Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Бой пехоты. Тактика пехоты - основные элементы

Я совершенно уверен, что никто не должен ни на минуту колебаться прибегнуть к оружию для защиты бесценного дара свободы, от которого зависит все добро и зло в жизни, однако оружие, смею добавить, последнее средство.

Джордж Вашингтон

Любопытная статья о «Программе боевых искусств Корпуса морской пехоты США» — предшественнице современной (Программа подготовки морских пехотинцев по боевым искусствам) опубликованная в восьмом выпуске журнала «Зарубежное военное обозрение» за 2008 г. То есть по большому счету получается что программа MCMAP - Marine Corps Martial Arts Program — это не какое то (или изобретение) американских военных специалистов по рукопашному бою, а скорее просто следующий этап эволюционного развития прикладной системы рукопашного боя для специальных подразделений.

Программа боевых искусств Морской пехоты США

Б. Богдан, кандидат технических наук

Программа учебно-боевой подготовки морских пехотинцев, в том числе только что призванных на военную службу новобранцев, традиционно включала в прошлом веке и предусматривает в настоящее время обучение штыковому и рукопашному бою. Ей придавалось большое значение в плане воспитания необходимых боевых качеств бойца: выносливости, бесстрашия, агрессивности, реакции, ловкости и т. д. Со временем этого оказалось недостаточно, и командование МП пришло к выводу о необходимости дальнейшего развития и расширения этой программы.

В 1999 году комендант морской пехоты США генерал Д. Джоунс дал указание разработать, а в 2001-м внедрить в процесс обучения новобранцев программу боевых искусств морской пехоты (ПБИМП; The Marine Corps Martial Arts Program — MCMAP). Идею создания такой программы комендант МП позаимствовал у корейских морских пехотинцев, с которыми вместе воевал во Вьетнаме, будучи лейтенантом. Он видел их поведение в бою и их тренировки после боя. Все азиатские боевые искусства кроме арсенала боевых приемов базируются на определенных философских знаниях и моральных устоях, которыми также необходимо овладеть, чтобы перейти на более высокую ступень мастерства.

Программа боевых искусств морской пехоты США состоит из трех дисциплин: интеллектуальной подготовки, воспитания бойцовских качеств и непосредственно физической подготовки к ведению боя. У восточных боевых искусств была заимствована и система цветных поясов, определяющая и стимулирующая мастерство воина.

В отличие от восточных искусств, где действуют архаичным оружием, физическая готовность морских пехотинцев предполагает овладение приемами с ножом, подручными предметами, резиновой дубинкой, винтовкой со штыком и голыми руками. Все эти приемы сопровождаются психоэмоциональной, тактической и боевой подготовкой. Огневая подготовка, так же как и многие военные дисциплины, тоже считается боевым искусством, но в ПБИМП не была включена.

Командование морской пехоты США воспользовалось огромной популярностью восточных боевых искусств среди молодых людей, которые не могут овладеть ими по причине отсутствия свободного времени или финансового положения. ПБИМП позволяет служить в престижных десантных войсках, быть финансово обеспеченным и изучать современную систему боевых искусств, являющуюся необходимостью и гарантирующую продвижение по службе.

Внедрение этой программы началось в 2001 году. Заранее на базе МП Квонтико (штат Виргиния) был организован центр совершенствования боевых искусств МП. Он подготовил всю руководящую и методическую литературу, а также инструкторов боевых искусств из сержантов МП, владеющих приемами карате, дзюдо, самбо, айкидо, вольной борьбы и прочих боевых искусств. К 2001 году в центре было оборудовано 150 тренировочных мест и подготовлено 700 сертифицированных инструкторов, а в 2002-м их число соответственно удвоилось.

Под тренировочным местом понимается площадка, оснащенная всем необходимым для обучения взвода инвентарем. Инвентарь включает: боксерские мешки, перчатки, .лапы, капы, раковины, макеты оружия, а также борцовский котлован диаметром не менее 10 м с опилками или песком, обложенный по брустверу мешками с песком. Штатный взвод МП состоит из 45 человек, а в учебном центре во взводе более 70 человек.

Интеллектуальная подготовка включает два предмета: тактическую подготовку и профессиональное военное самообразование. Тактическая подготовка предполагает изучение истории военного искусства, приемов и способов действий в бою подразделений, соответствующих званию и должности обучаемого военнослужащего, развитие навыков брать на себя командование, принимать решения в стрессовых ситуациях боевой обстановки, а также во время досуга и отдыха. ПБИМП охватывает военнослужащих от рядового до полковника, и в МП США работает лозунг «Каждый капрал — стратег». Самообразование сводится к изучению военной профессиональной литературы, мемуаров, историй жизни выдающихся военных ВС США и других стран, художественной литературы по спискам, составленным командованием МП.

Дисциплина «Воспитание характера воина-защитника» также включает два раздела: основные моральные и духовные ценности МП США; воспитание лидера коллектива. Она нацелена на формирование нравственного облика морского пехотинца, создание самодисциплинированного и уверенного в себе воина-защитника, верного заветам морской пехоты США: честь, мужество, надежность.

Вместе с интеллектуальной подготовкой эта дисциплина способствует принятию правильных решений как в бою, так и в мирное время (например, при нахождении в отпуске).

Командование МП исходит из того, что любой рядовой после нескольких месяцев службы окажется в ситуации, когда его назначат младшим командиром менее опытных военнослужащих. Программа «Воспитание лидера» предполагает изучение основных принципов управления коллективом, и в первую очередь такого — «делай, как я, а не как я говорю».

Дисциплина «Физическая готовность» включает три слагаемых: приемы нападения и самозащиты, боевая физическая подготовка, боевые виды спорта. Приемы нападения и самозащиты, в свою очередь, подразделяются на четыре темы: штыковой бой, владение ножом, применение подручных предметов, бой без оружия.

Все три дисциплины поделены на блоки, и их изучают на соответствующем уровне цветного пояса. Но в арсенале любого пояса присутствуют приемы из всех четырех тем.

Система цветных поясов включает пять уровней: начальный — желто-коричневый, затем идут серый, зеленый, коричневый и черный. У черного пояса шесть степеней. Цвета поясов отличаются от принятых в традиционных боевых искусствах и определяются требованиями наставления по камуфляжу полевого обмундирования, Сам пояс имеет черную пряжку с эмблемой МП США и носится как брючный ремень боевой полевой формы.

Тренировки по ПБИМП новобранцы начинают в учебном центре, и выйти из него морскими пехотинцами они смогут, когда сдадут экзамены на право получения Желто-коричневого пояса . Под руководством инструктора по боевым искусствам новобранцы должны изучить соответствующую программу, состоящую из основ и 32 приемов, за 27,5 ч и еще 7 ч посвятить закреплению полученных навыков.

Основные требования на этом этапе сводятся к умению показать стойку и передвижения в стиле бокса, продемонстрировать свои ударные поверхности на руках и ногах, указать точки поражения на теле противника, продемонстрировать упражнения на растяжку, а также упражнения по укреплению мышц тела (обмен ударами в грудь, живот, по рукам и ногам с партнером).

В комплекс для получения желто-коричневого пояса включены: все удары в стиле бокса; падения и кувырки; все удары штыком и прикладом; участие в штыковых боях с боксерской палкой, имитирующей винтовку со штыком, один на один, один против двоих, двое против двоих; удары ладонями, кулаками и локтями в стиле карате; удары ногами и коленями, приемы удушения; бросок подножкой; защита: от ударов ногой и рукой, от удушения сзади, от захвата головы или поверх рук, от захвата винтовки, когда боец стоит в оцеплении; болевые приемы на руку и кисть; удары ножом, применение подручных предметов в бою.

Далее следуют 14 тем, по которым проводятся теоретические занятия. В список тем входят: «Распознание и предотвращение самоубийства сослуживца», «Основы науки управления», «Предотвращение и последствия сексуальных приставаний» (немедленное увольнение из ВС, то же и на гражданской работе), «Борьба с употреблением наркотиков», «МП за равные возможности для всех», «Личная боевая готовность и боевая готовность членов семьи», «Братские взаимоотношения между военнослужащими», «Сексуальная ответственность». У кандидатов на получение желто-коричневого пояса есть послабление: отсутствует дисциплина «Интеллектуальная подготовка» — она заменена общением с сержантами-инструкторами.

Серый пояс (29+14 ч) морские пехотинцы должны получить во время обучения военно-учетной специальности (ВУС) в учебных батальонах. Для этого потребуется 29 ч плюс 14 ч на повторение приемов желто-коричневого пояса и совершенствование. Для авиационных специалистов и представителей тыловых служб (музыканты, повара и т. д.) достаточно такого пояса. Но никто не запретит морскому пехотинцу продолжать совершенствоваться по ПБИМП дальше, так как наличие пояса высокого ранга способствует продвижению по службе.

Зеленый пояс (30+21 ч) необходим танкистам, артиллеристам, связистам, саперам — всем, кроме пехотинцев. Он обеспечивает получение звания младшего капрала в тыловых подразделениях.

Коричневый пояс (35+28 ч) — это минимум, который требуется в пехоте и разведке. Командование МП считает, что разведчик не всегда обязан вступать в ближний бой с противником, а пехотинец «должен сблизиться с противником и уничтожить его в рукопашном бою». В других родах войск, кроме пехоты, такой пояс является основанием для получения звания капрала.

Обладатель Черного пояса 1-й степени (34,5+35 ч) может претендовать на звание сержанта. Все носители черных поясов должны принимать участие в соревнованиях по боевым искусствам, проводимых гражданскими спортсменами. 2-ю степень можно получить через год, 3-ю и 4-ю — через три, а 5-ю и 6-ю — через пять лет. Звание лейтенант соответствует черному поясу 2-й степени, капитан — 3-й степени, майор — 4-й степени, подполковник и выше — 5-й и 6-й степеням. Соответственно распределяются звания сержантского состава. Кроме того, для получения 5-й и 6-й степеней надо иметь разряд по карате, дзюдо, самбо, айкидо или другим бросковым и ударным видам спорта.

Тренировки проводятся в основном в боевой форме, включающей: шлем, бронежилет, разгрузочные ремни, две фляги в чехлах, два подсумка для шести магазинов к винтовке М16А2 или для магазинов к пистолету М9, чехол с перевязочным пакетом. Защитное снаряжение (капы, раковины, очки, щитки) надевается обязательно.

Еженедельно на физическую подготовку отводится от 3 ч в тыловых подразделениях до 5 ч в боевых, а на занятия по ПБИМП — 2 ч. Комендант МП в своем приказе отмечал, что морские пехотинцы должны также самостоятельно тренироваться во время перерыва на обед, после службы (с 16.00 у всех, кто не в наряде — в свободное время) и в выходные дни. Тренировки проводятся под руководством инструкторов боевых искусств. Ими могут стать младшие командиры, начиная с младшего капрала, имеющие зеленый пояс. Принято, что обладатель пояса более высокой степени может быть инструктором для тех военнослужащих, кто имеет пояс низшей степени. Инструкторами становятся после 40 ч обучения и получения сертификата, считающегося действительным в течение трех лет. Минимальное количество часов тренировок в год, которые должен провести инструктор, 30. Иначе его лишают лицензии. Черные пояса могут быть сертифицированы на инструкторов боевых искусств.

Проведение занятий по ПБИМП регламентируется несколькими наставлениями. Наиболее сложное занятие — это преодоление боевого курса, длина которого 12 км. На курс выходят по две команды, которые соревнуются между собой в том, кто быстрее пройдет тропу и при этом наберет меньше штрафных очков. У каждой команды своя дорожка с препятствиями. Боевой курс начинается с ускоренного спуска с вышки по канату. После этого половина команды надевает лапы, другие перчатки и выполняет 10 всех видов ударов каждой рукой. Затем члены команды меняются ролями.

Закончив упражнение, группа ускоренным ходом направляется к следующему учебному месту. В пути по заданию инструктора она выполняет перестроения, преодолевает проволочные заграждения ползком на четвереньках. Открытые участки местности, дороги пересекаются, как в боевой обстановке. Таким образом осуществляются все перемещения между учебными местами.

Следующее упражнение — зачистка дома с применением боевых гранат. Дом (несколько комнат без крыши) сделан из старых автомобильных покрышек. Для обстрела помещений применяются холостые патроны.

Новое учебное место — полоса штыкового боя. У каждой команды своя дорожка, где выставлены мишени — старые покрышки с закрепленной на подвижном шарнире палкой, имитирующей оружие, которое надо отбить, а затем выполнить прием атаки. Пробежав полосу, морской пехотинец возвращается к старту. После того как все члены команды пройдут полосу, все вместе они делают это еще раз «лягушачьими» прыжками.

На новом месте команда снова выполняет по 10 ударов всех видов руками. Далее следует полоса препятствий, между которыми находятся минные поля с минами нажимного и натяжного действия. При» этом натяжные мины надо обойти, а мины, заглубленные в землю, обнаружить с помощью импровизированных щупов. Если учебная мина сработает, то команде начисляют штрафные баллы, а «раненого» надо оттащить в конец полосы препятствий. Между препятствиями установлены доты, которые надо обнаружить и тактически грамотно атаковать, используя холостые патроны и учебные гранаты. В конце полосы препятствий оборудованы котлованы для борьбы. Здесь каждому нужно выполнить все виды бросков (их три) по 10 раз, после чего команда должна взять бревно и отнести его на следующее учебное место.

Далее идет переправа через реку, пруд или озеро на импровизированных плавательных средствах. После выхода из воды предусмотрена схватка с членом противоположной команды в течение 1 мин, а затем переправа через реку по одному канату методом «сверху». После ее завершения оружие ставится в козлы, морские пехотинцы получают коробки с продуктами и канистры с водой, которые необходимо доставить «беженцам». По дороге «голодные беженцы» нападают с целью отобрать еду и питье. Команде необходимо, используя приемы, не допускающие нанесение телесных повреждений, предотвратить захват продуктов и доставить их на место. Затем предстоит преодолеть еще одну переправу, но уже по двум канатам, после чего каждый пехотинец выполняет шесть раз приемы освобождения от удушающих захватов.

К новому учебному месту команда движется ползком, а затем соревнуется с другой командой в штыковом бою. Далее каждый участник с разбегу прыгает на висящий над канавой вертикальный канат и должен силой инерции перенестись через канаву, влезть на корабельную грузовую сеть и спуститься вниз по водосточной трубе. Здесь команда получает «раненого», которого надо обработать и отнести на носилках в «санитарную» часть. Переместившись на новое учебное место, команды должны будут встретиться в штыковом бою в траншее. Затем необходимо преодолеть без оружия заполненный водой подземный тоннель. При преодолении тоннеля курсант пользуется направляющим канатом. По выходу из него запланирована схватка с членом противоположной команды в течение 1 мин. Задача — без применения ударов повалить противника на землю. Далее команды ползком преодолевают оборону противника, атакуя доты и другие укрепленные точки с применением учебных гранат и холостых патронов. Надев защитное снаряжение, члены команд, вооружившись импровизированным оружием, встречаются друг с другом в рукопашной схватке. Отсюда тактическим передвижением команды, преодолевая препятствия, направляются на новое учебное место, где им предстоят учебные схватки со штык-ножами один на один.

Следующее учебное место называется «Косово». Это трехверевочный мост через водную преграду. Перед тем как его пересечь, члены команд надевают страховочные пояса и получают по цинковой банке с патронами, которые необходимо доставить на другую сторону. На другой стороне курсанта встречают несколько «сербов», желающих переправиться на «албанскую» сторону. Нужно, применяя приемы с оружием и без оружия, остановить их. Затем каждый член команды получает пару лотков с 81-мм минами, которые необходимо доставить на новое учебное место. Прибыв туда, они надевают защитное снаряжение и вступают в рукопашную схватку с представителями другой команды, применяя при этом «боксерские» палки.

Затем курсантам снова предстоит спуск по канату с высокой башни, после чего — борцовская схватка в течение 1 мин. Далее, преодолевая препятствия, они перемещаются к учебному месту под названием «Ку-Чи». Это система подземных тоннелей и комнат, которые необходимо преодолеть по очереди каждому члену команды. Исторически с данными препятствиями МП столкнулась в 60-70-х годах в Южном Вьетнаме. Конкретно тоннель «Ку-Чи» был проложен под штабом 25-й пехотной дивизии. В тоннеле попадаются мины, ловушки, ставятся газовые и дымовые завесы, создаются шумы. Часть пути надо преодолеть в противогазе. По выходу из тоннеля каждый курсант встречается с инструктором в боксерском поединке с задачей выстоять в течение 1 мин.

Закончив боксерские бои, члены команды обвязываются веревкой и бегом устремляются на вертолетную площадку. Здесь они освобождаются от веревки и выполняют по 10 падений вперед, назад и в стороны. Пространство перед зоной падения опыляется перцовым газом, что заставляет курсанта делать прыжок перед падением. Затем команды экипируются защитным снаряжением и встречаются один на один в «октагоне» (деревянный сарай с двумя воротами и горизонтальной щелью по периметру), где проводятся рукопашные бои с боксерскими палками, имитирующими винтовки со штыком. Несмотря на защитное снаряжение, при отсутствии четкого контроля боксерской палкой можно нокаутировать соперника. Повторные удары при неостановленной схватке могут привести к летальному исходу.

Последнее учебное место — стрельбище. Команды снимают приспособления для стрельбы холостыми патронами, получают боевые патроны и выдвигаются на огневой рубеж. После выполнения упражнения проводится проверка оружия и сдача неиспользованных патронов.

Тестирование. Для того чтобы получить следующий пояс, претендент должен:
— знать 90 проц. всех теоретических дисциплин;
— овладеть 70 проц. боевых приемов следующего пояса;
— присутствовать на всех теоретических занятиях и дискуссиях, необходимых для получения желаемого пояса;
-полностью пройти программу самообразования;
— провести заданное приказом число часов с целью освоения и закрепления новых приемов и совершенствования старых.

Каждый претендент получает личную карточку учета времени, затраченного на изучение и освоение новых, а также на отработку ранее изученных приемов. Инструктор боевых искусств лично проставляет в карточке номер приема или темы и количество часов, затраченных на его/ее изучение или освоение. Свою запись он подтверждает указанием своего звания и фамилии, закрепляя запись своей подписью. Это позволяет заниматься по программе, находясь в командировках и т. д. Претендент предъявляет квалификационной комиссии свой лист, рекомендацию своего командира, справку о том, что прочел требуемые книги и обсудил их содержание. Все это необходимо для допуска к экзамену. Экзамен начинается с того, что по выбору комиссии претендент должен отлично выполнить по пять приемов из арсенала имеющихся у него поясов. Так, при сдаче на серый пояс нужно продемонстрировать пять приемов, а при сдаче на коричневый- 15. Если прием выполнен технически неправильно, отсутствует скорость, вложение силы, то претендент не допускается к квалификации. Если этот этап преодолен, он должен выполнить все приемы, требуемые для получения желаемого пояса.

Далее следуют теоретические экзамены. Здесь претендент должен не только дать определения, но и уметь доказать, что политика морской пехоты по данному вопросу является единственно верной, справедливой и проверенной годами практикой. После успешной сдачи всех дисциплин ему вручают заработанный пояс и обозначение его ВУС изменяется. Если курсант получил желто-коричневый пояс, то к обозначению его ВУС добавляют три буквы — ММВ, когда он получит серый пояс, обозначение будет ММС и т. д. Кроме того, ему может быть присвоено следующее воинское звание после получения пояса, соответствующего этому званию.

Несомненно, любой из таких видов боевого искусства, как дзюдо, карате, ушу и самбо, содержит куда более богатый и более сложный арсенал приемов по бросковой и ударной технике, чем ПБИМП, но там сражаются в спортивной форме. Занятия по этой программе сопровождаются переноской раненых, боеприпасов, преодолением препятствий, неоднократным повторением приемов. Некоторые методики подготовки к рукопашному бою явно позаимствованы из практики ВДВ.

ПБИМП действует более семи лет. За это время она неоднократно изменялась и улучшалась с целью достижения оптимальных результатов. Программа соединила в единый блок элементы психологической подготовки к бою, повысила морально-этический уровень морских пехотинцев, улучшила боевую и физическую подготовку. Командование ВМС также приняло подобную программу для своих санинструкторов, которые традиционно оказывают медицинскую помощь морским пехотинцам на плацдарме высадки десанта. Командование МП считает, что ему удалось разработать программу обучения современному, именно боевому искусству, которое является надежным инструментом в деле воспитания и обучения военнослужащих морской пехоты.

Зарубежное военное обозрение №8 2008 С.62-67

В обороне наиболее полно могут быть использованы возможности стрелкового оружия, так как огонь, как правило, ведется с подготовленных позиций из устойчивых положений. Заранее намечаются рубежи открытия огня и определяются дальности до ориентиров и местных предметов, рассчитываются поправки в исходные установки прицельных приспособлений на условия стрельбы, пристреливаются участки сосредоточенного огня подразделений, уточняются на местности полосы и секторы обстрела и задачи наводчикам пулеметов, автоматчикам, гранатометчикам и всем командирам расчетов других огневых средств. Опорные пункты оборудуются в инженерном отношении, подготавливаются основные и временные (запасные) позиции для стрельбы; патронные ленты и магазины снаряжаются патронами с необходимыми видами пуль. Все это позволяет надежно поражать наземные цели на предельных дальностях эффективного огня: из пулеметов и сосредоточенным огнем мотострелковых отделений — до 800 м, из автоматов — до 500 м, а также успешно вести борьбу с воздушными целями на малых высотах.

До начала наступления противника во взводах назначаются дежурные огневые средства, личный состав которых находится в постоянной готовности к открытию огня. Днем дежурные средства занимают временные или запасные позиции. С них поражаются огнем стрелкового оружия отдельные группы противника, пытающиеся вести разведку или инженерные работы. Снайперы уничтожают офицеров, наблюдателей, снайперов противника в его расположении.

Ночью две трети личного состава каждого отделения мотострелковых взводов находятся на позиции в готовности к открытию огня с ночными прицелами или по освещенным целям. Для стрельбы ночью ленты и магазины снаряжаются патронами с обыкновенными и трассирующими пулями в соотношении 4:1. Заранее, до подхода противника, намечаются рубежи открытия огня для каждого вида оружия, подготавливаются участки сосредоточенного огня подразделений. Расстояния до них не должны превосходить дальности эффективного огня по наступающей живой силе противника. Весь личный состав подразделений должен знать на местности в своих полосах и секторах стрельбы рубеж 400 м перед передним краем: в полосе этого рубежа подготавливается фронтальный, фланговый и перекрестный огонь.

С переходом противника в атаку на бронированных машинах без спешивания, его бронецели уничтожаются огнем танков, боевых машин пехоты и противотанковых средств. Огнем стрелкового оружия поражается пехота и экипажи, покидающие подбитые машины. В случае приближения бронированных машин противника на расстояние до 200 м из стрелкового оружия может вестись огонь по их смотровым приборам. При атаке противника в пешем порядке огнем из пулеметов и автоматов пехота противника отсекается от танков и уничтожается совместно с приданными подразделению огнеметами и другими средствами. С рубежа 400 м от переднего края обороны из автоматов с подствольными гранатометами по командам командиров отделений поражают наступающую пехоту гранатами. По мере приближения противника к переднему краю огонь всех видов оружия доводится до наивысшего напряжения.

Противника, ворвавшегося в опорный пункт, уничтожают огнем в упор, гранатами и в рукопашной схватке штыком и прикладом, огнем из пистолетов. На всех этапах боя командиры управляют огнем своих подразделений, ставя огневые задачи, подавая команды и установленные сигналы на сосредоточение и переносы огня. При этом важнейшее значение имеет умение солдата самостоятельно выбирать наиболее важные цели и открывать по ним огонь с дальности, обеспечивающей их надежное поражение, а также умело корректировать огонь. Командиры подразделений должны вовремя применять маневр огнем, сосредоточивая большую часть огневых средств для поражения противника на угрожаемом участке, или рассредоточивая огонь по нескольким важным целям. При налетах авиации часть средств мотострелковых взводов с менее угрожаемых участков могут вести сосредоточенный огонь по вертолетам и самолетам на дальностях до 500 м, а по вертолетам в положении зависания до 900 м. Отметим, что для успешного использования стрелкового оружия в обороне, как и в других видах боя, важное значение имеет своевременное пополнение боеприпасами, снаряжение патронами лент к пулеметам и магазинов к автоматам и ручным пулеметам.

В состав береговых войск ВМС РФ входят:

  • береговые ракетно-артиллерийские войска (БРАВ),
  • морская пехота (МП),
  • войска береговой обороны (БО).
Основные тактические свойства береговых войск:
  • универсальность, высокая боевая готовность, способность вести самостоятельные и совместные действия на приморских направлениях;
  • высокая боевая устойчивость, огневая мощь;
  • мобильность;
  • малая зависимость от ГМУ.
К отрицательным боевым свойствам можно отнести необходимость боевого обеспечения, особенно разведки и целеуказания.

Назначение БРАВ:

  • уничтожение кораблей, КОН, ДесО;
  • огневое прикрытие пунктов базирования, береговых объектов флота, прибрежных морских коммуникаций и группировок войск, действующих на приморских направлениях, от надводных сил противника;
  • разрушение пунктов базирования и портов противника;
  • уничтожение и подавление живой силы и огневых средств противника на берегу.
Морская пехота способна высаживаться в самостоятельном морском десанте или в составе войск морского десанта сухопутных войск.

Цели морской пехоты в морском десанте:

  • создание плацдарма высадки;
  • содействие сухопутным войскам, наступающим на приморском фланге;
  • улучшение условий базирования сил флота, и др.
Задачи морской пехоты:
  • захватывать пункты высадки, создавать и удерживать плацдармы высадки, оборонять базу высадки;
  • захватывать важные объекты и рубежи на побережье, удерживать их до подхода своих сил; захватывать порты, пункты базирования сил флота противника; уничтожать расположенные на побережье (островах) элементы системы управления и высокоточного оружия противника, объекты ПВО, ПРО, прибрежные аэродромы и др.
Тактические соединения МП - дивизия, бригада. Тактические части МП– полк, батальон.

Основной организационной структурой БРАВ является береговой ракетный полк , способный решать задачи самостоятельно в полосе до 300 км по фронту и в глубину.

Ракетный полк состоит из: подразделений штаба и управления, боевых подразделений, подразделений обеспечения и обслуживания. В зависимости от вооружения, береговой ракетный полк может быть подвижным и стационарным, большой и малой дальности.

Основой организационной структуры береговой артиллерии является отдельный береговой артиллерийский дивизион : подразделения управления, 2-4 артиллерийских батареи, подразделения обеспечения и обслуживания.

Боевые действия БРАВ представляют собой совокупность действий по передвижению частей, их расположению на огневых позициях и нанесению ударов.

Цель и задача действий обозначены в боевом приказе. На основании приказа командир принимает решение, руководит подготовкой к бою, осуществляет управление в ходе ведения боя, организует обеспечение боевых действий.

Получив огневую задачу, командир производит тактическое развертывание соединения (выдвижение в назначенный район, развертывание в боевой порядок и перевод в назначенную степень боевой готовности), принимает меры для обнаружения и выявления цели, производит выработку данных стрельбы, и выполняет ракетный удар в назначенное время.

После удара производится вывод подразделений из-под ответного удара противника и восстановление боеспособности.

Боевым порядком полка называется взаимное расположение на местности подразделений, развернутых в назначенном районе для боя, ориентированное относительно противника и друг друга по основным направлениям стрельбы, обеспечивающее применение оружия, маскировку, самооборону и т.д.

Включает: командный пункт, боевые порядки боевых и обеспечивающих подразделений.

Полк размещается в районе, стартовый дивизион – на стартовой позиции, технический дивизион – на технической позиции, артиллерийская батарея – на артиллерийской позиции.

Дивизия морской пехоты включает: боевые части, части и подразделения боевого обеспечения; части и подразделения обслуживания; подразделения штаба и управления.

Боевые части: это полки морской пехоты, усиленные танковым и артиллерийским полками, а иногда и зенитно-ракетным полком.

Основными боевыми подразделениями полка морской пехоты являются:

  • батальон морской пехоты на БТР и БМП с артиллерийской батареей самоходных орудий;
  • десантно-штурмовой батальон;
  • танковый батальон;
  • реактивная батарея;
  • батарея противотанковых управляемых ракет, зенитная ракетно-артиллерийская батарея.
Соединения морской пехоты предназначены для ведения боевых действий в оперативном (оперативно-тактическом) морском десанте самостоятельно и во взаимодействии с частями сухопутных войск.

Батальон морской пехоты способен в тактическом десанте самостоятельно уничтожать живую силу, танки и БТР, артиллерию и противотанковые средства противника, средства химического нападения, вертолеты и самолеты, для овладения и удержания позиций противника до подхода основных сил.

Тактический морской десант применяется для:

  • прорыва обороны противника на морском побережье и содействия частям, наступающим на приморском направ­лении, в окружении и при разгроме противника на побережье;
  • захвата и удержания до подхода главных сил портов, аэродромов, прибрежных островов и других важных береговых объектов; нарушения управления войсками и работы тыла противника.
С получением задачи на действия в морском десанте командир батальона уясняет:
  • задачу морского десанта и своего батальона, порядок обеспечения высадки;
  • оценивает характер противодесантной обороны противника и местность в районе пункта высадки и предстоящих действий батальона, систему его заграждений в воде и на берегу;
  • уточняет место, порядок посадки (погрузки) ба­тальона, способы ведения боя за пункт вы­садки и очередность высадки;
  • изучает усло­вия при переходе морем и в пункте высадки.
При подготовке к высадке морского десанта командир батальона дополнительно определяет:
  • задачи подразделениям по уничтожению противника в пункте высадки и в указанном районе на берегу;
  • распределение штатных подразделений и средств усиления по десантно-транспортным средствам;
  • очередность посадки (погрузки) и высадки (вы­грузки) подразделений.
При организации взаимодействия командир батальона дополнительно согласует:
  • действия подразделений по захвату пункта высадки, при высадке и преодолении противодесантных заграждений;
  • взаимодействие подразделений с огнем корабельной артиллерии, ударами авиации и действиями воздушного десанта (если он применяется).
В подразделениях создают повышенные запасы материальных средств. Медицинский пункт батальона усиливают медицин­ским персоналом и средствами медицинской помощи.

Перед посадкой (погрузкой) подразделения батальона занимает район ожидания и завершает подготовку к десантированию.

Для посадки (погрузки) батальона на десантно-транспортные средства назначается пункт посадки (погрузки).

Выдвижение к пункту посадки (погрузки) осуществляют в колоннах подразделений с учетом очередности подхода десантных кораб­лей по сигналам командиров.

Погрузку вооружения, техники, ракет, бое­припасов, горючего и других материальных средств на корабль производят с учетом обеспечения быстрейшей их выгрузки и веде­ния боя на берегу. Последовательность погрузки вооружения и техники должна имеет порядок, обратный порядку их выгрузки.

Посадку личного состава производят пос­ле погрузки вооружения, техники и запасов материальных средств.

С момента получения приказа на посадку подразделений на десантно-транспортные средства и до окончания высадки командир батальона переходит в подчинение командира отряда кораблей, на которых батальон совер­шает переход морем.

Плавающие танки, БМП (БТР), как правило, сходят на воду до подхода десантных кораблей к пункту высад­ки и следуют к берегу своим ходом. За ними к пункту высадки подходят десантные корабли, высаживающие подразделения непосредственно на берег.

Подразделения батальона под прикрытием ударов авиации и огня корабельной артиллерии, своих средств и действий десантно-штурмовой группы следуют к берегу на БМП (БТР), быстроходных десантно-высадочных средствах. Батальон производит высадку на берег и ходу развертывает боевой порядок. С переходом в атаку уничтожает противника и захватывает пункт вы­садки на глубину, обеспечивающую высадку главных сил десанта. В последующем батальон во взаимодействии с подразделениями пер­вого эшелона десанта расширяет захваченный участок и продолжает выполнять задачу на берегу.

Подразделения, наступающие в направле­нии района действий воздушного десанта, стремительно выходят на соединение с ним и продолжают выполнять боевую задачу сов­местно.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА БЕРЕГОВЫХ ВОЙСК – ВЫСОКИЕ БОЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ И БОЕВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ.

Алексей ОЛЕЙНИКОВ

В Наставлении для действий пехоты в бою нашла отражение тактика пехоты Русской армии к началу Первой мировой войны. В этом документе вопрос о взаимодействии огня, маневра и удара данного рода войск решен так: «Сила пехоты в бою заключается в ружейном и пулеметном огне с решительным движением вперед и в штыковом ударе».

Говоря о тактике боя пехоты, уставы и наставления отмечали, что «наилучшее поражение неприятеля достигается сочетанием фронтального огня по каждой обстреливаемой цели с фланговым или, по крайней мере, с косым огнем, чтобы взять цель под перекрестный огонь».

Расстреляв противника с ближайших дистанций винтовочным и пулеметным огнем, пехота бросается в штыки и (или) бросает ручные гранаты.

Огневой удар артиллерии – важное подспорье в действиях пехоты.

Если противника не удалось сбить первым ударом, считалось необходимым возобновлять атаки до тех пор, пока не будет достигнут успех. После неудачной атаки пехота должна закрепиться возможно ближе к противнику, в то время как артиллерия обстреливает и сдерживает противника в случае перехода его в наступление, а кавалерия также препятствует неприятелю развить преследование.

Наставление для действий пехоты имело специальный раздел «Маневрирование пехоты в бою», который начинался с определения целей маневра. В нем говорилось, что «задача всякого маневрирования – поставить пехотную часть в наивыгоднейшее положение для достижения указанной цели». Эта задача достигалась соответственным направлением движения, его быстротой и скрытностью, применением строя в зависимости от огня противника и местности, умелым использованием времени суток и погоды.

Вопросы маневрирования пехоты в бою Наставление разрешало более правильно, чем уставы иностранных армий. В нем не было чрезмерного увлечения лишь фланговыми формами маневра (как в германской армии), а требовалось разумное сочетание фронтального движения с охватами флангов противника. Охват выгоден тем, что способствует косвенному, а иногда даже продольному обстрелу неприятеля; кроме того, охватившая противника часть может атаковать его в штыки в наиболее опасном для него направлении.

Атака должна начинаться тогда, когда исходя из цели действий, обстановки или достигнутых результатов настала минута броситься для удара в штыки или когда заметно поколеблены нравственные силы атакуемой стороны. Но «бросаться в атаку следует не только на ослабленного противника, но и на противника, готового к отпору, если этого требует достижение цели боя и выручка своих».

Наставление требовало, чтобы атака была «быстра, решительна, стихийна, как ураган». Надо стремиться сочетать лобовую атаку с ударом во фланг и даже в тыл противника.

Еще раз подчеркнем, что русская тактическая мысль шла впереди зарубежной. В частности, только в Русской армии еще перед началом Первой мировой войны предусматривалось использование станковых пулеметов для поддержки атаки.

Наставление требует не вытеснять, а уничтожать противника: «Атаку необходимо заканчивать энергичным преследованием и закреплением за собою того, что отнято. Цель преследования – добить неприятеля, не давая ему устроиться для нового отпора».

Пехоте в бою предписывалось применять боевые построения и способы передвижения применительно к местности, на которой приходится действовать, а также сообразуясь с огнем противника. Боевые построения должны удовлетворять многим условиям, вытекающим из боевых требований. К числу наиболее важных из них Наставление относит: 1) наименьшую уязвимость от огня противника; 2) удобство для действий оружием; 3) удобство управления; 4) удобство применения к местности и 5) подвижность и поворотливость. Этим требованиям в сфере ружейного огня противника удовлетворял рассыпной строй (стрелковая цепь).

В стрелковой цепи пехотинцы располагались в одну линию на расстоянии от двух до 10 шагов в зависимости от боевой обстановки. Такой строй позволял хорошо применяться к местности, был удобен для ведения огня. Подвижность цепи была велика и почти равна подвижности отдельного бойца. При продвижении стрелковая цепь вела огневой бой. Поддержки, применяясь к местности, следовали за цепью и, вливаясь в нее перед атакой, усиливали ее ударную силу.

Отрицательная сторона этого боевого порядка – затрудненное управление людьми, требовавшее особой квалификации офицерского и унтер-офицерского составов. Так, взвод, рассыпанный в цепь, занимал по фронту от 100 и более шагов. Облегчить командиру управление таким строем могло развитие у каждого бойца инициативности и сознательности в бою. Удобная для ведения огня стрелковая цепь была малопригодна для действий холодным оружием – ведь штыковой удар тем сильнее, чем сплоченнее войсковая масса. Кроме того, при движении люди сбивались в группы, разрывая цепь и образуя большие интервалы. Следовавшие за цепью поддержки зачастую сметались артиллерийским огнем противника или, вследствие огневого воздействия, не могли двинуться. В итоге стрелковые цепи, дойдя до противника, были настолько обессилены понесенными потерями, что теряли силу удара. Батальонные и полковые резервы расходовались в ходе наступления лишь для пополнения убыли в наступающей цепи, а не для наращивания силы удара.

Тем не менее стрелковая цепь явилась наилучшей формой боевого строя пехоты в условиях Первой мировой войны. Значительные (в несколько шагов) интервалы между бойцами делали ее наименее уязвимой от огня противника. Хотя и в иностранных армиях под воздействием опыта Русско-японской войны также предписывалось наличие стрелковых цепей в сфере действия ружейно-пулеметного огня противника, но интервалы между людьми допускались незначительные (не более одного шага) – а это не соответствовало новым условиям боя.

Фронтовик так описал картину атаки русской гвардейской пехоты в 1914 г.: «Внезапно раздавшийся крик подъесаула Мишарева: «Господа, на поляну выходят цепи», заставил нас мгновенно собраться у трубы… Еще ранее привлекшая к себе наше внимание своей ярко-зеленой окраской поляна, на наших глазах стала покрываться длинными, густыми цепями. Цепи быстро продвигались по поляне к занятому противником лесу. За первыми появлялись все новые и новые цепи, под лучами солнца резко выделявшиеся на яркой зелени поляны. Двигаясь перекатами, они как морские волны, все ближе и ближе подкатывались к неприятельскому лесу. Эта картина была так красива и нас так захватила, что мы буквально забыли о всем остальном и, не отрываясь от биноклей, следили за цепями, вскоре покрывшими всю поляну. Я был преисполнен невероятным чувством гордости и счастья, когда полковник Рыльский веселым, громким голосом доложил генералу Безобразову и стоявшему около него начальнику дивизии: «Это егеря».

Устав полевой службы предписывал, что стрелковые цепи должны продвигаться от одной стрелковой позиции к другой, в то время как резервы двигаются от одного убежища («закрытия») к другому. Указывалось, что под действительным огнем неприятеля следует применять накапливание на новых стрелковых позициях и в убежищах.

Для пехоты, находящейся под действительным огнем противника, русский устав допускал перебежки – до 100 шагов по открытой местности.

Другие разновидности строя: развернутый, повзводный, разомкнутый, одношереножный – практиковались для резервов.

Уставы отмечали, что пехота на расстоянии до полуперехода от своих передовых частей осуществляет разведку самостоятельно. При удалении пехотной разведки более чем на 4-5 км от своих частей в сторону противника предписывалось выдвигать небольшие пехотные части (взводы, полуроты, роты), которым желательно придавать самокатчиков или верховых.

Вместе с тем довоенные уставы и наставления содержали и ошибочные положения. Так, они говорили о том, что пехота своими огневыми средствами, то есть без участия артиллерии, может подготовить атаку. В этом проявилась недооценка значения артиллерии и переоценка самостоятельности пехоты. Но данные недочеты были свойственны почти всем без исключения армиям 1914 г.

Недостатками русских предвоенных уставов и наставлений помимо отсутствия артиллерийской подготовки перед атакой противника, занявшего полевую оборону, являлась недооценка роли самоокапывания в наступательном бою. Но даже в этом вопросе русская тактическая мысль превосходила европейскую. Так, отмечалось, что «лопата при наступлении отнюдь не должна сдерживать порыва вперед» и «как только явится возможность двинуться дальше, окопы должны немедленно покидаться, так как их назначение – дать отдых наступающим частям». Но в то же время устанавливалось, что при быстром безостановочном движении в сфере действительного огня противника большие потери могут подорвать нравственную энергию бойцов, и атака «захлебнется». В этих случаях лопата в умелых руках и должна прийти на помощь. Соответственно, самоокапывание признавалось важным средством снижения потерь в наступательном бою, способствующим эффективности атаки.

Кроме того, резервам и поддержкам предписывалось занимать окопы, оставленные ушедшими вперед войсками, и постепенно совершенствовать их для подходящих сзади частей.

Недочеты довоенных тактических положений пришлось корректировать в ходе войны.

Построение боевого порядка наступающей пехоты в 1914-1915 гг. в один эшелон в виде одной цепи, в которую рассыпались передовые роты, в силу указанных выше причин требовалось реорганизовать. Возросла мощь обороны противника, а неглубокий боевой порядок атакующих не обладал нужной ударной силой и зачастую не мог преодолеть даже поспешно организованную оборону. Поэтому в 1916 г. был введен боевой порядок, состоящий из ряда наступающих друг за другом цепей (волн цепей), число которых в полку обычно доходило до четырех, а в некоторых случаях и больше. Волны цепей находились на расстоянии 30-40 м друг от друга.

В оборонительном бою предусматривалось сооружение окопов и полевых укреплений.

Различались окопы для стрельбы лежа, для стрельбы стоя и для стрельбы с колена. Предусматривались окопы одиночные и сплошные, присутствовала детальная регламентация устройства окопов, их маскировки и пр. По общему правилу окоп должен быть глубок, с крутыми отлогостями (если грунт держит – вертикальными) и доведен до профиля стрельбы стоя на дне рва – только тогда получится полное укрытие от шрапнели.

Уже первые бои показали искусство русской пехоты в деле сооружения полевых укреплений. Так, в бою под Гумбинненом 7 августа 1914 г. пехотинцы двух русских дивизий настолько быстро и грамотно соорудили стрелковые окопы, что две германские пехотные дивизии, наступая густыми цепями, попали под массированный огонь оборонявшихся русских, которые в большинстве случаев оставались невидимы. Причем германская пехота залегла, но не окопалась – и вновь понесла жестокие потери от огня русских бойцов.

Боевой порядок русской пехоты в начале войны состоял из двух частей: для огневого боя и для удара холодным оружием. Часть боевого порядка, предназначенная для огневой подготовки боя и доведения его до рукопашной схватки, называлась боевой частью. Другая часть, маневрировавшая и вступавшая в бой с целью нанесения штыкового удара, называлась резервом.

Соответственно, боевой порядок пехоты состоял из боевой части и резерва.

Устав полевой службы устанавливал, что боевой порядок должен был включать в свой состав: боевые участки, общий резерв (резерв старшего начальника для содействия войскам, наносящим главный удар) и частные резервы (служат для усиления боевых участков и для противодействия охвату и прорыву).

Боевой порядок роты состоял из взводных участков стрелковой цепи и ротного резерва. Боевой порядок батальона – из ротных боевых участков и батальонного резерва. Боевой порядок полка – из батальонных боевых участков и полкового резерва. Боевой порядок бригады состоял из боевых участков и бригадного резерва (причем в боевые участки могли быть назначены как полки, так и батальоны). Боевой порядок дивизии состоял из боевых участков бригад, полков, а иногда даже батальонов, и дивизионного резерва.

Наставление для действия пехоты в бою требовало, чтобы каждый боевой участок, решая свою боевую задачу, действовал так, чтобы облегчалось достижение общей цели боя части или соединения.

В соответствии с предвоенными тактическими взглядами ширина боевого участка батальона составляла 500 метров, полка – 1 км, бригады – 2 км, дивизии – 3 км, корпуса – 5-6 км.

За время войны параметры боевых порядков пехотных частей и соединений возросли. Усредненно для корпуса ширина боевого порядка выросла с 15 до 25 км, глубина – с 5 до 10 км; для дивизии – с 6 до 10 км по ширине и с 3 до 8 км в глубину; для полка – с 2 до 4 км и с 1 до 3 км соответственно.

Это улучшило защищенность войск и огневых средств и повысило эффективность их применения.

Сила пехоты – в ногах. Русская армия имела уставной шаг 120 шагов в минуту, но этот темп применялся только при церемониальном марше или при занятиях строевой подготовкой. Но стрелковые части Русской армии в мирное время тренировались на гораздо более быстрых темпах шага (до 124-128 и даже 132 шагов в минуту).

Когда же пехота взвалила на себя «полную выкладку», скорость уменьшилась – и пехота проходила 4 версты в час.

На выносливости русской пехоты был построен расчет командования при проведении многих боевых операций. Так, в ходе Виленской операции 1915 г. командующий Западным фронтом А.Е. Эверт в сжатые сроки осуществил перегруппировку вначале четырех, а затем еще шести армейских корпусов и пяти кавалерийских дивизий, снятых с фронта и выдвинутых преимущественно походным порядком на сотни километров вдоль фронта в сторону прорыва противника. В условиях ненадежной (и слабой) инфраструктуры он правильно рассчитал параметры марш-маневра с учетом специфики местности и развития оперативной ситуации – и намного опередил немцев. Русская пехота проходила 30 км в сутки (в то время как германская пехота 15 км в сутки). Марши русских войск были проведены четко, без отставших. Некоторые русские корпуса прошли по 200 км.

Так называемая четверочная система организации русской пехоты (дивизия – четыре полка, полк – четыре батальона, батальон – четыре роты, рота – четыре взвода, взвод – четыре отделения) устарела. При выделении резерва, составляющего одну треть всех сил, приходилось нарушать организационную целостность соединений, частей и подразделений, так как их легко можно было разделить на две или четыре части, но не на три. Боевая практика выдвинула необходимость перейти к троечной системе организации войсковой единицы в пехоте (дивизия – три полка, полк – три батальона, батальон – три роты, рота – три взвода, взвод – три отделения). При данной структуре пехоты можно было достичь большей гибкости на поле боя. Такая структурная единица могла быстрее приспособиться к различным тактическим требованиям, более эффективно расчленяться для решения боевых задач на более мелкие, самостоятельные подразделения без нарушения общей организации части или соединения. Дивизии и полки численно сокращались на одну треть и становились более маневренными и легче управляемыми. Но переход к такой системе произошел уже после Первой мировой войны.

В начале войны значение новой боевой техники (станковых пулеметов, ручных гранат, минометов, легкой и тяжелой скорострельной артиллерии, полевых легких и тяжелых гаубиц) недооценивалось, и сила армии виделась прежде всего в пехоте. Но в ходе войны большое значение для развития тактики имело усовершенствование технических средств ведения боя. Так, применение пехоты к местности и короткие перебежки солдат в наступлении от укрытия к укрытию сделали пехоту менее уязвимой от винтовочного огня и вызвали стремление разработать более совершенную, самозаряжающуюся, автоматическую винтовку. Автоматическая винтовка Федорова по своим тактико-техническим данным оказалась лучшей из всех аналогичных систем, разработанных в ходе войны. Значительно был усовершенствован и станковый пулемет.

Основой боевой деятельности русской пехоты являлись наступательные действия, важную роль в которых играли самостоятельность и инициативность солдата в бою. Прогрессивными являлись структура боевого порядка, взаимодействие родов войск, вопросы маневрирования. Рассыпной строй в форме стрелковой цепи в зависимости от обстановки мог трансформироваться в более плотную формацию. Применялись охват вражеского боевого порядка, фланговые удары. Пехота, в зависимости от обстановки, ведет штыковой бой, ружейный и пулеметный огонь, использует ручные гранаты.

Другая тактика потребовалась русской пехоте в период позиционной войны – с конца 1915 г. Инструкция войскам Юго-Западного фронта перед наступлением 1916 г. требовала, чтобы пехотная атака была непрерывной и безостановочной, а командиры всех уровней проявляли инициативу для достижения этой задачи, смело продвигаясь со своими частями и подразделениями вперед, не оглядываясь на отстающих соседей.

Атаковать требовалось последовательными волнами цепей, имевшими интервалы от двух до пяти шагов между бойцами и дистанции 150-200 шагов одна от другой. На направлении главного удара таких волн предписывалось формировать не менее 3-4, имея за ними резервы – для развития успеха или повторения атаки в случае неудачи последней.

Каждая из цепей получала конкретную задачу. Первая цепь, овладев вражеской траншеей, должна была максимально продвинуться вперед.

Вторая волна восполняла потери первой, третья была поддержкой первых двух, а четвертая являлась резервом командиров передовых полков. Дальнейшее развитие успеха возлагалось на дивизионные и корпусные резервы. Эти резервы продвигаются за передними четырьмя волнами, готовые продолжить атаку, поддержать передовые части, закрепить захваченные позиции, либо противодействовать фланговым противника атакам.

Солдаты первых двух волн снабжались гранатами и приспособлениями для разрушения проволочных заграждений. Во второй и третьей волнах бойцы тащили пулеметы. Многое из штурмовой тактики пехоты было заложено именно в этих указаниях. Атака пехоты должна была следовать непосредственно за артиллерийской подготовкой. Ворвавшись в передовую линию противника, первая пехотная волна не останавливается, а спешит захватить вторую линию вражеских окопов и закрепиться в ней. Учитывая, что противник главную силу своей обороны основывал на второй линии окопов, длительная задержка на первой линии подвергала войска его сосредоточенному огню.

Для надежного укрытия сосредоточенных для прорыва войск от артиллерийского огня противника и максимального приближения своих укреплений к вражеским окопам в каждом пехотном полку создавался исходный плацдарм для атаки.

Особенностью наступления на различных участках прорыва позиций противника, противостоящего Юго-Западному фронту, явилось то, что русская пехота, как правило, не задерживалась в первой линии неприятельских окопов, а смело двигалась вперед, возложив задачу зачистки окопов от противника на специальные группы так называемых «чистильщиков окопов», имевшихся в каждом батальоне. Это давало возможность глубоко и быстро вклиниваться в систему обороны противника и заставлять его сворачивать оборону даже там, где его пехота еще удерживала свои позиции.

Русская пехота научилась преодолевать позиционную оборону противника. Так, в декабре 1916 г. в ходе Митавской операции 1-я и 2-я латышские стрелковые бригады, а также 56-й и 57-й сибирские стрелковые полки, действуя в тактически тяжелых условиях, прорвали фронт германцев. Действия 7-го Бауского полка 2-й латышской бригады характеризовались следующим образом: «Подход полка к проволоке по заранее изученному подступу был обнаружен немцами, открывшими огонь. Резчики проволоки во время движения сбились все к правому флангу. Момент был критический. Хлынувшая масса людей топорами и ножницами прорвала проволоку и одним махом перескочила через бывший здесь забор-бруствер, захватив два пулемета в гнездах».

Реалии позиционной войны выявили необходимость формирования особых штурмовых частей, специально предназначенных для прорыва эшелонированной обороны противника.

Приказ командующего 5-й армией генерала от кавалерии П.А. Плеве №231 от 4 октября 1915 г. предписывал сформировать в ротах команды бомбометателей, вооружив каждого их бойца десятью гранатами, топором, лопатой и ручными ножницами для резки проволоки. В конце года штурмовые взводы («взводы гренадер») появились во всех пехотных и гренадерских полках. Штурмовики имели на вооружении карабины, револьверы (командный состав), кинжалы-бебуты, по 7-8 гранат и ножницы для резки проволоки – в отличие от пехоты они должны были быть у каждого бойца. Каждый гренадер получал стальной шлем, на двух бойцов полагался стальной щит, на взвод имелось по два бомбомета.

По итогам Митавской наступательной операции Русской армии 23-29 декабря 1916 г. было признано целесообразным формировать особые части прорыва, незаменимые при прорыве укрепленных участков фронта. Согласно Наставлению для ударных частей, при каждой пехотной дивизии должен быть сформирован ударный батальон в составе трех стрелковых рот и технической команды, состоящей из пяти отделений: пулеметного (четыре пулеметных взвода и два ручных пулемета), минометного, бомбометного, подрывного (подрывной и ракетный взводы) и телефонного (шесть телефонных и четыре подслушивающих станций).

Учтя опыт неудачных наступлений периода позиционной войны, Наставление провозглашало, что «образование отдельных ударных частей имеет целью прежде всего обеспечить нам успех в тех боевых действиях, которые основываются на особенностях позиционной войны. Ударные части предназначаются только для активных действий».

Главная форма боя ударных частей – это бой ручными гранатами. На них возлагались следующие важнейшие задачи:

При прорыве укрепленных позиций противника – штурм особо важных и сильно укрепленных участков, поддержка атаки пехотой переднего края противника и ликвидация задерживающего продвижение пехоты врага;

В обороне – бой с целью улучшения своего положения, поиски для захвата пленных и разрушения оборонительных сооружений, контратаки.

Ударные части предписывалось размещать в тылу и выдвигать на позиции лишь для выполнения боевых задач – занимать ими участки оборонительных позиций запрещалось. Бой должен был вестись исключительно в траншеях, открытый бой на поверхности земли рассматривался как исключение.

Атака проводится либо после артиллерийской подготовки, либо после взрыва горна (мощное средство минной войны), либо осуществляется внезапная атака, которой предшествует бесшумное уничтожение искусственных препятствий противника.

Применялся групповой боевой порядок, либо боевой порядок в форме волн. Таким образом, русская пехота в тактическом плане не отставала от противника: у немцев в 1917-1918 гг. и в атаке, и в обороне также формируется групповая тактика.

Артиллерия огнем готовила атаку, вела заградительный огонь атакованного участка противника. Траншейная артиллерия участвовала в артподготовке и выполняла задачу непосредственного сопровождения пехоты.

В наступлении в первой линии шли бойцы, проделывающие проходы в проволочных заграждениях противника, за ними двигались чистильщики окопов, потом специалисты (сигнальщики, телефонисты, артиллерийские наблюдатели), далее – пулеметчики и гренадеры особого назначения и резерва. Если подразделения гренадер действовали в составе пехотной части, то гренадеры и разведчики двигались впереди стрелковых волн. Форма боевого порядка для траншейного боя – змейка.

Резчики проделывали проходы в проволоке, и в момент занятия пехотой рубежа для атаки штурмовики выдвигались вперед, ползли на дистанцию броска гранаты и бросали их в окопы и оборонительные препятствия противника. Если применение гранат было успешным, гренадеры врывались в окопы противника и, распространялись по окопу влево и вправо, выбивая гранатами неприятельских солдат, засевших в изломах окопов, ходах сообщения или за траверсами. Пулеметчики, бомбометчики, траншейная артиллерия закрепляли успех и содействовали дальнейшему продвижению либо прикрывали отход.

«Звездным часом» штурмовых взводов стал Брусиловский прорыв 1916 г. Успех в этих боях достигнут во многом благодаря образцовому поведению подразделений гренадер, двигавшихся в составе наступающих пехотных волн. А.А. Брусилов писал о захвате передовых позиций противника: «Многие убежища разрушены не были, но сидевшие там части гарнизона должны были класть оружие и сдаваться в плен, потому что стоило хоть одному гренадеру с бомбой в руках стать у выхода, как спасения уже не было, ибо в случае отказа от сдачи внутрь убежища металась граната, и спрятавшиеся неизбежно погибали без пользы для дела; своевременно же вылезть из убежищ чрезвычайно трудно и угадать время невозможно. Таким образом, вполне понятно то количество пленных, которое неизменно попадало к нам в руки».

Если к концу войны на Французском фронте в германской, французской и английской армиях пехота утратила способность к маневру и продвигалась равномерно по всему фронту с равнением на отстающие части по схеме «артиллерия разрушает, а пехота занимает», то русская пехота, наоборот, маневрировала на поле боя. Она не задерживалась перед участками обороны, продолжавшими сопротивление, а смело устремлялась вперед, обходила эти участки с флангов и глубоким вторжением в оборону противника облегчала задачу подавления оставшихся очагов сопротивления. Вплоть до момента революционного развала фронта русская пехота не утратила способности атаковать укрепленные позиции – причем даже при условии, что система огневой обороны противника не подавлена (а иногда и не ослаблена в должной мере). Пехота союзников России атаковать разучилась и была способна лишь занимать разрушенные артиллерией позиции противника.

Нет лучшего признания, чем признание противника, в частности, отмечавшего, что «во всех боях русская пехота обнаружила завидную ловкость в преодолении сложной местности, которая нами большей частью считалась непроходимою».

Удельный вес русской пехоты в составе вооруженных сил за время войны снизился с 75 до 60%, и все же она сохранила за собой до конца войны роль главного рода войск, являясь подлинной «царицей полей».

Вооружение пехоты стало более разнообразным. Пехотинец получил ручную и винтовочную гранаты. Пехота имела свою артиллерию в виде 310 траншейных орудий (минометы, бомбометы и малокалиберные пушки). Оснащенность пулеметами увеличилась вдвое (с двух до четырех на батальон). Русская пехота получила средства противохимической защиты – противогазы.

В то же время пехота перестала быть однородной. Только две трети личного состава пехотных дивизий и полков были стрелками, то есть в бою действовали винтовкой со штыком. На треть пехотные части и соединения состояли из специалистов – пулеметчиков, гранатометчиков, связистов и пр.

В результате значительного увеличения огневой мощи пехоты (в 2-2,5 раза) ее боевые возможности к концу войны значительно повысились.

Алексей Владимирович ОЛЕЙНИКОВ – доктор исторических наук, член ассоциации историков Первой мировой войны, профессор кафедры истории России Астраханского государственного университета

Доктрина борьбы с танками у большинства армий стран мира перед войной представляла собой умозрительное построение, не имевшее под собой какого-либо опыта. Довоенные конфликты, в которых применялись танки (война в Испании, итальянская экспансия в Эфиопии) давали мало информации для анализа, когда применялись лишь легкие танки, причем в сравнительно небольших количествах. Противотанковых средств также было слишком мало, чтобы можно было оценить их эффективность. Результаты маневров оказывались малоинформативными, так как точно смоделировать действия танков противника очень тяжело. Очевидно, требовался реальный опыт массированного применения танков.

Существовали две школы, по-разному рассматривающие применение танка. Одни специалисты настаивали на проведении массированных прорывов обороны врага с последующим быстрым и глубоким вклиниванием в территорию противника. Другие специалисты видели в танке всего лишь средство поддержки пехоты. Практика показала, что своя правота была у обеих школ. Однако, танк - оружие дорогое, поэтому во всех армиях наблюдалась тенденция беречь танки. Даже в немецкой армии, где абсолютное преобладание было за первой школой, полагалось держать танки в 100 метрах позади пехотной цепи, откуда они должны поддерживать действия пехоты огнем из пулеметов и пушек.

Эволюция противотанковой тактики

1939-42 гг.

Пехотная противотанковая тактика развивалась разными путями в разных армиях, что определялось местной спецификой. В целом можно выделить два подхода к этому вопросу.

Пассивная защита. Включает в себя патрули и сторожевое охранение, призванное предупредить о появлении танков, противотанковые заграждения и минные поля, применение искусственных заграждений к естественным преградам, использование других факторов, способных задержать движение танков, усилить противотанковую защиту, маскировка.

Активная оборона. Выбор удачных позиций для противотанковых средств, определение секторов обстрела, использование противотанковых средств, формирование пехотных отрядов истребителей танков, применение резервов для контратаки.

Поскольку мобильность - неотъемлемое свойство танка, а пехотная противотанковая оборона обычно имеет статический характер, инициатива всегда принадлежит танкам. По словам Дж.Ф.К. Фуллера: "Танки завоевывают, пехота удерживает ". Как правило, этот принцип верен, однако определенный атакующий потенциал у противотанковой обороны имеется. Даже самые первые примитивные самоходные противотанковые пушки, установленные на шасси грузовиков или устаревших танков могли в какой-то степени вести наступательные действия.


нажмите на изображение для увеличения:

Независимо от страны, пехотная рота строила свои оборонительные позиции по одинаковой схеме.

Независимо от страны, пехотная рота строила свои оборонительные позиции по одинаковой схеме. Различия были вызваны лишь тем, какие противотанковые средства и в каком количестве были доступны. Обычно два взвода роты выдвигались вперед, а третий находился в резерве. Однако построение могло изменяться в зависимости от тактической ситуации.

Боевое охранение (1) выдвинуто далеко вперед с целью заранее заметить приближающегося противника и помешать ему провести разведку. Еще дальше вперед выдвинуты передовые посты батальона, полка и дивизии. Большинство противотанкового оружия (2) прикрывает танкоопасное направление, а пулеметы (3) держат под прицелом непроходимую для танков местность, где может появиться пехота противника. Противотанковые заграждения (4) здесь представлены в виде надолбов. Эти заграждения устанавливают, если позволяет время, и применяют их к естественным преградам (5). Мост через реку взорван (6), минное поле организовано в ключевой точке (7), дорога перекрыта завалом (8) из поваленных деревьев. Пехотные противотанковые средства - противотанковые ружья, базуки или PIAT - имеются по одному на каждый взвод, но командир роты может сконцентрировать их в одном месте. Оборонительные позиции роты могут быть усилены одной или несколькими противотанковыми пушками (9), особенно, если здесь проходит танкоопасное направление. Этот район дополнительно пристреливается полевой артиллерией и минометами, огонь которых помогает отсечь пехоту от танков. Противотанковая оборона эшелонируется в глубину. Для этого некоторые пехотные противотанковые средства оставляют в тылу или на фланге. Одна или несколько команд бронебойщиков (10) готовится перехватить танки, сумевшие прорваться через передовые позиции роты. Иногда противотанковыми минами прикрывают ближайшие подходы и фланги (11).


Спойлер: Противотанковая оборона роты

Подвижность пехоты ограничена, особенно ограничена она при отражении танковой атаки. Моторизованная пехота мало отличается от обычной пехоты, так как грузовики или бронетранспортеры слишком уязвимы для танкового огня, а также имеют ограниченную по сравнению с танками проходимость. Вооружение мотопехоты мало отличается от вооружения простой пехоты. Пехотные отряды истребителей танков могут перемещаться лишь в ограниченных пределах, их действия носят исключительно оборонительный характер.

Противотанковые оборонительные мероприятия проводились при организации любой обороны. Определяющими факторами служили размах танковых операций, проводимых противником, известная тактика применения танков противником, число и тип доступных противотанковых средств, а также условия местности. Пехотный полк (в английской армии пехотная бригада), как правило, занимала оборону, имея два батальона в первой линии и один батальон в резерве. В каждом батальоне две стрелковые роты находились на передовой и одна рота в резерве. Та же схема построения использовалась и на уровне рота-взвод. То есть, примерно треть имеющихся сил находилась в резерве. Это обеспечивало надлежащую глубину обороны. Эффективность противотанковых средств во многом зависела от пехотной поддержки. Для этого требовалась высокая степень координации действий.

Немецкая Panzerkampfgruppe в засаде (1944-45):

Нажмите на схему, чтобы увеличить

Ближе к концу второй мировой войны немецкая армия оказалась в тяжелом положении. Немцам все чаще для борьбы с танками союзников приходилось прибегать к пехотной тактике. Ситуацию немного спасало то, что в распоряжении немецкой пехоты появилось весьма эффективное противотанковое оружие. На данной схеме показаны позиции боевой группы (vorgeschobene Stellung), прикрывающие один из походов к опорному пункту противотанковой обороны (Panzerabwehrgeschutz), расположенному в деревне, лежащей за пределами рисунка. Обычно такие группы имели задание держаться до получения приказа об отходе или до заранее определенного времени. Эта тактика очень часто ставила союзников в тупик , так как ожесточенный бой внезапно прекращался, и противник исчезал. Как правило, оставленные позиции тут же накрывала германская артиллерия. Для того, чтобы сдержать продвижение британских танков (1), немцы уложили минные поля (2), где противотанковые мины используются наряду с противопехотными.

Противопехотные мины не только затрудняли работу саперам, но также мешают эвакуации подорвавшихся танков, не дают пехотинцам использовать корпуса танков в качестве прикрытия. Немногочисленные имеющиеся противотанковые пушки, в данном случае 5 cm Раk 38 (3), используют поодиночке, а не концентрированно. Фланг прикрыли 20-мм зенитной пушкой (4). Отделение с шестью 8,8 cm RP 54 Panzerschreck расположились в центре (5). Каждый расчет вырыл себе по V-образной ячейке, направленной двумя концами вперед. Траншею обычно копали вокруг деревьев. Если же приходилось рыть траншею в открытом поле, ее дополнительно маскировали. Такая форма траншей позволяла расчету вести огонь по танкам независимо от направления их приближения. Если первый номер расчета занимал одно плечо траншеи, то второй - укрывался во втором плече. В немногочисленных зданиях занимают позицию снайперы (6). Здания привлекали на себя огонь союзников. По всей глубине обороны рассыпались пары панцергренадеров, вооруженных панцерфаустами (7). Их задача перехватить танки, сумевшие ворваться в глубину позиции. Нехватку в живой силе частично удавилось компенсировать за счет скорострельных пулеметов MG 34 или MG 42 (8), способных поддерживать необычайно плотный огонь по фронту. Пулеметы отсекали пехоту от танков. Английские танкисты шутили, что едва по броне защелкают пулеметные пули, пехотинцы прячутся в норы как кролики.

Для поддержки, немецкой пехоте часто придавали другие виды вооружений. Например, предполье немецкой обороны пристреляно 80-мм и 120-мм минометами, которые накроют противника огнем, стоит тому только приблизиться к позициям (9). В тылу занимают позиции штурмовые орудия (10), которые окопаны и ждут приказа вступишь в бой в случае глубокого прорыва противника. По оценкам американцев постоянные укрепления, вроде "линии Зигфрида", усиливали оборону немцев лишь на 15% относительно их обычных полевых укреплений. Окапывание немецких танков и самоходок повышало их эффективность на 40%, они представляли более сложную цель, нежели дот.


Когда дивизия организовывала оборонительные позиции, разведывательные подразделения дивизии, а также подразделения, выделенные из резерва, обеспечивают прикрытие. Выдвинутые вперед подразделения не дают продвинуться вперед патрулям противника, отслеживают его активность, предотвращают внезапное нападение, предупреждают о начале атаки, а также первыми вступают в бой с противником. Это боевое охранение может использовать противотанковые средства , выделенные из полковых и дивизионных резервов. После того, как основная линия обороны оборудована, часть боевого охранения отходит назад, но полностью прикрытие не снимается. Каждый полк и батальон также обеспечивает себе дополнительное прикрытие, организуя передовые посты, посты наблюдения и прослушивания, а также высылая патрули. Противотанковые орудия могут быть выдвинуты вперед в том случае, если очень велика опасность применения противниками танков. Однако в начале второй мировой войны, противотанковые средства были слишком большим дефицитом , чтобы подвергать их риску, выдвигая вперед.

В идеале противотанковые препятствия должны располагаться перед главным фронтом обороняющихся. Это могут быть минные поля, противотанковые рвы, естественные преграды (реки, болота, овраги). Возможно и создание упрощенных препятствий: завалов, отдельных мин, установленных в ключевых точках, взорванных мостов. Нехватка времени часто не позволяет организовать серьезные противотанковые препятствия.

Пехотным батальон располагал двумя-шестью противотанковыми пушками. Эти пушки придавались стрелковым ротам и устанавливались на танкоопасных направлениях. Надежность обороны зависела от ее глубины. Несколько танков противника вполне могли прорваться вглубь, поэтому необходим был резерв. Противотанковые ружья, находившиеся в батальонах и ротах, обычно располагали вместе со стрелковыми взводами. Эффективность противотанковых ружей удавалось повысить за счет концентрации огня из нескольких ружей по одному танку. Пехота также готовила к бою ручные и винтовочные противотанковые гранаты, противотанковые ручные мины и импровизированные противотанковые средства.

Действия английских бронебойщиков (1943-44),
нажмите на изображение для увеличения:

Гористая местность Италии

Гористая местность Италии не благоприятствовала для использования танков. Населенные пункты здесь располагаются на горных хребтах, к ним обычно ведет единственная дорога, легко перегораживаемая минами и завалами. Однако завалы редко использовали, так как они предупреждали противника о готовящейся засаде. Вместо этого, укрывшиеся в засаде пехотинцы выводили из строя головную машину колонны. В результате вся колонна теряла ход и становилась целью для артиллерийского налета. На данной иллюстрации в засаду попадут штурмовое орудие 7,5 cm StuG III и бронетранспортер SdKfz 251/1.

В скалистом грунте не было никакой возможности окопаться. Поэтому солдаты используют доступные укрытия: скалы, остатки каменной стены, а также собранные в кучу камни. Последнее укрытие у англичан получило название "сангар". Внешне сангар выглядел как простая груда камней. В середине 1943 года на вооружении английской армии приняли гранатомет РIАТ (1), который заменил собой противотанковые ружья "Boys" и винтовочные гранаты № 68. Перед первым выстрелом следовало взвести 90-кг пружину, затем уложить гранату в полуцилиндрический поддон. При выстреле пружина выталкивала ракету и накалывала капсюль ракетного двигателя. Отдача ракетного двигателя снова взводила пружину в боевое положение, но иногда этого не происходило. Тогда солдату приходилось вручную взводить пружину. Под огнем это сделать было практически невозможно, так как следовало навалиться всей массой тела. 3,5-дюймовая ракета Мk 1А с кумулятивной боеголовкой (2) весила 1,2 кг и пробивала броню толщиной до 100 мм. Однако конструкция ракеты была несовершенна.

Противотанковая граната Хокинса № 75 (3) фактически представляла собой небольшую мину, которую зарывали в землю или бросали как гранату. Пять или шесть таких гранат, привязаны к веревке, перетянутой через дорогу. Подобным образом могли использоваться и более тяжелые противотанковые мины. Один пехотинец держит наготове фосфорную дымовую гранату № 77 (4) и противотанковую гранату № 73 (5). Граната № 73 представляла собой полуторакилограммовый заряд аммонала или нитрожелатина. Такая граната пробивала броню толщиной до 50 мм, но была особенно эффективна против гусениц танка. При общей массе 2 кг и размерах 30x8 см эту гранату можно было метнуть всего на 10-15 метров. Граната оснащалась ударным взрывателем системы "Allways ". В полете со взрывателя разматывалась фиксирующая лента, после чего выпадала чека. Действия группы прикрывает расчет ручного пулемета "Bren" (6), взявший под прицел бронетранспортер.


Слайдер: Описание действий английских бронебойщиков

Если оборонительная позиция проходила через лес, ее организовывали в глубине леса, а не по опушке. В результате противник терял возможность вести огонь прямой наводкой. В лесу ограничивалась мобильность танков, а также имелись укрытия, облегчающие действия пехотных отрядов истребителей танков и маскировку противотанкового оружия. Пехота закапывалась в землю как можно глубже. Траншея или стрелковая ячейка позволяла солдату лежать, имея над собой не менее полуметра высоты. Отдельные огневые позиции соединялись между собой траншеями, позволяющими пехоте в безопасности перемещаться по позициям в зависимости от тактической ситуации. Для устойчивой обороны было важно, чтобы пехотинцы знали уязвимые точки танка , имели уверенность в том, что с танками можно бороться. В противном случае пехота просто разбежится при появлении танков. Пехотинцы должны уметь пропускать танк над собой, лежа между гусеницами на земле или на дне траншеи. Пехотинцы должны знать, что чем ближе танк, тем менее опасен он для человека и становится более уязвим для ручного противотанкового оружия. В непосредственной близости от танка находится мертвая зона, не простреливаемая танковыми пулеметами. В зависимости от ситуации пехотинец может или пропустить танк мимо себя или атаковать его ручными гранатами. В любом случае, в задачу обороняющейся пехоты входит борьба с пехотой противника, сопровождающей танки.

Пехотные противотанковые пушки иногда выдвигают на передовую, но чаще их держат в глубине обороны: на танкоопасном направлении или там, откуда удобнее будет выдвинуться в ту или иную сторону. Ранние оборонительные доктрины обычно предполагали, что с танками противника следует вступать в бой на максимально возможной дистанции. Однако опыт первых боев показал, что гораздо эффективнее ждать, пока танки не приблизятся на минимальное расстояние , может быть до нескольких сот метров. Огонь на коротких дистанциях отличается повышенной точностью. Этот принцип оказался действенным даже для ровной североафриканскоп пустыни. Пулеметы и минометы должны концентрировать свой огонь по пехоте, отсекая ее от танков.

Противотанковые пушки располагаются в глубине обороны, принимая на себя танки, прорвавшиеся через передовую линию обороны. При необходимости в бои следует ввести полковые резервы. Если бой ведется на закрытой местности, пехоте удобно бороться с танками с помощью ручного противотанкового оружия. Дивизионный батальон истребителей танков обычно находится в резерве, хотя отдельные орудия можно использовать для усиления стрелковых подразделений. Если дивизия усилена танками, их держат в резерве на случай возможной контратаки. В наступлении противотанковые расчеты сопровождают пехоту, держась чуть сзади. Если встречаются танки противника, противотанковые пушки выкатываются вперед и вступают в бой. Противотанковые пушки также можно использовать для борьбы с дотами и дзотами противника, а также для прикрытия флангов.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!