Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Давид Гоцман в жизни и на экране: легендарный одесский сотрудник уголовного розыска. Сериал "Ликвидация": кем был настоящий Гоцман

Давид Гоцман

Давид Маркович Гоцман

Владимир Машков в роли Давида Гоцмана
Информация
Прозвище Да́ва
Возраст 41 год (на момент показанных событий)
Дата рождения 10 июня 1905
Род занятий борьба с бандитизмом
Звание подполковник
Супруг(а) Елена Брунер (наст. имя Нора)
Дети Миша Карасёв (усыновлён)
Число эпизодов 14
Создатель Олег Компасов (автор идеи)
Алексей Поярков (автор сценария)
Сергей Урсуляк (режиссёр)
Виктор Файтельберг-Бланк (помощь автору при создании образа)

Давид Маркович Гоцман - главный герой телесериала «Ликвидация », сотрудник милиции, начальник отдела по борьбе с бандитизмом Одесского уголовного розыска. Воплощён на экране актёром театра и кино Владимиром Машковым . За воплощённый им образ Давида Гоцмана, Владимир Машков был удостоен российской национальной премии «Золотой орёл » , в номинации за лучшую мужскую роль на телевидении ; стал обладателем «Золотого Дюка » за вклад в культурную жизнь Одессы, в рамках Первого одесского международного кинофестиваля , а также звания «Почётный гражданин Одессы» от одесских муниципальных властей .

Краткое описание персонажа

По словам самого Владимира Машкова, создать образ борца с преступностью ему помогли его собственные: Бандитское детство, криминальная юность, уличные драки до первой крови… И перемена в персонаже, когда тот подался на патрульно-постовую службу, имела место в юности самого Машкова: До девятого класса он был хроническим двоечником. Потом, по его собственному признанию, понял, что знание - сила и в результате школу закончил почти хорошо . Машков и другие российские актёры, принимавшие участие в съёмках, брали уроки у местного лингвиста , который ставил им одесский акцент . Для придания достоверности своей игре и для того, чтобы лучше понять своего персонажа, войти в образ, Владимир Машков специально общался с взаправдашними одесскими «авторитетами» на пенсии . У них он обучался специальному жаргону. Один из них, когда-то зарабатывавший деньги в игорных притонах, даже обучал актера игре в карты . По слухам, Машкову, для того чтобы создать реалистичный образ подтянутого розыскника в послевоенное время, удалось похудеть на 20 кг . Съёмки проходили во многих живописных местах Одессы и актёр, подстриженный по военной моде 40-х годов, появляясь на улицах, вызывал к себе повышенный интерес не только у женской половины города. Машков фотографировался со всеми желающими и никому не отказывал в автографе. При этом выглядел счастливым . Актриса Светлана Крючкова , игравшая в сериале роль тёти Песи, рассказывала в интервью газете «Труд », что весь долгий съемочный период «Ликвидации» с первого и до последнего дня актёр перевоплотился в своего персонажа и был Гоцманом, а не Володей Машковым. На это сам Машков поведал следующее :

И Давид Гоцман, и мой герой в «Кандагаре » - не вымышленные персонажи, у них есть прототипы. Да и обе истории для меня правдоподобные <…> Что же касается моего принципа в работе над ролью, то каждый раз передо мной стоит одна задача - справиться с самим собой. Разумеется, я примерял себя и к Гоцману, и к пилоту в «Кандагаре», но практически никогда не получал ответа, как бы поступил я, смог бы оказаться на такой же высоте и, самое главное, остаться человеком. Но в этом незнании главная интрига моей жизни и профессии.

Тем временем Машков в восприятии одесситов стал ассоциироваться с сыгранным им персонажем , даже после ряда других ролей в крупнобюджетных художественных фильмах . Та же слава закрепилась за ним и среди актёрского сообщества. Так, даже несмотря на каждодневные многочасовые усилия гримёров при работе над фильмом «Распутин », где Машков играет царя Николая II , над актёром всё равно подтрунивали, что он теперь «Гоцман на троне» .

Обзоры журналистов и рецензии кинокритиков

«Голос Украины», официальное издание Верховной рады Украины , отметил актёрскую игру Владимира Машкова не иначе как блестящей . Журнал «Russian Town», называет игру Машков идеальной. Режиссёр, как отмечается в журнале, выбрал на роль героя, вершащего правосудие, харизматичного человека . По мнению кинообозревателя газеты «Сегодня » Людмилы Воронковой, Владимир Машков в роли грозы всех бандитов, начальника Одесского УГРО, создаёт впечатление что только начальник угрозыска Гоцман и маршал Жуков могут спасти город от происков немецкого шпиона «Академика» и безжалостной банды «Степных волков». 42-летний актер в свободной рубахе, заправленной в милицейские галифе, и явно великоватых сапогах выглядел не просто стройным, а суперстройным, деловито щёлкая семечки .

Популярная одесская писательница Светлана Мартынчик пишет в своих дневниках, что самый кайф от просмотра сериала состоит в том, что Одесса, ставшая местом действия фильма, конечно же, совершенно не настоящая. Это Одесса из пространства анекдотов и баек про Одессу, причём анекдотов и баек, которые рассказывают уроженцы других мест, побывавшие в Одессе примерно дважды, на юморине , скажем, в семьдесят пятом, и потом ещё, пару лет спустя, в санатории, в Аркадии где-нибудь. Не зря почти все персонажи почти всегда интонационно фальшивят, как фальшивят все, или почти все жители России, пытаясь воспроизвести одесскую речь. Иногда у них получается правильно - наверное, случайно, но все это не очень важно, честно говоря, вернее даже совсем не важно, потому что дикая, скрежещущая фальшь - это, как оказалось, даже и хорошо. Там, в этой насквозь фальшивой Одессе-из-анекдотов совершенно живые люди живут свою живую жизнь. Жизнь переполняет их, это видно по глазам, по мимике, по пластике, это просто все время видно, живую жизнь не утаишь. То есть актерская игра, по мнению Мартынчик, обстоит на каком-то запредельном уровне, и не в одном Машкове - который натуральный гений - дело. Ну и Гоцман - олицетворение милосердия как обратной стороны личной силы. О…енный персонаж. Мартынчик признаётся, что тако́го в русском кинематографе вот так навскидку и не припомнит . Не говоря за всю Одессу, одессит Стас Юлевич пишет в «Литературной газете », что многим жителям этого славного города многосерийный художественный телефильм про Давида Гоцмана и операцию «Маскарад» определённо лёг на душу, и картина определённо произвела на черноморском берегу подобие небольшого фурора: «…И вот дёрнула же меня нелёгкая пересмотреть кино Сергея Урсуляка! Захотелось, понимаешь ты, снова насладиться глубоко несериальной игрой Владимира Машкова. Не станем говорить за такие смешные мелочи, как показ в 1946 году «Подвига разведчика », вышедшего на экраны годом позже. Куда важнее, что интерьеры коммуналок не кажутся искусственно состаренными декорациями, а галифе Гоцмана – свежепошитыми аккурат накануне съёмок какой-нибудь китайской артелью на Малой Арнаутской». И хоть список всех нестыковок и несообразностей можно продолжать очень долго, тот же Гоцман совершенно справедливо замечал про то, что не стоит «тянуть кота за все подробности», - резюмирует Юлевич .

Машков, как считает сценарист и режиссёр Олег Погодин, в последнее время очень скрыто работает, ему тяжело показывать уязвимость. Гоцман в «Ликвидации» - лучшая, по мнению Погодина, роль Машкова на сегодняшний день - это закрытый персонаж. Он всё больше скрипит зубами, играет желваками и тумаки раздаёт направо и налево. Машков и боль бы сыграл, но эта была бы боль раненого зверя - говорит Погодин .

Журналист Феликс Кохрит, лично знавший Давида Курлянда - основного исторического прототипа персонажа, отмечает что подполковник Давид Гоцман - начальник отдела по борьбе с бандитизмом Одесского уголовного розыска, уж никак не мог входить в высокие кабинеты, на совещания к маршалу Жукова, и гоняться за бандитами по окраинам в одном и том же обмундировании: галифе , сапогах, потёртом пиджаке и кепке. Да и вряд ли его прототип носил за поясом «наган » и ТТ , нож за голенищем сапога и «лимонку » в кармане. Да и не жили офицеры милиции такого ранга в трущобных дворах на Ближних Мельницах, не умывались под дворовым краном. Тем не менее, на вопрос о том, достоверно ли сыграл Владимир Машков Давида Гоцмана, Кохрит отвечает, что роль у него получилась .

Гоцман и Жеглов

Несмотря на то, что создатели сериала приезжали в музей истории органов внутренних дел Одесской области и встречались с Исаем Григорьевичем Бондаревым, полковником милиции, который был участником событий, отраженных в фильмах «Место встречи изменить нельзя» и «Ликвидация», картина получилась не совсем достоверной. «Зато удачно Машков подобран на роль главного героя. Он даже внешне схож с Курляндом Давидом Михайловичем, сотрудником уголовного розыска, прототипом Гоцмана», - отмечает И. Г. Бондарев . Для оперативного состава эти фильмы культовые и герои в них - реальные, которые существовали в жизни. По характеру, по духу Жеглов (Высоцкий) и Гоцман (Машков) до мозга костей преданы своему делу, - говорит начальник уголовного розыска г. Протвино , подполковник милиции В. Е. Пучков .

Российский кинообозреватель, один из сопредседателей Общероссийской общественной организации «Журналисты России» Дмитрий Терехов, говоря о скрытой идеологической начинке фильма, отмечает, что в первую очередь сразу бросается в глаза главный образ фильма – несгибаемого заместителя начальника угрозыска подполковника Гоцмана Давида Марковича, чьё имя, отчество и фамилию в фильме совершенно сознательно постоянно (и весьма навязчиво) повторяют по пятнадцать раз в каждой серии. Это, разумеется, не случайно. Это идеологический заказ авторам. Ведь за последние 15 лет, как отмечает Терехов, зритель привык намертво связывать фамилии типа Гоцман, Коцман, Фридман , Шмульман и Абрамович с понятием «кровопийцы-олигархи», «залоговые аукционы », «чубайсовская приватизация », «дефолт », «продажная журналистика», «шакалящие у иностранных посольств диссиденты и несогласные» и прочими аналогичными реалиями, в первую очередь, ельцинской эпохи. Да и сейчас, эта связка ещё не вполне ушла в прошлое. Вот именно для того, чтобы разрушить эти устойчивые ассоциации, Машков, по словам Терехова, и создал образ несгибаемого борца с преступностью, подполковника Гоцмана. Зрителю, так сказать преподают ненавязчивый урок толерантности … Особенно интересно, по мнению Терехова, что Гоцман на протяжении фильма не боится спорить с абсолютным авторитетом тех лет и (как сказали бы теперь) «харизматической личностью» - маршалом Жуковым, и даже не некоторое время попадает за это в тюрьму НКВД. Этот штрих тоже не случаен, - обращает внимание Терехов, - это явный намёк на действующего Президента России и «героическое» оппонирование ему из либерального и демократического лагеря. Но ещё интересней, по мнению Терехова, сама суть конфликта Гоцмана с Жуковым и привезёнными им с собой военными контрразведчиками, а также и конфликта фильмов «Ликвидация» и «Место встречи изменить нельзя ». Здесь речь идёт о принципиальных идеологических позициях. Напомним, что в фильме «Место встречи изменить нельзя» ключевой конфликт между двумя ключевыми персонажами Жегловым и Шараповым был выражен фразой Высоцкого : «Вор должен сидеть в тюрьме!!! И неважно, как я его туда определю!». И хотя авторы «Места встречи…» видимо разделяли более позицию Шарапова, но, помимо их воли, в сознании зрителя более ярко засела именно ключевая фраза Жеглова. И это, по словам Терехова, не случайно, ибо эта фраза более всего соответствует глубинным архетипам русского народа. Ведь испокон веку на Руси известно, что, если что-либо делается несправедливо, то будь оно трижды по закону, но всё равно неправильно, а если всем известно, что человек - преступник, то его надо сажать, даже если доказательств недостаточно. Вот именно этот глубинный архетип и надеются сломать (или, как минимум, поколебать) авторы «Ликвидации». Здесь как раз противопоставляется, как они считают, «тупиковая» позиция Жукова и… немцев (а такую связку прямо даёт Гоцман на совещании у Жукова) и правильная (как они считают) позиция самого Давида Марковича. Жуков руководит волевы́м методом: если угрозыск не может справиться с преступностью, то нужно разом арестовать всех воров «в законе » (бандитских «авторитетов»), а если их всё-таки пришлось выпустить под давлением «народных» волнений, то в дело пускаются специалисты военной разведки, которые начинают «мочить в сортире » воров и бандюганов или, выражаясь современным языком, заниматься «внесудебными расправами». Соответственно, Гоцман мягко, но упорно отстаивает противоположную точку зрения: воров можно сажать то́лько по закону. С этой позицией охотно соглашаются и сами воры «в законе» в сцене мнимого расстрела перед тем, как их отпустить: выражая их мнение, сосед Гоцмана вор «дядя Ёшта» (актёр Виктор Соловьёв) прямо так и говорит - если по закону, то можно… Вот, оказывается, кто заложил у нас основы так называемого «правового государства », которое в полной мере расцвело при Ельцине, - иронически заключает Терехов .

Образ еврея-боевика

Давид Гоцман и его друг Фима - два самых заметных персонажа фильма - евреи. По этому поводу написал заметку известный российский еврейский писатель и кинокритик Сергей Кузнецов : во-первых, они - нерелигиозные евреи, то есть евреи, по большому счету оторванные от еврейских корней. Вероятно, это соответствует правде: люди, жившие в 1946-м в Одессе, были советскими людьми - не очень религиозными. Они не ходили в синагогу , не говорили о религии, не воспринимали себя в контексте религиозной еврейской традиции. Во-вторых, это советские евреи, которые идентифицируют себя не как евреи, а как советские люди, жители некоего города: москвичи, ленинградцы, в данном случае - одесситы. И, наконец, в-третьих: это не страдательные фигуры. Даже погибший Фима погиб не жертвенно - героически. То же самое относится к Давиду Гоцману - герой без страха и упрёка, почти Высоцкий из «Места встречи », он всюду занимает позицию очень жёсткую, мужественную и победоносную. Правда в фильме есть один эпизод, в котором косвенно затрагивается Холокост . Гоцман сидит в ресторане с помощником военного прокурора майором Кречетовым, и тот говорит, что в коллаборационизме можно обвинить и самого Гоцмана. Гоцман в ответ: «Мне штаны снять?» Собственно, только в этом эпизоде еврейство Гоцмана и обсуждается - именно в связи с Холокостом и именно как часть традиции: Гоцман обрезан . Примечательно по мнению Кузнецова и то, что довод Гоцмана тут же поставлен под сомнение. Кречетов отвечает: раз ты еврей, немцы не стали бы с тобой сотрудничать? Но немцы были прагматиками , они бы сотрудничали и с евреями. И Гоцман соглашается с ним: да, тут ты прав, немцы были прагматиками. И это, наверное, самый радикальный жест «Ликвидации» - куда радикальнее, чем главный герой-еврей. Однако, во всём остальном мире, по словам Кузнецова - это нормальное явление, и отношение к евреям давно строится не вокруг Холокоста (хотя о нем, конечно, говорят и снимают фильмы), а вокруг государства Израиль и его политики. В России, поскольку Холокост замалчивался многие годы - как замалчивался и Израиль, - процесс сильно отстает. И, собственно, впервые в русском масскульте зритель видит образ еврея, совпадающий со стереотипом еврея израильского. Молодой, красивый, деятельный, нежадный, интересующийся женщинами – настоящий патриот, да еще и «силовик ». Типичный Моссад , - иронизирует Кузнецов. Такой образ современного еврея создаётся в мире уже лет тридцать-сорок - его можно любить или не любить, но он рисуется не на основе книжек Исаака Зингера и представлений о довоенном местечке. И то, что Гоцман и Фима говорят по-русски с характерными оборотами и шутками, не мешает главному герою быть не местечковым, а именно израильским евреем. Просто его Израиль - это Советский Союз 1946 года. Страна, созданная евреями, страна, в которой они смогли делать карьеру и за которую воевали. «Ликвидация», - продолжает Кузнецов, - это пример смены архетипа еврея в русском масскульте . Еврей-страдалец, жертва Холокоста , превратился в красавца-мужчину из спецслужб . Волна, во второй половине прошлого века поднявшаяся на Западе , наконец-то дошла до России - не только до зрителей, готовых это принять, но и до творцов, готовых снять кино, где главный герой будет евреем, но не тем стереотипным евреем, которого показывали предыдущие сто лет русской кинематографии. Таким образом, ответ на вопрос: каким должен быть позитивный образ еврея в современной массовой культуре? - становится, по мнению Кузнецова, очевиднее. Еврей в масскульте должен быть не очень евреем - скорее всечеловеком. Он не должен быть страдательной фигурой, и из всех еврейских стереотипов можно обыгрывать «еврей умен, хитер и говорит на смешном русском». Не следует говорить об иудаизме , не следует говорить о Холокосте. Следует взять лучшее и позитивное у модели еврея-израильтянина. Успех такой модели, успех фильма «Ликвидация», показывают, что массового антисемитизма нет - просто людям не нравятся негативные стереотипы . Более того, эту нелюбовь разделяют и ассимилированные евреи. Стереотипы жертв и местечковых страдальцев стоят между ними и культурой их народа. Если надо, чтобы они чувствовали себя евреями, им нужно видеть другой образ еврея. Рассказ о вечно страдающем, плачущем и хныкающем еврее всем надоел. И надоел рассказ о том, как все погибли и какая страшная катастрофа случилась шестьдесят лет назад, и образ Гоцмана здесь как нельзя кстати, - заключает Кузнецов .

Продолжая тему, известный российский еврейский публицист Олег Юрьев отмечает что евреи, благодаря современному кинематографу, становятся существами легендарными - как и что было, как они там в действительности выглядели, никому уже, в сущности, не известно. Да и неинтересно. Ситуацию, по мнению Юрьева, можно условно сравнить с изображением русских дворян в послевоенной советской кинематографии, и их статусом в средне- и позднесоветской культуре - статусом практически сказочных птиц, каких-то щебечущих по-французски Симургов . На примере одной из серий «Войны и мира » Сергея Бондарчука Юрьев сравнивает: какой из Машкова биндюжник , такой из Тихонова князь - несмотря на всю их обоих нечеловеческую красоту. При этом нельзя говорить, что в Советском Союзе 60-х, 70-х, 80-х годов не имелось потомков этих кинодворян - да сколько угодно, и уж всяко не меньше, чем в нынешней России потомков этих телеевреев. Но всё же, но всё же… а возможно, и потому именно: решение привлечь «невиноватых» артистов и принципиально отказаться от накатанного «одесского языка» - языка Бубы Касторского и Михаила Водяного , - Юрьев полагает принципиально правильным и п(д)оказывающим удивительное чувство времени - не того, прошлого, а нынешнего, будущего. По словам Юрьева, чтобы изобразить «за Одессу» в известном опереточно-анекдотическом стиле, не нужно быть профессиональным артистом - на это способен практически любой житель бывшего СССР (после двух рюмок). Профессиональный артист Машков, губами голливудского шерифа мучительно вставляющий «шо» и «тудою» в московско-нормативные по мелодике и звукоизвлечению реплики, представляет собою трогательное и героическое зрелище, к которому скоро привыкаешь и с которым охотно смиряешься, понимая, что легче всего ему было бы сделать «Беню Крика ». На еврея он, конечно, похож. А кто не похож? - вопрошает Юрьев, - все похожи! Или евреи на всех похожи. Но, конечно же, не на одесского, а на какого-то… сибирского. Что, впрочем, в стилистике «Ликвидации» совершенно неважно: не Гоцман должен быть похож на еврея, а евреи на Гоцмана, - подытоживает Юрьев .

По мнению известного блоггера и кинообозревателя Антона Носика , с этюдом на тему «очень русский актёр играет очень одесского еврея» режиссёр малость перестарался. По мнению Носика, Машков в роли знакового еврея после «Олигарха » и «Папы » не удивляет. Но тут тебе и Бабель , и Штирлиц в одном флаконе с доктором Хаусом , и «Местом встречи », и Таривердиевым , цитируемым почти дословно, - такую характеристику Давиду Гоцману в исполнении Владимира Машкова даёт Носик .

Знатоки Одессы отмечают множество несовпадений и проколов, - отмечает одесситка Мария Галина . И знаменитая фраза «Беспределу - ша!» - тоже несуществующий конструкт. Гоцман мог бы сказать «Беспределу - генук!», то есть «достаточно», «хватит», «всё». А «ша» - это восклицание, означающее «тише, успокойся!». Хотя, как ни странно, все вышесказанное не отменяет того, что сам по себе фильм симпатичный. Приятно, по словам Галиной, уже то, что массовый кинематограф перестал рассматривать еврея исключительно как комического, или напротив, глубоко трагичного, жертвенного персонажа, что он признал право за людьми чуднó разговаривать, непривычно себя вести - и при этом заниматься общегосударственным делом, например бандитов ловить. Ещё лет десять назад это было невозможно. Мало кто знает, что Дубровский (Николай Караченцов), герой телефильма «Д.Д.Д. » (Досье Детектива Дубровского), на самом деле, согласно литературному источнику - романам Льва Гурского , Яша Штерн, еврейство которого в тексте так или иначе обыгрывалось. А в фильме предпочли эту деталь убрать. В «Ликвидации» же еврейство главного персонажа не воспринимается как экзотика, не является причиной конфликта, трагедии или комедии. И сам Гоцман, как убеждена Галина, получился вполне правдоподобным - в рамках заданных ему обстоятельств, разумеется. Ну и не считая одесского жаргона .

Аутентичность одесского говора

Признанный по итогам Международной книжной выставки «Зеленая волна» (1997) самым читаемым писателем Украины, одессит Валерий Смирнов , возмущённый таким лже-одесским говором главного героя, пишет по этому поводу, что это москвичам или киевлянам с их родным шо можно «впарить» постоянно шокающего мало того, что одессита, так еще и с графой. Необычайная мягкость при произношении, непередаваемый на бумаге звук по-змеиному шипящих букв, отсутствии фрикативного г , никогда не переходящий в твёрдый знак мягкий знак после шипящих букв, к тому же употребляющийся, вопреки правилам русского языка, в суффиксах и сочетаниях типа «нч» и «шк»… Ведь тот Давид Гоцман родился во времена, за которые писал автор «Одесских рассказов» Аркадий Аверченко , мечтавший в виде благодарности за гостеприимство подарить одесситам в вечное пользование неведомую им букву « » . С одесским акцентом или надо родиться, или бесполезно пытаться его имитировать, третьего не дано. Так и что можно взять с того Давида Гоцмана, кроме анализов? - вопрошает Смирнов. К тому же в Одессе Давидов принято именовать не Да́вами, а До́дами. Гоцману говорят: «Иди кидайся головой в навоз», а он в ответ ведёт себя так, будто его зовут не До́диком, а Ша́ей, и даже элементарно не доказывает собеседнику, что тому сильно жмут пломбы в зубах. Да сказать такое одесситу, - возмущается Смирнов, - всё равно, что брякнуть в его присутствии, сто раз пардон, «ОдЭсса». А в той «Ликвидации» это чёрное слово произносит не кто-нибудь, а сам Утёсов , после чего покидает родной Город почему-то не то, что весь из себя живой, но и с уцелевшими гландами, без предварительно натянутого на тухес гла́за. Если вы не знаете слова «тухес», обратитесь за разъяснением к маршалу Жукову из того кино. У того турка Гоцмана всю дорогу дел по гланды, но при этом он чертит ребром ладони почему-то по горлу, а не ниже пояса, и головой в навоз не кидается. Наверное, только потому, что фраза за навоз впервые прозвучала в Одессе лет через двадцать после того, как из органов массово поуходили безродных космополитов гоцманов. И, как каждый шмокнутый, заместитель начальника уголовного розыска подполковник Гоцман оказался сильно военным. В одесском смысле слова. Гарантирует: «Гепну в морду», хотя «гепнуться» означает «упасть». Гоцман-Поцман уже в первой серии «Ликвидации» упадает до сильного цафлерства, и заставляет своих подчиненных заниматься такими делами, рядом с которыми мелко плавали маркиз де Сад и гестапо . А как же иначе, если Гоцман, с прямо-таки гицельским блеском на шнифте, приказывает: «Крути ему антона на нос»? Та до такого зверства святая инквизиция и та не догадалась. Дался Гоцману этот неведомый даже самому Бабелю термин «антон». «Но если быть откровенным до таки самого не обтертого об затылок конца, Гоцман мало того, что Поцман, так еще и на всю голову. Клянусь здоровьем детей моих соседей!», - расставляет точки над «i» Смирнов . В этом со Смирновым полностью солидарен Анатолий Вассерман , ставя Машкова в роли одессита Гоцмана в конец списка тех, с кого следовало бы начинать ознакомление с разговорной речью Одессы .

Исторические прототипы

Относительно личности, послужившей прототипом для создания образа Давида Гоцмана, среди краеведов Одессы до сих пор нет единого мнения. Когда «Ликвидация» была ещё в планах, в Одессу приехали актеры, которые должны были играть в этом фильме. Владимир Машков с коллегами сразу же отправился в Музей милиции, чтобы ознакомиться с «делом» Давида Курлянда . Есть даже расписка, что они взяли на изучение папку с воспоминаниями для работы над фильмом. Многие одесситы полагают, что прототипом Гоцмана стал не только Давид Курлянд - черты этого телегероя позаимствованы также и у других асов одесской послевоенной «уголовки». По словам пенсионеров НКВД, служивших в 40-х годах, образ Давида Гоцмана, которого сыграл Владимир Машков, скорее всего собирательный. Среди предполагаемых прототипов собирательного кинематографического образа - Артём Кузьменко, дослужившийся до генерал-майора . Вот только с одесскими бандитами он боролся не после, а до Великой Отечественной войны . А послевоенный порядок наводил уже на Житомирщине . Хотя старожилы полагают, что именно его хватку «освоил» Гоцман. В то же время некоторые одесситы заявляют, что своими действиями и «нюхом» центральный персонаж фильма похож на Виктора Павлова, который с апреля 1944 г. был начальником первого периферийного отделения по борьбе с бандитизмом Управления комиссариата внутренних дел Одесской области. Именно он прославился разоблачением банды, также как и в фильме «Ликвидация» состоявшей из дезертиров Советской Армии, купивших оружие у фашистов. И воевали они не против советских войск, но и не за немцев, а против всех - за «красивую жизнь» . Ветераны милиции утверждают, что таким бесшабашным и храбрым, как Гоцман, мог быть только оперативник Франк или сотрудник специального отряда по борьбе с бандитизмом Янкель Шлемович Флиг. Вот таким многоликим получился телегерой, - заключает обозреватель «Новой газеты » Людмила Воронкова . В послевоенные годы громкие преступления раскрывала целая команда профессионалов одесского УГРО. Собирательный образ такого профессионала и воплощён в главном герое сериала Давиде Гоцмане, роль которого блестяще сыграл актер Владимир Машков, - отмечает заместитель председателя Всемирного клуба одесситов Аркадий Креймер .

Давид Курлянд

Из всех исторических прототипов, имя «Давид» носил только Давид Курлянд (1913 - 1993), на то время заместитель начальника уголовного розыска, и при создании образа главного героя и написании сценария сериала «Ликвидация», его личное дело изучали Поярков и Урсуляк. Именно при нём была уничтожена банда, действия которой легли в основу фильма «Ликвидация ». Многие качества этого человека можно найти в герое Машкова - Гоцмане. Скромен, полностью отдан работе, практически не думает о себе. В личном деле имеются два ходатайства его коллег по службе о получении разрешения на прописку в его коммунальной двухкомнатной квартире в 33 метра² внучки с мужем, которая там родилась и проживала в свое время 12 лет, а сейчас могла бы оказывать помощь ветерану, и о выделении материальной помощи уже 77-летнему полковнику запаса для лечения жены (1990 г.). Так что гроза бандитов немного для себя наработал . В Одессе живёт его пожилой сын Анатолий Курлянд, а также двоюродный внук и двоюродная правнучка. Остальные его родственники сегодня живут в Америке и в Израиле. Сын оперативника так высказался о воплощении Машковым его отца:

Образ замначальника уголовного розыска Одессы полностью исказили. Машков не похож на отца, который был ещё добрее. А вот внешностью вроде похож. Жаль, что во время съемок со мной не советовались. Это разочарование сказалось даже на моем здоровье. Я же сердечник… Но приятно, что об отце сняли фильм. Он заслужил, отдав работе в органах. Все его уважали и боялись, бандиты в том числе. Отец ушел на пенсию в 63 года. Был награждён орденом Красной звезды .

Виктор Павлов

Виктор Павлов, с апреля 1944 года возглавлял отдел по борьбе с бандитизмом УНКВД Одесской области. О том, как он боролся с бандитизмом в Ингушетии , не только легенды ходят, но имеются также и публикации в журналах. Именно он ликвидировал деятельность банды, члены которой, одетые в полувоенную форму, вооруженные, на машине марки «Додж » нападали на колхозников по Овидиопольской трассе, ехавших на рынок. Бандиты избивали крестьян, отнимали у них продукты, вещи, деньги, грузили на свою машину, потерпевших укладывали на землю, а если кто поднимал хоть голову - стреляли на месте. Такие же налеты они совершали и на других дорогах - при выезде на Березовку, Тирасполь , Николаев . Павлову удалось выяснить, что главарь бандитов по кличке «Батя», блондин высокого роста, средних лет, умеющий виртуозно водить автомобиль, судимый еще до войны, и приговорённый к высшей мере наказания. В его банде были дезертиры, бывшие полицаи . Оружие приобретали ещё у немцев. Воевали не против «наших» за немцев, а против всех за «красивую жизнь» (герой Пореченкова «Академик» говорит примерно так: «Ты думаешь, я немцев люблю? Я ва́с ненавижу!») Эта вооруженная банда из 16 человек была обезврежена и все приговорены к высшей мере наказания (смертная казнь тогда еще не была отменена). Вспоминает Василий Давиденко:

Виктор Павлов хорошо себя показал в борьбе против банды из 16 человек, которая нападала на колхозников. Орудовали она, как правило, на Овидиопольском шоссе. Именно Павлов вычислил главаря по кличке «Батя».

Янкель Флиг

Израильский журналист Леонид Левин установил, что после обсуждения прототипа сериала «Ликвидация» на Совете ветеранов войны и одесской милиции было решено, что таким «безбашенным» и смелым человеком как Гоцман мог быть, в первую очередь Янкель Флиг (1920 - 2006). Левин отыскал храброго ветерана, и вот что поведал ему сам Янкель Шлемович. По окончании школы в 1938 году Я. Ш. Флиг поступил в Одесское пехотное училище, однако, в связи с начавшейся войной, обучение в училище было приостановлено - курсанты были брошены на защиту Одессы . Несмотря на ситуацию, сложившуюся на фронте, училище было эвакуировано в город Уральск . Получив звание лейтенанта , Янкель (Яков) Флиг попал в дивизию, сражавшуюся под Москвой . Лейтенант Флиг был назначен командиром взвода конной разведки полка, где отличился практически сразу. Огнём противника была уничтожена значительная часть конной тяги орудий. Перед командиром конной разведки была поставлена задача увести лошадей у немцев. Задача была блестяще выполнена. Через некоторое время, в ходе одного из боев, Яков получил первое ранение в голову и был эвакуирован в госпиталь. После выписки из госпиталя вернулся в свою дивизию и был назначен командиром роты автоматчиков. Командиров с боевым опытом требовалось все больше, и лейтенанта Флига направляют на известные в те годы офицерские курсы «Выстрел », в Солнечногорске . По окончании курсов, одновременно с присвоением звания «старший лейтенант», Янкель Флиг отправляется на Белорусский фронт и назначается командиром 2-го стрелкового батальона в 1093-м стрелковом полку 324-й дивизии . Линия фронта постепенно приближалась к Восточной Пруссии , и в ходе штурма города-крепости Осовца , начавшегося в ночь на 13 августа 1944 года, старший лейтенант Флиг получил очередное, но уже тяжёлое ранение, и был вновь эвакуирован в госпиталь. После шести полученных во время войны ранений и через полгода лечения в госпитале Яков Флиг был признан инвалидом войны. Тем не менее, он добился того, чтобы его перевели для дальнейшей службы во внутренние войска . Служил помощником начальника разведки 386-го стрелкового полка внутренних войск НКВД , вскоре был назначен комендантом румынского города Рымникул-Сирет . После завершения Войны, в сентябре 1945 года Яков Флиг возвращается в Одессу. Однако никого из близких и родных ему людей в живых уже не было - все они во время оккупации попали в гетто и были уничтожены. В феврале 1946 года по состоянию здоровья старший лейтенант Флиг был уволен из армии, однако фронтовой опыт боевого офицера пригодился и в мирной жизни. В послевоенные годы в Одессе ожила одна из самых острых проблем - бандитизм. Милиция собственными силами не могла справиться с разгулом криминала. Было принято решение о создании специального отряда по борьбе с бандитизмом, состоявшего из демобилизованных военнослужащих. В отряде была создана конная группа, командовать которой был приглашён Яков Флиг, одновременно назначенный заместителем командира отряда. Вскоре бандиты на себе почувствовали боевую выучку фронтовиков. На фронтовой шинели и казачьей кубанке Якова тоже появились новые дыры от пуль. К моменту выхода в запас Я. Ш. Флиг заочно закончил кооперативный техникум и начал работать инженером по транспорту в управлении торговли. В 1991 году Флиг с семьей репатриировались в Израиль . Обосновавшись в г. Беэр-Шеве , не привыкший жить без дела, Янкель Шлемович до конца дней своих активно работал в Совете инвалидов войны с нацизмом .

Артём Кузьменко и оперативник Франк

Некоторые старожилы Одессы предполагают, что были и другие «гоцманы»: Артём Кузьменко, заместитель начальника Управления НКВД по Одесской области, оперативник Франк. Отчество «Маркович» было у Артёма Кузьменко, заместителя начальника Управления НКВД по Одесской области, а вот с фамилией Гоцман одесситы не вспомнили никого. Однако, по решительности, ухваткам и умению знать и разговаривать с одесскими бандитами вспоминали оперативника по фамилии Франк. Возможно, его черты характера и поведения легли в основу образа Гоцмана. .

Давид Гоцман

Известный в Одессе писатель-детективист, автор «Большого полутолкового словаря одесского языка» Валерий Смирнов убежден в обратном :

Да знал я Давида Гоцмана! Когда я был маленьким, он приходил к нам домой к моему отцу, они были приятелями. Когда вырос, то узнал от отца, что он уехал в Канаду и там последние годы свой жизни провел! И вообще его жену звали не Норой, как в фильме, а Ривой.

Тем не менее, родственников Давида Гоцмана, о котором рассказывал Смирнов, отыскать не удалось .

Реакция властей после показа сериала

Википедия Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Ликвидация. Ликвидация … Википедия

Ликвидация Жанр драма Режиссёр Сергей Урсуляк Сценарист Алексей Поярков В главных ролях Владимир Машков Михаил Пореченков Страна … Википедия

Давид Маркович Гоцман: прототип, фото, цитаты Захватывающее расследование, которое проводит Давид Маркович Гоцман - начальник отдела по борьбе с бандитизмом, - одесский юмор и неподражаемый говор сделали фильм "Ликвидация" одним из самых обсуждаемых и цитируемых. За основу сюжета создатели взяли реальные события, а прототипом главного героя выступал настоящий человек. Картина повествует о борьбе одесской милиции с организованной преступностью в послевоенное время. Краткая история создания фильма Особый интерес народа к картине вызвало то, что в основу ее легли вполне реальные события в Одессе послевоенного времени. В 1946 году город действительно переживал пик расцвета преступности, и правоохранительные органы боролись с этим, как могли. Правда, фильм насыщен и множеством непроверенной или намеренно придуманной информации, что сделало его более увлекательным, но менее близким к действительности. Гоцман Давид Маркович - тоже вымышленный персонаж, хотя есть у него и реальный прототип. Идея создать фильм подобного содержания осенила Олега Компасова, творческого директора студии «Дед Мороз», в 2004 году. Тогда, снимая в Одессе свой очередной сериал, он обратил внимание на тот факт, как мало изменился город с послевоенных лет. Тогда-то и пришла к нему идея снять здесь что-то о тяжелом времени, наступившем после окончания войны. По возвращении в Москву он взялся за чтение «Бандитской Одессы», где описывалось, как маршал Жуков боролся с бандитизмом в Южной Пальмире. Именно приезд Жукова в Одессу и проведение по его приказу операции по ликвидации преступности в городе и решили обыграть в фильме. Давид Гоцман: описание персонажа В фильме «Ликвидация» Давид Маркович Гоцман предстает пред нами бесстрашным борцом с преступностью. На протяжении всех 14 серий он уверенно и целеустремленно ведет сражение с бандитскими группировками Одессы вообще и старается раскрыть особо крупное дело, постепенно придя к выводу, что руководитель преступной операции работает в правоохранительных органах города. По сюжету фильма становиться известно, что в прошлом Гоцман был фронтовиком-разведчиком и боевым офицером. Получив в сражении тяжелое ранение, где-то около года проводит в госпитале Давид Маркович Гоцман. Биография его умалчивает о том, как провел свои годы этот доблестный борец за справедливость до начала войны. Хотя в дальнейшем кое-что зрителю становится известно из откровений Давы Марковича перед Нонной. Но, как говорится, что было, то было, а пока... Устранение всех одесских преступников – вот единственная мечта, которую имеет в «Ликвидации» Давид Маркович Гоцман. Кличка Академик, принадлежащая неизвестному сотрудникам УГРО крупному авторитету криминального мира, вызывает у Гоцмана беспокойство до тех пор, пока он не узнает, кто за ней стоит. Прототип Давида Марковича Гоцмана Создатели фильма, как видно, не хотели просто выдумать сюжет и героев – они желали сотворить что-то более реальное, что могло бы по-настоящему затронуть зрителя. Одесса прекрасно для этого подошла: во-первых, благодаря действительно большому разгулу преступности, а во-вторых, внешний облик города мало изменился с той поры. Для срисовывания образа главного героя тщательно подыскивался подходящий одесский работник милиции 40-х годов. И человек такой нашелся. Сведения о нем были найдены в Одесском музее милиции (речь идет о личном дневнике). Замначальника Одесского УГРО Давид Менделеевич Курлянд (сменивший позже отчество на Михайлович), родившийся в 1913 году, порядочный человек, любящий свой город и свою работу – вот, по мнению авторов картины, лучший прототип Гоцмана Давида Марковича. Свою работу в милиции он начал в 1934 году, уверенно продвигаясь по карьерной лестнице. За активное участие в обороне СССР Курлянд получил орден Красной Звезды. Другие прототипы После тщательного исследования некоторые краеведы пришли к выводу, что Давид Маркович – персонаж, у которого несколько прототипов. По словам тех, кто служил в то время в НКВД, Давид Маркович Гоцман воплотил в себе черты, присущие Артему Кузьменко, Виктору Павлову, оперативнику по фамилии Франк, Янкелю Флингу. Все эти люди в разное время боролись с преступностью в Одессе. Всех их вспоминают как мужественных и знающих, как вести себя с криминальными лицами, сотрудников милиции. И все они, по мнению некоторых биографов, помогли режиссеру и сценаристу дополнить собирающий образ Гоцмана, основным прототипом которого принято считать все-таки Курлянда. Великолепная игра Машкова Шикарный Давид Маркович Гоцман... Как знать, был бы он столь шикарен, если бы не дивная игра актера. По мнению многих, данный образ - это одна из лучших ролей Владимира Машкова. Однако нельзя сказать, что она далась ему так уж просто - пришлось изрядно попотеть. Около года Владимир Львович жил в Одессе, чтобы правдоподобно воплотить образ коренного одессита. Он постарался узнать все, что возможно, об одесской милиции и преступности в городе. И даже наладил контакты с местными авторитетами пенсионного возраста. А для подробного ознакомления с прототипом своего героя Машков изучил все имеющиеся о нем материалы. Кстати говоря, с организованной преступностью Владимир Машков был знаком не понаслышке. Свое детство он называет бандитским, а юность криминальной. Но если бандитскому жаргону Владимир учился у выходцев из криминального мира, то для овладения уникальным одесским говором, ставшим главной изюминкой картины, Машкову, равно как и другим актерам, пришлось заниматься с лингвистом. Что же до внешних характеристик, интересен тот факт, что Курлянд Давид Михайлович имеет схожие черты с Машковым. Гоцман Давид Маркович (фото, дошедшее до нас, это подтверждает) в исполнении Владимира Львовича, таким образом, получился ну прямо как настоящий Курлянд. Свое мнение о том, насколько удачно Машкову удалось воплотить переделанный образ Давида Михайловича, высказали родственники последнего. Внук заявил, что Гоцман получился поразительно похожим на его деда. А вот оценка сына была противоположной: по его словам, образ отца был сильно искажен. Хотя, скорее всего, создатели картины и не стремились к цели сотворить полную копию Курлянда. Награды Машкова за роль Гоцмана Роль сотрудника Одесского УГРО послевоенных лет принесла Владимиру Машкову не только удовольствие и материальное вознаграждение, но и народное и официальное признание. За лучшую мужскую роль он получил национальную кинонаграду России. «Золотой Дюк» ему вручили за вклад в культурную жизнь Одессы. Не менее актера, должно быть, порадовало присуждение ему звания почетного гражданина Одессы, которого также был удостоен Михаил Жванецкий. К слову, в 2010 году Машков стал народным артистом РФ, в его копилке около двадцати премий. Владимир часто выступает не только в роли актера, но и как режиссер. Его актерская карьера началась в 1984 году, а пик популярности пришелся на 1994-1995 годы. За участие в фильме «Вор» он даже был номинирован на «Оскар». Ах, Одесса! Неподражаемый говор и остроумные, немного необычные для русского человека выражения, которыми блещет Давид Маркович Гоцман (цитаты из фильма сразу же ушли в народ), бесспорно, сделали картину яркой и запоминающейся. Но, несмотря на то, что Машков в течение года учился местному диалекту у самих носителей языка, да еще и усердно занимался с лингвистом, некоторые критики утверждают, что речь главного героя, как и всех, кто по сценарию его окружает, передает лже-одесский акцент. Так, они обращают внимание на неправильную интонацию актеров, утверждая, что на съемочной площадке был создан совершенно новый диалект. К тому же одесское «шё» актеры постоянно передают как «шо». Критики заметили много других языковых несовпадений. Несмотря на то что речь Давида Гоцмана наверняка отличается от того наречия, на котором говорил Курлянд, она невероятно понравилась зрителю и придала картине незабываемый колорит. Блистательные фразы Количество одесского юмора и колкостей в фильме, по мнению специалистов, просто зашкаливает – коренные жители города так не говорят. Видимо, сценаристы решили, что ни одно выражение или шуточка, раздобытая за время пребывания в Одессе, не должны пропасть даром. Тут же запомнились зрителю «картина маслом», «дел за гланды», «за завтра - завтра поговорим» и «не расчесывай мне нервы». Правда, многие критики сходятся во мнении, что не все выражения были в те времена в обиходе у жителей Одессы, а некоторых и вовсе не существовало. Например, фраза Гоцмана «гэпну в морду» лишена разумного смысла, так как «гэпнуть» - значит упасть. А выражение Фимы «кидаться головой в навоз» одесситы стали употреблять намного позже 40-х годов. Вместо одесского слова «пекло» звучит «жара», вместо «босявка» - «босота», вместо «ширмач» - «щипач». А выражение «Тока разбег возьму от Дюка» следовало бы изменить на «Сейчас разгон возьму от моста до бойни». Одним словом, фильм «Ликвидация» не совсем подходит для того, чтобы судить по речам его персонажей о разговорной речи одесситов. Впрочем, удовольствия от его просмотра от этого ничуть не меньше. Памятник Давиду Гоцману В 2008 году ко Дню милиции было приурочено открытие памятника Гоцману. Под впечатлением от «Ликвидации» распоряжение об установке монумента отдал Юрий Луценко. Памятник установили на улице Еврейской возле административного строения, принадлежащего Одесской областной милиции. В процессе создания монументального сооружения родился один неожиданный и достаточно важный вопрос: как он должен выглядеть? Обсуждалось, нужно ли придать фигуре черты лица Владимира Машкова или лучше воссоздать по сохранившимся фотографиям лицо Курлянда. В результате работа скульптора не имеет черт какого-то конкретного человека. По мнению многих, монумент выглядит довольно интересно: по выступающим из стены ступенькам спускается милиционер, держа на раскрытой ладони корм, на который слетелись четыре голубя. Другие недоумевают: где те характерные особенности, по которым можно узнать Даву Марковича? Если не знать, кому посвящен памятник, любимого многими зрителями начальника Одесского УГРО скульптура не напоминает вовсе. И в заключение Давид Маркович Гоцман стал собирательным образом, прототипом или прототипами которого послужили доблестные работники милиции. Хотя не все в этой картине правдоподобно, бесспорно одно – в истории Одессы были такие мужественные и сознательные блюстители закона. Остается надеяться, что установленный на улице Еврейской памятник всегда будет напоминать современным сотрудникам правоохранительных органов Одессы, что спокойствие в городе во многом зависит от них.


Нашумевший сериал режиссера Сергея Урсуляка «Ликвидация», вышедший на экраны в 2007 году, увлек миллионы зрителей захватывающим сюжетом и блестящей игрой актеров. Но главной причиной популярности фильма был харизматичный образ Давида Гоцмана, воплощенный на экране Владимиром Машковым.

У этого героя был реальный прототип - одессит Давид Курлянд, сотрудник уголовного розыска, гроза бандитов всех мастей. Предлагаем любопытные факты из жизни легендарного опера.

Давид Гоцман и его прототип - Давид Михайлович (Менделевич) Курлянд

Давид Михайлович (Менделевич) Курлянд родился в Одессе в 1913 г. Семья жила на Молдаванке на улице Садиковской, 37. Его отец, строитель-печник, умер, когда мальчику было 7 лет. Некоторое время ему пришлось жить в детдоме, пока старший брат-красноармеец не вернулся в Одессу и забрал его оттуда. Это было время Гражданской войны и разгула преступности. Детдомовские были знакомы с миром криминала не понаслышке, очевидно, еще в те времена Давид решил бороться с бандитами и защищать честных граждан.

Легенда советского сыска Давид Курлянд

Прежде чем стать сотрудником угрозыска, Давид Курлянд работал печником, сапожником, рабочим на фабрике. В Одесский уголовный розыск он попал по направлению комсомола. За несколько лет Давид прошел путь от помощника до старшего опера. Он раскрывал сложные дела одно за другим, тщательно планировал операции и не рисковал, как его экранный двойник, в одиночку отправляясь брать банду. Коллеги называли его «профессором по борьбе с бандитизмом», а уголовники - «одесским волкодавом».

С началом ВОВ Курлянд принимал участие в обороне Одессы в 1941 г., а затем в эвакуации боролся с бандитизмом в Узбекистане. Ведь среди эвакуированных были валютчики, бандиты, дезертиры, а в их поиске чутье никогда Курлянда не подводило. Ему было всего 28 лет, когда его назначили заместителем начальника управления уголовного розыска Узбекистана.

Утренний развод одесских милиционеров

По возвращении, у Курлянда работы было хоть отбавляй - послевоенную Одессу буквально накрыло волной преступности. Разруха, нищета, голод и доступность оружия способствовали обострению криминогенной обстановки. Нехватка продовольствия толкала людей на преступления. Часто убивали офицеров, вернувшихся с фронта, за оружие и продуктовые карточки. Вооруженные дезертиры совершали разбойные нападения, убивая целые семьи.

Владимир Машков в роли Давида Гоцмана в фильме «Ликвидация», 2007

Но в городе все-таки удалось навести порядок. Заместитель начальника одесского уголовного розыска Давид Курлянд не давал спуску бандитам. По словам сына Курлянда Анатолия, «отца уважали и боялись, в том числе и бандиты. Фамилия Курлянд приводила в ужас преступников». Ему удалось ликвидировать известную банду «Черная кошка», состоящую из 19 рецидивистов, а также банды «Додж ¾» и «Одесский Тарзан».


Владимир Машков в роли Давида Гоцмана в фильме «Ликвидация», 2007

После выхода на пенсию в 1963 г. Курлянд еще долго читал лекции в школе МВД, участвовал в создании музея истории одесской милиции, в котором теперь можно увидеть экспозицию, посвященную самому Курлянду. В 2008 г. у входа в здание одесского областного управления МВД был открыт памятник сотрудникам одесского послевоенного уголовного розыска, который в народе называют памятником Давиду Курлянду.


Памятник Давиду Курлянду в Одессе у входа в областное управление внутренних дел

О том, как в послевоенной Одессе боролись с преступностью, Давид Курлянд рассказал в своих воспоминаниях. Именно, этот документ и стал основой для создания сценария «Ликвидации». Фильм вышел на экраны в 2007 г., через 14 лет после смерти Давида Курлянда.
Родственники Курлянда сильно разошлись во мнениях о его образе в сериале: если внук Владимир счел, что Машкову удалось точно передать характер деда, то сын, Анатолий Давидович, заявил, что создатели фильма «мало того, что сюжет фильма „содрали“ с дневников отца, так еще и его образ полностью исказили. Владимир Машков только внешне смахивает на отца, но отец был добрее».

Захватывающее расследование, которое проводит Давид Маркович Гоцман - начальник отдела по борьбе с бандитизмом, - одесский юмор и неподражаемый говор сделали фильм "Ликвидация" одним из самых обсуждаемых и цитируемых. За основу сюжета создатели взяли реальные события, а прототипом главного героя выступал настоящий человек. Картина повествует о борьбе одесской милиции с в послевоенное время.

Краткая история создания фильма

Особый интерес народа к картине вызвало то, что в основу ее легли вполне реальные события в Одессе послевоенного времени. В 1946 году город действительно переживал пик расцвета преступности, и правоохранительные органы боролись с этим, как могли. Правда, фильм насыщен и множеством непроверенной или намеренно придуманной информации, что сделало его более увлекательным, но менее близким к действительности. Маркович - тоже вымышленный персонаж, хотя есть у него и реальный прототип.

Идея создать фильм подобного содержания осенила Олега Компасова, творческого директора студии «Дед Мороз», в 2004 году. Тогда, снимая в Одессе свой очередной сериал, он обратил внимание на тот факт, как мало изменился город с послевоенных лет. Тогда-то и пришла к нему идея снять здесь что-то о тяжелом времени, наступившем после окончания войны.

По возвращении в Москву он взялся за чтение «Бандитской Одессы», где описывалось, как маршал Жуков боролся с бандитизмом в Южной Пальмире. Именно приезд Жукова в Одессу и проведение по его приказу операции по ликвидации преступности в городе и решили обыграть в фильме.

Давид Гоцман: описание персонажа

В фильме «Ликвидация» Давид Маркович Гоцман предстает пред нами бесстрашным борцом с преступностью. На протяжении всех 14 серий он уверенно и целеустремленно ведет сражение с бандитскими группировками Одессы вообще и старается раскрыть особо крупное дело, постепенно придя к выводу, что руководитель преступной операции работает в правоохранительных органах города.

По сюжету фильма становиться известно, что в прошлом Гоцман был фронтовиком-разведчиком и боевым офицером. Получив в сражении тяжелое ранение, где-то около года проводит в госпитале Давид Маркович Гоцман. Биография его умалчивает о том, как провел свои годы этот доблестный борец за справедливость до начала войны. Хотя в дальнейшем кое-что зрителю становится известно из откровений Давы Марковича перед Нонной. Но, как говорится, что было, то было, а пока... Устранение всех одесских преступников - вот единственная мечта, которую имеет в «Ликвидации» Давид Маркович Гоцман. Кличка Академик, принадлежащая неизвестному сотрудникам УГРО крупному авторитету криминального мира, вызывает у Гоцмана беспокойство до тех пор, пока он не узнает, кто за ней стоит.

Прототип Давида Марковича Гоцмана

Создатели фильма, как видно, не хотели просто выдумать сюжет и героев - они желали сотворить что-то более реальное, что могло бы по-настоящему затронуть зрителя. Одесса прекрасно для этого подошла: во-первых, благодаря действительно большому разгулу преступности, а во-вторых, внешний облик города мало изменился с той поры. Для срисовывания образа главного героя тщательно подыскивался подходящий одесский работник милиции 40-х годов.

И человек такой нашелся. Сведения о нем были найдены в милиции (речь идет о личном дневнике). Замначальника Одесского УГРО Давид Менделеевич Курлянд (сменивший позже отчество на Михайлович), родившийся в 1913 году, порядочный человек, любящий свой город и свою работу - вот, по мнению авторов картины, лучший прототип Гоцмана Давида Марковича. Свою работу в милиции он начал в 1934 году, уверенно продвигаясь по карьерной лестнице. За активное участие в обороне СССР Курлянд получил орден Красной Звезды.

Другие прототипы

После тщательного исследования некоторые краеведы пришли к выводу, что Давид Маркович - персонаж, у которого несколько прототипов. По словам тех, кто служил в то время в НКВД, Давид Маркович Гоцман воплотил в себе черты, присущие Артему Кузьменко, Виктору Павлову, оперативнику по фамилии Франк, Янкелю Флингу.

Все эти люди в разное время боролись с преступностью в Одессе. Всех их вспоминают как мужественных и знающих, как вести себя с криминальными лицами, сотрудников милиции. И все они, по мнению некоторых биографов, помогли режиссеру и сценаристу дополнить собирающий образ Гоцмана, основным прототипом которого принято считать все-таки Курлянда.

Великолепная игра Машкова

Шикарный Давид Маркович Гоцман... Как знать, был бы он столь шикарен, если бы не дивная игра актера. По мнению многих, данный образ - это одна из лучших ролей Владимира Машкова. Однако нельзя сказать, что она далась ему так уж просто - пришлось изрядно попотеть. Около года Владимир Львович жил в Одессе, чтобы правдоподобно воплотить образ коренного одессита. Он постарался узнать все, что возможно, об одесской милиции и преступности в городе. И даже наладил контакты с местными авторитетами пенсионного возраста. А для подробного ознакомления с прототипом своего героя Машков изучил все имеющиеся о нем материалы.

Кстати говоря, с организованной преступностью Владимир Машков был знаком не понаслышке. Свое детство он называет бандитским, а юность криминальной. Но если бандитскому жаргону Владимир учился у выходцев из криминального мира, то для овладения уникальным одесским говором, ставшим главной изюминкой картины, Машкову, равно как и другим актерам, пришлось заниматься с лингвистом. Что же до внешних характеристик, интересен тот факт, что Курлянд Давид Михайлович имеет схожие черты с Машковым. Гоцман Давид Маркович (фото, дошедшее до нас, это подтверждает) в исполнении Владимира Львовича, таким образом, получился ну прямо как настоящий Курлянд.

Свое мнение о том, насколько удачно Машкову удалось воплотить переделанный образ Давида Михайловича, высказали родственники последнего. Внук заявил, что Гоцман получился поразительно похожим на его деда. А вот оценка сына была противоположной: по его словам, образ отца был сильно искажен. Хотя, скорее всего, создатели картины и не стремились к цели сотворить полную копию Курлянда.

Награды Машкова за роль Гоцмана

К слову, в 2010 году Машков стал народным артистом РФ, в его копилке около двадцати премий. Владимир часто выступает не только в роли актера, но и как режиссер. Его актерская карьера началась в 1984 году, а пик популярности пришелся на 1994-1995 годы. За участие в фильме «Вор» он даже был номинирован на «Оскар».

Ах, Одесса!

Неподражаемый говор и остроумные, немного необычные для русского человека выражения, которыми блещет Давид Маркович Гоцман (цитаты из фильма сразу же ушли в народ), бесспорно, сделали картину яркой и запоминающейся. Но, несмотря на то, что Машков в течение года учился местному диалекту у самих носителей языка, да еще и усердно занимался с лингвистом, некоторые критики утверждают, что речь главного героя, как и всех, кто по сценарию его окружает, передает лже-одесский акцент.

Так, они обращают внимание на неправильную интонацию актеров, утверждая, что на съемочной площадке был создан совершенно новый диалект. К тому же одесское «шё» актеры постоянно передают как «шо». Критики заметили много других языковых несовпадений. Несмотря на то что речь Давида Гоцмана наверняка отличается от того наречия, на котором говорил Курлянд, она невероятно понравилась зрителю и придала картине незабываемый колорит.

Блистательные фразы

Количество одесского юмора и колкостей в фильме, по мнению специалистов, просто зашкаливает - коренные жители города так не говорят. Видимо, сценаристы решили, что ни одно выражение или шуточка, раздобытая за время пребывания в Одессе, не должны пропасть даром. Тут же запомнились зрителю «картина маслом», «дел за гланды», «за завтра - завтра поговорим» и «не расчесывай мне нервы». Правда, многие критики сходятся во мнении, что не все выражения были в те времена в обиходе у а некоторых и вовсе не существовало.

Например, фраза Гоцмана «гэпну в морду» лишена разумного смысла, так как «гэпнуть» - значит упасть. А выражение Фимы «кидаться головой в навоз» одесситы стали употреблять намного позже 40-х годов. Вместо одесского слова «пекло» звучит «жара», вместо «босявка» - «босота», вместо «ширмач» - «щипач». А выражение «Тока разбег возьму от Дюка» следовало бы изменить на «Сейчас разгон возьму от моста до бойни». Одним словом, фильм «Ликвидация» не совсем подходит для того, чтобы судить по речам его персонажей о разговорной речи одесситов. Впрочем, удовольствия от его просмотра от этого ничуть не меньше.

Памятник Давиду Гоцману

В 2008 году ко было приурочено открытие памятника Гоцману. Под впечатлением от «Ликвидации» распоряжение об установке монумента отдал Юрий Луценко. Памятник установили на улице Еврейской возле административного строения, принадлежащего Одесской областной милиции.

В процессе создания монументального сооружения родился один неожиданный и достаточно важный вопрос: как он должен выглядеть? Обсуждалось, нужно ли придать фигуре черты лица Владимира Машкова или лучше воссоздать по сохранившимся фотографиям лицо Курлянда.

В результате работа скульптора не имеет черт какого-то конкретного человека. По мнению многих, монумент выглядит довольно интересно: по выступающим из стены ступенькам спускается милиционер, держа на раскрытой ладони корм, на который слетелись четыре голубя. Другие недоумевают: где те характерные особенности, по которым можно узнать Даву Марковича? Если не знать, кому посвящен памятник, любимого многими зрителями начальника Одесского УГРО скульптура не напоминает вовсе.

И в заключение

Давид Маркович Гоцман стал собирательным образом, прототипом или прототипами которого послужили доблестные работники милиции. Хотя не все в этой картине правдоподобно, бесспорно одно - в были такие мужественные и сознательные блюстители закона. Остается надеяться, что установленный на улице Еврейской памятник всегда будет напоминать современным сотрудникам правоохранительных органов Одессы, что спокойствие в городе во многом зависит от них.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!