Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Чувство вины перед умершими. Самоукорение и невротическое чувство вины

Как мы знаем, покаяние способно и более того - должно преобразить нашу жизнь. Но задумывались ли мы над тем, как именно преобразить?

Если после покаянных молитв и исповеди на душе легко и радостно, возросла благодарность Богу, прибавилось желания и сил бороться с грехом, прибавилось любви к людям - значит, мы действительно каемся.

Если после покаянных молитв и исповеди мы остаемся в унылом, замкнутом состоянии, то это значит, что мы не каемся: скорее всего, покаяние подменено у нас ложным чувством вины. Ложное чувство вины лишает нас возможности покаяния и тем самым становится тормозом на пути нашей духовной жизни.

Признаки ложного чувства вины

Давайте рассмотрим признаки наличия у нас ложного или невротического чувства вины более подробно.

1. Почти постоянное чувство уныния.

Легкую степень уныния мы редко замечаем в себе. Признаки его - лень к делам спасения. Нам трудно заставить себя читать утреннее и вечернее молитвенное правило, поститься, воздерживаться от телесных наслаждений (у кого-то это - сладости, у кого-то - винопитие, у кого-то - смотрение телевизора или фильмов, блуждание в интернете, вариантов много).

2. В нашем «покаянии», а точнее, в чувстве вины не видно просвета. Оно неисчерпаемо.

Покаяние подобно мытью посуды. Чем больше моешь - тем посуда более чистая, сверкающая, красивая. А «делание» чувства вины не приносит ни малейшего улучшения состояния. Даже после исповеди нет никакого облегчения и успокоения, только лишь чувство выполненного долга: неприятная процедура позади.

3. Отсутствует подлинное чувство Божиего милосердия.

По книгам, по историям других людей, мы, конечно, знаем о милосердии Бога, мы знаем о земном подвиге Спасителя. Но все это как бы не касается непосредственно нас. В своей печали о своих грехах мы одиноки, Бог не помогает нам.

4. Трудно переносим критику.

Вот как говорит об этом психотерапевт Карен Хорни: «Одновременно с заявлениями о том, что он недостойный человек, невротик будет предъявлять огромные претензии на внимание и восхищение и обнаружит весьма явное нежелание соглашаться даже с малейшей критикой… Его чувствительность к причине может прикрываться мыслью, что переносима лишь дружеская критика или носящая конструктивный характер. Но эта мысль является только? и противоречит фактам. Даже дружеский совет может вызвать гневную реакцию, ибо совет любого рода предполагает критику в связи с некоторым несовершенством».

Такой человек может возмутиться даже обличениям со стороны духовника, если духовник говорит о грехах, выходящих за рамки списка, представленного кающимся.

При этом такой человек зачастую тщеславится мелкими грехами, упоминаемыми им на исповеди, которыми он показывает духовнику свою особую внимательность к духовной жизни и чувствительность к прегрешениям.

5. Гордыня, отсутствует смирение.

Кроме непереносимости критики, у человека, страдающего ложным чувством вины, присутствуют и все прочие признаки гордыни: тщеславие, уныние, ропот и тревога в моменты испытаний, осуждение других людей и др.

6. Неосознанная жажда наказаний.

Человек, страдающий от невротического чувства вины, сам не сознавая того, ищет наказаний, поскольку наказание частично освобождает его от груза грехов, который он не способен сбросить с себя подлинным покаянием, а также является подтверждением справедливости его чувства вины.

Проверяя себя на основе этих пунктов, необходимо помнить, что любая болезнь, в том числе и психологическая, может присутствовать в нас в разной степени, и тут не действует тот же подход, что при простуде: если простуда слабая, пройдет сама. Душевные болезни стоит брать во внимание и лечить, даже если они присутствуют в слабой степени, потому что усилия по их преодолению куда меньше, чем те проблемы, которые они создают нам - как в духовной жизни, так и просто на уровне душевного благополучия.

Свойства подлинного покаяния

Хотя эта брошюра - для людей грамотных в духовной жизни, все-таки для целостности повествования напомним основные свойства подлинного покаяния.

1. Покаяние основано на чувстве собственного бессилия в одиночку победить грехи и страсти.

2. Покаяние неразрывно связано с чувством Божиего милосердия и Его готовности помочь и простить в тот же момент, как мы покаялись.

3. Покаяние основано на сознании Божиего всемогущества, в особенности освобождать нас от власти бесов (страстей).

4. Покаяние сопряжено с чувством надежды на спасение. Прекрасно сказал об этом преподобный Иоанн Лествичник: «Падающий сокрушается, и хотя бездерзновенен, однако с похвальным бесстыдством предстоит на молитве, как разбитый, на жезл надежды опираясь и отгоняя им пса отчаяния».

5. Покаяние приносит чувство облегчения, мир души и содействует победе над теми грехами, которые мы исповедуем.

Природа ложного чувства вины

В основе ложного чувства вины - эгоцентризм. То есть человек подсознательно видит себя, а вовсе не Бога, центром мироздания и причиной всего с ним происходящего. Отсюда естественным образом вытекают две проблемы:

Невозможно каяться, ведь каяться можно перед кем-то высшим, а выше меня никого нет;

Никто не поможет, потому что я главнее всех и только сам себе могу помочь.

Такой человек находится в безвыходной ситуации. Он видит часть своих пороков и неудач, но поделать с этим ничего не может, так как в глубине души не признает ни своего бессилия, ни силы и милосердия Бога.

Психология связывает эгоцентризм с инфантилизмом. Вот как говорит об этом священник и психолог Андрей Лоргус: «Ребенок по природе своей чувствует себя центром мироздания, центром всего. Такое осознание себя для ребенка естественно. Психолог Жан Пиаже назвал это эгоцентрическим сознанием (не путать с эгоистическим). Ребенок до пяти лет убежден, что все видят мир так же, как и он. Представить себе, что другой человек видит иное, мысленно встать на позицию другого человека, ребенок не умеет. Только после пяти у него формируется реалистическое мышление и сознание, и он от эгоцентризма переходит к реализму. Беда заключается в том, что мы одной частью своей личности взрослеем, а другая у нас может оставаться инфантильной. Как правило, инфантильные, детские структуры личности сохраняются в эмоциональной сфере и сфере отношений».

Причина формирования инфантильности - та же, что и причина любовной зависимости, осуждения, неприятия себя - недостаток принимающей любви родителей. Причем, поскольку проявления неприятия могут быть разными, здесь те люди, с которыми жил ребенок, по всей видимости, увлекались обвинениями ребенка. «Видя таких людей, я сразу себе представляю строгую мать или сурового отца, которые наказывают своего ребенка. Или очень строгую воспитательницу детского сада, или учительницу, которая стоит в позе осуждения и обвинения и указывает этому несчастному малышу на то, что он испачкал свой костюм или наследил на полу, или разбил кружку, вазу или сделал еще что-нибудь» - говорит отец Андрей Лоргус. Психолог Елена Орестова: «Тебя ставят на стол и заставляют читать стих, а ты этого не делаешь, и тебя за это потом очень сильно ругают и говорят: «Плохая девочка».

Так маленького человека приучают к тому, что он виновен во всем том, с чем он, на самом деле, не имеет объективной возможности справиться самостоятельно. Этим же самым в нем воспитывают гордыню, потому что как бы говорят ему: «Ты можешь все, ты всемогущ».

И с этим воспитанным старшими чувством всемогущества и вины за все человек выходит во взрослую жизнь. Последствия его проблемы проявляются не только в отношениях с Богом. Преувеличивая собственную значимость, он склонен видеть несуществующую взаимосвязь между своим поведением и поведением других людей. «Ты чего такой молчаливый? Что я опять не так сделала?» - спрашивает жена у мужа, у которого проблемы на работе. Такой человек живет в постоянном страхе неодобрения и обвинений со стороны окружающих людей и поэтому живет несвободно, часто не делая того, что ему хочется делать, только из-за страха перед мнением людей.

Исцеление от ложного чувства вины

Как исцелиться от невротического чувства вины, в какой бы степени оно у нас ни присутствовало? Многое можно сделать и без непосредственной помощи психолога.

1. Исцеление отношений с родителями.

Как вы, возможно, уже догадались, поскольку основной причиной проблемы является недостаток принимающей любви родителей, основной рецепт тот же, что и в предыдущих двух главах - «Усыновить родителей» (подробно изложен в первой главе). Особое внимание постараемся уделить тому, чтобы самим не обвинять родителей (даже мысленно) ни в чем, и к их обвинениям в наш адрес относиться не как к проявлениям недовольства Вселенной нами, а как к слабости страдающих людей.

2. Приближение к реализму через рассуждение.

Эгоцентризм удалил нас от реального восприятия мира, рассуждение поможет нам воспринимать вещи более реально, трезво. Для этого раз за разом, много раз в день, усилием ума и воли будем напоминать себе о том, как обстоят вещи на самом деле.

Первое. Мы не всемогущи. Более того, без Бога мы очень слабы и не имеем никаких шансов побеждать свои слабости, вообще - жить как следует.

Второе. В центре мироздания не мы, а Бог, сотворивший этот мир, столь же близкий к каждому человеку, как и к нам, и устраивающий различные внешние обстоятельства жизни к нашему спасению.

Третье. Бог милосерден и рядом с нами и прощает нас уже в тот момент, когда мы искренне, от сердца просим о прощении с сознанием своей слабости и необходимости Его помощи нам.

Четвертое. Наша роль в жизни вселенной и других людей ничтожна. У каждого человека тысячи разных мотивов, и даже для близких людей мы не являемся единственным предметом их дум и объектом их чувств. Вообще мы по большому счету никому по-настоящему не нужны, кроме Бога. Соответственно, и за свою жизнь и за свое душевное состояние другие взрослые люди отвечают сами, а мы отвечаем только за себя и в значительной мере - за своих детей.

3. Контроль своего душевного состояния.

Мы должны постоянно отслеживать свое душевное состояние, сделав его мерилом правильности нашей духовной жизни. Если мы унываем, испытываем тревогу или страх, мы не должны называть это «скорбью о грехах» и мириться с этим состоянием. Должны искать и исправлять ошибки, которые вызвали это наше нездоровое состояние. Если не находим, пусть это будет для нас только еще одним поводом вспомнить о том, как мало зависит от нас и как сильно мы нуждаемся в помощи милосердного Бога. Не оставлять борьбы с унынием до тех пор, пока оно не будет побеждено.

4. Борьба с гордыней

Борьбе с гордыней и тщеславием (наряду с обретением радости) необходимо уделить основное внимание в своей духовной жизни. В святоотеческой литературе эта тема детально изложена, если подзабыли, можете обновить в памяти методику этой борьбы с помощью сайта www.ioann.ru.


Дмитрий Семеник. «Психологические проблемы как препятствия на пути духовной жизни и их преодоление».

«Когда я прихожу в храм, мне хочется плакать. Если я помолилась у иконы, но не поплакала, то мне кажется, что я зря пришла в церковь. Меня удивляют те, кто улыбается в храме, разговаривает друг с другом время от времени. Когда я стою на службе, то чувствую сильнейшее внутреннее напряжение. И мне кажется, что я не имею права ни на что другое».

Эта фраза одной из участниц конференции «Святоотеческая психология и современная практика Церкви», которая проходила в Москве в январе, в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений, буквально врезалась в память нам, их делегатам. И сегодня, продолжая разбирать и публиковать материалы этого глобального форума, мы решили обратить внимание именно на эту тему. Нужно признать, что подобные мысли и переживания так или иначе посещают многих христиан: убежденность в том, что пребывание в храме — это сосредоточение на своей виновности перед Богом, на своей негодности, на бездарно растраченной жизни, — не такое уж редкое мнение. Но также нередки бывают и нервные срывы, после которых человек, подменивший сокрушение сердечное растаптыванием себя, порой вообще перестает ходить в храм.

Как отличить истинное чувство вины от невротического расстройства? Чем отличается страх Божий от страха человеческого? Обо всем этом — в нашем материале.

Ругать себя, чтобы смириться?

— И здоровое, и невротическое чувство вины весьма мучительны и очень похожи, — рассказал один из участников конференции «Святоотеческая психология и современная практика Церкви» Дмитрий Сергеевич Дроздов — магистр психологии, президент Ассоциации понимающей психотерапии. Но есть, по его словам, и существенная разница: здоровое чувство вины направлено на поступок, а невротическое человек направляет на самого себя.

Грех, безусловно, отзывается в нас виной. Но если в человеке нет душевных патологий, его совесть не только указывает на неправоту, но и показывает, как можно исправить ситуацию. Если же личность невротизирована, то человек от конкретной ситуации тут же переходит к обвинению себя, не связанному с отдельными поступками. Вся его жизнь и деятельность связана с постоянным переживанием стыда, но не за что-то, о чем он может определенно сказать, а непонятно за что. Ему кажется, что он всегда виноват и поэтому исправить ситуацию невозможно. Невротическое чувство вины рождает в человеке пассивность — это его характерный внешний признак.

Но, может быть, постоянно ругая себя, мы приблизимся к духовной высоте апостола Павла, который совершенно искренне считал, что он есть самый грешный человек на земле? Увы, это не так. Чувство собственной беспросветной «плохости», как ни странно, не делает нас смиреннее. Наоборот, человек, терзаемый чувством невротической вины, очень часто не способен адекватно реагировать даже на мягкую критику. Он так измучен внутренней ненавистью к себе, что жаждет похвалы и поддержки извне. Такие люди панически боятся оценки окружающих, им всегда кажется, что их оценили недостаточно — а это, в свою очередь, приводит к росту тревоги, напряжения и в итоге к клинической депрессии.

Невротическая вина иллюзорна, и она — как любая иллюзия — закрывает человеку путь к подлинному покаянию. Она изматывает, и личность, которую терзают ее проявления, тратит на борьбу с призраками те силы, которые могла бы направить на преодоление себя, своих реальных грехов и их последствий. Исповедь в таких случаях если и дает облегчение, то только на короткое время. Страдающий невротик может прекрасно понимать, что его мучительные самообвинения не имеют ничего общего с реальностью, но одного понимания недостаточно. Это чувство нельзя победить уговорами и другими способами рационализации.

Что же делать? Дмитрий Сергеевич Дроздов продемонстрировал собравшимся несколько приемов работы с навязчивым чувством вины, которые позволяют пациенту если не освободиться от него сразу, то по крайней мере взглянуть на свои мучения со стороны.

— Для этого нужно принять позу вины, как бы надеть на лицо маску вины, — пояснил он. — Что мы чувствуем? Наверное боль, может быть, усталость, отчаяние… А теперь мысленно нарисуйте картину вашей вины. Что вы видите? Что с вами происходит?

На сеансах психотерапии пациент при поддержке терапевта пытается мысленно перейти из состояния вины к состоянию свободы. Существуют различные методики, помогающие это сделать. Такого рода упражнения помогают дистанцироваться от навязчивых мыслей и сделать первый шаг по направлению к душевному здоровью.

Страх Божий и страх человеческий

— Страх Божий, — отметил Митрополит Аргентинский и Южноамериканский Игнатий , — это состояние души высокодуховного человека. Это духовный дар, который дается Господом так же, как дар покаяния и другие подобные дары. От страха Божия следует отличать чисто человеческий страх наказания.

Владыка предложил собравшимся в форме свободной дискуссии порассуждать о том, правда ли, что для большинства современных православных христиан вера связана со страхом перед адскими муками. И если это так, то хорошо ли это?

Слушатели высказали разные точки зрения. Для кого-то апелляция к страху наказания оказалась неприемлемой даже в воспитательных целях, кто-то, напротив, высказал убеждение, что страх наказания за грех — естественная составляющая духовной жизни падшего человека.

— Если у человека есть какие-нибудь психологические проблемы, неврозы, — подвел итог обсуждения Митрополит Игнатий, — то он легко может принять сопутствующий им страх за непременное условие духовной жизни. Чтобы побороть свою тревожность, такие люди стараются исполнить все церковные предписания вплоть до мельчайших. Они становятся заложниками своей боязни.

Однако страх как таковой — далеко не всегда отрицательное явление. Это заложенный в нас Богом сигнал об опасности, который, в том числе, помогает нам избежать греха. Вместе с тем нужно помнить, что страх наказания — это страх раба, страх не получить свою награду — это страх наемника, а подлинный страх Божий выше всего этого. Он сочетает в себе благоговение перед величием Бога и понимание, как же мал и немощен человек по сравнению с Его могуществом. Это страх оскорбить Бога, потерять Его любовь, на которую человек уже откликнулся всем сердцем.

Куда уходят желания?

— Часто бывает так, — поделилась опытом своих наблюдений психолог, психотерапевт, член Российского общества «Person Centered Approach» Марина Сергеевна Филоник , — что человек сам не знает, чего хочет — ни в духовной жизни, ни вообще. Он ни к чему не стремится, ничего не делает, но при этом чувствует катастрофический упадок сил. Причина такого болезненного состояния чаще всего заключается в том, что человек неправильно строит отношения со своими желаниями.

Все мы знаем, что наши желания могут не исполниться. Не получая чего-то вожделенного, мы испытываем душевную боль, расстройство, разочарование, смущение. Такого рода переживания в нашей жизни неизбежны. Они помогают человеку взрослеть, обогащают наш душевный опыт. Однако невротизированная личность может решить проблему неисполнения желаний по-другому: просто избавиться от них. Нет желания — нет разочарования. Однако парадокс в том, что наши желания являются в то же самое время источником энергии, которая помогает добиваться цели. Посмотрите, например, с какой неохотой и слабостью нерадивый студент просыпается утром, чтобы пойти на первую пару, — и с каким рвением тот же самый студент, который еле-еле досиживал лекции, бежит на свидание к любимой девушке… Откуда только силы взялись! Конечно, желание желанию — рознь, и греховные стремления нужно уничтожать в зародыше. Но видеть свои желания и осознавать, что они есть и каковы они, обязательно нужно. Тогда мы сможем построить с ними правильные отношения.

Эти отношения начинаются с понимания того, что наши желания вытекают из наших потребностей. Потребности бывают разные, но в целом это то, что нам необходимо, чтобы жить полноценной жизнью. Если их игнорировать, могут возникнуть проблемы со здоровьем и различные психологические нарушения. Однако уделяя должное внимание своим желаниям, нужно научиться от них дистанцироваться. То есть у нас должна быть установка не «я — это мое желание», а «у меня есть желание». Тогда мы сможем лишить вредные желания влияния на нас, а полезные — максимально использовать для достижения благих целей.

Газета «Православная вера» № 05 (601)

Чудотворные слова: молитва от избавления чувства вины в полном описании из всех найденных нами источников.

Доброго времени суток, друзья! Глубокое чувство вины, непрощение себя - один из мощнейших источников саморазрушения, который может блокировать вход позитивных изменений в жизнь человека, убивать радость в его сердце и полностью останавливать развитие, перекрывая любое движение вперёд.

Представьте, что у вас внутри, в душе, есть чёрная дыра или мохнатая злая сущность, которая пожирает всё светлое, что появляется (рождается) у вас во внутреннем мире - сжирает светлые чувства, радость, энтузиазм, творческую энергию, стремления вашей Души, внутреннюю силу, напрочь лишая способности наслаждаться жизнью.

Чуть подробнее о чувстве вины

Чувство вины - это фактически зло в чистом виде, прямое насилие над собой и разрушение собственной Души. Причём с Совестью человека вина не имеет ничего общего, тем не менее, люди часто их путают. И получается так, что хороший по своей сути человек может буквально обеими руками удерживать в себе разрушающее его чувство вины, считая, что это голос совести, и он страдает заслуженно. Но в большинстве случаев это не соответствует действительности. Т.е. человеку не обязательно бесконечно страдать и угнетать себя, в действительности нужно лишь исправить ошибки прошлого и идти дальше, радоваться жизни, простив себя. А чувство вины нужно из себя выбросить, как заражающую сознание болезнь, как поражающую инфекцию, которая заставляет гнить его Душу.

Легко сказать «нужно просто простить себя», но сложнее это сделать по-настоящему, тем более, что ситуации бывают очень сложные, трагические, когда простить себя бывает действительно очень сложно. По себе знаю, с некоторой «виной» я справлялся по нескольку лет, пока не увидел духовную глубину этой темы и не открыл для себя основы чувства вины и осуждения. Этими практиками и находками я и поделюсь с вами в данной статье.

Вина, по своей сути, это - обида на себя и осуждение себя (пожелание себе зла и пожелание наказания себе). С духовной и эзотерической точки зрения такая позиция делает человека полностью уязвимым перед силами Зла и притягивает негатив в его жизнь со всех сторон. По сути, когда человек не прощает себя, он напрямую обращается к этому миру с призывом - «мир - накажи меня, разрушь меня, потому что я - виноват, я - плохой». Виной и самоосуждением - человек просто требует насилия по отношению к себе. И если от него идёт такой призыв - он это обязательно получит, «накличит» на свою голову!

У человека с хроническим чувством вины, духовная и энергетическая защита не работает, потому что он добровольно впускает зло (наказания) в себя и свою жизнь, сам открывает Злу двери и приглашает его войти. Зло - входит и начинает разрушать всё хорошее, что есть в человеке и его судьбе. Поэтому, важно чувство вины уметь быстро пресекать, и правильно убирать, в противном случае - это приговор себе.

Эзотерический взгляд на чувство вины

Вина - блокирует и начинает разрушать чакры «Свадхистхана», «Вишудха», чакру «Индивидуальности», «Атман», разрушает самооценку и защиту в чакре «Манипура», другие. Фактически, в этих чакрах образуются дыры, через котоыре идёт потеря энергии человека, и в них же нагнетается негативная, разрушающая их энергия. В тонких телах человека тоже образуются дыры, для сброса позитивной и нагнетания негативной энергии.

Кроме того, человек, который «жуёт», «смакует» своё чувство вины со временем получает ещё и кармические наказания Свыше за разрушение себя, за то, что позволяет разрушать свою Душу, вместо того, чтобы защищать её, очищая себя от негатива (чувства вины, обид, т.д.).

Если вы не освобождаетесь от разъедающего чувства вины, а подпитываете его - вы, по сути, становиться на сторону зла по отношению к себе самому и собственной жизни, и за это обязательно придётся расплачиваться, вплоть до неизлечимых заболеваний! Не стоит доводить до такого.

Как избавиться от чувства вины? Я не могу простить себя, что делать?

Давайте разложим чувство вины на составляющие, и поговорим о том, каким людям оно присуще.

Чувство вины, непрощение себя:

  1. Обида на себя , когда человек держит зло на себя. Важно научиться не держать зло на себя, и в себе. Обиду, в т.ч. на себя самого, прорабатывайте по статье - Обидчивость. Как избавиться от обидчивости?
  2. Осуждение себя - подсознательное или осознанное желание наказывать себя («совершите на до мной насилие», «сделайте мне больно», «сотрите меня с лица Земли», др.). Дополнительно изучите статью - Осуждение людей. Как научиться не осуждать других людей?
  3. Гордыня по отношению к себе и собственной Душе. Проявление гордыни в том. что человек берёт на себя роль Бога и сам решает, что он заслуживает наказания и должен пострадать, и сам же это наказание и исполняет. При этом, чаще всего, Бог человека уже давно простил, а человек продолжает себя наказывать и разрушать не зная меры, иногда это может длиться веками.

Это не все основы. Копнём ещё глубже:

Чувство вины рождается и развивается у людей, которые не дают себе права на ошибку, ограничив свою Богом данную Свободу для обучения и развития. В этом случае чакра «Свадхистхана» заблокирована несвободой и самоограничениями - «я не имею право на это, и на это не имею право и на то…».

Человек, его Душа приходит на Землю, в первую очередь, чтобы учиться и развиваться, и ошибки человеческие - это часть процесса обучения, и без них никак. Так задумал Творец и Он дал человеку свободу выбора - человек имеет право самостоятельно решать абсолютно всё в своей жизни, имеет право ошибаться (косячить), отвечать за свои немудрые и ошибочные решения и действия, анализировать и осознавать свои ошибки, просить прощения и каяться, и действовать снова, исправляя свои ошибки новыми поступками.

Здесь важно принять, впустить в себя мысль, убеждение, что «я - Свободный Человек», что «Творец дал мне право учиться и ошибаться тоже разрешил», и не для того, чтобы потом наказывать меня и мучить, а чтобы каждый на своём опыте смог вырасти, научиться различать Добро и Зло, стать мудрее, счастливее и т.д. Нашу Свадхистхану и Вишудху во много разблокирует и раскрывает именно принятие принципа «Свободы» - права данного нам Свыше на жизнь, обучение, использование всех возможностей жизни, право пробовать и ошибаться, права каяться за свои промахи и грехи, право прощать себя и изменяться, становиться лучше, выше, сильнее, право наслаждаться жизнью и достигать самых высоких вершин. Все эти права нам, нашей Душе, даны по рождению, и только мы сами можем позволить забрать эти права у нас и посадить себя в клетку ограничений.

Поэтому, вина сама по себе - бесплодна, она никому чести не делает и не помогает в развитии, а только разрушает и ограничивает, лишает нас того Доброго, хорошего, чего наша Душа действительно заслуживает.

Я не могу простить себя: раскладка на примерах

В жизни бывает всякое, жизнь посылает нам всевозможные испытания и, в том числе, кармические наказания за прошлые грехи, которые нам нужно осознать и отработать. Поэтому, в жизни бывают серозные осечки, ошибки, которые нам потом очень сложно себе прощать. Но это нужно научиться делать.

Замечу, что сложнее всего себя прощать людям, в которых мало любви по отношению к собственной Душе, но много жёсткости, осуждения и даже скрытой жестокости к себе самому.

Такие люди почему-то полагают, что имеют право сами себя судить, а это ни что иное, как Гордыня в чистом виде. Когда ложное «Я» человека (его Эго) берёт на себя роль бога и наказывает Душу человека (его Высшее чистое «Я»). Это и есть сброс Души человека его собственной Гордыней, что и является насилием над своей Душой. При этом страдает и разрушается Атман человека, его духовное сердце (центр души): разрушаются светлые чувства, способность радоваться (источники радости), удовлетворённость, светлая Вера в Добро, человек начинает отбивать светлые потоки, которые даются ему сверху Творцом, его судьба сереет, а затем и темнеет.

Здесь важно сделать выбор - что для вас более важно и ценно, ваша божественная Душа и её счастье, или внутреннее желание вашего Эго совершить над душой садистский акт. Сделать выбор - вы на стороне своего Эго или на защите своей Души. Если на защите Души - обиду на себя нужно отпустить и переступив через эго, простить себя.

Почему это правильно!? Потому что, Бог не посылал бы нам испытаний, если бы Он сам не был бы готов нас прощать за наши ошибки, которые есть и будут всегда в силу несовершенства человека! Если человек осознал свой грех и внутренне раскаялся, если он очень не хотел бы совершить подобный грех в будущем, то он по определению заслуживает прощение Бога и Сил Света, а значит и сам себя доложен простить.

И если Бог прощает тебя, то с какой кстати ты сам себя не прощаешь, а судишь и наказываешь? Ты что выше Бога? У тебя прав больше? Или ты лучше Создателя понимаешь можешь ты быть прощён или нет?

Стоит слезть с трона, принять свою роль, что ты на Земле прежде всего учишься, в том числе на своих ошибках, и попросив прощения за них, просить себя.

Хроническое чувство вины. Вина бывает вполне конкретная, когда человек помнит свой грех, свою ошибку, и не может отпустить негатив на себя, а бывает вина неосознанная, живущая глубоко в его подсознании. Часто, чувство вины (непрощённые себе грехи) душа приносить с собой из своих прошлых жизней, которых здесь и сейчас человек не помнит. Хроническое чувство вины можно узнать по поведению человека. Такой человек почти всегда чувствует себя виноватым, основные признаки:

  1. Человек постоянно перед всеми извиняется, у него может быть навязчивая идея - «чтобы не произошло, виноват всегда буду я».
  2. На такого человека окружающие постоянно пытаются переложить ответственность за происходящие промахи и неудачи.
  3. Такие люди могут быть несправедливо обвинены в каких-то преступлениях (отсидеть за кого-то, выплачивать долг вместо кого-то другого, т.д.).

Если вы постоянно попадаете в ситуации, когда оказываете виноваты в тех грехах, которых не совершали - знайте, внутри вас, в подсознании, работает хроническое чувство вины, которая работает на притяжение негатива и проблем на вашу голову. Это как вывеска на голове - «я - виноват», «бейте меня», «если что, всё валите на меня» . Это роль жертвы нужно из себя вытащить и выбросить на свалку.

И если вы не хотите всю жизнь выбираться из под завалов сброшенных на вас чужих грехов, чужой ответственности - корни тотального чувства вины, вместе с ролью жертвы, нужно выкорчевать из себя обязательно! Как это сделать - см. ниже по тексту.

Прощение. Чтобы подойти к прощению себя, важно понять что такое Прощение! Энергия Прощения, которая даётся нам свыше нашим Создателем, Богом - это ничто иное как энергия Исцеления. Когда мы прощаем себя, мы позволяем энергии Исцеления войти в нас сверху, от Бога. Эта энергия прощения (исцеления) начинает заживлять раны нашей души, а так же восстанавливать нашу энергетику и тело. Прощение - это целительная энергия, именно поэтому одна из основ духовного целительства и исцеления - это искреннее покаяние и прощение, прощение даваемое нам Творцом и наше прощение самих себя. Соответственно, если человек не прощает себя - он отбивает и не впускает в себя энергию исцеления свыше, его душевные раны продолжают кровоточить, душа - страдать, судьба и тело - разрушаться. В таком состоянии, с гниющими ранами в душе и дырой в сердце, человек может существовать десятилетиями, хотя энергия прощения и исцеления может висеть над его головой в течение всей жизни, потому что Бог уже давно простил человека. Не стоит поступать подобным образом, подкладывая свинью самому себе, и предавая свою Душу.

Практики: как избавиться от чувства вины

  1. Принимаем Свободу, данную нам нашим Создателем и роль ученика на Земле: «я здесь на Земле учусь Жизни и мудрости. Я принимаю Богом данную мне Свободу выбора, решений, поступков. Вместе со свободой я принимаю на себя и ответственность за свои действия, и право совершать ошибки. А также, право их осознавать, исправлять и прощать себя…» . Так же, стоит раз 50, спокойно и осознанно, проговорить себе «Я - Свободный Человек», «я принимаю Свободу, данную мне моим Творцом с благодарностью» (чтобы ваше подсознание это приняло).
  2. Следующее, что нужно сделать это решить «кто в доме хозяин»: кто определяет как вы себя будете чувствовать - Вы, ваша Душа или разъедающее вас чувство вины? Вы главнее в вашем внутреннем мире или проблема (вина)? Если вы позволяете вине и самоосуждению налазить себе на голову и гнуть свою линию, то вы «жертва», вы раб своей проблемы, но никак не хозяин себя и своего внутреннего мира. Примите сильное решение - «я хозяин своего внутреннего мира, я отвечаю за самочувствие своей души и ни какое чувство вины больше не будет меня разрушать, отравлять мне жизнь, не будет заставлять меня страдать!» . Возьмите верх над своей проблемой, верните себе власть над ней, поднимитесь над виной своим Духом и Душой и крепко держите вожжи чувства вины в своих руках. Тогда вы быстро сможете её победить.
  3. Основной практический блок. Это молитва-настрой, которую нужно проговаривать вглубь себя, спокойно и с добротой к себе: «Я прощаю себя за… (конкретно за что), потому что мой Небесный Отец меня прощает, потому что я изменяюсь и расту, я прощаю себя и легко отпускаю чувство вины, самобичевание, осуждение себя, мне это больше не нужно. Я впускаю в себя поток Света от Бога, я принимаю - Всевышний прощает меня, я принимаю прощение от моего Отца Небесного, впускаю в себя поток прощения и исцеления, поток очищения и развития». «Я принимаю поток прощения и исцеления от Бога и сам тоже себя прощаю, вину отпускаю легко и безвозвратно…» . Когда проговариваем программу «я прощаю себя» - представляем, как в груди вспыхивает шар Света и Свет этот направляем из центра груди на всего себя, на свою жизнь. Эта энергия целительная, она запускает процесс исцеления и восстановления. Когда проговариваем молитву «я принимаю прощение от Бога» - представляем, как поток золотого Света входит в вас через макушку, разливаясь по всему телу, освобождая вас от негатива на себя, от разрушений, вины, обиды и гордыни. Если будете делать данные практики искренне и с пожеланием себе добра - это даст невероятные позитивные трансформации и очень быстро.
  4. Отдельно предлагаю очень эффективный алгоритм письменно проработки и устранения Вины: 1. Задаём себе вопросы - «за что я не могу простить себя?» «за что я на себя обижаюсь» , далее слушаем и выписываем приходящие в голову ответы в столбик. Здесь же желательно сделать пометку - почему именно вы не можете себя простить (если такое понимание есть), если нет - переходим ко второму шагу. 2. По каждому написанному пункту - пишем ответ на вопрос «Почему я прощаю себя?» (я прощаю себя потому что 1,2,3), давая несколько значимых для вас обоснований. Это помогает быстро отпустить и повыбрасывать из себя большую часть претензий и обид на самого себя!
  5. И ещё одна практика, которую я даю многим ученикам при индивидуальной работе - написать духовное сочинение-настрой «Я прощаю себя и принимаю прощение моего Создателя». И практика эта предполагает, что человек напишет развёрнутую работу, напишет от сердца. Когда человек пишет духовное сочинение на важную для него тему - он входит в поток позитивных трансформаций и образов, и часто заканчивает писать такое задание буквально растворившись в потоках Света, в медитативном состоянии. А встаёт со стула уже другим человеком, преобразившимся. Конечно, не у каждого это получается, ведь здесь важно открыться сверху, чтобы Свет начал входить.
  6. В конце каждой практики просто попросите искренне Бога и Силы Света - освободить вас от разрушающего чувства вины, а так же исцелить вашу душу и тело.

Все эти практики реально очень сильные и действенные, я сам с детства рос с хроническим чувством вины внутри и разрушенным отношением к себе, и всё это я смог перестроить во многом благодаря этим практикам, помощи друзей-целителей и Творца.

Из опыта скажу, что не всегда можно быстро, в себе самом, увидеть корни (причины) вины и самоугнетения, иногда это очень старые не прощённые себе грехи прошлого, и без профессионального взгляда со стороны не обойтись. Поэтому, если сами не справитесь - обращайтесь, у вас есть возможность поработать с Духовным Наставником или Целителем по этим и другим важным вопросам.

Как избавиться от Чувства Вины и Простить Себя (Видео) Урок из курса «Реальный Прорыв»

Полная программа курса развития «Реальный Прорыв» - http://www.life-meditation.ru/real/

Некоторые, далёкие от Православия, люди, в основном сектанты и атеисты, утверждают, что = христианство занимается выискиванием грехов, чтобы человек себя чувствовал виноватым =

Давайте уже разберёмся, что есть грех, вина, чувство вины и как от них избавиться.

1. Грех, если коротко, это – нарушение Божественного, нравственного Закона.
Грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно (св. Иоанн Дамаскин).
Грех есть уклонение от цели, назначенной человеку по природе (блаж. Феофилакт Болгарский).
В русском языке слово «грех» (ст.-слав. гр;хъ), изначально соответствовало понятию «ошибка» (ср. «погрешность», «огреха»). Аналогично греки обозначали понятие греха словом означающим «промах, погрешность, провинность»,

Грехи, выискивай их или нет, есть у каждого. Только, одни видят свои грехи, а другие – свои в упор «не видят», а в других видят их великое множество.

Церковь учит видеть, в первую очередь, свои грехи, и очищаться от них, как от грязи, а не осуждать других. Господь говорит:«Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». (Мф.7,5)

2. Вина - 1. Провинность, проступок, преступление, прегрешение, грех (в знач. проступка), (По Далю)
То есть вина – проступок или преступление против Закона или грех против БОГА, человека, природы.

Если человек не покается, не исповедуется, не компенсирует ущерб, не загладит вину, то есть не поступит по совести с чувством ответственности за содеянное, то в нём развивается «чувство вины», деструктивное и тягостное чувство. Иногда это чувство возникает из мнимой вины, когда человек чувствует себя виноватым, за то, что от него не зависит.

3. Чувство вины - последствие нераскаянного греха и обратная сторона гордыни. И то и другое для христианина не приемлемо.

Чувство вины наносит человеку глубочайший вред. Чувство вины, в отличие от чувства ответственности, не реалистично, неконкретно, размыто. Оно жестоко и несправедливо, лишает человека уверенности в себе, снижает самооценку. Приносит ощущение тяжести и боли, вызывает дискомфорт, напряженность, страхи, растерянность разочарование, уныние, пессимизм, тоску.
Чувство вины опустошает и отнимает энергию, обессиливает, уменьшает активность человека и ведёт к неврастении и прочим заболеваниям.
Чувство вины, по сути, это - агрессия, направленная на самих себя, - это самоуничижение, самобичевание, стремление к самонаказанию.

Это то, что произошло с Иудой после предательства им Иисуса ХРИСТА. Он понял, что совершил страшный грех, и невыносимое чувство вины заставило его думать, что он имеет право и должен сам себя наказать за грех предательства. И вместо истинного покаяния, молитвенного обращения к Иисусу ХРИСТУ, который конечно бы его простил, Иуда пошёл и повесился.

4. Как же избавиться от греха и чувства вины? В Православии есть такое средство, которое уже 2 тыс. лет успешно помогает миллионам верующих, и без которого невозможно совершенствование и духовное возрастание человека. Это средство называется – покаяние.

Покаяние – это изменение себя и своего отношения к данному греху. Нужно возненавидеть его (не себя!), и иметь твёрдое намерение не повторять его в будущем.

Итак, вместо чувства вины, самобичевания - осознав свой грех, свою вину, необходимо, не откладывая, принести покаяние в Церкви в Таинстве Исповеди и сделать всё, чтобы компенсировать с избытком нанесённый грехом ущерб, проявив сострадание и помощь пострадавшему. И впредь с твёрдой решимостью измениться, стараться не повторять этот грех. Только так человек полностью освободится от опустошающего, обессиливающего чувства вины, и от гнёта греха, который исчезнет, как будто его и не было.
Но бывает, что по нашей слабости или невнимательности мы вновь совершаем этот грех повторяется. И тогда ни в коем случае не надо отчаиваться! Нужно покаяться во вновь совершенном грехе и, возненавидев этого навязчивого беса (грех), с ещё большим упорством стараться его победить. С каждым покаянием грех слабеет и настанет момент, когда Вы забудете о нём, как будто его не было.

«И сказал Господь Моисею… : если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили; если же у него нет наследника, которому следовало бы возвратить за вину: то посвятить это Господу;» (Чис.5,5-7).
Можно оказать помощь больным, немощным, старикам, брошенным детям, тому, кто нуждается, или пожертвовать на строительство церкви. Говорит Господь: «…истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. (Мф.35,30)

Наша задача - мощную деструктивную, разрушающую и убивающую энергию чувства вины преобразовать в позитивную энергию изменения себя к лучшему, в созидание в себе Нового нравственно совершенного человека.

Использованы фрагменты из статьи http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=519 Точка зрения: чувство вины - духовность или незрелость?

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!