Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Анна Фрейд. Эго и защитные механизмы

Научные воззрения

Став прямым наследником научных воззрений своего отца, Анна Фрейд в первую очередь развивала психоаналитические представления о Я, фактически основав новое неофрейдистское направление в психологии - эго-психологию. Главной её научной заслугой обычно считают разработку теории защитных механизмов человека - механизмов, с помощью которых Я нивелирует влияние Оно. Также Анна значительно продвинулась в изучении агрессии, но всё таки самым весомым вкладом в психологию было создание (эту заслуга принадлежит ей вместе с Мелани Кляйн) детской психологии и детского психоанализа. Ею были разработаны методы работы с детьми, в том числе игровые, положения психоаналитической теории перерабатывались Анной для прикладной помощи родителям и детям в их взаимодействии. Дети были главным научным и жизненным интересом Анны Фрейд, однажды она даже сказала: «Я не думаю, что являюсь хорошим предметом для биографии. Наверное, всю мою жизнь можно описать одним предложением - я работала с детьми!». В конце жизни учёную, уже имевшую звания Почётного профессора во многих крупнейших университетах мира, привлекла другая область связанная с детьми - семейное право, ей она занималась в Йельском университете, издав две работы в соавторстве с коллегами (см. Избранные научные работы). Наряду с Мелани Кляйн считается основателем детского психоанализа.

Развитие Эго-психологии в трудах Анны Фрейд

В.В. Старовойтов

кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН

Анна Фрейд (1895 - 1982) - младший ребенок в семье Фрейда, получила частное педагогическое образование и с 1914 по 1920 годы работала учительницей. В годы первой мировой войны начала изучать психоанализ. Зигмунд Фрейд лично провел учебный анализ своей дочери, хотя до начала 20-х годов он не являлся обязательным элементом подготовки психоаналитиков, что еще более усилило ее привязанность к отцу, а также сказалось на ее научной позиции в психоанализе - она навсегда осталась поборницей классического психоанализа З.Фрейда. В 1921 году А.Фрейд была принята в Венское психоаналитическое объединение. С 1923 г. она стала заниматься детским анализом. После эмиграции в Англию в 1938 году была принята в члены Британского психоаналитического общества. В декабре 1940, совместно с Дороти Барлингем, ближайшей подругой и соратницей, организовала "Хэмпстедский детский дом", где проводилось психоаналитическое исследование детей. Здесь А.Фрейд развивает детский анализ как самостоятельную область психоанализа. В 1952 открываются Хэмпстедская клиника и курсы детской терапии под руководством А.Фрейд. Сама она неоднократно избиралась на должность вице-президента МПА.

В начале 1920-х в Вене стал развиваться педагогически ориентированный психоанализ. Гермина Хуг-Хельмут (1871 - 1924) первой из аналитиков в Вене начала систематическое изучение детей. Анна Фрейд также оказалась в ряду детских психоаналитиков. Помимо Вены, другим центром детского психоанализа был в те годы Берлин, где Мелани Кляйн разработала "игровой метод" для анализа детей, а затем теорию раннего детского анализа. В 1926 М.Кляйн окончательно переехала в Лондон, где продолжила развивать теорию и практику анализа детей. На протяжении многих последующих лет А.Фрейд находилась в непримиримой полемике с М.Кляйн из-за острых разногласий по вопросам детского анализа.

Их первое заочное столкновение произошло в 1927 году, после выхода книги А.Фрейд "Введение в технику детского анализа", в которой она обсуждает возможность изменения аналитической техники при работе с детьми.

Говоря о специфике анализа детей, А.Фрейд выделяет следующие моменты:

1. У ребенка нет сознания своей болезни и воли к выздоровлению. Решение подвергнуться анализу никогда не исходит от маленького пациента, а принимается его родителями. Поэтому аналитику требуется подготовительный период, чтобы вызвать в ребенке недостающую готовность и согласие на лечение. В силу этого аналитик должен прежде всего установить определенные эмоциональные взаимоотношения между собой и ребенком.

2. Однако после такой предваряющей анализ стадии аналитик становится слишком ярко очерченным лицом и плохим объектом для переноса.

4. К тому же, родители продолжают быть любовными объектами ребенка в реальности, а не в фантазии, поэтому он не испытывает необходимости заменять в своих переживаниях родителей аналитиком. Как следствие, у ребенка не формируется невроз переноса, хотя могут присутствовать отдельные его компоненты.

5. В силу вышесказанного, аномальные реакции ребенка продолжают разыгрываться в домашней среде. Поэтому аналитик должен быть в курсе всех семейных взаимоотношений. Там же, где, по мнению А.Фрейд, обстоятельства или отношение родителей исключают возможность совместной работы, результатом является утрата подлежащего анализу материала. В подобных случаях А.Фрейд приходилось ограничиваться анализом сновидений и грез наяву у детей.

6. И, наконец, при работе с детьми возникает дополнительная проблема. Так как Супер-эго ребенка еще очень тесно связано с воспитывающими его лицами, то есть в большинстве случаев с родителями, то оценка бессознательных инстинктивных побуждений ребенка передается на усмотрение не Супер-эго, а его близких, которые своей чрезмерной строгостью и подготовили появление невроза у ребенка. Единственным выходом из этой тупиковой ситуации, согласно А.Фрейд, может стать занятие аналитиком на время работы с ребенком места Эго-идеала последнего. Однако это становится возможным только в том случае, если для ребенка авторитет аналитика становится выше авторитета родителей.

Детские аналитики пытались компенсировать нехватку свободного высказывания ребенком всех возникающих у него мыслей различными техническими приемами. В частности, М.Кляйн заменила технику свободных ассоциаций техникой игры, полагая, что действие более свойственно маленькому пациенту, чем речь. Она считала каждое игровое действие ребенка аналогом свободных ассоциаций у взрослого и сопровождала его собственным толкованием. А.Фрейд подвергла критике такое уподобление игровых действий мыслям взрослого человека и отвергла наличие постулированного М.Кляйн невроза переноса у ребенка.

В ответ на публикацию книги "Введение в технику детского анализа", работавшие под руководством М.Кляйн в Лондоне аналитики провели симпозиум, на котором подвергли резкой критике взгляды А.Фрейд на анализ детей. В частности, они считали, что невроз переноса не наступал в работе А.Фрейд по причине введенной ею вступительной фазы анализа. Ими также подчеркивалась необходимость использования игровой техники в силу меньшей предосудительности игры для ребенка, когда он не может продуцировать свободные ассоциации из-за тех или иных страхов. К тому же, согласно взглядам М.Кляйн, Супер-эго, а за ним и Эдипов комплекс образуются у ребенка на первом-втором году жизни, в силу чего она отвергла педагогический подход к анализу ребенка, свойственный А.Фрейд.

Впоследствии А.Фрейд внесла изменения в технику детского психоанализа, начав изучать всё то, что могло вызвать у ребенка вытеснение и другие защитные механизмы: фантазии, рисунки, эмоции, - найдя в них эквивалент свободных ассоциаций, что сделало предваряющую анализ стадию излишней. В то же время А.Фрейд продолжала считать даваемую М.Кляйн символическую интерпретацию детской игры ригидной, стереотипной, не учитывающей неизвестные компоненты Эго, в силу чего получалось искаженное представление о личности ребенка. Сама А.Фрейд утверждала, что путь к Ид ребенка лежит через проработку защит Эго.

В своей второй книге "Эго и механизмы защиты" (1936) А.Фрейд систематизировала всё, что было известно в то время о действии используемых Эго защитных механизмов. Помимо вытеснения, она включила в этот список регрессию, изоляцию, проекцию, интроекцию, превращение в противоположность, сублимацию, реактивное образование и др. Данная систематизация значительно расширила понимание защитных и синтезирующих функций Эго, поскольку, согласно взглядам А.Фрейд, нет антитезы между развитием и защитой, так как все "защитные механизмы" служат как внутренним ограничениям влечений, так и внешней адаптации.

Что касается техники лечения, то она выстраивалась А.Фрейд в соответствии с моделью интрапсихического конфликта, где всё, что не являлось новым, описывалось как перенос. Исходя из такого понимания переноса, она подчеркивала его спонтанность. Ее точка зрения полностью совпадала со взглядом Фрейда, который также считал, что перенос создается не врачом.

Понимание Фрейдом навязчивого повторения как биологического атрибута живой материи, дающего объяснение вездесущести феномена переноса, привело к подчеркиванию спонтанности переноса как создающегося исключительно пациентом, и, вследствие этого, к модели интрапсихического конфликта и стандартной технике психологии одной личности. Краеугольные камни психоанализа - перенос и сопротивление - были заложены в основание идеализированной научной беспристрастности. Это вело к "интерпретационному фанатизму", когда всё, происходящее в аналитической ситуации, рассматривалось прежде всего как проявление переноса, что вело к явному неравенству между вездесущим объектом - аналитиком, и неравным субъектом - пациентом. Данное неравенство разрасталось в результате генетических интерпретаций аналитика, которые вели к восприятию пациентом аналитика как человека, знающего всё о его прошлом, в том числе и о происхождении сопротивления. При этом суждение о том, что является истинным, а что - искажением "истины", отдавалось целиком на усмотрение аналитика.

Всё же, позднее, в статье 1954 года "Расширение показаний к психоанализу", А.Фрейд, наконец, поставила вопрос о том, не могут ли некоторые агрессивные реакции пациентов, обычно рассматриваемые как трансферентные, вызываться категорическим отрицанием того факта, что аналитик и пациент как взрослые люди находятся в реальных личных отношениях. Таким образом, она пришла к мысли о том, что не всё в анализе является "переносом".

Родители часто ищут ответы на вопросы о воспитании детей в книгах, написанных психологами. Но были ли основатели научных теорий развития ребенка хорошими родителями?

С разрешения издательства "Альпина Паблишер", мы приводим из книги Дэвида Коэна "Руки мыл? Родительский опыт знаменитых психологов". Нам были интересны все истории – их там одиннадцать, – и каждая них полна интригующих подробностей, догадок и доказательств. Поэтому книга будет интересна не только психологам и родителям, но и очень широкому кругу читателей.

Фрагменты главы "Зигмунд Фрейд. Отец, который втайне
подвергал психоанализу свою дочь"

Фрейд писал, что был счастливым мужем и отцом. Во многих отношениях это правда, но за его признанием скрыта сложная история, которую психоаналитики не стремятся изучать. Даже совершенно зрелый человек может иметь тайные пороки. Некоторые из недостатков Фрейда оказали влияние на его детей.


Фрейд почти никогда не давал родителям советов, основанных на своей теории, но никто не интересовался и уж точно не знал, как Фрейд справлялся с комплексами Эдипа и Электры у собственных детей. Этот вопрос наиболее интересен в отношении его последнего ребенка – дочери Анны, родившейся в 1895 г.

Во время войны Анна решила, что тоже хочет быть психоаналитиком и должна пройти дидактический анализ. Фрейд не позволил дочери обращаться к коллегам – беспокоился, что те слишком много узнают о его семье и их скелетах в шкафу. Дядя Иосиф сидел в тюрьме; сводный брат Фрейда Эммануил умер при загадочных обстоятельствах, выпав из поезда; племянница и двоюродный брат покончили с собой.

Поэтому Фрейд решил сам проводить сеансы с Анной, но сохранять это в секрете даже от ее матери. Осенью 1918 г. у Фрейда было мало пациентов, поэтому днем он мог заниматься с Анной. Он только сообщил близкому другу Шандору Ференци, что "психоанализ Анны будет очень изысканным". Похоже, что больше никто об этом не знал.



Если подумать о процедуре психоанализа, то родитель, выступающий в роли психоаналитика собственной дочери, - весьма экстравагантный феномен. Предполагается, что пациент должен осознать, в каких событиях детства коренятся его сложные чувства.

По Фрейду, психоаналитик словно становится отцом, которому ребенок может сказать все, что его беспокоит; для беспристрастного анализа он выуживает из подсознания пациента любые желания, чтобы заставить того понять их. Но если психоаналитик – родитель пациента, весь процесс неизбежно оказывается несостоятельным.


Биографы пытались выяснить подробности этих сеансов, и логично допустить, что некоторые засекреченные навечно документы в Библиотеке Конгресса касаются этого вопроса.

Пол Розен, авторитетный историк психоанализа, предположил, что во время сеансов возникла особая проблема: молчаливый конфликт между Анной и ее отцом, и "девушка могла сильно бояться отца, в чем оба они не отдавали себе отчета". Может, у Фрейда и были "самые лучшие побуждения, но с медицинской и с человеческой точки зрения ситуация оказалась более чем странной". Фрейд "вторгался в личное пространство ее души; он привносил в их отношения новые эмоции, связанные с переносом, без возможности когда-либо избавить ее от них".

Подвергая дочь психоанализу, Фрейд, без сомнения, потворствовал эдиповым узам со своей стороны, рассуждает Розен, но для нее "психоанализ способствовал ограничению возможностей личностного удовлетворения, хотя и она сама, и ее последующее лидерство в психоанализе играли немалую роль в жизни ее отца, и это обогащало их общение".

Несмотря на договоренность держать все в секрете, отец и дочь, видимо, не сошлись в оценке успешности анализа.


В письме к Лу Андреас-Саломе в 1922 г. Анна писала: "Со мной все стало так сложно из-за двух основных недостатков – это недовольство или ненасытность собой, что заставляет меня искать любви от других, и, собственно, привязанность к другим, когда я нахожу их. [Первое] вы с папа никак не можете понять".

Фрейд, напротив, считал, что прекрасно понимает дочь, но признавал, насколько сильно зависит от нее. В письме к Андреас-Саломе в 1922 г. он писал: "Я уже давно чувствую жалость к Анне, потому что она живет вместе с нами, стариками, но все же, если бы она покинула нас, я бы ощущал себя обедненным, вроде того что происходит со мной сейчас, как будто мне пришлось бросить курить".

Анна была не единственным его ребенком, которого Фрейд подвергал психоанализу. У его сына Оливера развился невроз навязчивых состояний, и отец пытался его лечить. "Для меня чрезвычайно сложно быть объективным в этом случае", – писал Фрейд Максу Эйтингону, богатому психоаналитику, который помогал ему деньгами во время войны.

Он добавлял, что Оливер был "моей гордостью и тайной надеждой долгое время, пока ясно не проявилась его анально-мазохистская организация… Я невероятно страдаю от чувства беспомощности". Отношения Оливера с отцом оставались сложными, и он вместе с женой эмигрировал в Америку. Там он стал успешным инженером-строителем.

В тот период, когда Фрейд проводил сеансы с Анной, в семье произошла трагедия. В 1920 г. умерла его дочь Софи.


Фрейду было 64 года, и его письма (по большей части еще не опубликованные) говорят о том, какую муку он испытывал. Анна никогда не рассказывала, что чувствовала, когда умерла ее сестра и соперница. Поразительное сходство: так же как Фрейд видел смерть своего брата Юлиуса, Анна стала свидетелем кончины сестры. Но это была не последняя беда в семье. После смерти Софи Фрейд очень привязался к ее двухлетнему сыну Хайнелю. Когда в 1923 г. мальчик умер, Фрейд едва не обезумел от горя.

Вскоре Фрейду пришлось иметь дело с проблемой прежде не существующей любовной жизни Анны. В 1925 г. к Фрейду на лечение пришла Дороти Берлингем, чей дед Чарльз Тиффани основал ювелирный дом для высшего общества Tiffany & Co. Дороти была несчастлива в браке. Она и Анна сблизились, затем стали закадычными друзьями, а потом и спутницами жизни. Когда я спросил последнюю секретаршу Анны Фрейд, были ли те любовницами, Джина Ле Бон ответила: "Какая разница?" Если и были, они не афишировали этого.

Известный психиатр Роберт Коулс в биографии Анны Фрейд пишет только, что отношения между двумя женщинами были "запутанными". С восхитительным равнодушием ко всем моральным ограничениям Фрейд подвергал психоанализу и Анну, и Дороти, и, для пущей верности, мужа Дороти.

Гомосексуальность не преступление, хотя и не преимущество, как позже сказал Фрейд одной даме, желавшей, чтобы он избавил ее сына от этого "недуга".

Анна Фрейд

Детский психоанализ

Предисловие. Становление и развитие детского психоанализа

Возникновение психоанализа было связано с исследованием и лечением невротических заболеваний взрослых людей. Однако выдвинутое З. Фрейдом (1856-1939) положение о том, что истоки возникновения невротических расстройств уходят своими корнями в детство и связаны с особенностями психосексуального развития ребенка, с необходимостью подводило к изучению детских неврозов. Не случайно основатель психоанализа уделял самое пристальное внимание проблеме Эдипова комплекса, связанного с инфантильной сексуальностью и являющегося, по его мнению, «ядром неврозов». Не случайно и то, что лечение взрослых невротиков предполагало выявление средствами психоанализа воспоминаний пациентов о различного рода ситуациях, событиях, переживаниях, имевших место в их раннем детстве и относящихся к первым годам их жизни.

З. Фрейд работал в основном со взрослыми пациентами. Тем не менее ему приходилось подчас обращаться к детским случаям. Наглядным примером в этом отношении может служить его публикация «Анализ фобии пятилетнего мальчика» (1909) , в которой изложен ставший классикой случай «маленького Ганса». Правда, само лечение пятилетнего мальчика проводилось его отцом, а З. Фрейд лишь руководил этим лечением и только один раз принимал участие в разговоре с ребенком. Однако опубликованная им работа способствовала привлечению внимания психоаналитиков к анализу детских неврозов. Так, венгерский психоаналитик Ш. Ференци (1873-1933) в работе «Маленький петушатник» изложил случай странного поведения маленького мальчика, Арпада, проявлявшего повышенный интерес к курам, испытывавшего страх перед петухом и выражавшего чрезмерную любовь и ненависть к птицам.

«Анализ фобии пятилетнего мальчика» З. Фрейда и «Маленький петушатник» Ш. Ференци служили скорее наглядной демонстрацией подтверждения психоаналитических идей, нежели руководством по осуществлению психоанализа детских неврозов. Ни в той, ни в другой работе не содержались рекомендации относительно того, как и каким образом можно использовать психоанализ в процессе конкретной терапевтической работы с детьми. Напротив, в них высказывались такие суждения, которые свидетельствовали о технических трудностях психоанализа при лечении детей и сомнениях по поводу возможностей непосредственного его применения к детским неврозам.

З. Фрейд подчеркивал, что именно благодаря отцу «маленького Ганса» удалось побудить ребенка к определенным признаниям и что только совмещение в одном лице родительского и врачебного авторитета, а также совпадение нежных чувств и научных интересов сделали возможным использовать метод, который «в подобных случаях вообще вряд ли мог бы быть применим». Ш. Ференци заметил, что в случае Арпада «прямое психоаналитическое обследование оказалось невозможным», и ему пришлось ограничиться тем, чтобы просить заинтересованную в этом случае даму делать заметки, записывать изречения и фиксировать странные поступки ребенка.

Тем не менее З. Фрейд считал, что в будущем детские психоаналитические сеансы приобретут большее значение, чем это имело место на начальной стадии развития психоанализа. В работе «Проблема дилетантского анализа» (1926) он писал о ценности детских психоаналитических сеансов для развития теории и о практическом интересе, связанном с обнаружением того, что большое число детей в своем развитии проходят одну из невротических фаз. При этом он подчеркивал, что в интересах ребенка «аналитическое влияние необходимо соединить с воспитательными мероприятиями» и что эта техника «еще ждет своей разработки».

Отталкиваясь от этих идей, последующие психоаналитики приступили к практическому анализу детских неврозов, что нашло свое отражение, в частности, в терапевтической деятельности А. Фрейд (1895-1982), М. Кляйн (1882-1960), Д. Винникотта (1896-1971) и других аналитиков. Публикации А. Фрейд «Введение в технику детского психоанализа» (1927) , «Детство в норме и патологии» (1965) , работы М. Кляйн «Психоанализ детей» (1932) , «Психоаналитическая игровая техника: ее история и значение» (1955) , книга Д. Винникотта «“Пигля”: Отчет о психоаналитическом лечении маленькой девочки» (1977) оказали заметное влияние на становление и развитие детского психоанализа.

Дочь основателя психоанализа Анна Фрейд была одной из первых, кто способствовал становлению и развитию детского психоанализа. Будучи младшей из шести детей З. Фрейда, она не только находилась рядом с ним всю свою жизнь, выполняя роль личного секретаря и ухаживая за отцом, на протяжении шестнадцати лет страдавшего от ракового заболевания, но и, став психоаналитиком, активно включилась в профессиональную деятельность, связанную с Международным психоаналитическим движением.

А. Фрейд не имела медицинского образования. Закончив лицей и получив педагогическое образование в 1914 году, на протяжении пяти лет она работала учительницей. Не встречая возражений со стороны отца, молодая учительница имела возможность посещать его лекции и присутствовать на некоторых заседаниях Венского психоаналитического общества. Проявив интерес к психоаналитическим идеям, в 1918-1921 годах она прошла личный анализ у своего отца. С 1918 года она стала принимать участие в Международных психоаналитических конгрессах. Осуществив самостоятельное психоаналитическое исследование пятнадцатилетней девочки и выступив с докладом «Фантазия избиения во сне и наяву», в 1922 году А. Фрейд стала членом Венского психоаналитического общества.

В 1920 году З. Фрейд подарил своей дочери кольцо, подобное тому, которое носили особенно приближенные к нему мужчины-аналитики, входящие в состав «тайного комитета». В 1923 году А. Фрейд открыла собственную психоаналитическую практику, а в 1924 году стала членом «тайного комитета», заменив ближайшего сподвижника основателя психоанализа О. Ранка (1884-1939), который, выдвинув свои собственные идеи о травме рождения и не встретив поддержки среди ближайшего окружения З. Фрейда, вышел из состава данного комитета. В 1924 году она возглавила Венский психоаналитический институт, в котором стала читать лекции по детскому психоанализу. В том же году она повторно прошла анализ у своего отца, в 1931 году – стала секретарем Венского психоаналитического общества.

Летом 1938 года А. Фрейд вместе со своим отцом покинула Австрию и эмигрировала в Англию. После смерти З. Фрейда она способствовала изданию его собрания сочинений. Во время второй мировой войны А. Фрейд оказывала помощь детям, пострадавшим от бомбардировок Лондона, открыла детский приют-ясли, осуществляла терапевтическую и исследовательскую деятельность. С 1944 по 1949 год была Генеральным секретарем Международной психоаналитической ассоциации. В 1947 году в Хэмпстеде организовала курсы подготовки специалистов в области детского психоанализа, в 1952 году возглавила Хэмпстедскую клинику детской терапии, которая в 1984 году была переименована в Центр Анны Фрейд.

А. Фрейд неоднократно выезжала с лекциями в США, принимала активное участие в работе Международных психоаналитических конгрессов. Была почетным доктором Шеффильского (Англия), Венского (Австрия), Гарвардского, Колумбийского, Чикагского, Филадельфийского (США) университетов. В 1973 году была избрана почетным президентом Международной психоаналитической ассоциации. Умерла в октябре 1982 года. В возрасте 86 лет.

А. Фрейд – автор многочисленных статей и ряда книг, включая «Введение в технику детского психоанализа» (1927) , «Введение в психоанализ для педагогов» (1930) , «Я и механизмы защиты» (1936) , «Норма и патология детства» (1965) . Ее идейное наследие нашло свое отражение в собрании сочинений, изданном в десяти томах.

В своей исследовательской и терапевтической деятельности А. Фрейд исходила из того, что детский психоанализ требует специальной техники, поскольку в отличие от взрослого ребенок является незрелым, несамостоятельным существом, решение на анализ никогда не исходит от него самого, он не чувствует никакого нарушения и чаще всего у него нет сознания того, что он болен. Учитывая эти особенности, детский психоанализ предполагает прежде всего более или менее длительный подготовительный период, на протяжении которого осуществляется как бы «дрессировка» ребенка для анализа (сознание болезни, доверие, согласие на лечение).

По мнению А. Фрейд, работающему с детьми аналитику необходимо придерживаться следующих правил: он не должен оставаться безличным по отношению к маленькому пациенту; вместо толкования свободных ассоциаций и поступков пациента аналитик должен направить свое внимание туда, где «разыгрываются невротические реакции», то есть на домашнюю среду, окружающую ребенка; аналитик должен учитывать то обстоятельство, что внешний мир оказывает «на механизм инфантильного невроза и на течение анализа» более сильное влияние, чем у взрослого пациента; при работе с ребенком аналитик должен суметь занять место его Я-идеала, и ему не следует начинать свою терапевтическую деятельность до тех пор, пока не будет уверен в том, что он «окончательно овладел этой психической инстанцией ребенка»; аналитик должен обладать авторитетом в воспитательном отношении, то есть анализировать и воспитывать, позволять и запрещать, «разрывать и вновь связывать».

Анна Фрейд родилась в 1895 г. и была шестой, младшей, дочерью Зигмунда Фрейда, основателя современного психоанализа. Отец ждал рождения сына и даже придумал ему имя - Вильгельм, однако родилась девочка. Марте Фрейд было трудно справляться со всеми детьми, поэтому вскоре к ней приехала сестра Минна. Эта женщина стала для Анны второй матерью. Отца дети видели нечасто, ведь он постоянно бы занят врачебной практикой и научной работой. Когда Анне было 13 лет, отец познакомил ее со своей теорией психоанализа, она стала посещать его лекции и даже присутствовала на приемах пациентов.

В 16 лет Анна, окончившая частный лицей, оказалась перед выбором дальнейшего пути. Образование позволяло ей поступить только в учебное заведение, готовящее учителей, а не в университет, для которого необходимо было закончить гимназию. Перед тем как сделать этот выбор, Анна по совету отца уехала в Италию, где прожила 5 месяцев. Вернувшись, она поступила на учебу, а позже стала преподавателем в том самом лицее, где некогда училась.

С 1918 г. Анна, уже давно увлекающаяся психоанализом, стала принимать участие во всех заседаниях Венского психоаналитического общества. Ее первым самостоятельным опытом стало проведенное в 1922 г. исследование 15-летней девочки и выступление с докладом «Фантазии избиения во сне и наяву». После этого ее приняли в ряды Венского психологического общества.

С 1923 г. Анна Фрейд начала самостоятельно практиковать, открыв кабинет для детей в том же помещении, где принимал пациентов ее отец. Отец, естественно, был доволен успехами, которых достигла Анна в области психоанализа, его беспокоили лишь два ее недостатка: «сутулая осанка и чрезмерное увлечение вязанием». Психоаналитики толковали это увлечение как замещение сексуальной жизни: постоянное движение спицами символизировало продолжающийся половой акт.

В том же году Анна узнала о болезни отца, причем совершенно случайно. Именно благодаря дочери Зигмунд Фрейд смог так долго бороться с болезнью Она взяла на себя все его встречи и доклады, издавала его труды, помогала ему разрабатывать новые концепции и, по сути, стала его личным секретарем.

В 1925 г. в Вену приехала Дороти Берлингам-Тиффани, дочь американского промышленника и фабриканта Тиффани, почитателя Фрейда. Спустя несколько лет Дороти переехала жить в дом Фрейдов вместе со своими детьми. Именно они, а еще дети Софи, другой дочери Зигмунда, стали для Анны настоящей семьей. Кроме того, Дороти во многом разделяла увлечение Анны психоанализом. Вместе с Жанной Лампи де Гру и Марианной Ри-Криз они составили кружок единомышленников, среди психоаналитиков эта группа получила название «круг четырех дам».

Через год Анна Фрейд стала секретарем, а еще через год - генеральным секретарем Международного психоаналитического общества. У нее постоянно возникали трудности с получением признания, поскольку она не имела медицинского образования, поэтому основными пациентами Анны были дети ее знакомых. В этой работе очень помогло ее учительское образование и та практика, которую она получила, общаясь с детьми Дороти и Софи. Знакомые отмечали, что Анна умела найти общий язык с любым ребенком.

На основе своих клинических опытов Анна Фрейд сделала некоторые выводы. Особенностью детского психоанализа, по ее мнению, является то, что метод свободных ассоциаций, когда пациенту предоставляется возможность говорить все, что придет в голову безо всякого контроля со стороны сознания, здесь совершенно неприменим, поскольку ребенок просто не способен доверять взрослому свои тайны Поэтому Анна в своих клинических исследованиях предпочитает использовать метод наблюдения. Мысли и желания ребенка, по мнению А. Фрейд, могут выражаться не в словах, а в действиях во время переживания им различных игровых ситуаций.

Столкновение их с внешним миром порождает конфликт, который, разрешаясь, благотворно действует на психику ребенка. Игнорирование или же полное отсутствие таких желаний ведет к социальной дезадаптации, истеричности и неврозам

Эти идеи были отражены в первой книге А. Фрейд «Введение в технику детского психоанализа», которая была составлена из четырех лекций. Это яркий пример того, как было написано большинство трудов Анны: сначала тема излагалась ею на лекции или симпозиуме, а затем уже в книге.

В это же время Анна вступила в полемику с Мелани Кляйн, * также занимавшейся детским психоанализом Отличительной чер-f той теории Кляйн было то, что она исследовала особенности детской психики, пользуясь всеми законами «взрослого» психоанализа. Фрейд же считала, что внутренние психические инстанции формируются постепенно, а следовательно, эти законы неприменимы для психоанализа детей. Со временем этот спор превратился не просто в отстаивание собственного мнения двумя учеными, а в разделение всего детского психоанализа на две школы.

В 1937 г. вышла в свет книга Анны Фрейд «Эго и механизмы защиты». В ней Анна составила каталог эго-защит (таких, как вытеснение, формирование реакции, проекция, идентификация с агрессором и т.д.) и описала их проявления. Она описала не только защиты, порождаемые внутренним, структурным конфликтом, но и конфликтом «эго» с окружающим миром (отрицание). Подчеркивая центральную роль «эго» и адаптивное значение эго-защит, Анна Фрейд открыла дорогу развитию эго-психолОгии - одному из основных направлений современного психоанализа.

Когда к власти в Германии пришел Гитлер, ученые начали покидать Вену, но Зигмунд Фрейд, отягощенный болезнью, не мог решиться на переезд. 11 марта 1938 г. гитлеровские войска вошли в Вену, а 22 марта Анну уже вызвали на допрос в гестапо. Позже она вспоминала, что это был самый страшный день в ее жизни, опасаясь пыток, она даже взяла с собой яд. Этот день произвел на нее такое сильное впечатление, что позже Анна избегала бывать в Германии. 4 июня семья Анны выехала в Париж, а затем и в Лондон, где ее отец прожил всего лишь год.

Во время войны Анна помогала английским детям - жертвам бомбежек, а в 1939 г. создала приют для таких детей. Работая с ними, она на практике изучала различные особенности детской психики, в частности то, как формируется психика ребенка при разлуке с матерью и какова реакция детей на жизнь в коллективе, где роль родителей выполняют старшие товарищи Результаты этих исследований Анна публиковала в своих «Ежемесячных отчетах».

В 1944-1949 гг. Анна была генеральным секретарем Международной психоаналитической ассоциации. Она всегда очень ревностно относилась к творчеству отца. В то время шутили, что «каждый, кто что-то пишет о Фрейде, чувствует, как Анна заглядывает в текст через плечо» После смерти отца она опубликовала собрание! его сочинений как своеобразный памятник его творчеству.

После войны известность Анны Фрейд начала возрастать, воз-1 можно, на это оказали влияние лекции, которые она читала по! всей Европе и Америке. Известно, что она оказала влияние на твор-1 чество Германа Гессе, за консультацией к ней обращалась даже Ме-рилин Монро, у которой Анна определила истерический и депрессивный склад личности. В это время А. Фрейд получила степень по-1 четного доктора во многих университетах Европы и Америки. В своих I лекциях она постоянно подчеркивала положительный момент ин-j стинктивных влечений у детей.

Основным детским инстинктом Анна Фрейд всегда считала аг- ] рессию, отмечая ее положительное значение. Напряженность и борьба, свойственные агрессии, - это основные жизнеутверждающие ин-1 стинкты, кроме того, агрессия - это необходимая составляющая! сексуальности. Чтобы избежать патологий в будущем, считала! А. Фрейд, все асоциальные аспекты агрессии должны быть прора-1 ботаны в детстве

Книга «Нормальность и патология детства», вышедшая в 1965 г.,! посвящена оценке развития и психопатологии детей. В отличие от! психопатологических симптомов у взрослых, симптомы у детей более I хаотичны, неупорядоченны и проявляются в основном как оста-[ новка или задержка в процессе развития.

Для оценки причин и последствий таких остановок Анна Фрейд! предложила рассматривать линии развития ребенка, описав три глав-1 ные категории: созревание влечений и эго-функций, адаптация к| окружению и строящимся объектным отношениям, а также органи-1 зация, интеграция и конфликты в психической структуре. В опреде-| ленном возрасте от каждого ребенка можно ожидать проявления со-1 ответствующих этому возрасту достижений, конфликтов, проблем.) Отсутствие их говорит о нарушении в каких-то линиях развития.

В 1973 г. Анна Фрейд стала почетным президентом Международ-[ ной психоаналитической ассоциации, однако интенсивной клинической практикой она уже не занималась Невзирая на тяжелую болезнь, она продолжает научную деятельность, в то время ее девизом стали слова Ф. Ницше. «То, что меня не сломило, делает меня сильнее». 1 марта 1982 г у Анны случился инсульт, повлекший за собой нарушения речи, функций вестибулярного аппарата и па-

ралич. Но даже в больнице она пыталась работать над книгой о семейном праве. Анна Фрейд умерла 8 октября 1982 г. в Лондоне.

За 60 лет жизни Анна Фрейд опубликовала более 90 статей, прочитала 88 различных докладов и лекций. Работы ее имеют безусловно культурное и общечеловеческое значение. Принять в ребенке то, что неизбежно, и устранить то, что впоследствии может привести его к социальной дезадаптации, - такова центральная установка детского психоанализа, разработанного Анной Ее разработки полезны и для психоаналитиков, в том числе и для современных, и для родителей.

В главное меню

Министерство здравоохранения России

Российская медицинская академия

Последипломного образования

Я.Л. Обухов

ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ

И ПРОБЛЕМА АНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

В КОНЦЕПЦИИ АННЫ ФРЕЙД

Москва 1997


Обухов Яков Леонидович - психолог, доцент Института Кататимно-имагинативной психотерапии (Германия), член Русского Психоаналитического Общества и Европейской Ассоциации Психотерапии, автор книги: «Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков» и более 30 публикаций в отечественных и зарубежных психологических, медицинских и психотерапевтических изданиях. Перевел на русский язык книгу Анны Фрейд «Норма и патология в детстве».


Анна Фрейд

Анна Фрейд (3.12.1895, Вена – 8.11.1982, Лондон) – основоположница детского психоанализа, дочь и последовательница Зигмунда Фрейда, почетный доктор многих университетов Европы и Америки, секретарь (1926), генеральный секретарь (1944) и почетный президент (1973) Международного психоаналитического общества, секретарь Венского психоаналитического общества (1931). Получила педагогическое образование, в 1915– 1920 гг. работала учительницей, изучала психоанализ у своего отца. В 1923 г. начала собственную психоаналитическую практику. С 1924 г. работала в Венском психоаналитическом институте (впоследствии вплоть до 1938 г. – его директор), выступала с лекциями для педагогов и воспитательниц детских садов. В работах "Введение в технику детского психоанализа" (1927, русск, пер. Одесса, 1927, переизд. М., 1991), "Введение в психоанализ для педагогов" (1930) подводит первые итоги практической психоаналитической работы с детьми, исследует взаимоотношения между детским и взрослым анализом, рассматривает специфическую технику детского анализа (отказ от свободных ассоциаций, анализ сопротивления, специфическая роль переноса в детском анализе, игра как диагностический материал), а также выступает против упрощенного понимания психоанализа Мелани Клайн, которая однозначно переводила детские игры на язык прегенитальной сексуальности. В 1936 г. выходит основной теоретический труд "Психология "Я" и защитные механизмы" (русск, пер. М– "Педагогика–Пресс", 1993), в котором А. Фрейд выступает против мнения, что психоанализ занимается исключительно бессознательным ("ОНО" в терминологии А. Фрейд). Объектом анализа становится развитие "Я" как центра сознания. В отдельности анализируются механизмы защиты "Я" (вытеснение, реактивные образования, проекции и перенесения, сублимация, идентификация с нападающим, отрицание и отречение, расщепление "Я", регрессии, фиксации и др.). В 1937 г. А. Фрейд возглавила основанные на пожертвования Эдит Джексон детские ясли "Jacson Nurseries". После захвата Австрии фашистской Германией (1938) эмигрировала с родителями в Великобританию. В 1940– 1945 гг. работала в созданных ею военных детских яслях в Хэмпстеде (близ Лондона) "Hampsted War Nurseries", приютивших более 80 детей в возрасте от нескольких недель до шести лет и старше. На богатом экспериментальном материале А. Фрейд изучала влияние разлучения ребенка с матерью, реакцию детей на совместную жизнь, когда отношения со старшими товарищами заменяют отношения с родителями, Эдипов комплекс при отсутствии эдипальных объектов, особенно отца. После войны она обращается к психоаналитическому изучению жертв концентрационных лагерей. В 1947 г. А. Фрейд открывает в Хэмпстеде курсы для детских психоаналитиков, ставшие важнейшим европейским психоаналитическим центром. С 1952 г. она – директор Клиники детской терапии в Хэмпстеде. В 1965 г. выходит итоговая книга "Норма и патология в детстве", в которой А. Фрейд обобщает результаты многолетних экспериментальных и теоретических исследований детского развития.


Являясь продолжателем идей отца, А. Фрейд дополнила психоаналитическое учение концепцией целостности психической системы с "Я" в качестве ее центра. В изучении о психических структурах личности она прослеживает становление "ОНО", "Я" и "СВЕРХ–Я" ребенка, изучает соотношение их влияния на психику. Главной заслугой А. Фрейд в этой области является выделение так называемых генетических линий развития. Выявление достигнутого уровня развития по каждой линии, а также учет гармонии между всеми линиями развития позволяет проводить диагностику и давать рекомендации при решении практических вопросов.


Возникающие в раннем детстве агрессивные действия ребенка (кусание, щипание, плевание, толкание, удары, приступы ярости, взрывы гнева и бешенства, а также самоистязания, например, удары "головой об стену"), неожиданные проявления внезапного упрямства и навязчивости привлекали внимание многих исследователей детского развития. Концепция Анны Фрейд – один из возможных подходов в решении этой проблемы. На богатейшем клиническом материале она конкретизировала основные положения классического психоанализа о детском развитии, обогатив их психоаналитическим учением о сознании или, в терминологии А. Фрейд, о психологическом "Я" ребенка.

Следуя предложенному 3. Фрейдом разделению личности на ее составные части – "Я", "ОНО", и "СВЕРХ–Я", А. Фрейд прослеживает развитие этих составляющих личности в детстве.

Развитие "ОНО", или инстинктивной, врожденной и бессознательной психической составляющей, разделяется ею на сексуальное развитие энергии либидо и на развитие агрессивности. Развитие сексуального инстинкта, по А. Фрейд, определяется последовательностью так называемых либидонозных фаз – оральная стадия, соответствующая грудному вскармливанию; анально-садистическая стадия, соответствующая приучению к опрятности; фаллическая стадия, соответствующая появлению Эдипова и кастрационного комплексов; латентная стадия, соответствующая изживанию предшествующих комплексов и переносу энергии либидо на внешние несексуальные цели; предпубертатная стадия, когда вновь всплывает оральная, анальная и фаллическая сексуальность; пубертатная стадия постепенного сексуального заполнения генитальных зон и сексуальных объектов противоположного пола вне семьи; генитальная стадия как завершение этого процесса и переход к половой зрелости.

А. Фрейд считает, что агрессивность взаимосвязана с сексуальностью. Поэтому проявления агрессивного инстинкта последовательно подчинены либидному развитию: кусание, плевание, желание все "присвоить" себе как оральная агрессивность (поэтому эту стадию называют иногда каннибалическая); мучение, разрушение, жестокость как проявления так называемого анального садизма; властолюбие, хвастовство, зазнайство, утрирование мужского агрессивного поведения на фаллической стадии; на латентной стадии агрессивность также отступает на задний план; с наступлением предпубертатной и пубертатной стадий вновь появляются диссоциальные начала (такие как нарушения общественных норм и правил).

Однако А. Фрейд не удовлетворяется этим односторонним по своей сути способом рассмотрения. Для нее недостаточно отдельно анализировать развитие "Я" и "ОНО". В дополнение к исходному психоаналитическому подходу А. Фрейд выделяет особые линии развития разных сторон поведения ребенка, при помощи которых она пытается дать целостную картину развития личности. Такие линии она строит для самых разных областей психической жизни. Это и кормление и питание, где сменяется ряд стадий, начиная со стадии грудного вскармливания и до разумных привычек питания взрослого; это и линия отношения к объекту – от инфантильной зависимости ребенка до половой жизни взрослого; это и линия развития от развлечения на собственном теле к переходному объекту, к игрушке, которая далее ведет к появлению начал работоспособности и т. п.

Одна из основных линий развития – воспитание опрятности, состоящее из четырех ступеней. Первая ступень соответствует периоду полной непроизвольности опорожнения мочевого пузыря и кишечника. Длительность этой ступени зависит от внешних для ребенка причин – от обычаев, привычек и предписаний, которые влияют на действия матери. В некоторых странах и социальных слоях воспитания опрятности начинается через несколько дней после рождения (удерживание младенца по типу выработки условного рефлекса). В других культурах такое воспитание откладывается до второго или третьего года жизни, когда ребенок начинает овладевать своим Я.

Вторая ступень в противоположность первой зависит от внутренних процессов созревания. С переходом от оральной стадии к анальной увеличивается "либидное заполнение" тела. Содержимое желудка в это время высоко ценится ребенком и "отдается" только "ради матери" – в качестве подарка для нее. В то же время опорожнение желудка служит средством выражения досады и разочарования по отношению к матери. Ребенок сопротивляется против любого вмешательства в ставшие для него такими важными процессы дефекации и мочеиспускания. Для анально-садистической стадии характерны нормальная эмоциональная амбивалентность при заполнении посредством либидо и агрессивности собственных частей тела и продуктов выделения, а также двойственная эмоциональная установка к матери, выражающаяся в смене любви и ненависти.

В это время ребенок проявляет любопытство к своему телу, радуется игре с водой, песком и пластилином, испытывает удовольствие от переполнения и опорожнения сосудов. Этому сопутствуют агрессивные явления – желание овладения, заполнения, разрушения и т. п.

Развитие личности ребенка зависит от позиции матери или няни. Если им удается выполнять важную роль посредника между стремлением к грязи у ребенка и требованиями чистоты со стороны взрослых, а также постепенно и снисходительно способствовать развитию у ребенка овладения его собственными сжимающими мышцами (сфинктером), то это благоприятно скажется на воспитании опрятности. Если же у некоторых матерей собственные вытеснения анальных стремлений и появившиеся в результате этого реактивные образования, отвращение, опрятность и аккуратность делают такое поведение невозможным, то воспитание опрятности сталкивается с неожиданными трудностями. Мать со всей строгостью настаивает на своих требованиях опорожнения в определенное время и в определенном месте, а ребенок со своей стороны защищает также упорно и бескомпромиссно свое право на самоопределение в вопросах временил места дефекации и мочеиспускания. Эта борьба приводит к отрицательным последствиям для отношений между матерью и ребенком и для характера ребенка. И как результат появляются такие нежелательные черты, как упрямство, закостенелость реактивных образований, невязчиво-невротические склонности.

На третьей ступени ребенок перенимает отношение взрослых к опрятности, идентифицирует себя с ней и делает ее своей собственной. Овладение процессами опорожнения становится, таким образом, простейшим "СВЕРХ–Я". По механизму реактивного образования появляется отвращение возвращения вытесненного. С регулярностью опорожнения желудка "Я" приобретает такие свойства, как пунктуальность, добросовестность, надежность. Высокая оценка собственного тела и его выделений сдвигается на другие области и интересы, такие, например, как собирание и накопление. Там, где эти преобразования проходят постепенно и без шоковых переживаний, они становятся источником значительного самообладания, которое придает характеру желательную твердость.

С другой стороны, контроль над анальными процессами на третьей ступени зависит также от качества и стабильности отношений с объектами внешнего мира. Например, у себя дома ребенок уже может использовать горшок или уборную, но при разочаровании матерью, разделении с ней вновь могут возникнуть неожиданные случаи несвоевременной дефекации и мочеиспускания или агрессивное использование процесса опорожнения.

Лишь на четвертой ступени овладение сфинктерами достигает своей окончательной формы и надежности. После изживания Эдипова комплекса рассматриваемые установки становятся независимыми от объективного мира и отношения к нему. Они достигают уровня нейтрализованных, автономных содержаний "Я" и "СВЕРХ–Я".

Как мы видим, к явлению детской агрессивности А. Фрейд подходит с традиционных для классического психоанализа позиций. Агрессивность, с ее точки зрения, – это врожденный инстинкт, неразрывно связанный с сексуальностью. Агрессивность и либидо могут смешиваться и переходить друг в друга. А. Фрейд считает агрессивность нормальным явлением, которое обязательно присутствует в психической жизни каждого ребенка. Иногда агрессивность внешне может не проявляться, но вытесненная в бессознательное она косвенным образом влияет на поведение ребенка. Там, где родители считают свою маленькую девочку "славной, нежной, послушной и скромной", аналитику не хватает соответствующих детству побуждений агрессии, жадности, упрямства. В тех случаях, когда родители убеждены, что ребенок любит всех младших братьев и сестер, аналитик ищет вытесненные зависть и ревность, которые должны в норме существовать. Агрессивные желания могут переходить в свою противоположность, превращаясь в реактивные образования. Например, если маленький мальчик впадает в состояние страха "всякий раз, когда родители вечером или в плохую погоду уходят из дома", за этим может скрываться вытесненное желание их смерти. То же самое справедливо для ребенка, который прислушивается к дыханию спящего брата или сестры, чтобы убедиться, "что он живой". Жалость может быть результатом длительного действия защитного механизма, направленного против жесткости.

А. Фрейд описывает различные формы детской агрессивности. Так, для самых маленьких детей характерны каннибалические желания, стремления все засунуть в рот, присвоить себе. С началом прорезания зубов ребенок начинает кусаться. В этом возрасте это означает не больше, чем моторно-аффективный процесс "отвода" инстинктивных возбуждений, для которых нет никакого другого выхода. Подобные проявления агрессивности исчезают сами собой, как только "Я" ребенка достаточно созреет, чтобы открыть для инстинктивных процессов другие возможности отвода. Особое значение здесь принадлежит речи. Что же касается ранних каннибалических фантазий, то они исчезают еще раньше, чем "Я" приведет в движение свои защитные усилия, становясь жертвой первичного вытеснения.

Агрессивные действия младенца могут быть направлены и на него самого. Ребенок царапает и кусает сам себя. Обычно в первый месяц жизни происходит "поворот" агрессивности изнутри вовне. Этот шаг в развитии связан, с одной стороны, с выработкой защиты против боли, с другой – с "заполнением" тела ребенка нарциссическим либидо матери. Ребенок начинает ценить и беречь свое тело настолько, насколько его любит мать.

В начале жизни младенец еще не всегда может отчетливо различать внутреннее и внешнее. Он может жестоко обращаться с грудью, лицом, руками или волосами матери, как будто они его собственные части тела. Одновременно он ожидает от матери, что она чувствует его голод, его усталость, его потребности и чувство неудовольствия как свои собственные. Мир воспринимается ребенком в это время не на основе принципа реальности, а на основе переживания удовольствия и неудовольствия. Принцип удовольствия господствует в раннем детстве над всей психической жизнью ребенка. Взрослый мир должен, хочет он этого или нет, сдерживающе вмешиваться, чтобы предохранить самого ребенка и чтобы защитить других людей или вещи от его крайностей. Вследствие несогласованности между внутренним стремлением к удовольствию и внешним учетом реальности и ограничением очень многие дети этого возраста естественным образом непослушны и упрямы. Поэтому предварительным условием социализации индивида и служит переход от принципа удовольствия к принципу реальности.

А. Фрейд считает, что всплеск агрессивности наблюдается на анально-садистической стадии развития. Затем агрессивность сама спонтанно "связывается" и усмиряется посредством слияния с либидо, ограниченного смещения и сублимирования. Вмешательство воспитательных мероприятий в естественный отвод агрессивности может помешать этому процессу или опрокинуть его. Если ненависть или агрессия против внешнего мира не могут проявиться со всей полнотой, они направляются обратно на собственное тело ребенка и непосредственно доступные ему предметы: ребенок бьется "головой об стену", портит мебель, часто наблюдается самовредительство. В этом случае, как считает А. Фрейд, ребенку надо дать возможность вновь направить агрессивность на внешнюю цель. Ими могут стать старые ненужные вещи и игрушки.

На следующей, фаллическо-эдипальной стадии развития буйная агрессивность и утрирование мужского поведения могут быть следствием страха кастрации у мальчиков и пенисовой зависти у девочек. Приступ ярости может в действительности оказаться приступом страха, когда фобическим детям мешают осуществлять их защитные действия. Такие состояния могут быть ликвидированы двумя способами: либо путем восстановления фобической защиты (например, избегать вызывающие страх обстоятельства), либо путем аналитической работы (нахождение, толкование и разрешение причины страха).

В детстве любая форма агрессивности всегда может в определенном отношении усилиться и завладеть психикой ребенка. В некоторых случаях такое явление обусловлено конституционально-генетически. Например, у детей алкоголиков и маниакально-депрессивных больных на первом месте находятся оральные стремления; у детей навязчиво-невротических больных особую роль играют анальные тенденции, которые затем вторично еще усиливаются действиями родителей при воспитании опрятности.

В дискуссии о роли агрессивности в процессе социализации А. Фрейд опровергает мнение, что агрессивные тенденции лишь отрицательно влияют на социализацию индивида. По ее мнению, агрессивные стремления, если они вступают в нормальные взаимоотношения с либидо, скорее влияют на социализацию побуждающе, чем сдерживающе. Грудной ребенок нуждается в активных стремлениях, чтобы обеспечить обращение к внешнему миру и удержание в нем. Агрессия у него – лишь форма активности. У маленького ребенка агрессия усиливает желание стать большим, независимым и поставить себя на место родителей. Образование "СВЕРХ–Я" зависит от агрессии, поскольку направленные наружу агрессивные побуждения как бы отводятся от внешнего мира и переходят в распоряжение "СВЕРХ–Я".

Только там, где смешение между либидо и агрессивностью не происходит или где позднее происходит их расслоение, агрессивность в качестве чистой агрессивности и асоциальной тенденции становится угрозой социального поведения. Парадокс заключается в том, что причиной этого обычно бывает не агрессивный инстинкт, а нарушение развития либидо. Когда либидные отношения отстают в развитии или повреждаются в результате таких событий, как разочарование в объекте, разлучение с объектом, потеря объекта, они оказываются слишком слабыми, чтобы связывать множество агрессивных элементов. Опасным местом здесь становится анально-садистическая стадия, когда, с одной стороны, особенно сильна агрессивность, а с другой – либидные отношения ребенка к окружающему миру находятся под угрозой его амбивалентности, т. е. одновременного проявления любви и ненависти. В это время часто случается, что агрессивные побуждения не поддаются воздействию либидо и в качестве чистой деструкции направляются то против внешнего мира, то против самого себя. Такие дети становятся бесцеремонными, жадными, скандальными и недоброжелательными.

Богатый клинический материал и лонгитюдные исследования позволили А. Фрейд выделить особый анальный характер. В этом она следует классическому положению 3. Фрейда о том, "Что свойства характера – это конденсат или реактивные образования, определенные прегенитальными либидоформациями" ("Новая редакция лекций по введению в психоанализ", 1932) А. Фрейд выделяет следующие специфические свойства и наклонности анального характера: аккуратность, опрятность, экономность, нерешительность, накопительство. По происхождению они возникают из вытесненных побуждений анальной стадии. Разновидностью анального характера может быть так называемый уретральный характер, которому присуще тщеславие и импульсивное поведение.

В анальной стадии коренятся и другие черты характера. Например, отвращение к отдельным блюдам может быть следствием воспитания опрятности, когда возникшие реактивные образования сдвинулись с анальной на оральную область. Предпочтение питания без мяса (там, где вегетарианство не обусловлено взрослыми) соответствует, по А. Фрейд, вытеснению каннибалических и садистских фантазий. Предпочтение и отвращение к некоторым запахам также может сводиться к удовольствию, которое принадлежит анальной сфере. Переносы из анальной стадии определяют упрямство, скрытность и враждебность.

А. Фрейд предлагает следующую схему формирования анального характера. На вершине или перед спадом анально-садистической стадии развития либидо и агрессивности почти у всех детей наблюдаются склонности анального характера – любовь к порядку, опрятность, магическое мышление, навязчивые церемонии засыпания и др. Эти явления связаны с воспитанием опрятности. Инстинктивные желания, которые по А. Фрейд, проявляются как удовольствие от грязи, удовольствие от разрушения и моторного беспокойства, встречают противодействие со стороны матери или няни. Они вытесняются и превращаются в свою противоположность – в реактивные образования. Так появляется отвращение к грязи, любовь к порядку, аккуратность. Некоторые анальные склонности, как например, высокая оценка своего тела и его внутреннего содержания, смещаются с анальной сферы на другие области. Так возникают накопительство, бережливость, жадность. При закреплении в процессе воспитания опрятности требований опорожнения желудка в определенное время и в определенном месте возникают такие черты характера, как пунктуальность и обязательность. По этому же механизму усиливаются тенденции к повторению при навязчивых явлениях. От характера протекания воспитания опрятности зависят будущая активность индивида, его уверенность в себе. Ребенок сопротивляется ограничению и сдерживанию его удовольствий. Он становится упрямым и враждебным. Ребенок эмоционально амбивалентен, его либидо и агрессивность направлены на этой стадии на один и тот же объект. Собственные агрессивные желания ребенок проецирует на родителей, что увеличивает страх перед ними.

Очевидная патология этой возрастной ступени вновь исчезает, как только развитие инстинкта и "Я" продвигается к следующей, фаллически–эдипальной стадии. Однако если воспитание опрятности протекает особенно напряженно и тяжело, то анально-садистическая стадия требует больше психической энергии, образуются точки фиксации на этой фазе. В последующем развитии происходят регрессии именно к этим точкам фиксации. Все вместе образует анальный характер.

А. Фрейд считает, что некоторые патологические склонности и асоциальное поведение взрослых людей могут корениться в анальной стадии их развития. На это указывает анализ раннего детства этих людей. Однако на основании детских отклонений нельзя заранее делать однозначные прогнозы о взрослой жизни. Тем не менее, как бы задним числом А. Фрейд реконструирует из прошлого взрослых преступников или лиц с половыми извращениями случаи неблагоприятного протекания анально-садистической стадии.

У мужчин, переодевающихся в женскую одежду, наблюдалась пассивная феминистичность анальной фазы. Анализ гомосексуалистов также позволяет выделить у них специфические особенности раннего детского развития. Фиксации на агрессивно-садистической стороне анальной фазы способствуют развитию мальчика в сторону положительного Эдипова комплекса на оральной и анальной пассивности толкают в обратную сторону, а именно к отрицательному Эдипову комплексу и, возможно, к более поздней гомосексуальности. Фактор либидонизации ануса и генетически обусловленные пассивные стремления анальной фазы, которые наделяют телесный фон мальчиков феминистическими установками, способствуют гомосексуальности во взрослой жизни. Реактивные образования против анальности, в особенности отвращение к выделениям, преграждают впоследствии путь к явным гомосексуальным занятиям. А. Фрейд пишет, что относительно асоциального поведения известно: анальногенные тенденции иметь, держать, собирать, копить впоследствии могут стать одной из психологических причин воровства.

А. Фрейд дает ряд практических советов по воспитанию опрятности, о борьбе с проявлениями детской агрессивности. Упрямство маленьких детей, коренящееся в анально-садистической стадии, может уменьшить новшества в воспитании опрятности. По мнению А. Фрейд, приучать к опрятности следует в более позднем возрасте (во всяком случае – после года, лучше – после двух), более медленно, более терпимо. Свобода в проявлении агрессивности на этой стадии дает нескованную физическую и духовную активность в будущем. Для этого, по А. Фрейд, необходимо допускать проявления детской амбивалентности и разрешать детям проявлять враждебные чувства против братьев, сестер и родителей. Во время анального садизма необходим переходный объект, на который может быть полностью направлена эмоциональная амбивалентность ребенка. Возможные квазипатологические явления объясняются на этой стадии недостатком возможностей отвода агрессивных стремлений. Картина изменится с развитием функций "Я", таких как мышление, речь, игра, возможности сублимации. Там, где причиной увеличивающейся агрессивности и деструкции маленького ребенка может быть недостаток либидных отношений, помогает открытие новых возможностей для либидных связей с окружающим миром.

Однако при недостаточном внешнем контроле дети подвергают опасности себя и свое окружение. При отсутствии строгости и сдерживания инстинктивных желаний страдает моральная сторона детского развития. Необходим разумный компромисс между сдерживанием и свободой проявления агрессивности и анальных стремлений.

Отводу, сублимированию или непосредственному удовлетворению частных инстинктивных побуждений способствуют детские игрушки. Игровой материал, который служит наполнению дополна и опорожнению до дна, размыканию и замыканию, соединению одного с другим и т. д., символизирует, по А. Фрейд, отверстия в теле и их функции. Подвижные игрушки для толкания, волочения и более быстрого передвижения служат для повышения мышечного удовольствия. Строительные материалы, с помощью которых можно создавать различные строения, а потом опять их разрушать, приспособлены к амбивалентным стремлениям анально-садистической стадии и могут быть использованы как позитивно, так и негативно.

Для практического изучения детской агрессивности А. Фрейд предложены детально разработанные методики. Явления психической жизни, по мнению А. Фрейд, должны исследоваться в комплексе. В подобном плане изучения метапсихологической картинны развития ребенка есть разделы об инстинктивном развитии, развитии "Я" и "СВЕРХ–Я". Раздел об инстинктивном развитии в свою очередь делится на более мелкие подотделы о развитии либидо и о развитии агрессивности. Следует исследовать, какие формы проявления агрессии имеются в распоряжении ребенка: а) относительно ее количества в клинической картине; б) относительно формы и вида в соответствии с фазовым развитием со стороны либидо; в) относительно направленности на внешний мир или на самого себя. Специальный раздел посвящен точкам фиксации и регрессиям. Следует проверить, есть ли у ребенка точка фиксации на анально-садистической фазе развития, т. е. выделяются ли такие свойства, как опрятность, любовь к порядку, экономность, пунктуальность, нерешительность и скептицизм.

Агрессивность исследуется при помощи традиционных психоаналитических методов, а также посредством специфических техник детского анализа: анализ сновидений и дневных фантазий, перенос, наблюдение за игрой и рисованием ребенка и др. При этом отмечается ряд отличительных особенностей техники детского анализа. Ребенка нельзя заставить расслабиться и, отказавшись от какой-либо внутренней критики, говорить все, что приходит в голову на определенную тему. Таким образом, вместо свободных ассоциаций в детском психоанализе анализируются так называемые дневные фантазии ("сны наяву") и детские игры. Размышление вслух во взрослом анализе заменяется в работе с детьми анализом действий. В переносе ребенка ведущую роль играет Агрессия, точнее агрессивная сторона прегенитальной сексуальности, а не либидонозные реакции переноса, как во взрослом анализе. Переносные действия проявляются в нападках на объект переноса, в активных провокациях, плевании, толчках, ударах и т. п. Примером дневных фантазий, которые содержат в отличие от свободных ассоциаций взрослого лишь минимальные искажения инстинктивных побуждений, служат ударные фантазии, существование которых указывает на фиксацию на анальном садомазохизме.

А. Фрейд считает, что детский анализ служит одновременно нескольким целям. Там, где есть фиксации или отставания по отдельным линиям развития, а также в случае инфантильных неврозов детский анализ может выполнять психотерапевтическую функцию. В случае обыкновенных трудностей воспитания детский психоанализ может помочь в становлении и поддержании "Я" и "СВЕРХ–Я" ребенка, в овладении им инстинктивными побуждениями и подчинению их сознательному регулированию. В случаях глубоких психозов и шизофрении, которые не поддаются воздействию традиционных психоаналитических методов, детский психоанализ служит изучению и раскрытию новых, неизвестных психических явлений.


Библиография трудов А. Фрейд

I. Литература на русском языке

1. Фрейд А.: Введение в технику детского психоанализа. Одесса, 1927; переизд. М., 1991

2. Фрейд А.: Разлука с матерью. В: Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов / Ред.-сост. В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1991, с. 142-143

3. Фрейд А.: Психология “Я” и защитные механизмы. М., “Педагогика-Пресс” 1993

4. Фрейд А.: Норма и патология детства / Пер. с нем. Я.Л. Обухова. В: Фрейд А.; Фрейд З.: Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. СПб., В.-Е. Институт Психоанализа, 1995

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!