Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Что появилось в ссср. История ссср

1. Через месяц после окончания гражданской войны, 30 декабря 1922 г. на большей части бывшей Российской империи было образовано новое государство - Союз Советских Социалистических Республик (СССР). В состав СССР вошли четыре республики:

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР);
  • Украинская Советская Социалистическая Республика (УССР);
  • Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР);
  • Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР - федерация Грузии, Армении и Азербайджана).

Официально СССР был оформлен как федерация равноправных республик. Однако на деле объединение носило формальный характер:

  • три республики — УССР, БССР и ЗСФСР — были искусственными государственными образованиями, созданными РСФСР с помощью военной силы (Красной Армии), и были сателлитами РСФСР;
  • во всех четырех государствах у власти была одна партия - партия большевиков, создавшая видимость национальных боль­шевистских партий.

Фактически созданный СССР был не союзом четырех государств, а новой формой существования возрожденной Российской империи. Трансформация Российской империи в СССР стала результатом ленинской национальной политики.

2. Впервые вопрос об устройстве будущей федерации встал еще до создания СССР - при подготовке проекта первой советской Конституции в 1918 г. Было выдвинуто два подхода, вокруг которых велись дискуссии:

  • план «автономизаици» И.В. Сталина, по которому Россия должна остаться единым и неделимым государством, но в котором желающим народам будет разрешено создавать автономии в рамках России;
  • план федерации В.И. Ленина, по которому все желающие народы должны получить независимость и государственность, а потом объединиться с Россией в равноправной федерации, где Россия будет одной из равных союзных республик.

3. Первоначально верх взял план И.В. Сталина. В результате, РСФСР была построена по плану Сталина, а СССР - по плану Ленина.

После принятия Конституции РСФСР 1918 г. внутри России в соответствии с планом И.В. Сталина - первого наркома по делам национальностей, началось создание национальных автономий:

  • в 1918 г. была создана первая автономия - Трудовая коммуна немцев Поволжья;
  • затем в 1920 г. - Башкирская АССР (Автономная Советская Социалистическая Республика);
  • Татарская АССР;
  • Калмыцкая АССР;
  • Киргизская АССР (в 1925 г. Киргизия была переименована в Казахстан, а Киргизией стала называться другая автономия)
  • иные автономии (Якутия, Бурятия, Мордовия, Удмуртия и др.). СССР уже строился по другому принципу - как федерация равноправных союзных республик (государств), где республики могут выйти из состава СССР и имеют одинаковый статус с другой республикой - РСФСР (по плану В.И. Ленина). Однако поскольку первые союзные республики (УССР, БССР и ЗСФСР) находились под полным контролем партии большевиков и РСФСР, в то время данные нормы были формальностью - это была демократичная с виду и привлекательная для будущих членов правовая оболочка по сути централизованного государства. С точки зрения ожидания мировой революции это была единственно правильная форма объединения. Будущие новые члены мировой социалистической федерации вряд ли бы стали вступать в состав России, в то время как форма Союза Советских Социалистических Республик уже в своем названии подразумевала мировой наднациональный характер новой федерации, которая со временем могла объединить весь мир.

4. Первая Конституция СССР, принятая в январе 1924 г., прак­тически скопировала устройство власти в РСФСР:

  • высшим органом власти в СССР становился Всесоюзный съезд советов;
  • его рабочим органом между съездами - ВЦИК (Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет - советский «мини-парламент») СССР;
  • высшим исполнительным органом становился Совнарком - Совет Народных Комиссаров (правительство) СССР;
  • СССР, так же как и ранее РСФСР, объявлялся государством диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства.

Данная система органов государственной власти (Съезд-ВЦИК-Совнарком) была в дальнейшем скопирована в конституциях всех союзных республик, которые были приняты в 1925 г. Кардинальные изменения системы государственной власти в СССР произошли в 1936 г., когда 5 декабря 1936 г. была принята новая, «сталинская» Конституция СССР:

  • такие органы ленинской поры, как Всесоюзный съезд советов и ВЦИК, были ликвидированы;
  • вместо них был создан Верховный Совет СССР, избираемый путем прямых и равных выборов;
  • сохранился Совнарком (Совет Народных Комиссаров) в качестве высшего исполнительного органа;
  • все граждане СССР наделялись равными правами (были исключены конституционные ограничения прав «эксплуататорских классов»);
  • по-прежнему провозглашались диктатура пролетариата и власть советов;
  • были продекларированы основополагающие права и свободы человека. Крупные изменения произошли в составе федерации - СССР:
  • началось увеличение численности союзных республик;
  • был конституционно закреплен ранее произошедший раздел ЗСФСР на Грузинскую ССР, Армянскую ССР и Азербайджанскую СССР;
  • конституционно закреплено ранее осуществленное по воле союзного и российского в одном лице руководства отторжение от территории РСФСР Средней Азии;
  • конституционно закреплено создание на данной территории пяти среднеазиатских союзных республик - Казахской ССР, Киргизской ССР, Узбекской ССР, Таджикской ССР, Туркменской ССР {ранее бывших автономиями РСФСР);
  • в итоге количество союзных республик увеличилось до 11.

Во всех 11 республиках как старых, так и новых в 1937 г. были приняты стандартные Конституции, во многом повторившие Конституцию СССР 1936 г. В союзных республиках создавались автономные республики, автономные области и автономные (первоначально - национальные) округа. Почти все народы СССР формально получили государственность различного уровня (от союзной республики (русские, украинцы, белорусы и др.) до автономного округа (чукчи, коряки, эвенки и др. Формально в Сибири была искусственно создана и еврейская автономная область, хотя основная масса евреев в ней не жила). Несмотря на внешнюю демократичность Конституции 1936 г. (которую советская пресса назвала «самой демократичной Конституцией в мире»), многие ее положения были фиктивны. В условиях сталинской тоталитарной диктатуры и репрессий соблюдение прав человека было полностью в руках государства, формальностью была роль Верховного Совета и прошедших под контролем партии «всенародных выборов» 1937 г., номинальным был и суверенитет союзных республик.

5. Следующие крупные изменения в составе советской федерации произошли в 1939 - 1940 гг.:

  • отторгнутые в 1939 г. от Польши земли Западной Украины и Западной Белоруссии были включены в состав соответственно УССР и БССР;
  • в 1940 г. в состав СССР вошло три новые республики - Латвия, Литва и Эстония;
  • в 1940 г. на территории отторгнутой от Румынии и перешедшей к СССР Бесарабии была создана Молдавская ССР;
  • в 1940 г. на небольшой территории Финляндии, перешедшей к СССР после советско-финской войны, и Карелии - автономии РСФСР, также была создана союзная республика - Карело-Финская ССР.

Во всех новых республиках по образцу Конституции СССР 1936 г. были приняты новые, «советские» конституции, сфор­мированы органы власти по советскому образцу (формальные Верховные Советы и Совнаркомы, подчиненные центру).

Таким образом, на момент начала Великой Отечественной войны в 1941 г. в состав СССР входило 16 союзных республик (в 1956 г. Карело-Финская ССР была преобразована в Карельскую АССР и включена в РСФСР, союзных республик вновь стало 15). При создании новых союзных республик, многие из которых не «вступали» в состав СССР, а «отделялись» от территории РСФСР, границы проводились искусственно, без учета национального состава. Так, в составе Казахстана очутились значительные (северные) территории, заселенные этническим русским населением; населенный преимущественно армянами Нагорный Карабах (Арцах) был передан Азербайджану; в состав Молдавской ССР вошли территории, заселенные русским и украинским населением (Приднестровье), и др. 6. Последние изменения в составе СССР произойти во время и после окончания Великой Отечественной войны:

  • 1 августа 1944 г., не без давления СССР, в состав СССР всту­пило независимое государство Тува - небольшое буддистское государство, расположенное рядом с Монголией;
  • вопреки общему правилу, вновь принятая республика Тува не приобрела статуса союзной - она была включена не в СССР (как вновь принятые государства), а в РСФСР в качестве Ту­винской АССР;
  • в 1945 г. северная часть бывшей Восточной Пруссии, вошедшая в СССР по итогам войны, приобрела статус Калининградской области РСФСР; ее столица Кенигсберг была переименована в Калининград;
  • отошедшая от Чехословакии Закарпатская область вошла в состав УССР, также в состав УССР вошла Черновицкая область, которая была отторгнута от Румынии;
  • на востоке к СССР от Японии перешли южная часть острова Сахалин и Курильские острова, ставшие Сахалинской областью РСФСР.

После этого процесс оформления территории СССР завершился. Больше территория СССР не расширялась, несмотря на имевшиеся возможности.

Советский Союз отдал Китаю Порт-Артур, возвращенный СССР после второй мировой войны, воспрепятствовал вступлению в СССР в качестве двух новых союзных республик Монголии и Болгарии, к чему руководство этих стран стремилось (1973 г.).

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР:

  • фактически была не новым документом, усовершенствованной редакцией «сталинской» Конституции СССР 1936 г.;
  • кардинальным отличием данной Конституции от прежней были отказ от диктатуры пролетариата и провозглашение СССР общенародным государством;
  • в самое начало Конституции была перенесена статья о руково­дящей роли Коммунистической партии (6-я статья);
  • подтвердила прежнюю систему органов госвласти - Верховный Совет СССР, Президиум ВС, Совет министров СССР;
  • подтвердила существовавшее национально-государственное устройство СССР - 15 союзных республик, автономные республики, области, округа в составе союзных республик, области и края;
  • также в Конституции 1977 г. была сохранена статья о праве выхода союзной республики из состава СССР, хотя в то время эта статья была уже полной формальностью. Фактическим руководителем СССР был Генеральный Секретарь ЦК КПСС. В областях прямое руководство (в том числе всеми другими органами) осуществляли первые секретари обкомов КПСС. При всей громадной власти Генерального секретаря ЦК КПСС, первых секретарей обкомов, эти должности не были предусмотрены в Конституции. В СССР сложилась ситуация, ко­гда неконституционные органы руководили конституционными. Начиная с послевоенного времени, особенно в 1970 - 1980-х гг., в СССР проводилась политика стирания национальных различий. Все жители СССР на Западе стали восприниматься как «русские». Л.И. Брежневым и советскими идеологами было заявле­но, что в СССР сложилась новая общность - «советский народ».

Предпосылки образования СССР

Перед раздираемым последствиями гражданской войны молодым государством остро стала проблема создания единой административно-территориальной системы. В то время на долю РСФСР приходилось 92% площади страны, население которой в дальнейшем составило 70% новообразованного СССР. Оставшиеся 8% делили между собой республики Советов: Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация, которая объединила в 1922 году Азербайджан, Грузию и Армению. Также на востоке страны была создана Дальневосточная республика, управление которой происходило из Читы. Средняя Азия на тот момент состояла из двух народных республик - Хорезмской и Бухарской.

С целью усиления централизации управления и концентрации ресурсов на фронтах гражданской войны, РСФСР, Белоруссия и Украина в июне 1919 года объединились в союз. Это дало возможность объединить вооружённые силы, с введением централизованного командования (Реввоенсовет РСФСР и Главнокомандующий РККА). От каждой республики были делегированы представители в состав государственных органов власти. Соглашение также предусматривало переподчинение некоторых республиканских отраслей промышленности, транспорта и финансов соответствующим наркоматам РСФСР. Это государственное новообразование вошло в историю под названием «договорная федерация». Её особенностью было то, что российские органы управления получили возможность функционировать как единственные представители верховной власти государства. При этом коммунистические партии республик вошли в состав РКП(б) всего лишь как областные партийные организации.
Возникновение и нарастание конфронтации.
Всё это в скором времени привело к возникновению разногласий между республиками и центром управления в Москве. Ведь делегировав свои основные полномочия, республики лишились возможности самостоятельно принимать решения. При этом официально декларировалась независимость республик в сфере управления.
Неопределённость в определении границ полномочий центра и республик послужила возникновению конфликтов и неразберихи. Иногда государственные органы власти выглядели нелепо, пытаясь привести к единому знаменателю народности, о традициях и культуре которых ничего не знали. Так, например, необходимость существования предмета по изучению Корана в школах Туркестана породило в октябре 1922 года острое противостояние между ВЦИК и Наркоматом по делам национальностей.
Создание комиссии по взаимоотношениям РСФСР и независимых республик.
Решения центральных органов в сфере экономики не находили должного понимания у республиканских властей и нередко приводили к саботажу. В августе 1922 года, с целью кардинально переломить сложившуюся ситуацию, Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б) рассмотрели вопрос «О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик», создав комиссию, в состав которой вошли республиканские представители. Председателем комиссии был назначен В. В. Куйбышев.
Комиссия поручила И. В. Сталину разработать проект «автономизации» республик. В представленном решении предлагалось включить в состав РСФСР, с правами республиканской автономности Украину, Белоруссию, Азербайджан, Грузию и Армению. Проект был отправлен республиканским ЦК партии на рассмотрение. Однако это было сделано лишь для того, чтобы получить формальное утверждение решения. Учитывая значительные ущемления прав республик, предусмотренные этим решением, И. В. Сталин настаивал на не применении обычной практики опубликования решения ЦК РКП(б) если оно будет принято. Но требовал обязать республиканские ЦК партий неукоснительно воплотить его в жизнь.
Создание В.И.Лениным концепции государства на основе Федерации.
Игнорирование независимости и самоуправления субъектов страны, с одновременным ужесточением роли центральных органов власти были восприняты Лениным как нарушение принципа пролетарского интернационализма. В сентябре 1922 года он предложил идею создания государства на принципах федерации. Первоначально предлагалось такое название - Союз Советских Республик Европы и Азии, позже было изменено на СССР. Вхождение в союз должно было стать осознанным выбором каждой суверенной республики, основанным на принципе равноправности и независимости, при общих органах власти федерации. В. И. Ленин считал, что многонациональное государство необходимо строить, опираясь на принципы добрососедства, паритетности, открытости, уважительности и взаимопомощи.

«Грузинский конфликт». Усиление сепаратизма.
Тогда же в некоторых республиках возникает крен в сторону обособленности автономий, усиливаются сепаратистские настроения. Например, ЦК компартии Грузии наотрез отказался оставаться в составе Закавказской Федерации, требуя принятия республики в союз как самостоятельного субъекта. Яростные полемики по этому вопросу между представителями ЦК партии Грузии и председателем Закавказского крайкома Г. К. Орджоникидзе закончились взаимными оскорблениями и даже рукоприкладством со стороны Орджоникидзе. Результатом политики жёсткой централизации со стороны центральных органов власти стала добровольная отставка ЦК компартии Грузии в полном составе.
Для расследования этого конфликта в Москве была создана комиссия, председателем которой был назначен Ф. Э. Дзержинский. Комиссия стала на сторону Г. К. Орджоникидзе и подвергла жестокой критике ЦК Грузии. Этот факт возмутил В. И. Ленина. Он неоднократно пытался осудить виновников столкновения, чтобы исключить возможность ущемления независимости республик. Однако прогрессирующая болезнь и междоусобица в ЦК партии страны не позволили ему довести дело до конца.

Год образования СССР

Официально дата образования СССР – это 30 декабря 1922 года. В этот день на первом съезде Советов были подписаны Декларация о создании СССР и Союзный Договор. В состав Союза вошли РСФСР, Украинская и Белорусская социалистические республики, а также Закавказская Федерация. В Декларации были сформулированы причины и определены принципы объединения республик. Договором разграничивались функции республиканских и центральных органов власти. Государственным органам Союза вверялись внешняя политика и торговля, пути сообщения, связь, а также вопросы организации и контроля финансов и обороны.
Всё остальное принадлежало к сфере управления республик.
Высшим органом государства был провозглашен Всесоюзный съезд Советов. В период между съездами главенствующая роль отводилась ЦИК СССР, организованному по принципу двухпалатности - Союзный Совет и Совет Национальностей. М. И. Калинина избрали председателем ЦИК, сопредседателями - Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков. Правительство Союза (Совнарком СССР) возглавил В. И. Ленин.

Финансовое и экономическое развитие
Объединение республик в Союз дало возможность аккумулировать и направить все ресурсы на ликвидацию последствий гражданской войны. Это способствовало развитию экономики, культурных отношений и позволило начать избавляться от перекосов в развитии отдельных республик. Характерной чертой становления национально ориентированного государства стали усилия правительства в вопросах гармоничного развития республик. Именно для этого с территории РСФСР в республики Средней Азии и Закавказья были перемещены некоторые производства с обеспечением их высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Проводилось финансирование работ по обеспечению регионов путями сообщений, электричеством, водными ресурсами для орошения в сельском хозяйстве. Бюджеты остальных республик получали дотации от государства.
Социальное и культурное значение
Принцип построения многонационального государства на основе единых стандартов оказал позитивное влияние на развитие в республиках таких сфер жизнедеятельности, как культура, образование и здравоохранение. В 20-30-х годах повсеместно в республиках строятся школы, открываются театры, развиваются средства массовой информации и литература. Некоторым народам учёными разработана письменность. В здравоохранении делается упор на развитии системы медицинских учреждений. Например, если в 1917 году на весь Северный Кавказ приходилось 12 клиник и всего 32 врача, то в уже 1939 году только в Дагестане наличествовало 335 врачей. При этом 14% из них были из состава исконной национальности.

Причины образования СССР

Произошло не только благодаря инициативе руководства коммунистической партии. На протяжении многих веков формировались предпосылки для объединения народов в единое государство. Гармоничность объединения имеет глубокие исторические, экономические, военно-политические и культурные корни. Бывшая Российская империя объединила 185 национальностей и народностей. Все они прошли общий исторический путь. За это время сложилась система экономических и хозяйственных связей. Они защищали свою свободу, впитывали в себя лучшее из культурного наследия друг друга. И, естественно, не испытывали враждебности друг к другу.
Стоит учесть, что в то время вся территория страны была окружена враждебно настроенными государствами. Это тоже не в меньшей степени повлияло на объединение народов.

Хронология

  • 1921 г., февраль — март Восстание солдатов и матросов в Кронштадте. Забастовки в Петрограде.
  • 1921 г., март Принятие Х съездом РКП (б) решения о переходе к новой экономической политике.
  • 1922 г., декабрь Образование СССР
  • 1924 г., январь Принятие на II Всесоюзном съезде Советов Конституции СССР.
  • 1925 г., декабрь XIV съезд РКП (б). Принятие курса на индустриализацию народного хозяйства СССР.
  • 1927 г., декабрь XV съезд РКП (б). Курс на коллективизацию сельского хозяйства СССР.

Союз Советских Социалистических Республик — , существовавшее с 1922 года по 1991 год в Европе и Азии. Союз ССР занимал 1/6 часть обитаемой суши и был самой крупной по площади страной мира на территории, которую к 1917 году занимала Российская империя без Финляндии, части Польского Царства и некоторых других территорий (земли Карс, сейчас Турция), но с Галицией, Закарпатьем, частью Пруссии, Северной Буковиной, Южным Сахалином и Курилами.

Согласно Конституции 1977 года, СССР провозглашался единым союзным многонациональным и социалистическим государством .

Образование СССР

18 декабря 1922 г. Пленум ЦК принял проект Союзного договора, а 30 декабря 1922 г. был созван I съезд Советов. На съезде Советов с докладом об образовании Союза Советских Социалистических Республик выступил Генеральный секретарь ЦК большевистской партии И.В. Сталин, зачитав текст Декларации и Договора об образовании СССР.

В состав СССР вошли РСФСР, УССР (Украина), БССР (Белоруссия) и ЗСФСР (Грузия, Армения, Азербайджан). Присутствующие на съезде главы делегаций республик подписали Договор и Декларацию. Создание Союза было законодательно оформлено. Делегаты избрали новый состав ЦИК СССР.

Декларация об образовании СССР. Титульный лист

31 января 1924 г. II съезд Советов утвердил Конституцию СССР. Были созданы союзные наркоматы, ведавшие внешней политикой, вопросами обороны, транспорта, связи, планирования. Ведению верховных органов власти подлежали, кроме того, вопросы границ СССР и республик, прием в Союз. В решении остальных вопросов республики были суверенны.

Заседание Совета Национальностей ЦИК СССР. 1927 г.

В течение 1920-1930-х гг. в состав СССР вошли: Казахская ССР, Туркменская ССР, Узбекская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР. Из ЗСФСР (Закавказской Cоветской Федеративной Социалистической Республики) выделились и образовали самостоятельные республики в составе СССР Грузинская ССР, Армянская ССР и Азербайджанская ССР. Молдавская автономная республика, входившая в состав Украины, получила статус союзной.В 1939 г. Западная Украина и Западная Белоруссия были включены в состав УССР и БССР. В 1940 г. в состав СССР вошли Литва, Латвия и Эстония.

Распад Союза Советских Социалистических Республик (СССР), объединявшего 15 республик, произошел в 1991 г.

Образование СССР. Развитие союзного государства (1922-1940 гг.)

Когда говорят о распаде Советского Союза, за точку отсчета часто принимают 19 августа 1991 года - дату создания ГКЧП. С его помощью была предпринята отчаянная попытка спасти прежний СССР, однако путч привел к противоположным результатам. Он не только не остановил распад империи, но даже ускорил его - уже через несколько месяцев СССР прекратил свое существование.

Однако цепь событий, увенчавшаяся роспуском СССР, началась за шесть лет до этого, когда член политбюро ЦК КПСС Михаил Горбачев был избран Генеральным секретарем компартии. Он был всего лишь шестым по счету генсеком за всю историю СССР, считая от 1922 года, но он же стал и последним.

Март 1985

Генеральным секретарем ЦК КПСС становится Михаил Сергеевич Горбачев. Его избрание пришлось по душе многим, поскольку обещало вдохнуть новую жизнь в государство, измотанное годами застоя.

На протяжении многих лет страной правили коммунисты старой закалки, а три последних руководителя партии (Брежнев, Черненко, Андропов) были людьми пожилыми и больными. Похороны генеральных секретарей стали чуть ли не ежегодным событием.

Горбачеву было тогда 54 года, и на фоне предыдущих лидеров партии (да и Политбюро в целом) он казался молодым и энергичным. И он заговорил о необходимости перемен. С его легкой руки во многие языки мира вошли слова "перестройка" и "гласность".

В условиях застойного и закрытого общества оба эти слова звучали как призыв к революции. При этом даже сам Горбачев не сознавал, что затеянные им перемены приведут к развалу империи и устранению железного занавеса, разделявшего Европу со времени окончания второй мировой войны.

Декабрь 1985

Горбачев назначает секретарем Московского горкома партии руководителя Свердловского обкома Бориса Ельцина, до той поры мало кому известного.

Еще раньше он выдвигает на пост министра иностранных дел СССР секретаря компартии Грузии Эдуарда Шеварднадзе, отстранив ради этого от дел Андрея Громыко, ветерана советской дипломатии, на протяжении многих лет "верно проводившего в жизнь внешнюю политику СССР".

Как и Горбачев, Шеварднадзе выступал за либерализацию и демократизацию советского общества. Оба размышляли об этом годами - и теперь вместе берутся за дело.

Утвердившийся в Москве Ельцин тоже понимает необходимость перемен. Он производит основательную чистку в затхлом московском партийном "бомонде", увольняя и лишая льгот представителей партийной верхушки.

1987

В январе и в июне Горбачев выступает на сессиях ЦК КПСС с предложениями серьезных политических и экономических реформ. В те годы понятие "серьезные реформы" сводилось к введению элементов демократии в некоторых областях общественной и партийной жизни.

Как бы то ни было, перестройка началась всерьез. Внешний мир с напряженным вниманием следил за действиями московского реформатора и строил догадки о том, справится ли он. Горбачев еще пользовался тогда серьезной поддержкой как в СССР, так и за его пределами.

В ноябре Горбачев выпускает книгу с разъяснением своих устремлений и смысла реформ. Она моментально становится бестселлером в СССР и переиздается во многих странах мира.

В ноябре 1987 года Ельцину приходится уйти с поста секретаря МГК КПСС. Он слишком торопил перестройку, понимал ее слишком радикально - и критиковал Горбачева за его медлительность. Личная обида Ельцина на Горбачева сыграет важную роль в последующем развитии событий. Поможет делу и то, что Горбачев оставляет Ельцина в Москве, в должности заместителя министра строительства.

1988

Перестройка наталкивается на первый подводный камень. Политика реформ и прежде встречала сопротивление со стороны аппаратчиков, препятствовавших экономическим преобразованиям Горбачева. Теперь газета "Советская Россия" публикует призыв к истинным коммунистам встать грудью против горбачевских реформ.

Призыв принимает форму письма ленинградского химика и убежденной сталинистки Нины Андреевой. Полагают, что это письмо не случайно появилось в тот момент, когда Горбачев находился за границей.

Между тем, в странах Прибалтики растут надежды на восстановление независимости. В Эстонии формируется Народный фронт, еще не называющийся политической партией, но де-факто являющийся ею - это происходит в стране с узаконенной однопартийной системой. Примеру Эстонии следуют Латвия и Литва.

Обозначаются и первые национальные конфликты. Вопрос Нагорного Карабаха приводит к вооруженным столкновениям между Азербайджаном и Арменией.

Позже начинаются беспорядки в Северной и Южной (находящейся в составе Грузии) Осетии и в Абхазии. Столкновения проходят под лозунгами требования независимости от Грузии. Горбачев продолжает следовать по намеченному пути. Он принимает в Москве президента США Рональда Рейгана, а позже выступает с предложением ввести в СССР должность президента и парламент, формируемый на основе альтернативных выборов.

Март 1989

Проходят выборы в новый высший орган государственной власти СССР - Съезд народных депутатов. От Москвы большим числом голосов избирается Борис Ельцин, тем самым возвращаясь на политическую арену.

Начинаются прямые телетрансляции из зала заседаний съезда. Их популярность такова, что миллионы людей прекращают работу, и власти отменяют трансляции.

Горбачев выводит последние войска из Афганистана, кладя конец дорогостоящей и крайне непопулярной войне. Его авторитет в стране все еще высок.

Пока демократы празднуют введение выборной системы, сторонники жесткой линии готовятся дать отпор. Мирная демонстрация в Грузии через две недели после выборов была жестоко разогнана войсками. Стрельбы не было, в ход были пущены отточенные саперные лопатки и отравляющий газ. Было убито 19 человек, в основном женщины. Горбачев заявляет, что ничего не знал о готовившейся расправе.

Июль 1989

Горбачев объявляет, что страны Организации Варшавского договора вольны сами распоряжаться своим будущим. К этому времени польская "Солидарность" уже в значительной степени подорвала коммунистический режим в стране. В августе Лех Валенса становится президентом Польши.

Поднимают голову и народы других стран Восточной Европы. Они сознают, насколько велик риск: венгерское восстание 1956 года и "пражская весна" 1968 года были жестоко подавлены советскими войсками.

Но на этот раз воля народов торжествует. В сентябре Венгрия потрясает мир тем, что открывает границу с Западом. В прежние времена за этим еще недавно совершенно немыслимым шагом должен был последовать сокрушительный удар Москвы, и в Австрию устремились тысячи жителей стран Восточной Европы.

Ноябрь 1989

Невероятным всплеском "народовластия" становится разрушение Берлинской стены, которая десятилетиями служила самым выразительным символом холодной войны. Но Горбачев еще может применить силу и удержать свою империю от распада. Мир наблюдает за разрушением стены с вопросом на устах: вмешается ли он?

Горбачев предпочитает не вмешиваться. Сцены народного ликования, встречи родственников и соседей, разделенных стеной, транслируются по всему миру. Не верится, что еще недавно тех, кто пытался вырваться на свободу, безжалостно расстреливали во время попыток перебраться через стену.

Настает очередь Чехословакии. В ходе бескровной "бархатной революции" коммунисты отстраняются от власти, и президентом становится драматург Вацлав Гавел. Ближе к концу года происходит переворот в Румынии. Здесь не обошлось без кровопролития при подавлении восстания в Тимишоаре. Но жестокий диктатор Чаушеску свергнут и, вместе с его женой, расстрелян в самый день Рождества.

Но в ходе триумфального шествия свободы по странам коммунистического блока популярность Горбачева в СССР начинает падать. С момента начала его экономических реформ возрастает дефицит продуктов, а уровень жизни падает. Люди начинают разочаровываться в перестройке.

Январь 1990

Советский режим умирает, но даже в конвульсиях пытается показать свою былую мощь. Дав свободу странам Организации Варшавского договора, Москва не собирается предоставлять независимость советским республикам. Наибольшее беспокойство внушают волнения в Прибалтике. Горбачев пытается удержать прибалтийские страны в составе более свободной, но все же советской федерации.

В середине января советские войска жестоко расправляются с демонстрантами в Баку. Погибло не менее ста человек (возможно, гораздо больше).

Тем не менее, реформы продолжаются, и все громче звучат требования ускорить их. Горбачева обвиняют в нерешительности. В ответ на массовые демонстрации в феврале Горбачев призывает Съезд народных депутатов к введению многопартийной системы. Лишается силы печально известная шестая статья конституции, узаконившая безраздельную власть коммунистов.

Перестройка приносит Горбачеву титул первого (и последнего) президента СССР. До него все шесть полновластных вождей страны были генеральными секретарями ЦК КПСС. Верховный совет избирает Горбачева президентом.

Июль 1990

Борис Ельцин выходит из рядов компартии. События близятся к развязке. Летом о своей независимости заявляет Украина, а за нею - Армения, Туркменистан и Таджикистан.

За пределами страны Горбачева возносят на пьедестал. В октябре, вскоре после воссоединения Германии, ему присуждают Нобелевскую премию мира.

Но в СССР Горбачеву приходится несладко. Экономика трещит по швам. С перестройки слиняла вся ее позолота. Президенту приходится выбирать между реформами радикальными и умеренными, выдвинутыми его премьер-министром Николаем Рыжковым. Горбачев выбирает средний путь.

Ельцин обвиняет Горбачева в половинчатости, в попытках скрестить ежа со змеей. Горбачев больше никого не устраивает и оказывается в политической изоляции. В то время, как все подсоветские народы грезят о независимости, он все еще носится с идеей нового Союза Независимых Советских Республик.

Горбачев предостерегает против "темных сил национализма". В декабре он заявляет, что стране необходима сильная рука. Шеварднадзе уходит с поста министра иностранных дел, заявив, что дело идет к диктатуре. Тем не менее, Горбачев добивается специальных полномочий.

Оставленный самыми радикальными из своих министров, Горбачев в значительной степени сдвигается в сторону жесткой политической линии.

Июнь 1991

В Российской Федерации, составляющей ядро Советского Союза, впервые проводятся республиканские выборы. Россияне выбирают президентом Бориса Ельцина. Теперь в Кремле сосредоточено управление и Советским Союзом, и Российской Федерацией. Старые противники, Горбачев и Ельцин работают по соседствy.

Все готово к развязке. Власть в Кремле оспаривают президент СССР Горбачев, президент России Ельцин и старые кадры компартии.

Между тем, народы все настойчивее требуют независимости. В январе советские войска жестоко подавляют демонстрации в Литве. Убито более 20 человек, 13 из них - при штурме телебашни в Вильнюсе.

Мартовский референдум показывает, что большинство жителей СССР стоит за сохранение реформированного союза, но страны Прибалтики решительно возглавляют движение за полный выход из союза.

Причины распада СССР

Распад СССР был явлением на том этапе в общем-то закономерным. Переворот обязан был произойти, и здесь даже не принципиально, когда бы это случилось и кто при этом пришел бы к власти. Но нельзя и сбрасывать со счетов и случайный фактор: события развивались стремительно и при этом весьма драматично.

Важнейшей причиной была борьба за власть, вспыхнувшая в тот момент по всей России. Это прежде всего открытое противостояние цетральной власти и РСФСР, придерживавшихся разных политических взглядов: президент РСФСР Борис Ельцин требовал от Горбачева более радикальных мер в проведении реформ. И именно Ельцин позже перехватит инициативу у ГКЧП и на волне народной популярности придет к власти. Сложно сказать, чем он при этом руководствовался: своими реальными демократическими убеждениями или желанием захватить власть. Предположу, что на начальном этапе доминировало всетаки первое.

Примерно в это же время стали проявляться сепаратистские тенденции в союзных республиках, прежде всего в странах Прибалтики, где происходили многочисленные столкновения войск и демонстрантов, требовавших независимости, а за суверенитет высказывалось подавляющее большинство населения, и на Кавказе, где стремление к независимости вызвало новый виток многолетнего конфликта, продолжающегося и по сей день.

Плюс к этому - прогнившая политическая система, которая уже не могла обеспечивать эффективное управление в регионах из-за невероятно высокого уровня коррупции на местах с одной стороны и слабости центральной власти с другой.

Довершает картину агонизирующая плановая экономика: стремительно растущие темпы инфляции (в последние годы существования СССР цены довольно быстро росли), пропасть между наличным и безналичным рублем, губительная для любой экономики, трещащая по швам плановая система и разрыв экономических связей с союзными республиками.

Сыграл свою роль и идеологический промах: жесткое подавление инакомыслия, расцветшее пышным цветом при Брежневе и Андропове, и так и не наступивший в 1980 году коммунизм еще сильнее дискредитировали власть.

Будущее Советского Союза было предрешено. И ГКЧП стал лишь тем знаком, когда вдруг стало понятно: так жить больше нельзя.

В 1913 будущий глава первого социалистического государства В.И. Ленин, будучи унитаристом, как Маркс и Энгельс, писал, что централизованное крупное государство «есть громадный исторический шаг вперед от средневековой раздробленности к будущему социалистическому единству всех стран». В период от февраля к октябрю 1917 многовековое государственное единство России рухнуло - на ее территории возник ряд буржуазно-националистических правительств (Центральная Рада на Украине, казачьи круги на Дону, Тереке и в Оренбурге, Курултай в Крыму, национальные Советы в Закавказье и Прибалтике и др.), стремившихся обособиться от традиционного центра. Угроза резкого сокращения территории социалистического пролетарского государства, утрата надежд на скорую мировую революцию вынудили лидера партии, пришедшей к власти в России, пересмотреть свою точку зрения на ее государственное устройство - он стал яростным сторонником федерализма, правда, на этапе перехода «к полному единству «. Лозунгу «единой и неделимой России «, исповедовавшемуся лидерами белого движения, был противопоставлен принцип права всех наций на самоопределение, что привлекло лидеров национальных движений…

Однако Конституция РСФСР 1918 была шагом назад от подлинной федерации, поскольку в ней форма государственного устройства России только декларировалась (не было предусмотрено даже представительство будущих членов федерации в органах власти центра), фактически провозглашалось унитарное государство, созданное сверху по инициативе правящей партии путем присоединения отвоеванных в ходе Гражданской войны территорий. Разграничение полномочий между федеральными органами и местными в Российской Федерации строилось на принципах исключительной компетенции первых и остаточной - вторых…

Первые внутрироссийские национальные границы появились в конце 1918 - начале 1919 с образованием Трудовой коммуны области немцев Поволжья и Башкирской АССР, к концу 1922 в РСФСР было уже 19 автономных республик и областей, а также 2 трудовые коммуны, созданные по национальному принципу. Национально-государственные образования соседствовали с административно-территориальными единицами, и те и другие обладали весьма слабо выраженной самостоятельностью.

Российская Федерация должна была, по замыслу ее основателей, стать моделью более крупного социалистического государства, позволяющей восстановить Российскую империю, распада которой в ходе революции и «триумфального шествия « советской власти избежать не удалось. До середины 1918 в качестве независимых государств существовали лишь две республики - РСФСР и Украина, затем возникли Белорусская республика, три республики в Прибалтике, три - в Закавказье...

С первых дней их существования РСФСР, сама испытывавшая нужду в самом необходимом, оказывала им помощь в разных сферах государственной жизни. Армии независимых республик снабжались Народным Комиссариатом (Наркоматом) по военным делам РСФСР. Декретом ВЦИК от 1 июня 1919 «Об объединении социалистических республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом « был оформлен военный союз. Армии всех республик были объединены в единую армию РСФСР, объединялось военное командование, управление железными дорогами, связью, финансами. Денежная система всех республик основывалась на российском рубле, РСФСР взяла на себя их расходы по содержанию госаппарата, армий, по налаживанию экономики. Республики получали от нее промышленную и сельскохозяйственную продукцию, продовольствие и другую помощь. Союз, наряду с другими факторами, помог всем республикам выйти из войны…

Со временем государственный аппарат всех республик стал строиться по подобию РСФСР, появились их полномочные представительства в Москве, которые имели право входить от имени своих правительств с представлениями и ходатайствами во ВЦИК, Совет Народных комиссаров (Совнарком), наркоматы РСФСР, информировать органы власти своей республики о наиболее важных мероприятиях РСФСР, а органы власти последней о состоянии экономики и нуждах своей республики. На территории республик существовал аппарат уполномоченных некоторых наркоматов РСФСР, постепенно были преодолены таможенные барьеры, сняты пограничные посты.

После снятия блокады Антанты РСФСР заключила торговые соглашения с Англией, Италией, Норвегией, а Украина — с Австрией, Чехословакией и другими государствами. В марте 1921 совместная делегация РСФСР и Украины заключила договор с Польшей. В январе 1922 итальянское правительство от имени организаторов Генуэзской конференции из всех республик пригласило к участию в ней лишь РСФСР. В феврале 1922 по инициативе Российской Федерации девять республик подписали протокол, уполномочивший ее представлять и защищать их совместные интересы, заключать и подписывать от их имени договоры с иностранными государствами. Таким образом, военный, двухсторонние военно-хозяйственные договоры были дополнены дипломатическим соглашением. Следующим шагом стало оформление политического союза.

ЧЕТЫРЕ РЕСПУБЛИКИ ВМЕСТО ОДНОЙ ИМПЕРИИ

К 1922 г. на территории бывшей Российской империи сложилось 6 республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР и Грузинская ССР. Между ними с самого начала существовало тесное сотрудничество, объяснявшееся общностью исторической судьбы. В годы гражданской войны сложился военный и хозяйственный союз, а на момент проведения Генуэзской конференции в 1922 г. - и дипломатический. Объединению способствовала также общность цели, поставленной правительствами республик, - построение социализма на территории, находящейся «в капиталистическом окружении».

В марте 1922 г. Азербайджанская, Армянская и Грузинская ССР объединились в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику. В декабре 1922 г. I Закавказский съезд Советов обратился в Президиум ВЦИК с предложением созвать объединённый съезд Советов и обсудить вопрос о создании союза советских республик. Такие же решения приняли Всеукраинский и Всебелорусский съезды Советов.

ВЫШЛО НЕ ПО-СТАЛИНСКИ

Единого мнения по вопросу о принципах создания союзного государства не было. Среди целого ряда предложений выделялись два: включение других советских республик в состав РСФСР на правах автономии (предложение ) и создание федерации равноправных республик. Проект И.В. Сталина «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками» был одобрен ЦК компартий Азербайджана и Армении. Пленум ЦК компартии Грузии признал его преждевременным, а ЦК компартии Белоруссии высказался за сохранение существующих договорных отношений между БССР и РСФСР. Украинские большевики воздержались от обсуждения сталинского проекта. Тем не менее план автономизации был одобрен на заседании комиссии ЦК РКП(б) 23-24 сентября 1922 г.

В.И. Ленин, не участвовавший в обсуждении проекта, после ознакомления с представленными ему материалами отверг идею автономизации и высказался за образование союза республик. Наиболее приемлемой формой государственного устройства многонациональной страны он считал Советскую Социалистическую Федерацию.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ ИЛЬИЧА

5 - 6 октября 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) принял в качестве отправного варианта план В.И. Ленина, однако это не привело к прекращению борьбы в партии по вопросам национальной политики. Хотя проект «автономизации» был отклонен, он все же пользовался определенной поддержкой ряда руководящих работников как в центре, так и на местах. И.В. Сталин и Л.Б. Каменев призывали проявить стойкость против «национального либерализма Ильича» и фактически оставить прежний вариант.

Вместе с тем усиливаются сепаратистские тенденции в республиках, что проявилось в так называемом «грузинском инциденте «, когда партийные руководители Грузии потребовали вхождения ее в состав будущего государства как самостоятельной республики, а не как части Закавказской Федерации. В ответ на это руководитель Закавказского крайкома Г.К. Орджоникидзе пришел в ярость и обозвал их «шовинистической гнилью «, а когда один из членов ЦК компартии Грузии назвал его «сталинским ишаком «, еще и крепко поколотил последнего. В знак протеста против нажима Москвы в отставку подал весь ЦК компартии Грузии.

Комиссия под председательством Ф.Э. Дзержинского, созданная в Москве для разбирательства этого «инцидента», оправдала действия Г.К. Орджоникидзе и осудила грузинский ЦК. Такое решение вызвало возмущение В.И. Ленина. Здесь следует напомнить, что в октябре 1922 г. после болезни он хотя и приступил к работе, но все же по состоянию здоровья не мог полностью контролировать ситуацию. В день образования СССР, будучи прикованным к постели, он диктует свое письмо «К вопросу о национальностях или об автономизации», которое начинает со слов: «Я, кажется, сильно виноват перед рабочими России за то, что не вмешался достаточно энергично и достаточно резко в пресловутый вопрос об автономизации, официально называемый, кажется, вопросом о союзе советских социалистических республик».

СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР (ОДИН СОЮЗ ВМЕСТО ЧЕТЫРЕХ РЕСПУБЛИК)

ДОГОВОР ОБ ОБРАЗОВАНИИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР), Белорусская Социалистическая Советская Республика (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗССР - Грузия, Азербайджан и Армения) заключают настоящий Союзный договор об объединении в одно союзное государство - «Союз Советских Социалистических Республик»…

1. Ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице его верховных органов, подлежат:

а) представительство Союза в международных сношениях;

б) изменение внешних границ Союза;

в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;

г) объявление войны и заключение мира;

д) заключение внешних государственных займов;

е) ратификация международных договоров;

ж) установление систем внешней и внутренней торговли;

з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров;

и) регулирование транспортного и почтово-телеграфного дела;

к) установление основ организации вооруженных сил Союза Советских Социалистических Республик;

л) утверждение единого государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик, установление монетной, денежной и кредитной системы, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов;

м) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза;

н) общее союзное законодательство о переселениях;

о) установление основ судоустройства и судопроизводства а также гражданское и уголовное союзное законодательство;

п) установление основных законов о труде;

р) установление общих начал народного просвещения;

с) установление общих мер в области охраны народного здравия;

т) установление системы мер и весов;

у) организация общесоюзной статистики;

ф) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;

х) право общей амнистии;

ц) отмена нарушающих Союзный договор постановлений съездов Советов, Центральных Исполнительных Комитетов и Советов Народных Комиссаров союзных республик.

2. Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик является съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, а в периоды между съездами - Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик.

3. Съезд Советов Союз Советских Социалистических Республик составляется из представителей городских Советов по расчету 1 депутат на 25000 избирателей и представителей губернских съездов Советов по расчету 1 депутат на 125000 жителей.

4. Делегаты на съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избираются на губернских съездах Советов.

…11. Исполнительным органом Центрального Исполнительного Комитета Союза является Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик (Совнарком Союза), избираемый Центральным Исполнительным Комитетом Союза на срок полномочий последнего, в составе:

Председателя Совета Народных Комиссаров Союза,

Заместителей Председателя,

Народного Комиссара по Иностранным делам,

Народного Комиссара по Военным и Морским делам,

Народного Комиссара Внешней Торговли,

Народного Комиссара Путей Сообщения,

Народного Комиссара Почт и Телеграфов,

Народного Комиссара Рабоче-Крестьянской Инспекции.

Председателя Высшего Совета Народного Хозяйства,

Народного Комиссара Труда,

Народного Комиссара Продовольствия,

Народного Комиссара Финансов.

…13. Декреты и постановления Совнаркома Союза Советских Социалистических Республик обязательны для всех союзных республик и приводятся в исполнение непосредственно на всей территории Союза.

…22. Союз Советских Социалистических Республик имеет свой флаг, герб и государственную печать.

23. Столицей Союза Советских Социалистических Республик является город Москва.

…26. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза.

Съезды Советов в документах. 1917-1936. т. III. М., 1960

1917, ночь с 26 на 27 октября. Избирается II Всероссийским съездом Советов главой советского правительства - Председателем Совета Народных Комиссаров.

1918, начало июля. V Всероссийский съезд Советов принимает Конституцию РСФСР, в которой уточнен статус поста Председателя Совнаркома, который занимает В.И.Ленин. 30 ноября. На пленарном заседании Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов утверждается Совет Рабочей и Крестьянской Обороны, Совету предоставляется вся полнота прав в деле мобилизации сил и средств страны на ее оборону. Председателем Совета утверждается В.И.Ленин.

1920, апрель. Совет Рабочей и Крестьянской Обороны преобразуется в Совет Труда и Обороны (СТО) РСФСР под председательством В.И.Ленина.

1923, 6 июля. Сессия ЦИК избирает В.И.Ленина председателем Совнаркома СССР. 7 июля. Сессия ВЦИК РСФСР избирает В.И.Ленина председателем Совнаркома РСФСР. 17 июля. Создается Совет Труда и Обороны при Совнаркоме СССР под председательством В.И.Ленина.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!