Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Армения примет полноценное участие в интеграционных процессах таможенного союза. Вступление Армении в ТС: взгляд изнутри

С осени ушедшего года активизировались переговоры о вступлении Армении в Таможенный союз (Беларусь, Казахстан и Россия) и далее — в Единое экономическое пространство. Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития оценил возможный экономический эффект для этого закавказского государства от такого интеграционного шага. Интеграция Армении в ТС — ЕЭП является предпочтительной при выборе любой стратегии экономического развития республики, говорится в докладе ЦИИ ЕАБР.

При развитии экономики страны за счет расширения внутреннего спроса Армения крайне заинтересована в соглашениях, гарантирующих свободу передвижения трудовых ресурсов и капитала, что обеспечит стабильное финансирование торгового счета платежного баланса, отмечают авторы доклада. При выборе экспортно ориентированного сценария перед Арменией открывается ряд возможностей:

  • достижение темпов роста ВВП, гарантирующих более высокий уровень жизни и конвергенцию доходов;
  • доступ на емкий и защищенный рынок ЕЭП;
  • приток инвестиций в экспортные сектора, ориентированные как на рынок ЕЭП, так и на внут­ренний рынок;
  • решение проблемы транспортного тупика Армении;
  • решение стратегических задач в энергетике.

Эффект роста ВВП

В процессе интеграции с ТС дополнительный прирост может составить 2% (в 2015 г. прогнозируется прирост примерно на 200 млн долл. с учетом того, что интеграция влияет и на темп рос­та капитала). С учетом приближения цен на минеральные продукты к ценам в ТС дополнительный прирост ВВП может составить 4% через два года (прирост примерно 400 млн долл.).

Строительство новой атомной электростанции, железной дороги на Иран, коридора «Север — Юг», открытие железнодорожного сообщения с Россией через Грузию еще более увеличат темпы роста ВВП, повысив при этом экономическую безопасность Армении и обеспечив долгосрочную экономическую устойчивость.

Только краткосрочный торговый эффект в 140 млн долл. за один год от снижения цен на газ сопоставим с приростом ВВП на 146 млн долл. в долгосрочном периоде в результате ассоциативного соглашения с ЕС, считают аналитики ЕАБР.

Транспорт

Транспортное положение Армении можно считать тупиковым, отмечается в докладе, так как страна полностью зависит от транзита грузов через территории Грузии и Ирана, однако сама существенной роли в обеспечении грузоперевозок для своих соседей не играет, что резко повышает уровень односторонней зависимости Армении от соседних стран. Реализация проектов по строительству автомобильного коридора «Север — Юг», строительство железной дороги Иран — Армения, открытие железной дороги Армения — Грузия — Россия:

  • создаст сильный коммуникационный узел регионального и международного значения;
  • создаст надежную транспортную связь между странами ТС и рынками Персидского залива, Южной и Юго-Восточной Азии;
  • станет фактором, притягиваю­щим Армению и Грузию к ТС;
  • станет первым международным транспортным проектом на Южном Кавказе, ориентированным на поддержку евразийской, а не европейской интеграции.

Без решения транспортной проблемы интеграция Армении в ТС и ЕЭП не даст максимального положительного эффекта ни для самой республики, ни для интеграционной «тройки».

Вступление Армении в ТС несет в себе определенные выгоды с точки зрения транспорта не только для Армении, делают вывод эксперты.

Энергетика

Логика развития энергетичес­кой отрасли Армении заключается в попытках достичь двух основных целей: обеспечить энергетическую безопасность страны и увеличить техничес­кие возможности для наращивания экспорта электроэнергии. Причем в долгосрочной перспективе основным направлением такого экспорта будут не постсоветские страны, а Иран, говорится в исследовании.

Сегодня стратегический интерес Армении в сфере энергетики нацелен на реализацию новых энергетических проектов, так как именно они будут гарантировать стабильность системы и увеличат объем экспорта, в том числе в случае закрытия Армянской атомной электростанции. Среди этих проектов:

  • строительство нового энергетического блока на Армянской атомной электростанции мощностью 1000 MВт;
  • строительство пятого энергетического блока на Разданской ТЭС мощностью 440 MВт;
  • инсталляция новой газовой турбины мощностью более 200 MВт на Ереванской ТЭС;
  • строительство новых гидро­электростанций;
  • строительство ветряных ферм общей мощностью более 200 MВт.

Миграция

Миграция находится под влиянием безвизового режима, разницы между ВВП на душу населения в Таможенном союзе и Армении и величины армянской диаспоры. Существенный рост производства в ТС при том же уровне производства респуб­лики приводит к росту объемов поступающих в страну трансфертов, 85% которых направляются из России. За 2012 г. трансферты из России составили сумму, равную 64,5% государственного бюджета Армении. Квартальный рост объе­ма трансфертов оценивается в 9 млн долл., годовой — около 36 млн долл., что увеличивает величину трансфертов из ТС в Армению ежегодно примерно на 3%, прогнозируют аналитики ЕАБР. При этом препятствия­ми для трудовой миграции из Армении в Евросоюз остаются отсутствие полноценной возможности свободного передвижения людей, сложности трудоуст­ройства, финансовые, языковые проблемы.

Таможенные тарифы

Сравнение таможенных тарифов Армении и Таможенного союза позволяет экспертам сделать вывод, что Армении придется существенно повысить уровень защиты. Повышение уровня таможенных пошлин приведет к сокращению дефицита бюджета и переориентации торговли.

Возникнут проблемы в рамках ВТО. Средневзвешенный применяемый импортный таможенный тариф Армении является одним из наиболее низких среди используемых членами ВТО. Он составляет по ставке режима наибольшего благоприятствования 2,7% (в Таможенном союзе 7,6% в 2013 г., 6,9% — в 2014-м, 6% — в 2015 г.). При этом Армения не использует тарифные квоты, 73% тарифных линий не облагаются пошлинами, а почти все остальные являются предметом десятипроцентной пошлины. Средневзвешенный связанный тариф Армении составляет 8,5% (у России — 10%). Во многих сферах, в частности в торговле услугами, торговый режим даже более либерален, чем зафиксировано в обязательствах Армении перед ВТО. Разрешение противоречий в рамках ВТО потребует торговых переговоров, стороной в которых консолидированно выступят страны Таможенного союза.

Подводя итог, аналитики ЦИИ ЕАБР замечают, что у интеграции Армении в ТС — ЕЭП есть ряд структурных преимуществ, которые укрепят экономичес­кие позиции Армении и повысят ее стабильность. Насколько удастся реализовать этот потенциал, во многом зависит от успеха в решении ключевых проблем: транспорта, энергетики, железнодорожного и автомобильного экспорта через Грузию, легализации и отсутствия ограничений в трудовой миграции, а также повышения инвестиционной привлекательности страны. Участники ТС, в свою очередь, заинтересованы в развитии железнодорожных и автомобильных транспортных коридоров, а также электросетей в направлении Южной Азии и Ближнего Востока, заключают эксперты.

ПИИ России в Армению

Компания-инвестор

Объект инвестирования

Год начала проекта

Стоимость на конец 2012 г., млн долл.

«Газпром»

5-й блок Разданской ТЭС

Интер РАО ЕЭС

100% ЗАО «Электрические сети Армении»

Интер РАО ЕЭС

100% ОАО «РазТЭС» (Разданская ТЭС — 4 блока)

80% ЗАО «К-Телеком»

«ВымпелКом»

100% ЗАО «Арментел»

«Газпром»

80% в «АрмРосгазпром»

100% — 1 акция в ЗАО «Южно-Кавказская ­железная дорога»

«Тройка Диалог»

ЗАО «Америабанк»

«Прометей Сити», ­




«Закнефтегазстрой»




Группа ВТБ

100% ЗАО «Банк ВТБ (Армения)»

Газпромбанк

100% ЗАО «Арэксимбанк»

100% ЗАО «РУСАЛ АРМЕНАЛ»

Раскрыть структуру статьи

Скрыть содержание статьи

В начале сентября президент

Армении

Серж Саргсян объявил о намерении страны

вступить в Таможенный союз

В случае если переговоры пройдут успешно, закавказское государство станет четвертым в евразийском клубе и единственным, у кого нет с другими странами союза общих границ. «Лента.ру» решила присмотреться к экономике Армении, чтобы понять, насколько значимым для всех сторон будет присоединение республики к союзу.

История развития армянской экономики

Армения стала промышленно развитой (для своего времени) республикой в послевоенные советские годы. Самыми значимыми для экономики СССР были находившиеся в ее недрах руды молибдена и меди. В 1957 году в Алаверди был построен крупный медеплавильный комбинат. Вместе с металлами Армения снабжала другие союзные республики продуктами питания и, конечно, алкоголем в первую очередь коньяком. При советской власти в Армении также были построены несколько электростанций, которые работают до сих пор, и заводы комплектующих для огромного советского ВПК, в частности, электро- и радиоприборов.

После развала СССР промышленность оказалась на грани коллапса, так как доступ ко всем бывшим рынкам теперь был перекрыт. ВВП за пару лет рухнул в два с лишним раза, и множество людей остались без работы и средств к существованию. Лишь к середине 2000-х годов урон от краха СССР удалось в целом восполнить, но большая часть армянской промышленности, в особенности высокотехнологичные секторы, за полтора десятилетия успела погибнуть. Во многом это было связано с тем, что ориентировалась она именно на ВПК, а ресурсы были привозными.

Все это усугубилось экономической блокадой, в которую государство попало из-за карабахского конфликта. О торговых связях через Турцию и Азербайджан Еревану теперь пришлось забыть, оставались только коридоры через Грузию и Иран. Отсутствие выхода к морю и крупным магистралям привело к тому, что армянское государство экономически замкнулось в себе, полагаясь в основном на взаимоотношения с Россией. Они же постепенно начали налаживаться «через голову» Грузии, хотя того объема торговых связей, который существовал в советский период, достичь было уже невозможно.


Ориентация на производство металлов и продуктов питания

Сейчас Армения является небольшой по размеру экономикой (в мировом рейтинге она не входит даже в первую сотню, располагаясь между Маврикием и Экваториальной Гвинеей), в основном концентрирующейся на производстве цветных металлов и продуктов питания. В 2000-е ей удалось добиться неплохих показателей экономического роста (в отдельные годы они заходили за 10-процентную отметку), часть которого, однако, была «съедена» глобальными кризисом 2008-2009 годов, когда ВВП рухнул на 14 процентов. Потока инвестиций в страну не наблюдается, поскольку деньги в Армении вкладывать особенно некуда, да и по уровню коррупции республика занимает одно из самых высоких мест в мире, что тоже приходу иностранного капитала не способствует.

Значительную часть средств Ереван получает за счет переводов из-за рубежа, составляющих около 13 процентов ВВП. Из этой суммы 60 процентов переводится из России. По сути, для национальной экономики переводы являются ключевым источником дохода, за их счет страна получает половину всей валюты. Именно снижение объема переводов из-за границы и вызвало столько резкий обвал ВВП во время кризиса.


Сильная зависимость от России

Что касается непосредственно товарного производства и экспорта, то здесь зависимость от России почти столь же существенная, как и в сегменте денежных переводов. В 2012 году на долю России приходилось около 18 процентов всего экспорта товаров. Особого разнообразия не наблюдается: продукты питания и алкоголь составляют почти две трети всех поставок в РФ и приносят ежегодно около 150 миллионов долларов.

В обратном направлении идут энергоресурсы, зерновые и некоторые виды металлов, причем в значительно большем количестве: Армения имеет с Россией большой торговый дефицит, составляющий почти 800 миллионов долларов. По значимости для национальной экономики российские поставки для Армении в разы важнее, чем от какой-либо другой страны: даже объем импорта из Китая втрое меньше, чем из РФ. И если экспорт в европейские страны является более или менее существенным (в Германию и Бельгию вместе закавказская страна поставляет примерно столько же продукции, сколько и в Россию), то импорт крайне невелик и ограничивается по большей части предметами роскоши и некоторыми товарами хай-тека.

Так как все заявления о каких-либо реформах и диверсификации экономики пока никакого реального продолжения не получают, а объективно Армения к России привязана крепко и в экономическом, и в политическом плане, о кардинальном изменении картины в ближайшие годы говорить никак не приходится. Поэтому вступление в Таможенный союз в каком-то смысле лишь фиксирует сложившееся положение: несмотря на то что в ТС входят еще и Белоруссия с Казахстаном, «первую скрипку» в нем играет именно Москва.


Плюсы от вступления в ТС для Армении очевидны

Для Армении выигрыш от присоединения к Таможенному союзу заключается в том, что она сможет поставлять свою продукцию на рынок России, Белоруссии и Казахстана совершенно свободно, то есть прибыль ее производителей увеличится. С учетом того, что Армения страна маленькая, даже эта копейка в ее масштабах будет очень значимой.

Впрочем, едва ли не важнее для правительства Армении вопросы импорта товаров из России. Москва известна тем, что готова предоставлять дружественным ей странам ресурсы на льготных условиях. Сейчас Армения покупает российский газ по низким ценам (190 долларов за тысячу кубометров; это в полтора раза меньше, чем цена, по которой газ отправляется на Украину), но в следующем году Москва пообещала тарифы поднять. Таможенный союз может это повышение отменить или хотя бы заморозить на несколько лет: Белоруссия как член ТС получает топливо из России по 150 долларов. Аналогичным образом понизятся и цены на уран для местной АЭС.

Наконец, армянской стороне присоединение к ТС дает еще и определенные гарантии того, что ее продукции не будут угрожать никакие форс-мажоры. Пример украинских кондитерских изделий Roshen, объявленных в России вне закона, или грузинского вина более чем нагляден: в обоих случаях производители потеряли основной рынок сбыта и понесли значительные убытки.

Для России это мало на что повлияет

В Таможенном союзе нападок со стороны санитарных и других служб, по идее, быть не должно. Что касается чисто торговых споров, то они также маловероятны: Армения едва ли способна как-то существенно задеть интересы России или, скажем, Белоруссии, а слабое развитие промышленности и ее узкая специализация позволяют республике не бояться, что ее завалят импортом просто потому что она и так им завалена.

Российская экономика от вступления Армении в Таможенный союз не выиграет, но, впрочем, и не проиграет. Армения поставляет в РФ слишком мало, чтобы разница в тарифах как-то сказалась хотя бы на каком-нибудь сегменте отечественного рынка. Ясно, что для Москвы вступление республики в Таможенный союз лишь показатель политической мощи, рекламный ход с целью привлечь другие, более важные страны (читай Украину) к проекту.

Таможенный союз действует на основании Договора о таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г.

Создание Таможенного союза, как написано в Преамбуле Договора, отражает необходимость координации подходов входящих в него государств при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. Данная организация создана для эффективного продвижения процесса формирования Договаривающимися Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, определенных в соглашениях о Таможенном союзе.

Участниками Таможенного союза на данный момент являются Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.

Однако, Таможенный союз открыт для присоединения к нему любого государства. Такая возможность прямо предусмотрена в ст. 63 Договора.

В настоящее время о возможности вступить в Таможенный союз и присоединиться к Договору о таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. заявила Армения.

Как отмечают эксперты (информация сайта www.vesti.ru) «Армения готова вступить в Таможенный союз, даже не имея общих границ с его участниками. Товарооборот Армении с Россией составляет чуть больше миллиарда долларов в год. Цифра почти незаметная на фоне других участников союза. Товарооборот России и Казахстана – 24 миллиарда долларов. С Белоруссией - в два раза больше. Особой экономической выгоды от вступления в Таможенный союз Армения не получит…

Скорее, решение Еревана - это политическая победа России в создании общего евразийского пространства, особенно на фоне натянутых отношений с Украиной и Белоруссией.

Причиной вступления Армении в Таможенный союз эксперты сайта www.vesti.ru называют так же стоимость энергоносителей. Весной 2013 г. «пришла новость о повышении цены на газ для Армении со 189 до 270 долларов за тысячу кубометров.

Участникам Таможенного союза Россия продает газ по 150 долларов.

Но есть и другие причины для сближения с Россией и Белоруссией. "Это вопрос безопасности. Дело в том, что Армения граничит на западе с Турцией, с которой ее связывают давние противоречия. А на востоке - граница с Азербайджаном, где не урегулирован конфликт вокруг Нагорного Карабаха. Поэтому Армения заинтересована в сотрудничестве с Россией с точки зрения политики", - отмечает Станислав Савинов».

По информации экспертов сайта www.vedomosti.ru «Экономическая выгода Армении, перед которой, как перед Казахстаном, не стояла проблема китайского ширпотреба, будет в том, что российские предприятия начнут, наконец, модернизацию принадлежащих им в стране предприятий, теперь ее будут политически мотивировать….

Всего, по данным В.В.Путина, в Армении работают около 1300 российских компаний. О первом проекте В.В.Путин объявил вчера в присутствии Саргсяна: РЖД готова инвестировать вармянскую железную дорогу около 15 млрд. руб. Серьезной оппозиции это решение в армянском обществе не встретит, там, наоборот, сетуют на недостаточное присутствие России…».

Основанием для присоединения к Договору о таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. согласно ст. 63, является:

  • признание новым участником принципов Договора;
  • готовность принять на себя в полном объеме обязательства, вытекающие из Договора.

Поскольку Таможенный союз направлен на формирование Единого экономического пространства, оно предполагает, что на территории присоединяющейся Стороны будут функционировать однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, будет существовать единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно - кредитная, валютно - финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Общий принцип присоединения к Договору установлен в ст. 63. Он состоит в том, что заинтересованная Сторона направляет соответствующую просьбу в Межгосударственный Совет через депозитария.

Примечание

Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества является высшим органом Евразийского экономического сообщества и действует в соответствии с Положением о Межгосударственном Совете Евразийского экономического сообщества, утв. Решением № 3 от 31 мая 2001 г.

Депозитарием принимаемых Межгоссоветом документов и решений является Интеграционный Комитет.

Конкретные условия присоединения к Договору третьего государства определяются соответствующим решением Межгосударственного Совета.

Евразийский Союз - амбициозный проект, который продолжает сохранять лидирующие позиции в информационном мейнстриме постсоветского пространства. Впервые озвученная действующим президентом России Владимиром Путиным, идея стала предметом жарких споров между политологами и экспертами.

В Армении вопрос о том, вступать или нет в Евразийский Союз, которого пока что даже на бумаге не существует, особенно актуален в связи с нагорно-карабахским конфликтом. Некоторые связывают с данным проектом судьбу непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, которая фактически находится под контролем Армении. Повлияет ли членство Армении в новой структуре на статус Нагорного Карабаха и как скажется на процессе урегулирования конфликта - этот и другие вопросы в беседе с ИА REGNUM комментируют эксперты из Нагорного Карабаха, Армении, России и Азербайджана.

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО(У) МИД России Вадим Муханов уверен, что вступление Армении в Евразийский союз не приведет к серьезным изменениям в переговорном процессе по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. «Здесь, в общем то, ничего не меняется, так как отношение России к странам Закавказья понятно, и новый проект ничего не изменит. При этом речь идет о вступлении именно Армении, о включении международно признанной территории этой страны, о Карабахе говорить пока не приходится в виду неясности его статуса», - отметил он.

На вопрос о том, трансформируется ли нагорно-карабахский конфликт из «закавказской» в «евразийскую», если в Ереване решат вступить в новую структуру, старший научный сотрудник центра ответил: «Пока что евразийский проект в основном нацелен на экономическую интеграцию. Если даже дело дойдет до создания единого государства, скажем, по принципу конфедерации, то это очень долгий процесс, речь идет о десятилетиях. Пока об этом говорить рано».

Вадим Муханов склоняется к мнению, что Евразийский союз - стимулирующий фактор для развития двусторонних отношений России в данном случае с Арменией. «Евразийский союз - политическая идея, призванная обеспечить нужную ориентацию различных субъектов, в том числе Армении.

«Это инструмент в руках России, посредством которого она стремится обеспечить свое влияние», - такое мнение в беседе с корреспондентом ИА REGNUM выразил директор Армянского центра стратегических и национальных исследований Манвел Саркисян.

Одновременно эксперт выразил сомнение в том, что Евразийский союз вообще когда-либо будет создан. «Над этим никто не работает. О проекте - не разработанном и в высшей степени аморфном - больше говорят, чем реально что-то делают. Однако эти разговоры несут в себе определенную нагрузку, в частности, в вопросах безопасности», - отметил он.

По мнению Саркисяна, первое, что нужно понять, так это что Евразийский и Европейский союзы - совершенно разные вещи. «Евросоюз - это ряд развитых государств, которые договорились по стандартам по принципу консенсуса. ЕС - это союз стандартов. А то, что сегодня происходит под названием „построение Евразийского союза“, является, по сути, разработкой нагромождения нескольких двух- и более сторонних документов, регулирующих отношения между отдельными государствами», - считает эксперт.

Азербайджанский политолог, директор Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу полагает, что Армения не вступит в Евразийский союз. К такому выводу эксперт пришел, в частности, на основании недавних заявлений премьер-министра Армении Тиграна Саркисяна о том, что цена на поставляемый в Армению российский газ будет меняться с учетом мировой конъюнктуры. «Известно, что для стран-членов Евразийского союза будет действовать внутренняя цена, для остальных государств - внешняя. Это говорит о том, что в Ереване скептически относятся к возможному вступлению в Евразийский союз», - отметил он.

В любом случае, считает Ахмедоглу, даже если Армения вступит в создаваемую структуру, это позволит Баку иметь дело напрямую с той стороной, которая несет наибольшую ответственность за ситуацию в Закавказье. «Если России до сих пор удавалось избегать ответственности, уходить от ответов на вопросы по Нагорному Карабаху, то после вступления Армении в Евразийский союз Москве этого не удастся», - заявил директор Центра политических инноваций и технологий.

В любом случае, по мнению собеседника, Азербайджан ни на секунду не перестанет стремиться к тому, чтобы Нагорный Карабах вошел в его состав, и не пожалеет на это ни одного доллара. «Если Армения примет членство в Евразийском союзе, это создаст для Баку новые возможности, так как Азербайджан граничит с Россией, с Северным Кавказом, поддерживает хорошие отношения с Западными странами…», - перечислил он, подчеркнув, что все эти факторы играют на пользу Азербайджану.

«Если Армения вступит в Евразийский союз - модифицированную под нынешние реалии версию СССР - Нагорный Карабах рано или поздно войдет в состав Азербайджана», - резюмировал эксперт.

Председатель Общественного совета по внешней политике и безопасности Нагорного Карабаха Масис Маилян, говоря о возможном вступлении Армении в состав Евразийского союза и последствий такого шага относительно урегулирования карабахского конфликта, заявил, что это не является самой актуальной темой в армянском обществе. «В силу неопределенности в вопросе вступления в создаваемый союз как армянских государств, так и соседних, трудно предугадать какое влияние могут оказать предполагаемые объединительные процессы на урегулирование нагорно-карабахского конфликта», - резюмировал Маилян.

Ереван готовится вступить в Таможенный Союз; соответствующий договор в Армении собираются подготовить уже к первому июня. Для небольшой республики это короткий путь к экономическому процветанию. ТС для нее — выгодный партнер, который укрепит слабую экономику и обеспечит приток инвестиций вкупе с гигантским рынком сбыта. А для России это важная стратегическая площадка в регионе.

В последнее время в Армении идет много диспутов о том, куда движется страна. Этот вопрос интересует всех, от политиков до домохозяек. Собственных ресурсов для того, чтобы справиться с экономическими проблемами, нет. Необходимо выбирать системную модель экономического сотрудничества, которая позволит реанимировать порядком ослабевшую экономическую систему.

«Дорожная карта в целом одобрена»

Пока Запад медитирует на «возможный провал» Таможенного Союза, Армения набирает обороты на пути к вступлению в ТС. Как заявил накануне председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко, до первого июня Еревану поручено подготовить проект соответствующего договора. Из 126 пунктов "дорожной карты" по присоединению к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству Армения выполнила 111, а остальные 15 будут включены в сам договор о присоединении. Работа, которая проведена закавказской республикой по реализации "дорожной карты", в целом одобрена.

В Ереване тоже не видят серьезных преград на пути в Таможенный союз. По словам председателя постоянной комиссии по внешним сношениям Национального Собрания Артака Закаряна, основная часть мероприятий в рамках «дорожной карты» по присоединению Армении к ТС выполнена, и сейчас ведется работа над окончательным документом.

Но не все так однозначно. Нерешенный карабахский конфликт может помешать быстрому вступлению Армении в триумвират. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев уже позволил себе резкий выпад по этому поводу. Но армянские политологи в унисон говорят, что мнение тяжеловеса Назарбаева не станет помехой для членства Армении в ТС.

«В политике нет друзей, а есть только интересы»

Сейчас маленькая Армения готовится смело нырнуть в гигантский, величиной чуть ли не с материк, Таможенный союз. Между тем, долгое время вопрос о вступлении в ТС был для Еревана скорее политическим, нежели экономическим. Когда республика собиралась ратифицировать проект Европейского Союза «Восточное партнерство», в Москве на нее посматривали косо. Армянские государственные деятели вслед за британским премьером Уинстоном Черчиллем твердили, что «в политике нет друзей, а есть лишь интересы», в соответствии с которыми существуют противники и союзники. Однако армяно-российские отношения ощутимо охладели.

Ложку дегтя во взаимоотношения двух стран подлил и «АрмРосгазпром», заявивший о повышении цен на «голубое топливо» для Армении. Окончательно страсти закипели после того, как Россия продала оружие Азербайджану.

Не зря, видимо, в начале сентября 2013 года президент Армении Серж Саргсян полетел в Москву. После того как Ереван заявил о вступлении в Таможенный союз, оказалось, что между лидерами двух стран никаких разногласий нет. Вот и получается, что в итоге Ереван предпочел безопасность и дешевый газ.

Следует признать, что Армения для стран ТС - это слабый экономический партнер. Для них она интересна прежде всего в силу своего геополитического положения, как форпост России в Закавказье.

Вступать? Обязательно!

Сегодня экономика Армении катится вниз. Резко сокращаются инвестиции. Благосостояние народа падает. Согласно рейтингам международных организаций, капиталы из Армении не просто уходят, а убегают. Рецепт спасения один - интеграция.

Вступление республики в ТС, как считают эксперты, будет способствовать привлечению российских инвестиций. Помимо этого, товары армянских производителей смогут осваивать безграничные просторы триумвирата. Например, продукции швейной отрасли светит колоссальный российско-казахстанско-белорусский рынок сбыта, тогда как на американском или западноевропейском рынках очень даже неплохой одежде с лейблом Made in Аrmenia не приходится серьезно рассчитывать на успех.

Вступление в ТС - это короткий и выгодный путь к экономическому процветанию Армении. На сегодняшний день Россия - основной экономический партнер Еревана. Объем российских инвестиций в экономику с 1991 года составил около трех миллиардов долларов. Львиная доля товарооборота также приходится на РФ.

Таким образом, Армении наиболее выгодно сотрудничество со странами бывшего Союза. Однако в этой выигрышной партии есть свои недостатки.

Камень преткновения

Вступление Армении в Таможенный союз не дает покоя наиболее беспокойной части местной оппозиции. Активно упражняясь в популистской риторике, оппозиционеры стараются повернуть спор в политическую плоскость.

На днях на площади Свободы в Ереване опять собирались недовольные. Несколько десятков митингующих выступали против вступления Армении в Таможенный союз. Идейным вдохновителем и организатором митинга стал недавний кандидат в президенты Паруйр Айрикян. Этого политика в шутку называют «жертвой российского империализма и отцом армянской демократии». Он - открытый сторонник европейской, а не евразийской интеграции.

Однако подобным «гигантам мысли» лучше всего удается надувать щеки и кричать на площадях. Им остается лишь мутить воду в надежде поймать в грязной луже рыбку личных интересов.

Суровые будни союзников

Конечно, противников вступления в Таможенный союз предостаточно не только в Армении. В начале формирования этого объединения и в России, и в Беларуси, и в Казахстане были свои недовольные. Однако сторонников решительного шага по расширению Таможенного союза все же везде больше. И самое главное: лидеры четырех государств именно сейчас достигли консенсуса о приеме Армении в полноправные члены элитарного клуба России и ее ближайших друзей. Со всеми причитающимися преференциями.

Правда, порой царскую долю бальзама на душу евразийской интеграции портят суровые будни союзников. У всех на слуху постоянные конфликты стран-членов ТС из-за молока, мяса, предоставления кредита в рублях. Буквально на днях разразился новый скандал. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев возмутился, что прилавки местных магазинов завалены белорусским мясом. Да и на последнем заседании Евразийского экономического совета, как сообщают СМИ, не прошло все гладко. Президенты даже не вышли на совместную пресс-конференцию.

«Центр экономического притяжения»

«Таможенный союз только формируется, - говорит заведующая сектором экономического развития Института экономики Российской академии наук Елена Кузьмина. - Да, есть споры. Есть и проблемы. Но все они решаются. Бывает, что некоторые страны триумвирата пытаются демпинговать. К примеру, подобная история случилась в Беларуси. Но когда члены ТС пригрозили судебными исками, подобной практике пришел конец».

Эксперт отмечает: можно бесконечно рассуждать о причинах той или иной страны вступить в Таможенный союз, но у каждой страны свой выбор. «Никого на аркане в ТС не тянут. Да и насильно мил не будешь. Скажу только, что Единое экономическое пространство - это центр экономического притяжения. Таможенная интеграция выгодна всем», - подчеркнула Кузьмина.

0
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!