Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Автобиография марии антуанетты судьба ее детей. Биография марии-антуанетты - королевы франции

Введение

Мария-Антуанетта (фр. Marie-Antoinette , урождённая Мария Антония Йозефа Иоганна Габсбургско-Лотарингская, нем. Maria Antonia Josepha Johanna von Habsburg-Lothringen , фр. Marie Antoinette Josèphe Jeanne de Habsbourg-Lorraine ; 2 ноября 1755(17551102), Вена, Австрия - 16 октября 1793, Париж, Франция) - королева Франции, младшая дочь императора Франца I и Марии-Терезии. Супруга короля Франции Людовика XVI .

1. Австрийская эрцгерцогиня

Детство и юность прошли при дворе, в основном во дворце Шёнбрунн. Современники отмечали, что принцесса не отличалась большой любовью к знаниям. Девочка предпочитала занятиям игры, а мать до определённого момента не обращала внимания на её образование. Мария-Антуанетта плохо писала и по-немецки, и по-французски, её музыкальное образование оставляло желать лучшего (хотя учителем был сам Глюк), знания по истории и географии были самыми поверхностными. По рекомендации епископа Орлеанского в качестве воспитателя ей был назначен аббат Вермон. Находя её обаятельной, обладающей превосходным характером и умением держать себя, Вермон отмечал, что:

У неё больше интеллекта, чем можно было предполагать, но, к сожалению, из-за разбросанности в свои двенадцать лет она не привыкла его концентрировать. Немножко лени и много легкомыслия затрудняют занятия с нею. Шесть недель я преподавал ей основы изящной словесности, она хорошо воспринимает предмет, но мне пока не удалось заставить её глубже заинтересоваться преподанным материалом, хотя я и чувствую что способности к этому у неё имеются. Я понял наконец, что хорошо усваивает она лишь то, что одновременно и развлекает её .

По отзывам лиц, знавших Марию-Антуанетту, она не прочла до конца ни одной книги и всегда избегала серьёзных разговоров.

2. Дофина Франции

Во второй половине XVIII века австрийские и французские дипломаты стремились к союзу двух династий: Бурбонов и Габсбургов. Залогом прочности этого союза должен был стать династический брак. Французская и австрийская стороны рассматривали разные варианты: предполагалось женить Людовика XV на принцессе дома Габсбургов, императора Иосифа II на одной из дочерей французского короля, но остановились на браке дофина (позже короля Людовика XVI) и Марии-Антуанетты. В 1766 году между двумя сторонами было достигнуто предварительное соглашение. Мария-Терезия настойчиво добивалась от французского короля официального предложения. Оно было получено в 1769 году. 19 апреля 1770 года состоялось бракосочетание по доверенности, где жениха представлял эрцгерцог Фердинанд. 21 апреля она покидает Вену. Королевская семья встретила Марию-Антуанетту в Компьенском лесу. 16 мая 1770 года в Версале состоялось второе бракосочетание.

Мария-Антуанетта в отрочестве (портрет Лиотара)

Мария-Терезия понимала, что дочь слишком молода и нуждается в руководстве, поэтому направила во Францию своего посланника Мерси д"Аржанто. Он следил за каждым шагом дофины и подробнейшим образом обо всём информировал императрицу.

Фактически брак не был осуществлён - дофин страдал от фимоза, требовалась хирургическая операция, на которую Людовик долго не мог решиться. Лишь через семь лет, после того, как брат Марии-Антуанетты император Иосиф специально приедет в Париж, чтобы склонить зятя к операции, Людовик даст на неё согласие.

Неполноценность мужа, её ненормальный брак сделали Марию-Антуанетту одержимой повышенной активностью. Она проводила время на балах и маскарадах, которые любила, так как под маской её не узнавали или делали вид, что не узнавали, допоздна и спала несколько часов в сутки. Простая склонность к развлечениям превратилась в бесконечную погоню за удовольствиями, скандализировавшую весь двор. За легкомыслием Марии-Антуанетты скрывалась внутренняя разочарованность, осознание недостойного состояния, длящегося много лет. Королевская семья неизбежно находилась в фокусе всеобщего внимания. Неспособность короля была прекрасно известна всему двору и служила темой памфлетов, а поведение Марии-Антуанетты породило слухи о её развращённости, распространившиеся по всей Франции.

3. Королева Франции

Восшествие на престол Людовика XVI было встречено с энтузиазмом: все восприняли его как окончание долгой эпохи фаворитизма и ожидали перемен к лучшему. Супруга короля имела репутацию милосердной, щедрой и великодушной женщины.

Став королевой, Мария-Антуанетта освободилась от мелочной опеки тёток Людовика XVI и своих гувернанток.

Я очень всем этим взволнована и ещё более озабочена судьбой моей дочери. Судьба её будет либо блистательной, либо глубоко несчастной. Король, министры находятся в крайне трудном положении, дела государства запутанны и расстроенны, а она так молода! У неё никогда не было и, пожалуй, никогда не будет серьёзных стремлений.

Писала Мария-Терезия Мерси д"Аржанто .

Мать призывала Марию-Антуанетту вести «спокойную и непредосудительную жизнь» и «прилагать все усилия на благо государства» и надеялась на продолжение дружественных отношений между Францией и Австрией, залога европейского мира.

Мария-Антуанетта играет на арфе

В окружение Марии-Антуанетты мог попасть лишь тот, кто показал своё умение развлекать её. Те, кто хорошо знал королеву, удивлялись, каких ничтожных людей приблизила она к себе. За редкими исключениями это были интриганы, которые, пользуясь дружбой с королевой, получали выгодные должности, льготы и дорогие подарки для себя и своих родственников. Такой была ближайшая подруга королевы - графиня де Полиньяк, происходившая из обнищавшей аристократической семьи. Взлёт Полиньяков был стремительным. Все его члены заняли выгодные должности при дворе. Ежегодно это семейство из королевской казны получало около полумиллиона ливров. Вскоре королева становится послушным орудием недостойных людей из своего окружения. Вопросы о назначении на любой пост решала только Мария-Антуанетта, за спиной которой стояла Полиньяк.

Мария-Антуанетта увлеклась ролью законодательницы мод. Король увеличил её содержание, но средств на оплату нарядов и украшений всё равно не хватало. Мария-Антуанетта, презрев королевский запрет, обратилась к азартным играм. В салон королевы допускались все, кто был в состоянии вести крупную игру, в том числе люди с дурной репутацией. По сообщению Мерси д"Аржанто, в 1778 году королева проиграла 171 344 франка .

Ещё одной дорогой игрушкой для королевы стал Трианон. Мария-Антуанетта сделала его своей резиденцией, куда удалилась от стесняющего её версальского этикета с немногими избранными. И вызвала ненависть тех придворных, которые не были допущены в её общество.

Образ жизни молодой неопытной королевы, часто нарушавшей церемониал версальского двора и с самого начала, в качестве «австриячки», имевшей против себя общественное мнение, давал повод к многочисленным клеветническим измышлениям. История с ожерельем королевы чрезвычайно повредила её репутации и дала повод к самым злостным, охотно принимавшимся на веру сплетням. Ревностно поддерживая распущенную, жадную и фанатически враждебную реформам придворную партию, Мария-Антуанетта в сильной степени содействовала падению Тюрго и Мальзерба; она открыто вмешивалась в политику, поддерживая интересы Австрии по поводу событий в Голландии и Баварии.

С самого начала революции королева стала ожесточенным врагом конституционно-демократического режима. При нападении черни на Версаль (5-6 октября 1789 года) жизни её угрожала серьёзная опасность. Когда она переселилась с королем в Тюильри, она старалась побудить его к решительной деятельности и завязала отношения с Мирабо для спасения монархии; но в решительный момент все планы разбились о ненависть и недоверие Марии к вождю конституционной партии. Неудачная попытка бегства 20 июня 1791 года сильно ухудшила положение Марии-Антуанетты и её мужа. Она старалась ускорить австрийско-прусское вторжение, в видах спасения трона и королевской семьи; но на самом деле оно привело к противоположному результату. Когда 10 августа 1792 года тюильрийский дворец был взят, она сохранила спокойствие и достоинство.

4. Последние дни Марии-Антуанетты

Нападение черни на Тюильри. Мария-Антуанетта защищает своих детей

Австрийский император Леопольд II, брат Марии Антуанетты, хотел помочь своей сестре и её мужу и начал войну против охваченной революцией Франции. Это вызвало новую вспышку восстания. Народ ворвался в королевский дворец Людовика XVI и всю его семью заключили в тюрьму. Власть в стране перешла к Конвенту.

Через пять месяцев после казни Людовика XVI революционный Комитет общественного спасения принял решение перевести Марию Антуанетту из донжона замка Тампль в камеры башни Консьержери на парижском острове Сите. Принимая это решение, революционный трибунал рассчитывал на то, что австрийское правительство срочно приступит к переговорам об окончании войны. Однако ни Австрия, ни другие европейские державы никак не отреагировали на это. Зато некоторые ярые роялисты стали разрабатывать план вызволения королевы из тюрьмы.

Мария-Антуанетта была доставлена в Консьенжери 2 августа 1793 года и заключена в камеру, выходящую окнами на так называемый Женский двор. Камера была обставлена мебелью весьма скупо: кровать с ложем из ремней, раковина, небольшой столик с ящиком, табурет и два стула. На королеве было траурное платье, и она имела с собой немного белья - белую ночную рубашку, пару батистовых блузок, платки, шёлковые чулки, несколько ночных чепчиков и ленты. На шее у неё висел портрет сына и его локон, спрятанный в детскую перчатку.

Ни пера, ни бумаги у королевы не было, и последние дни она проводила за чтением и молитвами. Два раза в день ей приносили еду: в девять утра - завтрак (кофе или шоколад с булочкой), а в полдень - обед (суп, овощное блюдо, дичь или телятину и десерт). Ужинала Мария-Антуанетта остатками от обеда.

Казнь Марии-Антуанетты

Обычная ширма отделяла королеву от двух приставленных к ней жандармов. Целыми днями они пили, курили и играли в карты. Маркиз де Ружвиль строил планы по организации побега королевы: задумано было выкрасть её во время импровизированного мятежа. Чтобы предупредить королеву, маркиз «случайно» обронил футляр от очков, в котором лежала записка с изложением плана. Прочитав записку, Мария-Антуанетта разорвала её на кусочки и нацарапала шпилькой на клочке бумаги: «Доверяюсь вам. Сделаю как вы сказали». Эту записку она дала жандарму с просьбой передать её кому надо, но охранник тут же сообщил своему начальству о готовящемся побеге королевы. После этого были ужесточены условия её содержания в камере и ускорены сроки судебного процесса. 14 сентября её перевели в другую камеру.

Процесс над 37-летней Марией Антуанеттой начался в 8 утра 15 октября 1793 года. Вдову Людовика Капета прозвали «австриячкой» из-за её родственных связей: она была дочерью императрицы Марии-Терезии. Защитником Марии-Антуанетты на процессе выступил Клод Шово-Лагард, а обвинителем - весьма грубый на язык Фукье-Тенвиль. Полемист Жак Эбер обвинил Марию Антуанетту в инцесте, но она не стала отвечать ему. Когда один из судей спросил, почему она не отвечает на предъявленные обвинения, Мария-Антуанетта сказала взволнованным голосом: «Если я не отвечаю, то лишь потому, что сама природа отказывается отвечать на подобные гнусные обвинения в адрес матери. Я призываю всех, кто может, явиться сюда». По залу прокатился ропот, и заседание суда было прервано. А вскоре с показаниями выступил сорок один свидетель. В конце концов королеву обвинили в том, что она поддерживала связи с государствами, враждебными Франции, способствовала победе противника и предала интересы страны.

На следующий день, 16 октября в 4 часа утра, был зачитан единогласно принятый приговор к высшей мере наказания. После чтения приговора палач Шарль Анри Сансон постриг наголо королеву и надел ей оковы на отведённые за спину руки. Мария-Антуанетта в белой пикейной рубашке, с чёрной лентой на запястьях, с платком из белого муслина, наброшенным на плечи, и с чепчиком на голове, в лиловых туфлях, что означало милосердие к народу Франции, села в повозку палача.

В 12 часов 15 минут пополудни королева была обезглавлена на нынешней площади Согласия. В 1815 году её останки перенесены в Сен-Дени. Точное место захоронения в соборе неизвестно.

5. В литературе и искусстве

Мария-Антуанетта на одном из портретов Виже-Лебрен

5.1. Мария-Антуанетта в изобразительном искусстве

Мария-Антуанетта славилась красотой; лучшие портреты принадлежат её подруге, Э. Виже-Лебрен, и Рослену. Известна картина Поля Делароша, изображающая её перед судьями.

5.2. Мария-Антуанетта в кино

    «Мария-Антуанетта», 1938, реж. В. С. Ван Дайк

    «История с ожерельем», 2001, реж: Ч. Шайер

    «Мария-Антуанетта», 2006, реж. С. Коппола

    «Мария-Антуанетта», 2006, реж. Ив Симоно, Франсис Леклер

5.3. Мария-Антуанетта в литературе

    Стефан Цвейг. Мария Антуанетта

    Кэролли Эриксон. Тайный дневник Марии Антуанетты

    А. Дюма. Джузеппе Бальзамо. (Записки врача)

    А. Дюма. Шевалье де Мезон Руж

    А. Дюма. Ожерелье королевы.

    А. Дюма. Анж Питу

    А. Дюма. Графиня де Шарни

    Виктория Хольт. В ожидании счастья.

    Виктория Хольт. Исповедь королевы.

    Лион Фейхтвангер. Лисы в винограднике

    Морис Леблан Полая игла

    Эдвард Радзинский. Железная маска и граф Сен-Жермен

Мария-Антуанетта в манге«The Rose of Versailles», манга Риёко Икэды и одноимённое аниме. Мария-Антуанетта в музыкальном театре

    Мюзикл «Мария Антуанетта» на музыку Сильвестра Левая и слова Михаэля Кунце (2006 год)

Список литературы:

    Цвейг С. Мария Антуанетта. Портрет ординарного характера / Мария Стюарт. Мария Антуанетта. - М.: Мысль, 1992, с.с. 361-362. ISBN 5-244-00654-1

    Цвейг С. Мария Антуанетта. Портрет ординарного характера / Мария Стюарт. Мария Антуанетта. - М.: Мысль, 1992, с.с. 430-431. ISBN 5-244-00654-1

    Шоссинан-Ногаре Г. Повседневная жизнь жён и возлюбленных французских королей. - М.: Молодая гвардия, 2003, с. 236 ISBN 5-235-02521-0

Мария-Антуанетта (2 ноября 1755, Вена, Австрия — 16 октября 1793, Париж, Франция) — королева Франции, младшая дочь императора Франца I и Марии-Терезии. Супруга короля Франции Людовика XVI с 1770 года. С начала Французской революции вдохновительница контрреволюционных заговоров и интервенции. Осуждена Конвентом и казнена на гильотине.

Биография
Мария Антуанетта - жена французского короля Людовика XVI, дочь австрийской эрцгерцогини Марии Терезии и Франца I, императора Священной Римской империи. Казнена во время Великой Французской революции. Родилась Мария-Антуанетта 2 ноября 1775 года в Вене в семье императора Франца I и королевы Марии Терезии. После смерти Франца Стефана управлять Священной Римской Империей стала Мария Терезия.
Младший (одиннадцатый) ребенок и любимая дочь Марии Терезии, Мария Антония была воспитана в строгих правилах Габсбургского дома. В 1770 году состоялась ее свадьба с дофином Людовиком, внуком французского короля Людовика XV. Полноценные брачные отношения между молодоженами не могли быть установлены из-за физического недостатка Людовика. Дело могла поправить простая операция, но Людовик решился на нее лишь через несколько лет спустя. Несомненно, этот факт имел важное значение в их отношениях: причинив жене немало огорчений, король впоследствии ни в чем не мог ей отказать.

Хорошенькая и грациозная дофина с удовольствием приняла участие в придворных развлечениях: она играла в придворном театре, много танцевала, увлекалась музицированием. С первых месяцев пребывания в Версале она показала свой гордый характер, отказавшись наладить отношения с Дюбарри, признанной метрессой Людовика XV. Лишь сам король вынудил ее придерживаться правил этикета. Эта история, вышедшая за пределы двора, заставила говорить о принцессе как об «австрийской гордячке». После коронации Мария Антуанетта более отдалилась от старой придворной знати. Она окружила себя небольшим числом избранных, среди которых первое место занимала графиня Полиньяк и ее семья. Королева покидает Версальский дворец и воцаряется в своем интимном кружке в Малом Трианоне. Такое поведение вызывает всеобщее неодобрение — королева настраивает против себя большинство придворных. Не только двор, но и вся страна неприязненно воспринимают новую для Франции ситуацию, когда после столетнего правления тихих, незаметных королев и череды блестящих метресс, Францией управляет полностью подчинившая своего мужа королева.
В 1777 году король наконец решается на хирургическую операцию, и у правящей четы начинается нормальная семейная жизнь. Через полтора года у королевы рождается дочь, затем еще трое детей. Но это не прекращает распространение порочащих королеву слухов о ее невероятном разврате. За пределами Франции печатаются памфлеты о больших тратах на придворные увеселения, тайных развлечениях в ночном Париже. Особую ярость вызывает «искусственная» деревня в Малом Трианоне. Слухи падают на благодатную почву — экономическое положение Франции ухудшается, королева получает прозвище «мадам Дефицит». Историки предполагают, что, помимо оппозиционеров, в распространении порочащих королеву слухов повинны обиженные ею влиятельные придворные и, прежде всего, граф Прованский, брат короля, будущий Людовик XVIII, которого рождение у королевы наследников лишало надежд занять трон. Заказчиками памфлетов, направленных против королевы, были весьма состоятельные особы, а среди авторов были и такие высокооплачиваемые сочинители, как Бомарше.
В 1785 году престижу королевской семьи был нанесен сильнейший удар. 9 августа у королевы получает аудиенцию ювелир Бомер, который излагает ей историю, известную впоследствии как «дело об ожерелье королевы». Центральным действующим лицом в ней являлась некая Жанна, именовавшая себя графиня Валуа де ла Мотт. Она представляла себя как родственницу королевской семьи и подругу королевы. Сойдясь близко с кардиналом де Роганом, она предложила ему приобрести для королевы уникальное ожерелье, изготовленное ювелирами Бомером и Боссанжем еще для Дюбарри и не раз предлагавшееся ими королеве Марии Антуанетте. Принц крови кардинал де Роган был одно время послом при дворе Марии Терезии, но навлек на себя ее немилость. Мария Антуанетта также не испытывала к нему добрых чувств, а вот Роган мечтал стать ее фаворитом. Для его большей уверенности авантюристка Жанна устраивает ему тайное свидание с актрисой, изображающей королеву и вручает письменный документ с ее подделанной подписью. Кардинал через Жанну начинает выплаты ювелирам, через нее же королеве «передается» колье. Мнимая Валуа присваивает себе и то и другое. Колье она с мужем отправляет в Лондон, где его продают по частям. В эту историю было также замешано еще множество авантюристов, включая Калиостро, через которого была найдена актриса, сыгравшая для кординала роль королевы.
Мария Антуанетта получила письменное изложение истории с колье от ювелиров. Она обратилась к мужу с просьбой защитить ее честь. Главным врагом и виновником она считала Рогана, и находившийся всецело под ее влиянием король отдал приказ об его аресте. Арест принца крови вызвал негодование в парижском обществе. Дело о колье было передано на рассмотрение парижского парламента. Суд полностью оправдал кардинала, Калиостро и мягко отнесся к другим сообщникам. Вся вина была возложена на Жанну. Оправдание кардинала, виновного в том, что он мог предположить, что королева Франции может дать ему тайное свидание, означало приговор легкомысленному поведению Марии Антуанетты. Через несколько недель после приговора Жанна бежала из тюрьмы. Уехав в Лондон, она выпустила там «Мемуары», полные злобных выпадов против королевы. Практически вся страна была убеждена в вине «австриячки». Престиж династии был подорван.
С началом революции, после взятия Бастилии 14 июля 1789 года Мария Антуанетта вела себя гораздо решительнее своего супруга. Она настаивала на вооруженном подавлении восстания. С октября 1789 королева наладила тайную связь с одним из вождей революции, Мирабо. Она же организовала бегство королевской семьи в Варенн 25 июня 1791 года. После его провала Мария Антуанетта пыталась организовать вторжение во Францию войск своего брата, императора Леопольда II Габсбурга. Она мужественно встретила и казнь своего мужа и обвинения в совращении своего девятилетнего сына. 14-15 октября 1793 года состоялся процесс по обвинению «вдовы Капет» в государственной измене. Она была признана виновной и гильотинирована.

Мария Антуанетта. История любви

Мария Антуанетта была младшей дочерью императрицы Марии Терезии и Франца I, правителей Священной Римской империи. Когда девочке исполнилось десять лет, ее отец умер, оставив жене империю и восьмерых детей. Мария Терезия оказалась весьма деловой женщиной, она не только отлично управляла государством, но и устроила своим отпрыскам удачное будущее. Самую блестящую партию австрийская императрица уготовила младшей дочери. Мария Антуанетта была помолвлена с наследником Франции — Людовиком.
Девочку старались воспитывать как будущую королеву. Она ни в чем не знала отказа, училась повелевать и чувствовала себя уверенной среди тысяч направленных на нее глаз. Вместе с тем по характеру Мария Антуанетта росла беззаботной, веселой хохотушкой, не слишком привлекательной, зато очень легкой в общении, с живым ярким темпераментом. Когда Мария Антуанетта собралась отправиться во Францию, ее поддерживала неизменная убежденность, что благодаря своему очарованию она всегда сможет добиться того, что ей нужно.
Одетая в атласные одежды, украшенная драгоценностями невеста покинула отчий дом, чтобы больше уже никогда туда не возвратиться. При прощании мать подарила девушке маленькие золотые часики, которые навсегда остались талисманом Марии Антуанетты. На границе невесту встречал великолепный свадебный поезд во главе с дедом принца, королем — Людовиком XV. Последний, слывший большим знатоком по части слабого пола, остался доволен собственным выбором для внука. Принцесса была само очарование, и она придется ко французскому двору. Но жених Людовик несколько разочаровал Марию Антуанетту. Неуклюжий малый, глуповатый юноша больше всего в жизни интересовался хорошей едой, однако не отказываться же теперь от французского престола, тем более что жених благоговел перед принцессой. Пройдут годы, но Людовик будет так же восхищаться женой, как в тот первый день их знакомства.
Свадьба состоялась 16 мая 1770 года. Украшенный кортеж следовал по улицам Парижа, восторженная толпа горожан кричала здравицы счастливой невесте. Грандиозный фейерверк закончился печально: началось настоящее столпотворение — люди бросились к бесплатным угощениям, в давке многие погибли. Когда мертвые тела отвозили для опознания, по городу поползли зловещие слухи, что кровавое предзнаменование не принесет счастья молодым. Несмотря на трагедию, первые годы жизни Марии Антуанетты в Версальском дворце мало отличались от счастливых праздников детства. Людовик не желал принимать участия в светской жизни, потея и краснея при виде обожаемой жены. Принцесса, не особенно печалясь, собрала подходящий для себя кружок молодых людей, которые обожали проводить ночи напролет в развлечениях. Они играли в карты, танцевали, высмеивали наследника. Особенно шутникам нравилось переводить стрелки часов во дворце, создавая тем самым неразбериху.
В 1774 году Людовик XV умер от оспы. Молодая чета получила всю полноту власти. Новый король по прежнему много ел, по вечерам засыпал в кресле и записывал в дневнике: «Сегодня ничего не случилось», а Мария Антуанетта продолжала поражать парижан своим экстравагантным поведением. Она поменяла свой образ и из разукрашенной дамы превратилась в деревенскую простушку. Новый облик королевы гармонировал с небольшим дворцом загородного типа — Малым Трианоном, где жила королевская чета. Женщины сходили с ума от новой моды, введенной Марией Антуанеттой, давая прекрасные заработки парикмахерам и портным. Мало кто понимал, что соломенная шляпка королевы стоит дороже целого дома рядового горожанина.
В двадцать три года Мария Антуанетта впервые стала матерью, и за шесть последующих лет она родила четверых детей, из которых выжили только двое: Мария Терезия и дофин Людовик. Королева обожала своих малышек, но за государственными делами и развлечениями у неё мало оставалось времени для детей. Впрочем, сами государственные дела составляли подготовку к развлечениям. Королева жила для удовольствий и не скрывала этого. Она тратила королевскую казну на друзей, наряды, выезды и балы. Король, человек смирный и терпеливый, мирился с любыми капризами жены, и когда советники стали настаивать на сокращении «карманных денег» королевы, то Мария Антуанетта добилась их увольнения.
Пока королевская чета спокойно существовала в своем уютном мирке, в стране назревали катастрофические события. Историки находят множество причин, ведущих к социальным потрясениям. Мы не будем описывать нищету простых французов или философские мотивы свободомыслящих, не станем осуждать легкомыслие правящих классов. Скажем только, что Людовик XVI на просьбы снизить налоги отказался даже слушать предложения, назвав их «безумными». Естественно, злоба народа обрушилась на «эту иностранку», все, прежнее преклонение толпы словно переплавилось в ненависть. Теперь вместо восхищённого шёпота девушек на улице то и дело слышались грубые анекдоты про королеву: будто однажды Марии Антуанетте доложили, что рядовым французам нечего есть — нет хлеба. На что королева ответила: «Так пусть едят торты и пирожные».
Мария Антуанетта считала, что у нее есть природное право не обращать внимания на недовольство сограждан. Она сохраняла легкомысленное спокойствие, уверенная, что все это пройдет. Но катастрофа все таки разразилась. 14 июля 1789 года весь мир содрогнулся от кровавых бесчинств в Париже. Неизвестно, чем руководствовалась королева — привязанностью к мужу, долгом, прежней самоуверенностью, но, имея возможность спастись бегством, она предпочла остаться с королем, хотя все приближенные покинули венценосных пленников. 5 октября разъяренная парижская чернь ворвалась в Версаль, и на следующий день королевская семья была привезена под арестом во дворец Тюильри.

Почти два года провели здесь в заточении Людовик и его семья. Вначале с ними обращались лояльно: дети жили с родителями и, наконец, королева получила возможность проводить с ними большую часть времени. 20 июня 1791 года королевская чета предприняла отчаянную попытку спастись бегством, но она закончилась неудачей, что и подтолкнуло революционеров заняться участью арестованных безотлагательно.
Они были переведены в мрачное здание в центре Парижа. Людовик XVI все никак не мог поверить, что подданные могут лишить его трона, и упорно отказывался выполнить требования революционеров. В январе 1793 года начался судебный процесс, который привел короля в недоумение: по приговору его лишали не трона — жизни. Перед смертью Людовик провел последние два часа с семьей, получив столько любви от жены, сколько никогда он не видел раньше. Мария Антуанетта провела ночь без сна, следя по материнским золотым часикам, как время отстукивает последние минуты их царствования. Когда утром над Парижем поплыл звон колоколов, королева поняла, что ее мужа больше нет.
После казни Мария Антуанетта еще какое то время продолжала прежнее существование, но однажды ночью к ней пришли трое мужчин, чтобы увести сына. Королева бросилась к ребенку с криком, что она не отдаст Людовика, пусть лучше сначала убьют ее, но насильники были неумолимы. Через несколько дней Марию Антуанетту перевели в тюрьму Консьержери. В маленькой сырой камере ее ни на минуту не оставляли одну, даже во время утреннего и вечернего туалета, у нее отобрали все вещи, в том числе маленькие золотые часики — ее талисман.
Потекли последние унылые дни в тюрьме. Мария Антуанетта попросила иголки и нитки, чтобы занять себя вышиванием, но и в этой просьбе ей было отказано. Тогда она надергала ниток из обтрепанных занавесок, висевших в камере, и плела что то вроде сетки. Однако дух ее был не до конца сломлен, королеве удавалось вести переписку с французскими эмигрантами, она попыталась подкупить стражу и бежать из тюрьмы. Конвент и Комитет общественного спасения использовали членов королевской семьи как разменную карту, чтобы ликвидировать опасность интервенции — Мария Антуанетта была иностранкой. Некоторое время велись переговоры, но под давлением общественного мнения 16 октября 1793 года суд вынес смертный приговор королеве.
В день казни Мария Антуанетта поднялась очень рано, часов не было, так что она не могла следить за временем. С помощью служанки королева надела белое платье. Охрана следила за каждым ее шагом, осужденная воскликнула: «Во имя Господа и приличия, прошу вас, оставьте меня хотя бы на минуту! » Вошедший в камеру палач отстриг роскошные волосы Марии Антуанетты: это был его трофей. Ее посадили в грязную телегу и повезли по улицам Парижа. Толпа грозно и оскорбительно улюлюкала ей вслед.
Гильотина находилась неподалеку от дворца Тюильри, на площади Революции. Когда Марию Антуанетту подвели к плахе, она неосторожно наступила на ногу палачу. «Простите меня, мсье, я не нарочно ». Это были последние слова французской королевы.

ЛЮДОВИК XVI И МАРИЯ АНТУАНЕТТА

Царствование Людовика XVI (1754-1793) было прервано Великой французской революцией. Он пытался бежать из Франции, но в Варене был опознан и возвращен в Париж. 15 января 1793 года Национальный конвент начал поименное голосование по трем вопросам: «Виновен ли Людовик XVI?» («Да» – 683 человека, то есть подавляющее большинство.) «Следует ли любое принятое решение передавать на обсуждение народа?» («Нет» большинством голосов.) «Какого наказания заслуживает Людовик XVI?» (За смертную казнь без всяких условий проголосовали 387 человек, за смертную казнь условно или тюремное заключение – 334 человека.) Таким образом, большинством в 53 голоса король был приговорен к смертной казни. Но прения продолжались еще несколько дней. Наконец 19 января 1793 года Национальный конвент постановил гильотинировать короля в течение 24 часов.

Узнав о решении Конвента, Людовик попросил, чтобы к нему допустили священника Эджворта де Фримонта. В своих записках Эджворт подробно рассказал о последних часах короля.

Когда он прибыл к Людовику, тот сделал остальным рукою знак уйти.

Надгробия над могилой Людовика XVI и Марии Антуанетты в Сен-Дени. Париж

До тех пор священник хорошо владел собою, но при виде монарха, раньше столь могущественного, Эджворт не мог больше владеть собою и против своей воли упал со слезами к ногам короля.

Вначале Людовик отвечал на слезы священника собственными слезами, но вскоре король собрался с силами.

«Простите меня, месье, простите этот миг слабости, – сказал он, – если, однако, это можно назвать слабостью. Уже долгое время я живу среди врагов, и привычка как бы сроднила меня с ними, но вид верного подданного говорит моему сердцу совсем другое: это вид, от которого отвыкли мои глаза, и он меня растрогал».

Король ласково поднял священника и попросил его последовать за ним в кабинет. Этот кабинет не был обит обоями и не имел никаких украшений; плохая фаянсовая печь служила ему камином, и вся мебель его состояла из стола и трех кожаных кресел. Посадив Эджворта напротив себя, король сказал:

«Теперь мне остается одно-единственное великое дело, которое меня занимает целиком. Увы, единственное важное дело, которое мне осталось. Ибо что значат все остальные дела по сравнению с этим».

Случайно разговор перешел на герцога Орлеанского, и король оказался очень хорошо информированным о роли, которую герцог играл в вынесении ему смертного приговора.

Он об этом говорил без горечи, больше с жалостью, чем с гневом.

«Что я сделал моему кузену, – сказал он, – что тот меня так преследует? Он больше достоин жалости, чем я. Мое положение, без сомнения, печально, но, даже если б оно было еще хуже, я все равно не хотел бы быть на его месте».

На этом разговор между священником и смертником был прерван комиссарами, сообщившими королю, что семья его сошла из верхних камер тюрьмы вниз. При этом известии король выбежал из комнаты.

В течение четверти часа продолжались душераздирающие крики, которые, наверно, были слышны за стенами башни. Король, королева, маленький принц, сестра короля, его дочь – все плакали одновременно. Наконец слезы прекратились, ибо для них не осталось больше сил... Тихо и довольно спокойно началась беседа, продолжавшаяся около часа. Король после этого возвратился к священнику в состоянии глубокого волнения.

По просьбе Людовика священник прошел в маленькую клетушку, где обыкновенно спал королевский слуга Клери, отделенную перегородкой от комнаты короля. Оставшись один со своими мрачными мыслями, Эджворт слышал, как король спокойным голосом отдавал приказания к завтрашнему дню слуге Клери, оставшемуся сидеть, молясь, всю ночь у постели короля.

В 5 часов утра Людовик проснулся. Немного времени спустя король послал за священником, с которым он опять провел в беседе около часа в том же кабинете, где они встретились накануне. По выходе из кабинета Эджворт увидел посредине комнаты сделанный из комода алтарь. Король выслушал молитву, преклонив колена на голом полу, без подушки, и принял причастие. Священник затем оставил его одного.

Вскоре король снова послал за священником, который при входе в комнату нашел Людовика сидящим около печки.

Уже во всех кварталах Парижа звучал бой барабанов.

Вскоре сквозь стены тюрьмы можно было ясно различить голоса офицеров и лошадиный топот. Король прислушался и сказал хладнокровно:

«Они как будто приближаются».

С 7 до 8 часов утра под разными предлогами стучали в двери, будто желая убедиться, что король еще жив.

Возвращаясь в комнату после одного из таких стуков, Людовик сказал улыбаясь:

«Эти господа видят всюду кинжалы и яд. Они боятся, как бы я не покончил с собой. Увы, они плохо меня знают. Покончить с собой было бы слабостью. Нет, если нужно, я сумею умереть!»

Наконец в двери постучали и приказали собираться.

«Обождите несколько минут, – твердо сказал король, – и я буду в вашем распоряжении».

Закрыв двери, он бросился на колени перед священником.

«Все кончено. Дайте мне ваше последнее благословение и просите Бога, чтобы он поддержал меня до конца».

Среди жуткой тишины карета подъехала к тогда еще не мощенной площади Людовика XV.

Когда король понял, что экипаж прибыл на место, он обернулся к священнику и прошептал:

«Если не ошибаюсь, мы приехали».

Один из палачей поспешно открыл дверцы экипажа, и жандармы, охранявшие короля, собирались выйти первыми, когда Людовик приостановил их. Опираясь рукой о колено Эджворта, он сказал:

Едва король вышел из кареты, его окружили три палача, которые хотели снять с него одежду, но король, презрительно оттолкнув их, сделал это сам.

Они окружили Людовика и хотели взять его за руки.

«Что вы хотите?» – спросил король, отдергивая свои руки.

«Мы должны вас связать», – сказал один из палачей.

«Связать?! Меня?! – гневно воскликнул король. – Я никогда не соглашусь на это! Делайте, что вам приказано, но вы меня не свяжете».

Обернувшись к священнику, король молчаливым взглядом испросил у него совета. Эджворт молчал, но поскольку король продолжал вопросительно смотреть на него, священник проговорил со слезами в голосе:

«В этом новом оскорблении я вижу только сходство вашего величества с Христом».

При этих словах Людовик поднял глаза к небу. Затем он обратился к палачам:

«Делайте, что хотите. Я выпью чашу до дна».

Ступени эшафота были очень круты, и королю пришлось опереться о плечо священника. Каково же было удивление Эджворта, когда на последней ступени он почувствовал, что король «оставил его плечо» и твердым шагом прошел всю площадку эшафота. Одним своим взглядом Людовик заставил замолчать роту барабанщиков, стоявших против него. Затем громким голосом он произнес:

«Я умираю, не виновным в преступлениях, в которых меня обвиняют. Я прощаю виновникам моей смерти и прошу Бога, чтобы кровь, которую вы сейчас прольете, не упала бы никогда на Францию».

Услышав роковой удар ножа гильотины, Эджворт сейчас же упал на колени. Он оставался в этом положении до тех пор, пока самый молодой из палачей – почти мальчик – схватил отрезанную голову и, обходя эшафот, чтобы показать ее толпе, капнул кровью из мертвой головы короля на шею коленопреклоненному священнику.

Мария Антуанетта (1755-1793) – жена Людовика XVI была осуждена на смерть во время Великой французской революции спустя почти год после казни супруга.

С утра 16 октября 1793 года в Париже на площади Революции собралась огромная толпа. На казнь королеву везли в простой телеге. «Жалкая телега, тарахтя, медленно движется по мостовой. Умышленно медленно, ибо каждый должен насладиться единственным в своем роде зрелищем. Любую выбоину, любую неровность скверной мостовой физически ощущает сидящая на доске королева, но бледное лицо ее с красными кругами под глазами неподвижно. Сосредоточенно смотрит она перед собой.

Мария Антуанетта ничем не выказывает тесно обступившим ее зевакам ни страха, ни страданий. Ничто не приводит ее в замешательство: ни то, что у церкви Святого Духа собравшиеся женщины встречают ее криками глумления, ни то, что актер Граммон, чтобы создать соответствующее настроение у зрителей этой жестокой инсценировки, появляется в форме национального гвардейца верхом на лошади у телеги смертницы и, размахивая саблей, кричит: «Вот она, эта гнусная Антуанетта! Теперь с ней будет покончено, друзья мои!» Из-за рук, связанных сзади, тело ее напряжено, прямо перед собой глядит она, и пестрота, шум, буйство улицы не воспринимаются ею, она вся – сосредоточенность, смерть медленно и неотвратимо овладевает ею. Плотно сжатые губы не дрожат, ужас близкого конца не лихорадит тело; вот сидит она, гордая, презирающая всех, кто вокруг нее, воплощение воли и самообладания, и даже Эбер в своем листке «Папаша Дюшен» на следующий день вынужден будет признать: «Впрочем, распутница до самой своей смерти осталась дерзкой и отважной...»

На громадной площади мертвая тишина, слышны лишь тяжелое цоканье копыт и скрип колес. Десятки тысяч, только что непринужденно болтавшие и смеявшиеся, потрясены чувством ужаса, охватившего их при виде бледной связанной женщины, не замечающей никого из них. Она знает: осталось одно, последнее испытание! Только пять минут смерти, а потом – бессмертие.

Телега останавливается у эшафота. Спокойно, без посторонней помощи, с «лицом еще более каменным, чем при выходе из тюрьмы», отклоняя любую помощь, поднимается королева по деревянным ступеням эшафота; поднимается так же легко и окрыленно в своих черных атласных туфлях на высоких каблуках по этим последним ступеням, как некогда – по мраморной лестнице Версаля. Еще один невидящий взгляд в небо, поверх отвратительной сутолоки, окружающей ее. Никому не дано знать последних мыслей умирающего. Все кончено. Палачи хватают ее сзади, быстрый бросок на доску, голову под лезвие, молния падающего со свистом ножа, глухой удар – и Сансон, схватив за волосы кровоточащую голову, высоко поднимает ее над площадью. И десятки тысяч людей, минуту назад затаивших в ужасе дыхание, сейчас в едином порыве, словно избавившись от страшных колдовских чар, разражаются ликующим воплем».

Из книги Все монархи мира. Западная Европа автора Рыжов Константин Владиславович

Людовик III Король Франции из рода Каролингов, правивший в 879-882 гг. Сын Людовика II Заики и Ансгарды.Ум. 4 авг. 882 г.После смерти Людовика Заики начальник королевского дворца Дитрих и герцог Прованса Бизон провозгласили королём Людовика III. В следующем году Людовик и его брат

Из книги Мысли, афоризмы и шутки выдающихся женщин автора

МАРИЯ АНТУАНЕТТА (1755–1793), королева Франции, жена Людовика XVI Если страной правит король, корона давит на голову, а если королева – корона давит на сердце. * * * Несчастье имеет достаточную силу, чтобы сделать нас суеверными. * * * Я всегда готова принести в жертву свои личные

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

автора Авадяева Елена Николаевна

ЛЮДОВИК XVI И МАРИЯ-АНТУАНЕТТА Первое из прав есть право на существование… Максимильен Робеспьер Царствование Людовика XVI (1754–1793) было прервано Великой французской революцией. Он пытался бежать из Франции, но в Варене был опознан и возвращен в Париж. 15 января 1793 года

Из книги 100 великих историй любви автора Сардарян Анна Романовна

МАРИЯ-АНТУАНЕТТА (1755–1793) И как тогда, в игре в серсо: Она поправила прическу И прошептала: «Вот и все!» Н. Агнивцев Мария-Антуанетта (1755–1793) - французская королева, жена Людовика XVI была осуждена на смерть во время Великой французской революции спустя почти год после

Из книги 100 великих любовниц автора Муромов Игорь

Из книги 100 великих супружеских пар автора Мусский Игорь Анатольевич

Из книги 100 великих казней автора Авадяева Елена Николаевна

Людовик XVI и Мария-Антуанетта 19 апреля 1770 года 16-летний дофин Людовик-Август женился на 14-летней Марии-Антуанетте, своенравной и умной дочери Марии-Терезии и Франца I Австрийских. Супруга будущего короля Франции была похожа на обиженного ребёнка, несмотря на

Из книги 100 великих свадеб автора Скуратовская Марьяна Вадимовна

ЛЮДОВИК XVI И МАРИЯ АНТУАНЕТТА Царствование Людовика XVI (1754-1793) было прервано Великой французской революцией. Он пытался бежать из Франции, но в Варене был опознан и возвращен в Париж. 15 января 1793 года Национальный конвент начал поименное голосование по трем вопросам:

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Людовик XV и Мария Лещинская 1725 годОн был королём, пусть пока и юным, но в будущем - почти всевластным. У него была Франция, а значит, было всё. Она была на семь лет старше, и у неё фактически не было ничего. Но, как ни странно, именно поэтому они и стали супругами. Людовик XV.

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

МАРИЯ АНТУАНЕТТА (Marie-Antoinette, 1755–1793), французская королева, жена Людовика XVI 174 Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные. // S’il n’one pas de pain qu’ils mangent de la brioche. В нач. 1790-х гг. это апокрифическое изречение использовалось для дискредитации королевы. На самом деле оно появилось уже

Из книги Кабинет доктора Либидо. Том V (Л – М) автора Сосновский Александр Васильевич

ПОМПАДУР, Жанна Антуанетта Пуассон, маркиза де (Pompadour, Jeanne Antoinette Poisson, marquise de, 1721–1764), фаворитка Людовика XV 391 После нас хоть потоп! // Apr?s nous le d?luge. Уже в 1755 г. выражение «После меня хоть потоп!» считалось «известной поговоркой». ? Fr?ron E.-C. L’Ann?e litt?raire. – Amsterdam, 1755, t. 6, p. 93. С нач.

Из книги автора

МАРИЯ АНТУАНЕТТА (Marie-Antoinette, 1755–1793), французская королева, жена Людовика XVI47Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные. // S’il n’one pas de pain qu’ils mangent de la brioche.В начале 1790-х гг. это апокрифическое изречение использовалось для дискредитации королевы. На самом деле оно появилось уже

Из книги автора

ПОМПАДУР, Жанна Антуанетта Пуассон, маркиза де (Pompadour, Jeanne Antoinette Poisson, marquise de,1721–1764), фаворитка Людовика XV81После нас хоть потоп! // Apr?s nous le d?luge.Уже в 1755 г. выражение «После меня хоть потоп!» считалось «известной поговоркой». ? Fr?ron E.-C. L‘Ann?e litt?raire. – Amsterdam, 1755, t. 6, p. 93; цит. по.

Подробности Создано: 26.11.2017 20:44 Обновлено: 04.12.2017 19:46

Мария Антуанетта - не была выдающей королевой Франции, но привлекла внимание к своей персоне, как невинная жертва в битве за престол. Она могла бы стать достойной правительницей и сидеть на троне долгие годы, но ее легкомыслие и непонимание своего народа привели к смертной казны.

Это была веселая, беззаботная девушка, которая обожала носить красивые наряды и украшения. Она была молоденькой принцессой, которую выдали замуж за дафина Людовика Августа и стала пешкой в политической игре.

Мария Антуанетта стала подарком с небес и залогом примирения двух больших стран - Франции и Австрии, которые утопали в долговечной войне. Но девушка даже не подозревала, какая судьба ее ждет впереди. Она думала, что попала в сказку, но оказалась в жестокой реальности.


Биография

Как утверждают источники, малышка появилась на свет 2 ноября 1755 года в городе Вена (Австрия). Ее рождение прошло под плохим знамением, но в то время этому никто не придал особого значения. Во-первых, мать чуть не умерла при родах, а во-вторых, случилось мощное землетрясения в Лиссабоне (с кучей жертв) откуда приехали ее крестный отец и мать.

В детстве

Девочка имела много братьев и сестер, ведь родилась последним 15 ребенком. Но именно для нее матушка приготовила важную миссию - выйти замуж за дафина и остановить войну между Францией и Австрией.

Мария-Антуанета воспитывалась по всех строгих правилах, которые придумала ее мать Мария-Тереза. В 3 года она уже носила корсет, а когда немножко подросла, то обязательно должна была посещать уроки танцев, истории, живописи, правописания и математики. Также в программу входили знания теории управления государством, и умение разговаривать на нескольких иностранных языках.


Чтобы воспитать в ней настоящую леди, девочка изучала искусство ведения светской беседы, училась рукоделию и для общих знаний - посещала театральные представления.

Но в итоге юная барышня наплевательски отнеслась ко всем урокам и изучала лишь то, что для нее было более или менее приемлемым. Она больше любила играть и ее знания остались поверхностными.


Личная жизнь

Как утверждают СМИ, Мария-Терезия очень хотела устроить судьбу своей дочери и настойчиво добивалась согласия на бракосочетания от короля Франции. Ей это удалось и они подписали брачный контракт. 21 апреля 1770 года Мария-Антуанета навсегда покидает родительский дом и свою родную семью. Юная девушка в свои 14 лет становиться дофиной Франции, и уже другая королевская семья принимает ее к себе.


Как утверждают СМИ, ее жених красотой не блистал: был немного полноватым и слишком застенчивым. Зато имел ясный ум, был начитан и знал несколько иностранных языков. Ее будущий муж, дофин Людовик Август , был совсем не в восторге от брака на чужестранке, зато сам Людовик XV остался очарован невесткой.

Муж Людовик Август


Свадебное торжество прошло с трагическими последствиями. Когда под конец свадьбы устроили народные гулянья на центральной площади, собралось большое количество людей. Поговаривают, что неудачно запущенные в толпу фейерверки вызвали панику и серьезную давку. В результате погибло около 140 человек и множество также было ранено.

После торжества должна была состояться брачная ночь, но и здесь девушку постигла неудача и разочарование. Физического контакта между супругами не было, потому что дофин оказался болен на фимоз (сужение крайней плоти) и половой акт причинял ему адскую боль. Поговаривают, что Мария-Антуанета была девственницей долгих 7 лет, пока в дело не вмешалась Мария-Терезия. Она нашла врача, который хирургическим способом устранил проблему и после этого на свет появились первые наследники.

Интересные факты

1. Она умело каталась на коньках и в высшем обществе считалась самой умелой в этом виде развлечения.

2. Обожала играть азартные игры . Ходят слухи, что за время правления она проиграла достаточно внушительную сумму денег.



3. Стала законодательницей моды множества женских нарядов и аксессуаров. Она освободила дам от узких корсетов и широких юбок, научила их атласными лентами с узорами скрывать дряблую шею, показала девушкам как носить мужские костюмы и шляпы, украсила платья большим количеством рюш, гирляндами из цветов, бантами, а также ввела в моду цветочные принты.


4. Об Марии-Антуанетте было снято множество кинофильмов и мультфильмов . Самая первая работа под одноименном названием "Мария-Антуанетта" (1938) принадлежала американскому режиссеру В. С. Ван Дайк. Роль королевы, пригласили сыграть канадско-американскую актрису Норму Ширер. В более современной интерпретации, кинофильм "Мария-Антуанетта" (2006) был снят американским кинорежиссером Софией Копполой. Здесь на роль королевы утвердили молодую киноактрису Кирстен Данст.

5. О ее жизни и деяниях было написано множество романов . Ее имя можно встретить в книгах А. Дюма, Виктории Хольт, Эвелины Левер, Стефана Цвейга и других писателях.

Кирстен Данст в роли королевы Франции

Дворцовые интриги

Как утверждают источники, наивная и легкомысленная девушка всегда находилась под каким-то влиянием. Ее постоянно использовали в интригах дочери Людовика XV против его фаворитки, мадам Дюбарри, которая имела при дворе большие связи. Она вела вольную и разгульную жизнь и за ее спиной, распускались грязные сплетни.


Когда девушка стала королевой, то вообще отдалилась от старой придворной знати, а окружила себя странными людьми, которые то и дело использовали ее в своих грязных целях. А затем она подчинила себе мужа и начала сама управлять страной, что вызвало большое негодование не только у знати, а даже у придворных.



Смертный приговор и казнь

Как утверждают СМИ, молодая и беззаботная королева жила своей жизнью при дворе и ее мало волновали события, которые происходили в стране. Она развлекалась, опустошала королевскую казну и заботилась только о муже и детях. А тем временем во Франции нарастал настоящий бунт. Население было крайне недовольно политикой своего короля и в милой королеве они уже не видели спасительницы.

Грязные сплетни распускавшиеся про нее во дворце, только угнетали обстановку. Налоги были настолько высокими, что простой народ начал превращаться в нищих. А когда люди попросили их снизить, король развел руками, сообщив, что это невозможно. После этого большинство народа Франции чувствовали к королевской семье только ненависть и злобу.


Обстановка накалялась, но Мария Антуанетта продолжала жить в своем маленьком мирке и считала, что не стоит обращать внимания на мелкие требования граждан. Она была просто уверенна, что они немного побесяться и в конце концов успокоятся. Это ее и погубило...

Первая массовая кровавая резня произошла 14 июля 1789 года в Париже. И это было лишь началом. Знать начала беспокоиться и многие из них скоропостижно покинули дворец. Но любящая жена и мать своих детей, решила остаться возле мужа до конца и это стало ее роковой ошибкой.

Как утверждают источники, спустя примерно 3 месяцев (5 октября) после первой бойни, ненавистная и озлобленная чернь ворвалась в Версаль, и взяла королевскую семью под стражу. Затем их перевезли в дворец Тюильри и два года держали под арестом. Все это время к ним относились лояльно. Они жили в приличных условиях и могли общаться друг с другом. Но, когда в 20 июня 1791 года королевская семья совершила неудачную попытку бегства, отношения к ним резко ухудшилось.

Нападение. Королева защищает детей



Их перевели в другое здание, которое было расположено в центе Парижа и имело худшие условия. А затем началась цепочка событий, которая привела к смерти практически всех членов королевской семьи.

Сначала казнили короля (январь 1793), затем забрали детей, а саму Марию Антуанетту перевели на отбывания строка до принесения приговора в тюрьму Консьержери. Все это время (до приговора и казни) она провела в маленькой комнатке со скудной мебелью и небольшим набором сменной одежды. Ее кормили 2 раза в день и за ней все время приглядывали жандармы. Чтобы хоть как-то скоротать время, она читала книги и молилась.

Мария Антуанетта по дороге на казнь



15 октября 1793 года начался судебный процесс над королевой. Ее обвинили во всех "смертных грехах" и приговорили к смертной казни. Лишения свободы и постоянные переживания стёрли с ее милого лица молодость и красоту. Это была уже не молодая, а старше своих лет, изможденная женщина. Но до самой смерти она держалась гордо и достойно.

На следующий день начали исполнять приговор. Ей остригли волосы, одели белую длинную рубашку, завязали за спиной руки и усадили в повозку палача. Пока везли к гильотине, на нее сыпалась брань ее же народа.

Она самостоятельно взошла на эшафот и без помощи легла под нож гильотины. Через несколько минут ее труп стал обезглавлен. Как утверждают СМИ, ее останки в 1815 году были перенесены в аббатство Сен-Дени. На сегодняшний день место ее захоронения в соборе неизвестно.

Гильотина


Судьба детей

Как утверждают источники, королева подарила мужу четверо прекрасных деток - две девочки (Мария-Терезия-Шарлотта и София-Беатрис) и два мальчика (Луи-Джозеф и Луи-Шарль герцог Нормандский). Практически всех ее детей постигла трагическая судьба.

Старшая дочь Мария-Терезия-Шарлотта , которая появилась на свет 19 декабря 1778, была названа в честь бабушки. В то время, когда ее мать казнили в 1793 году, она уже была достаточно взрослой девочкой (ей исполнилось 15 лет). Поговаривают, что революционный Комитет, который правил в те годы, продержал ее в тюрьме еще 2 года после смерти матери. А затем обменял ее на важных чиновников, которые находились в австрийском плену.

Мария Антуанетта с детьми


А вот попала ли девушка домой, здесь мнение историков расходятся. Одни источники утверждают, что она все таки благополучно вернулась в Вену к Императору Францу II, который приходился ей дядей и вышла замуж за своего кузена. Получив титул герцогини Ангулемской, она провела тихую жизнь. Детей у нее не было, муж умер первым, а она, прожив долгих 73 года, спокойно умерла 19 октября 1851 года.

Другие источники выдвигают иную версию происходящих событий. Будто по дороге в Вену ее подменили на другую похожую девочку и увезли в столицу Саксен-Альтенбургского княжества. Там она имела покровителя, долгое время скрывала свое лицо и умерла в то же время указанное выше. Истинных доказательств этих двух теорий, к сожалению, нет.


Младшая доченька София-Беатрис, которая родилась 9 июля 1786, умерла не дожив даже до годовалого возраста. Дата смерти - 19 июня 1787, а ее причина не известна.

Такая же судьба постигла и ее старшего сына Луи-Джозефа . Он родился 22 октября 1781 года и умер через восемь лет от туберкулеза. Дата смерти - 04 июня 1789 года.

И последний наследник Луи-Шарль герцог Нормандский , который родился 27 марта 1785 года, после казни отца был также заточен в тюремную камеру, отдельную от матери. После всех происшедших событий, его здоровья ослабело, и он простудился. Дальше болезнь переросла в туберкулез, а поскольку в то время эта болезнь считалась неизлечимой, он умер 8 июня 1795 года.


Видео

У вас нет прав для отправки комментариев


Имя: Мария Антуанетта (Marie-Antoinette)

Возраст: 37 лет

Место рождения: Вена

Место смерти: Париж

Деятельность: королева Франции

Семейное положение: была замужем

Мария - Антуанетта - биография

У этой яркой женщины имя которой - Мария-Антуанетта, было все: красота, богатство, власть. Вот только любовь народа, которым правила, она заслужить не сумела.

Мария-Антуанетта - детство

Рождение младшей дочери австрийского императора Франца I в ноябре 1755 года омрачилось дурным знамением. Когда короля и королеву Португалии пригласили стать ее крестными, в Лиссабоне случилось землетрясение с массой жертв. Вдобавок в родах едва не умерла мать малышки, императрица Мария-Терезия. К счастью, тогда все обошлось, и про знамения на время забыли. Новорожденную назвали Мария-Антуанетта - в честь святой Девы Марии и святого Антония Падуанского.


Мария-Антуанетта - образование

Программу обучения для дочери составила сама Мария-Терезия. История, живопись, правописание, теория управления государством, музыка, иностранные языки, математика - все это давалось девочке с трудом. Зато танцы, рукоделие и искусство ведения светской беседы доставляли удовольствие. Наставник принцессы - аббат Вермон - был полон оптимизма: «У нее больше интеллекта, чем можно было предполагать, но, к сожалению, из-за разбросанности в свои двенадцать лет она не привыкла его концентрировать... Хорошо усваивает лишь то, что одновременно и развлекает ее».

У родителей была цель: обвенчать своих детей с представителями династии Бурбонов, правившими в Европе. Посредством этих браков Габсбурги планировали предотвратить конфликты Австрии с другими государствами. Надо сказать, с задачей они справились неплохо. Но брак Марии-Антуанетты и наследника французской короны Людовика XVI стал самым удачным союзом.

Юная Мария-Антуанетта была на удивление легкомысленна: когда пришла пора выдавать ее замуж, выяснилось, что вся ее предыдущая учеба не дала результатов. Девушку надо было заново обучать этикету, танцам, языкам и правописанию. Кроме того, зная ветреный характер дочери, Мария-Терезия приказала ей отныне спать только в ее покоях, дабы какой-либо горячий дворянин не воспользовался наивностью прелестницы.

В 14 лет Мария-Антуанетта покинула любимую Вену и в сопровождении эскорта отправилась в неизвестность. Впереди были Париж, слава и суженый, которого она никогда не видела.

На границе на безлюдном рейнском острове их уже ждал ритуальный шатер. Девушка вошла в него на австрийской земле. По правилам, невесте не разрешалось ничего брать с собой на новую родину -пришлось отдать даже любимую собачку. Внутри шатра прислуга сняла с Марии-Антуанетты всю одежду, после чего принцесса сделала символический шаг вперед. Обряд означал: все, что она имела ранее, остается в прошлой жизни. На французской половине ее облачили в дорогое платье из Парижа. Отныне будущая королева Франции должна быть француженкой во всем.

Увидев суженого, Мария-Антуанетта испытала разочарование. Прыщавый толстый подросток, к тому же говоривший на языке, который она плохо понимала. Сама же девушка была изящна и имела ангельскую внешность. Позднее, познакомившись с Луи, она поняла, что все не так плохо. Он был забавным, добрым и легко попадал под чужое влияние. Конечно же, принцесса быстро сделала его игрушкой в своих руках.


Однако двор деда ее мужа - короля Людовика XV - оказался не столь добр к иностранке. Всему виной - мадам Дюбарри, фаворитка монарха, сместившая саму маркизу де Помпадур. Удивительно, но молодая австриячка, еще не став королевой, словно не замечала ту, чьего расположения искали все вельможи. Мария-Антуанетта попросту игнорировала ее! Напрасно мать убеждала ее в письмах: пока не родился наследник, положение твое шаткое, и ты не должна наживать себе врагов. Только после уговоров мужа и упреков короля Мария-Антуанетта смилостивилась бросить Дюбарри: «Не правда ли, в Версале сегодня чересчур многолюдно?» Это была первая и последняя фраза, обращенная к всесильной фаворитке.

Принцесса вела роскошную и вольготную жизнь. В знак признательности за рождение дочери супруг подарил ей небольшой, но уютный дворец Трианон. Именно там, освободившись от опеки двора, Мария-Антуанетта блистала на балах. Слухи о ее развлечениях шокировали Париж. В то время как бедняки ели траву, в Трианоне каждую ночь съедалось по небольшому стаду баранов. А восковые свечи, стоимость каждой из которых равнялась недельному заработку рабочего, еженощно сжигались сотнями. Народ, измученный высокими налогами, голодом и нищетой, видел виновницей своих бед королеву-иностранку.

Мария-Антуанетта - конец

Увлечение Марии-Антуанетты балами многие историки объясняют сложным браком. У ее супруга Луи был фимоз (слишком узкая крайняя плоть), при котором половой акт становился затруднительным и болезненным. Она долго не понимала, почему муж спит с ней как с сестрой. А тем временем злые языки шептали о бесплодии австрийской красавицы. Мария-Антуанетта старалась забыться в бесконечных кутежах, а Луи не считал нужным что-либо предпринимать.

Когда же, поддавшись уговорам, он согласился на операцию и стал полноценным мужчиной, его жена уже не могла отказаться от дорогих развлечений, азартных игр и маскарадов. К тому же король не был склонен к ночным пиршествам, предпочитая ложиться и вставать рано. Но супругу он любил, а потому потакал ее капризам. «Вы дороже любых бриллиантов», - шутил Луи, когда она говорила ему о желании приобрести очередную драгоценность. То, что казна уже практически пуста, ни короля, ни королеву не беспокоило.

Тем временем народ, доведенный до отчаяния, начал роптать. Ситуацию еще можно было исправить, но, идя на поводу у беззаботной жены, король уволил реформаторов Тюрго и Неккера. Когда недовольство народа достигло крайней точки, грянула Великая французская революция.

Арест королевская семья поначалу восприняла спокойно. Ничто не внушало опасений: они по-прежнему жили во дворце, почти без охраны. Роялисты предложили Но для его завершения разделиться по одному или два человека. Мария-Антуанетта и слышать не хотела о расставании с детьми и отвергла этот план. В итоге королевскую семью узнали в одной из деревень, арестовали и под конвоем отправили обратно в Париж. Финал истории плачевен. Сначала был казнен Людовик XVI, а затем настал черед королевы.

На суде Марию-Антуанетту обвинили в измене Франции и сговоре с врагом (в заточении она писала письма в Вену, чтобы австрийская армия освободила ее), расточительстве и растрате, а также в инцесте - дескать, королева совращала своего младшего сына. Несмотря на враждебность судей и зрителей, Мария-Антуанетта проявила выдержку и спокойствие, держалась с достоинством, а на обвинение в инцесте даже не стала отвечать.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!