Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Архимандрит Иеремия (Алехин). Жизненный путь и поучения схиархимандрита иеремии

Живя в мiру, пребывая постоянно в материальной суете, крайне сложно без отеческой духовной поддержки хранить заветы святых отцов и нести подвиг внутренней, мудрой молитвы.

Но есть еще нетронутые уголки на земле, где эти традиции и духовное наследие сохраняются в неповрежденном виде и чистоте по сей день. Среди них, без сомнения, одно из первых мест продолжает занимать Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь , где стараниями 99-летнего игумена обители схиархимандрита Иеремии (Алехина) до сих пор строго блюдутся древние афонские аскетические традиции и звучит непрестанная молитва.

Отец Иеремия – удивительная и яркая личность среди современного православного монашества

Он является воистину духоносным старцем, через которого русский православный человек и в наше время имеет возможность прикоснуться к духовному наследию великих старцев прошлого.

Сын «врага народа»…

Жизнь отца Иеремии (в миру Алехин Яков Филиппович) преисполнена скорбей, лишений и даже гонений за веру. Можно сказать, что через него сохраняется незримая духовная связь со Святой Русью.

Родился он 9/22 октября 1915 года на хуторе Ново-Русском (область Войска Донского) в благочестивой православной казачьей семье. С приходом к власти большевиков и началом гонений на веру вся их семья была репрессирована и сослана в Сибирь, где родители погибли, а Яков остался сиротой.

Будучи сыном «врагов народа», да еще и верующим, он, в отличие от большинства сверстников, и помышлять не мог об учебе в советских вузах. Не желая отрекаться от своих родителей, от их заветов и родной православной веры, он отказывается вступать в безбожный комсомол.

Скитаясь по стране, в 1930-е годы он переезжает на Украину, где устраивается на работу простым рабочим на металлургическом заводе в Мариуполе , при этом не прекращая тайно посещать богослужения.
На заводе Яков Алехин проработал до 1941 г., зарекомендовав себя как ответственный и трудолюбивый работник. При немецкой оккупации Украины, в 1941 году, он был насильно угнан на тяжелые работы в Германию.

В 1945 году Яков Алехин был репатриирован на Родину. С 1945 по 1952 годы работал рабочим на хлебозаводе № 2 в Луганске .

В этот период будущему старцу довелось претерпеть немало новых испытаний и даже гонений за веру, но все это не сломило, не поколебало его веры. Более того, новая волна атеистического наступления на религию при Хрущеве сподвигла его к принятию решения окончательно уйти из мiра и всецело посвятить свою жизнь служению Богу.

Его сокурсник – Блаженнейший Митрополит Владимир, духовник – преп. Кукша

В 1956 году Яков Алехин поступает в Одесскую духовную семинарию, где, к слову, учится вместе с будущим Предстоятелем УПЦ Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром .

Одновременно будущий игумен Афонского монастыря несет послушание в Одесском Свято-Успенском мужском монастыре. Уже 17 января 1957 г. он принимает монашеский постриг с именем Иеремия. И в том же году, 25 января, его рукополагают в иеродиакона, а в следующем 1958 году, 27 января, – во иеромонаха.

Духовником и наставником отца Иеремии в этот период становится выдающийся подвижник, бывший насельник Ново-Фиваидского скита Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне схиигумен Кукша (Величко, + 1964) , ныне причисленный к лику святых.

Также в Одессе отец Иеремия близко сходится с гонимым за веру исповедником и узником сталинских концлагерей схиархимандритом Пименом (Тишкевич, +1984), который до ареста в 1937 г. служил в Чернигове и был сподвижником схиархимандрита Лаврентия (Проскуры, +1950).

Эти старцы и исповедники веры оставили неизгладимый след в душе отца Иеремии, повлияв на его духовное становление, да и всю последующую жизнь.

Отец Иеремия ждал 14 лет, чтобы… попасть на Афон

Вначале 1960-х, узнав, что из Псково-Печерского монастыря некоторые из монахов будут направлены на служение в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, отец Иеремия, по совету преп. Кукши Одесского, тоже подает соответствующее прошение.

Но попасть на Афон в те годы было крайне сложно. 14 лет довелось отцу Иеремии ждать разрешения. И все же, несмотря на такие сложности, 26 августа 1974 года в письме № 432 Патриарх Константинопольский Димитрий сообщил, что из шести заявленных монахов из СССР двум дано разрешение на поселение на Святой Горе Афон.

Правда, из этих двух на следующий год, в апреле 1975-го, только один смог прибыть на постоянное жительство на Афон - отец Иеремия (Алёхин). С тех пор он ревностно и безвыездно и подвизался на Святой Горе.

В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре отцу Иеремии довелось неустанно трудиться над восстановлением обители. В этот период монастырь переживал период упадка. Поэтому его возрождение – одна из главных заслуг отца Иеремии.

…35 лет как игумен Афонского Пантелеимонова монастыря

В 1975 г. отец Иеремия был удостоен сана архимандрита. 10 апреля 1976 г. был избран братией общим духовником Афонского Пантелеимонова монастыря.

В декабре 1978 г. был избран наместником обители, а 5 июня 1979 г. отец Иеремия был утвержден Патриархом Константинопольским в должности игумена Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне . Торжественная интронизация состоялась 9 июня того же года.

В 2006 г., по афонской традиции, отец Иеремия принял постриг в великую схиму.

17 октября 2013 г. Константинопольский Патриарх Варфоломей, во время посещения Свято-Пантелеимонова монастыря, наградил схиархимандрита Иеремию правом ношения патриаршего наперсного креста.

Не смотря на столь преклонный возраст (почти 99 лет ), старец Иеремия и сейчас не только неустанно несет молитвенный подвиг, но и по-прежнему продолжает заботиться о Свято-Пантелеимоновой обители. Даже готовится вместе с братией монастыря отметить юбилей 1000-летия русского монашества на Святой Горе, который будет праздноваться в 2016 году .

В наш суетный век подвиг служения отца Иеремии являет собой редкий, но яркий пример духоносного старчества, унаследованного от святых новомучеников, исповедников веры и старцев прошлого, среди которых важную роль сыграли как преп. Кукша (Величко) и схиархим. Пимен (Тишкевич), так и прежние подвижники и старцы Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.

Без малого 40 лет отец Иеремия не покладая сил трудится над возрождением Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе. И нынешний расцвет русской святогорской обители – это результат его многолетних и неустанных трудов, забот и молитв.

Благодаря усилиям и стараниям старца Иеремии Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь до наших дней свято хранит древние афонские уставы, совершая непрестанную молитву ко Господу о спасении нашего грешного мiра.

Как рассказывают многие паломники, пребывая в монастыре, молясь на ночных богослужениях, общаясь со старцем Иеремией и другими подвижниками обители, не покидаешь ощущение, будто переместился в «иное время»…

Это действительно так, поскольку в Свято-Пантелеимоновом монастыре, благодаря стараниям игумена обители, все насельники несут нелегкий труд непрестанного молитвенного делания. И эти молитвы русских афонских монахов преображают и защищают не только обитель, но их Родину, да и весь мiр.

Поэтому и к подвижникам Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря вполне применимы слова нашего великого писателя Ф.Достоевского о том, что этот мiр до сих пор еще держится лишь благодаря тайным подвигам немногочисленных старцев, сокрыто от мiра, денно и нощно в глубине сердца возносящих свою сугубую молитву ко Господу и вымаливающих у Него наши грехи и отступления.

Архимандрит Иеремия (Алехин) — настоятель русского Пантелеимонова монастыря на Афоне

Наверное, нет такого православного христианина, кто не мечтает на своем жизненном пути повстречать по-настоящему духоносного и опытного наставника и старца. Правда, в современном мире таких учителей живого святоотеческого наследия с каждым годом становится все меньше… Живя в миру, пребывая постоянно в материальной суете, крайне сложно без отеческой духовной поддержки хранить заветы святых отцов и нести подвиг внутренней, мудрой молитвы. Но есть еще нетронутые уголки на земле, где эти традиции и духовное наследие сохраняются в неповрежденном виде и чистоте по сей день. Среди них, без сомнения, одно из первых мест продолжает занимать Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь, где стараниями 99-летнего игумена обители схиархимандрита Иеремии (Алехина) до сих пор строго блюдутся древние афонские аскетические традиции и звучит непрестанная молитва.
Отец Иеремия – удивительная и яркая личность среди современного православного монашества. Он является воистину духоносным старцем, через которого русский православный человек и в наше время имеет возможность прикоснуться к духовному наследию великих старцев прошлого.

Сын «врага народа»…

Жизнь отца Иеремии (в миру Алехин Яков Филиппович) преисполнена скорбей, лишений и даже гонений за веру. Можно сказать, что через него сохраняется незримая духовная связь со Святой Русью. Родился он 9/22 октября 1915 года на хуторе Ново-Русском (область Войска Донского) в благочестивой православной казачьей семье. С приходом к власти большевиков и началом гонений на веру вся их семья была репрессирована и сослана в Сибирь, где родители погибли, а Яков остался сиротой. Будучи сыном «врагов народа», да еще и верующим, он, в отличие от большинства сверстников, и помышлять не мог об учебе в советских вузах. Не желая отрекаться от своих родителей, от их заветов и родной православной веры, он отказывается вступать в безбожный комсомол. Скитаясь по стране, в 1930-е годы он переезжает на Украину, где устраивается на работу простым рабочим на металлургическом заводе в Мариуполе, при этом не прекращая тайно посещать богослужения.
На заводе Яков Алехин проработал до 1941 г., зарекомендовав себя как ответственный и трудолюбивый работник. При немецкой оккупации Украины, в 1941 году, он был насильно угнан на тяжелые работы в Германию. В 1945 году Яков Алехин был репатриирован на Родину. С 1945 по 1952 годы работал рабочим на хлебозаводе № 2 в Луганске. В этот период будущему старцу довелось претерпеть немало новых испытаний и даже гонений за веру, но все это не сломило, не поколебало его веры. Более того, новая волна атеистического наступления на религию при Хрущеве сподвигла его к принятию решения окончательно уйти из мира и всецело посвятить свою жизнь служению Богу.

Его сокурсник – Блаженнейший Митрополит Владимир, духовник – преп. Кукша

В 1956 году Яков Алехин поступает в Одесскую духовную семинарию, где, к слову, учится вместе с будущим Предстоятелем УПЦ Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром. Одновременно будущий игумен Афонского монастыря несет послушание в Одесском Свято-Успенском мужском монастыре. Уже 17 января 1957 г. он принимает монашеский постриг с именем Иеремия. И в том же году, 25 января, его рукополагают в иеродиакона, а в следующем 1958 году, 27 января, – во иеромонаха. Духовником и наставником отца Иеремии в этот период становится выдающийся подвижник, бывший насельник Ново-Фиваидского скита Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне схиигумен Кукша (Величко, + 1964), ныне причисленный к лику святых. Также в Одессе отец Иеремия близко сходится с гонимым за веру исповедником и узником сталинских концлагерей схиархимандритом Пименом (Тишкевич, +1984), который до ареста в 1937 г. служил в Чернигове и был сподвижником схиархимандрита Лаврентия (Проскуры, +1950). Эти старцы и исповедники веры оставили неизгладимый след в душе отца Иеремии, повлияв на его духовное становление, да и всю последующую жизнь.

Отец Иеремия ждал 14 лет, чтобы… попасть на Афон

Вначале 1960-х, узнав, что из Псково-Печерского монастыря некоторые из монахов будут направлены на служение в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, отец Иеремия, по совету преп. Кукши Одесского, тоже подает соответствующее прошение. Но попасть на Афон в те годы было крайне сложно. 14 лет довелось отцу Иеремии ждать разрешения. И все же, несмотря на такие сложности, 26 августа 1974 года в письме № 432 Патриарх Константинопольский Димитрий сообщил, что из шести заявленных монахов из СССР двум дано разрешение на поселение на Святой Горе Афон. Правда, из этих двух на следующий год, в апреле 1975-го, только один смог прибыть на постоянное жительство на Афон - отец Иеремия (Алёхин). С тех пор он ревностно и безвыездно и подвизался на Святой Горе. В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре отцу Иеремии довелось неустанно трудиться над восстановлением обители. В этот период монастырь переживал период упадка. Поэтому его возрождение – одна из главных заслуг отца Иеремии.

…35 лет как игумен Афонского Пантелеимонова монастыря

В 1975 г. отец Иеремия был удостоен сана архимандрита. 10 апреля 1976 г. был избран братией общим духовником Афонского Пантелеимонова монастыря. В декабре 1978 г. был избран наместником обители, а 5 июня 1979 г. отец Иеремия был утвержден Патриархом Константинопольским в должности игумена Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне. Торжественная интронизация состоялась 9 июня того же года. В 2006 г., по афонской традиции, отец Иеремия принял постриг в великую схиму. 17 октября 2013 г. Константинопольский Патриарх Варфоломей, во время посещения Свято-Пантелеимонова монастыря, наградил схиархимандрита Иеремию правом ношения патриаршего наперсного креста. Не смотря на столь преклонный возраст, старец Иеремия и сейчас не только неустанно несет молитвенный подвиг, но и по-прежнему продолжает заботиться о Свято-Пантелеимоновой обители. В наш суетный век подвиг служения отца Иеремии являет собой редкий, но яркий пример духоносного старчества, унаследованного от святых новомучеников, исповедников веры и старцев прошлого, среди которых важную роль сыграли как преп. Кукша (Величко) и схиархим. Пимен (Тишкевич), так и прежние подвижники и старцы Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Без малого 40 лет отец Иеремия не покладая сил трудится над возрождением Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе. И нынешний расцвет русской святогорской обители – это результат его многолетних и неустанных трудов, забот и молитв.
Благодаря усилиям и стараниям старца Иеремии Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь до наших дней свято хранит древние афонские уставы, совершая непрестанную молитву ко Господу о спасении нашего грешного мира. Как рассказывают многие паломники, пребывая в монастыре, молясь на ночных богослужениях, общаясь со старцем Иеремией и другими подвижниками обители, не покидаешь ощущение, будто переместился в «иное время»… Это действительно так, поскольку в Свято-Пантелеимоновом монастыре, благодаря стараниям игумена обители, все насельники несут нелегкий труд непрестанного молитвенного делания. И эти молитвы русских афонских монахов преображают и защищают не только обитель, но их Родину, да и весь мир.
Поэтому и к подвижникам Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря вполне применимы слова нашего великого писателя Ф.Достоевского о том, что этот мир до сих пор еще держится лишь благодаря тайным подвигам немногочисленных старцев, сокрыто от мира, денно и нощно в глубине сердца возносящих свою сугубую молитву ко Господу и вымаливающих у Него наши грехи и отступления.

Проповеди схиархимандрита Иеремии (Алехина)

Приветственное слово схиархимандрита Иеремии (Алехина) участникам конференции: Русское монашество на Святой горе Афон - связь времён

От всей души приветствую всех организаторов и участников конференции.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

В этом году вся полнота Русского православия широко празднует юбилей 1000-летия Русского монашества на Святой Горе Афон. Такое внимание к празднованию свидетельствует не только о любви нашего народа к Афону, но и об осознанном глубоком понимании значения для всей исторической Святой Руси существования в Уделе Пресвятой Богородицы своей собственной Русской обители.

Русский монастырь на Афоне - это связующее звено Святой Руси и Святой Горы. Если из Иерусалима народы наши приняли веру, из Константинополя - иерархию, то со Святой Горы Афон, без сомнения, приняли православную духовность. Благодаря связи с Афоном мы приобщились к святоотеческому опыту спасения. Именно поэтому справедливым будет сказать, что празднуя этот юбилей, мы почитаем истоки нашей духовности.

Первым, кто принес опыт святогорского благочестия на Русскую Землю был преп. Антоний Печерский. Он не был в буквальном смысле отцом Русского монашества, потому что монастыри были широко распространены и до него. Но он стал первым, кто приобщил Русских монахов к многовековой практике Афонского иночества, основанной на опыте подвижников древних Лавр Египта, Синая, Сирии и Палестины, которые в VII веке переселились на Афон, спасаясь от исламского нашествия. Благодаря этому переселению святогорцы приобщились к наследию великих и древних центров монашества непосредственно, а не через книги.

Ту же самую миссию несколько веков спустя исполнил и преп. Антоний, принеся со Святой Афонской Горы на Русь традицию иноческого делания, являющуюся совокупным опытом как подвижников Афона, так и других великих духовных центров.

Чем же уникален опыт, который принес в Русские монастыри святой Антоний Печерский? Распространенным является мнение, что преп. Антоний принес на Русь пещерножительный образ подвижничества. Основанием для такой точки зрения послужил тот факт, что преп. Антоний создал пещерный монастырь и сам всю жизнь прожил в пещере, даже тогда, когда собранное им братство переселились на поверхность земли. Получается так, что еще при жизни самого Антония, братство Печерской обители отказалось от образа жительства, преподанного его основателем и духовным вождем, а все Русское монашество никогда более не связывало себя с пещерножительством, за исключением индивидуальных путей спасения некоторых преподобных отцов Русской Церкви.

Возникает в связи с этим ряд вопросов: почему же тогда преп. Антоний считается отцом русского монашества, если это монашество не им было основано и не по его уставу живет; и в чем тогда заключается суть миссии преподобного Антония на Русь? По причине незнания внутренней сути святогорского монашества большинство историков пришли к неверному пониманию того, что принес преподобный Антоний на Русскую Землю и в чем заключалось осуществление преемственности чрез него от Святой Горы. Поэтому очень важным является определить самую характерную черту афонского подвижничества, составляющую ядро всей святогорской традиции, унаследованной русским монашеством. Отличительной чертой святогорского опыта является сфокусированное внимание на старчестве и послушании - главных условиях правильного, законного, благодатного подвижничества. Первоначальник русского монашества передал своим духовным потомкам в наследие отнюдь не пещерножительство и не идиоритмичный устав, как предполагают некоторые исследователи, а богодухновенное старчество, как основу доброго общительного монашеского устройства.

Святой Антоний, собрав и организовав костяк будущего братства, благословляет ему игуменов, сам же занимает место старца, духовного руководителя, духовника, считая своей основной обязанностью духовное воспитание братии, врачевание помыслов, приобщение к молитве. Создав новую пещеру, он и там принимает братию в сожительство себе по более строгому уставу, но, очевидно, принимает не всех, а только преуспевших в наземном монастыре.

Такая двухступенчатая организация неоднократно встречалась в истории монашества. Например, Лавра преподобного Евфимия, для которой подготовительной ступенью служил общежительный монастырь преподобного Феоктиста. Подобным же способом поступит и великий старец Арсений, возобновитель русского братства Пантелеимонова монастыря, назначивший этому братству в руководители своего ученика старца Иеронима, сам же до конца дней своих живший в уединении, сохраняя за собой общее духовное руководство. Также поступит и сам отец Иероним, выбравший братии в игумены своего ученика старца Макария и оставшийся духовником братства.

Именно и только в этом смысле становится понятным, почему преподобный Антоний считается первоначальником монашества на Руси, несмотря на то, что и до его прихода существовали многие монастыри. Обители, возникшие в Киеве до преподобного, являлись патронатными, построенными на средства и по заказу князей и вельмож, где они или их сродники нередко доживали свой век. Такие монастыри не могли явить высоких показателей иноческого подвига, склоняясь к своевольному или идиоритмичному образу организации - более легкому и свободному.

Святой Антоний стал первым богодухновенным вождем русского иночества, опытно стяжавшим духовное ведение, искушенным во многих бранех, а потому - имеющим возможность оказать помощь и другим искушаемым, и не знающим пути духовного возрастания. Воспитанный в течение 40 лет в строгом общежитии на Святой Горе, преподобный Антоний стал распространителем этой традиции на Руси. Богодухновенное старчество и руководимое им в духе взаимного послушания и братской любви общежитие Печерской обители стали солью Русской Земли и притянули к себе многие души, ищущие спасения, поскольку являли собой образец первохристианской апостольской общины.

Традиция Печерской обители на многие века стала доминантой духовной, общественной и государственной жизни Руси. Именно по ее образцу формировалась духовная жизнь не одних только русских монастырей, но и епархий в целом, поскольку из числа ее насельников избирались ставленники на епископские кафедры в первые века православия на Руси. Если же допустить, что преподобный принес на Русскую Землю не совершенный, а ущербный иноческий Устав, каковым является идиоритм, из-за чего впоследствии возникло разделение в братстве, то в чем же тогда Промысл Божий о русском монашестве, и каковы тогда сила и смысл благословения, принесённого святым Антонием на Русь.

Откуда же, из какой обители Афона, принес преподобный Антоний подвижнический опыт на Святую Русь? Среди русских святогорцев существовало предание, что преподобный Антоний подвизался и принял монашеский постриг именно в Русской обители Пресвятой Богородицы с придаточным названием Ксилургу, носившей в XI–XII веках почетный титул Лавры.

Значение термина «лавра» за несколько столетий церковной истории неоднократно менялось. Если в IV–VII веках он обозначал определенное устройство иноческой общины, то в последующие века слово «лавра» употреблялось в качестве почетного титула для больших или с той или иной точки зрения значимых обителей. Употребление этого титула в отношении Русского монастыря Пресвятой Богородицы, бесспорно, указывает на некий особый статус общины. Вполне возможно, что титул Лавры носили те монастыри Афона, возникновение которых связано с концепцией развития святогорского монашества, разработанной преподобным Афанасием Афонским.

Престольный храм этой первой Русской Лавры был посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Этот собор сохранился до настоящего времени и является одним из древнейших русских храмов. У престола этого храма, по преданию, принял постриг первоначальник русского монашества, основатель школы афонского подвижничества на Руси преподобный Антоний Киево-Печерский. Отсюда перенес он благословение Святой Афонской Горы на Русскую землю, связав Святую Русь и Святой Афон узами благодатной преемственности. Примечательно, что и Собор Киево-Печерской Лавры, основанной преподобным, также посвящен Успению. В житии святого сказано, что он очень рано почувствовал призвание к монашеству. Принимая во внимание, что в Древней Руси совершеннолетие наступало в 15-летнем возрасте, когда молодой человек получал права быть воином, вступить в брак и вести самостоятельную жизнь, можно предположить, что именно тогда юный Антипа решил стать воином Небесного Царя, то есть монахом, принять иноческий постриг вместо брачных уз и покинуть родную землю ради осуществления своего духовного призвания.

Таким образом, на Святую Гору он мог прибыть в конце 990-х годов. В житии сказано, что «…прошло немало времени с тех пор, как преподобный поселился на Святой Горе…», надо полагать - не менее 10 лет, после чего (примерно в 1010–1013 гг.), по повелению Божию, игумен посылает его обратно на Русь для устроения общежительного монашества по святогорскому образцу. В 1015 году, после смерти равноапостольного князя Владимира, преподобный возвращается на Афон по причине братоубийственной смуты. Второе его пребывание на Афоне было более длительным, так как возвратиться он мог не ранее 1051 года, когда преподобный Иларион оставил Берестову пещеру, будучи возведенным на Киевскую кафедру.

Во время второго своего прихода на Афон молодой монах Антоний вернулся в свою обитель, к старцу, постригшему и воспитавшему его, и пробыл там довольно долго (возможно 30 лет), пока вновь не был послан на Русь, будучи уже сам весьма опытным 60-летним старцем. Именно после второго своего прихода со Святой Горы преподобный Антоний собирает братство, которому передает свой духовный подвижнический опыт, приобретенный на Святой Горе Афон с такими словами: «Да будет на месте сем благословение Святой Афонской Горы и старца, который постриг меня».

Кто же был тем старцем, который постриг первоначальника Русских иноков и благословением которого святой Антоний запечатлел все Русское монашество? Учитывая, что преподобный Антоний предположительно в первый раз приходил на Русь в 1013 году и возвратился на Афон в 1015 году, причем в Патерике подчеркивается, что возвратился он вновь к своему старцу, можно утверждать без сомнения, что этим старцем был игумен Герасим, оставивший руку свою на акте 1016 года. Именно его именем, благословением и молитвами преп. Антоний напутствовал на все времена Русское монашество и утвердил принесенные им святогорские традиции благочестия и духовной жизни.

Однако, до XX веке не было известно ни одного документа, который бы подтверждал существование русского монастыря на Афоне в 1010-х годах. И действительно самый первый монастырский акт датирован 1030 годом. Именно по этой причине отцы Пантелеимонова монастыря при отсутствии фактов и доказательств, не имели ни какой возможности научно обосновать два важнейших, фундаментальных предания Русской обители - о ктиторстве равноапостольного князя Владимира и о пострижении в монастыре преподобного Антония.

Обнаружение в 1932 году в архивах Великой Лавры акта 1016 года, на основании которого и празднуется нынешний юбилей, позволило углубить историю Русской обители фактически до начала первого тысячелетия, подтвердить важнейшие вышеназванные предания монастыря и определить имя одного из первых Игуменов обители, с которым тесно связана судьба всего Русского монашества. Древняя Лавра Пресвятой Богородицы, Русская обитель Ксилургу является тем источником, из которого вышла подвижническая традиция, к которой принадлежит все Русское иночество.

Покров Пресвятой Богородицы, благословение Святой Афонской Горы, молитвы преподобных Русских святогорцев да пребудут над всею полнотою нашего народа, сохраняя его в братском единодушии, единомыслии и Христовой любви.

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

Игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия, со всею во Христе братиею 16/29 мая 2016 г

Как вернуть мир в Украину

Запорожские паломники, во главе с архиепископом Запорожским и Мелитопольским Лукой, 10 апреля посетили русский монастырь великомученика Пантелеимона. Гостей обители радушно приняли в обители, а владыке удалось побеседовать с игуменом монастыря схиархимандритом Иеремией.

«Со скорбью в сердце мы узнаем новости из Украины не только потому, что в нашем монастыре много украинцев, но и потому, что мы едины во Христе - дети Божии, и как учит ап. Павел: „если заболит один член - то болит и все тело“», - сказал запорожцам старец. На вопрос о том, за что бедствия постигли Украину и когда наступит мир, схиархимандрит Иеремия ответил: «формальное отношение к вере, постоянная критика и клевета на Церковь, уклонение некоторых в раскол, поклонение благополучию, деньгам и развлечениям - вот причины нестроений в Украине, которые попустил совершиться Бог». По его словам, часто от афонских старцев ждут пророчества, но пророчество дается для покаяния, возвращения к Богу, а не организации личной жизни или самоуспокоенности. Человек должен извлекать духовную пользу из слов, которые он услышал от афонитов, а для этого ему необходимо обладать ясным умом, чтобы интерпретировать события, когда они произойдут, то есть в состоянии судить о них естественно и в Духе. Это значит, что способность к рассуждению дают трезвение, молитва и любовь, а не погружение в информационный поток. «Для скорейшего установления мира на украинской земле необходимо жить благочестиво и кротко, на деле быть исполнителями Христовых заповедей, - считает отец Иеремия. - Мы должны обратить усердное внимание на свою собственную духовную жизнь, стараться жить по Евангелию. Но это невозможно без искреннего покаяния Богу, регулярного посещения богослужений в храме и причастия святых Христовых Таин, молитвы к Богу и помощи людям, любви к Церкви, уважения окружающих, при этом не разделять их на „своих и чужих, патриотов или сепаратистов, русскоговорящих или украиноговорящих“, ведь мы все объединены Телом и Кровью Христа».

Старец призывает посмотреть на себя и происходящие события в свете Евангелия, чтобы избежать риска впасть в заблуждение и прелесть.

«Нам кажется, что Бог забыл про нас, - сказал схиархимандрит Иеремия. - Он любит нас и очень хочет нашего спасения, но даже Он не может нас спасти без нашего собственного на то произволения и деятельного участия. Имея греховное и неисправимое состояние, мы сопротивляемся своему спасению, поэтому Господь вынужден применять к нам горькие и болезненные лекарства».

Архиепископ Лука попросил молитв игумена и братии монастыря. В ответ старец Иеремия заверил: «мы с сыновьей любовью всегда встречаем Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, не только за то, что он Предстоятель УПЦ и многолетний ктитор нашей обители, но за то, что Бог наделил его многими духовными качествами, которых нехватает нам. Братия монастыря постоянно молится за Украинскую Православную Церковь во главе с Её Предстоятелем, за Украину и украинский народ, который страдает от военных действий и церковного раскола».

Схиархимандрит Иеремия пожелал украинскому духовенству «несмотря на различные внешние и внутренние факторы стоять со своей паствою в истине, не смешивать грешное с праведным - политику с верой, руководствоваться только Евангелием и учением Церкви, не забывать о том, что они отвечают пред Богом не только за себя, но и за свою паству». «Уверен, Божья Матерь всегда будет Покровительницей и Заступницей всем православным христианам, в том числе, на благословенной земле Украины», - заключил игумен Пантелеимонова монастыря.

СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ. Слово игумена Афонского Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии на праздник святителя Григория Паламы

Время Великого Поста – это время особого духовного напряжения, духовного внимания, когда мы должны собрать все наши силы, рассеянные сéмо и овáмо (здесь и там, всюду) и направить к тому, что есть едино на потребу (ср.: Лк. 10, 40-42). Человек, вступивший в звание христианское, обязан всю свою жизнь проводить достойно этого призвания, проводить не плотскую и греховную жизнь, но жизнь духовную во Христе. Пост существует для того, чтобы восполнить нашу неисправность в духовной жизни на протяжении всего года. По количеству дней он составляет десятую часть года – десятину нашего времени, которую мы должны посвятить на служение Господу. Во второе воскресенье Великого Поста святые отцы установили особое празднество: воспоминание трудов и подвигов святителя Григория Паламы. И Праздник этот, как и Праздник предыдущего воскресного дня, учрежден Церковью не случайно. Святитель Григорий Палама был не просто выдающимся архипастырем, добре управившим свое стадо и положившим душу за овцы. Церковь приравнивает его к Учителям и Отцам Церкви, таким, как святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, которые потрудились над формированием православного вероучения, хотя он жил много позднее эпохи Вселенских Соборов, почти на закате Византийской Империи.

Почему же один из воскресных дней Святой Четыредесятницы был назван в честь этого святителя? Святитель Григорий Палама своими трудами отстоял право христианина на духовную, благодатную жизнь, право на стяжание человеком в полноте его духовно-телесной природы Божией благодати, на богопознание и обожение. Главная цель его трудов была богословски обосновать опыт духовной жизни православного монашества, который является эталоном или образцом для всех верных Церкви Христовой. Жизнь не только монаха, но каждого христианина заключается не только в посещении храма, чтение определенных молитв, участии в таинствах и обрядах, в исполнении тех или иных обязанностей христианина – все это очень важно, но если при всем этом христианин не будет стараться вести внутреннюю духовную жизнь, повседневно, ежечасно корректируя свои мысли, чувства, желания в соответствии с Евангелием, он не достигнет главной цели своей жизни, не исполнит своего предназначения, не привлечет к себе божественную благодать, не станет храмом Божиим и «богом по благодати». Преподобный Симеон Новый Богослов ясно говорит, что кто не стяжал благодати в сей жизни – не может называться христианином. Преподобный Симеон как бы формулирует более возвышенный критерий причастности к христианству; для него недостаточно формальной принадлежности к Православию, но необходимо еще и опытное приобщение к плодам крестного подвига, воскресения и вознесения Христа. Благодать Божия – это энергия, с помощью которой непознаваемый по природе Бог открывается верным. По благодати верный христианин может не только стать боговедцем, но и стать богоносцем, стяжать Бога внутри своего сердца. Тот, Кого не вмещает ни небо, ни земля, по благодати вмещается в сердце человека. Но сердце это должно быть очищено от страстей. «Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5,8). А когда Сам Господь почиет в сердце твоем, тогда, се Царствие Божие внутрь вас есть (ср.: Лк. 17, 20-21). Тогда человек, подобно апостолам на Фаворе, созерцает Господа во свете и славе непреступной Божества. Благодаря трудам святителя Григория Паламы практика духовной жизни была заново осмыслена в свете святоотеческого богословия и получила глубокое догматическое обоснование. Внутренняя, сокровенная жизнь в Боге, борьба со страстями, поиск и стяжание благодати – являются неотъемлемыми сторонами Православной духовности. Если бы святитель Григорий Палама не смог отстоять их в свое время, тогда духовная жизнь Православного христианства потеряла бы свою полноту и целеустремленность, превратившись в формальное, обрядовое христианствование, лишенное живого опыта богопознания, сопребывания и собеседования с Богом.

4 августа (22 июля ст.ст.) 2016 г., на день памяти Почаевской иконы Божией Матери, на 101 году жизни преставился ко Господу Игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин), - сообщает корреспондент портала «Русский Афон» .

Преставился старец в 14 часов дня по афинскому времени, пребывая в светлом уме, мирно, тихо и безболезненно. Сразу же по преставлении была отслужена соборная панихида в присутствии всей братии обители и началось чтение неусыпаемого Евангелия, которое будет продолжаться до самого погребения. Отпевание и погребение состоится завтра, 5 августа, утром, по окончании заупокойной Божественной литургии.

Братия русской святогорской обители просит всех православных христиан откликнуться сердечным участием и помянуть в молитвах ко Господу о упокоении души усопшего раба Божия новопреставленного схиархимандрита Иеремии.

В наш суетный век подвиг служения отца Иеремии являл собой редкий, но яркий пример духоносного старчества, унаследованного через духовную преемственность от святых новомучеников, исповедников веры и старцев прошлого, от которых батюшка перенимал живой опыт и традицию афонского подвижничества и внутреннего делания.

Редакция портала «Русский Афон» выражает искренние соболезнования братии русской святогорской обители и возносит молитвы об упокоении незабвенного старца-игумена Иеремии. Вечная и светлая память почившему старцу! Верим, ныне Русская обитель на Афоне, вся Святая Гора и весь мир приобрели еще одного молитвенника и предстателя пред Богом на Небесах.

Жизненный путь отца Иеремии (в миру Алехин Яков Филиппович) был преисполнена скорбей, лишений и даже гонений за веру. Родился он 9/22 октября 1915 года на хуторе Ново-Русском области Всевеликого войска Донского в благочестивой православной казачьей семье. С приходом к власти большевиков и началом гонений на веру вся их семья была репрессирована. Вместе с родителями и родственниками он был сослан советской властью за Урал. Там он потерял родителей. Бежав из лагеря, будущий старец несколько лет скитался, пешком добирался в родные края, на Украину. Устроившись в 1935 г. на работу простым грузчиком на металлургическом заводе в Мариуполе, он не пожелал отречься от веры и вступить в компартию, открыто засвидетельствовав, что является православным христианином. За это снова подвергся угрозе преследований и ареста. С приходом же немцев в 1941 г. был насильно угнан на тяжелые работы в Германию. Будущему старцу на протяжении долгих четырех лет вновь довелось испытать издевательства, голод и нечеловеческие условия жизни.

Несмотря на пережитые страдания и горе, он так и не ожесточился, сохранив в сердце непоколебимую веру в Господа. И когда в 1945 г. его освободили, на вопрос советского офицера - чем планирует заниматься в дальнейшем? - ответил, что хочет провести остаток своей жизни в служении Господу.

Стать священником сразу по возвращении на Родину ему не удалось. Поэтому пришлось работать простым рабочим на хлебозаводе в Луганске. В этот период будущему старцу довелось претерпеть немало новых испытаний и даже гонений за веру, но все это не сломило его. Более того, новая волна атеистического наступления на религию при Хрущеве сподвигла к принятию решения окончательно уйти из мiра и всецело посвятить свою жизнь служению Богу.

Так в 41 год (в 1956 г.) Яков Алехин поступает в Одесскую духовную семинарию. Одновременно будущий игумен Афонского монастыря нес послушание в Одесском Свято-Успенском мужском монастыре. Уже 17 января 1957 г. он принимает монашеский постриг с именем Иеремия. И в том же году, 25 января, рукоположен в иеродиакона, а в следующем 1958 году, 27 января, - во иеромонаха.

Духовником и наставником о. Иеремии в этот период становится выдающийся подвижник, бывший насельник Ново-Фиваидского скита Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне схиигумен Кукша (Величко, + 1964), ныне причисленный к лику святых. Также в Одессе отец Иеремия близко сходится с многократно гонимым за веру исповедником и узником сталинским концлагерей схиархимандритом Пименом (о. Малахией Тишкевич, +1984), который до ареста в 1937 г. служил в Чернигове и был сподвижником схиархимандрита Лаврения (Проскуры, +1950).

Эти старцы и исповедники веры оставили неизгладимый след в душе о. Иеремии, повлияв на его духовное становление и всю последующую жизнь.

Узнав, что в 1960 г. из Псково-Печерского монастыря некоторые из монахов будут направлены на служение в Русский Афонский Свято-Пантелеимонов монастырь, отец Иеремия, по совету своего духовного наставника - бывшего насельника этой святогорской обители преп. Кукши (Величко, + 1964) Одесского, тоже подает соответствующее прошение. Но попасть на Афон в те годы было крайне сложно. Целых 14 лет довелось о. Иеремии ждать разрешение. И все же, несмотря на все сложности, в 1974 г. патриарх Константинопольский Димитрий из шести заявленных монахов из СССР выбрал именно его, выдав соответствующее разрешение на поселение на Святом Афоне. С тех пор батюшка Иеремия, даже не мечтавший о такой милости Божией, безвыездно подвизался на Святой Горе.

В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре отцу Иеремии довелось неустанно трудиться над его восстановлением. В этот период обитель переживала период упадка. Поэтому его возрождение - это одна из главных заслуг отца Иеремии.

В 1975 г. отец Иеремия удостоен сана архимандрита. 10 апреля 1976 г. он был избран братией общим духовником Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. В декабре 1978 г. был избран наместником игумена, а 5 июня 1979 г. патриархом Константинопольским Димитрием утвержден в должности игумена русского афонского монастыря. Торжественная интронизация состоялась 9 июня того же года.

В 2006 г. по афонской традиции отец Иеремия принял постриг в великую схиму. 17 октября 2013 г., во время посещения Свято-Пантелеимонова монастыря, Константинопольский Патриарх Варфоломей наградил его правом ношения патриаршего наперсного креста.

В миру Алёхин Яков Филиппович, родился 9 октября года на хуторе Ново-Русском области Всевеликого войска Донского в православной казачьей семье Алёхиных. Крещён был в честь святого апостола Иакова Алфеева , в день которого родился. Кроме Якова у Филиппа и Татьяны Алёхиных было ещё трое старших сыновей: Иван, Василий и Тихон.

В 1928 или 1929 году семья была "раскулачена" и отправлена на Урал, в Верхнекамский округ Пермской области. Довезли до Соликамска, а отсюда на баржах их переправили в верховья Камы и высадили на пустынном берегу. Всего баржа доставила около 100 человек. Много было детей. Вокруг - ни одной избы, кроме домика у пристани, где жило начальство.

"Абсолютно глухое место. Вышли на берег, перекрестились и стали обживаться, сами построили себе избушки из сосен и начали трудиться. Резали лес и сплавляли по речушке. Начальство за нами наблюдало, чтоб не сбежали, чтоб работали. Через полгода по прибытии на место ссылки от жизни в тяжелейших бытовых условиях, голода и холода заболела и умерла мать. Там её и похоронили, на пристани. Много детей поумирало"

Отец и старшие братья приняли решение совершить побег. Стали переправляться через Каму, но тут их заметили и открыли стрельбу. После побега их с отцом и братьями разделили. Отца он больше никогда не видел. Братья позднее снова совершат побег и своим путём будут добираться до Мариуполя.

Якова Алёхина поместили в лагерь. Однако начальник караула дал юноше 3 рубля, чтоб оплатить переправу, и отпустил на свободу. Яков пешком шёл на родину, пробираясь просёлочными дорогами от села к селу. Просил милостыню. "Три года скитался, - рассказывал старец, - пешком шёл от деревни к деревне, и нигде люди не давали мне умереть с голоду, не оставляли без пропитания, хоть и рисковали из-за меня...».

В одном селе Яков подошёл к окну и попросил хлеба. Жившая в этом доме вдова, у которой было двое детей, пожалела его и пригласила жить в свою семью. Там прожил он почти год. Это было в Татарии, село Кармалы . Своё проживание Яков отрабатывал тем, что трудился на хозяйском поле. В селе был действующий православный храм и велась обычная приходская жизнь, как будто и не было гонений.

Духовником и наставником отца Иеремии в этот период становится выдающийся подвижник схиигумен Кукша (Величко) (+ 1964). Также в Одессе отец Иеремия близко сходится со схиархимандритом Пименом (Тишкевичем) (+ 1984).

По прибытии в монастырь и зачислении в братство отец Иеремия был назначен на послушание келаря. Старцы назначили его ризничним и ввели в Собор старцев монастыря.

Награды

  • орден святого равноапостольного князя Владимира III степени (1968)
  • орден преподобного Сергия Радонежскаго III степени (1984)
  • орден преподобного Сергия Радонежскаго I степени (2005)
  • орден преподобного Серафима Саровскаго I степени (2005)
  • орден святого апостола Андрея Первозваннаго УПЦ МП (2014)
  • патриарший наперсный крест (17 октября 2013, от патриарха Константинопольского Варфоломея)

Светские:

  • орден Почёта (Россия) (2000)
  • орден Дружбы (Россия) (2005)
  • орден святого благоверного князя Александра Невского (2005, Россия, общественная награда)
  • орден Александра Невского (2015, Россия, государственная награда)
  • медаль "В память 400-летия Дома Романовых. 1613-2013" (2015, Российский Императорский Дом)

В русском монастыре в честь святого великомученика Пантелеимона начались торжества по случаю 100-летнего юбилея игумена обители схиархимандрита Иеремии (Алехина), сообщает сайт «Русский Афон».

Накануне, 21 октября вечером в главном монастырском соборе началось всенощное бдение, на которое съехалось более 400 гостей со Святой Горы, из России, Украины, Молдовы, Грузии и других стран.

Праздничное богослужение возглавили специально прибывшие на торжества митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов), митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий), митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл (Покровский) и епископ Муромский и Вязниковский Нил (Сычев), викарий Владимирской митрополии.

Для участия в торжествах и поздравления юбиляра в Пантелеимонов монастырь прибыли представители всех афонских обителей.

Свое поздравление игумену Иеремии направил Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Во внимание к трудам и в связи с отмечаемой знаменательной датой предстоятель Русской церкви удостоил о. Иеремию ордена святого равноапостольного и великого князя Владимира I степени.

Поздравительные послания в адрес схиархимандрита Иеремии направили также Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий и многие другие православные иерархи из разных стран мира.

Схиархимандрит Иеремия (Алехин). Биография

Будущий афонский игумен родился 22 октября (9 октября ст. ст.) 1915 года на хуторе Ново-Русском, в области Войска Донского (ныне - Луганская область), в семье крестьянина. При раскулачивании семья подверглась репрессиям и была выслана в Сибирь, где все его родные скончались.

Вернувшись на Украину со статусом сына «врага народа», он с 1935 по 1941 годы работал на металлургическом заводе имени Ильича в Мариуполе. За отказ от вступления в коммунистическую партию и исповедание православной веры он снова подвергся угрозе преследований и ареста.

В 1941 году во время немецкой оккупации Мариуполя был интернирован на принудительные работы в Германию, а в 1945 году репатриирован на родину. С 1945 по 1952 года работал рабочим на хлебозаводе № 2 в Луганске.

В 1956 году поступил в Одесскую духовную семинарию и в том же году принят в братию Успенского мужского монастыря в городе Одессе.

17 января 1957 году был пострижен в монашество с именем Иеремия и 25 января рукоположен в сан иеродиакона. 27 января 1958 года был хиротонисан во иеромонаха, а уже в 1960 году по совету преподобного Кукши Одесского подал прошение о поступлении в братию Пантелеимонова монастыря на Афоне.

Лишь спустя четырнадцать лет ожидания разрешение было получено: 26 августа 1974 года в письме за №432 патриарх Константинопольский Димитрий в ответ на специальное послание патриарха Пимена (Извекова) сообщил, что из шести заявленных кандидатур только двоим монашествующим из СССР дано разрешение для поселения на Святой Горе.

Ввиду болезни одного из иноков 2 мая 1975 года в Пантелеимонов монастырь в составе специальной делегации от Русской православной церкви, направлявшейся на Афон для участия в пасхальных богослужениях, смог прибыть лишь иеромонах Иеремия. В 1975 году священнослужитель был удостоен сана архимандрита, а 10 апреля 1976 года был избран братией духовником монастыря.

В декабре 1978 года архимандрит Иеремия был избран наместником обители, а 5 июня 1979 года патриарх Константинопольский Димитрий I утвердил его избрание братией настоятелем (игуменом) Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афон. Торжественная интронизация состоялась 9 июня 1979 года.

В 2006 году, по афонской традиции, принял постриг в великую схиму.

В этом году исполняется ровно 40 лет, как о. Иеремия подвизается на Святой Горе. Более 35 лет он возглавляет русскую обитель святого Пантелеимона.

100-летний игумен посещает весь суточный круг богослужений, возглавляет заседания Собора Старцев монастыря, активно интересуется восстановительными работами в обители. Регулярно посещает сам или в сопровождении других старших братий восстанавливаемые объекты внутри монастыря, на скитах и келлиях. Кроме того, схиархимандрит Иеремия лично осуществляет поездки за пределы Святой Горы для закупки продуктов питания для братии.

По информации, полученной от насельников святогорских монастырей, в последние дни власти Афона были вынуждены ограничить выдачу диамонитирионов - въездных документов на Святую Гору - ввиду того, что в канун юбилея игумена русского монастыря от желающих поздравить о. Иеремию с юбилеем поступило слишком большое количество заявок, превышающее возможности святогорских обителей в плане размещения паломников.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!