Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская. Смоленская икона Божией Матери именуемая «Одигитрия», значение и фото

икона Богородицы «СМОЛЕНСКАЯ» ОДИГИТРИЯ

_____________________________________________________

Описание иконы Божьей Матери СМОЛЕНСКАЯ:

По преданию, Смоленская икона написана святым евангелистом Лукой. Существуют две версии появления этой чудотворной иконы в России. По одной из них византийский император Константин Порфирородный благословил этой иконой свою дочь царевну Анну, выдавая её замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. Святой образ сопровождал царевну в нелёгком пути из Царьграда в далёкую Русь, отсюда и название иконы – «ОДИГИТРИЯ», то есть «Путеводительница».

По другой версии икона «Одигитрия» была благословением на путь в Россию царевны Анны – будущей супруги святого равноапостольного князя Владимира.

Помимо вышеприведенного объяснения происхождения наименования иконы существует и иное. Предполагается, что Смоленская икона является списком с ВЛАХЕРНСКОЙ иконы, получившей своё название «Одигитрия» («Путеводительница») после того, как Богоматерь привела двух слепцов к Своему образу во Влахернском храме, где они исцелились. Так или иначе, но Пресвятая Богородица является для всех православных Путеводительницей к вечному спасению.

После того, как князь Владимир Всеволодович Мономах перенёс икону «Одигитрия» в Смоленск и поставил в соборном храме Успения Богородицы, икона стала называться ещё и Смоленской. Впервые Смоленская чудотворная икона Божией Матери Сявила заступничество жителям города Смоленска во время его осады полчищами Батыя в 1238 году.

В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425 г.г.) В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались два её списка (копии). Один был поставлен в Благовещенском соборе, другой – в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Через год, в 1525 году, в память возвращения Смоленска было установлено 28 июля празднование в честь Смоленского чудотворного образа.

В 1602 году со Смоленской чудотворной иконы Богородицы был написан точный список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской «Одигитрия» в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлёвских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль. После победы над французами икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск, где пребывала в Успенском соборе до 1941 года. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна.

Икона Божьей Матери Смоленская «Одигитрия» – одна из наиболее почитаемых икон этого типа на Руси. Только чудотворных, особо чтимых списков с неё насчитывается более тридцати. Иконографический образ Смоленской иконы очень схож с ИВЕРСКОЙ иконой Божией Матери , но отличается строгостью расположения фигур и выражения лиц Богородицы и Богомладенца. На Смоленской иконе Богородица смотрит прямо, нет характерного для Иверской иконы поворота головы Божией Матери в сторону Богомладенца.

___________________________________________________

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Смоленская»

Молитва первая перед иконой «Смоленская»

О Пречудная н Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога на­шего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас греш­ных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголю­щих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, изба-ви нас от всякия скорби и печа­ли, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодея­нием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царст­вия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасе­ния нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая перед иконой «Смоленская»

К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Госпоже Владычице Богородице, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище грешным? При­клони, о Пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему, Мати Бога моего, не призри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о Гос­поже Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога мо­его, за роптание и нетерпение мое, но буди ми покров и заступление в жизни моей и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и со­причти мя к лику избраннаго Твоего стада и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Одигитрия»

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Слава, и ныне, Богородичен

Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии. Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких вед? Кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых.

Кондак, глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя.

Ин кондак, глас 6

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице: Ты нам помози, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся: Твои бы есмы раби, да не постыдимся.

______________________________________

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Смоленская»

Кондак 1

Избранней от всех родов, Небеси и земли Царице, Пресвятей Богородице Одигитрии, яко избавльтеся от вечныя смерти благодатию от Тебе рождшагося Христа Бога нашего и Твоим Матерним пред Ним ходатайст­вом, благодарственное пение при­носим Ти, раби твои. Ты же, Всемилостивая наша Заступнице, от всяких нас бед и скорбных обстояний свобождай и к царст­вию горнему путеводствуй, да зовем Ти: Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование!

Икос 1

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная Одигитрие Марие, и радости духовныя исполни нас, да благого­вейною душею и чистым серд­цем принесем Ти, рождшей миру Спасителя Христа Бога нашего, глаголы сия: Радуйся, Бога Отца благоволе­нием осененная; Радуйся, Бога Сына Мати неискусобрачная. Радуйся, Бога Духа Святаго обитель священная; Радуйся, Троическия тайны проявление. Радуйся, Ангельских умов удив­ление; Радуйся, человеческаго рода ук­рашение. Радуйся, горняя с дольними совокупившая; Радуйся, врата райския зем­нородным отверзшая. Радуйся, лествице небесная; Радуйся, стамно Богоприимная. Радуйся, Купино неопалимая; Радуйся, трапезо Пресвятая. Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование!

Кондак 2

Видев икону Пресвятаго Твое­го лика, Богородице Дево, юже всехвальный евангелист Лука написа, рекла еси о ней пречисты­ми усты Твоими: «С сею иконою благодать Моя и сила». Таковое обетование Твое уведевше, благо­говейно почитаем Пресвятый об­раз Твой, Владычице, и воспева­ем Сыну Твоему и Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Уразумев благоволение Твое, Богородице, к сей иконе Твоей, славный Апостол Лука дарова ю в благословение и освящение Христовой Церкви Антиохийстей, в ней же Путеводительницей она наименовася и чудесы божественными прославися. О сем благодаряще Тя, Госпоже Всеблагая, яко подобие Пречистого лика Твоего во утешение нам оставила еси, усердно Тебе вопием: Радуйся, Царице горних и дольних; Радуйся, Владычице ангелов и человеков. Радуйся, мира умирение; Радуйся, древния вражды раз­рушение. Радуйся, девства столпе; Радуйся, смирения глубино. Радуйся, облаченная в солнце; Радуйся, сияющая Божествен­ною славою. Радуйся, Мати Света Невечерняго; Радуйся, раю сладости небесныя. Радуйся, вертограде Христов благоуханный; Радуйся, одре Царя Великаго. Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование!

Кондак 3

Силою Божиею чудеса пре­дивныя совершахуся от иконы Твоея, Богомати Владычице, егда принесена она бысть в Царьград и в преславнем Влахернстем хра­ме поставлена; слепыя просвещаше, всяк недуг в людех врачеваше благодатию Твоею, Богороди­це, да вси зовем прославльшему Тя Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяше Тя Царьград Заступницу державную, Богородице Дево, и во дни нападения на него врагов сильных и бранеискусных, помощь Твою чудесную от святыя иконы Твоея Одигитрии получавше многочудесно. Темже молимся Тебе, Всеблагая, якоже древле град оный многажды от погибели спасла еси, тако и нас смиренных спаси от погибели вечныя Матерним предстательством Твоим ко Христу Богу, да благодарно зовем Ти: Радуйся, Царьграда крепкое ограждение; Радуйся, Влахернскаго храма благодатное сокровище. Радуйся, нечистивых ратей одоление; Радуйся, врагов Православия посрамления. Радуйся, чад Христовых Пред­водительнице к победам; Радуйся, Помощнице скорая в бедах к Тебе притекающих. Радуйся, Заступнице усердная молитвенно Тя призывающих; Радуйся, богомудрых святителей споспешнице во благовестии Христовом. Радуйся, похвале жен и дев слава; Радуйся, столпе огненный, зной страстей умеряющий. Радуйся, столпе облачный, мрак грехов разгоняющий. Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование!

Кондак 4

Бурею морскою корабли прегордаго Кагана, град Твой пленити восхотевшаго, сокрушила еси, Владычице, и победу над ним людем христоименитым даровала еси от святыя иконы Твоея Одигитрии, лучи света небеснаго ис­пуская и вои православныя ими просвещая, да вси увидят, яко Ты еси воистину Воеводо де­ржавная Царьграда и прославят милости Твоя и чудеса, воспевая Спасителю Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше о чудесех Твоих преславных, Богородице Дево, яже от иконы Твоея явила еси в Царьграде, недоумеем, како ико­на та, носимая по стогнам града, силою Божественною носившими ю управляше и стопы их по воле Твоей направляше; направи убо Владычице, и наша стопы на путь исполнения заповедей Хри­стовых, и научи нас верно исполняти святую волю Сына Твоего и Бога, да Тебе вопием сице: Радуйся, свеще неугасимая; Радуйся, звездо незаходимая. Радуйся, сияющая светом Бо­жественным; Радуйся, просвещающая благодатию души верных. Радуйся, мира Христова благо­ухание; Радуйся, земли освящение. Радуйся, чаше, черплющая ра­дость всему миру; Радуйся, источниче, изливаю­щий вечную сладость. Радуйся, чертоже благоукрашенный Царя Царей; Радуйся, рая краснейшая. Радуйся, утра светлейшая. Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование!

Кондак 5

Яко Боготечная звезда, икона Твоя, Богомати Владычице, бла­говолением Твоим от Царьграда в страну Российскою принесеся, и граду Смоленску в наследие благодатное даровася, темже благодарим Тя, о Госпоже Всемилостивая, яко таковой дар святый Отечеству нашему даровала еси, и поем в Троице славимому Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше преславное заступление Твое града Смоленска, Пречистая Владычице, прославляем великую Твою милость, еюже град сей от разорения Батыева чудесно спасла еси, гласом Божественным от иконы Твоея исшедшим, угодника Христова Мер­курия на единоборство с предводителем рати Батыевой послав; егоже он мечем своим порази и град Твой от запаления огненнаго избави. Самого же его венцем мученическим увенчала еси, того молитвами небесными сподоби нас на земли неосужденно взывати к Тебе: Радуйся, мученика Христова Меркурия на подвиг ратный ук­репившая; Радуйся, гласом от иконы Твоея святыя его воодушевившая. Радуйся, яко Давида на Го­лиафа победою его увенчавшая; Радуйся, града Смоленска креп­кое защищение. Радуйся, град Твой от разоре­ния избавившая; Радуйся, Избавительнице от плена и поражения. Радуйся, страны Российския благодатное утешение; Радуйся, Церкви Христовой Боголепное украшение. Радуйся, любящих Тя присное радование; Радуйся, Утолительнице печалей. Радуйся, болящих исцеление; Радуйся, унывающих ободре­ние. Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование!

Кондак 6

Проповедует страна Российс­кая милости и чудеса Твоя, Пре­чистая Дево, Богородице, и град Смоленск светло красуется, имея чудотворную икону Твою, всякия болезни исцеляющую и недужным здравие подающую. Сего ради со благоговением почитаем многоцелебный образ Твой, Госпоже Всеблагая, и поклоняющеся ему, яко залогу Твоего к нам благоволения, вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Воссияла еси в стране Российстей лучами Божественных чудес от святыя иконы Твоея исходя­щими, Пречистая Владычице, к нейже от лет древних отцы наши прихождаше в скорбех и болезнех и нетщи отхождаше. Им же вслед и мы к Тебе приходяще и с любовию благо­говейно лобызая образ Твой чу­дотворный, молимся Тебе: утоли печали наша, уврачуй недуги на­ша, да зовем Ти: Радуйся, жезле старости; Радуйся, вдовиц Заступление. Радуйся, сирот призрение; Радуйся, младенцев воспита­ние. Радуйся, нищих снабдение; Радуйся, пленных свобождение. Радуйся, скорбящих утешение; Радуйся, столпе и утверждение девства. Радуйся, иноков Покровительнице; Радуйся, инокинь Наставнице. Радуйся, постников укрепление.­ Радуйся, подвижников вразумление. Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование!

Кондак 7

Хотя даровати граду Москве причастие благодати от святыя иконы Твоея, Владычице Всемилостивая, благоволила еси при­нести икону Твою от Смоленска в Москву, да тамо пребывая, чудесы многими прославится. Егда же по умолению жителей Смоленска, возращашеся образ Твой святый в град их, на месте прохождения иконы Твоея Одигитрии, обитель дев во имя Твое сооружена бысть; в нейже, под осенением чудотворныя иконы Твоея с верою и любовию воспе­ваем немолчную песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новосозданная обитель ино­кинь во граде Москве благо­говейно чествует святое подобие чудотворныя иконы Твоея Одигитрии, милости неизреченныя источающее верным, ея же осенением люди православныя бла­годарно угешаеши и в подвигах поста и молитвы утверждаеши, подвизая их немолчно воспевати Матерния Твоя щедроты и бла­годарно взывати Тебе: Радуйся, Богом возлюбленная Царице; Радуйся, Бога возлюбившая Владычице. Радуйся, едина благословенная в женах; Радуйся, небесных радование. Радуйся, земных Заступление; Радуйся, демонов посрамление. Радуйся, ада попрание; Радуйся, укрепленная силою Господа Сил. Радуйся, облеченная властию Царицы Неба и земли; Радуйся, воинствующих на плоть целомудрием благая По­мощнице. Радуйся, подвизающихся в пос­те и безмолвии милостивая Уте­шительнице. Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование!

Кондак 8

Странствие земное многоскорбное и многомятежное услаждаеши нам Матерним Твоим о нас попечением, Богородице, и во дни скорбных обстояний помощь святую являеши нам во спасение. Памятуем и исповедуем, Влады­чице, Твое заступление, егда гал­лы страну Российскую разориша и град Москву плениша, Ты икону Свою святую Одигитрию от Смоленска в полцы воинства Российскаго благоволила еси принести и тем вои православныя воодушевила еси, славную победа им дарова, предстательством Твоим к Сыну Твоему и Богу. Ему же поем: Аллилуиа.

Икос 8

Вся милости и щедрот преис­полненная, Всеблагая Мати Божия, воинству православнороссийскому помощь и одоление на враги преславно даровала еси. Галлы с бесчестием от Отечества нашего отгнала еси, и егда не бе нам уже спасения надежды, яко и наш град пленен и разорен бысть; победою дивною нас увен­чала еси. Всегда памятуя таковое Твое заступление, хвалебно Тебе вопием: Радуйся, страну нашу Россий­скую от нашествия иноплемен­ных предивно избавившая; Радуйся, гордых силою Своею со стыдом вспять возвратившая. Радуйся, иноверных ратей Все­сильная Победительнице; Радуйся, православного воинства Державная Пособнице. Радуйся, иконою Твоею святою с воинами Российскими милостивно пребывавшая; Радуйся, чудотворным образом Твоим полки их освящавшая. Радуйся, изнемогающих силою свыше укрепляющая; Радуйся, беспомощным помощь Твою святую подающая. Радуйся, обидимых правосуд­ная Заступнице; Радуйся, ненадежных Надеждо. Радуйся, печальных отрадо; Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование!

Кондак 9

Вси верныя с радостию и утешением видят образ Твой святый, на нем же умиленно взираеши на Богомладенца Христа, сего ради молим Тя, Всеблагая, яко Матерь вся содержащаго в деснице Своей Владыки: воззри и на нас скоромилостиво, и умоли Господа, да помилует нас недостойных. Научи нас, Влады­чице, молитися Ему благоприят­но, и неосужденно пети Ему нескверными усты и чистым сер­дцем Ангельскую песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство наше песенное не довлеет к прославлению многих Твоих чудес, Богородице Одигитрие, ихже от святыя иконы Твоея явила еси и присно являеши верным: обаче Ты, яко во­истину Благая Мати, веру и усер­дие наше приими; веси бо и любовь к Тебе нашу, еюже серд­ца наша пламенеют, и милостиво услыши сия в простоте состав­ленныя похвалы: Радуйся, обрадованная Приснодево; Радуйся, Невесто Неневестная. Радуйся, селение Бога Слова; Радуйся, обитель Святейшаго Святых. Радуйся, с Сыном Царем не­бес вечно царствующая; Радуйся, Матернее дерзнове­ние к Нему имеющая. Радуйся, молитвам верных милостиво внемлющая; Радуйся, любящим Тя, любовию Твоею Божественною воз­дающая. Радуйся, Сиона горняго укра­шение; Радуйся, мира дольняго защищение. Радуйся, граде спасения наше­го притекания; Радуйся, горо святая, сошест­вием Божиим прославленная. Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование!

Кондак 10

Спаси нас, Владычице, от по­гибели вечныя Матерним пред-стательством Твоим ко Христу Богу, и сподоби нас узрети Тя в час кончины нашея, от руки лютаго миродержителя душу нашу соблюдающую: да помощию Твоею Святою избегнем его сетей и сподобимся Царствие Не­бесное получити и в радости вечней воспевати Человеколюбцу Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси девам, Богородице Дево, и всем ревнителем девства и чистоты усердная Помощнице. Молим Тя, Пречистая, очисти наша сердца от всякия скверны греховныя, и украси души наша целомудрием и чистотою; да не­вредимы пребудем от всех иску­шений мира, плоти и диавола, и сподобимся достойно возглашати Тебе песни таковая: Радуйся, добрая Младопитательнице девам; Радуйся, благосердая Попечительнице сирот. Радуйся, тихое прибежище обу­реваемых страстями; Радуйся, надежное пристанище смущаемых искушениями. Радуйся, Мздовоздаятельнице подвижников целомуд-рия; Радуйся, Споборнице борющих­ся со враги невидимыми. Радуйся, милостивая Посетительнице неповинно осужденных; Радуйся, благая Утешительни­це напрасно оклеветанных. Радуйся, Божественная Свободительнице сущих в плену и изгнании; Радуйся, всемощная Покровительнице труждающихся и обре­мененных. Радуйся, Судии Праведнаго умоление; Радуйся, грешных с Богом при­мирение. Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование!

Кондак 11

Пение всеумиленное слышаще от верных рабов Твоих возно­симое, Ты, Пречистая Мати Де­во, яко имущая милосердие неизреченное, насыти нас пищею нетленною Слова Божия и научи нас всегда исполняти животвор­ныя заповеди Господа нашего; Его же умоли, Предстательнице наша Всеблагая, да ниспослет милость Свою нам недостойным и сподобит нас унаследовати Его всесветлое и всеблаженное Царствие, идеже от всех святых поется Ему хвалебная песнь: Аллилуиа.

Икос 11

Светлыми лучами чудес Твоих, Богородице Дево, просвещаеши нас благодатно, и от святыя ико­ны Твоея Одигитрии утешение духовное ниспосылаеши угодни­кам Божиим. Нам же, грешным, дары целебныя подаеши от Нея неоскудно, да зовем Ти благодарственно и хвалебно: Радуйся, Агнца и Пастыря Нетленнаго рождшая; Радуйся, девство и славу Ма­тери в Себе сочетавшая. Радуйся, крине девства, к чис­тому и девственному житию при­водящая; Радуйся, избранникам Божиим любовь Твою святую являющая. Радуйся, угодникам Господним веления Небесныя открывающая; Радуйся, преподобнаго Сергия Радонежскаго посещением Твоим сподобившая. Радуйся, преподобнаго Кирил­ла Белоезерскаго гласом от ико­ны Твоея на Белоозеро наставив­шая; Радуйся, преподобнаго Савватия Соловецкаго в подвигах пустынных укрепившая. Радуйся, святителя Митрофана Воронежскаго иконою Твоею облагодатствовавшая. Радуйся, обителей Христовых покров и снабдение; Радуйся, рабов Божиих среди мира, тайное вразумление. Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование!

Кондак 12

Благодать Божия действует в чудесех, преславно являемых от святаго образа Твоего, Преблагословенная Богородице Дево, ею же и наши души просвети, мрак греховный разгоняя сияни­ем Солнца Правды Христа, да во свете повелений Его, богоугодно житие сие временное поживем во всяком благочестии и чистоте и сподобимся блаженство вечное получити и со избранными пети Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твоя чудеса, Богоро­дице, проповедуем милости Твоя, прославляем щедроты Твоя неиссчетныя и, припадая к чудотворней иконе Твоей, молим Ти ся с верою и любовию: буди нам Путеводительница Благая к свет­лому граду Иерусалиму Небесно­му, да узрим Тя с высоты славы Твоея Божественныя на нас милостивно взирающую и вкупе со святыми воспоем Ти сице: Радуйся, радосте наша Пресвятая; Радуйся, Царице наша Пре­благая. Радуйся, усыновившая нас при кресте Сына Твоего и Бога; Радуйся, Матернюю любовь к нам являющая. Радуйся, во благих желания наши дивно исполняющая; Радуйся, скоропослушливая к смиренным молитвам. Радуйся, покровом Твоим святым нас покрывающая; Радуйся, ризою Твоею честною благонадежно нас защищаю­щая. Радуйся, в час кончины нашея Всесильная нам Помощнице; Радуйся, в мытарствах воздуш­ных державная нам Заступнице. Радуйся, телес наших безвоз­мездное врачевание; Радуйся, душ наших спасение. Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование!

Кондак 13

О Всепетая Мати, Царице Все­милостивая Дево Богородице Одигитрие! Приими малое сие моление наше и принеси е Сыну Твоему, Матерне умоляя Его благость, да помилует нас грешных и недостойных; и Твоего ради всесильнаго ходатайства, избавит нас мучения вечнаго; сподобит Царствие Небесное получити и тамо со Ангелы воспевати Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

____________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

Смоленская икона Божьей Матери "Одигитрия"

Пресвятой Богородице молятся о сохранении и помощи в пути.

Молитва перед Смоленской иконой Пресвятой Богородице, именуемой "Смоленская" (Одигитрия)

О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая Пресвятой Богородице

К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Госпоже Владычице Богородице, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище грешным? Приклони, о Пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему, Мати Бога моего, не призри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о Госпоже Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога моего, за роптание и нетерпение мое, но буди ми покров и заступление в жизни моей и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и сопричти мя к лику избраннаго Твоего стада и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой "Смоленская" (Одигитрия).

Тропарь, глас 4:
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Слава, и ныне, Богородичен:
Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии. Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких вед? Кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых.

Кондак, глас 6:
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя.

Ин кондак, глас 6:
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице: Ты нам помози, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся: Твои бы есмы раби, да не постыдимся.

10 августа Церковь празднует память Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская Надвратная икона Божией Матери, которая находится сейчас в Кафедральном Успенском соборе города Смоленска -- это список с той, легендарной иконы Одигитрия Смоленская, которую по преданию написал еще в первом веке при жизни Самой Пресвятой Богородицы апостол и евангелист Лука. Эта первая Одигитрия, пройдя долгий путь из Константинополя в Смоленск, таинственно исчезла в годы советской власти.

«Она точно где-то тут. Мы не нашли никаких документов, которые подтвердили бы, что ее продали, отдали или уничтожили», -- рассказывает преподаватель Смоленской духовной академии иеромонах Серафим Амельченков. Он много лет посвятил изучению истории Смоленского Свято-Успенского кафедрального собора и святынь, хранящихся в нем.

Величественный Успенский собор стоит на Соборной горе, возвышаясь над всем городом. В 1922 году, когда началось изъятие церковных ценностей, и в соборе сделали антирелигиозный музей, икону видели в последний раз, но уже не в центре храма, а на хорах. Видимо, ее специально поместили так высоко, чтобы перед ней не могли молиться верующие. Потом икона пропала. В 1941 году, во время немецкой оккупации, собор на некоторое время снова стал действующим, но икону уже не нашли. Тогда и поставили на ее место список середины XVI века. Икона-список не уступала своей предшественнице в количестве чудес и в почитании народном, но Одигитрию апостольского письма все еще ждут в Смоленске, все еще верят, что придет время, и она явит себя из какого-нибудь тайника, где чудесным образом сохранялась все эти годы, как уже это когда-то было.

Чудеса по вторникам

Пятый век после Рождества Христова. Во Влахернском храме Константинополя по вторникам столпотворение. Люди приехали из дальних уголков Византийской или как ее тогда называли Римской империи. Около иконы Божией Матери Одигитрия опять творятся чудеса. Принято считать, что Она Сама, еще при Своей земной жизни, благословила эту икону, обещав что с ней всегда будет Благодать, Родившегося от Нее Сына. Так уж замечено, что Божия Матерь именно по вторникам особенно милостива к просящим. Для многих больных и несчастных эта чудотворная икона стала путеводительницей, по-гречески путеводительница значит «одигитрия», так и назвали икону. Впрочем, возможно, что она так называется, потому что долго была полковой иконой константинопольского полка «Одигон», но в истории ее помнят как исцеляющую и показывающую правильный духовный путь к спасению. Вторник, как день чудес, был отмечен византийцами в своих хрониках. Отец Серафим, изучая византийский и российские архивы, пришел к выводу, что указ Святейшего Синода 1840-х годов об установлении вторника днем чтения акафиста Божией Матери не был случайным.

В период иконоборчества икона явила свое главное чудо – сохранилась от поругания и уничтожения. Многие благочестивые люди тогда старались спрятать иконы. Например, вешали их где-нибудь в храме на самом высоком месте, или замуровывали в стену. Одигитрию замуровали в стене Влахернского храма. Когда страшные времена кончились и открыли нишу в стене, где все это время хранилась икона, с удивлением обнаружили, что икона не только не пострадала, но около нее все еще горит лампадка.

Императорское благословение

На Константинополь то и дело нападали племена Руссов. То в одиночку, то в составе каких-нибудь других, не менее варварских племен. Кстати, песнь Божией Матери «Взбранной Воеводе победительная», была сочинена в честь иконы Одигитрии в 866 году. Перед ней молился константинопольский патриарх Фотий, пока император Михаил III в спешном порядке покидал Малую Азию, чтобы защитить свою столицу от русских войск Аскольда. Тогда икону даже пустили плавать по морю, и она вызвала бурю, которая и устрашила русских, отвадив их от столицы и внушив уважение к христианской вере.

Кто бы мог тогда подумать, что именно русские люди окажутся хранителями иконы, что византийская принцесса Анна в 1046 году выйдет за муж за черниговского князя Всеволода Ярославича и привезет с собой в Чернигов икону Одигитрию как самую дорогую вещь – родительское благословение. Император Константин, отец Анны, видимо сильно переживал, что отдает свою дочь в варварскую страну так далеко от дома, раз дал ей в дорогу такое благословение, величайшую святыню Константинополя. Анна на смертном одре благословила этой иконой своего сына, будущего киевского князя Владимира Мономаха. Когда молодой князь получил в правление свой первый удел Смоленск, он привез икону с собой, и построил для нее храм Успения Божией Матери, в котором Одигитрия с перерывами на войны и нестроения и пробыла все время до Второй мировой войны. По месту своего пребывания икона стала называться Одигитрия Смоленская.

Порубежный город

Смоленск город порубежный, приграничный. Сидя на высоком Соборном смоленском холме, хочется посмотреть в глаза тем безумцам, которые решались атаковать этот город, раскинувшийся на крутых горах. Начиная с 1238 года, в Смоленске побывали татары, литовцы, поляки, французы, немцы.

В 1238 году юноше Меркурию, по происхождению римлянину, было видение Божией Матери, которая сказала ему, что он должен защитить город Смоленск от полчищ татар, причем сам Меркурий при этом погибнет. Велико было доверие Меркурия Богу. В 25 верстах от Смоленска Меркурий принял бой и отразил полки татар. Во время боя на небе появился лик Божией Матери, в который татары стреляли в испуге. Но их стрелы отражались от лика и летели в них самих. Но вот бой окончен, кажется, что все позади, и утомленный воин ищет себе отдых. Меркурий заснул на поле боя. В это время, один из отступавших татар отрубил ему голову.
Сам Меркурий погребен под собором, место точно не известно, а его доспехи остались на сохранение в соборе. Сейчас от них остались одни железные сандали. Копье унес Наполеон, считая, что тот, кто им обладает никогда не потерпит поражения, а шлем украли из собора в 1954 году русские люди.
В начале XV века икону спасали от литовцев в Москве. Пятьдесят лет она оставалась в Благовещенском соборе московского кремля. При великом князе Василии Темном икону вернули, но московские жители оставили у себя память о ней - Новодевичий монастырь, построенный на месте последнего прощания с иконой. В монастыре был оставлен список с иконы, и тогда же было установлено ей празднество 10 августа (по новому стилю). Прощание было не последним. Перед нашествием поляков, в 1609 году, икону опять вовремя отправили в Москву, а затем в Ярославль. Осада Смоленска, которая длилась двадцать месяцев, привела Успенский собор в тяжелое состояние. Защитники Смоленска взорвали пороховой склад, устроенный в горе под собором, в результате чего свод собора рухнул. Поляки устроили в полуразрушенном соборе костел. И только когда Смоленск окончательно присоединился к Московскому государству, по велению царя Алексея Михайловича Одигитрия была возвращена. Свято-Успенского собора тогда уже почти не существовало, так запущенно было его состояние после польской оккупации. Было решено строить для иконы новый собор. Сейчас он виден со всех точек города.
В ночь с 5 на 6 августа 1812 года икону опять вынесли из собора. Опять эвакуация по уже испытанному маршруту Смоленск-Москва-Ярославль. Это было в ночь штурма Смоленска французами. Весь путь иконы сопровождался молебнами. И опять после изгнания врагов Одигитрия возвратилась домой.

Пограничное расположение Смоленска навело царя Федора Иоанновича на мысль построить в 1602 году вокруг Смоленска обороноспособную стену. Руководить строительством был назначен Борис Годунов. Благодаря этому строительству в Смоленске появилась вторая Одигитрия, точный список с первой. Точность копии была во всем, кроме размера.

Список

Ко дню освящения новой смоленской стены Борис Годунов стал царем. Икона-список, которая сейчас находится в Свято-Успенском соборе, была написана в 1535 году для соборов Московского кремля. Та икона, которую по преданию написал апостол Лука, была длиною 81 см, а шириною 63 см. Список оказался гораздо больше оригинала. Местом для иконы-списка была выбрана новая стена над Днепровскими или Фроловскими, по названию надвратной церкви, воротами города, чтобы ее видели все въезжающие в Смоленск люди.

От новой иконы тоже стали совершаться чудеса. Исцелился местный дворянин Федор Богданович Пассик, сильно зараженный вольнодумными идеями XVIII века. Он на службе в храме позволил себе оскорбительно говорить об иконе. Вечером того же дня Федор Богданович сильно заболел. Болезнь его была страшная и неопределенная: паралич, язвы, гниющие раны, которые пытались лечить даже каленым железом. Долго он так страдал, пока однажды не увидел сон, в котором ему какой-то старик монах предсказал смерть, если тот не покается. Тогда же во сне он увидел икону Божией Матери, которую запомнил всю, до последних складочек. Она была точь в точь, как Одигитрия Смоленская, но гораздо больше, из чего он понял, что видел надвратную икону. К ней и поспешил Федор Богданович. В надвратном храме он увидел старика монаха из сна, который оказался смотрителем этого храма. После этого Федор Богданович опять заснул крепким сном так, что все подумали, что он умер. Но этот сон был уже не к смерти, а к выздоровлению.

Новую икону стали называть Одигитрия Надвратная. Всю отечественную войну 1812 года Надвратная Одигитрия прошла вместе с русской армией. Тогда она получила всенародное прославление. Перед Бородинским сражением М. И. Кутузов служил молебен Божией Матери перед этой иконой. Описание этого события есть в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого.

Она где-то рядом

В начале XX века две иконы находились в смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе. Древний образ из-за старости был очень темный. Доска была тяжелая, и невозможно было определить породу дерева. Цвет верхней одежды Богородицы был коричневый, а нижний – темно-синий. Одежда же Предвечного Младенца была темно-зеленая с золотом. На другой стороне иконы было изображено Распятие Господа и сделана надпись «Василевс еставрофи», что означает «Царь распят». Так выглядела икона до 1941 года, до своего таинственного исчезновения.

С 1922 года в соборе был антирелигиозный музей. На Горнем месте было поставлено чучело козла в епископском облачении, по всем стенам были развешены портреты вождя. Древняя икона находилась на хорах двадцатипятиметрового потолка собора. 6 августа 1941 года началась немецкая оккупация Смоленска. Люди сами открыли Успенский собор, чтобы начать богослужения. Но ни на хорах, ни в пределах, нигде не обнаружили древнюю икону.

Зато нашли большую Надвратную икону-список, подарок Бориса Годунова. Она валялась в мусоре и соре. Ее и поставили для почитания, прикрыв временной парчевой ризой. Первую лютеранскую службу провели немцы, а 10 августа, в праздник иконы Божией Матери Одигитрии, священником Тимофеем Глебовым была совершена первая православная Литургия после долгих лет запустения. С тех пор Успенский собор не закрывался.

Так как никаких документов, подтверждающих уничтожение, продажу или передачу куда-нибудь древней иконы не обнаружено, и в устных рассказах нет никакого об этом упоминания, можно предположить, что Одигитрия Смоленская находится где-то в Смоленске или его окрестностях. Может быть ее спрятали перед оккупацией местные жители, как уже бывало. Может быть она замурована в какой-нибудь стене этого сурового древнего города, и ждет того часа, когда можно будет явить нам Свою любовь во всем блеске чудесного промысла, как тогда во Влахернском храме в 842 году...

Одигитрия (Указующая путь), Путеводительница - один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой - держит свиток, реже - книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост.

Отличием от довольно близкого типа Елеусы служит взаимное отношение Матери и Сына: икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос, обращенный к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображенная фронтально (или с небольшим наклоном головы) указывает рукой на Младенца.

С догматической точки зрения основной смысл этого образа - явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному Младенцу.

По преданию, самая первая Одигитрия была исполнена евангелистом Лукой, привезена из святой земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам - в храме монастыря Одигон, отчего, по одной из версий, и происходит название). Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России.

История иконы до принесения в Смоленск

Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», по Церковному преданию была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского вельможи Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.

Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес икону Одигитрии - благословение своей матери - из Чернигова в Смоленск, где он княжил с 1097 года, и поставил ее в соборном храме Успения Богоматери, заложенном им же 3 мая 1101 года. С этого времени икона Одигитрии стала называться Смоленскою.

Пребывание иконы в Смоленске

Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особенно замечательно избавление Смоленска от татар. В 1239 году, во время нашествия на Русскую землю диких полчищ Батыя, один из татарских отрядов зашел в Смоленскую область, и Смоленск подвергся опасности быть разграбленным. Жители, чувствуя себя не в силах отразить грозного врага, обратились с горячей молитвой к Божией Матери. Богоматерь услышала их молитвы и даровала городу спасение.

Татары остановились в Долгомостье, в 24 верстах от Смоленска, намереваясь внезапно напасть на город. В это время в дружине смоленского князя находился один воин по имени Меркурий, человек благочестивый. Именно его Богоматерь выбрала Своим орудием для спасения города. В ночь на 24 ноября в кафедральном соборе, где стояла чудотворная икона Одигитрии, церковный пономарь получил от Нее повеление сказать Меркурию: «Меркурий! Изыди скоро в броне воинской, ибо тебя зовет Владычица».

Сторож сразу же пошел к Меркурию и рассказал ему все. Тот, надевши воинские доспехи, поспешил в храм к иконе Богоматери и там услышал голос, исходящий от иконы: «Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой... Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, не ведающих о нападении ратных; Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему. Но там вместе с победою ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа».

Со слезами пал Меркурий пред святою иконою и, выполняя волю Богоматери, без страха пошел на врагов. Ночью проник он в стан неприятельский и убил татарского великана, на которого татары надеялись более, чем на весь свой отряд. Окруженный врагами, Меркурий мужественно отражал все их нападения. Враги видели сопровождавших его молниеносных мужей и Светозарную Жену.

Ее величественный лик приводил их в ужас. Поразив множество татар, Меркурий, наконец, сам был сражен ударом в голову и упал мертвым. Тело его с честью погребли в соборной церкви.

Меркурий Смоленский причислен к лику святых мучеников. Его сандалии и доныне хранятся в Смоленском Успенском кафедральном соборе.

В начале XV века икона Одигитрии была перенесена из Смоленска в Москву. В 1456 году прибыл в Москву епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и многих знатных граждан и просил московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть святую икону Одигитрии в Смоленск. По совету митрополита Ионы великий князь исполнил просьбу смоленских послов. Торжественно, с крестным ходом, в воскресенье 18 января провожали Смоленскую икону из Москвы.

В 1666 году Смоленская икона Божией Матери вторично была в Москве для поновления потемневшей от времени живописи.

Икона Божией Матери «Одигитрия» и Отечественная война 1812 года

В 1812 году, во время нашествия французов, икона вынесена была перед Бородинской битвой из Смоленска епископом Иринеем Фальковским и доставлена им же в Москву. Жители Москвы при виде великой святыни падали на колени перед нею, взывая: «Матерь Божия, спаси нас!» В день Бородинской битвы, 26 августа, в крестном ходе Смоленскую икону обносили вокруг Белого города, Китай-города, Кремлевских стен.

После Бородинской битвы икона Одигитрии вместе с Иверской иконой была отнесена в Лефортовский дворец, где лежали раненые воины. Перед взятием Москвы французами Смоленская икона была отправлена епископом Иринеем в Ярославль, где она оставалась до окончания Отечественной войны 1812 года. Из Ярославля икона снова была возвращена в Смоленск и поставлена в кафедральном соборе, где и находилась до 1941 года нашего столетия. Дальнейшая судьба Смоленской святыни неизвестна.

Надвратный образ

Сейчас на ее месте в Успенском кафедральном соборе находится чудотворный список, сделанный в 1602 году. История его такова. После окончания строительства крепостной стены икона была привезена в Смоленск царем Борисом Годуновым для установки над главными - Фроловскими - воротами у Днепровского моста, после чего стала именоваться Надвратной. Списана эта икона с чудотворного образа при царе Иоанне Грозном художником Постником Ростовцем.

К началу войны 1812 года Надвратная икона находилась в Благовещенской церкви, т.к. построенный для нее новый каменный храм не был освящен. В ночь на 6-е августа русские войска оставили Смоленск, и икона из Благовещенской церкви была взята 1-й артиллерийской ротой капитана Глухова. С этого времени и до изгнания французских войск за пределы Смоленской губернии Надвратная икона неотлучно находилась среди войск в 3-й гренадерской дивизии.

25 августа по распоряжению главнокомандующего М. И. Кутузова икона Смоленской Богоматери была обнесена по всем рядам войск, и перед ней в присутствии главнокомандующего и всей армии был совершен молебен с коленопреклонением.

Надвратная икона находилась в войсках до 5 ноября. После победы над французским корпусом генерала Нея под Красным икона по распоряжению Кутузова была перенесена в новую Надвратную церковь Богоматери.

Судьба же древнего образа неизвестна. В каталоге древней русской живописи, изданном Государственной Третьяковской галереей в 1963 году, лишь сказано, что «икона пострадала от войны».

Смоленская икона Пресвятой Богородицы с древнейших времен имеет на Руси великое почитание среди православного народа. Списки с этого образа распространены в огромном количестве. Только чудотворных и особо чтимых списков с этой иконы известно не менее 30. Среди наиболее известных чудотворных списков с этой иконы можно назвать: икону «Одигитрия - Смоленская» над Днепровскими воротами в Смоленске, «Одигитрия - Устюжская» из Великого Устюга, икону «Смоленская» в Белгороде, икону «Смоленская» из Троице-Сергиевой Лавры, икону «Смоленская - Седмиозерная» из Богородицкой Седмиозерной пустыни близь Казани и другие.

Смоленская икона Божией Матери принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия». Название можно перевести с греческого языка как «Путеводительница».

Это один из наиболее распространенных в византийском и русском искусстве образов.

Смоленская икона Божией Матери: композиционные особенности

Композиция иконографии «Одигитрия» такова: Богоматерь и Младенец Христос изображаются почти фронтально, их обращенные к молящемуся лики не соприкасаются. Глава Богородицы может быть немного наклонена к Сыну, рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди. Богомладенец восседает на руках Матери; правой рукой Он благословляет, левой - держит свиток, реже - книгу. Богоматерь чаще всего представлена в поясном изображении, но существуют и ростовые и оплечные варианты, например, Казанская икона. Младенец может располагаться как справа так и слева от Богородицы, чаще Он изображается сидящим на левой руке Пресвятой Девы.

Мозаическая икона. 1-ая половина XIII в. Национальня галерея, Палермо, Италия

Идея образа Одигитрии

Определяющая богословская идея этого образа - пришествие в мир Сына Божия, воплощение Бога ради спасения человечества. Хрупкий Младенец - это Небесный Царь и Грядущий Судия. Жест правой руки Богоматери может трактоваться не только как молитвенный, выражающий Ее личное моление Богу. Этим жестом Богородица как бы указывает верующим на Того, к Кому должны быть обращены их помыслы и молитвы.

Исследовавший иконографию Богородицы Н.П.Кондаков полагал, что образ Одигитрии один из самых древних. Он сложился в Палестине или Египте еще до VI века. Начиная же с VI века он широко распространяется по всему православному Востоку и Византии.

Мозаическая икона. Византия. XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет

Согласно Церковному Преданию первую подобную икону Богородицы с Младенцем написал апостол и евангелист Лука. В середине V века этот образ вместе с другими святынями был привезен из Святой Земли в Константинополь императрицей Евдокией, супругой императора Феодосия Младшего. Некоторые источники сообщают, что икону поместили в храме женского монастыря Одигон, но на Страстную седмицу икона из обители переносилась в императорский дворец. Рядом с монастырем был источник, исцелявший незрячих. Монахини заботились о приходивших к источнику. Местность получила название «место проводников» или «место вождей», а монастырь стал именоваться Одигон - «Проводник», «Путеводитель». По названию монастыря главная святыня - икона Богоматери - стала именоваться Одигитрией. Первоначально данное как топографическое название наделялось и глубоким смыслом: Богоматерь - путеводительница верующих, наставляющая на истинный пусть и ограждающая от врага. Икона была одной из самых почитаемых святынь Константинополя, считалась палладиумом города. Во время нападения врагов образ поднимали на городские стены.

Императрица Евдокия. Мраморная икона с инкрустацией. Из церкви монастыря Липса. X в. Археологический музей, Стамбул

Исследователи полагают, что, именно с иконой монастыря Одигон по вторникам совершался крестный ход по всему Константинополю. Во время этой молебной процессии регулярно происходило чудо, которое описал русский паломник Стефан Новгородец, посетивший столицу Византии в 1348 или 1349 году. Тяжелую большую икону переносил по площади всего один человек. «Ту икону в каждый вторник выносят. Удивительное это зрелище: тогда сходится весь народ, и из других городов приходят. Икона же эта очень большая, искусно окованная, и певцы, идущие перед нею, красиво поют, а весь народ с плачем восклицает: «Господи, помилуй!» … Дивное зрелище: семь человек или восемь поставят икону на плечи одному человеку, а он, изволением Божиим, ходит, будто ничем не нагруженный» - сообщает Стефан. Перед иконой происходили многочисленные чудеса, исцеления.

Богоматерь Одигитрия. Византия. 1-ая четверть XV в.

Согласно одному из вариантов предания, написанная апостолом Лукой и принесенная из Святой Земли икона попала во Влахернский храм, где тоже был целебный источник и где хранились другие святыни: риза и часть пояса Богородицы. Возможно, во Влахернской церкви был поставлен один из списков, сделанный с первоначальной иконы кисти апостола. Известно, что с оригинального образа было сделано несколько списков, которые прославились чудесами. В любом случае, во Влахернском храме находилась особо чтимая икона Богородицы Одигитрии.

Влахернская икона. Воскомастика. XIII – XIV в. Успенский собор Московского Кремля

Многочисленные списки чудотворного образа Богоматери Одигитрии отправлялись во все концы империи и за ее пределы. Из Византии иконографический тип Одигитрии попадает на Русь, где по месту создания, пребывания или чудесного обретения подобные иконы получали названия: Торопецкая, Смоленская, Тихвинская, Иверская, Седмиезерная, Казанская.

Богоматерь Одигитрия. Псков. Конец XIII – начало XIV в. ГТГ, Москва

История Смоленской иконы Божией Матери “Одигитрия”

Икона Богоматери Одигитрии, получившая название «Смоленская», прибыла на Русь в середине XI века. В 1046 году византийский император Константин IX Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну на брак с князем Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого. После смерти Всеволода его сын, Владимир Мономах, перенес икону в Смоленск, где был заложен храм Успения Богородицы, в котором впоследствии и разместили святыню.

Согласно преданию, когда в 1239 году к Смоленску подошли полчища хана Батыя, город был избавлен от разорения по заступничеству Богоматери. Воин по имени Меркурий, молясь перед иконой, получил указание Богородицы сразиться со стоящим у стен врагом. Монголы видели, что Меркурию помогают в бою молниеносные мужи и лучезарная Жена. Охваченные ужасом, бросая оружие, враги бежали, гонимые неведомой силой. Меркурий принял в бою мученическую кончину и был причислен Церковью к лику святых.

Богоматерь Одигитрия. Византия. Середина XV в. Частное собрание.

В конце XIV или начале XV века икона Богоматери Одигитрии была принесена из Смоленска, захваченного Великим княжеством Литовским, в Москву, где как особо чтимая святыня поставлена в Благовещенском соборе, по правую сторону от царских врат. Есть три версии того, при каких обстоятельствах икона оказалась в Москве. Один из возможных вариантов перенесения иконы связан с династическим браком. Может быть, эту икону дал великий князь литовский Витовт своей дочери Софье, супруге великого князя Московского Василия Дмитриевича, когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с отцом и получила от него много икон греческого письма. По другой версии последний из Смоленских князей Юрий Святославович, изгнанный в 1404 году Витовтом, прибыл в Москву и привез с собой икону Одигитрии вместе с другими иконами. Третья версия, изложенная в «Русском временнике» гласит, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от Свидригайла, литовского князя, к великому московскому князю Василию Васильевичу, дорогой разграбил Смоленск, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привез ее в дар московскому великому князю.

В 1456 году в Москву прибыл епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и знатных горожан. Смоляне просили московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть икону в Смоленск. Князь, видя в этом шаге залог будущего воссоединения Смоленска с Москвой, решил вернуть святыню. С иконы сделали точный, «мера в меру» список, который остался в Москве, в Благовещенском соборе. Крестным ходом икону вынесли из Кремля, прошли до Девичьего поля, что у въезда на Старую Смоленскую дорогу, и после молебна отпустили икону в Смоленск. На иконе-списке свиток в руке Младенца изображен в вертикальном положении. Исследователи предполагают, что эта особенность была и на образце - Смоленской иконе Богоматери Одигитрии, присланной из Константинополя.

Список Смоленской иконы Одигитрии. Москва. 1456 г. Запись XIX в. Оружейная палата, музеи Московского Кремля

В 1514 году войсками Великого князя Московского Василия III Ивановича Смоленск отвоеван у Литвы. В память этого события в 1523 году князь недалеко от того места, где москвичи простились с иконой, основал Новодевичий монастырь. 28 июля 1525 года из Кремля в монастырскую церковь, освященную во имя Смоленской иконы Одигитрии, был торжественно перенесен тот список иконы, который хранился в Благовещенском соборе. В 1927 году эту икону, благодаря ее богатому золотому окладу времени Бориса Годунова и жемчужной ризе, передали в Оружейную палату.

В 1602 году в Смоленске с чудотворной иконы был написан точный список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена церковь. В 1666 году древняя Смоленская икона была вторично в Москве: ее привозил сюда для поновления потемневшей от времени живописи архиепископ Смоленский Варсонофий.

В 1812 году, во время нашествия французов, икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена в Москву, где жители могли помолиться перед ней в Успенском соборе. В день Бородинской битвы, 26 августа, москвичи крестным ходом со Смоленской, Иверской и Владимирской иконами обходили вокруг Белого города, Китай-города и Кремлевских стен. Перед занятием Москвы французами, Смоленская икона была отправлена в Ярославль, где она оставалась до самого окончания Отечественной войны, а затем вернулась в Смоленск. Находившаяся до 1941 года в Успенском соборе Смоленска икона почиталась как первоначальная, привезенная из Константинополя. Во время Великой Отечественной войны древняя икона бесследно исчезла.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!