. Такие выборы были исключениями; обыкновенно депутат от города избирался городскими обывателями - купцами, цеховыми ямщиками, канцелярскими чиновниками и пр. Иные города присылали больше депутатов, чем полагалось по процедуре; зато бывали, правда - сравнительно редкие, случаи, когда обыватели старались как-нибудь отделаться от посылки депутатов (Борисоглебская слобода Ярославской губернии), или совсем их не посылали (уезды Масальский, Кологривский, Цивильский, Звенигородский и др.).

По счету профессора Латкина, вся вообще комиссия состояла из 564 депутатов, из которых 28 были от правительства, 161 от дворян, 208 от горожан, 54 от казаков, 79 от крестьян и 34 иноверца. Представителями дворян были, по преимуществу, военные (109 человек), горожан - купцы (173 человека), а затем мещане, секретари магистратов, духовных правлений и пр.; малорусские города присылали даже казаков, сотников, полковых писарей и пр. Сельское население и казаки присылали депутатов из своей среды; депутаты иноверцы (самоеды, башкиры, черемисы и пр.), большей частью, не знали русского языка, и им было разрешено выбрать в помощь особых «опекунов», знающих русский язык.

Избиратели должны были заявить через депутатов о своих «нуждах и недостатках»; поэтому депутат снабжался особым наказом, на составление которого, по обряду выборов, полагался довольно короткий срок - три дня. Составление наказа велось под руководством выборного представителя сословия. Издаваемые в «Сборнике Императорского Исторического Общества» наказы показывают, что население, большей частью, отнеслось очень серьезно к своим задачам, и наказы, поэтому, являются важным материалом не только для изображения «нужд, желаний и стремлений в эпоху Екатерининской комиссии», но также и для истории русского государственного строя в XVIII в.

Таких наказов, как наказ муромских дворян, заявивших, что они нужд и отягощений не знают, очень немного. Они являются, во всяком случае, исключениями. Депутаты привозили иногда по несколько наказов. Так, депутат архангелогородской провинции Чупров привез 195 наказов, а два депутата от 2-х других провинций Архангельской губернии привезли 841 наказ. Вообще число наказов значительно превышает численность депутатов. На 161 дворянского депутата имеется 165 наказов, на 208 городских - 210, на 167 крестьянских, считая казаков и иноверцев - 1066 наказов. Выборы и составление наказов, по большей части, происходили свободно, без видимого давления администрации. Только в Малороссии генерал-губернатор Румянцев оказал давление на избирателей, когда те захотели внести в наказ просьбу об избрании гетмана. Екатерина, впрочем, не разделяла опасений Румянцева.

31-го июня 1767 г. состоялось открытие комиссии, под председательством генерал-прокурора. В этом же заседании был избран маршал (председатель) комиссии. Из трех представленных кандидатов Екатерина утвердила А. И. Бибикова . Маршалу принадлежала руководящая роль в собрании: он назначал заседания, вносил предложения, ставил их на голосование. Кроме маршала никто из членов не имел права вносить предложения. В случае равного разделения голосов маршалу принадлежало их два. Столько же голосов принадлежало и генерал-прокурору, который присутствовал в комиссии и с которым маршал должен был совещаться о делах. Дела вообще решались по большинству голосов.

Для разработки отдельных вопросов общая комиссия избрала 15 частных, из 5 человек каждая. Кроме них действовали ещё 4 комиссии. Главнейшей из них, предписанной даже наказом, была дирекционная, которой принадлежало руководящее начало в деятельности всех комиссий. Членами её были утверждены императрицей все лица из высшей знати, хотя в числе представленных комиссии кандидатов были и четыре горожанина.

Затем следует комиссия сводов, задача которой состояла в собирании законов по разным предметам; комиссия наказов занималась извлечением инструкций из депутатских наказов и, наконец, экспедиционная комиссия заведовала исправлением слога во всех законодательных проектах. Члены всех этих комиссий могли принимать участие в прениях и комиссии общей; в деятельности своей они должны были руководствоваться большим наказом, наказами депутатскими и действующими законами.

Работы частных комиссий не были приведены в тесную связь с работами общей комиссии, а потому случилось, например, что когда был внесен в общую комиссию проект прав благородных, оказалось, что она ещё не приступала к обсуждению дворянских наказов. Работы общей комиссии отличались вообще случайностью и отсутствием системы. В. И. Сергеевич совершенно справедливо приписывает это полной неподготовленности к делу руководителей комиссий и, в частности, Бибикова.

Например, 8 первых заседаний комиссии были посвящены чтению большого наказа, обряда управления и определению о поднесении Екатерине II титула «великой, мудрой матери отечества»; затем с 8 по 15 заседание прочли 12 крестьянских наказов, 10 заседаний было посвящено чтению законов о правах благородных, потом перешли в продолжение 36 заседаний к чтению законов о купечестве и т. д. Никакого голосования не происходило, и заседания комиссии отличались, вследствие этого, полной бесплодностью.

Это не укрылось от императрицы. Её разочарованию в комиссии следует приписать то обстоятельство, что с 10 июня 1768 г. комиссия собирается вместо пяти четыре раза в неделю, в августе и сентябре было только по 7 заседаний, а 6 октября маршал объявил, что впредь комиссия будет собираться только два раза в неделю. Наконец, 18 декабря 1768 г. маршал объявил, что ввиду того, что многие депутаты должны отправиться к войску на службу, по случаю объявления войны Турции, комиссия распускается впредь до созыва вновь; члены же частных комиссий должны продолжать свои работы.

Военные действия против Турции не были только предлогом для роспуска комиссии. Многие депутаты принадлежали к военному сословию и ещё раньше маршальского объявления просились в армию. Во время турецкой войны комиссия все ещё считалась существующей. Заседания её отсрочивались сначала до 1 мая, затем до 1 августа и 1 ноября 1772 г., наконец, до 1 февраля 1773 г. «Уложенная Комиссия» упоминается ещё в 1775 г. в числе учреждений, прибывших вместе с императрицей из СПб. в Москву. Таким образом К. никогда не была распущена, а просто была забыта.

Причины такого забвения В. И. Сергеевич находит в её бесплодности, неизбежной «при неправильной постановке задачи её, при многих недостатках организации и, наконец, при полном неумении руководящих людей не только исправить искусным применением первоначально допущенные ошибки, но просто привести в исполнение, что в предписаниях Екатерины было исполнимого». В письмах Екатерины есть, впрочем, указания на то, что Комиссия не прошла совершенно бесследно для дальнейшего русского законодательства. Её следы носит изданное, например, в 1775 г. Учреждение о губерниях.

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Белявский М. Т. Наказы сибирских крестьян в Уложенную комиссию 1749 г. // Археография и источнековедение Сибири. Новосибирск, .
  • Белявский М. Т., Омельченко О. А. Наказы тобольских крестьян в Уложенную комиссию 1749 г. // Сибирское источниковедение и археография. Новосибирск, 1950.
  • Наказы черносошных, экономических и приписных крестьян Тобольской провинции в Уложенную комиссию 1749 г. // Рукописная традиция XVI-XIX вв. на востоке России. Новосибирск, 1948.
  • Белявский Т. М., Омельченко О. А. Наказы ялуторовских крестьян в Уложенную комиссию 1749 г. //Источники по культуре и классовой борьбе феодального периода. Новосибирск, 1942.
  • Горбань Н. В. Западно-Сибирское крестьянство по наказам в Комиссию 1749 г. // Известия Омского отделения географического общества СССР. Вып. 3 (10). 1950.
  • Кондрашенков А. А. Крестьяне Зауралья по наказам в Комиссию 1749 г. // Ученые записки Курганского пединститута. Курган, 1948.
  • Макаров В. И. Крестьянство Сибири по наказам в Комиссию 1749 г. // Вопросы истории Сибири. Л., 1951.
  • Недосекин В. И. Наказы в Законодательную комиссию 1749 г. как исторический источник: Автореф. дис. …канд. ист. наук. Воронеж, 1948.
  • Недосекин В. И. Об изучении наказов в законодательную комиссию 1749 г. // Источниковедение отечественной истории, 1949. М., 1980.
  • Покровская И. М. Наказы от городов Сибири в Уложенную комиссию 1749 г. как исторический источник // Археографический ежегодник за 1948 г. М., 1948.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Уложенная комиссия" в других словарях:

    УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ - создана Екатериной II с целью систематизации законодательства. Ее членами были выборные представители различных категорий населения (представляли дворянства, горожан, однодворцев, казаков, государственных крестьян, нерусских народов империи).… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

    Уложенная комиссия - всесословное совещательное учреждение XVIII в., созданное для разработки и принятия нового уложения. Работала в 1767 1768 гг … Краткий словарь историко-правовых терминов

    1. КОМИССИЯ, и; ж. [от лат. commissio поручение] 1. Поручение, выполняемое за вознаграждение (обычно связанное с куплей или продажей, с какой л. сделкой). 2. Вид услуг (посредничество), оказываемый специальными магазинами частным лицам в продаже… … Энциклопедический словарь

    - (от лат. commissio поручение) орган, создаваемый для выполнения определенных функций (избирательная комиссия, счетная комиссия, ревизионная комиссия) или проведения специальных мероприятий (например, в России 18 19 веков Уложенная комиссия,… … Политология. Словарь.

    - (от лат. commissio поручение) 1) орган, создаваемый для выполнения каких либо определенных функций (избирательная комиссия, счетная комиссия, ревизионная комиссия) или проведения специальных мероприятий (напр., в Росии 18 19 вв. Уложенная… … Большой Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Екатерина II (значения). Екатерина II Великая … Википедия

    8 я императрица всероссийская … Википедия

    Екатерина II Великая 8 я императрица всероссийская … Википедия

В своей политике просвещенного абсолютизма решила организовать коллегию по выработке нового свода законов, ведь Россия продолжала опираться на Соборное Уложение .

Это проблема была актуальная, еще в свое время пыталась разработать новое законодательство, но работа эта большого масштаба не носила.

Всего за время деятельности Уложенной комиссии было проведено около двухсот заседаний. Обсуждались множества проблем в области законодательства, обсуждали положение государственных и остальных крестьян. Комиссия активно функционировала до 1775 г. В этот период проходила бурная деятельность.

А с 1775 г. Уложенное собрание работало как бюрократическая инстанция. Не смотря на большое влияние к этому органу, он так и не стал проявлением парламентаризма. Были лишь одни обсуждения, но интересно то что комиссия разделилась в области крестьянского вопроса. Некоторые члены комиссии выступали с резкой критикой крепостного права. Таким образом в России с этого момента стали обсуждать открыто вариант отмены крепостного права. И эта идея находила отклик у многих.

Уложенная комиссия видео

Причины созыва Уложенной комиссии

Определение 1

На протяжении $XVIII$ в. неоднократно созывались временные коллегиальные органы для разработки и систематизации российского законодательства. Они назывались Уложенными комиссиями, всего их было созвано $7.$

Истории наиболее известна комиссия, созванная Екатериной II в $1767$ г. Императрица Екатерина II сильно увлекалась идеями европейского Просвещения , кроме того, созыв комиссии придал дворянству, участвовавшему в этом наиболее активно, дополнительное чувство собственной важности. Таким образом, созывая Уложенную комиссию, Екатерина II, как говорится, убивала двух зайцев одним выстрелом:

  • показывала свою либеральность и образованность,
  • и вместе с тем, повысила доверие дворянства, своей главной опоры.

Существует мнение, согласно которому Уложенная комиссия Екатерины II – фарс от начала до конца, просто желание самовозвышения в глазах потомков, особенно если учесть, что именно Екатерина сформировала эту идею под впечатлением от французских просветителей.

Следующим важным побудительным моментом при созыве Уложенной комиссии было стремление поставить Россию на один уровень с ведущими европейскими странами, ведь сама идея, которую вычитала императрица Екатерина II, содержится в труде Монтескье «О духе законов» .

Деятельность комиссии

Уложенную комиссию созвали в $1767$ г., официальное открытие произошло $31$ июля. Ее состав был довольно пестрым при доминировании элиты. Общее количество депутатов равнялось $564$ человекам. Из правительства в комиссии было $28$ человек. Дворянство представляли $161$ участника. Города представляли $208$ человек разных сословий (свободных). Кроме того, в Уложенную комиссию вошли и свободные сельские жители – $79$ человек, как правило, зажиточные. Участвовали также $54$ казака и $34$ иноверца – т.е. представители коренных народов Поволжья, Урала.

Работа комиссии была построена следующим образом: избранные депутаты привозили от своих избирателей т.н. наказы, документы, в которых давалась оценка существующим проблемам. Количество наказов намного превысило число депутатов, всего было подано более $1,5$ тыс. документов.

На открытии Комиссии начали зачитывать Большой Наказ Екатерины II, написанный на манер модных европейских авторов Просвещения, без конкретики советовавший, как и какие вопросы нужно рассматривать. Последующие $10$ заседаний были посвящены опять же Большому Наказу и принятию Екатериной II титула Великой.

У Комиссии был наблюдатель и председатель, генерал-прокурор. Маршалом (тоже руководителем) был назначен Бибиков А.И. Кроме общей комиссии были созданы еще $15$ на отдельные вопросы, в них участвовало по $5$ человек. Однако работа отдельных комиссий была плохо согласована между собой и с общей.

В результате, работа комиссии начала буксовать. Все заседания проходили за зачитыванием огромного количества наказов, привезенных депутатами. Дальше обсуждений наказов дело не шло, предложений не выдвигалось.

Через год после открытия Комиссия стала собираться сначала по $4$ раза в неделю вместо $5$, а затем все реже и реже. Екатерина II была разочарована в этом проекте, либо просто потеряла к нему интерес. С началом Русско-турецкой войны $1768-1774$ гг. общая комиссия была распущена в связи с необходимостью многих ее участников нести службу на войне, отдельные комиссии некоторое время еще продолжали работу. Из-за войны заседания Уложенной комиссии постоянно отодвигали, а в последний раз она упоминается в документах в $1773$ г.

Вскоре после вступления на престол Екатерина обнаружила, что одним из существенных недостатков русской жизни является устарелость законодательства: сборник законов был издан при Алексее Михайловиче, а жизнь с тех пор изменилась до неузнаваемости. Императрица видела необходимость большой работы по собранию и пересмотру законов. Екатерина II решила составить новое Уложение. Она читала множество сочинений иностранных ученых о государственном устройстве и суде. Конечно, она понимала, что далеко не все применимо к русской жизни.

Императрица считала, что законы должны быть согласованы с потребностями страны, с понятиями и обычаями народа. Для этого решено было созвать выборных (депутатов) из различных сословий государства для выработки нового Уложения. Это собрание выборных было названо Комиссией для составления проекта нового Уложения. Комиссия должна была сообщить правительству о нуждах и пожеланиях населения, а затем выработать проекты новых, лучших законов.

Комиссия была открыта торжественно в 1767 году самой Екатериной II в Москве, в Грановитой Палате. Было собрано 567 депутатов: от дворянства (от каждого уезда), купечества, государственных крестьян, а также оседлых инородцев. Широко заимствуя идеи передовых западных мыслителей, Екатерина для этой Комиссии составила "Наказ комиссии о составлении проекта нового уложения". Это были правила, на основании которых должно быть составлено новое Уложение и которыми должны были руководствоваться депутаты. "Наказ" был роздан всем депутатам. Но так как введение законов находится в юрисдикции Царя, то комиссия должна была составить предложения. Над "Наказом" Екатерина II трудилась более двух лет. В "Наказе" Екатерина говорит о государстве, законах, наказаниях, производстве суда, воспитании и прочих вопросах. "Наказ" показывал и знание дела, и любовь к людям. Императрица хотела внести в законодательство больше мягкости и уважения к человеку. "Наказ" был встречен везде с восторгом. В частности, Екатерина требовала смягчения наказаний: "любовь к отечеству, стыд и страх поношения суть средства укротительные и могущие воздержать множество преступлений". Также она потребовала отменить наказания, могущие изуродовать человеческое тело. Екатерина выступала против применения пыток. Она считала пытку вредной, так как слабый может не выдержать пытки и сознаться в том, чего не совершал, а крепкий, даже совершив преступление, сможет перенести пытку и избежит наказания. Особенно большой осторожности она требовала от судей. "Лучше оправдать 10 виноватых, чем обвинить одного невиновного". Еще одно мудрое изречение: "гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать". Но как это сделать? Надо, чтобы люди чтили законы и стремились к добродетели. "Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучше есть приведение в совершенство воспитания". Хотите предупредить преступления - сделайте чтобы просвещение распространялось между людьми.

Также Екатерина казалось необходимым предоставить дворянству и городскому сословию самоуправление. Екатерина II думала и об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Но отмена крепостного права не состоялась. В "Наказе" говорится о том, как помещики должны обращаться с крестьянами: не обременять налогами, взимать такие налоги, которые не заставляют крестьян уходить из дому и прочее. В то же время она распространила мысли о том, что для блага государства крестьянам нужно дать свободу.

Комиссия разделилась на 19 комитетов, которые должны были заниматься различными отраслями законодательства. Вскоре обнаружилось, что многие депутаты не понимают того, для чего они призваны, и хотя депутаты относились к делу серьезно, работы шли весьма медленно. Бывали случаи, что общее собрание, не кончив рассмотрение одного вопроса, переходило к другому. Дело, порученное Комиссии, было большое и сложное, и приобрести соответствующие навыки было не так легко. Екатерина перевела Комиссию в Петербург, однако и в Петербурге за год Комиссия не только не приступила к составлению нового Уложения, но даже не разработала ни одного его отдела. Екатерина была этим недовольна. Многие депутаты из дворян в 1768 году должны были отправиться на войну с турками. Екатерина объявила о закрытии общих собраний Комиссии. Но отдельные комитеты продолжали работу еще несколько лет.

Можно сказать, что деятельность Комиссии об Уложении закончилась провалом. Комиссия преподнесла Екатерине II предметный урок о невозможности реализации теоретических построений европейских философов на русской почве. Шанс, который история давала России, не был и не мог быть реализован. Роспуск Уложенной Комиссии стал для Екатерины прощанием с иллюзиями в области внутренней политики.

Тем не менее, хотя Комиссия не составила Уложения, но зато она ознакомила Императрицу с нуждами страны. Пользуясь трудами комиссии, Екатерина II издала много важных законов. Сама Екатерина писала, что она "получила свет и сведения о всей Империи, с кем дело иметь, и о ком пещись должно". Теперь она могла действовать вполне сознательно и определенно.

Правовая система "законной монархии" заключалась в создании системы сословных судов и совестного суда, в совершенствовании следственных порядков, перемены в полицейском управлении. Екатерина II пыталась достичь общественного спокойствия через полицейское регулирование на основе "принуждения к добродетели" путем исполнения справедливых законов.

Екатерина II хорошо понимала место России в тогдашнем мире. Она не слепо копировала европейские образцы, но была на уровне тогдашнего мирового политического знания. Она стремилась использовать европейский опыт для реформирования страны, где не было ни частной собственности, ни буржуазного гражданского общества, но, напротив, имелось традиционно развитое государственное хозяйство, господствовало крепостное право.

В 1765 году интересах дворянства было учреждено Вольное экономическое общество (ВЭО). Одно из старейших в мире и первое в России экономическое общество (вольное - формально независимое от правительственных ведомств) было учреждено в Петербурге крупными землевладельцами, стремившимися в условиях роста рынка и торгового земледелия рационализировать сельское хозяйство, повысить производительность крепостного труда. Основание ВЭО было одним из проявлений политики просвещенного абсолютизма. ВЭО начало деятельность объявлением конкурсных задач, изданием "Трудов ВЭО" (1766-1915, более 280 томов) и приложений к ним. Первый конкурс был объявлен по инициативе самой императрицы в 1766 году: "В чем состоит собственность земледельца (крестьянина) в земле ли его, которую он обрабатывает, или в движимости и какое он право на то и другое для пользы общенародной иметь должен?". Из 160 ответов русских и иностранных авторов наиболее прогрессивным было сочинение правоведа А.Я. Поленова, критиковавшего крепостничество. Ответ вызвал недовольство конкурсного комитета ВЭО и напечатан не был. До 1861 года было объявлено 243 конкурсные задачи социально-экономического и научно-хозяйственного характера. Социально-экономические вопросы касались трех проблем: 1) земельной собственности и крепостных отношений, 2) сравнительной выгодности барщины и оброка, 3) применение наемного труда в сельском хозяйстве.

Деятельность ВЭО способствовала внедрению новых сельскохозяйственных культур, новых видов сельского хозяйства, развитию экономических отношений.

В области промышленности и торговли Екатерина II (указом 1767 года и манифестом 1775 года) провозгласила принцип свободы предпринимательской деятельности, что было выгодно в первую очередь дворянству: оно обладало крепостными трудовыми ресурсами, имело дешевое сырье, получало субсидии от государственных и сословных кредитных учреждений. Дворянство, в том числе и среднее, встало на путь крепостнического предпринимательства стало расти число вотчинных мануфактур. Рост крестьянских мануфактур также оказался на руку дворянству, так как многие крестьяне предприниматели были крепостными.

Наконец, уход оброчных крестьян в город на заработки также был удобен помещику, стремившемуся получить больше наличных денег. Капиталистических, то есть основанных на наемном труде, предприятий было немного, да и наемные рабочие зачастую были лично не свободными, а крепостными крестьянами на заработках. Абсолютно преобладающими были формы промышленности, основанные на различных видах подневольного труда. В начале царствования Екатерины в России было 655 промышленных предприятий, к концу 2294.

Наиболее ярким проявлением политики просвещенного абсолютизма явился созыв в 1767 году Комиссии для составления нового «Уложения» и «Наказ», составленный Екатериной специально для депутатов этой концессии.

Беспорядок действовал в законах. Предшественники Екатерины непрерывно заботились о приведении в систематический кодекс всей громады отдельных законоположений, накопившихся со времени «Уложения» 1649 года, и не могли с этим сладить.

Екатерина начала царствование отменой многих распоряжений Петра III. В феврале 1764 года ей была проведена секуляризация- обращение государством церковной собственности, преимущественно земли в светскую. В результате у церкви было отнято, более миллиона душ крестьян и для управления ими была создана специальная коллегия- Коллегия экономики. Барщина для крестьян была заменена денежным оброком. К ним перешла большая часть земли, на которой они несли барщину в пользу монастырей. В тоже время в пользу крепостников в 1765 году был издан указ, предусматривающий закрепление за дворянами всех земель, захваченных ими у различных категорий крестьян. Манифест о вольности дворянства усилил позиции правительства. В августе 1767 года Екатерина издала самый крепостнический указ за всю историю существования крепостничества. Этим указом любая жалоба крестьянина на помещика объявлялась тягчайшим государственным преступлением. Императрица широко использует политику лавирования, маскируя свою политику экономическими и философскими концепциями Запада. Её царствование сопровождается невиданным разгулом фаворитизма. Решая судьбу фаворитов предшествующего царствования, Екатерина проявляла великодушие и снисходительность. Она остерегалась рубить с плеча. В итоге многие действительно талантливые и полезные для государства люди остались на своих прежних должностях. Екатерина любила и умела ценить заслуги людей. Она понимала, что её похвалы и награды заставят людей ещё усерднее трудиться.

Главным ее трудом в области политико-правовой мысли является «Наказ» императрицы Екатерины II, данный Комиссии о сочинении проекта нового Уложения 1767 г., или просто «Наказ».

«Наказ» состоял из 20 глав, к которым потом добавилось еще две, главы делились на 655 статей, из них 294 были заимствованы из тракта Ш. Монтескье «О духе законов»; 104 из 108 статей в десятой главе взяты из тракта Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Тем не менее «Наказ» является самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского «просвещенного абсолютизма».

«Наказ» торжественно провозглашал, что цель власти состоит не в том, «чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра». Вместе с тем Екатерина предусмотрительно отмечала: «Для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приуготовить». На этом основании она предписывала: «Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно с пространством толь великого государства”. Вольность в понимании Екатерины означала «право все то делать, что законы позволяют». Свобода в ее представлении вполне сочеталась с неограниченным самодержавием.

Таким образом, взгляды императрицы отнюдь не полностью совпадали с идеями Монтескье, мечтавшего об ограниченной, конституционной монархии. Скорее, они приближались к взглядам тех просветителей (в частности Вольтера), которые предпочитали абсолютизм, но с просвещенным монархом. Гарантией от превращения такого монарха в деспота должны были послужить органы управления, стоящие между народом и верховной властью и действующие на основе законности. Идея была заимствована опять-таки у Монтескье, но при этом - совершенно искажена. Французский философ представлял эти “последующие власти” относительно независимыми от престола, а у

Екатерины они создаются и действуют исключительно по воле монарха. Значительно решительнее императрица высказывалась за реформу судопроизводства. Она отвергала пытки, лишь в исключительных случаях допускала смертную казнь, предлагала отделить судебную власть от исполнительной. Вслед за гуманистами просветителями Екатерина провозглашала: «Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать».

Однако все рассуждения о свободе довольно странно звучали в стране, где значительная часть населения находилась в крепостной зависимости, фактически в рабстве. Императрица уже в 1762 г., почти сразу после вступления на престол, издала Манифест, в котором однозначно заявила: «Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать». Указы 1765 и 1767 гг. еще больше усилили зависимость крепостных от их господ.

И все же Екатерина видела в крепостном праве «несносное и жестокое иго», «человеческому роду нестерпимое положение», чреватыми серьезными потрясениями для государства. Правда, и «генеральное освобождение» она считала несвоевременным и опасным, а для «приготовления умов» к освобождению императрица за 34 года своего царствования раздала генералам, сановникам и фаворитам около 800 тыс. казенных крестьян обоего пола, распространила крепостное право на Украину.

В духе «Наказа» проходило и его обсуждение. Еще в период работы над ним Екатерина показывала свое произведение сподвижникам и под влиянием их замечаний сожгла добрую половину написанного. Однако главное обсуждение этого документа намечалось на заседании специальной Уложенной Комиссии для кодификации законов.

Комиссия начала свою работу 30 июля 1767 г. «Наказ» был выслушан с восхищением, некоторые депутаты даже прослезились. Тогда и было принято решение преподнести императрице титулы Великая, Премудрая, Мать Отечества. Впрочем, когда 12 августа делегация депутатов представилась с этой целью Екатерине, императрица сказала: «Ответствую: на Великая - о моих делах оставляю времени и потомству беспристрастно судить, Премудрая – никак себя таковой назвать не могу, ибо один Бог премудр, и Матерь Отечества - любить Богом врученных мне подданных я за долг звания моего почитаю, быть любимой от них есть мое желание». Тем не менее, именно с этого момента уже современники будут называть её «Великой».

Цель состояла в разработке нового свода законов, который был призван заменить Соборное уложение 1649 г. В Уложенной комиссии работали представители дворянства, чиновничества, горожан, государственных крестьян. К открытию комиссии Екатерина II написала знаменитый «Наказ», в котором использовала труды Вольтера, Монтескье, Беккариа и других просветителей. В нем говорилось о презумпции невиновности, об искоренении деспотизма, о распространении просвещения, о народном благосостоянии. Деятельность комиссии не принесла желаемого результата. Новый свод законов выработан не был, депутаты не сумели подняться над узкими интересами сословий и особого рвения в выработке реформ не проявили. Хотя комиссия в дальнейшем была распущена, она всё же имела важное значение, так как её члены ознакомили Екатерину с мнениями и желаниями русского общества. Императрица воспользовалась этими сведениями при осуществлении крупнейших реформ, касавшихся губернских учреждений и сословий. Эти действия Екатерины II ещё раз доказывают, что она стремилась к власти, думая больше о развитии государства, чем о власти как таковой.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!