Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Что можно есть в пост переживай причастием. Моя тетя погадала на гаечке, потом исповедалась

Было установлено Самим Господом и совершается в Церкви непрерывно в течение двух тысячелетий. Всё это время христиане разных времён и народов как бы участвуют в той Тайной Вечери, когда Христос разделил хлеб и вино среди Своих учеников и объявил эту пищу Божественным Телом и Кровью.

Конечно, не любое вино или хлеб являются святынями, а лишь те, над которыми произносятся особые, литургические молитвы. Вкушаемые за Литургией Частицы подают верующим Божественную благодать, духовные силы, очищают от последствий греха. Нередки случаи выздоровления от болезней и других чудес, происходящих по воле Бога.

К главной святыне Церкви следует приступать после соответствующей подготовки. Важным шагом этой подготовки является пост. Опасаясь нарушить церковные правила, неопытные прихожане часто спрашивают священников, как правильно поститься перед Причастием? Для всех ли обязателен пост? В каких случаях его можно ослабить или отменить? Разобраться в этом поможет краткий экскурс в историю древней Церкви.

Как появилась традиция поститься перед Причастием

В первые века существования христианской Церкви Причастие было обязательным для любого присутствующего на христианина. Каждое воскресенье, а иногда и чаще, люди собирались в доме кого-то из христиан и совершали трапезу с молитвами и разделением хлеба. Тогда особого поста перед этим действием не полагалось, потому что Евхаристия проводилась вечером и все участники действия уже пообедали и даже поужинали.

Часто бывало так, что обеды состоятельных христиан были слишком роскошные и соединялись с музыкой и танцами, как это было принято на востоке. Апостол Павел, сам нередко совершавший Евхаристию, считал недопустимым, что такие христиане подходят к Причастию после пиров и увеселений, когда их мысли не могут сосредоточиться на молитве. Со временем Литургию стали совершать утром и появился обычай вкушать Тело и Кровь Христову натощак, «прежде всякой еды». Однако и тогда ещё не держали пост в течение нескольких дней, как это принято в современной Церкви.

Когда в 4 в гонения на христиан прекратились, многие стали креститься. Когда-то небольшие, сплочённые общины, собиравшиеся тайно по домам, превратились в большие собрания молящихся в просторных храмах. Из-за человеческих слабостей нравственный уровень верующих снизился. Святые Отцы Церкви, видя это, призывали каждого христианина внимательно испытывать свою совесть, подходя к Причастию.

Не позволялось подходить к Таинству, если человек вкушал пищу в ночь перед Литургией, имел сексуальные контакты или «нечистые видения» (сны). Открывающие на исповеди эти невольные грехи христиане на время отстранялись от Причастия и исполняли особое молитвенное правило. Относительно пищи в другие дни никаких ограничений не существовало, так как верующие достаточно строго соблюдали среду, пятницу и четыре поста в году.

Традиция поститься перед Причастием в течение трёх или семи дней установилась в синодальный период (XVIII-XIX вв.). Это было связано с общим упадком духовности и религиозности. Многие стали ходить в церковь «по привычке», а причащались лишь потому, что это учитывалось в церковных документах. Если в церковной книге отсутствовала запись, что прихожанин исповедовался и причащался, могли последовать неприятности на гражданской службе.

В это время была введена традиция «говения» - подготовки к Причастию в течение нескольких дней, чтобы отвлечь ленивого человека от житейской суеты и помочь настроиться на молитву. Такой обычай сохраняется в Русской православной церкви до сегодняшнего дня. Говение состоит из ограничения в пище и исповеди накануне Причастия . Сколько дней говеть - решает духовник . Также об этом можно прочесть в Правилах, стенд с которыми обычно находится в храме на видном месте.

Правила поста перед Причастием

Итак, общецерковного правила обязательного поста и исповеди перед причащением не существует. Но многие священники настоятельно рекомендуют своим прихожанам поститься три дня перед приступлением к Таинству . Стоит ли отвергать хорошую традицию ради буквы закона? Спорить с батюшкой или сознательно отказываться от поста нельзя, так как осуждение и обиды лишь добавляют греха к уже существующим. Лучше исполнить положенное правило исходя из своих физических сил.

Православный предписывает отказ от следующих продуктов:

  • мясо любого животного или птицы, даже постное;
  • молоко (кефир, творог, сыворотка и т. п.);
  • яйца любой птицы;
  • рыба (не всегда).

Фактически в распоряжении говеющего христианина остаются фрукты, овощи, крупы, макароны и хлеб . Нельзя поддаваться соблазну приготовить изысканные «постные блюда»: пища должна не становиться источником удовольствия, а лишь поддерживать силы .

Допустимо ли есть рыбу перед Причастием? В большинстве случаев здоровому человеку следует от неё отказаться. Исключение составляет проживание на Крайнем Севере или судах, где рыба - основной источник питания. Морепродукты считаются более «постной» пищей, чем рыба, и их употребление в умеренных количествах разрешается. Кратковременный пост перед Причастием связывают и с другими ограничениями, отказываясь от следующего:

  • сладостей;
  • сексуальных контактов;
  • спиртных напитков;
  • курения;
  • участия в различных увеселениях (свадьбы, вечеринки, концерты).

За 6 часов до начала Литургии следует полностью исключить еду и питьё . Этот шестичасовой пост называется «евхаристическим». Если евхаристический пост нарушен, священник может не допустить к Таинству.

Многие верующие стремятся причащаться в дни общецерковных постов. Это даёт возможность спокойно подготовиться, особенно если близкие также держат пост и не предлагают лишних искушений.

Допустимо ли причащаться, если покурил или невольно нарушил пост? Обо всех излишествах, допущенных во время говения, следует рассказать священнику на исповеди . Через исповедь совершается допущение к Таинству и сокрытие даже маленького проступка считается большим грехом перед Богом.

Как поститься детям

В Русской православной церкви сложилась традиция обязательной исповеди детей с семи лет . В этом же возрасте они должны быть приучены к посту. Но причащаются дети с самого момента , т. е. с младенческого возраста.

Пост перед причастием для ребёнка не является обязательным, если ему не исполнилось трёх лет.

С трёх до семи лет ограничения вводятся постепенно, ребёнок должен не просто лишаться вкусной пищи, но осознавать необходимость и цель поста. Можно поддержать чадо собственным примером, убрав из семейного меню скоромные продукты. Самим родителям следует приступать к исповеди и Причастию вместе с ребёнком.

Решение о том, можно ли облегчить пост, должны принимать родители после беседы со священником, исходя из состояния здоровья ребёнка. Нельзя принуждать к говению детей, растущих в неверующих семьях и не имеющих должного духовного развития.

Пост для беременных женщин

Беременным женщинам и больным, желающим причащаться, но находящимся на строгой диете, пост можно ослабить или отменить. Делается это только по благословению священника . Перед тем как отправиться за таким разрешением, следует испытать себя, действительно ли кратковременный пост окажется непосильным бременем или из-за лени не хочется нарушать привычный ход жизни?

При невозможности беременной женщине отказаться от молочных продуктов, можно заменить это отказом от сладостей или других вещей, к которым она испытывает привязанность. Такое воздержание будет принято Господом как значительный подвиг.

Пост в условиях общежития

Допускается облегчение или отмена поста для христиан, находящихся на срочной военной службе, учёбе, больнице, интернате или местах лишения свободы , где питание осуществляется в общих столовых и нет возможности выбрать постную пищу. В этом случае следует придерживаться благословения духовника, посещающего воинскую часть или интернат. Отказ от скоромной пищи может быть заменён на другие ограничения или молитву . Этот вопрос желающим причащаться лучше решить со священником за неделю до Таинства или (если невозможно) перед исповедью.

Когда можно причащаться без поста

Во время рождественских святок — от Рождества Христова до Крещения — и на Светлую Седмицу — семь дней после Пасхи — пятидневный пост для причастников не требуется, сохраняется лишь шестичасовой евхаристический. Но это разрешение можно допустить лишь тем, кто полностью соблюдал предыдущие, Рождественский и Великий посты.

Постная подготовка отменяется для тяжелобольных и умирающих.

Как подготовиться к исповеди и причастию? Подготовка к исповеди и причастию, особенно в первый раз, вызывает много-много вопросов. Я помню свое первое причастие. Как сложно было мне разобраться во всем. В этой статье Вы получите ответы на вопросы: что говорить на исповеди священнику - пример? как правильно причащаться и исповедоваться? правила причастия в церкви? как исповедоваться в первый раз? как готовиться к причастию? Ответ на эти вопросы даёт современный греческий проповедник архимандрит Андрей (Конанос) и другие священники.

Другие полезные статьи:

Причастие учредил Сам Иисус Христос на своей последней трапезе с Апостолами. Современный греческий проповедник и богослов архимандрит Андрей (Конанос) говорит , если бы люди осознали, какой Дар единения с Богом они получают во время причастия, ведь теперь в их венах течет Христова кровь… если бы они осознали это в полной мере, их жизнь бы очень изменилась!

Но, к сожалению, большинство людей во время причастия похожи на детей, играющих с драгоценными камнями и не понимающих их ценности.

Правила причастия можно найти в любом Храме. Обычно они изложены в небольшой книжечке под названием «КАК ГОТОВИТЬСЯ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ». Вот эти простые правила:

  • Перед причастием нужно 3 дня поститься — есть только растительную пищу (отказаться от мяса, молочных продуктов и яиц).
  • Нужно быть на вечерней службе накануне перед днем причастия.
  • Нужно исповедаться либо на вечерней службе либо в день причастия в самом начале литургии (утренней службы, во время которой и происходит причастие).
  • Нужно несколько дней более усердно молиться — для этого читать утренние и вечерние молитвы и прочитать каноны: Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Х ристу ,
    Канон молебный ко Пресвятой Богородице ,
    Канон Ангелу Хр анителю ,
    Последование ко святому причащению * . * Если Вы никогда не читали Каноны (на церковно-славянском языке), можете послушать аудио (есть на сайтах-молитвословах по указанным ссылкам).
  • Нужно причащаться натощак (утром ничего не есть и не пить). Исключение делается для болящих людей, например диабетиков, для которых еда и лекарство жизненно необходимы.

Если Вы станете причащаться на каждой литургии, каждое воскресенье, Ваш духовник сможет разрешить Вам меньше поститься и не вычитывать все указанные молитвы. Не бойтесь спрашивать батюшку и советоваться с ним.

Как проходит причастие в церкви?

Предположим Вы решили причаститься в воскресенье. Значит, накануне вечером (в субботу) Вам нужно прийти на вечернюю службу. Обычно вечерняя служба в Храмах начинается в 17:00. Узнайте, во столько начинается литургия (утренняя служба) в воскресенье, на которой будет проходить само причастие. Обычно, утренняя служба в Храмах начинается в 9:00. Если исповеди не было на вечерней службе, то исповедаетесь в начале утренней службы.

Примерно в середине службы Священник вынесет из алтаря Чашу. Все, кто готовился ко причастию, собираются возле чаши и складывают руки на груди правую поверх левой. К чаше подходят осторожно, чтобы не перевернуть её. Священник ложечкой даёт причастникам Святые дары — кусочек тела и крови Христовой под видом хлеба и вина.

После этого Вам нужно пройти в конец Храма, где Вам дадут запивку. Это разбавленная вином вода. Запивать нужно, чтобы ни одна капля или крошка Евхаристии не пропала. Только после этого можно перекреститься. В конце службы нужно выслушать благодарственные молитвы.

Как подготовиться к исповеди? Что говорить на исповеди священнику - пример? Список грехов

Главное правило на исповеди, о котором всегда напоминают священники, не пересказывать грехи. Потому что, если Вы начнете пересказывать историю, как Вы совершили грех, то Вы невольно начнете оправдывать себя и обвинять других. Поэтому на исповеди просто называются грехи. Например: гордость, зависть, сквернословие и т.д. А чтобы ничего не забыть, воспользуйтесь перечнем грехов против Бога, против ближних, против себя (обычно такой список есть в книжечке «КАК ГОТОВИТЬСЯ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ».

Грехи запишите на листочке, чтобы ничего не забыть. Приходите в Храм утром пораньше, чтобы не опоздать на исповедь и на общую молитву перед исповедью. Перед исповедью подойдите к священнику, перекреститесь, приложитесь к Евангелию и ко кресту и начинайте перечислять заранее записанные грехи. После исповеди священник прочтет разрешительную молитву и скажет, допущены ли Вы ко причастию.

Очень редко бывает, когда священник для Вашего исправления не допускает Вас ко причастию. Это, в том числе, и проверка Вашей гордыни.

Важно во время исповеди, называя грех, дать себе обещание не повторять его. Очень важно накануне причастия примириться с недругами и простить своих обидчиков.

Как исповедоваться в первый раз?

Первая исповедь часто называется генеральной исповедью. Как правило, в листочек со списком грехов попадают практически все грехи из списка грехов против Бога, ближнего и себя. Батюшка наверняка поймет, что Вы пришли на исповедь первый раз и поможет Вам советом, как постараться не повторять грехи и ошибки.

Надеюсь, статья «Как подготовиться к исповеди и причастию?» поможет Вам решиться и пойти на исповедь и причастие. Это важно для Вашей души, ведь исповедь — это очищение души. Тело мы моем каждый день, а о чистоте души не заботимся!

Если Вы никогда не исповедовались и не причащались и Вам кажется, что подготовиться очень трудно, рекомендую Вам всё равно совершить этот подвиг. Награда будет велика. Уверяю Вас ничего подобного Вы раньше не испытывали. После причастия Вы ощутите необыкновенную и ни с чем не сравнимую духовную радость.

Самым трудным обычно кажется вычитывание канонов и последования ко святому причащению. Действительно, в первых раз читать тяжело. Воспользуйтесь аудиозаписью и прослушайте все эти молитвы в течение 2-3 вечеров.

Послушайте в этом видео рассказ священника Андрея Ткачева о том, сколько времени (обычно несколько лет) отделяет человека от желания пойти на первую исповедь до момента первой исповеди.

Желаю всем радоваться жизни и благодарить Бога за всё!

Алёна Краева

В церковном календаре прописаны посты перед определенными праздниками. Но исповедь и причастие - таинства индивидуальные. Никто не указывает день, когда следует очистить свою душу от грехов, как и не предписывает, с какой частотой следует исповедоваться. Один человек поверяет свои грехи духовнику каждую неделю, другой - перед большими церковными праздниками. Иногда период перед причащением припадает на общий православный пост. Как быть тогда?

Некоторые люди вообще приходят к причастию без поста и исповеди. Но Святые дары - это величайшее таинство. Их, по мнению Церкви, нельзя вкушать людям, погрязшим в грехах. А чтобы подготовить себя к исповеди и причастию, человеку следует говеть. Но если с мясом и продуктами животного происхождения еще наблюдается какая-то ясность, то вопрос о том, можно ли есть перед причастием рыбу, остается открытым. Недавно вышел документ комиссии Межсоборного присутствия, касающийся данной проблемы. Он называется «Подготовка к Святому Причастию». Давайте посмотрим, что в этом документе говорится о говении.

Важность поста перед причащением

О том, как нужно подготавливать душу к принятию Святых Даров, говорили еще в ранней Церкви, а не только на комиссии Межсоборного присутствия по проблемам приходской практики. В Первом Послании к Коринфянам апостол Павел пишет о том, что люди, которые едят хлеб Господень и пьют Его чашу недостойно, будут повинны в грехах против Тела и Крови Христовой. Поэтому нужно себя испытывать, чтобы не быть осужденным.

Этим указывается, что человек перед причастием должен очистить тело и душу. И даже священник, совершающий литургию, произносит такую формулировку: «Да будет мне не в осуждение причащение Твоих Святых Таинств». Понятно одно: перед употреблением Даров Господних следует исповедаться и поститься. И если душу свою мы подготавливаем молитвами и покаянием, то тело - воздержанием в пище. Но можно ли есть рыбу перед исповедью и причастием? Относится ли данный продукт к запретным в этот период?

Смысл говения

Перед тем как принять в себя Бога, вкусить от Тела и Крови Его, нужно подготовить себя к этому событию. Ведь даже перед светскими праздниками мы убираем в своем доме, украшаем комнату, в которой будем принимать гостей. Как же нужно подготовиться к тому, чтобы вкусить Святые Дары? Все священники утверждают, что одним постом дело не должно ограничиваться. Если ограничивать себя в пище, но при этом быть высокомерным, не признавать грехов своих, питать неприязнь к ближнему и нарушать заповеди Христовы, то такое воздержание ничего не даст.

Исповедь перед причастием обязательна. Ведь тогда верующий приходит к осознанию своих грехов и покаянию. И кроме вопроса о том, можно ли есть перед причастием рыбу и рыбный суп, человека больше должно волновать собственное душевное состояние. Ведь период перед принятием Святых Даров не зря называют говением, а не просто постом. Готовящийся к этому событию должен прочесть три канона (покаянный к Христу, молебный к Богоматери и к ангелу-хранителю). А также он должен присутствовать на вечерней службе в церкви в субботу. И конечно, в этот период следует избегать мирских развлечений.

Количество дней поста

Церковь не имеет единого мнения по поводу того, сколько суток верующему следует воздерживаться от употребления перед принятием Святых Даров. В этом вопросе все очень индивидуально. Пост, вернее его длительность, назначает духовник. Обычно это три дня. Но если у человека имеются заболевания (особенно желудочно-кишечного тракта), общая слабость организма, беременность или период лактации, то длительность поста сокращается.

В группу «льготников» попадают и военные, которые не могут выбирать блюда и продукты по своему усмотрению, а вынуждены есть, что дают. Духовник также смотрит и на другие обстоятельства. Прежде всего это частота причащения. Если кто-то впервые прибегает к вкушению Святых даров, то такому человеку назначают недельный пост. А кто причащается каждое воскресенье, то такому верующему достаточно воздерживаться от скоромной пищи только в среду и пятницу. У этой категории людей и возникает вопрос: можно ли есть перед причастием рыбу?

Какие бывают посты

Для мирского человека телесное воздержание представляется чем-то единым. Если пост, значит, нельзя кушать мясо и продукты животного происхождения (молоко и яйца). А можно есть рыбу, растительные жиры, напитки, в том числе алкогольные, овощи и фрукты. Но Церковь разделяет посты на обычные и строгие. Бывают дни, когда нельзя вкушать не только мясо, но и рыбу. Некоторые посты запрещают и растительное масло (так называемый елей).

Есть дни сухоядения. Во время них нельзя принимать никакой пищи до заката, а вечером разрешается кушать лишь Теперь рассмотрим говение перед принятием Святых Даров: можно ли есть перед причастием рыбу?

Какой пост следует соблюдать перед исповедью

Очищение души от грехов не требует никакой подготовки. Раньше хорошие верующие ходили к духовнику и исповедовались тогда, когда они чувствовали в этом потребность. И вовсе не обязательно сразу же после отпущения грехов принимать евхаристию. Но если вы собираетесь это сделать, то необходимо говение, то есть подготовка души и тела к принятию святого таинства Церкви. И тут уже уместно будет задать вопрос: а можно ли есть перед причастием рыбу? Относительно этого продукта с определенностью можно дать отрицательный ответ только для вечера субботы. Все остальное зависит от частоты вашего причащения, от вашего здоровья и жизненных обстоятельств. Также имеет значение, соблюдает ли православная Церковь всеобщий пост в эти дни. В таком случае требования к пище для говеющих изменяются.

Накануне участия в святой литургии, когда вы собираетесь приступить к принятию Святых Даров, нужно соблюсти строгий пост. А это значит, что рыбу и различные блюда из нее кушать нельзя. Монахам предписывается вечером в субботу употреблять только безъелейное сочиво (то есть овощи, не сдобренные никаким жиром).

Церковный день начинается в полночь. А потому все воскресенье до принятия таинства нельзя ни кушать, ни пить. Желательно также присутствовать на субботней вечерней службе. Можно ли кушать рыбу перед причастием в другие дни? Если, к примеру, духовник вам назначил неделю воздержания, то следует все семь дней избегать мяса, молочных продуктов и яиц. Но кроме этого, в среду и пятницу нужно придерживаться то есть исключить из своего рациона в эти дни рыбу, уху и морепродукты. К питанию в субботу (если она не Страстная) у Церкви особое отношение. Многие священники считают, что в шестой день недели поститься нельзя. Но это не касается говеющих, то есть тех, кто готовит себя к принятию Даров Господних.

Выше мы уже упоминали о том, что степень строгости воздержания зависит от церковных дней. Если все православные соблюдают пост (перед Пасхой или Рождеством), то говеющие должны и подавно избегать запрещенных продуктов. Мало того, их воздержание должно отличаться от прочих большей строгостью.

Если, к примеру, в определенные дни верующим запрещается вкушать мясо, то говеющим следует отказаться также и от рыбы. В некоторые дни, такие как среда и пятница, им лучше не добавлять в напитки сахар, а заменить его медом. Растительное масло, соусы и приправы также нежелательны при говении. Также следует не объедаться и разрешенными продуктами. Ведь умеренность в еде является составной частью подготовки к принятию Святых Даров.

Вместо заключения

Возможно, некоторые сочтут, что данная статья так и не дала ответа на вопрос о том, можно ли вкушать рыбу перед причастием. Категоричное нет можно сказать только относительно дня, в который будет проходить таинство (с полуночи нельзя ничего есть и пить).

Также считается душеспасительным воздерживаться от еды весь день субботний, а вечером, накануне причащения, следует поужинать продуктами, которые разрешены в строгий пост (то есть без рыбы). Но и это требование может быть смягчено для больных, беременных и кормящих. Строгость и длительность поста перед причащением устанавливает духовник.

Пост – это весьма сложная тема преткновения между верующими и современным миром. На сегодняшний день существует три разные версии назначения «постных» дней. Первая, и самая главная точка зрения принадлежит самой Церкви, а точнее священникам, которые характеризуют любой пост как испытание на воздержание, благодаря которому можно частично искупить собственные грехи перед Господом.

Вторая группа людей считает, что Великий Пост, Рамадан, Петров Пост и прочие мероприятия такого рода предназначены исключительно для оздоровления нашего организма, а не для очищения души. Ну и наконец, третья группа людей вообще не считает нужным поститься, объясняя это тем, что все посты очень сильно ограничивают человека.

К какой бы категории людей вы не относились, мы не станем вас переубеждать и склонять к чьей-либо точке зрения. Просто сейчас немало людей хотят соблюсти все правила «постных» дней, одни для очищения души, другие же просто для оздоровления. Но как только подходит Великий, Петров Пост или Рамадан, люди не знают, как правильно поститься, поэтому откладывают данную процедуру до следующего раза. Как правильно поститься? Нужно ли соблюдать пост перед причастием или исповедью? На эти и другие вопросы мы сегодня и постараемся ответить. Приступим.

Значение «постных» дней для человека носит весьма неоднозначных характер. Как утверждают служители церквей, наряду с духовным ростом для человека открываются новые, незнакомые до сих пор грани и духовные аспекты. Очень важно, что прежние смыслы такого очищения остаются неизменными, но они постепенно дополняются новыми, более высокими ценностями.

Для большинства людей, которые только вступили на этот путь, то есть они впервые соблюдают, будь то Великий, Петров Пост, Рамадан или же просто кушают «правильную» для Церкви пищу в Страстную пятницу и среду, данное мероприятие носит исключительно характер некой соборной солидарности.

Люди постятся вместе с Церковью для того чтобы ощутить себя ее частичкой, соединиться в ней воедино и испытать те же ощущения, которые испытывали на себе многие отшельники, святые и сам Иисус, который перед своим служением провел месяц, точнее сорок дней наедине с самим собой в пустынном месте.

И только тогда, когда человек забывает о формальности всех существующих заповедей, он начинает по-настоящему бороться со своими страстями. Именно подлинная вера, а не стадное чувство, «заставляет» человека заново разбираться в своих предпочтениях и расставлять новые приоритеты.

Пройдет не один месяц, когда человек начнет замечать, что Великий и Петров Пост, Рамадан и прочие «постные» дни, вносят в его душу некоторые положительные изменения, которые впоследствии помогают укрепить свой дух.

Постные периоды времени – это не только освобождение от негативных помыслов, но и ощущение легкости, которое приобретает тело во время очищения постной пищей. И теперь пост – это не некое испытание на пути к духовной жизни, а надежный помощник.

Как должно выглядеть постное меню?

Соблюдать «постные» дни или же нет – это право каждого человека. По такому же принципу соблюдается и степень ограничений в отношении питания, которая напрямую зависит от самого человека и советов его духовного наставника.

Для всех православных людей существует так сказать ориентир, который представлен монастырским уставом. В нем содержатся четкие предписания, на целый год, где расписан каждый месяц и день: что можно кушать, соблюдая Рамадан, Великий и Петров Пост, как должно выглядеть меню в пятницу и среду (церковные дни). И даже больше, из устава можно узнать, что нужно делать перед причастием.

Но не смотря на единство этого документа, строгость постов во всех православных храмах – разная. Когда в одних монастырях Великий и Петров Пост – это употребление только хлеба, вермишели и картошки, тогда как в других – подают настоящие блюда (конечно же, из постных продуктов питания).

Всем людям, которые имеют сложные хронические заболевания, можно сделать некоторые послабления. Это касается и беременных женщин, поскольку такой способ жизни может пагубно повлиять на полноценное формирование будущего малыша. Также Великий и Петров Пост, Рамадан, постную среду и пятницу разрешается не соблюдать военнослужащим, которые не в состоянии самостоятельно организовать собственный рацион питания.

От чего стоит отказаться во время постов?

Считается, что наиболее строгими являются первые четыре дня поста и последняя его неделя (и неважно, Рамадан это или же Великий Пост). Согласно уставу также важно соблюдать некую диету в любую среду года, а в Страстную пятницу и вовсе стоит отказаться от любой пищи.

С чего стоить начать пост, так это с познание запретов, от которых напрямую зависит то, как правильно поститься.

Итак, в Великий, Петров Пост, в Рамадан и прочие «постные» дни (среду, пятницу и понедельник) запрещается употреблять спиртные напитки, курить и заниматься любовью.

Также духовные наставники категорически запрещают использовать в речи скверные слова, проявлять агрессию, клеветать и совершать клятвопреступлен ия. Важно помнить, что каждый пост – это, прежде всего, очищение души, а не тела, как принято считать. И забывать об этом не стоит, поскольку выдержать на постной еде месяц – сможет каждый, а вот соблюсти духовные запреты – под силу далеко не каждому.

Что же касается продуктов питания, которые нельзя кушать в среду, Страстную пятницу, Великий и Петров Пост и Рамадан, то под запрет попадают:

  • продукты питания животного происхождения – мясо, рыба, кисломолочные продукты, яйца и прочие;
  • спиртосодержащие напитки, за исключением красного вина (по праздникам и воскресениям);
  • мясные и молочные продукты, приготовленные из сои и ее заменителей;
  • кофе, чай и прочие напитки, которые обладают бодрящим эффектом;
  • всевозможные соусы, приправы, специи, которые улучшают вкусовые качества пищи.

На первый взгляд может показаться, что перечень запретные продуктов питания не такой уж и большой, однако все эти продукты составляют львиную долю в рационе каждого из нас.

Православная церковь – это не сообщество высококлассных медиков. Священнослужител и не могут знать всего, особенно это касается новомодных продуктов питания, которые только «пришли» в наш рацион. Например, большинство морепродуктов (мидии, креветки, кальмары и т. п.) – не считаются рыбными продуктами, тогда, как доподлинно известно, что все они являются натуральными афродизиаками, благодаря которым увеличивается половое влечение.

Поэтому перед человеком стоит выбор, который он должен преодолеть сам, основываясь на собственных предрассудках. Вы может самостоятельно принять решение, употреблять тот или иной продукт в «постные» дни. Соблюдать ли «голодную» Страстную пятницу и придерживаться диеты в среду – это тоже исключительно ваше решение.

Людям, которые впервые постятся, духовные наставники не советуют соблюдать пост целый месяц. Вначале можно ограничиться только причастием, потом отказаться от своих любимых блюд, от мяса и так далее. Далее можно попробовать «организовать духовную среду», подкорректировав собственное меню. И пройдет не один месяц, перед тем, как человек сможет соблюдать в полной мере и по всем правилам Рамадан, Великий и Петров Пост.

Как правило, человек, которые поистине ведет православный образ жизни, уже ждет этого промежутка времени, чтобы получить Божье благословение и очистить свое тело и душу.

Основные принципы режима питания в дни поста

Безусловно, что пища, которая разрешена монастырским уставом во время соблюдения какого-либо поста менее питательная и калорийная по сравнению с обычной пищей, которой не должно быть в рационе.

И чтобы заведомо не наносить вред собственному организму и своевременно пополнять запасы жизненно важной энергией, стоит увеличить объемы потребления пищи. Однако делать это нужно предельно осторожно, поскольку одно из самых главных правил поста: «Не покидать обеденный стол с чувством полной сытости и тяжести в животе» - не должно нарушаться.

И чтобы решить сложившуюся ситуацию необходимо лишь увеличить количество приемов пищи, то есть если вы до этого кушали 3 раза в день, то сейчас должно быть пятиразовое питание. Но делать это заведомо не стоит. Если у вас не появляется необходимости в увеличении объемов пищи (вы себя хорошо чувствуете, нет чувства голода и т. п.), то и делать этого не нужно.

Очень важно организовать свой режим питания: приемы пищи должны быть строго по назначенному времени. Считается, что демоны пытаются осквернить человеческую душу, подстрекая в нем мнимое чувство голода.

Именно по этой причине следует употреблять пищу строго по расписанию. Да и к тому же, это поможет приучить свой организм к режиму, что очень важно в организации правильного и здорового образа жизни.

Чтобы было проще отказаться от привычной скоромной еды, можно провести некий самотренинг: скажите себе, что данные продукты питания очень вредны, они не только оскверняют вашу душу, но и «засоряют» организм, препятствуя полноценной жизнедеятельност и.

К такому методу прибегают многие квалифицированны е специалисты, когда необходимо исключить из рациона пациента некоторые продукты питания по медицинским показаниям.

Вспомните, почему вегетарианцы не едят продуктов животного происхождения. Отказ от такой пищи основан на том, что животные подвергаются насилию и даже убийствам. И все это для того чтобы человек смог просто сесть и покушать.

При желании человек сможет найти массу доводов, чтобы отказаться от запретной пищи во время поста. Если же вы насильно заставляете себя целый месяц придерживаться поста, то смысла от него не будет: организм не очиститься, а о душе и речи нет.

Польза поста и что можно кушать во время него

Теперь поговорим о продуктах питания, которые можно водить в свое меню во время любого поста, а также перед причастием.

Изобилие блюд и продуктов просто поражает и внушает уважение. Всевозможная домашняя консервация (маринованы овощи, фрукты, ягоды, соленья и квашения), свежие и свежезамороженны е овощи, фрукты, ягоды и грибы, варенье, джемы, все виды орехов, бобовые культуры, сухофрукты, натуральные пряности, зелень, постные сладости и кондитерские изделия, приобрести которые можно в любом магазине.

Список разрешенных продуктов питания можно дополнить еще и крупами, макаронными и хлебобулочными (несдобными) изделиями. Во время поста можно добавлять и сахарный песок к напиткам, однако в среду, пятницу и перед причастием лучше заменить его медом.

Так, вне зависимости от количества потребляемой пищи, ваш рацион всегда будет сбалансированным и правильным. Многие диетологи утверждают, что резкий отказ от мясных и рыбных продуктов на месяц и более может спровоцировать снижение уровня витаминов и микроэлементов, поэтому перед «постными» днями необходимо подобрать растительные продукты, которые смогут восполнить дефицит этих веществ.

Источники белка

Заменить белковые вещества, которые поступают в наш организм вместе с мясом и рыбой можно, добавив в рацион фасоль, горох, семена подсолнечника, все виды орехов, сухофрукты, ну и конечно же, грибы, в которых содержится очень много белка.

Приготовив блюда из всех вышеуказанных продуктов, можно с легкостью восполнить суточную норму белка. Да и к тому же, растительная пища не содержит в себе «плохой» холестерин и жиры, которыми так изобилует мясо.

Существуют такие «постные» дни, которые разрешают потребление рыбы. Однако вводить в свой рацион разрешается только рыбу нежирных сортов, мясо которой имеет белый цвет. В такие же дни можно кушать и морепродукты. Что же касается морской капусты, то ее можно есть в любой день поста, а также перед причастием.

Вдобавок ко всему, если целый месяц кушать морскую капусту, то можно восполнить не только запас белковых веществ, но и насытить организм жизненно необходимым йодом и прочими, не менее важными микроэлементами.

Источники жиров

Обеспечить полноценную замену жирам можно при помощи растительным масел:

  • оливковое;
  • подсолнечное;
  • льняное;
  • арахисовое;
  • рапсовое;
  • кедровое;
  • кукурузное.

Эти масла с легкостью заменят животные жиры во время поста. Крайне важно вводить в свой рацион нерафинированные масла, поскольку именно они содержат все полезные вещества, тогда как всем привычное «масло без запаха» будет лишь засорять организм.

Источники углеводов

Благодаря широкому ассортименту овощей, круп, фруктов и вермишели, во время поста организм насыщается исключительно «медленными» углеводами, которые не конвертируются в жировые клетки, а обеспечивают наш организм всеми необходимыми веществами для полноценной жизнедеятельност и.

Что же касается «быстрых» углеводов, которые также нужны нашему организму, но только в меньших количествах, то их можно «получить» из меда, варенья и прочих постных сладостей. Главное – это чувство меры.

Если на целый месяц исключить из своего меню мясо, то это может привести к дефициту железа в организме, что очень пагубно отразиться на здоровье. Получить данное вещество можно из орехов, ягод, тыквы, шиповника, сельдерея, болгарского перца и зелени (петрушки, кинзы и укропа).

Благодаря свекле, моркови, орехам, яблокам, меду, шпинату, гранату и изюму можно восполнить не только дефицит железа, но и прочих полезных веществ, в которых так нуждается наш организм.

И в завершении хотелось бы добавить – не воспринимайте «постные» дни как жесткую диету. Они даны нам для укрепления духа и организма. Принимайте любой пост как панацею, которая поможет вам очистить не только душу, но и организм от всевозможных плохих накоплений.

Искренне желаем вам крепкого духа и здоровья!

Исповедь (покаяние) - одно из семи христианских Таинств, в котором кающийся, исповедующий свои грехи перед священником, при видимом прощении грехов (чтении разрешительной молитвы), невидимо разрешается от них. Самим Господом Иисусом Христом. Таинство это установлено Спасителем, сказавшим Своим ученикам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите (развяжете) на земле, то будет разрешено на небе» (Евангелие от Матфея, гл. 18, стих 18).Ив другом месте: «Примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Евангелие от Иоанна, гл. 20, стихи 22-23). Апостолы же передали власть «вязать и разрешать» своим преемникам - епископам, которые в свою очередь при совершении Таинства рукоположения (священства) передают эту власть священникам.

Святые отцы называют покаяние вторым крещением: если при крещении человек очищается от власти первородного греха, переданного ему при рождении от наших прародителей Адама и Евы, то покаяние омывает его от скверны собственных грехов, совершенных им уже после Таинства Крещения.

Для того, чтобы Таинство Покаяния совершилось, со стороны кающегося необходимы: осознание своей греховности, искреннее сердечное раскаяние в своих грехах, желание оставить грех и не повторять его, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, вера в то, что Таинство Исповеди имеет силу очистить и смыть по молитве священника чистосердечно исповеданные грехи.

Апостол Иоанн говорит: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1-е Послание Иоанна, гл. 1, стих 7). В то же время от многих приходится слышать: «Я не убиваю, не ворую, не

прелюбодействую, так в чем же мне каяться?» Но если мы внимательно познакомимся с Божиими заповедями, то обнаружим, что грешим мы против многих из них. Условно все прегрешения, совершенные человеком, можно разделить на три группы: грехи против Бога, грехи против ближних и грехи против самого себя.

Неблагодарность Богу.

Неверие. Сомнение в вере. Оправдание своего неверия атеистическим воспитанием.

Вероотступничество, малодушное молчание, когда хулят веру Христову, неношение нательного креста, посещение различных сект.

Упоминание имени Божия всуе (когда имя Бога упоминают не в молитве и не в благочестивом разговоре о Нем).

Клятва именем Господа.

Ворожба, лечение у бабушек-шепотуний, обращение к экстрасенсам, чтение книг по черной, белой и прочим магиям, чтение и распространение оккультной литературы и различных лжеучений.

Мысли о самоубийстве.

Игра в карты и прочие азартные игры.

Невыполнение утреннего и вечернего молитвенного правила.

Непосещение храма Божьего в воскресные и праздничные Дни.

Несоблюдение постов в среду и пятницу, нарушение других постов, установленных Церковью.

Неусердное (некаждодневное) чтение Священного Писания, душеполезной литературы.

Нарушение обетов, данных Богу.

Отчаяние в трудных ситуациях и неверие в Промысел Божий, опасение старости, нищеты, болезни.

Рассеянность на молитве, мысли о житейском во время богослужения.

Осуждение Церкви и ее служителей.

Пристрастие к различным земным вещам и удовольствиям.

Продолжение греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие, т. е. чрезмерное упование на Бога.

Пустая трата времени на просмотр телепередач, на чтение развлекательных книг в ущерб времени для молитвы, чтения Евангелия и духовной литературы.

Утаивание грехов на исповеди и недостойное причащение Святых Тайн.

Самонадеяние, человеконадеяние, т. е. излишняя надежда на собственные силы и на чью-то помощь, без упования на то, что все в руках Божиих.

Воспитание детей вне христианской веры.

Вспыльчивость, гнев, раздражительность.

Высокомерие.

Лжесвидетельство.

Насмешливость.

Скупость.

Невозвращение долгов.

Неуплата за труд заработанных денег.

Неоказание помощи нуждающимся.

Непочитание родителей, раздражение их старостью.

Непочтение к старшим.

Неусердие в своей работе.

Осуждение.

Присвоение чужого - воровство.

Ссоры с соседями и ближними.

Убийство своего ребенка во чреве (аборт), склонение других к совершению убийства (аборта).

Убийство словом - доведение человека клеветой или осуждением до болезненного состояния и даже до смерти.

Употребление спиртного на поминках усопших вместо усиленной молитвы за них.

Многословие, пересуды, празднословие. ,

Беспричинный смех.

Сквернословие.

Самолюбие.

Делание добрых дел напоказ.

Тщеславие.

Желание обогатиться.

Сребролюбие.

Зависть.

Пьянство, употребление наркотиков.

Чревоугодие.

Любодеяние - разжигание блудных помыслов, нечистые желания, блудные прикосновения, просмотр эротических фильмов и чтение подобных книг.

Блуд - физическая близость лиц, не связанных узами брака.

Прелюбодеяние - нарушение супружеской верности.

Блуд противоестественный - физическая близость лиц одного пола, рукоблудие.

Кровосмешение - физическая близость с близкими по родству или кумовству.

Хотя вышеперечисленные грехи условно разделены на три части, в конечном счете - это все грехи и против Бога (т. к. преступают Его заповеди и тем самым оскорбляют Его), и против ближних (т. к. не дают раскрыться истинным христианским отношениям и любви), и против себя (т. к. препятствуют спасительному устроению души).

Желающий принести перед Богом покаяние в содеянных грехах должен подготовиться к Таинству Исповеди. К исповеди нужно приготовиться заранее: желательно прочесть литературу, посвященную Таинствам Исповеди и Причащения, вспомнить все свои грехи, можно выписать их на

отдельный листок, чтобы перед исповедью просмотреть его. Иногда листок с перечисленными грехами отдают на прочтение духовнику, но о грехах, которые особенно тяготят душу, нужно рассказать вслух. Не нужно рассказывать духовнику длинных историй, достаточно изложить сам грех. К примеру, если вы находитесь во вражде с родственниками или соседями, не нужно рассказывать, что стало причиной этой вражды - необходимо покаяться в самом грехе осуждения родных или соседей. Богу и духовнику важен не список грехов, а покаянное чувство исповедуемого, не детальные рассказы, а сокрушенное сердце. Нужно помнить, что исповедь - это не только осознание собственных недостатков, но прежде всего - жажда очиститься от них. Ни в коем случае недопустимо оправдание себя - это уже не покаяние! Старец Силуан Афонский так объясняет, что такое настоящее покаяние: «Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои».

Хорошо выработать привычку каждый вечер анализировать прошедший день и приносить ежедневное покаяние перед Богом, записывая серьезные прегрешения для будущей исповеди у духовника. Необходимо примириться с ближними и попросить прощения у всех, кого обидели. Подготавливаясь к исповеди, желательно усилить свое вечернее молитвенное правило чтением Покаянного канона, который находится в православном молитвослове.

Чтобы исповедоваться, необходимо узнать, когда в храме происходит Таинство Исповеди. В тех храмах, где служба совершается каждый день, каждый день совершается и Таинство Исповеди. В тех же храмах, где нет ежедневной службы, нужно предварительно ознакомиться с расписанием служб.

Дети до семи лет (в Церкви их называют младенцами) приступают к Таинству Причащения без предварительной исповеди, но необходимо с самого раннего детства вырабатывать у детей чувство благоговения перед этим великим

Таинством. Частое причащение без должной подготовки может выработать у детей нежелательное чувство обыденности происходящего. Младенцев желательно за 2-3 дня подготавливать к предстоящему Причастию: читать с ними Евангелие, жития святых, другие душеполезные книги, сократить, а лучше совсем исключить просмотр телевизора (но делать это нужно очень тактично, не вырабатывая у ребенка отрицательных ассоциаций с подготовкой к Причастию), проследить за их молитвой утром и перед сном, побеседовать с ребенком о прошедших днях и подвести его к ощущению стыда за собственные проступки. Главное же нужно помнить, что нет ничего более действенного для ребенка, как личный пример родителей.

Начиная с семи лет, дети (отроки) уже приступают к Таинству Причащения, как и взрослые, только после предварительного совершения Таинства Исповеди. Во многом грехи, перечисленные в предыдущих разделах, присущи и детям, но все-таки детская исповедь имеет свои особенности. Чтобы настроить детей на искреннее покаяние, молено дать им прочесть следующий список возможных прегрешений:

Не залеживался ли в постели утром и не пропускал ли всвязи с этим утреннее молитвенное правило?

Не садился ли за стол, не помолившись и не ложился ли спать без молитвы?

Знаешь ли наизусть самые главные православные молитвы: «Отче наш», «Иисусову молитву», «Богородице Дево, радуйся», молитву ко своему Небесному покровителю, имя которого носишь?

Каждое ли воскресенье ходил в церковь?

Не увлекался ли различными забавами в церковные праздники вместо посещения храма Божия?

Вел ли должным образом себя на церковной службе, не бегал ли по храму, не вел ли пустых разговоров со сверстниками, вводя их тем самым в соблазн?

Не произносил ли без надобности имя Божие?

Правильно ли совершаешь крестное знамение, не спешишь ли при этом, не искажаешь ли крестное знамение?

Не отвлекался ли при молитве на посторонние мысли?

Читаешь ли Евангелие, другие духовные книги?

Носишь ли нательный крестик и не стесняешься ли его?

Не используешь ли крестик в качестве украшения, что грешно?

Не одеваешь ли различные амулеты, например, знаки зодиака?

Не гадал ли, не ворожил?

Не скрывал ли перед батюшкой на исповеди свои грехи из-за ложного стыда, а затем недостойно причащался?

Не гордился ли перед самим собой и перед другими своими успехами, способностями?

Спорил ли с кем-либо - только ради того, чтобы взять верх в споре?

Не обманывал ли своих родителей из-за страха быть наказанным?

Не ел ли в пост без разрешения родителей скоромного, например, мороженого?

Слушался ли своих родителей, не спорил ли с ними, не требовал ли от них дорогостоящей покупки?

Не наносил ли побоев кому-нибудь? Не подстрекал ли к этому других?

Не обижал ли младших?

Не мучил ли животных?

Не сплетничал ли о ком, не ябедничал ли на кого?

Не смеялся ли над людьми, имеющими какие-либо физические недостатки?

Не пробовал ли курить, выпивать, нюхать клей или употреблять наркотики?

Не сквернословил ли?

Не играл ли в карты?

Не занимался ли рукоблудием?

Не присваивал ли себе чужого?

Не имел ли привычки брать без спроса то, что тебе не принадлежит?

Не ленился ли помогать родителям по дому?

Не притворялся ли больным, чтобы увильнуть от своих обязанностей?

Не завидовал ли другим?

Приведенный перечень - лишь общая схема возможных прегрешений. У каждого ребенка могут быть свои, индивидуальные переживания, связанные с конкретными случаями. Задача родителей - настроить ребенка на покаянные чувства перед Таинством Исповеди. Можно посоветовать ему вспомнить свои проступки, совершенные после последней исповеди, написать свои прегрешения на листке бумаги, но не следует этого делать за него. Главное: ребенок должен понять, что Таинство Исповеди - это Таинство, очищающее от грехов душу при условии искреннего, чистосердечного покаяния и желания не повторять их более.

Исповедь совершается в храмах либо вечером после вечернего богослужения, либо утром перед началом литургии. Ни в коем случае нельзя опаздывать к началу исповеди, так как Таинство начинается с чтения чинопоследова-ния, в котором должен молитвенно участвовать каждый желающий исповедаться. При чтении чинопоследования священник обращается к кающимся, чтобы они назвали свои имена - все отвечают вполголоса. Те, кто опоздал к началу исповеди, к Таинству не допускаются; священник, если есть такая возможность, в конце исповеди заново читает для них чинопоследование и принимает исповедь, либо назначает ее на другой день. Нельзя приступать к Таинству Покаяния женщинам в период месячного очищения.

Исповедание обычно происходит в храме при стечении народа, поэтому нужно уважать тайну исповеди, не тесниться рядом со священником, принимающим исповедь, и не смущать исповедующегося, открывающего свои грехи священнику. Исповедь должна быть полной. Нельзя исповедовать сначала одни грехи, другие же оставлять на следующий раз. Те грехи, которые кающийся исповедовал в пре-

дыдущие исповеди и которые уже были ему отпущены, вновь не называются. При возможности нужно исповедоваться у одного и того же духовника. Не следует, имея постоянного духовника, искать другого для исповедания своих прегрешений, открыть которые знакомому духовнику мешает чувство ложного стыда. Поступающие так своими действиями пытаются обмануть Самого Бога: на исповеди мы исповедуем свои грехи не духовнику, а вместе с ним - Самому Спасителю.

В больших храмах из-за большого количества кающихся и невозможности священника принять исповедание от всех желающих, обычно практикуется «общая исповедь», когда священник перечисляет вслух наиболее распространенные грехи и стоящие перед ним исповедующиеся каются в них, после чего все по очереди подходят под разрешительную молитву. Тем, кто ни разу не был на исповеди или не исповедовался несколько лет, следует избегать общей исповеди. Таковым нужно обязательно пройти исповедь частную - для чего нужно выбрать либо будний день, когда в храме не так много исповедующихся, либо найти приход, где совершается только частная исповедь. Если же такой возможности нет, нужно на общей исповеди подойти к священнику за разрешительной молитвой в числе последних, дабы никого не задерживать, и, объяснив ситуацию, открыться ему в содеянных грехах. Так же должны поступить и те, кто имеет тяжкий грех.

Многие подвижники благочестия предупреждают, что тяжкий грех, о котором исповедующийся промолчал на общей исповеди, так и остается не раскаянным, а значит и не прощенным.

После исповедания грехов и прочтения священником разрешительной молитвы, кающийся целует лежащие на аналое Крест и Евангелие и, если готовился к причастию, берет у духовника благословение на причащение Святых Христовых Тайн.

В некоторых случаях священник может наложить на кающегося епитимию - духовные упражнения, назначенные для углубления покаяния и искоренения грехбвных навыков. К епитимий нужно относиться, как к воле Божией, изреченной через священника, требующей обязательного исполнения для врачевания души кающегося. В случае невозможности по разным причинам исполнить епитимию следует обратиться для разрешения возникших трудностей к тому священнику, который ее наложил.

Желающие не только исповедаться, но и причаститься, должны достойно и в соответствии с требованиями Церкви приготовиться к Таинству Причащения. Называется такое приготовление говением.

Дни говения длятся обычно неделю, в крайнем случае - три дня. В эти дни предписывается пост. Из рациона исключается скоромная пища - мясные, молочные продукты, яйца, а в дни строгих постов - и рыба. Супруги воздерживаются от физической близости. Семья отказывается от развлечений и просмотра телепередач. Если позволяют обстоятельства, в эти дни следует посещать богослужения в;храме. Более прилежно выполняются утреннее и вечернее молитвенные правила, с добавлением к ним чтения Покаянного канона.

Независимо от того, когда в храме совершается Таинство Исповеди - вечером или утром, необходимо накануне причащения посетить вечернюю службу. Вечером, перед чтением молитв на сон грядущим читается три канона: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Богородице, Ангелу хранителю. Можно читать каждый канон отдельно, либо пользоваться молитвословами, где эти три канона объединены. Затем читается канон ко Святому Причащению до молитв ко Святому Причащению, которые читаются утром. Тем, кому трудно совершать такое молитвенное правило в

один день, берут благословение у священника прочитать три канона заранее в течение дней говения.

Детям довольно трудно соблюсти все молитвенные правила подготовки ко причастию. Родителям необходимо вместе с духовником выбрать оптимальное количество молитв, которое будет по силам ребенку, затем постепенно увеличивать число нужных молитв, необходимых для подготовки к причастию, вплоть до полного молитвенного правила ко Святому Причащению.

Для некоторых составляет большую трудность прочтение необходимых канонов и молитв. По этой причине иные годами не исповедуются и не причащаются. Многие путают подготовку к исповеди (при которой не требуется столь большой объем прочитанных молитв) и подготовку к причастию. Таким можно рекомендовать приступать к Таинствам Исповеди и Причастия поэтапно. Сначала нужно должным образом подготовиться к исповеди и при исповедании грехов попросить у духовника совета. Нужно молиться Господу, чтобы Он помог преодолеть трудности и дал силы достойно приготовиться к Таинству Причащения.

Поскольку принято приступать к Таинству Причащения натощак, с двенадцати часов ночи уже не едят и не пьют (курящие - не курят). Исключение составляют младенцы (дети до семи лет). Но и детей с определенного возраста (начиная с 5-6 лет, а если возможно и ранее) необходимо приучать к существующему правилу.

Утром также ничего не едят и не пьют и, естественно, не курят, можно только почистить зубы. После прочтения утренних молитв читаются молитвы ко Святому Причащению. Если утром чтение молитв ко Святому Причащению затруднительно, то нужно взять благословение у священника прочитать их вечером накануне. Если в храме исповедь совершается утром, необходимо придти вовремя, до начала исповеди. Если исповедь была совершена накануне вечером, то исповедующийся приходит к началу службы и молится со всеми.

Причащение Святых Христовых Тайн есть Таинство, установленное Самим Спасителем во время Тайной вечери: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея, гл. 26, стихи 26-28).

Во время Божественной литургии совершается Таинство Святой Евхаристии - хлеб и вино таинственным образом превращаются в Тело и Кровь Христову и причастники, принимая Их во время причастия, таинственно, непостижимо для человеческого разума, соединяются с Самим Христом, так как весь Он содержится в каждой Частице Причастия.

Причащение Святых Христовых Тайн необходимо, чтобы войти в жизнь вечную. Об этом говорит Сам Спаситель: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день...» (Евангелие от Иоанна, гл. 6, стихи 53 - 54).

Таинство Причащения - непостижимо великое, поэтому и требует предварительного очищения Таинством Покаяния; исключение составляют лишь младенцы до семи лет, которые причащаются без приготовления, положенного для мирян. Женщинам необходимо стереть с губ помаду. Нельзя причащаться женщинам в период месячного очищения. Женщины после родов допускаются к причастию лишь после прочтения над ними очистительной молитвы сорокового дня.

Во время выхода священника со Святыми Дарами причастники делают один земной (если день будний) или поясной - (если день воскресный или праздничный) поклон и внимательно слушают слова читаемых священником молитв, повторяя их про себя. После прочтения молитв при-

частники, сложив руки на груди крестообразно (правая поверх левой), чинно, не теснясь, в глубоком смирении подходят к Святой Чаше. Сложился благочестивый обычай первыми к Чаше пропускать детей, затем подходят мужчины, после них - женщины. У Чаши креститься не следует, чтобы случайно ее не задеть. Вслух назвав свое имя, причастник, раскрыв уста, принимает Святые Дары - Тело и Кровь Христовы. По причащении диакон или пономарь обтирают причастнику уста специальным платом, после чего он целует край святой Чаши и отходит к специальному столику, где принимает запивку (теплоту) и съедает частицу просфоры. Это делается для того, чтобы ни одна частица Тела Христова не осталась во рту. Не приняв теплоты, нельзя прикладываться ни к иконам, ни к Кресту, ни к Евангелию.

После принятия теплоты причастники из храма не уходят и молятся со всеми до конца богослужения. После от-пуста (заключительных слов богослужения) причастники подходят ко Кресту и внимательно выслушивают благодарственные молитвы после Святого Причащения. После прослушивания молитв причастники чинно расходятся, стараясь как можно дольше сохранить чистоту своей очищенной от грехов души, не размениваясь на пустые разговоры и неполезные для души дела. В день после причащения Святых Тайн не совершаются земные поклоны, при благословении у священника к руке не прикладываются. Прикладываться можно лишь к иконам, Кресту и Евангелию. Остаток дня необходимо провести благочестиво: избегать многословия (лучше вообще больше молчать), просмотра телевизора, исключить супружескую близость, курящим желательно воздержаться от курения. Желательно дома прочесть благодарственные молитвы после Святого Причащения. То, что в день причастия нельзя здороваться за руку - предрассудок. Ни в коем случае нельзя причащаться несколько раз в один день.

В случаях болезни и немощи причащаться можно на дому. Для этого на дом приглашается священник. В зави-

симости от своего состояния болящий в должной мере подготавливается к исповеди и причастию. В любом случае причащаться он может только натощак (за исключением умирающих). Дети до семи лет на дому не причащаются, так как они, в отличие от взрослых, могут причащаться только Кровью Христовой, а запасные Дары, которыми причащает священник на дому, содержат только частицы Тела Христова, напитанные Его Кровью. По этой же причине младенцы не причащаются на литургии Преждеосвящен-ных Даров, совершаемой в будние дни во время Великого Поста.

Каждый христианин либо сам определяет время, когда ему необходимо исповедаться и причаститься, либо делает это по благословению своего духовного отца. Существует благочестивый обычай причащаться не реже пяти раз в году - в каждый из четырех многодневных постов и в день своего Ангела (день памяти святого, имя которого носишь).

Как часто необходимо причащаться, дает благочестивый совет преподобный Никодим Святогорец: «Истинные причастники всегда бывают вслед за Причастием в осязательно благодатном состоянии. Сердце вкушает тогда Господа духовно.

Но как мы и телом стеснены, и внешними делами и отношениями окружены, в которых подолгу должны принимать участие, то духовное вкушение Господа, по раздвоению нашего внимания и чувства, день ото дня ослабляется, заслоняется и скрывается...

Поэтому ревнители, ощутив оскудение его, спешат восстановить его в силе, и когда восстановят, чувствуют, что как бы снова вкушают Господа».

Издано православным приходом во имя Преподобного Серафима Саровского, г. Новосибирск.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!